Глава XXVIII

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 

 

О свойствах двух градов, земного и небесного Итак, два града созданы двумя родами любви, -- земной любовью к себе, доведенной до презрения к Богу, а небесный любовью к Богу, доведенною до презрения к самому себе. Первый, затем, полагает славу свою в самом себе, последний в Господе. Ибо тот ищет славы от людей, а для этого величайшая слава Бог, свидетель совести. Тот в своей славе возносит главу свою, а этот говорит своему Богу: С л а в а   м о я,  и   в о з н о с я й   г л а в у   м о ю (Пс. III, 4). Над тем господствует похоть господствования, управляющая и правителями его, и подчиненными ему народами: в этом по любви служат взаимно друг другу и предстоятели, руководя, и подчиненные, повинуясь. Тот в своих великих людях любит собственную силу; а этот говорит своему Богу: В о з л ю б л ю   т я,  Г о с п о д и,   к р е п о с т е   м о я (Пс. XVII, 2). Поэтому в том граде мудрые его, живя по человеку, добивались благ тела или души своей, или того и другой вместе; а которые могли познать Бога, те Его  н е   я к о   Б о г а   п р о с л а в и ш а   и л и   б л а г о д а р и ш а, н о   о с у е т и ш а с я   п о м ы ш л е н и я м и   с в о и м и,   и   о м р а ч и с я   н е р а з у м н о е   и х   с е р д ц е:   г л а г о л ю щ е с я   б ы т и   м у д р и, т. е. превозносясь под влиянием гордости своею мудростию, о б ъ ю р о д е ш а, и   и з м е н и ш а   с л а в у   н е т л е н н о г о   Б о г а   в   п о д о б и е   о б р а з а   т л е н н а   ч е л о в е к а, и   п т и ц, и   ч е т в е р о н о г, и   г а д: ибо в почитании идолов этого были или вождями народов, или последователями; и   п о ч т и ш а и   п о с л у ж и ш а   т в а р и   п а ч е   Т в о р ц а,   и ж е   е с т ь   б л а г о с л о в е н   в о   в е к и (Рим. I, 21 - 25). В Граде же этом нет человеческой мудрости,кроме благочестия, которое правильно почитает истинного Бога, ожидая в обществе святых, не людей только, но и ангелов, той награды, д а   б у д е т   Б о г   в с я ч е с к а я   в о   в с е х (1 Кор., XV,, 28). <...>  

 

 

О свойствах двух градов, земного и небесного Итак, два града созданы двумя родами любви, -- земной любовью к себе, доведенной до презрения к Богу, а небесный любовью к Богу, доведенною до презрения к самому себе. Первый, затем, полагает славу свою в самом себе, последний в Господе. Ибо тот ищет славы от людей, а для этого величайшая слава Бог, свидетель совести. Тот в своей славе возносит главу свою, а этот говорит своему Богу: С л а в а   м о я,  и   в о з н о с я й   г л а в у   м о ю (Пс. III, 4). Над тем господствует похоть господствования, управляющая и правителями его, и подчиненными ему народами: в этом по любви служат взаимно друг другу и предстоятели, руководя, и подчиненные, повинуясь. Тот в своих великих людях любит собственную силу; а этот говорит своему Богу: В о з л ю б л ю   т я,  Г о с п о д и,   к р е п о с т е   м о я (Пс. XVII, 2). Поэтому в том граде мудрые его, живя по человеку, добивались благ тела или души своей, или того и другой вместе; а которые могли познать Бога, те Его  н е   я к о   Б о г а   п р о с л а в и ш а   и л и   б л а г о д а р и ш а, н о   о с у е т и ш а с я   п о м ы ш л е н и я м и   с в о и м и,   и   о м р а ч и с я   н е р а з у м н о е   и х   с е р д ц е:   г л а г о л ю щ е с я   б ы т и   м у д р и, т. е. превозносясь под влиянием гордости своею мудростию, о б ъ ю р о д е ш а, и   и з м е н и ш а   с л а в у   н е т л е н н о г о   Б о г а   в   п о д о б и е   о б р а з а   т л е н н а   ч е л о в е к а, и   п т и ц, и   ч е т в е р о н о г, и   г а д: ибо в почитании идолов этого были или вождями народов, или последователями; и   п о ч т и ш а и   п о с л у ж и ш а   т в а р и   п а ч е   Т в о р ц а,   и ж е   е с т ь   б л а г о с л о в е н   в о   в е к и (Рим. I, 21 - 25). В Граде же этом нет человеческой мудрости,кроме благочестия, которое правильно почитает истинного Бога, ожидая в обществе святых, не людей только, но и ангелов, той награды, д а   б у д е т   Б о г   в с я ч е с к а я   в о   в с е х (1 Кор., XV,, 28). <...>