6.5. Состав и структура расходов федерального бюджета России
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83
Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:
1) по своей роли в процессе воспроизводства — на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;
2) по функциональному назначению — на расходы на финансирование народного хозяйства, . социально-культурных мероприятии, оборону страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, на расходы по обслуживанию государственного долга. Каждая из групп расходов делится по ведомственному признаку.
Все расходы бюджета состоят из текущих расходов и затрат капитального характера. Основная часть средств приходится на текущие расходы, включающие закупки товаров и услуг, труд государственных служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и др.
Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт.
В условиях перехода на рыночные отношения структура расходов федерального бюджета претерпевает существенные изменения — резко сокращаются бюджетные ассигнования на народное хозяйство, прежде всего на централизованные капитальные вложения. В связи с претворением в жизнь программы приватизации происходит преобразование значительной части государственных предприятий в акционерные общества, которые должны осуществлять расширенное воспроизводство за счет собственных средств и ресурсов, мобилизуемых на финансовых рынках.
Однако и в условиях действия рыночных механизмов финансирование отдельных отраслей и территорий, государственных инвестиционных программ, государственного сектора экономики продолжает сохранять свое важное значение.
Рассмотрим расходы Федерального бюджета Российской Федерации на 1999 г.
Виды расходов
|
млрд, руб
|
% к общей сумме расходов |
Государственное управление |
18,6 |
3,2 |
Международная деятельность |
366 |
6 4 |
Национальная оборона |
93,7 |
16,3 |
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства |
51,3 |
8,9 |
Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу |
11,6 |
2,0 |
Промышленность, энергетика, строительство, транспорт |
15,5 |
2,7 |
Сельское хозяйство |
9,3 |
1,6 |
Охрана окружающей среды |
2,9 |
0,5 |
Образование |
20,9 |
3,6 |
Культура, искусство, средства массовой информации |
5,2 |
0,9 |
Здравоохранение и физическая культура |
10,2 |
1,8 |
Социальная политика |
41,9 |
7,3 |
Обслуживание государственного долга |
166,8 |
29,0 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней |
43,4 |
7,5 |
Прочие расходы |
3,2 |
0,6 |
Целевые бюджетные фонды (Федеральный дорожный фонд, Федеральный экологический фонд и др.) |
44,0 |
7,6 |
Итого |
575,1 |
100,0 |
Как следует из таблицы, расходы федерального бюджета включают следующие основные группы затрат:
государственная поддержка отдельных отраслей народного хозяйства;
финансирование:
социально-культурных мероприятий, обороны страны,
правоохранительной деятельности, международного сотрудничества,
погашение и обслуживание государственного долга; финансовая поддержка регионов.
1. В расходах на народное хозяйство главное место занимают дотации' угольной промышленности, сельскому хозяйству, жилищно-коммунальному хозяйству и некоторым другим отраслям.
Основные средства направляются в топливно-энергетический и агропромышленный комплексы. Предусматривается финансовая поддержка по комплексному переустройству аграрного сектора. В этих целях средства направляются на проведение земельной реформы, поддержку развития фермерства, создание рыночных отношений в агропромышленном комплексе, жилищное строительство на селе, возведение объектов здравоохранения, школ, строительство дорог, строительство и реконструкцию предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, рыболовецкого флота.
Конверсия военного производства финансируется не только за счет бюджетных ассигнований, но и целевого льготного кредита по перепрофилированию оборонных предприятий на выпуск гражданской продукции, внебюджетных средств, отечественных и иностранных инвесторов, кредитов Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).
Использование бюджетных средств для финансирования капитальных вложений ограничивается задачами общегосударственного значения, реализацию которых невозможно обеспечить за счет других источников. Это инвестиции на обеспечение программ структурной перестройки экономики; их преимущественное направление состоит в создании относительно небольших проектов с высокой скоростью оборота капитала и быстрой отдачей. Инвестиции должны концентрироваться на реализации пусковых программ, целевых программ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, мероприятий, связанных с социальным развитием сельской местности, со строительством жилья для военнослужащих, строительством вузов, интернатов для детей с недостатком умственного и физического развития, детских домов.
