3.4. Заблуждения о российском Интернете

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 

Вокруг Интернета и его аудитории сложилось огромное количество мифов. Они существуют давно и хорошо культивированы, однако по большей части не имеют отношения к реальности. В этой части я опишу самые известные из них.

ИНТЕРНЕТОМ ПОЛЬЗУЮТСЯ В ОСНОВНОМ НА РАБОТЕ.

Неправда. Примерно четверо из пяти активных пользователей Интернета имеют доступ из дома и всего двое из пяти – с работы (рис. 3.4). Те пользователи, у которых Интернет есть дома и на работе, более активно пользуются Интернетом, конечно, на работе. Не потому что там бесплатно – большинство пользователей платят за Интернет фиксированную сумму в месяц, – но потому что на работе компьютер с Интернетом перед глазами все 8 часов, а чаще и больше, а дома – всего 3–4 часа. Иными словами, дома просто меньше возможностей для использования Интернета, у людей, к счастью, есть и другие занятия.

Домашний доступ не только больше, но еще и растет намного быстрее. Корпоративный рынок в очень большой степени насыщен – большинство людей, у которых работа связана с компьютером, уже Интернетом пользуются. Фактически корпоративный Интернет растет сегодня за счет увеличения количества рабочих мест и за счет регионов.

Домашний доступ сегодня гораздо менее насыщен, чем корпоративный, ведь домашний компьютер, подключенный к Интернету, имеет меньше трети семей. Кроме того, при появлении домашнего компьютера появляется обычно не один пользователь Интернета, а несколько – примерно столько, сколько в семье людей, умеющих читать и писать. Возможно, не все они станут активными пользователями Интернета, и уж точно они не станут активными пользователями Интернета немедленно после покупки компьютера, но пройдет немного времени, и большая часть семьи будет пользоваться доступом в Интернет. Именно поэтому домашний Интернет еще довольно долго сохранит высокие темпы роста, все больше и больше опережая корпоративный.

Интернетом пользуются не только дома или в офисе, но также у знакомых, в институте или в другом учебном заведении, а самое интересное – при помощи мобильного телефона (я уже писал об этом выше). Практически любой телефон имеет возможность выхода в Интернет, но, я думаю, вы согласитесь со мной, что пользоваться телефоном для выхода в Интернет страшно неудобно. Другое дело – современные смартфоны и коммуникаторы с большими экранами и полноценными браузерами – их владельцы используют свои телефоны для выхода в Интернет почти ежедневно: посмотреть пробки, телефон какой‑то компании, расписание кино или время приземления нужного рейса и т. д. Конечно, смартфон – это не основное устройство для доступа в Интернет, но он отлично подходит для того, чтобы что‑нибудь быстро посмотреть. И все больше людей понимает удобство использования Интернета через мобильное устройство. На начало 2010 г. в России было более 10 млн таких устройств, а в 2010 г. будет продано еще 5–6 млн штук (рис. 3.5). Этот рынок – самый быстрорастущий сегодня из всех рынков Интернета.

Данные TNS за февраль 2010 г. Население старше 12 лет, в крупных городах

Что будет уже скоро?!

Существует прогноз на несколько десятков лет вперед о том, что Интернет скоро сильно изменится в угоду именно мобильным устройствам, потому что мобильные устройства (телефоны в первую очередь) станут через несколько лет основным способом доступа в Интернет. Но для этого должны появиться не только новые телефоны, но и новые технологии, которые позволят не ломать глаза над крохотным экраном в 2–3 дюйма. Я верю в это будущее. Думаю, что мы увидим его в течение ближайших 4–5 лет.

ИНТЕРНЕТОМ ПОЛЬЗУЕТСЯ ТОЛЬКО МОЛОДЕЖЬ

Не совсем правда.

Правда заключается в том, что среди молодежи доля пользователей Интернета очень высока. В Москве и Питере 90 % студентов и старшеклассников пользуются Интернетом, тогда как среди представителей старшего поколения пользователей Интернетом намного меньше (рис. 3.6). Не забывайте, что Интернет насчитывает уже скоро два десятка лет, а молодежь не всегда остается таковой. Тем, кто был студентом в начале развития Интернета, сегодня уже около сорока лет.

