Мягкова Е.Л. Правоохранительные органы

Понятие и место конституционного контроля в государственно-правовом механизме

Конституционный контроль – важный элемент системы разделения государственной власти в РФ, занимает ключевое место в государственно-правовом механизме защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия предписаний Конституции на всей территории России.

Сущность конституционного контроля состоит в выявлении правовых актов государственных органов и должностных лиц, противоречащих конституционным положениям, принятии мер по устранению этих отклонений.

Данный контроль в основном носит абстрактный характер, так как проверка конституционности акта не связана с его действием, применением этого акта в определенных правоотношениях. Такой контроль называется последующим, поскольку проверяется конституционность законов и других актов, вступивших в силу. Исключением из названных правил является конкретный контроль конституционности закона, примененного или подлежащего применению в определенном деле, а также предварительный контроль конституционности не вступивших в силу международных договоров.

Конституционный Суд РФ (КС) как специализированный орган судебного конституционного надзора был учрежден в декабре 1990 г. Конституция РФ 1993 г. и Федеральный конституционный закон от 23 июля 1994 г. «О Конституционном Суде РФ» определили роль и место КС в судебной системе России.

Конституционный Суд РФ, как гласит ст. 1 Закона, – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Данная формулировка позволяет сделать вывод о двойственном характере правовой природы КС.

С одной стороны, Конституционный Суд – орган правосудия, составная часть судебной власти – с учетом своих полномочий меняет и толкует конституционные и иные нормы, в рамках которых действуют органы государственной власти, местного самоуправления и другие субъекты права; с другой – Конституционный Суд как федеральный орган независимой ветви государственной власти (ст. 10 Конституции РФ) в силу занимаемого им места может оказывать существенное воздействие на деятельность их ветвей власти, на установление объема их полномочий.

Конституционный Суд РФ является не только судебным органом, но и одним из высших конституционных органов, что отличает его от ВС и ВАС, которые по отношению друг к другу выступают органами одного уровня, являясь высшими судебными органами по конкретным делам.

Главная функция КС – обеспечение конституционного контроля – обусловила сущностные отличия КС от других судов. Конституционный Суд как орган конституционного правосудия осуществляет проверку нормативных правовых актов, но при этом им не устанавливаются фактические обстоятельства, исследование которых отнесено к компетенции других правоприменительных органов. Конституционный Суд решает исключительно вопросы права (ст. 3 Закона о Конституционном Суде).

Статус КС не предполагает обжалования принимаемых им решений. Конституционный Суд – единственный орган судебной системы РФ, который вправе проверять соответствие нормативных правовых актов Конституции РФ и в случае неконституционности лишать их юридической силы.

В отличие от назначаемых Советом Федерации председателей ВС и ВАС, председатель КС РФ избирается судьями КС.


Основные законодательные источники курса | Понятие правоохранительной деятельности | Основные направления правоохранительной деятельности | Общая характеристика правоохранительных и судебных органов РФ | Судебная власть: понятие и функции | Признаки судебной власти | Основные этапы развития российской судебной системы | Общая характеристика действующей судебной системы РФ | Понятие судебного звена и судебной инстанции | Правосудие и его отличительные свойства | Демократические основы (принципы) правосудия: их понятие, природа и система | Принцип законности правосудия | Осуществление правосудия только судом | Принцип доступности судебной защиты | Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом | Принцип участия граждан в отправлении правосудия | Принцип состязательности и равноправия сторон в судебном процессе | Принцип обеспечения обвиняемому права на защиту | Принцип презумпции невиновности | Независимость судей и подчинение их только закону | Принцип гласности в деятельности суда | Принцип государственного или национального языка судопроизводства и делопроизводства в судах | Районный суд: порядок формирования, структура, полномочия | Полномочия мировых судей в РФ | Суды среднего звена системы общих (гражданских) судов: состав и полномочия | Военные суды РФ | Полномочия военной коллегии ВС РФ | Место верховного суда РФ в системе органов судебной власти и его функции | Порядок формирования, состав и структура верховного суда РФ | Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции | Арбитражные суды, их место и роль в судебной системе РФ | Высший арбитражный суд РФ | Федеральные арбитражные суды округов | Арбитражные суды субъектов РФ | Компетенция арбитражных судов | Порядок образования и деятельности третейских судов | Международный коммерческий арбитраж | Понятие и место конституционного контроля в государственно-правовом механизме | Принципы конституционного судопроизводства | Статус судей и организация деятельности конституционного суда РФ | Полномочия конституционного суда РФ | Понятие и состав судейского корпуса | Правовой статус судей и его обеспечение | Приостановление и прекращение полномочий судьи | Система органов судейского сообщества | Понятие, система и основные направления деятельности органов внутренних дел РФ | Задачи, организация и полномочия милиции в РФ | Роль и место следственного комитета МВД России | Внутренние войска МВД России: задачи и структура | Система органов миграционной службы | Основные направления и задачи в обеспечении национальной безопасности РФ на современном этапе | Система обеспечения безопасности в РФ | Правовой статус совета безопасности | Структурная организация системы органов федеральной службы безопасности РФ, ее основные задачи | Основные направления деятельности органов ФСБ РФ | Основные задачи и функции федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков | Органы внешней разведки РФ | Федеральные органы государственной охраны | Понятие таможенной деятельности в РФ и ее цели | Система таможенных органов, их основные функции | Основные направления деятельности по борьбе с таможенными правонарушениями | Общая характеристика налоговых органов РФ | Федеральная служба по финансовому мониторингу | Министерство юстиции России, функции и основные направления деятельности | Служба судебных приставов | Правовой статус и полномочия судебных приставов | Органы уголовно-исполнительной системы Минюста России | Предварительное расследование в России: понятие и формы | Органы дознания РФ: понятие, задачи и система | Органы предварительного следствия РФ: задачи и компетенция | Следователи и их полномочия | Основные исторические этапы развития российской прокуратуры | Надзор за исполнением закона | Надзор за соблюдением прав и свобод человека | участие прокурора в рассмотрении дел судами | Система органов прокуратуры РФ | Структура органов прокуратуры РФ | Принципы организации и деятельности прокуратуры | Правовой статус прокурорских работников и учреждений прокуратуры | Нотариат в РФ: понятие, задачи и основы организации | Структура и полномочия федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов РФ | Порядок назначения на должность нотариуса | Права и обязанности нотариуса | Порядок совершения нотариальных действий | Понятие и задачи адвокатуры и адвокатской деятельности | Правовой статус адвоката | Формы адвокатских образований | Органы самоуправления адвокатским сообществом | Частная правоохранительная деятельность: понятие, правовая основа и принципы | Виды частной правоохранительной деятельности в РФ
Мягкова Е.Л. Правоохранительные органы | Федулов А.В. Правоохранительные органы Российской Федерации