Правительством РФ приняты решения: о реструктуризации до 2005 г. долга предприятий агропромышленного комплекса перед бюджетом; о переносе срока возврата целевых бюджетных ссуд, предоставленных предприятиям топливно-энергетического комплекса; о выделении администрациям субъектов РФ, расположенных в Дальневосточном регионе, средств на компенсацию тарифов на электроэнергию в полном объеме; об обеспечении погашения задолженности федерального бюджета по ссудам субъектам РФ, сельское хозяйство которых пострадало от засухи.
2. Расходы на социально-культурные мероприятия включают затраты на образование, здравоохранение и физическую культуру, социальное обеспечение, социальную помощь, культуру и искусство, средства массовой информации. Наибольшие суммы направляются на финансирование образования. Приоритетом остается бесплатность образования и здравоохранения. Гарантируется получение бесплатного общего и на конкурсной основе профессионального образования.
Значительное внимание уделяется социальной защите наименее обеспеченных слоев населения. Предусматриваются меры по повышению минимального уровня заработной платы, увеличению пособий по безработице, компенсации на питание детей дошкольного возраста, школьников, студентов, по упорядочению заработной платы работников бюджетных учреждений.
Следует иметь в виду, что крупная часть социальных расходов проходит по внебюджетным социальным фондам.
Развитие здравоохранения предусматривает его поэтапное реформирование, введение многоканальности финансирования, выделение лечебным учреждениям средств в зависимости от объема и качества осуществляемых медицинских услуг.
3. Расходы на оборону вызваны необходимостью сохранения и развития комплекса оборонной промышленности, поддержания боеготовности армии, продолжения разработки новейших образцов вооружений, а также усилением социальной защищенности военнослужащих и членов их семей, повышением окладов офицерскому составу, ростом цен на военную продукцию и рядом других причин.
Структура военных расходов на 1998 г.
Виды расходов |
млрд. руб. |
% к общей сумме военных расходов |
Закупки вооружений и военной техники |
15,1 |
18,5 |
Научно-исследовательские работы |
10,8 |
13,2 |
Капитальное строительство |
3,3 |
4,0 |
Содержание Вооруженных Сил |
43,9 |
53,7 |
Расходы по проведению военной реформы |
4,7 |
5,7 |
Прочие военные расходы |
4,0 |
4,9 |
Всего военные расходы РФ |
81,8 |
100,0 |
Таким образом наибольшие средства направляются на содержание Вооруженных Сил.
Численность войск и воинских формирований всех силовых структур России составила на сентябрь 1998 г. 2,3 млн. военнослужащих. Уже к 2000 г. все воинские формирования должны составить 1,8 млн. человек.
В связи с сокращением Вооруженных сил РФ в период проведения военной реформы и необходимостью обеспечения социальных гарантий увольняемых военнослужащих в 1998 г. должны быть использованы на эти нужды дополнительные средства сверх сумм, предусмотренных по разделу «Национальная оборона». В связи с этим образован целевой бюджетный Фонд содействия военной реформе. В этот фонд в 1998 г. равномерно в течение года направляется 1% средств по всем расходным статьям федерального бюджета (за исключением расходов на национальную оборону и обслуживания госдолга), а также 5 % средств, поступающих от приватизации федеральной собственности на аукционах или конкурсах и продажи акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.
4. Расходы на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу составляют лишь 2,0 % от общей суммы расходов Федерального бюджета на 1999 г.
5. Расходы на международную деятельность включают затраты по неторговым операциям (содержание российских учреждений и представительств за границей, уплату членских взносов в международные организации и др.).
6. Расходы на управление состоят из затрат, связанных с функционированием федеральных органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, с деятельностью финансовых и фискальных органов и др.
7. Рост затрат на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности обусловлен обострением криминогенной ситуации и разрешением межнациональных конфликтов.
