6.2. Роль налогов в государственном бюджете ведущих зарубежных стран

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71  73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 

Ведущую роль в мобилизации средств в государственный бюджет играют налоги. В основном за их счет создается финансовая база для выполнения государством его функций и задач.

Налоги представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной системы; это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее, установленных законом размерах и в определенные сроки.

Плательщиками налогов выступают рабочие, фермеры, служащие, мелкие собственники, предприниматели, корпорации (акционерные общества, страховые компании, банковские монополии и т. д.). Монополии, благодаря коммерческой тайне и различным льготам, предоставляемым им налоговым законодательством, уклоняются от уплаты части налогов. Кроме того, при определенных условиях даже те суммы, которые монополии вносят в государственную казну в виде налогов, они могут частично переложить на население через механизм цен и другими методами.

Гонка вооружений, развернувшаяся в ведущих капиталистических странах во второй половине 70-х и первой половине 80-х годов, усиление вмешательства государства в процесс воспроизводства вызвали огромный рост расходов. В целях усиления мобилизации средств налоговые системы западных стран подверглись многочисленным перестройкам. В результате изменились структура налогов в государственных бюджетах, соотношение отдельных видов налогов. Перестройке налоговых систем содействовали также интеграционные процессы, что было вызвано созданием в Западной Европе региональных таможенных группировок — ЕЭС (ныне ЕС), ЕАСТ (Европейская ассоциация свободной торговли) и др.

На современном этапе через налоги изымается до 40% доходов широких слоев населения, тогда как накануне Второй мировой войны — 12—20%. Повысился удельный вес налогов в ВНП и национальном доходе (в среднем с 1-8 до 30—50%).

Современная налоговая система, представляющая собой совокупность налогов, действующих на территории страны, характеризуется множественностью налогов. Помимо подоходного и многочисленных косвенных налогов трудящиеся вносят взносы на социальное страхование, уплачивают местные налоги, лицензионный сбор за пользование телевизором и др.

Сущность налогов проявляется в их функциях. Налоги выполняют две основные функции — фискальную и регулирующую. Фискальная функция была присуща налогам всегда. Она состоит в возможно большей мобилизации средств в бюджетную систему. Регулирующая функция налогов в ведущих зарубежных странах получила развитие в годы после Второй мировой войны.

Налоговая политика влияет на процессы накопления капитала, ускорение его концентрации и централизации, платежеспособный спрос населения. Налоги активно используются для сглаживания экономического цикла, т. е. регулирующая функция налогов связана с вмешательством государства через налоги в процесс воспроизводства.

Основные элементы налога.

1. Субъект налога — лицо (юридическое или физическое), которое по закону является плательщиком налога.

2. Объект налога — предмет, наличие которого дает основание для обложения его владельца налогом (земля, имущество и т.д.).

3. Источник налога — доход, за счет которого уплачивается налог (зарплата, прибыль, проценты).

4. Единица обложения — единица измерения объекта (например, гектар земли по поземельному налогу).

5. Налоговая ставка — размер налога на единицу обложения. Ставки налога подразделяются на регрессивные, пропорциональные и прогрессивные и соответственно налоги бывают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные.

При регрессивных налогах процент изъятия дохода налогами уменьшается при возрастании дохода. Косвенные налоги, взимаемые в ценах товаров, всегда регрессивные.

При пропорциональных налогах взимается одна и та же ставка налога независимо от размера дохода.

При прогрессивных налогах ставка налога повышается при возрастании дохода. Различают простую и сложную прогрессию. При простой профессии ставка налога повышается для всего дохода.

Пример. При доходе до 1000 долл. в месяц налогоплательщик вносит 1% своего дохода; при доходе от 1001 долл. до 3000 долл. — 2% своего дохода; при доходе от 3001 до 7000 долл. — 3% своего дохода и т.д. Если налогоплательщик имеет 1000 долл., то он платит 10 долл. налога, а если он получил 1001 долл., то должен заплатить 2%, или 20 долл. Простая прогрессия на практике не применяется, а используется сложная прогрессия, при которой доход налогоплательщика разбивается на части, и для каждой части дохода применяется соответствующая ставка налога. При сложной прогрессии обложение суммы в 1001 долл. производится так: 1000 долл. облагаются по ставке 1% и только 1 долл. облагается по ставке 2% (налогоплательщик заплатит не 20 долл., а 10 долл. и 2 цента), т. е. повышенная ставка применяется только для той части, на которую произошло увеличение дохода.

