Мягкова Е.Л. Правоохранительные органы

Независимость судей и подчинение их только закону

Конституционный принцип независимости судей нашел отражение и развитие во многих актах федерального законодательства, регламентирующих разные стороны осуществления правосудия и деятельности судов: в федеральных конституционных законах «О Конституционном Суде Российской Федерации», «Об арбитражных судах в Российской Федерации», «О военных судах в Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», в уголовном, гражданском и арбитражном процессуальном законодательстве.

Суд относится к числу государственных учреждений, деятельность которых часто находится в поле зрения различных органов, должностных и частных лиц. Проблема обеспечения независимости судей связана с их взаимоотношениями с другими государственными структурами, хозяйственными и иными организациями, должностными лицами и гражданами. Независимость судей проявляется также и во внутрисудебных отношениях с другими участниками процесса и с вышестоящими судебными органами. Судьи по закону обеспечиваются условиями для беспрепятственного и эффективного осуществления их прав и обязанностей, реальными гарантиями независимости и введением ответственности за незаконное вмешательство в их деятельность.

Указанные положения относятся не только к деятельности профессиональных судей, но и к гражданам, привлекаемым к осуществлению правосудия: присяжным, народным и арбитражным заседателям.

Сама формула подчинения судей «только Конституции» имеет основополагающее значение. Конституция РФ обладает высшей юридической силой, является актом прямого действия, и никакие другие правовые акты, применяемые на территории страны, не должны ей противоречить. Упомянутая формула определяет некоторую специфическую сторону деятельности судей, связанную с правом судов, опираясь на Конституцию, контролировать законность правовых актов, применяемых при осуществлении правосудия.

Судьи вправе использовать положения Конституции, когда конституционная норма не требует дополнительной регламентации и не содержит указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона.

Судам общей юрисдикции также предоставлено право при рассмотрении конкретных дел давать оценку легитимности законов субъектов Федерации и в случае их неконституционности признавать их недействующими, т. е. не подлежащими применению, что влечет необходимость приведения этого закона в соответствие с федеральным законодательством.

Согласно Федеральному закону «О статусе судей в Российской Федерации» судьи несменяемы; судье гарантируется неприкосновенность и предоставление материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, также предусматривается ответственность за незаконное вмешательство в их деятельность.

В соответствии с Уголовным кодексом РФ установлена повышенная уголовная ответственность: за воспрепятствование осуществлению правосудия (ст. 294); посягательство на жизнь судьи, иных лиц, осуществляющих правосудие (ст. 295); угрозу или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия (ст. 296); неуважение к суду (ст. 297); клевету в отношении судьи (ст. 298).


Основные законодательные источники курса | Понятие правоохранительной деятельности | Основные направления правоохранительной деятельности | Общая характеристика правоохранительных и судебных органов РФ | Судебная власть: понятие и функции | Признаки судебной власти | Основные этапы развития российской судебной системы | Общая характеристика действующей судебной системы РФ | Понятие судебного звена и судебной инстанции | Правосудие и его отличительные свойства | Демократические основы (принципы) правосудия: их понятие, природа и система | Принцип законности правосудия | Осуществление правосудия только судом | Принцип доступности судебной защиты | Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом | Принцип участия граждан в отправлении правосудия | Принцип состязательности и равноправия сторон в судебном процессе | Принцип обеспечения обвиняемому права на защиту | Принцип презумпции невиновности | Независимость судей и подчинение их только закону | Принцип гласности в деятельности суда | Принцип государственного или национального языка судопроизводства и делопроизводства в судах | Районный суд: порядок формирования, структура, полномочия | Полномочия мировых судей в РФ | Суды среднего звена системы общих (гражданских) судов: состав и полномочия | Военные суды РФ | Полномочия военной коллегии ВС РФ | Место верховного суда РФ в системе органов судебной власти и его функции | Порядок формирования, состав и структура верховного суда РФ | Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции | Арбитражные суды, их место и роль в судебной системе РФ | Высший арбитражный суд РФ | Федеральные арбитражные суды округов | Арбитражные суды субъектов РФ | Компетенция арбитражных судов | Порядок образования и деятельности третейских судов | Международный коммерческий арбитраж | Понятие и место конституционного контроля в государственно-правовом механизме | Принципы конституционного судопроизводства | Статус судей и организация деятельности конституционного суда РФ | Полномочия конституционного суда РФ | Понятие и состав судейского корпуса | Правовой статус судей и его обеспечение | Приостановление и прекращение полномочий судьи | Система органов судейского сообщества | Понятие, система и основные направления деятельности органов внутренних дел РФ | Задачи, организация и полномочия милиции в РФ | Роль и место следственного комитета МВД России | Внутренние войска МВД России: задачи и структура | Система органов миграционной службы | Основные направления и задачи в обеспечении национальной безопасности РФ на современном этапе | Система обеспечения безопасности в РФ | Правовой статус совета безопасности | Структурная организация системы органов федеральной службы безопасности РФ, ее основные задачи | Основные направления деятельности органов ФСБ РФ | Основные задачи и функции федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков | Органы внешней разведки РФ | Федеральные органы государственной охраны | Понятие таможенной деятельности в РФ и ее цели | Система таможенных органов, их основные функции | Основные направления деятельности по борьбе с таможенными правонарушениями | Общая характеристика налоговых органов РФ | Федеральная служба по финансовому мониторингу | Министерство юстиции России, функции и основные направления деятельности | Служба судебных приставов | Правовой статус и полномочия судебных приставов | Органы уголовно-исполнительной системы Минюста России | Предварительное расследование в России: понятие и формы | Органы дознания РФ: понятие, задачи и система | Органы предварительного следствия РФ: задачи и компетенция | Следователи и их полномочия | Основные исторические этапы развития российской прокуратуры | Надзор за исполнением закона | Надзор за соблюдением прав и свобод человека | участие прокурора в рассмотрении дел судами | Система органов прокуратуры РФ | Структура органов прокуратуры РФ | Принципы организации и деятельности прокуратуры | Правовой статус прокурорских работников и учреждений прокуратуры | Нотариат в РФ: понятие, задачи и основы организации | Структура и полномочия федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов РФ | Порядок назначения на должность нотариуса | Права и обязанности нотариуса | Порядок совершения нотариальных действий | Понятие и задачи адвокатуры и адвокатской деятельности | Правовой статус адвоката | Формы адвокатских образований | Органы самоуправления адвокатским сообществом | Частная правоохранительная деятельность: понятие, правовая основа и принципы | Виды частной правоохранительной деятельности в РФ
Мягкова Е.Л. Правоохранительные органы | Федулов А.В. Правоохранительные органы Российской Федерации