Данные TNS, февраль 2009 г., население в возрасте 12–54 лет, города более 100 тыс. жителей

Кроме этого, в нашей стране вообще очень мало молодежи – это хорошо видно на графике рождаемости (рис. 3.7). С конца 1980‑х гг. в стране каждый год рождается почти вдвое меньше людей, чем в 1970‑х и 1980‑х, – это последствия целой серии экономических и политических кризисов. Именно поэтому даже при очень большом желании молодежь никак не может составлять большинство – ее просто относительно мало. Из той трети населения нашей страны, которая пользуется Интернетом, люди в возрасте моложе 20 лет составляют 40 %, моложе 25 лет – половину.

 (тыс. человек) для мужского (слева) и женского (справа) населения страны

Но доля правды в этом утверждении все равно есть – люди старших возрастов с большим трудом привыкают к чему‑то новому. Компьютер для них сложен и непонятен, а часто и довольно дорог. Именно поэтому доля пенсионеров, пользующихся Интернетом, мала, но и она растет довольно быстро. А главное, что резервы роста для старшей аудитории очень велики, так что ситуация скоро поменяется.

ИНТЕРНЕТОМ ПОЛЬЗУЮТСЯ В ОСНОВНОМ МУЖЧИНЫ

Это очень давно не так.

Мужчин чуть больше, чем женщин, но разница эта совсем незначительна (табл. 3.2). Чем больше доля людей, которые пользуются Интернетом, тем больше похожа аудитория Интернета на население страны в целом. Да и вообще женщин в стране больше, чем мужчин.

Таблица 3.2. Распределение пользователей Интернета и населения страны по полу в различных регионах (%)

В западных странах, где уровень проникновения Интернета выше, женщин в Интернете больше, и пользуются Интернетом они подчас более активно, чем мужчины.

ИНТЕРНЕТОМ ПОЛЬЗУЮТСЯ БОГАТЫЕ ЛЮДИ

Это в какой‑то степени правда.

Как я уже писал, для того чтобы пользоваться Интернетом, не нужно очень много денег, но они все же нужны. Особенно в регионах. Будущего пользователя Интернета ожидают разовые расходы на сам компьютер, ежемесячная плата за подключение к Интернету, нерегулярные траты на обновление компьютера, расходные материалы, программное обеспечение. Большая часть населения нашей страны может позволить себе это, но, конечно, не все.

Интересно, что сверхбогатые люди практически не пользуются Интернетом. Причины могут быть разные: он им не нужен, или за них это делают секретари, или им некогда его осваивать и т. д. Проникновение Интернета в этой группе людей в несколько раз ниже, чем в среднем классе. Малообеспеченные люди тоже пользуются Интернетом меньше, поскольку он для них банально дорог, да и в жизни чаще всего приходится решать задачи не поиска информации, а выживания.

А вот средний класс – это точно «про Интернет». Проникновение Интернета в среднем классе очень велико и, по всей видимости, составляет более 80 % этой социальной группы по всей стране. Более того, как это ни смешно звучит, но рост аудитории Интернета в нашей стране во многом обусловлен ростом численности среднего класса.

Таким образом, неправильно говорить, что Интернетом пользуются богатые люди, но правильно говорить, что Интернетом пользуются умеренно обеспеченные люди, которые составляют средний класс.

Кто такой «средний класс»?

Из всех существующих вариантов определения среднего класса мне лично более всего нравится вариант исследовательской группы при журнале «Эксперт», где средним классом назывались те семьи, которые тратили на продукты, повседневные предметы гигиены (зубную пасту и туалетную бумагу) и прочие рутинные нужды менее четверти своего дохода.

ИНТЕРНЕТОМ В ОСНОВНОМ ПОЛЬЗУЮТСЯ БЕЛЫЕ ВОРОТНИЧКИ.

Это, в общем, правда.

Именно «белые воротнички», то есть офисные служащие и специалисты, были проводниками Интернета. И именно они (и их семьи, конечно) являются основными пользователями Интернета сегодня. Именно в их семьях появились одни из первых домашних компьютеров, именно они стали первыми покупать компьютеры детям для учебы и развлечения. Это логично, потому что работа в офисах часто напрямую связана с компьютерами. «Белые воротнички» получили компьютеры в качестве рабочих инструментов несколько лет назад, ежедневно использовать компьютер в работе и дома для них естественно и легко. Именно поэтому они так легко приобретают компьютер домой – они хорошо знают, какие возможности он предоставляет (рис. 3.8).

