| Правовой статус прокурорских работников и учреждений прокуратурыСлужба в органах прокуратуры является федеральной государственной службой. Требования к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, условия и порядок их приема на службу установлены Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Прокурорами и следователями могут быть граждане России, имеющие высшее юридическое образование, обладающие необходимыми моральными и профессиональными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. В указанном Законе 
установлен ряд цензов для кандидатов на службу в органы прокуратуры: возрастной – не моложе 25 лет на должности в прокуратурах основного звена; наличие стажа прокурорской и следственной работы от трех до пяти лет – на должности в прокуратурах среднего звена. Прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам присваиваются в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы классные чины. Порядок присвоения классных чинов определяется Положением о классных чинах работников прокуратуры. Устанавливается 11 классных чинов, от действительного государственного советника юстиции до младшего юриста. Право присвоения классных чинов принадлежит Президенту РФ (первые четыре классных чина) и Генеральному прокурору (с пятого по одиннадцатый). Работники органов военной прокуратуры имеют статус военнослужащих, проходят службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях и обладают льготами, установленными Федеральным законом «О статусе военнослужащих». Им присваиваются воинские звания в порядке, установленном для военнослужащих, которые соответствуют классным чинам прокурорских работников территориальных прокуратур. Важное условие обеспечения независимости прокуроров и следователей при осуществлении ими своих полномочий – 
наделение их 
служебным иммунитетом: не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора или следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта. Любая проверка сообщения о факте совершенного ими правонарушения, возбуждение уголовного дела и производство расследования – исключительная компетенция органов прокуратуры. Прокуроры и следователи имеют право на ношение и применение специальных средств и огнестрельного оружия в порядке, определенном законодательством. Законом о прокуратуре установлен порядок поощрения прокурорских работников, предусмотрены меры их материального и социального обеспечения, меры правовой и социальной защиты. Порядок и условия осуществления государственной защиты прокуроров и следователей, членов их семей и их имущества определяются Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». В течение срока полномочий прокурор может быть освобожден от должности по собственному желанию, в связи с выходом в отставку, в связи с переходом на другую работу, в связи с невозможностью исполнять свои обязанности по состоянию здоровья, по результатам аттестации, в случае совершения преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда, а также по другим основаниям, предусмотренным законодательством РФ о труде.
 Основные законодательные источники курса | 
Понятие правоохранительной деятельности | 
Основные направления правоохранительной деятельности | 
Общая характеристика правоохранительных и судебных органов РФ | 
Судебная власть: понятие и функции | 
Признаки судебной власти | 
Основные этапы развития российской судебной системы | 
Общая характеристика действующей судебной системы РФ | 
Понятие судебного звена и судебной инстанции | 
Правосудие и его отличительные свойства | 
Демократические основы (принципы) правосудия: их понятие, природа и система | 
Принцип законности правосудия | 
Осуществление правосудия только судом | 
Принцип доступности судебной защиты | 
Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом | 
Принцип участия граждан в отправлении правосудия | 
Принцип состязательности и равноправия сторон в судебном процессе | 
Принцип обеспечения обвиняемому права на защиту | 
Принцип презумпции невиновности | 
Независимость судей и подчинение их только закону | 
Принцип гласности в деятельности суда | 
Принцип государственного или национального языка судопроизводства и делопроизводства в судах | 
Районный суд: порядок формирования, структура, полномочия | 
Полномочия мировых судей в РФ | 
Суды среднего звена системы общих (гражданских) судов: состав и полномочия | 
Военные суды РФ | 
Полномочия военной коллегии ВС РФ | 
Место верховного суда РФ в системе органов судебной власти и его функции | 
Порядок формирования, состав и структура верховного суда РФ | 
Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции | 
Арбитражные суды, их место и роль в судебной системе РФ | 
Высший арбитражный суд РФ | 
Федеральные арбитражные суды округов | 
Арбитражные суды субъектов РФ | 
Компетенция арбитражных судов | 
Порядок образования и деятельности третейских судов | 
Международный коммерческий арбитраж | 
Понятие и место конституционного контроля в государственно-правовом механизме | 
Принципы конституционного судопроизводства | 
Статус судей и организация деятельности конституционного суда РФ | 
Полномочия конституционного суда РФ | 
Понятие и состав судейского корпуса | 
Правовой статус судей и его обеспечение | 
Приостановление и прекращение полномочий судьи | 
Система органов судейского сообщества | 
Понятие, система и основные направления деятельности органов внутренних дел РФ | 
Задачи, организация и полномочия милиции в РФ | 
Роль и место следственного комитета МВД России | 
Внутренние войска МВД России: задачи и структура | 
Система органов миграционной службы | 
Основные направления и задачи в обеспечении национальной безопасности РФ на современном этапе | 
Система обеспечения безопасности в РФ | 
Правовой статус совета безопасности | 
Структурная организация системы органов федеральной службы безопасности РФ, ее основные задачи | 
Основные направления деятельности органов ФСБ РФ | 
Основные задачи и функции федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков | 
Органы внешней разведки РФ | 
Федеральные органы государственной охраны | 
Понятие таможенной деятельности в РФ и ее цели | 
Система таможенных органов, их основные функции | 
Основные направления деятельности по борьбе с таможенными правонарушениями | 
Общая характеристика налоговых органов РФ | 
Федеральная служба по финансовому мониторингу | 
Министерство юстиции России, функции и основные направления деятельности | 
Служба судебных приставов | 
Правовой статус и полномочия судебных приставов | 
Органы уголовно-исполнительной системы Минюста России | 
Предварительное расследование в России: понятие и формы | 
Органы дознания РФ: понятие, задачи и система | 
Органы предварительного следствия РФ: задачи и компетенция | 
Следователи и их полномочия | 
Основные исторические этапы развития российской прокуратуры | 
Надзор за исполнением закона | 
Надзор за соблюдением прав и свобод человека | 
Участие прокурора в рассмотрении дел судами | 
Система органов прокуратуры РФ | 
Структура органов прокуратуры РФ | 
Принципы организации и деятельности прокуратуры | 
Правовой статус прокурорских работников и учреждений прокуратуры | 
Нотариат в РФ: понятие, задачи и основы организации | 
Структура и полномочия федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов РФ | 
Порядок назначения на должность нотариуса | 
Права и обязанности нотариуса | 
Порядок совершения нотариальных действий | 
Понятие и задачи адвокатуры и адвокатской деятельности | 
Правовой статус адвоката | 
Формы адвокатских образований | 
Органы самоуправления адвокатским сообществом | 
Частная правоохранительная деятельность: понятие, правовая основа и принципы | 
Виды частной правоохранительной деятельности в РФ
 Мягкова Е.Л. Правоохранительные органы | Федулов А.В. Правоохранительные органы Российской Федерации
 |