6.6. Состав и структура доходов федерального бюджета России

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71  73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 

До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета СССР базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они занимали более 90% общей суммы доходов бюджета и в основном состояли из двух платежей — налога с оборота и платежей из прибыли. Такая система просуществовала с 1930 по 1990 г. Введенные в 1980-е гг. нормативные платежи из прибыли в виде платы за производственные фонды, трудовые ресурсы и др. не смогли изменить систему платежей, и она продолжала ориентироваться на индивидуальные результаты деятельности отдельных предприятий.

В условиях перехода на рыночные механизмы доходы бюджетной системы претерпели коренные изменения. Основными доходами в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, стали налоги.

Налоговая реформа в Российской Федерации была осуществлена в соответствии с Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (принят 27 декабря 1991 г.). Этот Закон определил принципы построения налоговой системы и ее структуру и состав, а также права, обязанности и ответственность плательщиков и налоговых органов. Основополагающее значение имеет и Закон «О государственной налоговой службе РСФСР» от 21 марта 1991 г., регулирующий вопросы организации сбора и контроля, а также ряд законов о порядке исчисления и уплаты отдельных налогов.

В зависимости от органа, который взимает налог и его использует, различают:

1) федеральные налоги;

2) региональные налоги — налоги национально-государственных и административно-территориальных образований (республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга);

3) местные налоги.

Рассмотрим федеральные налоги. Первоначально насчитывалось 16 федеральных налогов. Но затем произошли изменения в налогообложении. В 1994 г. налог на доходы банков и налог на доходы страховых организаций были отменены, и они стали уплачивать налог на прибыль, как и другие предприятия и организации. С 1 января 1994 г. был введен специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки отдельных отраслей народного хозяйства (в основном угольной промышленности), который с 1 января 1996 г. был отменен. В 1998 г. введен налог на вмененный доход, который распространяется на малые предприятия вместо единого налога, уплачиваемого предприятиями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения.

Произошли изменения и в организации отдельных налогов. Так, с 1 января 1996 г. при обложении налогом на прибыль предприятий и организаций отменено обложение сверхнормативной оплаты труда.

В настоящее время основные федеральные налоги: НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц.

Из этих налогов полностью в федеральный бюджет поступают таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами (действует с 24 октября 1995 г.), а также платежи за пользование природными ресурсами.

НДС, акцизы, подоходный налог с физических лиц — это регулирующие доходы, которые в виде процентных отчислений направляются также в бюджеты субъектов Федерации и в местные бюджеты. Налоговые доходы составляют более 80% всех доходов федерального бюджета. Приведем доходы Федерального бюджета РФ на 1999 г.:

Виды доходов

млрд. руб.

% от общей суммы доходов бюджета

I. Налоговые доходы — всего

399,5

84,3

в том числе:

 

 

Налог на добавленную стоимость

143,7

30,3

Акцизы

87,1

18,4

Таможенные пошлины и сборы

91,3

19,3

в том числе:

 

 

ввозимые пошлины

60,5

12,8

вывозимые пошлины

30,8

6,5

Налог на прибыль предприятий и

 

 

организаций

36,0

7,6

Подоходный налог с физических лиц

25,2

5,3

Налог на совокупный доход

2,8

0,6

Платежи за пользование природны-

 

 

ми ресурсами

9,5

2,0

Прочие налоги, сборы и пошлины

3,9

0,8

II. Неналоговые доходы — всего

33,0

7,0

в том числе:

 

 

Доходы от имущества, находящегося

 

 

в государственной собственности

7,9

1,7

Доходы от внешнеэкономической

 

 

деятельности

23,3

4,9

Прочие неналоговые доходы

1,8

0,4

Передача налоговых доходов в целе-

 

 

вые бюджетные фонды

 

– 0,4

III. Доходы целевых бюджетных фондов

41,6

8,8

Итого

473,7

100

Как следует из таблицы, основное место в федеральном бюджете занимают косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины). В 1999 г. на них приходится 68% общей суммы доходов федерального бюджета.

1. Важнейшее значение принадлежит налогу на добавленную стоимость (НДС), обеспечивающему 30% всех доходов бюджета. С фискальной точки зрения это исключительно эффективный налог. Страна, вводящая НДС, сразу же получает крупные доходы. Принципиальное отличие НДС от налога с оборота и других форм универсального акциза состоит в том, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленная стоимость.

В Российской Федерации НДС взимается с 1 января 1992 г. Он заменил два действовавших налога — налог с оборота и налог с продаж, введенный Указом Президента СССР от 29 декабря 1990 г. Обложению этим налогом подлежит не весь оборот, а лишь прирост стоимости.

