Глава I

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 

 

Об этой части сочинения, в которой начинается изложение начала и конца двух градов, небесного и земного Градом Божиим мы называем град, о котором свидетельствует то самое Писание, которое, по воле высочайшего провидения, возвышаясь над всеми без исключения писаниями всех народов божественным авторитетом, а не случайно производимыми впечатлениями на человеческие души, покорило себе всякого рода умы человеческие. В этом Писании говорится: П р е с л а в н а я   г л а г о л а ш а с я  о  т е б е,  г р а д е  Б о ж и й (Пс. 86, 9). И в другом псалме читается: В е л и й  Г о с п о д ь,  и  х в а л е н  з е л о  в  о  г р а д е   Б о г а   н а ш е г о, в  г о р е  с в я т о й  е г о, б л а г о п о к о р е н н ы м  р а д о в а н и е м  в с е я  з е м л и. В том же псалме немного ниже: Я к о ж е  с л ы ш а х о м, т а к о  и  в и д е х о м в о   г р а д е  Г о с п о д а  с и л, в о  г р а д е  Б о г а  н а ш е г о: Б о г  о с н о в а  и  в  в е к (Пс. 47, 2, 3, 9). И еще в ином псалме: Р е ч н а я  у с т р е м л е н и я  в е с е л я т  г р а д  Б о ж и й: о с в я т и  н е с т ь  с е л е н и е  с в о е  В ы ш н и й  Б о г  п о с р е д и  е г о  и  н е п о д в и ж е т с я (Пс. 45, 5, 6). Из этих и других того же рода свидетельств, которые все приводить было бы слишком долго, мы знаем, что существует некоторый Град Божий, гражданами коего мы страстно желаем быть в силу той любви, которую вдохнул в нас Основатель его. Граждане земного града предпочитают своих Богов этому Основателю Града Святого, не ведая, что Он есть Бог богов, -- богов не ложных, т. е. нечестивых и гордых, которые, лишившись Его неизменяемого и общего всем света и ограничившись жалким могуществом, создают для себя некоторым образом частные самодержавства и от обольщенных подданых требуют божеских почестей, а богов благочестивых и святых, находящих более удовольствия в том, чтобы себя самих подчинить одному Богу, чем -- многих себе, и самим почитать Бога, чем быть почитаемыми за Бога. Но врагам этого святого Града мы ответили при помощи Господа и Царя нашего, как могли, в предыдущих десяти книгах. Теперь же, зная, чего от меня ждут, и не забывая своей обязанности, начну говорить со всегдашним упованием на помощь того же Господа и Царя нашего, насколько возмогу, о начале, распространении и предназначенном конце обоих Градов, т. е. земного и небесного, о которых я сказал, что они в настоящем веке некоторым образом переплетены и друг с другом смешаны; а прежде всего скажу о первоначальных зачатках двух этих Градов в предшествовавшем им разделении ангелов.  

 

Об этой части сочинения, в которой начинается изложение начала и конца двух градов, небесного и земного Градом Божиим мы называем град, о котором свидетельствует то самое Писание, которое, по воле высочайшего провидения, возвышаясь над всеми без исключения писаниями всех народов божественным авторитетом, а не случайно производимыми впечатлениями на человеческие души, покорило себе всякого рода умы человеческие. В этом Писании говорится: П р е с л а в н а я   г л а г о л а ш а с я  о  т е б е,  г р а д е  Б о ж и й (Пс. 86, 9). И в другом псалме читается: В е л и й  Г о с п о д ь,  и  х в а л е н  з е л о  в  о  г р а д е   Б о г а   н а ш е г о, в  г о р е  с в я т о й  е г о, б л а г о п о к о р е н н ы м  р а д о в а н и е м  в с е я  з е м л и. В том же псалме немного ниже: Я к о ж е  с л ы ш а х о м, т а к о  и  в и д е х о м в о   г р а д е  Г о с п о д а  с и л, в о  г р а д е  Б о г а  н а ш е г о: Б о г  о с н о в а  и  в  в е к (Пс. 47, 2, 3, 9). И еще в ином псалме: Р е ч н а я  у с т р е м л е н и я  в е с е л я т  г р а д  Б о ж и й: о с в я т и  н е с т ь  с е л е н и е  с в о е  В ы ш н и й  Б о г  п о с р е д и  е г о  и  н е п о д в и ж е т с я (Пс. 45, 5, 6). Из этих и других того же рода свидетельств, которые все приводить было бы слишком долго, мы знаем, что существует некоторый Град Божий, гражданами коего мы страстно желаем быть в силу той любви, которую вдохнул в нас Основатель его. Граждане земного града предпочитают своих Богов этому Основателю Града Святого, не ведая, что Он есть Бог богов, -- богов не ложных, т. е. нечестивых и гордых, которые, лишившись Его неизменяемого и общего всем света и ограничившись жалким могуществом, создают для себя некоторым образом частные самодержавства и от обольщенных подданых требуют божеских почестей, а богов благочестивых и святых, находящих более удовольствия в том, чтобы себя самих подчинить одному Богу, чем -- многих себе, и самим почитать Бога, чем быть почитаемыми за Бога. Но врагам этого святого Града мы ответили при помощи Господа и Царя нашего, как могли, в предыдущих десяти книгах. Теперь же, зная, чего от меня ждут, и не забывая своей обязанности, начну говорить со всегдашним упованием на помощь того же Господа и Царя нашего, насколько возмогу, о начале, распространении и предназначенном конце обоих Градов, т. е. земного и небесного, о которых я сказал, что они в настоящем веке некоторым образом переплетены и друг с другом смешаны; а прежде всего скажу о первоначальных зачатках двух этих Градов в предшествовавшем им разделении ангелов.