6. Налоговые льготы — полное или частичное освобождение налогоплательщика от налога в соответствии с действующим законодательством.

7. Налогооблагаемая база — доход, по отношению к которому применяется налоговая ставка. Определяется он путем вычета из валового дохода налогоплательщика разрешенных законодательством налоговых льгот.

8. Налоговый оклад — сумма налога, уплачиваемая его субъектом.

9. Налоговая система представляет собой совокупность налогов, действующих на территории страны, методы и принципы построения налогов.

Виды налогов и налоговые системы. Все налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика. К ним относятся подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, поимущественный налог и ряд других.

Косвенные — это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг. Косвенные налоги включают налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги.

Современная налоговая система развитых зарубежных стран характеризуется множественностью налогов. Ее структура зависит от государственного устройства. В унитарных (единых, слитных) государствах налоговая система включает два звена: государственные налоги, местные налоги. В федеративных государствах налоговая система состоит из трех звеньев: государственные (федеральные) налоги; налоги, закрепленные за бюджетами членов федерации (штатов в США, провинций в Канаде, кантонов в Швейцарии, земель-ландов в ФРГ); местные налоги.

Основные налоги, обеспечивающие наибольшие поступления в бюджет, закреплены за государственным бюджетом. К таким налогам относятся:

подоходный налог с населения;

налог на прибыль корпораций;

налог на добавленную стоимость (НДС);

акцизы, таможенные пошлины.

1. Наибольшие поступления среди прямых налогов обеспечивает подоходный налог с населения — от 25 до 45% и более от общей суммы доходов государственного бюджета. Он взимается по прогрессивным ставка, построенным по принципу сложной прогрессии. Известны две системы обложения подоходным налогом:

1) шедулярная, или английская, применявшаяся в течение длительного времени в Великобритании (1842—1973) и ряде других стран. Обложение производится у источника дохода не по совокупному. доходу налогоплательщика, а по частям дохода;

2) глобальная — обложение подоходным налогом осуществляется по совокупному доходу налогоплательщика, являющаяся в западных странах основной.

При обложении подоходным налогом применяется необлагаемый минимум, т. е. часть дохода налогоплательщика не подлежит обложению налогом. Размер его определяется налоговым законодательством. Подоходный налог в большинстве зарубежных стран был введен в XX в. (в США — в 1913 г., имперский подоходный налог в Германии — в 1920 г.), и вначале широкие слои населения не платили этот налог, поскольку был установлен высокий необлагаемый минимум. В годы Второй мировой войны, когда были резко понижен необлагаемый минимум и уменьшены налоговые льготы по семейному положению, подоходный налог превратился в массовый. В настоящее время подоходный налог обрушивается на трудящихся. В США в 1980-х гг. подоходным налогом было охвачено 100 млн. человек, т. е. почти все самодеятельное население, тогда как в 1940 г. — 8 млн. человек. Такие же процессы превращения подоходного налога в массовый налог произошли и в других_экономически развитых странах.

В первый период после Второй мировой войны по подоходному налогу применялись высокие ставки. Так, в США с конца 1950-х и в первой половине 1960-х годов максимальная ставка по подоходному налогу с населения составляла 91%, в 1965— 1980 гг. - 70%, в 1981-1986 гг. - 50%. В 1986-1988 гг. при президенте Р. Рейгане была проведена крупная налоговая реформа, в результате которой вместо 14 налоговых ставок (от 11 до 50%) были введены две ставки налога: 15 и 28%

2. Одна из наиболее ярких тенденций в области прямого налогообложения в западных странах — постоянное снижение удельного веса поступлений по налогу на прибыль корпораций. В результате налоговой политики правящих кругов доля налога на прибыль корпораций в государственных бюджетах ведущих западных стран резко сократилась. Так, в США накануне Второй мировой войны поступления по этому налогу составляли почти половину всех налоговых поступлений федерального бюджета: в 1955г. - 30%, в 1969г. - 20%, в 1975г. - 15%, в 1980г. — 13%, в 1998 г. -12%.

