| Надзор за соблюдением прав и свобод человекаВ этой правозащитной деятельности состоит принципиально новое назначение прокуратуры. В ранее действовавших законах о прокуратуре на главное место ставились охрана и защита интересов государства. 
Предметом этой отрасли прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина как в органах и должностными лицами, в отношении которых осуществляется надзор за соблюдением законов, так и в органах управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Законодательство дает прокуратуре возможность осуществлять надзор за предприятиями и организациями только в части соблюдения прав и свобод человека. При этом органам прокуратуры запрещено вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций, они не вправе подменять контрольные органы. При осуществлении возложенных на него функций 
прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.
 В своей деятельности в этом направлении прокуратура взаимодействует с Уполномоченным по правам человека в РФ. В этом направлении надзора особое внимание уделяется соблюдению законов органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также за деятельностью по оказанию населению психиатрической помощи. В соответствии с Законом о прокуратуре надзор за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. Актами прокурорского реагирования в порядке прокурорского надзора служат: требования. Требования прокурора подлежат безусловному исполнению с сообщением прокурору о принятых мерах, их неисполнение влечет за собой установленную законом ответственность;представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения в течение месяца, и о результатах, принятых мерах должны сообщить прокурору в письменном виде;протест – это акт жесткой формы прокурорского реагирования, правовое средство устранения нарушений закона, выявленных при осуществлении прокурорского надзора. Протест подлежит обязательному рассмотрению в 10-дневный срок. Различаются: протест в порядке общего надзора, кассационный протест, частный протест, протест в порядке надзора;постановление о возбуждении уголовного дела, производства об административном правонарушении, об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию на основании решения несудебного органа, выносится прокурором исходя из характера нарушения закона должностными лицами и рассматривается уполномоченным на то органом в установленном законом порядке;предостережение о недопустимости нарушения закона, имеющее профилактическое значение.
 Основные законодательные источники курса | 
Понятие правоохранительной деятельности | 
Основные направления правоохранительной деятельности | 
Общая характеристика правоохранительных и судебных органов РФ | 
Судебная власть: понятие и функции | 
Признаки судебной власти | 
Основные этапы развития российской судебной системы | 
Общая характеристика действующей судебной системы РФ | 
Понятие судебного звена и судебной инстанции | 
Правосудие и его отличительные свойства | 
Демократические основы (принципы) правосудия: их понятие, природа и система | 
Принцип законности правосудия | 
Осуществление правосудия только судом | 
Принцип доступности судебной защиты | 
Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом | 
Принцип участия граждан в отправлении правосудия | 
Принцип состязательности и равноправия сторон в судебном процессе | 
Принцип обеспечения обвиняемому права на защиту | 
Принцип презумпции невиновности | 
Независимость судей и подчинение их только закону | 
Принцип гласности в деятельности суда | 
Принцип государственного или национального языка судопроизводства и делопроизводства в судах | 
Районный суд: порядок формирования, структура, полномочия | 
Полномочия мировых судей в РФ | 
Суды среднего звена системы общих (гражданских) судов: состав и полномочия | 
Военные суды РФ | 
Полномочия военной коллегии ВС РФ | 
Место верховного суда РФ в системе органов судебной власти и его функции | 
Порядок формирования, состав и структура верховного суда РФ | 
Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции | 
Арбитражные суды, их место и роль в судебной системе РФ | 
Высший арбитражный суд РФ | 
Федеральные арбитражные суды округов | 
Арбитражные суды субъектов РФ | 
Компетенция арбитражных судов | 
Порядок образования и деятельности третейских судов | 
Международный коммерческий арбитраж | 
Понятие и место конституционного контроля в государственно-правовом механизме | 
Принципы конституционного судопроизводства | 
Статус судей и организация деятельности конституционного суда РФ | 
Полномочия конституционного суда РФ | 
Понятие и состав судейского корпуса | 
Правовой статус судей и его обеспечение | 
Приостановление и прекращение полномочий судьи | 
Система органов судейского сообщества | 
Понятие, система и основные направления деятельности органов внутренних дел РФ | 
Задачи, организация и полномочия милиции в РФ | 
Роль и место следственного комитета МВД России | 
Внутренние войска МВД России: задачи и структура | 
Система органов миграционной службы | 
Основные направления и задачи в обеспечении национальной безопасности РФ на современном этапе | 
Система обеспечения безопасности в РФ | 
Правовой статус совета безопасности | 
Структурная организация системы органов федеральной службы безопасности РФ, ее основные задачи | 
Основные направления деятельности органов ФСБ РФ | 
Основные задачи и функции федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков | 
Органы внешней разведки РФ | 
Федеральные органы государственной охраны | 
Понятие таможенной деятельности в РФ и ее цели | 
Система таможенных органов, их основные функции | 
Основные направления деятельности по борьбе с таможенными правонарушениями | 
Общая характеристика налоговых органов РФ | 
Федеральная служба по финансовому мониторингу | 
Министерство юстиции России, функции и основные направления деятельности | 
Служба судебных приставов | 
Правовой статус и полномочия судебных приставов | 
Органы уголовно-исполнительной системы Минюста России | 
Предварительное расследование в России: понятие и формы | 
Органы дознания РФ: понятие, задачи и система | 
Органы предварительного следствия РФ: задачи и компетенция | 
Следователи и их полномочия | 
Основные исторические этапы развития российской прокуратуры | 
Надзор за исполнением закона | 
Надзор за соблюдением прав и свобод человека | 
участие прокурора в рассмотрении дел судами | 
Система органов прокуратуры РФ | 
Структура органов прокуратуры РФ | 
Принципы организации и деятельности прокуратуры | 
Правовой статус прокурорских работников и учреждений прокуратуры | 
Нотариат в РФ: понятие, задачи и основы организации | 
Структура и полномочия федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов РФ | 
Порядок назначения на должность нотариуса | 
Права и обязанности нотариуса | 
Порядок совершения нотариальных действий | 
Понятие и задачи адвокатуры и адвокатской деятельности | 
Правовой статус адвоката | 
Формы адвокатских образований | 
Органы самоуправления адвокатским сообществом | 
Частная правоохранительная деятельность: понятие, правовая основа и принципы | 
Виды частной правоохранительной деятельности в РФ
 Мягкова Е.Л. Правоохранительные органы | Федулов А.В. Правоохранительные органы Российской Федерации
 |