7.3. Доходы бюджетов развитых стран
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83
Бюджеты всех уровней развитых государств характеризуются преобладанием налоговых доходов. В доходах центрального бюджета они достигают 80—90%, а в США — более 95%. В бюджетах членов федерации (федеративные государства) и местных бюджетах удельный вес налогов составляет более 50%.
Конституции либо специальные законы стран закрепляют определенные налоги за соответствующим бюджетом. В центральные бюджеты поступают такие налоги, которые имеют важное фискальное и экономическое значение (подоходный налог, корпорационный налог, таможенные пошлины, универсальный акциз и др.). Эти налоги обычно называются государственными.
Налоговая структура бюджетов членов федерации отличается большим разнообразием в различных странах. В бюджетах штатов США решающее значение имеют косвенные налоги (налог с продаж, акцизы), в ФРГ главными налогами в бюджетах земель являются отчисления от подоходного налога, НДС и налога на прибыль. Доходы местных бюджетов формируются в основном за счет поимущественных налогов: поземельного, промыслового, подомового. Определенную долю местных доходов (Франция, США, ФРГ) составляют надбавки к государственным прямым налогам или дополнительные ставки к этим налогам).
Современная налоговая система развитых государств включает прямые (на доход и имущество) и косвенные (на товары и услуги) налоги. Прямые налоги преобладают в Канаде, США, Японии, Дании, а косвенные — во Франции, Италии, Норвегии. В целом в странах произошел сдвиг в сторону прямого налогообложения. Особое место в налоговой системе занимают взносы в фонд социального страхования, используемые для строго целевого назначения.
Прямые налоги. Решающее значение с точки зрения фиска имеют подоходный налог с физических лиц и налог на прибыль юридических лиц (корпорационный налог).
Подоходный налог с физических лиц — один из важнейших прямых налогов с населения. Объектом обложения выступает доход от различных источников, в том числе заработная плата, различные формы вознаграждения за труд, доходы от предпринимательской деятельности, .пенсии, рента, проценты, дивиденды, роялти и др.
В зарубежной налоговой практике исторически сложились две формы обложения подоходным налогом: шедулярная, при которой облагается каждая часть (шедула) дохода раздельно в зависимости от источника дохода (в Великобритании, Италии), и глобальная — по совокупному доходу получившая в современных условиях наибольшее распространение.
Налог взимается, как правило, с дохода, полученного в течение финансового года. Объектом обложения является чистый доход плательщика, т. е. валовой доход, уменьшенный на сумму разрешенных по закону вычетов и скидок. К ним относятся необлагаемый минимум (основная или базисная скидка, установленная для всех налогоплательщиков), семейные скидки, скидки на детей и иждивенцев и др. В некоторых странах предоставляются налоговые льготы по ряду расходов плательщиков (на медицинские цели, на покупку ценных бумаг, на оплату проезда до места работы и т.д.).
Ставки подоходного налога в течение длительного времени были прогрессивны и построены по сложной прогрессии. В результате проведения налоговых реформ в 80-е годы произошло сокращение налоговых ставок и уменьшение их количества. В США вместо 14 ставок налога от 11 до 50% в результате налоговых реформ 1986—1988 и 1994—1997 гг. действуют пять ставок: 15, 28, 31, 36 и 39,6%, причем по мере осуществления налоговых реформ количество ставок повысилось с двух до пяти, максимальная ставка возросла с 28 до 39,6%.
В Великобритании подоходный налог взимается по трем ставкам: 20, 24 и 40%; в Германии доходы, превышающие необлагаемый минимум, облагаются по прогрессивным ставкам от 19 до 53%'(предполагается в 1999 г. снизить до 15 — 39%).
Доля подоходного налога и взносов по соцстраху, взимаемых с заработной платы наемных работников, значительна: в Великобритании, Дании, Норвегии — около 25%, Германии, Австрии — около 20%, Японии — около 15%.
Существуют два подхода к налогообложению доходов семьи: раздельный, когда налог берется с каждого из супругов (Канада, Дания, Греция), и совокупный, когда налог удерживается с объединенного дохода семьи (Великобритания, а в США, Германии, Ирландии предусмотрено право выбора). Во всех странах ОЭСР за исключением Франции и Швейцарии, подоходный налог с населения взимается работодателем с текущих доходов рабочих и служащих. Во Франции сами работающие, а не работодатели, платят налог с дохода, заработанного в предыдущем году. По истечении финансового года, как правило, все налогоплательщики подают налоговую декларацию в финансовые органы, в которых сами исчисляют сумму причитающегося с них налога.