Под добавленной стоимостью понимается оплата труда работников предприятий вместе с начислениями плюс валовая прибыль. В соответствии с Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России» от 16 июля 1992 г. налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Плательщиками НДС являются все юридические лица независимо от форм собственности, включая: предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющими производственную и иную коммерческую деятельность; индивидуальные (семейные) частные предприятия, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства; филиалы, отделения или другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории РФ, самостоятельно реализующие товары, (работы, услуги). С 1 января 1994 г. предприниматели без образования юридического лица освобождены от НДС.

Официально НДС взимается с производителей и торговцев. Однако фактическими плательщиками его выступают покупатели товаров, т. е. широкие слои населения. НДС — ценообразующий фактор. На его величину автоматически повышаются цены товаров.

Объектом обложения по НДС являются обороты по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

Облагаемый оборот исчисляется на основании стоимости реализованных товаров (работ, услуг) исходя из применяемых цен и тарифов.

От НДС освобождаются: внутризаводской оборот продукции, полуфабрикатов, работ, услуг между структурными подразделениями одного предприятия; экспортные товары как собственного производства, так и приобретенные; квартирная плата; операции, связанные с обращением валюты, денег, ценных бумаг; товары (работы, услуги), создаваемые и реализуемые учебными предприятиями образовательных учреждений; товары (работы, услуги) собственного производства, реализуемые предприятиями, организациями, в которых инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников; товары, ввозимые в РФ по специальному перечню, и др.

Установлены две ставки по НДС: 10 и 20%.

10%-ная ставка применяется по отношению к продовольственным и детским товарам, утвержденным по специальным спискам постановлениями Правительства России.

20%-ная ставка относится ко всем остальным товарам, услугам, включая подакцизные товары.

Кроме этих двух ставок действуют расчетные ставки в 16, 97 и 9,09% при реализации товаров (работ, услуг) Организации розничной торговли при реализации товаров по ценам с налогом в 10 и 20% производят исчисление НДС за отчетный период (месяц, квартал) с сумм дохода по средней расчетной ставке. Средняя расчетная ставка определяется как отношение общей суммы налога, приходящейся на поступившие за отчетный период товары, и их стоимости исходя из цен поставщиков, включая сумму налога.

После определения облагаемого оборота товаров (работ, услуг) и установления налоговых льгот подсчитывается величина налога, которая равна произведению налогооблагаемого оборота на ставку. На практике плательщик должен вносить в бюджет разницу между суммой налога, полученной от покупателей за реализованные товары (работы, услуги), и суммой налога, фактически уплаченной поставщиком за приобретенные материальные ресурсы, выполненные работы, оказанные услуги, стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

Сроки уплаты НДС зависят от его размера. Крупные плательщики со среднемесячными платежами более 10 тыс. руб. вносят НДС ежедекадно исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) 15, 25 и 5-го числа следующего месяца в размере 1/3 суммы налога, причитающейся к уплате в бюджет по последнему месячному расчету с последующими перерасчетами 20-го числа месяца, следующего за отчетным. Плательщики со среднемесячными платежами от 3 до 10 тыс. руб. вносят НДС ежемесячно исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) за истекший месяц — не позднее 20-го числа следующего месяца; предприятия со среднемесячными платежами до 3 тыс. руб. вносят налог ежеквартально исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) за истекший квартал — не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

2. Акцизы также взимаются в ценах товаров и услуг. Объектом обложения акцизами выступает стоимость подакцизных товаров (винно-водочные, табачные, меховые, ювелирные изделия, легковые автомобили и др.). Ставки акцизов колеблются от 5% (легковые автомашины) до 90% (спирт питьевой). Большие поступления обеспечивают акцизы на нефть и газ.

3. Таможенные пошлины действуют на основе Закона РСФСР «Об основах налоговой системы РФ» (декабрь 1991 г.) и Таможенного кодекса РФ, принятого в середине июня 1993 г. Вопросы таможенного обложения решаются Государственным таможенным комитетом РФ. Таможенные пошлины в России взимаются в соответствии с Таможенным тарифом, введенным с 1 июля 1993 г. в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе».

В России применяются следующие виды таможенных пошлин:

импортные таможенные пошлины, взимаемые при ввозе товаров;

экспортные таможенные пошлины, взимаемые при ввозе товаров; .

особые пошлины (специальные, антидемпинговые, компенсационные), применяемые в целях защиты экономических интересов российских предпринимателей.

Используются следующие ставки таможенных пошлин:

адвалерные — пошлины, определяемые в процентах к таможенной стоимости товаров;

специфические — пошлины, устанавливаемые в твердой сумме за единицу товара;

комбинированные — пошлины, сочетающие элементы адвалерных и специфических таможенных пошлин.

