Мягкова Е.Л. Правоохранительные органы

Надзор за соблюдением прав и свобод человека

В этой правозащитной деятельности состоит принципиально новое назначение прокуратуры. В ранее действовавших законах о прокуратуре на главное место ставились охрана и защита интересов государства.

Предметом этой отрасли прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина как в органах и должностными лицами, в отношении которых осуществляется надзор за соблюдением законов, так и в органах управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Законодательство дает прокуратуре возможность осуществлять надзор за предприятиями и организациями только в части соблюдения прав и свобод человека. При этом органам прокуратуры запрещено вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций, они не вправе подменять контрольные органы.

При осуществлении возложенных на него функций прокурор:

  • рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
  • разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
  • принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

В своей деятельности в этом направлении прокуратура взаимодействует с Уполномоченным по правам человека в РФ.

В этом направлении надзора особое внимание уделяется соблюдению законов органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также за деятельностью по оказанию населению психиатрической помощи.

В соответствии с Законом о прокуратуре надзор за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Актами прокурорского реагирования в порядке прокурорского надзора служат:

  • требования. Требования прокурора подлежат безусловному исполнению с сообщением прокурору о принятых мерах, их неисполнение влечет за собой установленную законом ответственность;
  • представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения в течение месяца, и о результатах, принятых мерах должны сообщить прокурору в письменном виде;
  • протест – это акт жесткой формы прокурорского реагирования, правовое средство устранения нарушений закона, выявленных при осуществлении прокурорского надзора. Протест подлежит обязательному рассмотрению в 10-дневный срок. Различаются: протест в порядке общего надзора, кассационный протест, частный протест, протест в порядке надзора;
  • постановление о возбуждении уголовного дела, производства об административном правонарушении, об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию на основании решения несудебного органа, выносится прокурором исходя из характера нарушения закона должностными лицами и рассматривается уполномоченным на то органом в установленном законом порядке;
  • предостережение о недопустимости нарушения закона, имеющее профилактическое значение.

Основные законодательные источники курса | Понятие правоохранительной деятельности | Основные направления правоохранительной деятельности | Общая характеристика правоохранительных и судебных органов РФ | Судебная власть: понятие и функции | Признаки судебной власти | Основные этапы развития российской судебной системы | Общая характеристика действующей судебной системы РФ | Понятие судебного звена и судебной инстанции | Правосудие и его отличительные свойства | Демократические основы (принципы) правосудия: их понятие, природа и система | Принцип законности правосудия | Осуществление правосудия только судом | Принцип доступности судебной защиты | Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом | Принцип участия граждан в отправлении правосудия | Принцип состязательности и равноправия сторон в судебном процессе | Принцип обеспечения обвиняемому права на защиту | Принцип презумпции невиновности | Независимость судей и подчинение их только закону | Принцип гласности в деятельности суда | Принцип государственного или национального языка судопроизводства и делопроизводства в судах | Районный суд: порядок формирования, структура, полномочия | Полномочия мировых судей в РФ | Суды среднего звена системы общих (гражданских) судов: состав и полномочия | Военные суды РФ | Полномочия военной коллегии ВС РФ | Место верховного суда РФ в системе органов судебной власти и его функции | Порядок формирования, состав и структура верховного суда РФ | Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции | Арбитражные суды, их место и роль в судебной системе РФ | Высший арбитражный суд РФ | Федеральные арбитражные суды округов | Арбитражные суды субъектов РФ | Компетенция арбитражных судов | Порядок образования и деятельности третейских судов | Международный коммерческий арбитраж | Понятие и место конституционного контроля в государственно-правовом механизме | Принципы конституционного судопроизводства | Статус судей и организация деятельности конституционного суда РФ | Полномочия конституционного суда РФ | Понятие и состав судейского корпуса | Правовой статус судей и его обеспечение | Приостановление и прекращение полномочий судьи | Система органов судейского сообщества | Понятие, система и основные направления деятельности органов внутренних дел РФ | Задачи, организация и полномочия милиции в РФ | Роль и место следственного комитета МВД России | Внутренние войска МВД России: задачи и структура | Система органов миграционной службы | Основные направления и задачи в обеспечении национальной безопасности РФ на современном этапе | Система обеспечения безопасности в РФ | Правовой статус совета безопасности | Структурная организация системы органов федеральной службы безопасности РФ, ее основные задачи | Основные направления деятельности органов ФСБ РФ | Основные задачи и функции федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков | Органы внешней разведки РФ | Федеральные органы государственной охраны | Понятие таможенной деятельности в РФ и ее цели | Система таможенных органов, их основные функции | Основные направления деятельности по борьбе с таможенными правонарушениями | Общая характеристика налоговых органов РФ | Федеральная служба по финансовому мониторингу | Министерство юстиции России, функции и основные направления деятельности | Служба судебных приставов | Правовой статус и полномочия судебных приставов | Органы уголовно-исполнительной системы Минюста России | Предварительное расследование в России: понятие и формы | Органы дознания РФ: понятие, задачи и система | Органы предварительного следствия РФ: задачи и компетенция | Следователи и их полномочия | Основные исторические этапы развития российской прокуратуры | Надзор за исполнением закона | Надзор за соблюдением прав и свобод человека | участие прокурора в рассмотрении дел судами | Система органов прокуратуры РФ | Структура органов прокуратуры РФ | Принципы организации и деятельности прокуратуры | Правовой статус прокурорских работников и учреждений прокуратуры | Нотариат в РФ: понятие, задачи и основы организации | Структура и полномочия федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов РФ | Порядок назначения на должность нотариуса | Права и обязанности нотариуса | Порядок совершения нотариальных действий | Понятие и задачи адвокатуры и адвокатской деятельности | Правовой статус адвоката | Формы адвокатских образований | Органы самоуправления адвокатским сообществом | Частная правоохранительная деятельность: понятие, правовая основа и принципы | Виды частной правоохранительной деятельности в РФ
Мягкова Е.Л. Правоохранительные органы | Федулов А.В. Правоохранительные органы Российской Федерации