6.7. Бюджетный дефицит и методы его финансирования

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71  73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 

Бюджетный дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. Несмотря на рост налогов и некоторое увеличение неналоговых доходов, федеральный бюджет Российской Федерации продолжает оставаться резко дефицитным.

В 1999 г. предельный размер дефицита федерального бюджета установлен в сумме 101,4 млрд. руб., или 2,5% по отношению к ВВП. Этот дефицит должен быть профинансирован за счет доходов от эмиссии государственных ценных бумаг, доходов от приватизации государственного имущества, суммы превышения доходов над расходами по государственным запасам драгоценных металлов и драгоценных камней, кредитов международных финансовых организаций, банков, фирм, средств от покупки ЦБ России облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом в размере 32,7 млрд. руб.

С 1990 по 1995 гг. для покрытия бюджетного дефицита в России в основном использовалась эмиссия денег, что послужило мощным инфляционным фактором. С 1995 г. эмиссия денег для финансирования дефицита бюджета не применяется. С этой целью использовались различные государственные ценные бумаги — ГКО с трехмесячным, шестимесячным и годовым сроками погашения, казначейские обязательства (КО), облигации внутреннего валютного государственного облигационного займа, облигации федеральных займов с переменным купоном (ОФЗ), государственные сберегательные займы, золотые сертификаты.

В связи с глубоким финансовым кризисом, развернувшимся в 1998 г., принято решение о проведении ограниченной эмиссии денег под обеспечение золотовалютных резервов.

Внешними источниками финансирования бюджетного дефицита служат кредиты международных финансовых организаций, главным образом Международного валютного фонда.

Следует отметить, что государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой также хронически дефицитны. Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения бюджетные дефициты не рассматриваются как катастрофически отрицательные финансовые показатели. Известный английский экономист Дж. М. Кейнс в целях взбадривания экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. И в этом безусловно есть рациональное зерно. Следует отметить, что с 1990-х годов в ряде развитых западных стран бюджетный дефицит сокращается, а в США практически он преодолен.

Как отмечалось в

3.1. в 1999 г. в США превышение доходов над расходами, по предварительной оценке, предусмотрено в 10 млрд. долл. Преодоление бюджетного дефицита федерального бюджета было достигнуто благодаря следующим мерам центрального правительства. В 1985 г. в США был принят закон Грэмма — Рудмана — Холлинза о контроле за уровнем дефицита федерального бюджета и методах его преодоления. В развитие этого закона в 1990 г. принят Акт, в соответствии с которым было утверждено решение о переходе к бездефицитному бюджету.

Основная нагрузка по расходам федерального бюджета была перенесена на бюджеты штатов и местных органов власти.

Вместе с тем были повышены ставки налогов, закрепленных за федеральным бюджетом — подоходного налога с населения (до 39,6%): по налогу на прибыль корпораций для всех корпораций, независимо от размера прибыли, стала применяться единая ставка в 34%; были уменьшены ряд налоговых скидок по подоходному налогу с населения и налоговые льготы на корпорации; повышен налог на прирост капитала (в частности, от продажи домов).

В области расходов были сокращены затраты на оборону с одновременным усилением тех участков, которые обеспечивают усиление обороноспособности страны и боеготовности войск, сокращена численность вооруженных сил; уменьшена помощь иностранным государствам по поддержанию их безопасности; снижена федеральная поддержка сельского хозяйства; ликвидировано финансирование программ дополнительного обучения.

На правительства штатов и самих нанимателей были перенесены субсидии по найму жилых помещений, модифицирована структура локальных агентств и агентств штатов, осуществляющих непосредственное управление федеральной программой жилищного строительства.

Повышены на 50% расходы штатов по оказанию медицинской помощи взамен федеральной. Введено жесткое государственное регулирование роста числа койко-мест по прикрепленным на дому больным и др.

Основные задачи в области политики финансирования дефицита федерального бюджета РФ состоят:

1) в продолжении курса на его неинфляционное покрытие при последовательном сокращении объема внешних заимствований;

2) увеличении доли бюджетных заимствований в небанковском секторе за счет привлечения средств населения, предприятий, организаций, других инвесторов. Следует расширить круг государственных ценных бумаг для населения;

3) координации выпуска федеральных, региональных и муниципальных займов с целью поддержания сбалансированности внутреннего финансового рынка.

Вопросы для повторения

1 Сформулируйте определение термина «бюджет государства» и перечислите основные функции бюджета.

2  Поясните состав и структуру расходов федерального бюджета РФ.

3 Охарактеризуйте состав и структуру доходов федерального бюджета России.

4  Объясните отличия прямых и косвенных налогов.

5  Охарактеризуйте основные элементы налога.

6  Сформулируйте определение термина «налоговая система».

7 Сравните налоговые системы России и налоговые системы развитых западных стран.

8 В чем суть НДС, налога на прибыль предприятий и организаций и подоходного налога с физических лиц?

9 Объясните, что представляет собой бюджетный дефицит. Каковы методы его финансирования в Российской Федерации и в экономически развитых странах?