8. Наиболее значительный рост расходов в последние годы произошел по погашению и обслуживанию государственного долга (до 29% к общему объему расходов) и по расходам на финансовую поддержку территорий (до 8% к общему расходу федерального бюджета). Увеличение расходов по государственному долгу вызвано резким ростом внутреннего и внешнего долга. Верхний предел внутреннего долга РФ на 1 сентября 2000 г. установлен в сумме 678 млрд. руб. и государственного внешнего долга на эту же дату в размере более 140 млрд. долл. США.
Бюджет развития. Составной частью расходов федерального бюджета является также бюджет развития. Он формируется в составе капитальных расходов федерального бюджета и используется для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов.
Средства бюджета развития формируются за счет внутренних и внешних заимствований РФ на инвестиционные цели; части доходов федерального бюджета от использования и продажи имущества, находящегося в федеральной собственности, и др.
Средства бюджета развития направляются на финансирование инвестиционных проектов, отобранных исключительно на конкурсной основе на условиях возвратности, платности и срочности; исполнение обязательств Правительства РФ по предоставленным инвесторам государственным гарантиям за счет средств бюджета развития.
Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного финансирования, к основным принципам которого относятся:
1) достижение максимального эффекта при минимальных затратах;
2) целевой характер использования бюджетных ассигнований;
3) предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований;
4) безвозвратность бюджетных ассигнований.
Однако помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам (10% годовых). Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям Правительства РФ на выполнение целевых программ развития.
В области расходов бюджета до сих пор имеют место существенные недостатки: бюджетные средства используются недостаточно эффективно, широко распространена практика нецелевого расходования бюджетных средств. Бюджетные расходы не решают многих насущных проблем социальной политики. Не организовано на должном уровне перераспределение расходов в пользу социально незащищенных слоев населения.
Основные задачи в области государственных расходов:
1) сократить число федеральных целевых программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;
2) снизить расходы на содержание государственного аппарата;
3) продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов;
4) повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;
5) снизить уровень дотаций отдельным отраслям;
6) усилить контроль за использованием бюджетных средств;
7) обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.
Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:
1) по своей роли в процессе воспроизводства — на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;
2) по функциональному назначению — на расходы на финансирование народного хозяйства, . социально-культурных мероприятии, оборону страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, на расходы по обслуживанию государственного долга. Каждая из групп расходов делится по ведомственному признаку.
Все расходы бюджета состоят из текущих расходов и затрат капитального характера. Основная часть средств приходится на текущие расходы, включающие закупки товаров и услуг, труд государственных служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и др.
Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт.
В условиях перехода на рыночные отношения структура расходов федерального бюджета претерпевает существенные изменения — резко сокращаются бюджетные ассигнования на народное хозяйство, прежде всего на централизованные капитальные вложения. В связи с претворением в жизнь программы приватизации происходит преобразование значительной части государственных предприятий в акционерные общества, которые должны осуществлять расширенное воспроизводство за счет собственных средств и ресурсов, мобилизуемых на финансовых рынках.
Однако и в условиях действия рыночных механизмов финансирование отдельных отраслей и территорий, государственных инвестиционных программ, государственного сектора экономики продолжает сохранять свое важное значение.
Рассмотрим расходы Федерального бюджета Российской Федерации на 1999 г.
Виды расходов
|
млрд, руб
|
% к общей сумме расходов |
Государственное управление |
18,6 |
3,2 |
Международная деятельность |
366 |
6 4 |
Национальная оборона |
93,7 |
16,3 |
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства |
51,3 |
8,9 |
Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу |
11,6 |
2,0 |
Промышленность, энергетика, строительство, транспорт |
15,5 |
2,7 |
Сельское хозяйство |
9,3 |
1,6 |
Охрана окружающей среды |
2,9 |
0,5 |
Образование |
20,9 |
3,6 |
Культура, искусство, средства массовой информации |
5,2 |
0,9 |
Здравоохранение и физическая культура |
10,2 |
1,8 |
Социальная политика |
41,9 |
7,3 |
Обслуживание государственного долга |
166,8 |
29,0 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней |
43,4 |
7,5 |
Прочие расходы |
3,2 |
0,6 |
Целевые бюджетные фонды (Федеральный дорожный фонд, Федеральный экологический фонд и др.) |
44,0 |
7,6 |
Итого |
575,1 |
100,0 |
Как следует из таблицы, расходы федерального бюджета включают следующие основные группы затрат:
государственная поддержка отдельных отраслей народного хозяйства;
финансирование:
социально-культурных мероприятий, обороны страны,
правоохранительной деятельности, международного сотрудничества,
погашение и обслуживание государственного долга; финансовая поддержка регионов.
