8.5. Заемная деятельность РФ на внутреннем и внешнем рынках
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83
На внутреннем рынке ценных бумаг РФ является самым крупным заемщиком. Наибольший удельный вес в финансировании бюджетного дефицита занимают ГКО и ОФЗ. Задолженность РФ по выпущенным ГКО-ОФЗ на 1 июня 1998г. составила 435,3 млрд. руб.
1. Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) впервые были выпущены в 1993 г. Это краткосрочный заемный инструмент. Первоначально они выпускались на три месяца, позднее стали выпускаться на шесть и двенадцать месяцев.
Реализация ГКО осуществлялась со скидкой с номинала. Погашение производилось Центральным банком РФ по номиналу. Таким образом, доход инвестора складывался за счет разницы между ценой реализации (или ценой погашения) и ценой покупки.
ГКО пользовались большим спросом у инвесторов и получили исключительно широкое распространение. Особенно большой удельный вес они занимали в активах коммерческих банков. Заинтересованность инвесторов в приобретении ГКО объяснялась следующими причинами: надежностью этого заемного инструмента, высокой доходностью, высокой ликвидностью, налоговыми льготами, поскольку налоговым законодательством доходы по государственным ценным бумагам сначала вообще не облагались налогом, позднее налог взимался по пониженной ставке.
2. 14 июня 1995 г. рынок государственных ценных бумаг пополнился облигациями федерального займа с переменным купоном (ОФЗ). Это была вторая ценная бумага с плавающим процентом, выпускаемая в РФ. Первоначально ОФЗ выпускались на один год, позднее стали выпускаться на два года. В зависимости от выпусков они несли два или четыре купона. Несколько позднее появились ОФЗ с постоянным купоном.
ОФЗ являются купонными среднесрочными государственными бумагами. Как и ГКО, ОФЗ не имеют бумажных носителей. Операции с ними осуществляются путем записей на счетах «Депо».
3. В целях активного привлечения средств населения Правительство РФ приняло Постановление от 10 августа 1995 г. №812 «О Генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа РФ». Размещение облигаций началось осенью 1995 г.
Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) выпускались в документарной форме, первоначально сроком на один год, позднее — на два. Они являются ценными бумагами на предъявителя и предоставляют их владельцам право получения дохода раз в квартал или раз в полгода в зависимости от выпуска.
4. Внутренний валютный долг представлен облигациями внутреннего валютного займа (ОВВЗ). Решение об их выпуске было принято в 1992 г. для оформления задолженности Внешэкономбанка по счетам юридических лиц. Валютой займа служат доллары США. По каждой облигации осуществляются ежегодные купонные выплаты в размере 3%.
Облигации были выпущены 14 мая 1993 г. пятью траншами со сроком обращения 1,3,6,10,15 лет. Выпуск осуществлен в документарной форме в виде ценных бумаг на предъявителя.
В 1996 г. была проведена дополнительная эмиссия ОВВЗ в связи с необходимостью:
погашения внутреннего валютного долга, который не был учтен при определении первоначального объема эмиссии ОВВЗ;
урегулирования внутреннего валютного долга бывшего СССР перед российскими предприятиями и организациями — владельцами балансовых счетов, на которых числились средства в клиринговых, замкнутых и специальных валютах по межправительственным договорам и платежным соглашениям;
погашения валютной коммерческой задолженности РФ.
Операции с государственными ценными бумагами осуществляются на рынке государственных ценных бумаг, который входит в состав фондового рынка. Особенностью отечественного рынка государственных ценных бумаг являлось значительное преобладание его размеров по сравнению с корпоративным.
Рынок государственных ценных бумаг позволяет решать следующие задачи:
1) осуществлять заимствование временно свободных денежных средств юридических и физических лиц в целях финансирования бюджетного дефицита;
2) обеспечивать проведение денежно-кредитной политики ЦБ РФ;
3) осуществлять регулирование ликвидности коммерческих банков и финансовых институтов.
