Правовой статус прокурорских работников и учреждений прокуратуры
Служба в органах прокуратуры является федеральной государственной службой. Требования к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, условия и порядок их приема на службу установлены Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Прокурорами и следователями могут быть граждане России, имеющие высшее юридическое образование, обладающие необходимыми моральными и профессиональными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. В указанном Законе
установлен ряд цензов для кандидатов на службу в органы прокуратуры: возрастной – не моложе 25 лет на должности в прокуратурах основного звена; наличие стажа прокурорской и следственной работы от трех до пяти лет – на должности в прокуратурах среднего звена. Прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам присваиваются в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы классные чины. Порядок присвоения классных чинов определяется Положением о классных чинах работников прокуратуры. Устанавливается 11 классных чинов, от действительного государственного советника юстиции до младшего юриста. Право присвоения классных чинов принадлежит Президенту РФ (первые четыре классных чина) и Генеральному прокурору (с пятого по одиннадцатый). Работники органов военной прокуратуры имеют статус военнослужащих, проходят службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях и обладают льготами, установленными Федеральным законом «О статусе военнослужащих». Им присваиваются воинские звания в порядке, установленном для военнослужащих, которые соответствуют классным чинам прокурорских работников территориальных прокуратур. Важное условие обеспечения независимости прокуроров и следователей при осуществлении ими своих полномочий –
наделение их
служебным иммунитетом: не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора или следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта. Любая проверка сообщения о факте совершенного ими правонарушения, возбуждение уголовного дела и производство расследования – исключительная компетенция органов прокуратуры. Прокуроры и следователи имеют право на ношение и применение специальных средств и огнестрельного оружия в порядке, определенном законодательством. Законом о прокуратуре установлен порядок поощрения прокурорских работников, предусмотрены меры их материального и социального обеспечения, меры правовой и социальной защиты. Порядок и условия осуществления государственной защиты прокуроров и следователей, членов их семей и их имущества определяются Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». В течение срока полномочий прокурор может быть освобожден от должности по собственному желанию, в связи с выходом в отставку, в связи с переходом на другую работу, в связи с невозможностью исполнять свои обязанности по состоянию здоровья, по результатам аттестации, в случае совершения преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда, а также по другим основаниям, предусмотренным законодательством РФ о труде.
Основные законодательные источники курса |
Понятие правоохранительной деятельности |
Основные направления правоохранительной деятельности |
Общая характеристика правоохранительных и судебных органов РФ |
Судебная власть: понятие и функции |
Признаки судебной власти |
Основные этапы развития российской судебной системы |
Общая характеристика действующей судебной системы РФ |
Понятие судебного звена и судебной инстанции |
Правосудие и его отличительные свойства |
Демократические основы (принципы) правосудия: их понятие, природа и система |
Принцип законности правосудия |
Осуществление правосудия только судом |
Принцип доступности судебной защиты |
Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом |
Принцип участия граждан в отправлении правосудия |
Принцип состязательности и равноправия сторон в судебном процессе |
Принцип обеспечения обвиняемому права на защиту |
Принцип презумпции невиновности |
Независимость судей и подчинение их только закону |
Принцип гласности в деятельности суда |
Принцип государственного или национального языка судопроизводства и делопроизводства в судах |
Районный суд: порядок формирования, структура, полномочия |
Полномочия мировых судей в РФ |
Суды среднего звена системы общих (гражданских) судов: состав и полномочия |
Военные суды РФ |
Полномочия военной коллегии ВС РФ |
Место верховного суда РФ в системе органов судебной власти и его функции |
Порядок формирования, состав и структура верховного суда РФ |
Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции |
Арбитражные суды, их место и роль в судебной системе РФ |
Высший арбитражный суд РФ |
Федеральные арбитражные суды округов |
Арбитражные суды субъектов РФ |
Компетенция арбитражных судов |
Порядок образования и деятельности третейских судов |
Международный коммерческий арбитраж |
Понятие и место конституционного контроля в государственно-правовом механизме |
Принципы конституционного судопроизводства |
Статус судей и организация деятельности конституционного суда РФ |
Полномочия конституционного суда РФ |
Понятие и состав судейского корпуса |
Правовой статус судей и его обеспечение |
Приостановление и прекращение полномочий судьи |
Система органов судейского сообщества |
Понятие, система и основные направления деятельности органов внутренних дел РФ |
Задачи, организация и полномочия милиции в РФ |
Роль и место следственного комитета МВД России |
Внутренние войска МВД России: задачи и структура |
Система органов миграционной службы |
Основные направления и задачи в обеспечении национальной безопасности РФ на современном этапе |
Система обеспечения безопасности в РФ |
Правовой статус совета безопасности |
Структурная организация системы органов федеральной службы безопасности РФ, ее основные задачи |
Основные направления деятельности органов ФСБ РФ |
Основные задачи и функции федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков |
Органы внешней разведки РФ |
Федеральные органы государственной охраны |
Понятие таможенной деятельности в РФ и ее цели |
Система таможенных органов, их основные функции |
Основные направления деятельности по борьбе с таможенными правонарушениями |
Общая характеристика налоговых органов РФ |
Федеральная служба по финансовому мониторингу |
Министерство юстиции России, функции и основные направления деятельности |
Служба судебных приставов |
Правовой статус и полномочия судебных приставов |
Органы уголовно-исполнительной системы Минюста России |
Предварительное расследование в России: понятие и формы |
Органы дознания РФ: понятие, задачи и система |
Органы предварительного следствия РФ: задачи и компетенция |
Следователи и их полномочия |
Основные исторические этапы развития российской прокуратуры |
Надзор за исполнением закона |
Надзор за соблюдением прав и свобод человека |
Участие прокурора в рассмотрении дел судами |
Система органов прокуратуры РФ |
Структура органов прокуратуры РФ |
Принципы организации и деятельности прокуратуры |
Правовой статус прокурорских работников и учреждений прокуратуры |
Нотариат в РФ: понятие, задачи и основы организации |
Структура и полномочия федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов РФ |
Порядок назначения на должность нотариуса |
Права и обязанности нотариуса |
Порядок совершения нотариальных действий |
Понятие и задачи адвокатуры и адвокатской деятельности |
Правовой статус адвоката |
Формы адвокатских образований |
Органы самоуправления адвокатским сообществом |
Частная правоохранительная деятельность: понятие, правовая основа и принципы |
Виды частной правоохранительной деятельности в РФ
Мягкова Е.Л. Правоохранительные органы | Федулов А.В. Правоохранительные органы Российской Федерации
|