1. В расходах на народное хозяйство главное место занимают дотации' угольной промышленности, сельскому хозяйству, жилищно-коммунальному хозяйству и некоторым другим отраслям.
Основные средства направляются в топливно-энергетический и агропромышленный комплексы. Предусматривается финансовая поддержка по комплексному переустройству аграрного сектора. В этих целях средства направляются на проведение земельной реформы, поддержку развития фермерства, создание рыночных отношений в агропромышленном комплексе, жилищное строительство на селе, возведение объектов здравоохранения, школ, строительство дорог, строительство и реконструкцию предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, рыболовецкого флота.
Конверсия военного производства финансируется не только за счет бюджетных ассигнований, но и целевого льготного кредита по перепрофилированию оборонных предприятий на выпуск гражданской продукции, внебюджетных средств, отечественных и иностранных инвесторов, кредитов Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).
Использование бюджетных средств для финансирования капитальных вложений ограничивается задачами общегосударственного значения, реализацию которых невозможно обеспечить за счет других источников. Это инвестиции на обеспечение программ структурной перестройки экономики; их преимущественное направление состоит в создании относительно небольших проектов с высокой скоростью оборота капитала и быстрой отдачей. Инвестиции должны концентрироваться на реализации пусковых программ, целевых программ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, мероприятий, связанных с социальным развитием сельской местности, со строительством жилья для военнослужащих, строительством вузов, интернатов для детей с недостатком умственного и физического развития, детских домов.
Правительством РФ приняты решения: о реструктуризации до 2005 г. долга предприятий агропромышленного комплекса перед бюджетом; о переносе срока возврата целевых бюджетных ссуд, предоставленных предприятиям топливно-энергетического комплекса; о выделении администрациям субъектов РФ, расположенных в Дальневосточном регионе, средств на компенсацию тарифов на электроэнергию в полном объеме; об обеспечении погашения задолженности федерального бюджета по ссудам субъектам РФ, сельское хозяйство которых пострадало от засухи.
2. Расходы на социально-культурные мероприятия включают затраты на образование, здравоохранение и физическую культуру, социальное обеспечение, социальную помощь, культуру и искусство, средства массовой информации. Наибольшие суммы направляются на финансирование образования. Приоритетом остается бесплатность образования и здравоохранения. Гарантируется получение бесплатного общего и на конкурсной основе профессионального образования.
Значительное внимание уделяется социальной защите наименее обеспеченных слоев населения. Предусматриваются меры по повышению минимального уровня заработной платы, увеличению пособий по безработице, компенсации на питание детей дошкольного возраста, школьников, студентов, по упорядочению заработной платы работников бюджетных учреждений.
Следует иметь в виду, что крупная часть социальных расходов проходит по внебюджетным социальным фондам.
Развитие здравоохранения предусматривает его поэтапное реформирование, введение многоканальности финансирования, выделение лечебным учреждениям средств в зависимости от объема и качества осуществляемых медицинских услуг.
3. Расходы на оборону вызваны необходимостью сохранения и развития комплекса оборонной промышленности, поддержания боеготовности армии, продолжения разработки новейших образцов вооружений, а также усилением социальной защищенности военнослужащих и членов их семей, повышением окладов офицерскому составу, ростом цен на военную продукцию и рядом других причин.
Структура военных расходов на 1998 г.