Быстрое наращивание объемов государственных заимствований на внутреннем рынке и рост расходов на обслуживание долга увеличивали неустойчивость рынка государственных ценных бумаг, чему способствовало преобладание на нем трех- и шести месячных ГКО. Росту неустойчивости способствовала также и высокая доля иностранных инвесторов, допущенных на внутренний рынок с целью снижения стоимости заимствований. Осенью 1997г. доля нерезидентов на рынке ГКО—ОФЗ, по оценкам ЦБ, достигла 15%, а к началу 1998 г. — уже 30%.
Высокая доля иностранных инвесторов ослабила действенность государственного контроля над фондовым рынком. Если ранее ЦБ РФ эффективно использовал такие рычаги, как изменения ставки рефинансирования (ее постоянное снижение влекло за собой снижение ставок по кредитам и депозитам, а вслед за этим и доходности ГКО), изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков, операции репо (поддержание ликвидности дилеров рынка гособлигаций путем продажи ими ГКО Центральному банку с условием их последующего выкупа), а также ломбардное кредитование (ссуды ЦБ под залог ценных бумаг), то теперь такие меры становились все менее и менее эффективными. Воздействовать этими рычагами на иностранных инвесторов нельзя. Поведение нерезидентов определяется в первую очередь положением на мировом рынке долговых обязательств. Гораздо более остро, чем отечественные инвесторы, реагируют иностранные и на различные экономические и политические события внутри страны.
В качестве отрицательного примера либерализации доступа иностранного капитала к государственным ценным бумагам можно привести Мексику. Вначале это дало значительный приток зарубежных инвестиций. К 1994 г. доля иностранцев на рынке государственных бумаг в Мексике достигла 40%. Однако в связи с обострением политической ситуации в стране нерезиденты стали продавать ценные бумаги. Правительству пришлось прибегнуть к золотому запасу, но его оказалось недостаточно, и, когда он иссяк, начался массовый сброс нерезидентами ценных бумаг.
В конце 1997 г. положение на российском рынке ценных бумаг ухудшилось под влиянием мирового фондового кризиса, и с этого времени рынок ГКО—ОФЗ стало постоянно лихорадить. В случае любого кризиса инвесторы отзывают свои капиталы с более рискованных рынков на более надежные с целью поддержать свою ликвидность, а отчасти и разместить свои ресурсы в надежных инструментах с высоким уровнем доходности (но такая возможность появляется редко).
Иностранные инвесторы стали отзывать свои ресурсы сначала с рынка корпоративных ценных бумаг, а потом и с рынка государственных ценных бумаг. Правительство РФ неоднократно испытывало трудности с размещением новых выпусков ценных бумаг, доходность по которым составляла 100% и выше.
В июле 1998 г. было принято решение о прекращении новых выпусков ГКО. Владельцам ГКО было предложено обменять их в добровольном порядке на валютные обязательства Правительства РФ со сроком 7 и 20 лет. Путем конвертации ГКО в еврооблигации из краткосрочного и дорогого рублевого долга они превращались в относительно дешевый и долгосрочный долларовый. Предполагалось, что конвертация позволит сэкономить правительству на обслуживании долга в 1999 г. 21 млрд. руб.
В августе 1998 г. Правительство РФ впервые не смогло рассчитаться по своим долговым обязательствам. Погашение выпусков ГКО-ОФЗ было прекращено. Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1998г. №1007 был утвержден Порядок погашения государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999г. и выпущенных в обращение до 17 августа 1998г.
В соответствии с этим Порядком названные облигации погашаются путем зачисления средств на специальные транзитные счета, с которых они могут быть направлены на приобретение в равных долях трех новых выпусков государственных ценных бумаг:
со сроком погашения три года и купонным доходом 30% годовых;
со сроком погашения четыре года и купонным доходом в первые три года — 30%, четвертый — 25% годовых;
со сроком погашения 5 лет и купонным доходом в первые три года — 30%, четвертый — 25%., пятый — 20% годовых.
