| Независимость судей и подчинение их только закону
Конституционный принцип независимости судей нашел отражение и развитие во многих актах федерального законодательства, регламентирующих разные стороны осуществления правосудия и деятельности судов: в федеральных конституционных законах «О Конституционном Суде Российской Федерации», «Об арбитражных судах в Российской Федерации», «О военных судах в Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», в уголовном, гражданском и арбитражном процессуальном законодательстве. Суд относится к числу государственных учреждений, деятельность которых часто находится в поле зрения различных органов, должностных и частных лиц. Проблема обеспечения независимости судей связана с их взаимоотношениями с другими государственными структурами, хозяйственными и иными организациями, должностными лицами и гражданами. Независимость судей проявляется также и во внутрисудебных отношениях с другими участниками процесса и с вышестоящими судебными органами. Судьи по закону обеспечиваются условиями для беспрепятственного и эффективного осуществления их прав и обязанностей, реальными гарантиями независимости и введением ответственности за незаконное вмешательство в их деятельность. Указанные положения относятся не только к деятельности профессиональных судей, но и к гражданам, привлекаемым к осуществлению правосудия: присяжным, народным и арбитражным заседателям. Сама формула подчинения судей «только Конституции» имеет основополагающее значение. Конституция РФ обладает высшей юридической силой, является актом прямого действия, и никакие другие правовые акты, применяемые на территории страны, не должны ей противоречить. Упомянутая формула определяет некоторую специфическую сторону деятельности судей, связанную с правом судов, опираясь на Конституцию, контролировать законность правовых актов, применяемых при осуществлении правосудия. Судьи вправе использовать положения Конституции, когда конституционная норма не требует дополнительной регламентации и не содержит указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона. Судам общей юрисдикции также предоставлено право при рассмотрении конкретных дел давать оценку легитимности законов субъектов Федерации и в случае их неконституционности признавать их недействующими, т. е. не подлежащими применению, что влечет необходимость приведения этого закона в соответствие с федеральным законодательством. Согласно Федеральному закону «О статусе судей в Российской Федерации» судьи несменяемы; судье гарантируется неприкосновенность и предоставление материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, также предусматривается ответственность за незаконное вмешательство в их деятельность. В соответствии с Уголовным кодексом РФ установлена повышенная уголовная ответственность: за воспрепятствование осуществлению правосудия (ст. 294); посягательство на жизнь судьи, иных лиц, осуществляющих правосудие (ст. 295); угрозу или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия (ст. 296); неуважение к суду (ст. 297); клевету в отношении судьи (ст. 298).
 Основные законодательные источники курса | 
Понятие правоохранительной деятельности | 
Основные направления правоохранительной деятельности | 
Общая характеристика правоохранительных и судебных органов РФ | 
Судебная власть: понятие и функции | 
Признаки судебной власти | 
Основные этапы развития российской судебной системы | 
Общая характеристика действующей судебной системы РФ | 
Понятие судебного звена и судебной инстанции | 
Правосудие и его отличительные свойства | 
Демократические основы (принципы) правосудия: их понятие, природа и система | 
Принцип законности правосудия | 
Осуществление правосудия только судом | 
Принцип доступности судебной защиты | 
Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом | 
Принцип участия граждан в отправлении правосудия | 
Принцип состязательности и равноправия сторон в судебном процессе | 
Принцип обеспечения обвиняемому права на защиту | 
Принцип презумпции невиновности | 
Независимость судей и подчинение их только закону | 
Принцип гласности в деятельности суда | 
Принцип государственного или национального языка судопроизводства и делопроизводства в судах | 
Районный суд: порядок формирования, структура, полномочия | 
Полномочия мировых судей в РФ | 
Суды среднего звена системы общих (гражданских) судов: состав и полномочия | 
Военные суды РФ | 
Полномочия военной коллегии ВС РФ | 
Место верховного суда РФ в системе органов судебной власти и его функции | 
Порядок формирования, состав и структура верховного суда РФ | 
Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции | 
Арбитражные суды, их место и роль в судебной системе РФ | 
Высший арбитражный суд РФ | 
Федеральные арбитражные суды округов | 
Арбитражные суды субъектов РФ | 
Компетенция арбитражных судов | 
Порядок образования и деятельности третейских судов | 
Международный коммерческий арбитраж | 
Понятие и место конституционного контроля в государственно-правовом механизме | 
Принципы конституционного судопроизводства | 
Статус судей и организация деятельности конституционного суда РФ | 
Полномочия конституционного суда РФ | 
Понятие и состав судейского корпуса | 
Правовой статус судей и его обеспечение | 
Приостановление и прекращение полномочий судьи | 
Система органов судейского сообщества | 
Понятие, система и основные направления деятельности органов внутренних дел РФ | 
Задачи, организация и полномочия милиции в РФ | 
Роль и место следственного комитета МВД России | 
Внутренние войска МВД России: задачи и структура | 
Система органов миграционной службы | 
Основные направления и задачи в обеспечении национальной безопасности РФ на современном этапе | 
Система обеспечения безопасности в РФ | 
Правовой статус совета безопасности | 
Структурная организация системы органов федеральной службы безопасности РФ, ее основные задачи | 
Основные направления деятельности органов ФСБ РФ | 
Основные задачи и функции федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков | 
Органы внешней разведки РФ | 
Федеральные органы государственной охраны | 
Понятие таможенной деятельности в РФ и ее цели | 
Система таможенных органов, их основные функции | 
Основные направления деятельности по борьбе с таможенными правонарушениями | 
Общая характеристика налоговых органов РФ | 
Федеральная служба по финансовому мониторингу | 
Министерство юстиции России, функции и основные направления деятельности | 
Служба судебных приставов | 
Правовой статус и полномочия судебных приставов | 
Органы уголовно-исполнительной системы Минюста России | 
Предварительное расследование в России: понятие и формы | 
Органы дознания РФ: понятие, задачи и система | 
Органы предварительного следствия РФ: задачи и компетенция | 
Следователи и их полномочия | 
Основные исторические этапы развития российской прокуратуры | 
Надзор за исполнением закона | 
Надзор за соблюдением прав и свобод человека | 
участие прокурора в рассмотрении дел судами | 
Система органов прокуратуры РФ | 
Структура органов прокуратуры РФ | 
Принципы организации и деятельности прокуратуры | 
Правовой статус прокурорских работников и учреждений прокуратуры | 
Нотариат в РФ: понятие, задачи и основы организации | 
Структура и полномочия федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов РФ | 
Порядок назначения на должность нотариуса | 
Права и обязанности нотариуса | 
Порядок совершения нотариальных действий | 
Понятие и задачи адвокатуры и адвокатской деятельности | 
Правовой статус адвоката | 
Формы адвокатских образований | 
Органы самоуправления адвокатским сообществом | 
Частная правоохранительная деятельность: понятие, правовая основа и принципы | 
Виды частной правоохранительной деятельности в РФ
 Мягкова Е.Л. Правоохранительные органы | Федулов А.В. Правоохранительные органы Российской Федерации
 |