Такие же процессы происходят во всех других экономически развитых странах. Снижение удельного веса налога на прибыль — следствие постоянного расширения налоговых льгот и снижения налоговых ставок. Основные льготы, предоставляемые корпорациям, состоят в политике ускоренной амортизации, при которой огромные суммы включаются в амортизационные отчисления и не фигурируют в качестве облагаемой налогом прибыли. Применяется также помещение средств в не подлежащие обложению благотворительные фонды. Кроме того, прибыль, направляемая на научно-исследовательские цели, на капитальные вложения, также исключается из обложения. Вследствие этого в США почти 1/2 валового дохода не облагается налогом на прибыль. В Великобритании 2/3 валового дохода исключается из обложения.

Во всех западных странах в 1980-е гг. проведены налоговые реформы, в результате которых значительно снижены налоговые ставки. Так, в США в результате налоговой реформы 1986— 1988 гг. максимальная ставка по налогу на прибыль корпораций уменьшена с 46 до 34%. В Великобритании ставка по этому налогу сокращена с 52 до 33% (с 1991 г.).

3. Среди косвенных налогов в зарубежных развитых странах наибольшее значение имеют налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы (на табак, крепкие спиртные напитки, пиво, вино, бензин). НДС действует во всех странах ЕС, а также в Норвегии, Израиле и многих других. Из ведущих зарубежных стран НДС не применяется в США и Японии. На долю этого налога приходится от 30 до 50% и более всех косвенных налогов. Во Франции НДС составляет 80% всех косвенных налогов. В целях стимулирования экспорта все вывозимые товары освобождаются от НДС.

4. Таможенные пошлины — это налоги, взимаемые при импорте и экспорте товаров. В связи с интернационализацией хозяйственной жизни, развитием международного разделения труда роль таможенных пошлин как доходного источника после Второй мировой войны в экономически развитых западных странах постоянно снижалась. Это связано с общим сокращением таможенных тарифов на промышленные товары в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) подписанного 23 странами в 1947 г., а также созданием зон беспошлинной торговли в странах ЕС, ЕАСТ и др. Таможенные пошлины на промышленные товары, достигнув максимума в 30-х гг. (в среднем ставки составляли почти 30% стоимости импорта), после Второй мировой войны стали снижаться. В экономически развитых странах среднеарифметический уровень пошлин на продукцию обрабатывающей промышленности в начале 1990-х годов оценивался в 6%.

К началу 1998 г. средневзвешенная ставка таможенных тарифов развитых западных стран снизилась до 3%. Снижение таможенных пошлин привело к тому, что в среднем на этот вид дохода приходится от 1 до 4% общей суммы доходов государственного бюджета. Следует иметь в виду, что в экономически развитых странах экспорт товаров пошлинами не облагается. Применяются только таможенные пошлины на импортируемые товары. Наряду с таможенными пошлинами все большее значение приобретают ежегодное контингентирование импорта и применение других нетарифных барьеров.

При государственных фискальных монополиях, или фискальных монопольных налогах государство устанавливает монополию на производство или реализацию (или на то и другое одновременно) какого-то товара массового потребления (водка, табак, ликеро-водочные изделия) и в устанавливаемой монопольной цене помимо предпринимательского дохода взимает крупные налоги. Фискальные монопольные налоги, поступающие в государственный бюджет, применяются во Франции, Италии, ФРГ, Японии. Нет их в Великобритании.

За местными бюджетами закреплены второстепенные, недостаточно эффективные с фискальной точки зрения налоги. Основным налогом, поступающим в местные бюджеты, является поимущественный налог, которым облагаются в основном домовладельцы.

В федеративных государствах вопрос о доходах бюджетов членов федерации в отдельных странах решается по-разному. Так, в США бюджеты штатов базируются на поступлениях косвенных налогов, среди которых главное значение имеет налог с продаж. В ФРГ поступления по подоходному налогу с населения и налогу на прибыль корпораций в определенных процентах делятся между федеральным бюджетом и бюджетами земель. Во многих странах практикуются надбавки к государственным налогам, направляемые в местные бюджеты.

Однако местным органам власти не хватает налогов для осуществления своих функций. Местные бюджеты хронически дефицитны и получают на их покрытие средства из государственного бюджета в порядке дотаций, субвенций, кредитов. Кроме того, крупные местные административные единицы имеют право эмиссии местных займов, гарантированных центральным правительством.

