Глава IV

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 

 

Что значит жить по человеку, и что -- по Богу Итак, когда человек живет по человеку, а не по Богу, он подобен дьяволу. Ибо и ангелу надлежало жить не по ангелу, а по Богу, чтобы устоять в истине и говорить истину от Божиих, а не ложь о т   с в о и х. И о человеке апостол говорит в другом месте: А щ е б о   и с т и н а   Б о ж и я   в   м о е й   л ж и   и з б ы т о ч е с т в о в а (Римл. III, 7). Ложь назвал он своею, истину Божиею. Итак, когда человек живет по истине, он живет не сам по себе, а по Богу. Это Бог, который говорит: А з   е с м ь   и с т и н а (Иоан. XIV. 6). Когда же живет он по себе самом, т. е. по человеку, а не по Богу, он несомненно живет во лжи. Это не потому, чтобы сам человек был ложь: виновник и Творец его есть Бог, который ни в каком случае не есть виновник и творец лжи; а потому, что человек сотворен правым под тем условием, чтобы жил не по себе самому, а по Тому, Кем сотворен, т. е. исполнял более Его волю, чем свою собственную. Жить же не так, как жить он сотворен, и есть ложь. Ибо он хочет быть блаженным, не живи так, чтобы быть блаженным. Что может быть лживее подобного желания? Поэтому необинуясь можно сказать, что всякий грех есть ложь. Ибо грех бывает по той воле, по которой мы желаем, чтобы нам было хорошо, или не желаем, чтобы нам было худо. И вот является ложь, когда из того, что делается для того, чтобы нам было лучше, происходит худшее для нас. От чего это, как не от того, что человеку может быть хорошо только от Бога, которого, греша он оставляет, а не от самого себя, живя по которому, он грешит? Итак, сказанное нами, что образовалось два различные и противоположные между собою града потому, что одни стали жить по плоти, а другие по духу, может быть выражено и так, что образовалось два града потому, что одни живут по человеку, а другие по Богу. Ибо апостол в послании к Коринфянам весьма ясно говорит: И д е ж е   б о   в   в а с   з а в и с т и   и   р в е н и я   и   р а с п р и, н е   п л о т с т и   и л и   е с т е, и   п о ч е л о в е к у   х о д и т е (1 Кор. III, 3). Ходить по человеку, значит быть плотским, под плотию, т. е. частию человека, разумеется человек. Выше он называет тех же самых душевными, кого потом называет плотскими. Он говорит: К т о   б о   в е с т ь   о т   ч е л о в е к, я ж е   в   ч е л о в е ц е, т о ч и ю   д у х   ч е л о в е к а,   ж и в у щ и й   в   н е м? Т а к о ж д е   и   Б о ж и я   н и к т о ж е   в е с т ь, т о ч и ю   Д у х   Б о ж и й. М ы   ж е   н е   д у х а   м и р а   с е г о   п р и я х о м,  н о   Д у х а   и ж е   о т   Б о г а,  д а   в е м ы,  я ж е   о т   Б о г а   д а р о в а н н а я   н а м: я ж е   и   г л а г о л е м   н е   в   н а   у ч е н ы х   ч е л о в е ч е с к и е   п р е м у д р о с т и   с л о в е с е х, н о   в   н а у ч е н ы х   Д у х а   С в я т о г о, д у х о в н а я   д у х о в н ы м и   с   р а с с у ж д а ю щ е. Д у ш е   в   е н ж е   ч е л о в е к   н е   п р и е м л е т   я ж е   Д у х а   Б о ж и я: ю р о д с т в о   б о   е м у   е с т ь (1 Кор. II, 11, 14). Таким, т. е. душевным, он и говорит потом: И   а з, б р а т и е, н е м о г о х   в а м   г л а г о л а т и, я к о   д у х о в н ы м, н о   я к о   п л о т я н ы м (1 Кор. III, 1). И это выражение имеет тот же смысл, переносный от части к целому. Ибо и именем души, как и именем плоти, которые суть части человека, может обозначаться целое, т. е. человек. Таким образом, не иное человек душевный, и не иное -- плотский; но и тот и другой один и тот же, т. е. человек, живущий по человеку. Это также точно, как разумеются люди и в том случае, когда говорится: о т   д е л а   з а к о н а   н е   о п р а в д и т с я   в с я к а   п л о т ь (Римл. III, 20); и в том, когда читается: с е м ь д е с я т   п я т ь   д у ш   изыдоша   с о   И а к о в о м   в   Е г и п е т (Быт. XLVI, 27). Как там под всякою плотию разумеется всякий человек, так здесь под семидесятью пятью душами раззумеются семьдесят пять человек. Равно и выражение: н е   в   н а у ч е н ы х   ч е л о в е ч е с к и е   м у д р о с т и  с л о в е с я х, могло быть заменено выражением: "Не в наученых плотские мудрости"; точно также, как выражение, п о   ч е л о в е к у   х о д и т е, могло бытьзаменено выражением: "По плоти ходите". С особенною ясностью открывается это из его последующих слов: е г д а   б о   г л а г о л е т   к т о:   А з   у б о   е с м ь   П а в л о в; д р у г и й  ж е: А з   А п о л л о с о в, -- не человеки ли е с т е (1 Кор. III, 4)? То, что обозначал он словами: Д у ш е в н ы е   е с т е, и   П л о т с т и и   е с т е, то выразил яснее словами: ч е л о в е к и   е с т е: т. е. живете по человеку, а не по Богу, живя по которому, вы были бы боги. <...>  