В соответствии с требованием Международного валютного фонда по дальнейшей либерализации внешней торговли в России с 1 июля 1996 г. экспортные пошлины отменены и заменены акцизами.

Однако с 1 января 1999 г. Постановлением Правительства РФ № 83 экспортные пошлины на нефть и газ были восстановлены.

В отношении импортных пошлин политика Правительства РФ сводится к тому, что на некоторые ввозимые товары таможенные пошлины будут повышаться, на другие — понижаться.

4. Что касается прямых налогов, то в России важнейшее значение принадлежит налогу на прибыль предприятий и организаций. Этот налог взимается со всех юридических лиц независимо от форм собственности. В условиях рыночных отношений роль прибыли резко возрастает, и налог на прибыль должен выполнять не только фискальную функцию, но и действовать на повышение эффективности производства. Следует отметить, что до настоящего времени налоговая система России ориентирована на выполнение фискальной функции. Регулирующая функция налогов слабо воздействует на экономику.

Налог на прибыль предприятий и организаций взимается в РФ с юридических лиц с 1 января 1992 г. Объектом обложения является валовая прибыль предприятий, полученная в рублях и иностранной валюте.

Валовая прибыль включает:

прибыль от реализованной продукции, выполненных работ, оказанных услуг;

прибыль от реализации основных фондов и другого имущества предприятий и организаций;

доходы от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по ним.

Основной элемент валовой прибыли — прибыль от реализации продукции. Она определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию, отражаемыми в себестоимости продукции. Перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции, установлен Положением о составе затрат на производство и реализацию продукции, включенных в себестоимость. В затраты на себестоимость входят материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизацию основных фондов и прочие затраты.

Прибыль от реализации основных фондов и другого имущества предприятий и организаций определяется как разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов, увеличенной с учетом их переоценки.

Доходы от внереализационных операций включают: доходы от долевого участия в деятельности других предприятий; дивиденды, проценты и другие доходы по ценным бумагам, принадлежащим предприятиям; доходы от сдачи имущества в аренду и др.

Освобождается от налогообложения прибыль предприятий, направленная на финансирование капитальных вложений производственного назначения, а также на погашение кредитов банков, полученных и используемых на эти цели; прибыль, направленная на финансирование жилищного строительства.

Исключаются взносы на благотворительные цели. Кроме того, из налогооблагаемой прибыли исключаются суммы на содержание находящихся на балансе предприятий объектов социально-культурного назначения, предприятий в соответствии с утвержденными местными органами нормативами. Особые налоговые льготы предоставляются малому бизнесу.

С 1 января 1994 г. действуют две ставки налога на прибыль. Одна — в размере 13% — утверждается Федеральным Собранием. Этот налог поступает в федеральный бюджет. Вторая ставка, устанавливаемая представительными органами субъектов Федерации, составляет не более 22% для предприятий и организаций, 30% — для банков, страховых организаций и др.

Предприятия сами определяют сумму налога на основании фактически полученной прибыли с нарастающим итогом с начала года. Налог вносится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления квартального бухгалтерского отчета, а по годовым расчетам — в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета и баланса за год.

В течение квартала плательщики производят авансовые взносы исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога. Эти взносы налога уплачиваются всеми плательщиками не позднее 15-го числа каждого месяца равными долями в размере 1/3 квартальной суммы налога, исчисленной на базе предполагаемой прибыли на квартал.

В соответствии с Федеральным законом РФ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995 г. № 222 для организаций малого предпринимательства и индивидуальных предпринимателей исключительно по их добровольному желанию применяется упрощенная система налогообложения. Общим для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения, является уплата вместо налоговых платежей стоимости патентов. Такая схема предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период. Вместе с тем сохраняется общеустановленный порядок уплаты таможенных платежей, государственной пошлины, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов и отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.

Действие упрощенной системы налогообложения распространяется на организации с предельной численностью работающих до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими предпринимательской деятельности.

5. В целях стимулирования малого бизнеса принят Федеральный закон от 31 июля 1998 г. о введении налога на вмененный доход. Он распространяется на большинство малых предприятий вместо единого налога, который платят предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения. В отличие от единого налога его налогооблагаемая база определяется на основе установленных расчетным путем доходов. Расчет дохода привязывается к легко проверяемым физическим показателям деятельности предприятий. Это — своеобразный патент на занятие определенной деятельностью.

6. Подоходный налог с физических лиц в России действует с 1 января 1992 г. Его плательщиками выступают граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Объектом обложения является совокупный доход физического лица, полученный в календарном году на территории РФ и за ее пределами в денежной и натуральной формах. Доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка России, действовавшему на дату получения дохода. Доходы в натуральной форме учитываются в совокупном доходе по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии — по свободным (рыночным) ценам на дату получения дохода.