Ведущую роль в мобилизации средств в государственный бюджет играют налоги. В основном за их счет создается финансовая база для выполнения государством его функций и задач.

Налоги представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной системы; это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее, установленных законом размерах и в определенные сроки.

Плательщиками налогов выступают рабочие, фермеры, служащие, мелкие собственники, предприниматели, корпорации (акционерные общества, страховые компании, банковские монополии и т. д.). Монополии, благодаря коммерческой тайне и различным льготам, предоставляемым им налоговым законодательством, уклоняются от уплаты части налогов. Кроме того, при определенных условиях даже те суммы, которые монополии вносят в государственную казну в виде налогов, они могут частично переложить на население через механизм цен и другими методами.

Гонка вооружений, развернувшаяся в ведущих капиталистических странах во второй половине 70-х и первой половине 80-х годов, усиление вмешательства государства в процесс воспроизводства вызвали огромный рост расходов. В целях усиления мобилизации средств налоговые системы западных стран подверглись многочисленным перестройкам. В результате изменились структура налогов в государственных бюджетах, соотношение отдельных видов налогов. Перестройке налоговых систем содействовали также интеграционные процессы, что было вызвано созданием в Западной Европе региональных таможенных группировок — ЕЭС (ныне ЕС), ЕАСТ (Европейская ассоциация свободной торговли) и др.

На современном этапе через налоги изымается до 40% доходов широких слоев населения, тогда как накануне Второй мировой войны — 12—20%. Повысился удельный вес налогов в ВНП и национальном доходе (в среднем с 1-8 до 30—50%).

Современная налоговая система, представляющая собой совокупность налогов, действующих на территории страны, характеризуется множественностью налогов. Помимо подоходного и многочисленных косвенных налогов трудящиеся вносят взносы на социальное страхование, уплачивают местные налоги, лицензионный сбор за пользование телевизором и др.

Сущность налогов проявляется в их функциях. Налоги выполняют две основные функции — фискальную и регулирующую. Фискальная функция была присуща налогам всегда. Она состоит в возможно большей мобилизации средств в бюджетную систему. Регулирующая функция налогов в ведущих зарубежных странах получила развитие в годы после Второй мировой войны.

Налоговая политика влияет на процессы накопления капитала, ускорение его концентрации и централизации, платежеспособный спрос населения. Налоги активно используются для сглаживания экономического цикла, т. е. регулирующая функция налогов связана с вмешательством государства через налоги в процесс воспроизводства.

Основные элементы налога.

1. Субъект налога — лицо (юридическое или физическое), которое по закону является плательщиком налога.

2. Объект налога — предмет, наличие которого дает основание для обложения его владельца налогом (земля, имущество и т.д.).

3. Источник налога — доход, за счет которого уплачивается налог (зарплата, прибыль, проценты).

4. Единица обложения — единица измерения объекта (например, гектар земли по поземельному налогу).

5. Налоговая ставка — размер налога на единицу обложения. Ставки налога подразделяются на регрессивные, пропорциональные и прогрессивные и соответственно налоги бывают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные.

При регрессивных налогах процент изъятия дохода налогами уменьшается при возрастании дохода. Косвенные налоги, взимаемые в ценах товаров, всегда регрессивные.

При пропорциональных налогах взимается одна и та же ставка налога независимо от размера дохода.

При прогрессивных налогах ставка налога повышается при возрастании дохода. Различают простую и сложную прогрессию. При простой профессии ставка налога повышается для всего дохода.

Пример. При доходе до 1000 долл. в месяц налогоплательщик вносит 1% своего дохода; при доходе от 1001 долл. до 3000 долл. — 2% своего дохода; при доходе от 3001 до 7000 долл. — 3% своего дохода и т.д. Если налогоплательщик имеет 1000 долл., то он платит 10 долл. налога, а если он получил 1001 долл., то должен заплатить 2%, или 20 долл. Простая прогрессия на практике не применяется, а используется сложная прогрессия, при которой доход налогоплательщика разбивается на части, и для каждой части дохода применяется соответствующая ставка налога. При сложной прогрессии обложение суммы в 1001 долл. производится так: 1000 долл. облагаются по ставке 1% и только 1 долл. облагается по ставке 2% (налогоплательщик заплатит не 20 долл., а 10 долл. и 2 цента), т. е. повышенная ставка применяется только для той части, на которую произошло увеличение дохода.