Виды расходов |
млрд. руб. |
% к общей сумме военных расходов |
Закупки вооружений и военной техники |
15,1 |
18,5 |
Научно-исследовательские работы |
10,8 |
13,2 |
Капитальное строительство |
3,3 |
4,0 |
Содержание Вооруженных Сил |
43,9 |
53,7 |
Расходы по проведению военной реформы |
4,7 |
5,7 |
Прочие военные расходы |
4,0 |
4,9 |
Всего военные расходы РФ |
81,8 |
100,0 |
Таким образом наибольшие средства направляются на содержание Вооруженных Сил.
Численность войск и воинских формирований всех силовых структур России составила на сентябрь 1998 г. 2,3 млн. военнослужащих. Уже к 2000 г. все воинские формирования должны составить 1,8 млн. человек.
В связи с сокращением Вооруженных сил РФ в период проведения военной реформы и необходимостью обеспечения социальных гарантий увольняемых военнослужащих в 1998 г. должны быть использованы на эти нужды дополнительные средства сверх сумм, предусмотренных по разделу «Национальная оборона». В связи с этим образован целевой бюджетный Фонд содействия военной реформе. В этот фонд в 1998 г. равномерно в течение года направляется 1% средств по всем расходным статьям федерального бюджета (за исключением расходов на национальную оборону и обслуживания госдолга), а также 5 % средств, поступающих от приватизации федеральной собственности на аукционах или конкурсах и продажи акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.
4. Расходы на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу составляют лишь 2,0 % от общей суммы расходов Федерального бюджета на 1999 г.
5. Расходы на международную деятельность включают затраты по неторговым операциям (содержание российских учреждений и представительств за границей, уплату членских взносов в международные организации и др.).
6. Расходы на управление состоят из затрат, связанных с функционированием федеральных органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, с деятельностью финансовых и фискальных органов и др.
7. Рост затрат на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности обусловлен обострением криминогенной ситуации и разрешением межнациональных конфликтов.
8. Наиболее значительный рост расходов в последние годы произошел по погашению и обслуживанию государственного долга (до 29% к общему объему расходов) и по расходам на финансовую поддержку территорий (до 8% к общему расходу федерального бюджета). Увеличение расходов по государственному долгу вызвано резким ростом внутреннего и внешнего долга. Верхний предел внутреннего долга РФ на 1 сентября 2000 г. установлен в сумме 678 млрд. руб. и государственного внешнего долга на эту же дату в размере более 140 млрд. долл. США.
Бюджет развития. Составной частью расходов федерального бюджета является также бюджет развития. Он формируется в составе капитальных расходов федерального бюджета и используется для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов.
Средства бюджета развития формируются за счет внутренних и внешних заимствований РФ на инвестиционные цели; части доходов федерального бюджета от использования и продажи имущества, находящегося в федеральной собственности, и др.
Средства бюджета развития направляются на финансирование инвестиционных проектов, отобранных исключительно на конкурсной основе на условиях возвратности, платности и срочности; исполнение обязательств Правительства РФ по предоставленным инвесторам государственным гарантиям за счет средств бюджета развития.
Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного финансирования, к основным принципам которого относятся:
1) достижение максимального эффекта при минимальных затратах;
2) целевой характер использования бюджетных ассигнований;
3) предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований;
4) безвозвратность бюджетных ассигнований.
Однако помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам (10% годовых). Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям Правительства РФ на выполнение целевых программ развития.
В области расходов бюджета до сих пор имеют место существенные недостатки: бюджетные средства используются недостаточно эффективно, широко распространена практика нецелевого расходования бюджетных средств. Бюджетные расходы не решают многих насущных проблем социальной политики. Не организовано на должном уровне перераспределение расходов в пользу социально незащищенных слоев населения.
Основные задачи в области государственных расходов:
1) сократить число федеральных целевых программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;
2) снизить расходы на содержание государственного аппарата;
3) продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов;
4) повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;
5) снизить уровень дотаций отдельным отраслям;
6) усилить контроль за использованием бюджетных средств;
7) обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.