По подоходному налогу с физических лиц применяется широкая система льгот. Вместо необлагаемого минимума в налоговом законодательстве предусмотрено, что часть полученного гражданами дохода, равная определённой кратности минимальной месячной оплаты труда, исключается из совокупного годового дохода налогоплательщика. Право на вычет пятикратного минимального размера месячной оплаты труда имеют Герои Coветского Союза, Российской Федерации, инвалиды войны, инвалиды детства и др.

Право на вычет из совокупного годового дохода трехкратного размера минимальной месячной оплаты труда имеют родители и жены военнослужащих, погибших при защите СССР, РФ; один из родителей, воспитывающий инвалида с детства или инвалида первой группы и др.

Граждане, у которых совокупный годовой доход не превышает 5000 руб. в год, имеют право на двукратный вычет минимальной заработной платы, а все остальные лица — на однократный вычет минимальной месячной оплаты труда. Минимальная оплата труда индексируется по мере роста потребительских цен. Из совокупного дохода налогоплательщика исключаются также суммы расходов на содержание детей у обоих супругов и иждивенцев в пределах установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда (на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, студента и учащегося дневной формы обучения до 24 лет и каждого иждивенца, не имеющего самостоятельного источника дохода).

Кроме того, в совокупный годовой доход плательщиков не включаются все виды пенсий, выходные пособия, выплачиваемые при увольнении, проценты и выигрыши по ценным бумагам государства и некоторые другие.

Подоходный налог с физических лиц — прогрессивный налог. На 1 января 1998 г. действуют следующие ставки по этому налогу.

Размер облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году

Сумма налога

До 20000 руб.

От 20001 до 40000 руб.

От 40001 до 60000 руб.

От 60001 до 80000 руб.

От 80001 до 100000 руб.

От 100 001 руб. и выше

12%

2400руб. + 15% с суммы, превышающей 20000 руб.

5400 руб. + 20% с суммы, превышающей 40000 руб.

9400 руб. + 25% с суммы, превышающей 60000 руб.

14400 руб. + 30% с суммы, превышающей 80000 руб.

20400 руб. + 35% с суммы, превышающей 100 000 руб.

К неналоговым доходам относятся доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности, доходы, поступающие от приватизации, доходы от внешнеэкономической деятельности и доходы целевых бюджетных фондов (Федерального дорожного фонда РФ, Централизованного фонда социального развития и др.).

Следует отметить, что действующая налоговая система нуждается в совершенствовании, так как для нее характерны множественность налогов (в России взимается до 150 налогов), плохая собираемость налогов (фактически аккумулируется около 60% налогов против утвержденных сумм). Слабо используется регулирующая функция налогов. Слишком тяжелым является налогообложение производственных предприятий, что тормозит их развитие. В ближайшее время предполагается осуществить реформирование налоговой системы.

Основные направления государственной политики в области налоговой реформы:

1) построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность в течение финансового года системы налогов и неналоговых платежей;

2) сокращение числа налогов путем их укрупнения и отмены целевых налогов, не дающих значительных поступлений;

3) консолидация в федеральном бюджете начиная с 1997 г. государственных внебюджетных фондов с сохранением целевой направленности использования денежных средств и нормативного порядка формирования доходной части бюджета;

4) облегчение налогового бремени производителей продукции (работ, услуг) и недопущение двойного налогообложения путем четкого определения механизма налогооблагаемой базы с одновременным введением механизмов, повышающих уровень собираемости налогов;

5) развитие налогового федерализма, в том числе установление с 1 января 1997 г. минимальных значений долей поступлений доходов от каждого налога в бюджеты разных уровней, имея в виду, что указанные доли будут устанавливаться ежегодно в федеральном бюджете, но не ниже минимальных значений

6) сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения;

7) расширение практики установления специфических ставок акцизов, кратных устанавливаемой законодательством РФ минимальной величине месячной оплаты труда и таможенных пошлин в евро на единицу товара в натуральном измерении;

8) замена акцизов на отдельные виды минерального сырья ресурсными платежами в форме соглашений о разделе продукции или стабильных ежемесячных платежей по каждому месторождению в натуральных единицах измерения добываемого ресурса с пересчетом в рубли по средним экспортным ценам за предыдущий месяц и по курсу, устанавливаемому Центральным банком России на дату платежа;

9) увеличение доли экологических налогов и штрафов.

Главная задача состоит; в обеспечении роста доли налоговых поступлений в ВВП прежде всего за счет повышения собираемости налогов.

Важное значение будет иметь Налоговый кодекс РФ, который призван преодолеть негативные стороны в российском налоговом законодательстве, обеспечить стимулирование роста производства, а также зафиксировать гарантии прав налогоплательщиков, регионов и государства. В настоящее время Государственной Думой принята лишь первая часть Налогового кодекса.