6. Налоговые льготы — полное или частичное освобождение налогоплательщика от налога в соответствии с действующим законодательством.

7. Налогооблагаемая база — доход, по отношению к которому применяется налоговая ставка. Определяется он путем вычета из валового дохода налогоплательщика разрешенных законодательством налоговых льгот.

8. Налоговый оклад — сумма налога, уплачиваемая его субъектом.

9. Налоговая система представляет собой совокупность налогов, действующих на территории страны, методы и принципы построения налогов.

Виды налогов и налоговые системы. Все налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика. К ним относятся подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, поимущественный налог и ряд других.

Косвенные — это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг. Косвенные налоги включают налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги.

Современная налоговая система развитых зарубежных стран характеризуется множественностью налогов. Ее структура зависит от государственного устройства. В унитарных (единых, слитных) государствах налоговая система включает два звена: государственные налоги, местные налоги. В федеративных государствах налоговая система состоит из трех звеньев: государственные (федеральные) налоги; налоги, закрепленные за бюджетами членов федерации (штатов в США, провинций в Канаде, кантонов в Швейцарии, земель-ландов в ФРГ); местные налоги.

Основные налоги, обеспечивающие наибольшие поступления в бюджет, закреплены за государственным бюджетом. К таким налогам относятся:

подоходный налог с населения;

налог на прибыль корпораций;

налог на добавленную стоимость (НДС);

акцизы, таможенные пошлины.

1. Наибольшие поступления среди прямых налогов обеспечивает подоходный налог с населения — от 25 до 45% и более от общей суммы доходов государственного бюджета. Он взимается по прогрессивным ставка, построенным по принципу сложной прогрессии. Известны две системы обложения подоходным налогом:

1) шедулярная, или английская, применявшаяся в течение длительного времени в Великобритании (1842—1973) и ряде других стран. Обложение производится у источника дохода не по совокупному. доходу налогоплательщика, а по частям дохода;

2) глобальная — обложение подоходным налогом осуществляется по совокупному доходу налогоплательщика, являющаяся в западных странах основной.

При обложении подоходным налогом применяется необлагаемый минимум, т. е. часть дохода налогоплательщика не подлежит обложению налогом. Размер его определяется налоговым законодательством. Подоходный налог в большинстве зарубежных стран был введен в XX в. (в США — в 1913 г., имперский подоходный налог в Германии — в 1920 г.), и вначале широкие слои населения не платили этот налог, поскольку был установлен высокий необлагаемый минимум. В годы Второй мировой войны, когда были резко понижен необлагаемый минимум и уменьшены налоговые льготы по семейному положению, подоходный налог превратился в массовый. В настоящее время подоходный налог обрушивается на трудящихся. В США в 1980-х гг. подоходным налогом было охвачено 100 млн. человек, т. е. почти все самодеятельное население, тогда как в 1940 г. — 8 млн. человек. Такие же процессы превращения подоходного налога в массовый налог произошли и в других_экономически развитых странах.

В первый период после Второй мировой войны по подоходному налогу применялись высокие ставки. Так, в США с конца 1950-х и в первой половине 1960-х годов максимальная ставка по подоходному налогу с населения составляла 91%, в 1965— 1980 гг. - 70%, в 1981-1986 гг. - 50%. В 1986-1988 гг. при президенте Р. Рейгане была проведена крупная налоговая реформа, в результате которой вместо 14 налоговых ставок (от 11 до 50%) были введены две ставки налога: 15 и 28%

2. Одна из наиболее ярких тенденций в области прямого налогообложения в западных странах — постоянное снижение удельного веса поступлений по налогу на прибыль корпораций. В результате налоговой политики правящих кругов доля налога на прибыль корпораций в государственных бюджетах ведущих западных стран резко сократилась. Так, в США накануне Второй мировой войны поступления по этому налогу составляли почти половину всех налоговых поступлений федерального бюджета: в 1955г. - 30%, в 1969г. - 20%, в 1975г. - 15%, в 1980г. — 13%, в 1998 г. -12%.