Москве в сравнении с распределением всего населения России и Москвы.

Синие воротнички (работяги), напротив, не имеют опыта использования компьютера в своей работе, поэтому покупка компьютера домой для них – гораздо более рисковое дело. Иначе говоря – они просто не знают, что это такое, а следовательно, нужно сначала покупать компьютер, а потом уже разбираться, зачем он нужен. Для них должен быть внешний стимул для покупки компьютера и подключения Интернета, и таким стимулом чаще всего являются дети, которым компьютер действительно нужен для учебы.

Безработные и пенсионеры пользуются Интернетом очень в малой степени. Для них он либо непосильно дорог, либо слишком сложен, да, в общем, и не нужен. Доля таких пользователей составляет всего около 3 % от их общего числа, хотя доля этой группы в населении страны – 11 %.

Да, действительно, белые воротнички – это именно те люди, которые в большей степени, чем кто‑либо другой сегодня в России, используют Интернет, причем это касается как дома, так и офиса.

АУДИТОРИЮ ИНТЕРНЕТА ИНТЕРЕСУЕТ ТОЛЬКО ИНТЕРНЕТ, ОНИ СИДЯТ БЕЗВЫЛАЗНО ЗА КОМПЬЮТЕРАМИ И ПОТЕРЯНЫ ДЛЯ ОБЩЕСТВА.

Это совсем неправда.

Люди, которые пользуются Интернетом, вообще более активны почти во всех сферах жизни. Большая доля их активности проходит внутри Интернета, но они обычно более активны и в той части жизни, которая видна окружающим. Причина, конечно, не в использовании Интернета – все именно наоборот. Просто среди пользователей Интернета активных людей больше, чем в среднем по стране. И результат этого очень хорошо виден на графике, приведенном на рис. 3.9. Правильнее было бы сказать, что пользователи Интернета много времени проводят за компьютером, но они не сидят вечерами дома безвылазно перед телевизором.

Вокруг Интернета и его аудитории сложилось огромное количество мифов. Они существуют давно и хорошо культивированы, однако по большей части не имеют отношения к реальности. В этой части я опишу самые известные из них.

ИНТЕРНЕТОМ ПОЛЬЗУЮТСЯ В ОСНОВНОМ НА РАБОТЕ.

Неправда. Примерно четверо из пяти активных пользователей Интернета имеют доступ из дома и всего двое из пяти – с работы (рис. 3.4). Те пользователи, у которых Интернет есть дома и на работе, более активно пользуются Интернетом, конечно, на работе. Не потому что там бесплатно – большинство пользователей платят за Интернет фиксированную сумму в месяц, – но потому что на работе компьютер с Интернетом перед глазами все 8 часов, а чаще и больше, а дома – всего 3–4 часа. Иными словами, дома просто меньше возможностей для использования Интернета, у людей, к счастью, есть и другие занятия.

Домашний доступ не только больше, но еще и растет намного быстрее. Корпоративный рынок в очень большой степени насыщен – большинство людей, у которых работа связана с компьютером, уже Интернетом пользуются. Фактически корпоративный Интернет растет сегодня за счет увеличения количества рабочих мест и за счет регионов.

Домашний доступ сегодня гораздо менее насыщен, чем корпоративный, ведь домашний компьютер, подключенный к Интернету, имеет меньше трети семей. Кроме того, при появлении домашнего компьютера появляется обычно не один пользователь Интернета, а несколько – примерно столько, сколько в семье людей, умеющих читать и писать. Возможно, не все они станут активными пользователями Интернета, и уж точно они не станут активными пользователями Интернета немедленно после покупки компьютера, но пройдет немного времени, и большая часть семьи будет пользоваться доступом в Интернет. Именно поэтому домашний Интернет еще довольно долго сохранит высокие темпы роста, все больше и больше опережая корпоративный.