Распоряжением Правительства РФ от 12 декабря 1998 г. № 1787-р «О новации по государственным ценным бумагам» определены основные условия осуществления новации по ГКО и ОФЗ со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенными в обращение до Заявления Правительства РФ и ЦБ РФ от 17 августа 1998 г. путем замены по согласованию с их владельцами на новые обязательства по вновь выпускаемым облигациям федеральных займов с фиксированным и постоянным купонным доходом и частичной выплатой денежных средств. В соответствии с этими условиями для подтверждения новых обязательств осуществляется выпуск следующих видов государственных ценных бумаг:
облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом со сроками обращения 4 и 5 лет}
облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом со сроком /обращения 3 года. По указанным облигациям устанавливается нулевой купонный доход, и они в установленном порядке могут быть использованы на операции по погашению просроченной задолженности по налогам в федеральный бюджет, включая штрафы и пени, образовавшиеся по состоянию на 1 июля 1998 г., а также в целях оплаты участия в уставном капитале кредитных организаций.
Сумма новых обязательств определяется путем дисконтирования номинальной стоимости ГКО и ОФЗ исходя из доходности 50% годовых в период с 19 августа 1998 г. до даты погашения, ранее объявленной в условиях выпуска. При этом по облигациям ОФЗ в дисконтируемую величину включаются суммы невыплаченных купонных доходов. По необъявленным купонам ставка принимается равной 50% годовых.
По исполнению указаний Правительства РФ Минфин РФ и ЦБ РФ приняли Положение о порядке осуществления новации по ГКО и ОФЗ (зарегистрировано в Минюсте 28 декабря 1998 г. № 1670).
Цель заемной деятельности РФ на внешнем рынке — также покрытие дефицита федерального бюджета. Право осуществления государственных внешних заимствований РФ и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий, договоров поручительства другим заемщикам для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит РФ. От имени РФ осуществлять внешние заимствования может Правительство РФ либо уполномоченный Правительством РФ ответственный федеральный орган исполнительной власти.
Наряду с Бразилией, Мексикой, Индией и Аргентиной Россия входит в пятерку стран с максимальной внешней задолженностью. Самый большой внешний долг имеет Мексика — примерно 166 млрд. долл., Бразилия — 160 млрд. долл.
Внешние долги РФ по группам кредиторов (млрд. долл.) составляют:
|
1996 |
1997 |
август 1998 |
Весь внешний долг РФ |
125 |
123,5 |
141,9 |
Долг Правительства РФ, включая |
24,2 |
32,1 |
53,4 |
Долг международным организациям |
15,3 |
18,7 |
26,7 |
Бонды |
1 |
4,5 |
15,8 |
Кредиты по правительственной |
|
|
|
линии |
7,9 |
7,6 |
9,6 |
Коммерческие кредиты |
0 |
1,3 |
1,3 |
Долг бывшего СССР, включая |
100,8 |
91,4 |
88,5 |
Долг международным организациям |
0 |
0 |
0 |
Фонды |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Кредиты по правительственной |
|
|
|
линии |
61,9 |
56,9 |
56,9 |
Коммерческие кредиты |
38,8 |
34,4 |
31,5 |
После принятия Россией всего внешнего долга СССР остро встал вопрос о методах его регулирования. Конечное решение проблемы внешнего долга России заключалось в ежегодной выплате кредиторам во второй половине 90-х годов 15—18 млрд. долл. Но выполнение такой задачи могло поставить под угрозу судьбу экономики страны. Поэтому основным методом регулирования внешнего долга стала его реструктуризация на максимально приемлемых для России условиях
Большую часть внешнего долга России в зависимости от природы его происхождения можно разделить на три группы — это кредиты Парижского, Лондонского и Токийского клубов кредитов.
1. Основная сумма долга РФ приходится на Парижский клуб, объединяющий около двадцати государств — крупнейших мировых кредиторов. Двойственное положение РФ заключается в том, что Россия выступает в качестве должника одних стран и кредитора других одновременно.
2. Межбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время, а также векселя, использовавшиеся во внешнеторговых расчетах и предназначенные для учета. Интересы этой группы кредиторов представляет Лондонский клуб, объединяющий более 600 коммерческих банков. В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой гарантий или страхования. На основе договоренностей о долгосрочной реструктуризации с Парижским клубом стран-кредиторов от 29 апреля 1996 г. к концу 1997г. закончилось подписание серии двухсторонних соглашений с официальными кредиторами.
В октябре 1997 г. было подписано Соглашение Внешэкономбанка с Лондонским клубом банковских кредиторов, переговоры с которым велись с 1992 г. В соответствии с Меморандумом о согласованных принципах глобальной реструктуризации долга СССР Клубу долг на общую сумму 32,3 млрд. долл., включая проценты, пролонгирован на 25 лет с семилетним льготным периодом. Реструктуризация с отсрочкой платежа — наилучший выход и для РФ и для банков — участников Лондонского клуба. Россия пока не выплачивает свои долги, а структура баланса у банков-кредиторов значительно улучшилась. Сумма долга теперь разбита на две части. Основной долг оформляется ценными бездокументарными бумагами, а проценты — бумажными процентными облигациями. И хотя эмитентом выступает Внешэкономбанк, но приравнены они к обязательствам государства.
3. Наиболее интересной с коммерческой точки зрения до последнего времени оставалась еще одна группа долгов — коммерческая торговая задолженность. Российское правительство признало эту группу задолженности позже всех — в октябре 1994 г. Из-за того, что реально переговоры начались в декабре 1996 г., образовался большой временной интервал, в течение которого кредиторы были в полной неопределенности относительно реальности погашения им задолженности. В настоящее время после выверки долгов разрешена переуступка прав требования по ним.
Реструктуризация внешнего долга на время смягчила кризис с выплатой внешней задолженности, но принципиально не решила его. Внешняя задолженность России продолжает расти. Положение России, с точки зрения обслуживания внешнего долга, остается непростым. Если в течение ближайших лет внешние заимствования будут составлять хотя бы немногим более 10 млрд. долл. ежегодно, то к 2002 г. сумма внешнего долга России возрастает в два раза. Это означает, что вновь привлеченных внешних займов уже не будет хватать для обслуживания старых долгов. Ведь в начале следующего столетия Россия должна выйти на значительные платежи — 10—12 млрд. долл. в год.
Чтобы избежать возникновения кризисной ситуации, необходимы изменение долговой стратегии России и переход от курса на отсрочку платежей к курсу на сокращение долга.
Эту проблему может решить конверсия внешнего долга, под которой принято понимать все механизмы, обеспечивающие замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики государства-должника. Возможны разные формы: конверсия долга в инвестиции, погашение его товарными поставками, обратный выкуп долга самим заемщиком на особых условиях, обмен на долговые обязательства третьих стран, собственность, облигации и др.
Частным случаем конверсии является обмен долга на собственность, т.е. иностранная компания покупает внешний долг страны на вторичном рынке, затем предъявляет его для погашения в центральный банк, который оплачивает его национальной валютой, направляемой затем для финансирования инвестиций в стране-должнике.
В 1996 г. РФ впервые вышла на мировой кредитный рынок со своими ценными бумагами. Постановлением Правительства РФ «О некоторых вопросах выпуска внешнего облигационного займа 1996г.» от 4 ноября 1996г. №1320 Министерство финансов РФ получило задание осуществить от имени РФ выпуск внешнего облигационного займа в ноябре—декабре 1996 г. Первый выпуск российских еврооблигаций состоялся 27 ноября 1996 г. на общую сумму 1 млрд. долл. Выпущенные еврооблигации представляли собой купонные ценные бумаги, по которым каждые полгода выплачивается фиксированный доход по ставке 9,25%. Срок обращения — пять лет. Это был первый облигационный заем России, размещенный ею на международных рынках капиталов. Займы успешно размещались также в 1997—1998 гг.
