Мягкова Е.Л. Правоохранительные органы

Принципы организации и деятельности прокуратуры

В соответствии со ст. 129 Конституции РФ и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливаются следующие основные принципы организации и деятельности прокуратуры.

Принцип единства означает, что:

  • все органы прокуратуры составляют единую систему;
  • создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры, не допускается;
  • перед всеми органами прокуратуры стоит общая цель – обеспечение верховенства закона, защита прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства;
  • организация и деятельность прокуратуры по выполнению поставленных задач регулируется общим для всех прокуратур страны законодательным актом – Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»;
  • каждый прокурор наделен в пределах своей компетенции едиными полномочиями и средствами их реализации. Вышестоящий прокурор правомочен принять на себя обязанности нижестоящего, возбудить или прекратить дело, если в силу каких-либо причин эти и другие вопросы не решаются или неправильно решаются подчиненным ему прокурором.

Принцип централизации проявляется в том, что:

1) все прокуроры, кроме Генерального, назначаются Генеральным прокурором РФ сроком на 5 лет и освобождаются им же от должности. Генерального прокурора назначает Совет Федерации рФ по представлению Президента РФ;

2) в органах прокуратуры закреплена иерархия, основанная на подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим и всех прокуроров – Генеральному;

3) вышестоящие прокуроры правомочны давать подчиненным прокурорам обязательные для нихуказания и поручения.

Централизм как принцип организации и деятельности прокуратуры распространяется как на внутреннюю организацию и деятельность каждой из прокуратур, так и на взаимоотношения прокуроров.

Принцип независимости предусматривает:

  • осуществление прокуратурами своих полномочий независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений;
  • исключение вмешательства в деятельность прокуратуры отдельных должностных лиц, представителей СМИ с требованиями о предоставлении информации, составляющей государственную или служебную тайну;
  • обязательность исполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий;
  • осуществление органами прокуратуры своих функций в строгом соответствии с действующим законодательством.

Принцип обеспечения законности реализуется органами прокуратуры при осуществлении всех ее функций. Принцип законности применительно к деятельности самой прокуратуры означает, что каждый правовой акт, исходящий от прокуроров и следователей, каждое процессуальное или проверочное действие должны быть основаны на законе и выполняться в формах, предусматриваемых законом.

Принцип гласности обязывает прокуратуру действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной, специально охраняемой законом тайне. Общество получает возможность контроля за деятельностью органов прокуратуры, а прокурор и следователь в порядке обратной связи – поддержку населения.


Основные законодательные источники курса | Понятие правоохранительной деятельности | Основные направления правоохранительной деятельности | Общая характеристика правоохранительных и судебных органов РФ | Судебная власть: понятие и функции | Признаки судебной власти | Основные этапы развития российской судебной системы | Общая характеристика действующей судебной системы РФ | Понятие судебного звена и судебной инстанции | Правосудие и его отличительные свойства | Демократические основы (принципы) правосудия: их понятие, природа и система | Принцип законности правосудия | Осуществление правосудия только судом | Принцип доступности судебной защиты | Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом | Принцип участия граждан в отправлении правосудия | Принцип состязательности и равноправия сторон в судебном процессе | Принцип обеспечения обвиняемому права на защиту | Принцип презумпции невиновности | Независимость судей и подчинение их только закону | Принцип гласности в деятельности суда | Принцип государственного или национального языка судопроизводства и делопроизводства в судах | Районный суд: порядок формирования, структура, полномочия | Полномочия мировых судей в РФ | Суды среднего звена системы общих (гражданских) судов: состав и полномочия | Военные суды РФ | Полномочия военной коллегии ВС РФ | Место верховного суда РФ в системе органов судебной власти и его функции | Порядок формирования, состав и структура верховного суда РФ | Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции | Арбитражные суды, их место и роль в судебной системе РФ | Высший арбитражный суд РФ | Федеральные арбитражные суды округов | Арбитражные суды субъектов РФ | Компетенция арбитражных судов | Порядок образования и деятельности третейских судов | Международный коммерческий арбитраж | Понятие и место конституционного контроля в государственно-правовом механизме | Принципы конституционного судопроизводства | Статус судей и организация деятельности конституционного суда РФ | Полномочия конституционного суда РФ | Понятие и состав судейского корпуса | Правовой статус судей и его обеспечение | Приостановление и прекращение полномочий судьи | Система органов судейского сообщества | Понятие, система и основные направления деятельности органов внутренних дел РФ | Задачи, организация и полномочия милиции в РФ | Роль и место следственного комитета МВД России | Внутренние войска МВД России: задачи и структура | Система органов миграционной службы | Основные направления и задачи в обеспечении национальной безопасности РФ на современном этапе | Система обеспечения безопасности в РФ | Правовой статус совета безопасности | Структурная организация системы органов федеральной службы безопасности РФ, ее основные задачи | Основные направления деятельности органов ФСБ РФ | Основные задачи и функции федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков | Органы внешней разведки РФ | Федеральные органы государственной охраны | Понятие таможенной деятельности в РФ и ее цели | Система таможенных органов, их основные функции | Основные направления деятельности по борьбе с таможенными правонарушениями | Общая характеристика налоговых органов РФ | Федеральная служба по финансовому мониторингу | Министерство юстиции России, функции и основные направления деятельности | Служба судебных приставов | Правовой статус и полномочия судебных приставов | Органы уголовно-исполнительной системы Минюста России | Предварительное расследование в России: понятие и формы | Органы дознания РФ: понятие, задачи и система | Органы предварительного следствия РФ: задачи и компетенция | Следователи и их полномочия | Основные исторические этапы развития российской прокуратуры | Надзор за исполнением закона | Надзор за соблюдением прав и свобод человека | Участие прокурора в рассмотрении дел судами | Система органов прокуратуры РФ | Структура органов прокуратуры РФ | Принципы организации и деятельности прокуратуры | Правовой статус прокурорских работников и учреждений прокуратуры | Нотариат в РФ: понятие, задачи и основы организации | Структура и полномочия федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов РФ | Порядок назначения на должность нотариуса | Права и обязанности нотариуса | Порядок совершения нотариальных действий | Понятие и задачи адвокатуры и адвокатской деятельности | Правовой статус адвоката | Формы адвокатских образований | Органы самоуправления адвокатским сообществом | Частная правоохранительная деятельность: понятие, правовая основа и принципы | Виды частной правоохранительной деятельности в РФ
Мягкова Е.Л. Правоохранительные органы | Федулов А.В. Правоохранительные органы Российской Федерации