С целью ограждения налогоплательщика от роста цен в условиях инфляции во многих развитых странах применяется налоговая индексация подоходного налога с населения, осуществляемая автоматически в рамках налоговых кодексов.
Поступления подоходного налога в консолидированном бюджете развитых стран значительно различаются: в США он дает около 35%, Великобритании и Германии — около 25—30%, Франции — около 15%.
Налогом на прибыль юридических лиц (корпорационный налог) облагаются корпорации по налоговой декларации на центральном и местном уровнях. Система налогообложения прибыли за рубежом построена по единой схеме: прибыль корпораций облагается, как правило, по пропорциональным ставкам или имеющим незначительную прогрессию; обложению подлежит так называемая чистая прибыль или облагаемая прибыль. Последняя равняется валовой прибыли, уменьшенной на сумму разрешенных вычетов и налоговых льгот, которые снижают облагаемую прибыль до 40 — 60%. Для каждого вида деятельности установлены свои правила ее расчета.
Ставки налога на прибыль юридических лиц в 80— 90-е годы снизились. В США действует ныне одна ставка 34%; в Великобритании — 33 и 24% (для малого бизнеса), Франции — 36,6%, Германии — 45% (распределяемая прибыль — 30%), Японии — 42 (распределяемая прибыль — 32%), Канаде — 25%.
Доля этого налога в общих доходах бюджета колеблется от 5,5% во Франции и Германии, до 10—11% в Великобритании.
Среди других прямых налогов действуют налог на прирост капитала, налог с наследства и дарений, поимущественный, подушный и др.
Косвенные налоги выступают в трех видах: акцизы (на товары и услуги частных предприятий), фискальные монопольные налоги (на товары массового потребления, производимые в государственном секторе), таможенные пошлины (на экспортные и импортные товары и услуги).
Наиболее распространен универсальный акциз, который действует во многих странах в форме налога на добавленную стоимость (НДС). Объектом обложения НДС выступает часть стоимости товара, добавленной на каждой стадии производства и обращения. НДС — важнейшая составная часть налоговых систем 42 государств, в том числе 17 европейских.
Объект обложения — добавленная стоимость может быть рассчитана как сумма выплачиваемой заработной платы и получаемой прибыли либо как разность сумм поступлений за проданную продукцию и произведенных затрат. НДС взимается с каждого акта продажи, начиная с производственного и распределительного циклов и кончая продажей потребителю. Количество ставок и их уровень различен: в Великобритании ныне действуют три ставки — 0; 8; 17,5% в зависимости от группы товаров и услуг; в Италии — пять ставок: льготная — 2%; основная — 9%; повышенные — 18 и 38% и нулевая; в Германии — две ставки: льготная — 7% и стандартная — 15%; во Франции — 2,1; 4; 5,5; 18,6 и 22%.
Наибольшая доля НДС в доходах бюджета развитых стран во Франции (около 45%), в Великобритании и Италии (около 20%).
Специальными платежами физических и юридических лиц государству являются взносы в социальные страховые фонды. Они используются для оказания социальных услуг населению. Для лиц наемного труда они выступают в виде прямого целевого налога. Ставки устанавливаются в процентах к заработку за минусом установленных законом вычетов, они колеблются от 2— 5% до 9,5—10%. Юридические лица платят эти взносы в определенной доле к фонду заработной платы: В Великобритании — 12%, США — 6,2% на соцобеспечение, 1,45% — на медпомощь, 0,8% — на пособие по безработице; в Германии — 9,5% только в пенсионный фонд.
Увеличение налогового бремени плательщиков вызвало к жизни появление проблемы налогового планирования, т.е. планирования коммерческой и инвестиционной деятельности юридических и физических лиц с целью минимизации налоговых платежей. Необходимость налогового планирования заложена в самом налоговом законодательстве, которое предусматривает разные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает различные методы исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы.
Налоговое планирование может быть достигнуто двумя путями: 1) использование всех легальных возможностей снижения налоговых платежей и перестройка своей деятельности таким образом, чтобы возникающие при этом налоговые обязательства были минимальными (это легальный путь минимизации налогов); 2) сокрытие своей деятельности и своих доходов от налоговых властей, не останавливаясь перед искажением налоговой отчетности и представлением ложных данных о своих действиях и доходах (что связано о нарушением налоговых законов и называется уклонением от уплаты налогов).
