Следователи и их полномочия
Следователь – должностное лицо соответствующего правоохранительного органа, специально назначенное выполнять единственную и главную функцию расследования преступления.
Следователь обязан принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявить как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также смягчающие и отягчающие его ответственность обстоятельства.
Полномочия следователей как должностных лиц соответствующих ведомств, назначенных в установленном законом порядке, определены УПК РФ.
Следователи прокуратуры расследуют дела о наиболее тяжких преступлениях: убийствах, изнасилованиях, бандитизме, организации преступных сообществ, о массовых беспорядках, преступлениях против конституционных прав и свобод граждан, взяточничестве и о других опасных преступлениях, а также все дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями, должностными лицами ОВД, таможенных органов, и о преступных посягательствах на упомянутых лиц в связи с их служебной деятельностью.
Следователи военной прокуратуры расследуют все дела о преступлениях военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других воинских формирований, а также рядового, сержантского и офицерского составов ФСБ и Службы внешней разведки.
Следователи ОВД расследуют все дела о преступлениях несовершеннолетних, а также самое большое число дел об общеуголовных преступлениях. К их компетенции относится расследование дел против жизни и здоровья, собственности во всех ее формах, общественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств, о незаконном обороте наркотиков и т. д.
Следователи ФСБ расследуют дела о терроризме, захвате заложников, незаконных вооруженных формированиях, об угоне самолетов, о государственной измене, шпионаже и диверсиях, а также о некоторых должностных преступлениях, если они связаны с рассмотрением дел, отнесенных к их компетенции. В связи с созданием Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям в Следственном комитете при МВД России образуется управление по расследованию экономических и налоговых преступлений. Полномочия следователя едины независимо от ведомства, к которому он относится. При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Закон предоставляет право следователю не согласиться с указаниями прокурора: об избрании меры пресечения, об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных следственных действий, об отводе следователя или о его отстранении от ведения дела и т. д. Полномочия следователя включают также его право давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий, которые обязательны для исполнения. Постановления следователя, вынесенные согласно закону, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Основные законодательные источники курса |
Понятие правоохранительной деятельности |
Основные направления правоохранительной деятельности |
Общая характеристика правоохранительных и судебных органов РФ |
Судебная власть: понятие и функции |
Признаки судебной власти |
Основные этапы развития российской судебной системы |
Общая характеристика действующей судебной системы РФ |
Понятие судебного звена и судебной инстанции |
Правосудие и его отличительные свойства |
Демократические основы (принципы) правосудия: их понятие, природа и система |
Принцип законности правосудия |
Осуществление правосудия только судом |
Принцип доступности судебной защиты |
Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом |
Принцип участия граждан в отправлении правосудия |
Принцип состязательности и равноправия сторон в судебном процессе |
Принцип обеспечения обвиняемому права на защиту |
Принцип презумпции невиновности |
Независимость судей и подчинение их только закону |
Принцип гласности в деятельности суда |
Принцип государственного или национального языка судопроизводства и делопроизводства в судах |
Районный суд: порядок формирования, структура, полномочия |
Полномочия мировых судей в РФ |
Суды среднего звена системы общих (гражданских) судов: состав и полномочия |
Военные суды РФ |
Полномочия военной коллегии ВС РФ |
Место верховного суда РФ в системе органов судебной власти и его функции |
Порядок формирования, состав и структура верховного суда РФ |
Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции |
Арбитражные суды, их место и роль в судебной системе РФ |
Высший арбитражный суд РФ |
Федеральные арбитражные суды округов |
Арбитражные суды субъектов РФ |
Компетенция арбитражных судов |
Порядок образования и деятельности третейских судов |
Международный коммерческий арбитраж |
Понятие и место конституционного контроля в государственно-правовом механизме |
Принципы конституционного судопроизводства |
Статус судей и организация деятельности конституционного суда РФ |
Полномочия конституционного суда РФ |
Понятие и состав судейского корпуса |
Правовой статус судей и его обеспечение |
Приостановление и прекращение полномочий судьи |
Система органов судейского сообщества |
Понятие, система и основные направления деятельности органов внутренних дел РФ |
Задачи, организация и полномочия милиции в РФ |
Роль и место следственного комитета МВД России |
Внутренние войска МВД России: задачи и структура |
Система органов миграционной службы |
Основные направления и задачи в обеспечении национальной безопасности РФ на современном этапе |
Система обеспечения безопасности в РФ |
Правовой статус совета безопасности |
Структурная организация системы органов федеральной службы безопасности РФ, ее основные задачи |
Основные направления деятельности органов ФСБ РФ |
Основные задачи и функции федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков |
Органы внешней разведки РФ |
Федеральные органы государственной охраны |
Понятие таможенной деятельности в РФ и ее цели |
Система таможенных органов, их основные функции |
Основные направления деятельности по борьбе с таможенными правонарушениями |
Общая характеристика налоговых органов РФ |
Федеральная служба по финансовому мониторингу |
Министерство юстиции России, функции и основные направления деятельности |
Служба судебных приставов |
Правовой статус и полномочия судебных приставов |
Органы уголовно-исполнительной системы Минюста России |
Предварительное расследование в России: понятие и формы |
Органы дознания РФ: понятие, задачи и система |
Органы предварительного следствия РФ: задачи и компетенция |
Следователи и их полномочия |
Основные исторические этапы развития российской прокуратуры |
Надзор за исполнением закона |
Надзор за соблюдением прав и свобод человека |
участие прокурора в рассмотрении дел судами |
Система органов прокуратуры РФ |
Структура органов прокуратуры РФ |
Принципы организации и деятельности прокуратуры |
Правовой статус прокурорских работников и учреждений прокуратуры |
Нотариат в РФ: понятие, задачи и основы организации |
Структура и полномочия федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов РФ |
Порядок назначения на должность нотариуса |
Права и обязанности нотариуса |
Порядок совершения нотариальных действий |
Понятие и задачи адвокатуры и адвокатской деятельности |
Правовой статус адвоката |
Формы адвокатских образований |
Органы самоуправления адвокатским сообществом |
Частная правоохранительная деятельность: понятие, правовая основа и принципы |
Виды частной правоохранительной деятельности в РФ
Мягкова Е.Л. Правоохранительные органы | Федулов А.В. Правоохранительные органы Российской Федерации
|