До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета СССР базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они занимали более 90% общей суммы доходов бюджета и в основном состояли из двух платежей — налога с оборота и платежей из прибыли. Такая система просуществовала с 1930 по 1990 г. Введенные в 1980-е гг. нормативные платежи из прибыли в виде платы за производственные фонды, трудовые ресурсы и др. не смогли изменить систему платежей, и она продолжала ориентироваться на индивидуальные результаты деятельности отдельных предприятий.

В условиях перехода на рыночные механизмы доходы бюджетной системы претерпели коренные изменения. Основными доходами в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, стали налоги.

Налоговая реформа в Российской Федерации была осуществлена в соответствии с Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (принят 27 декабря 1991 г.). Этот Закон определил принципы построения налоговой системы и ее структуру и состав, а также права, обязанности и ответственность плательщиков и налоговых органов. Основополагающее значение имеет и Закон «О государственной налоговой службе РСФСР» от 21 марта 1991 г., регулирующий вопросы организации сбора и контроля, а также ряд законов о порядке исчисления и уплаты отдельных налогов.

В зависимости от органа, который взимает налог и его использует, различают:

1) федеральные налоги;

2) региональные налоги — налоги национально-государственных и административно-территориальных образований (республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга);

3) местные налоги.

Рассмотрим федеральные налоги. Первоначально насчитывалось 16 федеральных налогов. Но затем произошли изменения в налогообложении. В 1994 г. налог на доходы банков и налог на доходы страховых организаций были отменены, и они стали уплачивать налог на прибыль, как и другие предприятия и организации. С 1 января 1994 г. был введен специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки отдельных отраслей народного хозяйства (в основном угольной промышленности), который с 1 января 1996 г. был отменен. В 1998 г. введен налог на вмененный доход, который распространяется на малые предприятия вместо единого налога, уплачиваемого предприятиями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения.

Произошли изменения и в организации отдельных налогов. Так, с 1 января 1996 г. при обложении налогом на прибыль предприятий и организаций отменено обложение сверхнормативной оплаты труда.

В настоящее время основные федеральные налоги: НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц.

Из этих налогов полностью в федеральный бюджет поступают таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами (действует с 24 октября 1995 г.), а также платежи за пользование природными ресурсами.

НДС, акцизы, подоходный налог с физических лиц — это регулирующие доходы, которые в виде процентных отчислений направляются также в бюджеты субъектов Федерации и в местные бюджеты. Налоговые доходы составляют более 80% всех доходов федерального бюджета. Приведем доходы Федерального бюджета РФ на 1999 г.:

Виды доходов

млрд. руб.

% от общей суммы доходов бюджета

I. Налоговые доходы — всего

399,5

84,3

в том числе:

 

 

Налог на добавленную стоимость

143,7

30,3

Акцизы

87,1

18,4

Таможенные пошлины и сборы

91,3

19,3

в том числе:

 

 

ввозимые пошлины

60,5

12,8

вывозимые пошлины

30,8

6,5

Налог на прибыль предприятий и

 

 

организаций

36,0

7,6

Подоходный налог с физических лиц

25,2

5,3

Налог на совокупный доход

2,8

0,6

Платежи за пользование природны-

 

 

ми ресурсами

9,5

2,0

Прочие налоги, сборы и пошлины

3,9

0,8

II. Неналоговые доходы — всего

33,0

7,0

в том числе:

 

 

Доходы от имущества, находящегося

 

 

в государственной собственности

7,9

1,7

Доходы от внешнеэкономической

 

 

деятельности

23,3

4,9

Прочие неналоговые доходы

1,8

0,4

Передача налоговых доходов в целе-

 

 

вые бюджетные фонды

 

– 0,4

III. Доходы целевых бюджетных фондов

41,6

8,8

Итого

473,7

100

Как следует из таблицы, основное место в федеральном бюджете занимают косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины). В 1999 г. на них приходится 68% общей суммы доходов федерального бюджета.

1. Важнейшее значение принадлежит налогу на добавленную стоимость (НДС), обеспечивающему 30% всех доходов бюджета. С фискальной точки зрения это исключительно эффективный налог. Страна, вводящая НДС, сразу же получает крупные доходы. Принципиальное отличие НДС от налога с оборота и других форм универсального акциза состоит в том, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленная стоимость.

В Российской Федерации НДС взимается с 1 января 1992 г. Он заменил два действовавших налога — налог с оборота и налог с продаж, введенный Указом Президента СССР от 29 декабря 1990 г. Обложению этим налогом подлежит не весь оборот, а лишь прирост стоимости.