Бюджетный дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. Несмотря на рост налогов и некоторое увеличение неналоговых доходов, федеральный бюджет Российской Федерации продолжает оставаться резко дефицитным.

В 1999 г. предельный размер дефицита федерального бюджета установлен в сумме 101,4 млрд. руб., или 2,5% по отношению к ВВП. Этот дефицит должен быть профинансирован за счет доходов от эмиссии государственных ценных бумаг, доходов от приватизации государственного имущества, суммы превышения доходов над расходами по государственным запасам драгоценных металлов и драгоценных камней, кредитов международных финансовых организаций, банков, фирм, средств от покупки ЦБ России облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом в размере 32,7 млрд. руб.

С 1990 по 1995 гг. для покрытия бюджетного дефицита в России в основном использовалась эмиссия денег, что послужило мощным инфляционным фактором. С 1995 г. эмиссия денег для финансирования дефицита бюджета не применяется. С этой целью использовались различные государственные ценные бумаги — ГКО с трехмесячным, шестимесячным и годовым сроками погашения, казначейские обязательства (КО), облигации внутреннего валютного государственного облигационного займа, облигации федеральных займов с переменным купоном (ОФЗ), государственные сберегательные займы, золотые сертификаты.

В связи с глубоким финансовым кризисом, развернувшимся в 1998 г., принято решение о проведении ограниченной эмиссии денег под обеспечение золотовалютных резервов.

Внешними источниками финансирования бюджетного дефицита служат кредиты международных финансовых организаций, главным образом Международного валютного фонда.

Следует отметить, что государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой также хронически дефицитны. Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения бюджетные дефициты не рассматриваются как катастрофически отрицательные финансовые показатели. Известный английский экономист Дж. М. Кейнс в целях взбадривания экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. И в этом безусловно есть рациональное зерно. Следует отметить, что с 1990-х годов в ряде развитых западных стран бюджетный дефицит сокращается, а в США практически он преодолен.

Как отмечалось в

3.1. в 1999 г. в США превышение доходов над расходами, по предварительной оценке, предусмотрено в 10 млрд. долл. Преодоление бюджетного дефицита федерального бюджета было достигнуто благодаря следующим мерам центрального правительства. В 1985 г. в США был принят закон Грэмма — Рудмана — Холлинза о контроле за уровнем дефицита федерального бюджета и методах его преодоления. В развитие этого закона в 1990 г. принят Акт, в соответствии с которым было утверждено решение о переходе к бездефицитному бюджету.

Основная нагрузка по расходам федерального бюджета была перенесена на бюджеты штатов и местных органов власти.

Вместе с тем были повышены ставки налогов, закрепленных за федеральным бюджетом — подоходного налога с населения (до 39,6%): по налогу на прибыль корпораций для всех корпораций, независимо от размера прибыли, стала применяться единая ставка в 34%; были уменьшены ряд налоговых скидок по подоходному налогу с населения и налоговые льготы на корпорации; повышен налог на прирост капитала (в частности, от продажи домов).

В области расходов были сокращены затраты на оборону с одновременным усилением тех участков, которые обеспечивают усиление обороноспособности страны и боеготовности войск, сокращена численность вооруженных сил; уменьшена помощь иностранным государствам по поддержанию их безопасности; снижена федеральная поддержка сельского хозяйства; ликвидировано финансирование программ дополнительного обучения.

На правительства штатов и самих нанимателей были перенесены субсидии по найму жилых помещений, модифицирована структура локальных агентств и агентств штатов, осуществляющих непосредственное управление федеральной программой жилищного строительства.

Повышены на 50% расходы штатов по оказанию медицинской помощи взамен федеральной. Введено жесткое государственное регулирование роста числа койко-мест по прикрепленным на дому больным и др.

Основные задачи в области политики финансирования дефицита федерального бюджета РФ состоят:

1) в продолжении курса на его неинфляционное покрытие при последовательном сокращении объема внешних заимствований;

2) увеличении доли бюджетных заимствований в небанковском секторе за счет привлечения средств населения, предприятий, организаций, других инвесторов. Следует расширить круг государственных ценных бумаг для населения;

3) координации выпуска федеральных, региональных и муниципальных займов с целью поддержания сбалансированности внутреннего финансового рынка.

Вопросы для повторения

1 Сформулируйте определение термина «бюджет государства» и перечислите основные функции бюджета.

2  Поясните состав и структуру расходов федерального бюджета РФ.

3 Охарактеризуйте состав и структуру доходов федерального бюджета России.

4  Объясните отличия прямых и косвенных налогов.

5  Охарактеризуйте основные элементы налога.

6  Сформулируйте определение термина «налоговая система».

7 Сравните налоговые системы России и налоговые системы развитых западных стран.

8 В чем суть НДС, налога на прибыль предприятий и организаций и подоходного налога с физических лиц?

9 Объясните, что представляет собой бюджетный дефицит. Каковы методы его финансирования в Российской Федерации и в экономически развитых странах?