На внутреннем рынке ценных бумаг РФ является самым крупным заемщиком. Наибольший удельный вес в финансировании бюджетного дефицита занимают ГКО и ОФЗ. Задолженность РФ по выпущенным ГКО-ОФЗ на 1 июня 1998г. составила 435,3 млрд. руб.
1. Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) впервые были выпущены в 1993 г. Это краткосрочный заемный инструмент. Первоначально они выпускались на три месяца, позднее стали выпускаться на шесть и двенадцать месяцев.
Реализация ГКО осуществлялась со скидкой с номинала. Погашение производилось Центральным банком РФ по номиналу. Таким образом, доход инвестора складывался за счет разницы между ценой реализации (или ценой погашения) и ценой покупки.
ГКО пользовались большим спросом у инвесторов и получили исключительно широкое распространение. Особенно большой удельный вес они занимали в активах коммерческих банков. Заинтересованность инвесторов в приобретении ГКО объяснялась следующими причинами: надежностью этого заемного инструмента, высокой доходностью, высокой ликвидностью, налоговыми льготами, поскольку налоговым законодательством доходы по государственным ценным бумагам сначала вообще не облагались налогом, позднее налог взимался по пониженной ставке.
2. 14 июня 1995 г. рынок государственных ценных бумаг пополнился облигациями федерального займа с переменным купоном (ОФЗ). Это была вторая ценная бумага с плавающим процентом, выпускаемая в РФ. Первоначально ОФЗ выпускались на один год, позднее стали выпускаться на два года. В зависимости от выпусков они несли два или четыре купона. Несколько позднее появились ОФЗ с постоянным купоном.
ОФЗ являются купонными среднесрочными государственными бумагами. Как и ГКО, ОФЗ не имеют бумажных носителей. Операции с ними осуществляются путем записей на счетах «Депо».
3. В целях активного привлечения средств населения Правительство РФ приняло Постановление от 10 августа 1995 г. №812 «О Генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа РФ». Размещение облигаций началось осенью 1995 г.
Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) выпускались в документарной форме, первоначально сроком на один год, позднее — на два. Они являются ценными бумагами на предъявителя и предоставляют их владельцам право получения дохода раз в квартал или раз в полгода в зависимости от выпуска.
4. Внутренний валютный долг представлен облигациями внутреннего валютного займа (ОВВЗ). Решение об их выпуске было принято в 1992 г. для оформления задолженности Внешэкономбанка по счетам юридических лиц. Валютой займа служат доллары США. По каждой облигации осуществляются ежегодные купонные выплаты в размере 3%.
Облигации были выпущены 14 мая 1993 г. пятью траншами со сроком обращения 1,3,6,10,15 лет. Выпуск осуществлен в документарной форме в виде ценных бумаг на предъявителя.
В 1996 г. была проведена дополнительная эмиссия ОВВЗ в связи с необходимостью:
погашения внутреннего валютного долга, который не был учтен при определении первоначального объема эмиссии ОВВЗ;
урегулирования внутреннего валютного долга бывшего СССР перед российскими предприятиями и организациями — владельцами балансовых счетов, на которых числились средства в клиринговых, замкнутых и специальных валютах по межправительственным договорам и платежным соглашениям;
погашения валютной коммерческой задолженности РФ.
Операции с государственными ценными бумагами осуществляются на рынке государственных ценных бумаг, который входит в состав фондового рынка. Особенностью отечественного рынка государственных ценных бумаг являлось значительное преобладание его размеров по сравнению с корпоративным.
Рынок государственных ценных бумаг позволяет решать следующие задачи:
1) осуществлять заимствование временно свободных денежных средств юридических и физических лиц в целях финансирования бюджетного дефицита;
2) обеспечивать проведение денежно-кредитной политики ЦБ РФ;
3) осуществлять регулирование ликвидности коммерческих банков и финансовых институтов.