Под добавленной стоимостью понимается оплата труда работников предприятий вместе с начислениями плюс валовая прибыль. В соответствии с Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России» от 16 июля 1992 г. налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Плательщиками НДС являются все юридические лица независимо от форм собственности, включая: предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющими производственную и иную коммерческую деятельность; индивидуальные (семейные) частные предприятия, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства; филиалы, отделения или другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории РФ, самостоятельно реализующие товары, (работы, услуги). С 1 января 1994 г. предприниматели без образования юридического лица освобождены от НДС.

Официально НДС взимается с производителей и торговцев. Однако фактическими плательщиками его выступают покупатели товаров, т. е. широкие слои населения. НДС — ценообразующий фактор. На его величину автоматически повышаются цены товаров.

Объектом обложения по НДС являются обороты по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

Облагаемый оборот исчисляется на основании стоимости реализованных товаров (работ, услуг) исходя из применяемых цен и тарифов.

От НДС освобождаются: внутризаводской оборот продукции, полуфабрикатов, работ, услуг между структурными подразделениями одного предприятия; экспортные товары как собственного производства, так и приобретенные; квартирная плата; операции, связанные с обращением валюты, денег, ценных бумаг; товары (работы, услуги), создаваемые и реализуемые учебными предприятиями образовательных учреждений; товары (работы, услуги) собственного производства, реализуемые предприятиями, организациями, в которых инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников; товары, ввозимые в РФ по специальному перечню, и др.

Установлены две ставки по НДС: 10 и 20%.

10%-ная ставка применяется по отношению к продовольственным и детским товарам, утвержденным по специальным спискам постановлениями Правительства России.

20%-ная ставка относится ко всем остальным товарам, услугам, включая подакцизные товары.

Кроме этих двух ставок действуют расчетные ставки в 16, 97 и 9,09% при реализации товаров (работ, услуг) Организации розничной торговли при реализации товаров по ценам с налогом в 10 и 20% производят исчисление НДС за отчетный период (месяц, квартал) с сумм дохода по средней расчетной ставке. Средняя расчетная ставка определяется как отношение общей суммы налога, приходящейся на поступившие за отчетный период товары, и их стоимости исходя из цен поставщиков, включая сумму налога.

После определения облагаемого оборота товаров (работ, услуг) и установления налоговых льгот подсчитывается величина налога, которая равна произведению налогооблагаемого оборота на ставку. На практике плательщик должен вносить в бюджет разницу между суммой налога, полученной от покупателей за реализованные товары (работы, услуги), и суммой налога, фактически уплаченной поставщиком за приобретенные материальные ресурсы, выполненные работы, оказанные услуги, стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

Сроки уплаты НДС зависят от его размера. Крупные плательщики со среднемесячными платежами более 10 тыс. руб. вносят НДС ежедекадно исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) 15, 25 и 5-го числа следующего месяца в размере 1/3 суммы налога, причитающейся к уплате в бюджет по последнему месячному расчету с последующими перерасчетами 20-го числа месяца, следующего за отчетным. Плательщики со среднемесячными платежами от 3 до 10 тыс. руб. вносят НДС ежемесячно исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) за истекший месяц — не позднее 20-го числа следующего месяца; предприятия со среднемесячными платежами до 3 тыс. руб. вносят налог ежеквартально исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) за истекший квартал — не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

2. Акцизы также взимаются в ценах товаров и услуг. Объектом обложения акцизами выступает стоимость подакцизных товаров (винно-водочные, табачные, меховые, ювелирные изделия, легковые автомобили и др.). Ставки акцизов колеблются от 5% (легковые автомашины) до 90% (спирт питьевой). Большие поступления обеспечивают акцизы на нефть и газ.

3. Таможенные пошлины действуют на основе Закона РСФСР «Об основах налоговой системы РФ» (декабрь 1991 г.) и Таможенного кодекса РФ, принятого в середине июня 1993 г. Вопросы таможенного обложения решаются Государственным таможенным комитетом РФ. Таможенные пошлины в России взимаются в соответствии с Таможенным тарифом, введенным с 1 июля 1993 г. в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе».

В России применяются следующие виды таможенных пошлин:

импортные таможенные пошлины, взимаемые при ввозе товаров;

экспортные таможенные пошлины, взимаемые при ввозе товаров; .

особые пошлины (специальные, антидемпинговые, компенсационные), применяемые в целях защиты экономических интересов российских предпринимателей.

Используются следующие ставки таможенных пошлин:

адвалерные — пошлины, определяемые в процентах к таможенной стоимости товаров;

специфические — пошлины, устанавливаемые в твердой сумме за единицу товара;

комбинированные — пошлины, сочетающие элементы адвалерных и специфических таможенных пошлин.

В соответствии с требованием Международного валютного фонда по дальнейшей либерализации внешней торговли в России с 1 июля 1996 г. экспортные пошлины отменены и заменены акцизами.