Интернетом пользуются не только дома или в офисе, но также у знакомых, в институте или в другом учебном заведении, а самое интересное – при помощи мобильного телефона (я уже писал об этом выше). Практически любой телефон имеет возможность выхода в Интернет, но, я думаю, вы согласитесь со мной, что пользоваться телефоном для выхода в Интернет страшно неудобно. Другое дело – современные смартфоны и коммуникаторы с большими экранами и полноценными браузерами – их владельцы используют свои телефоны для выхода в Интернет почти ежедневно: посмотреть пробки, телефон какой‑то компании, расписание кино или время приземления нужного рейса и т. д. Конечно, смартфон – это не основное устройство для доступа в Интернет, но он отлично подходит для того, чтобы что‑нибудь быстро посмотреть. И все больше людей понимает удобство использования Интернета через мобильное устройство. На начало 2010 г. в России было более 10 млн таких устройств, а в 2010 г. будет продано еще 5–6 млн штук (рис. 3.5). Этот рынок – самый быстрорастущий сегодня из всех рынков Интернета.

Данные TNS за февраль 2010 г. Население старше 12 лет, в крупных городах

Что будет уже скоро?!

Существует прогноз на несколько десятков лет вперед о том, что Интернет скоро сильно изменится в угоду именно мобильным устройствам, потому что мобильные устройства (телефоны в первую очередь) станут через несколько лет основным способом доступа в Интернет. Но для этого должны появиться не только новые телефоны, но и новые технологии, которые позволят не ломать глаза над крохотным экраном в 2–3 дюйма. Я верю в это будущее. Думаю, что мы увидим его в течение ближайших 4–5 лет.

ИНТЕРНЕТОМ ПОЛЬЗУЕТСЯ ТОЛЬКО МОЛОДЕЖЬ

Не совсем правда.

Правда заключается в том, что среди молодежи доля пользователей Интернета очень высока. В Москве и Питере 90 % студентов и старшеклассников пользуются Интернетом, тогда как среди представителей старшего поколения пользователей Интернетом намного меньше (рис. 3.6). Не забывайте, что Интернет насчитывает уже скоро два десятка лет, а молодежь не всегда остается таковой. Тем, кто был студентом в начале развития Интернета, сегодня уже около сорока лет.

Данные TNS, февраль 2009 г., население в возрасте 12–54 лет, города более 100 тыс. жителей

Кроме этого, в нашей стране вообще очень мало молодежи – это хорошо видно на графике рождаемости (рис. 3.7). С конца 1980‑х гг. в стране каждый год рождается почти вдвое меньше людей, чем в 1970‑х и 1980‑х, – это последствия целой серии экономических и политических кризисов. Именно поэтому даже при очень большом желании молодежь никак не может составлять большинство – ее просто относительно мало. Из той трети населения нашей страны, которая пользуется Интернетом, люди в возрасте моложе 20 лет составляют 40 %, моложе 25 лет – половину.

 (тыс. человек) для мужского (слева) и женского (справа) населения страны

Но доля правды в этом утверждении все равно есть – люди старших возрастов с большим трудом привыкают к чему‑то новому. Компьютер для них сложен и непонятен, а часто и довольно дорог. Именно поэтому доля пенсионеров, пользующихся Интернетом, мала, но и она растет довольно быстро. А главное, что резервы роста для старшей аудитории очень велики, так что ситуация скоро поменяется.

ИНТЕРНЕТОМ ПОЛЬЗУЮТСЯ В ОСНОВНОМ МУЖЧИНЫ

Это очень давно не так.

Мужчин чуть больше, чем женщин, но разница эта совсем незначительна (табл. 3.2). Чем больше доля людей, которые пользуются Интернетом, тем больше похожа аудитория Интернета на население страны в целом. Да и вообще женщин в стране больше, чем мужчин.

Таблица 3.2. Распределение пользователей Интернета и населения страны по полу в различных регионах (%)

В западных странах, где уровень проникновения Интернета выше, женщин в Интернете больше, и пользуются Интернетом они подчас более активно, чем мужчины.

ИНТЕРНЕТОМ ПОЛЬЗУЮТСЯ БОГАТЫЕ ЛЮДИ

Это в какой‑то степени правда.

Как я уже писал, для того чтобы пользоваться Интернетом, не нужно очень много денег, но они все же нужны. Особенно в регионах. Будущего пользователя Интернета ожидают разовые расходы на сам компьютер, ежемесячная плата за подключение к Интернету, нерегулярные траты на обновление компьютера, расходные материалы, программное обеспечение. Большая часть населения нашей страны может позволить себе это, но, конечно, не все.

