6.3. Структура доходов государственного бюджета США
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83
Структуру доходов государственного бюджета рассмотрим на примере федерального бюджета США:
|
1997, млрд, долл. |
Факт, % к общей сумме доходов |
1998, млрд, долл. |
Оценка, % к общей сумме доходов |
1999, млрд, долл. |
Оценка, % к общей сумме доходов |
Всего доходов |
1579 |
100 |
1658 |
100 |
1743 |
100 |
Поступления по подоходному налогу с населения |
737 |
47 |
768 |
47 |
791 |
46 |
Налог на прибыль корпораций |
182 |
12 |
191 |
12 |
198 |
11 |
Налоги на цели социального страхования |
539 |
34 |
571 |
34 |
596 |
34 |
Акцизы |
57 |
4 |
56 |
3 |
72 |
4 |
Налоги на наследства и дарения |
20 |
1 |
20 |
1 |
21 |
1 |
Таможенные пошлины |
18 |
1 |
18 |
1 |
18 |
1 |
Прочие поступления |
25 |
1 |
34 |
2 |
47 |
3 |
Как следует из таблицы, в США более 90% в федеральном бюджете занимают прямые налоги, а на косвенные приходится лишь 5%. Однако это ни в коей мере не означает, что косвенные налоги в этой стране незначительны. Дело в том, что на косвенных налогах базируются доходы бюджетов штатов. При этом основную роль играет универсальный акциз в форме налога с продаж, который устанавливается в определенном проценте к цене товара.
Соотношение прямых и косвенных налогов в государственных бюджетах ведущих зарубежных стран характеризуется следующими данными: в США, Великобритании, Японии преобладают прямые налоги, во Франции и ФРГ — косвенные.
Государственный бюджет строится по балансовому методу, его расходы должны быть равны доходам. Однако, несмотря на непрерывное увеличение налоговых поступлений, в ведущих зарубежных странах наблюдается хронический дефицит их государственных бюджетов, т. е. постоянное превышение расходов бюджета над его доходами стало закономерностью Для покрытия бюджетного дефицита используются государственные займы, которые превратились в такой же постоянный элемент государственных доходов, как и налоги. Выпуск займов повлек за собой колоссальный рост государственного долга. Государственная задолженность, как уже отмечалось, в США достигла более 5,5 трлн. долл., Великобритании — более 300 млрд. ф. ст., ФРГ — 796 млрд. марок, во Франции — 3898 млрд. франков.
В современных условиях от 10 до 30% государственных расходов не покрываются налогами и другими доходами и финансируются путем выпуска государственных займов. Средства, получаемые от размещения государственных займов, расходуются в значительной мере на непроизводительные военные цели, на содержание государственного аппарата управления, и в этом случае источником погашения долга и уплаты по нему процентов становятся налоги. Государственные займы влекут за собой рост налогов и являются антиципированными, т. е. как бы заранее полученными налогами. Рост государственного долга в сочетании с высокими процентными платежами по нему привел к тому, что расходы по управлению долгом стали наиболее быстро растущей статьей государственных бюджетов.
В связи с огромными бюджетными дефицитами правительства стали изымать с рынка ссудных капиталов значительные средства (в США, например, до 50%), что привело к недополучению частным сектором необходимых ему ресурсов для расширения производственной деятельности и удорожанию кредита. Правительства западных стран предпринимают меры для сокращения бюджетного дефицита. Наиболее рациональное средство для этого — сокращение военных расходов.
Структура государственного бюджета в каждой стране имеет национальные особенности. Типичным является отделение текущих доходов и расходов государства от затрат капитального характера.
Пример. Государственный бюджет Великобритании включает две части: Консолидированный фонд, по которому проходят текущие доходы и расходы, и Национальный фонд займов, по которому отражаются расходы на капитальные вложения. Основная часть бюджета — Консолидированный фонд. Превышение доходов над расходами Консолидированного фонда зачисляется в доходную часть Национального фонда займов. Если же в Консолидированном фонде имеется дефицит, то он покрывается ссудой из Национального фонда займов, и на эту сумму правительство увеличивает свой долг.
Основными доходами Консолидированного фонда являются налоги. Расходы этого фонда включают две группы: расходы, ежегодно утверждаемые Парламентом; расходы из Консолидированного фонда для постоянного обслуживания, не рассматриваемые в Парламенте. В утверждаемые входят основные расходы — военные ассигнования и так называемые гражданские статьи, по которым отражаются затраты на промышленность, сельское хозяйство и другие отрасли, содержание аппарата управления, социальные расходы, субсидии местным органам власти и развивающимся странам. По Консолидированному фонду для постоянного обслуживания проходят проценты по государственному долгу (эти средства передаются в Национальный фонд займов и выплачиваются из него), расходы по цивильному листу (содержание королевы и ее ближайших родственников).
Доходная часть Национального фонда займов создается за счет процентов, поступающих от государственных корпораций и местных органов власти за предоставленные Казначейством долгосрочные кредиты, прибыли эмиссионного департамента Банка Англии, средств, передаваемых из Консолидированного фонда для постоянного обслуживания. Расходы Национального фонда займов включают проценты по государственному долгу и управлению им, долгосрочные кредиты на капитальные вложения государственным корпорациям и местным органам власти.