Бюджеты всех уровней развитых государств характеризуются преобладанием налоговых доходов. В доходах центрального бюджета они достигают 80—90%, а в США — более 95%. В бюджетах членов федерации (федеративные государства) и местных бюджетах удельный вес налогов составляет более 50%.
Конституции либо специальные законы стран закрепляют определенные налоги за соответствующим бюджетом. В центральные бюджеты поступают такие налоги, которые имеют важное фискальное и экономическое значение (подоходный налог, корпорационный налог, таможенные пошлины, универсальный акциз и др.). Эти налоги обычно называются государственными.
Налоговая структура бюджетов членов федерации отличается большим разнообразием в различных странах. В бюджетах штатов США решающее значение имеют косвенные налоги (налог с продаж, акцизы), в ФРГ главными налогами в бюджетах земель являются отчисления от подоходного налога, НДС и налога на прибыль. Доходы местных бюджетов формируются в основном за счет поимущественных налогов: поземельного, промыслового, подомового. Определенную долю местных доходов (Франция, США, ФРГ) составляют надбавки к государственным прямым налогам или дополнительные ставки к этим налогам).
Современная налоговая система развитых государств включает прямые (на доход и имущество) и косвенные (на товары и услуги) налоги. Прямые налоги преобладают в Канаде, США, Японии, Дании, а косвенные — во Франции, Италии, Норвегии. В целом в странах произошел сдвиг в сторону прямого налогообложения. Особое место в налоговой системе занимают взносы в фонд социального страхования, используемые для строго целевого назначения.
Прямые налоги. Решающее значение с точки зрения фиска имеют подоходный налог с физических лиц и налог на прибыль юридических лиц (корпорационный налог).
Подоходный налог с физических лиц — один из важнейших прямых налогов с населения. Объектом обложения выступает доход от различных источников, в том числе заработная плата, различные формы вознаграждения за труд, доходы от предпринимательской деятельности, .пенсии, рента, проценты, дивиденды, роялти и др.
В зарубежной налоговой практике исторически сложились две формы обложения подоходным налогом: шедулярная, при которой облагается каждая часть (шедула) дохода раздельно в зависимости от источника дохода (в Великобритании, Италии), и глобальная — по совокупному доходу получившая в современных условиях наибольшее распространение.
Налог взимается, как правило, с дохода, полученного в течение финансового года. Объектом обложения является чистый доход плательщика, т. е. валовой доход, уменьшенный на сумму разрешенных по закону вычетов и скидок. К ним относятся необлагаемый минимум (основная или базисная скидка, установленная для всех налогоплательщиков), семейные скидки, скидки на детей и иждивенцев и др. В некоторых странах предоставляются налоговые льготы по ряду расходов плательщиков (на медицинские цели, на покупку ценных бумаг, на оплату проезда до места работы и т.д.).
Ставки подоходного налога в течение длительного времени были прогрессивны и построены по сложной прогрессии. В результате проведения налоговых реформ в 80-е годы произошло сокращение налоговых ставок и уменьшение их количества. В США вместо 14 ставок налога от 11 до 50% в результате налоговых реформ 1986—1988 и 1994—1997 гг. действуют пять ставок: 15, 28, 31, 36 и 39,6%, причем по мере осуществления налоговых реформ количество ставок повысилось с двух до пяти, максимальная ставка возросла с 28 до 39,6%.
В Великобритании подоходный налог взимается по трем ставкам: 20, 24 и 40%; в Германии доходы, превышающие необлагаемый минимум, облагаются по прогрессивным ставкам от 19 до 53%'(предполагается в 1999 г. снизить до 15 — 39%).
Доля подоходного налога и взносов по соцстраху, взимаемых с заработной платы наемных работников, значительна: в Великобритании, Дании, Норвегии — около 25%, Германии, Австрии — около 20%, Японии — около 15%.
Существуют два подхода к налогообложению доходов семьи: раздельный, когда налог берется с каждого из супругов (Канада, Дания, Греция), и совокупный, когда налог удерживается с объединенного дохода семьи (Великобритания, а в США, Германии, Ирландии предусмотрено право выбора). Во всех странах ОЭСР за исключением Франции и Швейцарии, подоходный налог с населения взимается работодателем с текущих доходов рабочих и служащих. Во Франции сами работающие, а не работодатели, платят налог с дохода, заработанного в предыдущем году. По истечении финансового года, как правило, все налогоплательщики подают налоговую декларацию в финансовые органы, в которых сами исчисляют сумму причитающегося с них налога.
