| Понятие и место конституционного контроля в государственно-правовом механизме
Конституционный контроль – важный элемент системы разделения государственной власти в РФ, занимает ключевое место в государственно-правовом механизме защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия предписаний Конституции на всей территории России. Сущность конституционного контроля состоит в выявлении правовых актов государственных органов и должностных лиц, противоречащих конституционным положениям, принятии мер по устранению этих отклонений. Данный контроль в основном носит абстрактный характер, так как проверка конституционности акта не связана с его действием, применением этого акта в определенных правоотношениях. Такой контроль называется 
последующим, поскольку проверяется конституционность законов и других актов, вступивших в силу. Исключением из названных правил является 
конкретный контроль конституционности закона, примененного или подлежащего применению в определенном деле, а также 
предварительный контроль конституционности не вступивших в силу международных договоров. 
Конституционный Суд РФ (КС) как специализированный орган судебного конституционного надзора был учрежден в декабре 1990 г. Конституция РФ 1993 г. и Федеральный конституционный закон от 23 июля 1994 г. «О Конституционном Суде РФ» определили роль и место КС в судебной системе России. Конституционный Суд РФ, как гласит ст. 1 Закона, – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Данная формулировка позволяет сделать вывод о двойственном характере правовой природы КС. С одной стороны, Конституционный Суд – орган правосудия, составная часть судебной власти – с учетом своих полномочий меняет и толкует конституционные и иные нормы, в рамках которых действуют органы государственной власти, местного самоуправления и другие субъекты права; с другой – Конституционный Суд как федеральный орган независимой ветви государственной власти (ст. 10 Конституции РФ) в силу занимаемого им места может оказывать существенное воздействие на деятельность их ветвей власти, на установление объема их полномочий. 
Конституционный Суд РФ является не только судебным органом, но и одним из высших конституционных органов, что отличает его от ВС и ВАС, которые по отношению друг к другу выступают органами одного уровня, являясь высшими судебными органами по конкретным делам. 
Главная функция КС – обеспечение конституционного контроля – обусловила сущностные отличия КС от других судов. Конституционный Суд как орган конституционного правосудия осуществляет проверку нормативных правовых актов, но при этом им не устанавливаются фактические обстоятельства, исследование которых отнесено к компетенции других правоприменительных органов. Конституционный Суд решает исключительно вопросы права (ст. 3 Закона о Конституционном Суде). Статус КС не предполагает обжалования принимаемых им решений. Конституционный Суд – единственный орган судебной системы РФ, который вправе проверять соответствие нормативных правовых актов Конституции РФ и в случае неконституционности лишать их юридической силы. В отличие от назначаемых Советом Федерации председателей ВС и ВАС, председатель КС РФ избирается судьями КС.
 Основные законодательные источники курса | 
Понятие правоохранительной деятельности | 
Основные направления правоохранительной деятельности | 
Общая характеристика правоохранительных и судебных органов РФ | 
Судебная власть: понятие и функции | 
Признаки судебной власти | 
Основные этапы развития российской судебной системы | 
Общая характеристика действующей судебной системы РФ | 
Понятие судебного звена и судебной инстанции | 
Правосудие и его отличительные свойства | 
Демократические основы (принципы) правосудия: их понятие, природа и система | 
Принцип законности правосудия | 
Осуществление правосудия только судом | 
Принцип доступности судебной защиты | 
Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом | 
Принцип участия граждан в отправлении правосудия | 
Принцип состязательности и равноправия сторон в судебном процессе | 
Принцип обеспечения обвиняемому права на защиту | 
Принцип презумпции невиновности | 
Независимость судей и подчинение их только закону | 
Принцип гласности в деятельности суда | 
Принцип государственного или национального языка судопроизводства и делопроизводства в судах | 
Районный суд: порядок формирования, структура, полномочия | 
Полномочия мировых судей в РФ | 
Суды среднего звена системы общих (гражданских) судов: состав и полномочия | 
Военные суды РФ | 
Полномочия военной коллегии ВС РФ | 
Место верховного суда РФ в системе органов судебной власти и его функции | 
Порядок формирования, состав и структура верховного суда РФ | 
Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции | 
Арбитражные суды, их место и роль в судебной системе РФ | 
Высший арбитражный суд РФ | 
Федеральные арбитражные суды округов | 
Арбитражные суды субъектов РФ | 
Компетенция арбитражных судов | 
Порядок образования и деятельности третейских судов | 
Международный коммерческий арбитраж | 
Понятие и место конституционного контроля в государственно-правовом механизме | 
Принципы конституционного судопроизводства | 
Статус судей и организация деятельности конституционного суда РФ | 
Полномочия конституционного суда РФ | 
Понятие и состав судейского корпуса | 
Правовой статус судей и его обеспечение | 
Приостановление и прекращение полномочий судьи | 
Система органов судейского сообщества | 
Понятие, система и основные направления деятельности органов внутренних дел РФ | 
Задачи, организация и полномочия милиции в РФ | 
Роль и место следственного комитета МВД России | 
Внутренние войска МВД России: задачи и структура | 
Система органов миграционной службы | 
Основные направления и задачи в обеспечении национальной безопасности РФ на современном этапе | 
Система обеспечения безопасности в РФ | 
Правовой статус совета безопасности | 
Структурная организация системы органов федеральной службы безопасности РФ, ее основные задачи | 
Основные направления деятельности органов ФСБ РФ | 
Основные задачи и функции федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков | 
Органы внешней разведки РФ | 
Федеральные органы государственной охраны | 
Понятие таможенной деятельности в РФ и ее цели | 
Система таможенных органов, их основные функции | 
Основные направления деятельности по борьбе с таможенными правонарушениями | 
Общая характеристика налоговых органов РФ | 
Федеральная служба по финансовому мониторингу | 
Министерство юстиции России, функции и основные направления деятельности | 
Служба судебных приставов | 
Правовой статус и полномочия судебных приставов | 
Органы уголовно-исполнительной системы Минюста России | 
Предварительное расследование в России: понятие и формы | 
Органы дознания РФ: понятие, задачи и система | 
Органы предварительного следствия РФ: задачи и компетенция | 
Следователи и их полномочия | 
Основные исторические этапы развития российской прокуратуры | 
Надзор за исполнением закона | 
Надзор за соблюдением прав и свобод человека | 
участие прокурора в рассмотрении дел судами | 
Система органов прокуратуры РФ | 
Структура органов прокуратуры РФ | 
Принципы организации и деятельности прокуратуры | 
Правовой статус прокурорских работников и учреждений прокуратуры | 
Нотариат в РФ: понятие, задачи и основы организации | 
Структура и полномочия федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов РФ | 
Порядок назначения на должность нотариуса | 
Права и обязанности нотариуса | 
Порядок совершения нотариальных действий | 
Понятие и задачи адвокатуры и адвокатской деятельности | 
Правовой статус адвоката | 
Формы адвокатских образований | 
Органы самоуправления адвокатским сообществом | 
Частная правоохранительная деятельность: понятие, правовая основа и принципы | 
Виды частной правоохранительной деятельности в РФ
 Мягкова Е.Л. Правоохранительные органы | Федулов А.В. Правоохранительные органы Российской Федерации
 |