Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом
Конституция РФ (ст. 19) провозглашает равенство всех перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина во всех сферах политической и социально-экономической жизни государства независимо от пола и расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 7), адресуя эту норму судам, внес в нее дополнение о том, что суд может принимать во внимание и другие обстоятельства, связанные с необоснованным ограничением прав человека, не указанные в федеральном законе. Таким образом, судам предоставлена возможность признавать и иные обстоятельства, кроме тех, которые перечислены в ст. 19 Конституции РФ.
Равенство перед законом включает двоякий подход к проблеме. Во-первых, оно означает одинаковое применение норм, закрепленных в законе, ко всем гражданам. Во-вторых, принцип равенства перед законом относится и к законотворческой деятельности, диктуя необходимость исключать нормы, дискриминирующие стороны по каким-либо признакам, запрещенным Конституцией РФ.
Равенство перед судом предусматривает, что правосудие должно осуществляться на основе единого суда для всех, т. е. всем участникам процесса предоставляются одинаковые права защищать свои интересы. Таким образом,
единое для всех равенство перед законом дополняется и единством суда. Не допускается создание каких-либо специальных судов, осуществляющих правосудие для отдельных групп населения по социальным, национальным или иным признакам, а также создание чрезвычайных судов. Известно, что действующее законодательство предусматривает особенности судопроизводства, касающиеся порядка возбуждения дел в отношении военнослужащих, а также некоторых категорий должностных лиц. В сфере правосудия по делам военнослужащих эти особенности влияют лишь на определение подсудности с учетом воинского звания. Однако процедура в суде осуществляется по единым правилам, поскольку военные суды – часть судов общей юрисдикции и их деятельность регламентируется единым материальным и процессуальным законодательством. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Предание их суду возможно только после лишения депутатской неприкосновенности на основании решения соответствующей палаты парламента, по представлению Генерального прокурора РФ (ст. 98 Конституции РФ). Неприкосновенность депутатов представительных органов субъектов РФ носит более ограниченный характер. Она не распространяется на действия депутатов, связанные с преступлениями против личности, а также на иные действия, не относящиеся к их депутатским полномочиям. Одной из гарантий соблюдения принципа равенства всех перед законом и судом является установление уголовной ответственности за нарушение равенства граждан в зависимости от их социального, имущественного и других отличий, причинившее вред их правам и интересам (ст. 136 УК РФ).
Основные законодательные источники курса |
Понятие правоохранительной деятельности |
Основные направления правоохранительной деятельности |
Общая характеристика правоохранительных и судебных органов РФ |
Судебная власть: понятие и функции |
Признаки судебной власти |
Основные этапы развития российской судебной системы |
Общая характеристика действующей судебной системы РФ |
Понятие судебного звена и судебной инстанции |
Правосудие и его отличительные свойства |
Демократические основы (принципы) правосудия: их понятие, природа и система |
Принцип законности правосудия |
Осуществление правосудия только судом |
Принцип доступности судебной защиты |
Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом |
Принцип участия граждан в отправлении правосудия |
Принцип состязательности и равноправия сторон в судебном процессе |
Принцип обеспечения обвиняемому права на защиту |
Принцип презумпции невиновности |
Независимость судей и подчинение их только закону |
Принцип гласности в деятельности суда |
Принцип государственного или национального языка судопроизводства и делопроизводства в судах |
Районный суд: порядок формирования, структура, полномочия |
Полномочия мировых судей в РФ |
Суды среднего звена системы общих (гражданских) судов: состав и полномочия |
Военные суды РФ |
Полномочия военной коллегии ВС РФ |
Место верховного суда РФ в системе органов судебной власти и его функции |
Порядок формирования, состав и структура верховного суда РФ |
Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции |
Арбитражные суды, их место и роль в судебной системе РФ |
Высший арбитражный суд РФ |
Федеральные арбитражные суды округов |
Арбитражные суды субъектов РФ |
Компетенция арбитражных судов |
Порядок образования и деятельности третейских судов |
Международный коммерческий арбитраж |
Понятие и место конституционного контроля в государственно-правовом механизме |
Принципы конституционного судопроизводства |
Статус судей и организация деятельности конституционного суда РФ |
Полномочия конституционного суда РФ |
Понятие и состав судейского корпуса |
Правовой статус судей и его обеспечение |
Приостановление и прекращение полномочий судьи |
Система органов судейского сообщества |
Понятие, система и основные направления деятельности органов внутренних дел РФ |
Задачи, организация и полномочия милиции в РФ |
Роль и место следственного комитета МВД России |
Внутренние войска МВД России: задачи и структура |
Система органов миграционной службы |
Основные направления и задачи в обеспечении национальной безопасности РФ на современном этапе |
Система обеспечения безопасности в РФ |
Правовой статус совета безопасности |
Структурная организация системы органов федеральной службы безопасности РФ, ее основные задачи |
Основные направления деятельности органов ФСБ РФ |
Основные задачи и функции федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков |
Органы внешней разведки РФ |
Федеральные органы государственной охраны |
Понятие таможенной деятельности в РФ и ее цели |
Система таможенных органов, их основные функции |
Основные направления деятельности по борьбе с таможенными правонарушениями |
Общая характеристика налоговых органов РФ |
Федеральная служба по финансовому мониторингу |
Министерство юстиции России, функции и основные направления деятельности |
Служба судебных приставов |
Правовой статус и полномочия судебных приставов |
Органы уголовно-исполнительной системы Минюста России |
Предварительное расследование в России: понятие и формы |
Органы дознания РФ: понятие, задачи и система |
Органы предварительного следствия РФ: задачи и компетенция |
Следователи и их полномочия |
Основные исторические этапы развития российской прокуратуры |
Надзор за исполнением закона |
Надзор за соблюдением прав и свобод человека |
участие прокурора в рассмотрении дел судами |
Система органов прокуратуры РФ |
Структура органов прокуратуры РФ |
Принципы организации и деятельности прокуратуры |
Правовой статус прокурорских работников и учреждений прокуратуры |
Нотариат в РФ: понятие, задачи и основы организации |
Структура и полномочия федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов РФ |
Порядок назначения на должность нотариуса |
Права и обязанности нотариуса |
Порядок совершения нотариальных действий |
Понятие и задачи адвокатуры и адвокатской деятельности |
Правовой статус адвоката |
Формы адвокатских образований |
Органы самоуправления адвокатским сообществом |
Частная правоохранительная деятельность: понятие, правовая основа и принципы |
Виды частной правоохранительной деятельности в РФ
Мягкова Е.Л. Правоохранительные органы | Федулов А.В. Правоохранительные органы Российской Федерации
|