 

Что значит жить по человеку, и что -- по Богу Итак, когда человек живет по человеку, а не по Богу, он подобен дьяволу. Ибо и ангелу надлежало жить не по ангелу, а по Богу, чтобы устоять в истине и говорить истину от Божиих, а не ложь о т   с в о и х. И о человеке апостол говорит в другом месте: А щ е б о   и с т и н а   Б о ж и я   в   м о е й   л ж и   и з б ы т о ч е с т в о в а (Римл. III, 7). Ложь назвал он своею, истину Божиею. Итак, когда человек живет по истине, он живет не сам по себе, а по Богу. Это Бог, который говорит: А з   е с м ь   и с т и н а (Иоан. XIV. 6). Когда же живет он по себе самом, т. е. по человеку, а не по Богу, он несомненно живет во лжи. Это не потому, чтобы сам человек был ложь: виновник и Творец его есть Бог, который ни в каком случае не есть виновник и творец лжи; а потому, что человек сотворен правым под тем условием, чтобы жил не по себе самому, а по Тому, Кем сотворен, т. е. исполнял более Его волю, чем свою собственную. Жить же не так, как жить он сотворен, и есть ложь. Ибо он хочет быть блаженным, не живи так, чтобы быть блаженным. Что может быть лживее подобного желания? Поэтому необинуясь можно сказать, что всякий грех есть ложь. Ибо грех бывает по той воле, по которой мы желаем, чтобы нам было хорошо, или не желаем, чтобы нам было худо. И вот является ложь, когда из того, что делается для того, чтобы нам было лучше, происходит худшее для нас. От чего это, как не от того, что человеку может быть хорошо только от Бога, которого, греша он оставляет, а не от самого себя, живя по которому, он грешит? Итак, сказанное нами, что образовалось два различные и противоположные между собою града потому, что одни стали жить по плоти, а другие по духу, может быть выражено и так, что образовалось два града потому, что одни живут по человеку, а другие по Богу. Ибо апостол в послании к Коринфянам весьма ясно говорит: И д е ж е   б о   в   в а с   з а в и с т и   и   р в е н и я   и   р а с п р и, н е   п л о т с т и   и л и   е с т е, и   п о ч е л о в е к у   х о д и т е (1 Кор. III, 3). Ходить по человеку, значит быть плотским, под плотию, т. е. частию человека, разумеется человек. Выше он называет тех же самых душевными, кого потом называет плотскими. Он говорит: К т о   б о   в е с т ь   о т   ч е л о в е к, я ж е   в   ч е л о в е ц е, т о ч и ю   д у х   ч е л о в е к а,   ж и в у щ и й   в   н е м? Т а к о ж д е   и   Б о ж и я   н и к т о ж е   в е с т ь, т о ч и ю   Д у х   Б о ж и й. М ы   ж е   н е   д у х а   м и р а   с е г о   п р и я х о м,  н о   Д у х а   и ж е   о т   Б о г а,  д а   в е м ы,  я ж е   о т   Б о г а   д а р о в а н н а я   н а м: я ж е   и   г л а г о л е м   н е   в   н а   у ч е н ы х   ч е л о в е ч е с к и е   п р е м у д р о с т и   с л о в е с е х, н о   в   н а у ч е н ы х   Д у х а   С в я т о г о, д у х о в н а я   д у х о в н ы м и   с   р а с с у ж д а ю щ е. Д у ш е   в   е н ж е   ч е л о в е к   н е   п р и е м л е т   я ж е   Д у х а   Б о ж и я: ю р о д с т в о   б о   е м у   е с т ь (1 Кор. II, 11, 14). Таким, т. е. душевным, он и говорит потом: И   а з, б р а т и е, н е м о г о х   в а м   г л а г о л а т и, я к о   д у х о в н ы м, н о   я к о   п л о т я н ы м (1 Кор. III, 1). И это выражение имеет тот же смысл, переносный от части к целому. Ибо и именем души, как и именем плоти, которые суть части человека, может обозначаться целое, т. е. человек. Таким образом, не иное человек душевный, и не иное -- плотский; но и тот и другой один и тот же, т. е. человек, живущий по человеку. Это также точно, как разумеются люди и в том случае, когда говорится: о т   д е л а   з а к о н а   н е   о п р а в д и т с я   в с я к а   п л о т ь (Римл. III, 20); и в том, когда читается: с е м ь д е с я т   п я т ь   д у ш   изыдоша   с о   И а к о в о м   в   Е г и п е т (Быт. XLVI, 27). Как там под всякою плотию разумеется всякий человек, так здесь под семидесятью пятью душами раззумеются семьдесят пять человек. Равно и выражение: н е   в   н а у ч е н ы х   ч е л о в е ч е с к и е   м у д р о с т и  с л о в е с я х, могло быть заменено выражением: "Не в наученых плотские мудрости"; точно также, как выражение, п о   ч е л о в е к у   х о д и т е, могло бытьзаменено выражением: "По плоти ходите". С особенною ясностью открывается это из его последующих слов: е г д а   б о   г л а г о л е т   к т о:   А з   у б о   е с м ь   П а в л о в; д р у г и й  ж е: А з   А п о л л о с о в, -- не человеки ли е с т е (1 Кор. III, 4)? То, что обозначал он словами: Д у ш е в н ы е   е с т е, и   П л о т с т и и   е с т е, то выразил яснее словами: ч е л о в е к и   е с т е: т. е. живете по человеку, а не по Богу, живя по которому, вы были бы боги. <...>