Понятие и место конституционного контроля в государственно-правовом механизме
Конституционный контроль – важный элемент системы разделения государственной власти в РФ, занимает ключевое место в государственно-правовом механизме защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия предписаний Конституции на всей территории России. Сущность конституционного контроля состоит в выявлении правовых актов государственных органов и должностных лиц, противоречащих конституционным положениям, принятии мер по устранению этих отклонений. Данный контроль в основном носит абстрактный характер, так как проверка конституционности акта не связана с его действием, применением этого акта в определенных правоотношениях. Такой контроль называется
последующим, поскольку проверяется конституционность законов и других актов, вступивших в силу. Исключением из названных правил является
конкретный контроль конституционности закона, примененного или подлежащего применению в определенном деле, а также
предварительный контроль конституционности не вступивших в силу международных договоров.
Конституционный Суд РФ (КС) как специализированный орган судебного конституционного надзора был учрежден в декабре 1990 г. Конституция РФ 1993 г. и Федеральный конституционный закон от 23 июля 1994 г. «О Конституционном Суде РФ» определили роль и место КС в судебной системе России. Конституционный Суд РФ, как гласит ст. 1 Закона, – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Данная формулировка позволяет сделать вывод о двойственном характере правовой природы КС. С одной стороны, Конституционный Суд – орган правосудия, составная часть судебной власти – с учетом своих полномочий меняет и толкует конституционные и иные нормы, в рамках которых действуют органы государственной власти, местного самоуправления и другие субъекты права; с другой – Конституционный Суд как федеральный орган независимой ветви государственной власти (ст. 10 Конституции РФ) в силу занимаемого им места может оказывать существенное воздействие на деятельность их ветвей власти, на установление объема их полномочий.
Конституционный Суд РФ является не только судебным органом, но и одним из высших конституционных органов, что отличает его от ВС и ВАС, которые по отношению друг к другу выступают органами одного уровня, являясь высшими судебными органами по конкретным делам.
Главная функция КС – обеспечение конституционного контроля – обусловила сущностные отличия КС от других судов. Конституционный Суд как орган конституционного правосудия осуществляет проверку нормативных правовых актов, но при этом им не устанавливаются фактические обстоятельства, исследование которых отнесено к компетенции других правоприменительных органов. Конституционный Суд решает исключительно вопросы права (ст. 3 Закона о Конституционном Суде). Статус КС не предполагает обжалования принимаемых им решений. Конституционный Суд – единственный орган судебной системы РФ, который вправе проверять соответствие нормативных правовых актов Конституции РФ и в случае неконституционности лишать их юридической силы. В отличие от назначаемых Советом Федерации председателей ВС и ВАС, председатель КС РФ избирается судьями КС.
Основные законодательные источники курса |
Понятие правоохранительной деятельности |
Основные направления правоохранительной деятельности |
Общая характеристика правоохранительных и судебных органов РФ |
Судебная власть: понятие и функции |
Признаки судебной власти |
Основные этапы развития российской судебной системы |
Общая характеристика действующей судебной системы РФ |
Понятие судебного звена и судебной инстанции |
Правосудие и его отличительные свойства |
Демократические основы (принципы) правосудия: их понятие, природа и система |
Принцип законности правосудия |
Осуществление правосудия только судом |
Принцип доступности судебной защиты |
Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом |
Принцип участия граждан в отправлении правосудия |
Принцип состязательности и равноправия сторон в судебном процессе |
Принцип обеспечения обвиняемому права на защиту |
Принцип презумпции невиновности |
Независимость судей и подчинение их только закону |
Принцип гласности в деятельности суда |
Принцип государственного или национального языка судопроизводства и делопроизводства в судах |
Районный суд: порядок формирования, структура, полномочия |
Полномочия мировых судей в РФ |
Суды среднего звена системы общих (гражданских) судов: состав и полномочия |
Военные суды РФ |
Полномочия военной коллегии ВС РФ |
Место верховного суда РФ в системе органов судебной власти и его функции |
Порядок формирования, состав и структура верховного суда РФ |
Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции |
Арбитражные суды, их место и роль в судебной системе РФ |
Высший арбитражный суд РФ |
Федеральные арбитражные суды округов |
Арбитражные суды субъектов РФ |
Компетенция арбитражных судов |
Порядок образования и деятельности третейских судов |
Международный коммерческий арбитраж |
Понятие и место конституционного контроля в государственно-правовом механизме |
Принципы конституционного судопроизводства |
Статус судей и организация деятельности конституционного суда РФ |
Полномочия конституционного суда РФ |
Понятие и состав судейского корпуса |
Правовой статус судей и его обеспечение |
Приостановление и прекращение полномочий судьи |
Система органов судейского сообщества |
Понятие, система и основные направления деятельности органов внутренних дел РФ |
Задачи, организация и полномочия милиции в РФ |
Роль и место следственного комитета МВД России |
Внутренние войска МВД России: задачи и структура |
Система органов миграционной службы |
Основные направления и задачи в обеспечении национальной безопасности РФ на современном этапе |
Система обеспечения безопасности в РФ |
Правовой статус совета безопасности |
Структурная организация системы органов федеральной службы безопасности РФ, ее основные задачи |
Основные направления деятельности органов ФСБ РФ |
Основные задачи и функции федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков |
Органы внешней разведки РФ |
Федеральные органы государственной охраны |
Понятие таможенной деятельности в РФ и ее цели |
Система таможенных органов, их основные функции |
Основные направления деятельности по борьбе с таможенными правонарушениями |
Общая характеристика налоговых органов РФ |
Федеральная служба по финансовому мониторингу |
Министерство юстиции России, функции и основные направления деятельности |
Служба судебных приставов |
Правовой статус и полномочия судебных приставов |
Органы уголовно-исполнительной системы Минюста России |
Предварительное расследование в России: понятие и формы |
Органы дознания РФ: понятие, задачи и система |
Органы предварительного следствия РФ: задачи и компетенция |
Следователи и их полномочия |
Основные исторические этапы развития российской прокуратуры |
Надзор за исполнением закона |
Надзор за соблюдением прав и свобод человека |
участие прокурора в рассмотрении дел судами |
Система органов прокуратуры РФ |
Структура органов прокуратуры РФ |
Принципы организации и деятельности прокуратуры |
Правовой статус прокурорских работников и учреждений прокуратуры |
Нотариат в РФ: понятие, задачи и основы организации |
Структура и полномочия федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов РФ |
Порядок назначения на должность нотариуса |
Права и обязанности нотариуса |
Порядок совершения нотариальных действий |
Понятие и задачи адвокатуры и адвокатской деятельности |
Правовой статус адвоката |
Формы адвокатских образований |
Органы самоуправления адвокатским сообществом |
Частная правоохранительная деятельность: понятие, правовая основа и принципы |
Виды частной правоохранительной деятельности в РФ
Мягкова Е.Л. Правоохранительные органы | Федулов А.В. Правоохранительные органы Российской Федерации
|