Такие же процессы происходят во всех других экономически развитых странах. Снижение удельного веса налога на прибыль — следствие постоянного расширения налоговых льгот и снижения налоговых ставок. Основные льготы, предоставляемые корпорациям, состоят в политике ускоренной амортизации, при которой огромные суммы включаются в амортизационные отчисления и не фигурируют в качестве облагаемой налогом прибыли. Применяется также помещение средств в не подлежащие обложению благотворительные фонды. Кроме того, прибыль, направляемая на научно-исследовательские цели, на капитальные вложения, также исключается из обложения. Вследствие этого в США почти 1/2 валового дохода не облагается налогом на прибыль. В Великобритании 2/3 валового дохода исключается из обложения.

Во всех западных странах в 1980-е гг. проведены налоговые реформы, в результате которых значительно снижены налоговые ставки. Так, в США в результате налоговой реформы 1986— 1988 гг. максимальная ставка по налогу на прибыль корпораций уменьшена с 46 до 34%. В Великобритании ставка по этому налогу сокращена с 52 до 33% (с 1991 г.).

3. Среди косвенных налогов в зарубежных развитых странах наибольшее значение имеют налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы (на табак, крепкие спиртные напитки, пиво, вино, бензин). НДС действует во всех странах ЕС, а также в Норвегии, Израиле и многих других. Из ведущих зарубежных стран НДС не применяется в США и Японии. На долю этого налога приходится от 30 до 50% и более всех косвенных налогов. Во Франции НДС составляет 80% всех косвенных налогов. В целях стимулирования экспорта все вывозимые товары освобождаются от НДС.

4. Таможенные пошлины — это налоги, взимаемые при импорте и экспорте товаров. В связи с интернационализацией хозяйственной жизни, развитием международного разделения труда роль таможенных пошлин как доходного источника после Второй мировой войны в экономически развитых западных странах постоянно снижалась. Это связано с общим сокращением таможенных тарифов на промышленные товары в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) подписанного 23 странами в 1947 г., а также созданием зон беспошлинной торговли в странах ЕС, ЕАСТ и др. Таможенные пошлины на промышленные товары, достигнув максимума в 30-х гг. (в среднем ставки составляли почти 30% стоимости импорта), после Второй мировой войны стали снижаться. В экономически развитых странах среднеарифметический уровень пошлин на продукцию обрабатывающей промышленности в начале 1990-х годов оценивался в 6%.

К началу 1998 г. средневзвешенная ставка таможенных тарифов развитых западных стран снизилась до 3%. Снижение таможенных пошлин привело к тому, что в среднем на этот вид дохода приходится от 1 до 4% общей суммы доходов государственного бюджета. Следует иметь в виду, что в экономически развитых странах экспорт товаров пошлинами не облагается. Применяются только таможенные пошлины на импортируемые товары. Наряду с таможенными пошлинами все большее значение приобретают ежегодное контингентирование импорта и применение других нетарифных барьеров.

При государственных фискальных монополиях, или фискальных монопольных налогах государство устанавливает монополию на производство или реализацию (или на то и другое одновременно) какого-то товара массового потребления (водка, табак, ликеро-водочные изделия) и в устанавливаемой монопольной цене помимо предпринимательского дохода взимает крупные налоги. Фискальные монопольные налоги, поступающие в государственный бюджет, применяются во Франции, Италии, ФРГ, Японии. Нет их в Великобритании.

За местными бюджетами закреплены второстепенные, недостаточно эффективные с фискальной точки зрения налоги. Основным налогом, поступающим в местные бюджеты, является поимущественный налог, которым облагаются в основном домовладельцы.

В федеративных государствах вопрос о доходах бюджетов членов федерации в отдельных странах решается по-разному. Так, в США бюджеты штатов базируются на поступлениях косвенных налогов, среди которых главное значение имеет налог с продаж. В ФРГ поступления по подоходному налогу с населения и налогу на прибыль корпораций в определенных процентах делятся между федеральным бюджетом и бюджетами земель. Во многих странах практикуются надбавки к государственным налогам, направляемые в местные бюджеты.

Однако местным органам власти не хватает налогов для осуществления своих функций. Местные бюджеты хронически дефицитны и получают на их покрытие средства из государственного бюджета в порядке дотаций, субвенций, кредитов. Кроме того, крупные местные административные единицы имеют право эмиссии местных займов, гарантированных центральным правительством.