Однако с 1 января 1999 г. Постановлением Правительства РФ № 83 экспортные пошлины на нефть и газ были восстановлены.

В отношении импортных пошлин политика Правительства РФ сводится к тому, что на некоторые ввозимые товары таможенные пошлины будут повышаться, на другие — понижаться.

4. Что касается прямых налогов, то в России важнейшее значение принадлежит налогу на прибыль предприятий и организаций. Этот налог взимается со всех юридических лиц независимо от форм собственности. В условиях рыночных отношений роль прибыли резко возрастает, и налог на прибыль должен выполнять не только фискальную функцию, но и действовать на повышение эффективности производства. Следует отметить, что до настоящего времени налоговая система России ориентирована на выполнение фискальной функции. Регулирующая функция налогов слабо воздействует на экономику.

Налог на прибыль предприятий и организаций взимается в РФ с юридических лиц с 1 января 1992 г. Объектом обложения является валовая прибыль предприятий, полученная в рублях и иностранной валюте.

Валовая прибыль включает:

прибыль от реализованной продукции, выполненных работ, оказанных услуг;

прибыль от реализации основных фондов и другого имущества предприятий и организаций;

доходы от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по ним.

Основной элемент валовой прибыли — прибыль от реализации продукции. Она определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию, отражаемыми в себестоимости продукции. Перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции, установлен Положением о составе затрат на производство и реализацию продукции, включенных в себестоимость. В затраты на себестоимость входят материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизацию основных фондов и прочие затраты.

Прибыль от реализации основных фондов и другого имущества предприятий и организаций определяется как разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов, увеличенной с учетом их переоценки.

Доходы от внереализационных операций включают: доходы от долевого участия в деятельности других предприятий; дивиденды, проценты и другие доходы по ценным бумагам, принадлежащим предприятиям; доходы от сдачи имущества в аренду и др.

Освобождается от налогообложения прибыль предприятий, направленная на финансирование капитальных вложений производственного назначения, а также на погашение кредитов банков, полученных и используемых на эти цели; прибыль, направленная на финансирование жилищного строительства.

Исключаются взносы на благотворительные цели. Кроме того, из налогооблагаемой прибыли исключаются суммы на содержание находящихся на балансе предприятий объектов социально-культурного назначения, предприятий в соответствии с утвержденными местными органами нормативами. Особые налоговые льготы предоставляются малому бизнесу.

С 1 января 1994 г. действуют две ставки налога на прибыль. Одна — в размере 13% — утверждается Федеральным Собранием. Этот налог поступает в федеральный бюджет. Вторая ставка, устанавливаемая представительными органами субъектов Федерации, составляет не более 22% для предприятий и организаций, 30% — для банков, страховых организаций и др.

Предприятия сами определяют сумму налога на основании фактически полученной прибыли с нарастающим итогом с начала года. Налог вносится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления квартального бухгалтерского отчета, а по годовым расчетам — в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета и баланса за год.

В течение квартала плательщики производят авансовые взносы исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога. Эти взносы налога уплачиваются всеми плательщиками не позднее 15-го числа каждого месяца равными долями в размере 1/3 квартальной суммы налога, исчисленной на базе предполагаемой прибыли на квартал.

В соответствии с Федеральным законом РФ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995 г. № 222 для организаций малого предпринимательства и индивидуальных предпринимателей исключительно по их добровольному желанию применяется упрощенная система налогообложения. Общим для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения, является уплата вместо налоговых платежей стоимости патентов. Такая схема предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период. Вместе с тем сохраняется общеустановленный порядок уплаты таможенных платежей, государственной пошлины, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов и отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.

Действие упрощенной системы налогообложения распространяется на организации с предельной численностью работающих до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими предпринимательской деятельности.

5. В целях стимулирования малого бизнеса принят Федеральный закон от 31 июля 1998 г. о введении налога на вмененный доход. Он распространяется на большинство малых предприятий вместо единого налога, который платят предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения. В отличие от единого налога его налогооблагаемая база определяется на основе установленных расчетным путем доходов. Расчет дохода привязывается к легко проверяемым физическим показателям деятельности предприятий. Это — своеобразный патент на занятие определенной деятельностью.

6. Подоходный налог с физических лиц в России действует с 1 января 1992 г. Его плательщиками выступают граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Объектом обложения является совокупный доход физического лица, полученный в календарном году на территории РФ и за ее пределами в денежной и натуральной формах. Доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка России, действовавшему на дату получения дохода. Доходы в натуральной форме учитываются в совокупном доходе по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии — по свободным (рыночным) ценам на дату получения дохода.