Быстрое наращивание объемов государственных заимствований на внутреннем рынке и рост расходов на обслуживание долга увеличивали неустойчивость рынка государственных ценных бумаг, чему способствовало преобладание на нем трех- и шести месячных ГКО. Росту неустойчивости способствовала также и высокая доля иностранных инвесторов, допущенных на внутренний рынок с целью снижения стоимости заимствований. Осенью 1997г. доля нерезидентов на рынке ГКО—ОФЗ, по оценкам ЦБ, достигла 15%, а к началу 1998 г. — уже 30%.
Высокая доля иностранных инвесторов ослабила действенность государственного контроля над фондовым рынком. Если ранее ЦБ РФ эффективно использовал такие рычаги, как изменения ставки рефинансирования (ее постоянное снижение влекло за собой снижение ставок по кредитам и депозитам, а вслед за этим и доходности ГКО), изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков, операции репо (поддержание ликвидности дилеров рынка гособлигаций путем продажи ими ГКО Центральному банку с условием их последующего выкупа), а также ломбардное кредитование (ссуды ЦБ под залог ценных бумаг), то теперь такие меры становились все менее и менее эффективными. Воздействовать этими рычагами на иностранных инвесторов нельзя. Поведение нерезидентов определяется в первую очередь положением на мировом рынке долговых обязательств. Гораздо более остро, чем отечественные инвесторы, реагируют иностранные и на различные экономические и политические события внутри страны.
В качестве отрицательного примера либерализации доступа иностранного капитала к государственным ценным бумагам можно привести Мексику. Вначале это дало значительный приток зарубежных инвестиций. К 1994 г. доля иностранцев на рынке государственных бумаг в Мексике достигла 40%. Однако в связи с обострением политической ситуации в стране нерезиденты стали продавать ценные бумаги. Правительству пришлось прибегнуть к золотому запасу, но его оказалось недостаточно, и, когда он иссяк, начался массовый сброс нерезидентами ценных бумаг.
В конце 1997 г. положение на российском рынке ценных бумаг ухудшилось под влиянием мирового фондового кризиса, и с этого времени рынок ГКО—ОФЗ стало постоянно лихорадить. В случае любого кризиса инвесторы отзывают свои капиталы с более рискованных рынков на более надежные с целью поддержать свою ликвидность, а отчасти и разместить свои ресурсы в надежных инструментах с высоким уровнем доходности (но такая возможность появляется редко).
Иностранные инвесторы стали отзывать свои ресурсы сначала с рынка корпоративных ценных бумаг, а потом и с рынка государственных ценных бумаг. Правительство РФ неоднократно испытывало трудности с размещением новых выпусков ценных бумаг, доходность по которым составляла 100% и выше.
В июле 1998 г. было принято решение о прекращении новых выпусков ГКО. Владельцам ГКО было предложено обменять их в добровольном порядке на валютные обязательства Правительства РФ со сроком 7 и 20 лет. Путем конвертации ГКО в еврооблигации из краткосрочного и дорогого рублевого долга они превращались в относительно дешевый и долгосрочный долларовый. Предполагалось, что конвертация позволит сэкономить правительству на обслуживании долга в 1999 г. 21 млрд. руб.
В августе 1998 г. Правительство РФ впервые не смогло рассчитаться по своим долговым обязательствам. Погашение выпусков ГКО-ОФЗ было прекращено. Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1998г. №1007 был утвержден Порядок погашения государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999г. и выпущенных в обращение до 17 августа 1998г.
В соответствии с этим Порядком названные облигации погашаются путем зачисления средств на специальные транзитные счета, с которых они могут быть направлены на приобретение в равных долях трех новых выпусков государственных ценных бумаг:
со сроком погашения три года и купонным доходом 30% годовых;
со сроком погашения четыре года и купонным доходом в первые три года — 30%, четвертый — 25% годовых;
со сроком погашения 5 лет и купонным доходом в первые три года — 30%, четвертый — 25%., пятый — 20% годовых.