Интересно, что сверхбогатые люди практически не пользуются Интернетом. Причины могут быть разные: он им не нужен, или за них это делают секретари, или им некогда его осваивать и т. д. Проникновение Интернета в этой группе людей в несколько раз ниже, чем в среднем классе. Малообеспеченные люди тоже пользуются Интернетом меньше, поскольку он для них банально дорог, да и в жизни чаще всего приходится решать задачи не поиска информации, а выживания.

А вот средний класс – это точно «про Интернет». Проникновение Интернета в среднем классе очень велико и, по всей видимости, составляет более 80 % этой социальной группы по всей стране. Более того, как это ни смешно звучит, но рост аудитории Интернета в нашей стране во многом обусловлен ростом численности среднего класса.

Таким образом, неправильно говорить, что Интернетом пользуются богатые люди, но правильно говорить, что Интернетом пользуются умеренно обеспеченные люди, которые составляют средний класс.

Кто такой «средний класс»?

Из всех существующих вариантов определения среднего класса мне лично более всего нравится вариант исследовательской группы при журнале «Эксперт», где средним классом назывались те семьи, которые тратили на продукты, повседневные предметы гигиены (зубную пасту и туалетную бумагу) и прочие рутинные нужды менее четверти своего дохода.

ИНТЕРНЕТОМ В ОСНОВНОМ ПОЛЬЗУЮТСЯ БЕЛЫЕ ВОРОТНИЧКИ.

Это, в общем, правда.

Именно «белые воротнички», то есть офисные служащие и специалисты, были проводниками Интернета. И именно они (и их семьи, конечно) являются основными пользователями Интернета сегодня. Именно в их семьях появились одни из первых домашних компьютеров, именно они стали первыми покупать компьютеры детям для учебы и развлечения. Это логично, потому что работа в офисах часто напрямую связана с компьютерами. «Белые воротнички» получили компьютеры в качестве рабочих инструментов несколько лет назад, ежедневно использовать компьютер в работе и дома для них естественно и легко. Именно поэтому они так легко приобретают компьютер домой – они хорошо знают, какие возможности он предоставляет (рис. 3.8).

Москве в сравнении с распределением всего населения России и Москвы.

Синие воротнички (работяги), напротив, не имеют опыта использования компьютера в своей работе, поэтому покупка компьютера домой для них – гораздо более рисковое дело. Иначе говоря – они просто не знают, что это такое, а следовательно, нужно сначала покупать компьютер, а потом уже разбираться, зачем он нужен. Для них должен быть внешний стимул для покупки компьютера и подключения Интернета, и таким стимулом чаще всего являются дети, которым компьютер действительно нужен для учебы.

Безработные и пенсионеры пользуются Интернетом очень в малой степени. Для них он либо непосильно дорог, либо слишком сложен, да, в общем, и не нужен. Доля таких пользователей составляет всего около 3 % от их общего числа, хотя доля этой группы в населении страны – 11 %.

Да, действительно, белые воротнички – это именно те люди, которые в большей степени, чем кто‑либо другой сегодня в России, используют Интернет, причем это касается как дома, так и офиса.

АУДИТОРИЮ ИНТЕРНЕТА ИНТЕРЕСУЕТ ТОЛЬКО ИНТЕРНЕТ, ОНИ СИДЯТ БЕЗВЫЛАЗНО ЗА КОМПЬЮТЕРАМИ И ПОТЕРЯНЫ ДЛЯ ОБЩЕСТВА.

Это совсем неправда.

Люди, которые пользуются Интернетом, вообще более активны почти во всех сферах жизни. Большая доля их активности проходит внутри Интернета, но они обычно более активны и в той части жизни, которая видна окружающим. Причина, конечно, не в использовании Интернета – все именно наоборот. Просто среди пользователей Интернета активных людей больше, чем в среднем по стране. И результат этого очень хорошо виден на графике, приведенном на рис. 3.9. Правильнее было бы сказать, что пользователи Интернета много времени проводят за компьютером, но они не сидят вечерами дома безвылазно перед телевизором.