По подоходному налогу с физических лиц применяется широкая система льгот. Вместо необлагаемого минимума в налоговом законодательстве предусмотрено, что часть полученного гражданами дохода, равная определённой кратности минимальной месячной оплаты труда, исключается из совокупного годового дохода налогоплательщика. Право на вычет пятикратного минимального размера месячной оплаты труда имеют Герои Coветского Союза, Российской Федерации, инвалиды войны, инвалиды детства и др.

Право на вычет из совокупного годового дохода трехкратного размера минимальной месячной оплаты труда имеют родители и жены военнослужащих, погибших при защите СССР, РФ; один из родителей, воспитывающий инвалида с детства или инвалида первой группы и др.

Граждане, у которых совокупный годовой доход не превышает 5000 руб. в год, имеют право на двукратный вычет минимальной заработной платы, а все остальные лица — на однократный вычет минимальной месячной оплаты труда. Минимальная оплата труда индексируется по мере роста потребительских цен. Из совокупного дохода налогоплательщика исключаются также суммы расходов на содержание детей у обоих супругов и иждивенцев в пределах установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда (на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, студента и учащегося дневной формы обучения до 24 лет и каждого иждивенца, не имеющего самостоятельного источника дохода).

Кроме того, в совокупный годовой доход плательщиков не включаются все виды пенсий, выходные пособия, выплачиваемые при увольнении, проценты и выигрыши по ценным бумагам государства и некоторые другие.

Подоходный налог с физических лиц — прогрессивный налог. На 1 января 1998 г. действуют следующие ставки по этому налогу.

Размер облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году

Сумма налога

До 20000 руб.

От 20001 до 40000 руб.

От 40001 до 60000 руб.

От 60001 до 80000 руб.

От 80001 до 100000 руб.

От 100 001 руб. и выше

12%

2400руб. + 15% с суммы, превышающей 20000 руб.

5400 руб. + 20% с суммы, превышающей 40000 руб.

9400 руб. + 25% с суммы, превышающей 60000 руб.

14400 руб. + 30% с суммы, превышающей 80000 руб.

20400 руб. + 35% с суммы, превышающей 100 000 руб.

К неналоговым доходам относятся доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности, доходы, поступающие от приватизации, доходы от внешнеэкономической деятельности и доходы целевых бюджетных фондов (Федерального дорожного фонда РФ, Централизованного фонда социального развития и др.).

Следует отметить, что действующая налоговая система нуждается в совершенствовании, так как для нее характерны множественность налогов (в России взимается до 150 налогов), плохая собираемость налогов (фактически аккумулируется около 60% налогов против утвержденных сумм). Слабо используется регулирующая функция налогов. Слишком тяжелым является налогообложение производственных предприятий, что тормозит их развитие. В ближайшее время предполагается осуществить реформирование налоговой системы.

Основные направления государственной политики в области налоговой реформы:

1) построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность в течение финансового года системы налогов и неналоговых платежей;

2) сокращение числа налогов путем их укрупнения и отмены целевых налогов, не дающих значительных поступлений;

3) консолидация в федеральном бюджете начиная с 1997 г. государственных внебюджетных фондов с сохранением целевой направленности использования денежных средств и нормативного порядка формирования доходной части бюджета;

4) облегчение налогового бремени производителей продукции (работ, услуг) и недопущение двойного налогообложения путем четкого определения механизма налогооблагаемой базы с одновременным введением механизмов, повышающих уровень собираемости налогов;

5) развитие налогового федерализма, в том числе установление с 1 января 1997 г. минимальных значений долей поступлений доходов от каждого налога в бюджеты разных уровней, имея в виду, что указанные доли будут устанавливаться ежегодно в федеральном бюджете, но не ниже минимальных значений

6) сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения;

7) расширение практики установления специфических ставок акцизов, кратных устанавливаемой законодательством РФ минимальной величине месячной оплаты труда и таможенных пошлин в евро на единицу товара в натуральном измерении;

8) замена акцизов на отдельные виды минерального сырья ресурсными платежами в форме соглашений о разделе продукции или стабильных ежемесячных платежей по каждому месторождению в натуральных единицах измерения добываемого ресурса с пересчетом в рубли по средним экспортным ценам за предыдущий месяц и по курсу, устанавливаемому Центральным банком России на дату платежа;

9) увеличение доли экологических налогов и штрафов.

Главная задача состоит; в обеспечении роста доли налоговых поступлений в ВВП прежде всего за счет повышения собираемости налогов.

Важное значение будет иметь Налоговый кодекс РФ, который призван преодолеть негативные стороны в российском налоговом законодательстве, обеспечить стимулирование роста производства, а также зафиксировать гарантии прав налогоплательщиков, регионов и государства. В настоящее время Государственной Думой принята лишь первая часть Налогового кодекса.