Мягкова Е.Л. Правоохранительные органы

Принцип участия граждан в отправлении правосудия

В соответствии с действующим законодательством граждане реализуют этот принцип, участвуя в судебных заседаниях в качестве народных и присяжных заседателей в судах общей юрисдикции и в качестве арбитражных заседателей – в арбитражных судах.

Народные заседатели – граждане России, наделенные правомочиями по осуществлению правосудия по гражданским и уголовным делам в составе суда и исполняющие обязанности судей на непрофессиональной основе. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве народных заседателей – их гражданский долг.

Народными заседателями могут быть граждане, достигшие возраста 25 лет. Не могут привлекаться в качестве народных заседателей лица, имеющие неснятую или непогашенную в установленном законом порядке судимость; лица, признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; лица, замещающие государственные должности категории «А», а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления; прокуроры, следователи, дознаватели; лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.

Общий список народных заседателей формируется соответствующим органом местного самоуправления на основе списка избирателей района из расчета 156 народных заседателей на одного судью районного суда. Общий список утверждается законодательным органом субъекта РФ и представляется в соответствующий районный суд. Срок полномочий народных заседателей, включенных в общий список, – 5 лет.

Народный заседатель может быть освобожден от исполнения обязанностей судьи на основании своего письменного заявления, если он: достиг возраста 70 лет; имеет ребенка в возрасте до трех лет; служит священником и не считает для себя возможным по своим убеждениям участвовать в осуществлении правосудия, является инвалидом и по другим уважительным причинам.

Народные заседатели привлекаются к исполнению своих обязанностей в районном суде на срок 14 дней, в других судах – на срок до окончания рассмотрения конкретного дела. На народного заседателя и членов его семьи в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные действующим законодательством. В этот период он не может быть уволен с работы или переведен на другую работу без его согласия.

Присяжные заседатели – граждане России, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела.

Граждане призываются к исполнению обязанностей присяжных заседателей один раз в году на 10 рабочих дней, а по истечении указанного срока – на все время рассмотрения дела. За присяжным заседателем сохраняются все гарантии и льготы по месту его работы. Независимость присяжного заседателя при исполнении им своихобязанностей, включая и его неприкосновенность, гарантируется действующим законодательством.

Арбитражные заседатели получили законодательное утверждение в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 8).

Дополнительно к общепринятым требованиям по кандидатуре присяжного заседателя вводится правило о наличии высшего образования, опыта и знания экономических проблем и др. Положение не определяет срок полномочий, порядок участия арбитражного заседателя в рассмотрении дел и другие вопросы деятельности, что и нашло отражение в Федеральном законе от 30 мая 2001 г. «Об арбитражных заседателях арбитражных судов РФ».


Основные законодательные источники курса | Понятие правоохранительной деятельности | Основные направления правоохранительной деятельности | Общая характеристика правоохранительных и судебных органов РФ | Судебная власть: понятие и функции | Признаки судебной власти | Основные этапы развития российской судебной системы | Общая характеристика действующей судебной системы РФ | Понятие судебного звена и судебной инстанции | Правосудие и его отличительные свойства | Демократические основы (принципы) правосудия: их понятие, природа и система | Принцип законности правосудия | Осуществление правосудия только судом | Принцип доступности судебной защиты | Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом | Принцип участия граждан в отправлении правосудия | Принцип состязательности и равноправия сторон в судебном процессе | Принцип обеспечения обвиняемому права на защиту | Принцип презумпции невиновности | Независимость судей и подчинение их только закону | Принцип гласности в деятельности суда | Принцип государственного или национального языка судопроизводства и делопроизводства в судах | Районный суд: порядок формирования, структура, полномочия | Полномочия мировых судей в РФ | Суды среднего звена системы общих (гражданских) судов: состав и полномочия | Военные суды РФ | Полномочия военной коллегии ВС РФ | Место верховного суда РФ в системе органов судебной власти и его функции | Порядок формирования, состав и структура верховного суда РФ | Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции | Арбитражные суды, их место и роль в судебной системе РФ | Высший арбитражный суд РФ | Федеральные арбитражные суды округов | Арбитражные суды субъектов РФ | Компетенция арбитражных судов | Порядок образования и деятельности третейских судов | Международный коммерческий арбитраж | Понятие и место конституционного контроля в государственно-правовом механизме | Принципы конституционного судопроизводства | Статус судей и организация деятельности конституционного суда РФ | Полномочия конституционного суда РФ | Понятие и состав судейского корпуса | Правовой статус судей и его обеспечение | Приостановление и прекращение полномочий судьи | Система органов судейского сообщества | Понятие, система и основные направления деятельности органов внутренних дел РФ | Задачи, организация и полномочия милиции в РФ | Роль и место следственного комитета МВД России | Внутренние войска МВД России: задачи и структура | Система органов миграционной службы | Основные направления и задачи в обеспечении национальной безопасности РФ на современном этапе | Система обеспечения безопасности в РФ | Правовой статус совета безопасности | Структурная организация системы органов федеральной службы безопасности РФ, ее основные задачи | Основные направления деятельности органов ФСБ РФ | Основные задачи и функции федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков | Органы внешней разведки РФ | Федеральные органы государственной охраны | Понятие таможенной деятельности в РФ и ее цели | Система таможенных органов, их основные функции | Основные направления деятельности по борьбе с таможенными правонарушениями | Общая характеристика налоговых органов РФ | Федеральная служба по финансовому мониторингу | Министерство юстиции России, функции и основные направления деятельности | Служба судебных приставов | Правовой статус и полномочия судебных приставов | Органы уголовно-исполнительной системы Минюста России | Предварительное расследование в России: понятие и формы | Органы дознания РФ: понятие, задачи и система | Органы предварительного следствия РФ: задачи и компетенция | Следователи и их полномочия | Основные исторические этапы развития российской прокуратуры | Надзор за исполнением закона | Надзор за соблюдением прав и свобод человека | участие прокурора в рассмотрении дел судами | Система органов прокуратуры РФ | Структура органов прокуратуры РФ | Принципы организации и деятельности прокуратуры | Правовой статус прокурорских работников и учреждений прокуратуры | Нотариат в РФ: понятие, задачи и основы организации | Структура и полномочия федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов РФ | Порядок назначения на должность нотариуса | Права и обязанности нотариуса | Порядок совершения нотариальных действий | Понятие и задачи адвокатуры и адвокатской деятельности | Правовой статус адвоката | Формы адвокатских образований | Органы самоуправления адвокатским сообществом | Частная правоохранительная деятельность: понятие, правовая основа и принципы | Виды частной правоохранительной деятельности в РФ
Мягкова Е.Л. Правоохранительные органы | Федулов А.В. Правоохранительные органы Российской Федерации