С целью ограждения налогоплательщика от роста цен в условиях инфляции во многих развитых странах применяется налоговая индексация подоходного налога с населения, осуществляемая автоматически в рамках налоговых кодексов.
Поступления подоходного налога в консолидированном бюджете развитых стран значительно различаются: в США он дает около 35%, Великобритании и Германии — около 25—30%, Франции — около 15%.
Налогом на прибыль юридических лиц (корпорационный налог) облагаются корпорации по налоговой декларации на центральном и местном уровнях. Система налогообложения прибыли за рубежом построена по единой схеме: прибыль корпораций облагается, как правило, по пропорциональным ставкам или имеющим незначительную прогрессию; обложению подлежит так называемая чистая прибыль или облагаемая прибыль. Последняя равняется валовой прибыли, уменьшенной на сумму разрешенных вычетов и налоговых льгот, которые снижают облагаемую прибыль до 40 — 60%. Для каждого вида деятельности установлены свои правила ее расчета.
Ставки налога на прибыль юридических лиц в 80— 90-е годы снизились. В США действует ныне одна ставка 34%; в Великобритании — 33 и 24% (для малого бизнеса), Франции — 36,6%, Германии — 45% (распределяемая прибыль — 30%), Японии — 42 (распределяемая прибыль — 32%), Канаде — 25%.
Доля этого налога в общих доходах бюджета колеблется от 5,5% во Франции и Германии, до 10—11% в Великобритании.
Среди других прямых налогов действуют налог на прирост капитала, налог с наследства и дарений, поимущественный, подушный и др.
Косвенные налоги выступают в трех видах: акцизы (на товары и услуги частных предприятий), фискальные монопольные налоги (на товары массового потребления, производимые в государственном секторе), таможенные пошлины (на экспортные и импортные товары и услуги).
Наиболее распространен универсальный акциз, который действует во многих странах в форме налога на добавленную стоимость (НДС). Объектом обложения НДС выступает часть стоимости товара, добавленной на каждой стадии производства и обращения. НДС — важнейшая составная часть налоговых систем 42 государств, в том числе 17 европейских.
Объект обложения — добавленная стоимость может быть рассчитана как сумма выплачиваемой заработной платы и получаемой прибыли либо как разность сумм поступлений за проданную продукцию и произведенных затрат. НДС взимается с каждого акта продажи, начиная с производственного и распределительного циклов и кончая продажей потребителю. Количество ставок и их уровень различен: в Великобритании ныне действуют три ставки — 0; 8; 17,5% в зависимости от группы товаров и услуг; в Италии — пять ставок: льготная — 2%; основная — 9%; повышенные — 18 и 38% и нулевая; в Германии — две ставки: льготная — 7% и стандартная — 15%; во Франции — 2,1; 4; 5,5; 18,6 и 22%.
Наибольшая доля НДС в доходах бюджета развитых стран во Франции (около 45%), в Великобритании и Италии (около 20%).
Специальными платежами физических и юридических лиц государству являются взносы в социальные страховые фонды. Они используются для оказания социальных услуг населению. Для лиц наемного труда они выступают в виде прямого целевого налога. Ставки устанавливаются в процентах к заработку за минусом установленных законом вычетов, они колеблются от 2— 5% до 9,5—10%. Юридические лица платят эти взносы в определенной доле к фонду заработной платы: В Великобритании — 12%, США — 6,2% на соцобеспечение, 1,45% — на медпомощь, 0,8% — на пособие по безработице; в Германии — 9,5% только в пенсионный фонд.
Увеличение налогового бремени плательщиков вызвало к жизни появление проблемы налогового планирования, т.е. планирования коммерческой и инвестиционной деятельности юридических и физических лиц с целью минимизации налоговых платежей. Необходимость налогового планирования заложена в самом налоговом законодательстве, которое предусматривает разные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает различные методы исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы.
Налоговое планирование может быть достигнуто двумя путями: 1) использование всех легальных возможностей снижения налоговых платежей и перестройка своей деятельности таким образом, чтобы возникающие при этом налоговые обязательства были минимальными (это легальный путь минимизации налогов); 2) сокрытие своей деятельности и своих доходов от налоговых властей, не останавливаясь перед искажением налоговой отчетности и представлением ложных данных о своих действиях и доходах (что связано о нарушением налоговых законов и называется уклонением от уплаты налогов).