Распоряжением Правительства РФ от 12 декабря 1998 г. № 1787-р «О новации по государственным ценным бумагам» определены основные условия осуществления новации по ГКО и ОФЗ со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенными в обращение до Заявления Правительства РФ и ЦБ РФ от 17 августа 1998 г. путем замены по согласованию с их владельцами на новые обязательства по вновь выпускаемым облигациям федеральных займов с фиксированным и постоянным купонным доходом и частичной выплатой денежных средств. В соответствии с этими условиями для подтверждения новых обязательств осуществляется выпуск следующих видов государственных ценных бумаг:
облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом со сроками обращения 4 и 5 лет}
облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом со сроком /обращения 3 года. По указанным облигациям устанавливается нулевой купонный доход, и они в установленном порядке могут быть использованы на операции по погашению просроченной задолженности по налогам в федеральный бюджет, включая штрафы и пени, образовавшиеся по состоянию на 1 июля 1998 г., а также в целях оплаты участия в уставном капитале кредитных организаций.
Сумма новых обязательств определяется путем дисконтирования номинальной стоимости ГКО и ОФЗ исходя из доходности 50% годовых в период с 19 августа 1998 г. до даты погашения, ранее объявленной в условиях выпуска. При этом по облигациям ОФЗ в дисконтируемую величину включаются суммы невыплаченных купонных доходов. По необъявленным купонам ставка принимается равной 50% годовых.
По исполнению указаний Правительства РФ Минфин РФ и ЦБ РФ приняли Положение о порядке осуществления новации по ГКО и ОФЗ (зарегистрировано в Минюсте 28 декабря 1998 г. № 1670).
Цель заемной деятельности РФ на внешнем рынке — также покрытие дефицита федерального бюджета. Право осуществления государственных внешних заимствований РФ и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий, договоров поручительства другим заемщикам для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит РФ. От имени РФ осуществлять внешние заимствования может Правительство РФ либо уполномоченный Правительством РФ ответственный федеральный орган исполнительной власти.
Наряду с Бразилией, Мексикой, Индией и Аргентиной Россия входит в пятерку стран с максимальной внешней задолженностью. Самый большой внешний долг имеет Мексика — примерно 166 млрд. долл., Бразилия — 160 млрд. долл.
Внешние долги РФ по группам кредиторов (млрд. долл.) составляют:
|
1996 |
1997 |
август 1998 |
Весь внешний долг РФ |
125 |
123,5 |
141,9 |
Долг Правительства РФ, включая |
24,2 |
32,1 |
53,4 |
Долг международным организациям |
15,3 |
18,7 |
26,7 |
Бонды |
1 |
4,5 |
15,8 |
Кредиты по правительственной |
|
|
|
линии |
7,9 |
7,6 |
9,6 |
Коммерческие кредиты |
0 |
1,3 |
1,3 |
Долг бывшего СССР, включая |
100,8 |
91,4 |
88,5 |
Долг международным организациям |
0 |
0 |
0 |
Фонды |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Кредиты по правительственной |
|
|
|
линии |
61,9 |
56,9 |
56,9 |
Коммерческие кредиты |
38,8 |
34,4 |
31,5 |
После принятия Россией всего внешнего долга СССР остро встал вопрос о методах его регулирования. Конечное решение проблемы внешнего долга России заключалось в ежегодной выплате кредиторам во второй половине 90-х годов 15—18 млрд. долл. Но выполнение такой задачи могло поставить под угрозу судьбу экономики страны. Поэтому основным методом регулирования внешнего долга стала его реструктуризация на максимально приемлемых для России условиях
Большую часть внешнего долга России в зависимости от природы его происхождения можно разделить на три группы — это кредиты Парижского, Лондонского и Токийского клубов кредитов.
1. Основная сумма долга РФ приходится на Парижский клуб, объединяющий около двадцати государств — крупнейших мировых кредиторов. Двойственное положение РФ заключается в том, что Россия выступает в качестве должника одних стран и кредитора других одновременно.
2. Межбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время, а также векселя, использовавшиеся во внешнеторговых расчетах и предназначенные для учета. Интересы этой группы кредиторов представляет Лондонский клуб, объединяющий более 600 коммерческих банков. В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой гарантий или страхования. На основе договоренностей о долгосрочной реструктуризации с Парижским клубом стран-кредиторов от 29 апреля 1996 г. к концу 1997г. закончилось подписание серии двухсторонних соглашений с официальными кредиторами.
В октябре 1997 г. было подписано Соглашение Внешэкономбанка с Лондонским клубом банковских кредиторов, переговоры с которым велись с 1992 г. В соответствии с Меморандумом о согласованных принципах глобальной реструктуризации долга СССР Клубу долг на общую сумму 32,3 млрд. долл., включая проценты, пролонгирован на 25 лет с семилетним льготным периодом. Реструктуризация с отсрочкой платежа — наилучший выход и для РФ и для банков — участников Лондонского клуба. Россия пока не выплачивает свои долги, а структура баланса у банков-кредиторов значительно улучшилась. Сумма долга теперь разбита на две части. Основной долг оформляется ценными бездокументарными бумагами, а проценты — бумажными процентными облигациями. И хотя эмитентом выступает Внешэкономбанк, но приравнены они к обязательствам государства.
3. Наиболее интересной с коммерческой точки зрения до последнего времени оставалась еще одна группа долгов — коммерческая торговая задолженность. Российское правительство признало эту группу задолженности позже всех — в октябре 1994 г. Из-за того, что реально переговоры начались в декабре 1996 г., образовался большой временной интервал, в течение которого кредиторы были в полной неопределенности относительно реальности погашения им задолженности. В настоящее время после выверки долгов разрешена переуступка прав требования по ним.
Реструктуризация внешнего долга на время смягчила кризис с выплатой внешней задолженности, но принципиально не решила его. Внешняя задолженность России продолжает расти. Положение России, с точки зрения обслуживания внешнего долга, остается непростым. Если в течение ближайших лет внешние заимствования будут составлять хотя бы немногим более 10 млрд. долл. ежегодно, то к 2002 г. сумма внешнего долга России возрастает в два раза. Это означает, что вновь привлеченных внешних займов уже не будет хватать для обслуживания старых долгов. Ведь в начале следующего столетия Россия должна выйти на значительные платежи — 10—12 млрд. долл. в год.
Чтобы избежать возникновения кризисной ситуации, необходимы изменение долговой стратегии России и переход от курса на отсрочку платежей к курсу на сокращение долга.
Эту проблему может решить конверсия внешнего долга, под которой принято понимать все механизмы, обеспечивающие замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики государства-должника. Возможны разные формы: конверсия долга в инвестиции, погашение его товарными поставками, обратный выкуп долга самим заемщиком на особых условиях, обмен на долговые обязательства третьих стран, собственность, облигации и др.
Частным случаем конверсии является обмен долга на собственность, т.е. иностранная компания покупает внешний долг страны на вторичном рынке, затем предъявляет его для погашения в центральный банк, который оплачивает его национальной валютой, направляемой затем для финансирования инвестиций в стране-должнике.
В 1996 г. РФ впервые вышла на мировой кредитный рынок со своими ценными бумагами. Постановлением Правительства РФ «О некоторых вопросах выпуска внешнего облигационного займа 1996г.» от 4 ноября 1996г. №1320 Министерство финансов РФ получило задание осуществить от имени РФ выпуск внешнего облигационного займа в ноябре—декабре 1996 г. Первый выпуск российских еврооблигаций состоялся 27 ноября 1996 г. на общую сумму 1 млрд. долл. Выпущенные еврооблигации представляли собой купонные ценные бумаги, по которым каждые полгода выплачивается фиксированный доход по ставке 9,25%. Срок обращения — пять лет. Это был первый облигационный заем России, размещенный ею на международных рынках капиталов. Займы успешно размещались также в 1997—1998 гг.