Бюджетный год — это период, в течение которого действует утвержденный бюджет. Он не всегда совпадает с календарным годом, что объясняется исторически сложившейся практикой, сроками созыва сессией парламентов. Во Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии бюджетный год совпадает с календарным годом. В Великобритании, Канаде, Японии бюджетный год начинается с 1 апреля и заканчивается 31 марта следующего года. В США бюджетный год охватывает период с 1 октября по 30 сентября следующего года.
Структуру доходов государственного бюджета рассмотрим на примере федерального бюджета США:
|
1997, млрд, долл. |
Факт, % к общей сумме доходов |
1998, млрд, долл. |
Оценка, % к общей сумме доходов |
1999, млрд, долл. |
Оценка, % к общей сумме доходов |
Всего доходов |
1579 |
100 |
1658 |
100 |
1743 |
100 |
Поступления по подоходному налогу с населения |
737 |
47 |
768 |
47 |
791 |
46 |
Налог на прибыль корпораций |
182 |
12 |
191 |
12 |
198 |
11 |
Налоги на цели социального страхования |
539 |
34 |
571 |
34 |
596 |
34 |
Акцизы |
57 |
4 |
56 |
3 |
72 |
4 |
Налоги на наследства и дарения |
20 |
1 |
20 |
1 |
21 |
1 |
Таможенные пошлины |
18 |
1 |
18 |
1 |
18 |
1 |
Прочие поступления |
25 |
1 |
34 |
2 |
47 |
3 |
Как следует из таблицы, в США более 90% в федеральном бюджете занимают прямые налоги, а на косвенные приходится лишь 5%. Однако это ни в коей мере не означает, что косвенные налоги в этой стране незначительны. Дело в том, что на косвенных налогах базируются доходы бюджетов штатов. При этом основную роль играет универсальный акциз в форме налога с продаж, который устанавливается в определенном проценте к цене товара.
Соотношение прямых и косвенных налогов в государственных бюджетах ведущих зарубежных стран характеризуется следующими данными: в США, Великобритании, Японии преобладают прямые налоги, во Франции и ФРГ — косвенные.
Государственный бюджет строится по балансовому методу, его расходы должны быть равны доходам. Однако, несмотря на непрерывное увеличение налоговых поступлений, в ведущих зарубежных странах наблюдается хронический дефицит их государственных бюджетов, т. е. постоянное превышение расходов бюджета над его доходами стало закономерностью Для покрытия бюджетного дефицита используются государственные займы, которые превратились в такой же постоянный элемент государственных доходов, как и налоги. Выпуск займов повлек за собой колоссальный рост государственного долга. Государственная задолженность, как уже отмечалось, в США достигла более 5,5 трлн. долл., Великобритании — более 300 млрд. ф. ст., ФРГ — 796 млрд. марок, во Франции — 3898 млрд. франков.
В современных условиях от 10 до 30% государственных расходов не покрываются налогами и другими доходами и финансируются путем выпуска государственных займов. Средства, получаемые от размещения государственных займов, расходуются в значительной мере на непроизводительные военные цели, на содержание государственного аппарата управления, и в этом случае источником погашения долга и уплаты по нему процентов становятся налоги. Государственные займы влекут за собой рост налогов и являются антиципированными, т. е. как бы заранее полученными налогами. Рост государственного долга в сочетании с высокими процентными платежами по нему привел к тому, что расходы по управлению долгом стали наиболее быстро растущей статьей государственных бюджетов.
В связи с огромными бюджетными дефицитами правительства стали изымать с рынка ссудных капиталов значительные средства (в США, например, до 50%), что привело к недополучению частным сектором необходимых ему ресурсов для расширения производственной деятельности и удорожанию кредита. Правительства западных стран предпринимают меры для сокращения бюджетного дефицита. Наиболее рациональное средство для этого — сокращение военных расходов.
Структура государственного бюджета в каждой стране имеет национальные особенности. Типичным является отделение текущих доходов и расходов государства от затрат капитального характера.
Пример. Государственный бюджет Великобритании включает две части: Консолидированный фонд, по которому проходят текущие доходы и расходы, и Национальный фонд займов, по которому отражаются расходы на капитальные вложения. Основная часть бюджета — Консолидированный фонд. Превышение доходов над расходами Консолидированного фонда зачисляется в доходную часть Национального фонда займов. Если же в Консолидированном фонде имеется дефицит, то он покрывается ссудой из Национального фонда займов, и на эту сумму правительство увеличивает свой долг.
Основными доходами Консолидированного фонда являются налоги. Расходы этого фонда включают две группы: расходы, ежегодно утверждаемые Парламентом; расходы из Консолидированного фонда для постоянного обслуживания, не рассматриваемые в Парламенте. В утверждаемые входят основные расходы — военные ассигнования и так называемые гражданские статьи, по которым отражаются затраты на промышленность, сельское хозяйство и другие отрасли, содержание аппарата управления, социальные расходы, субсидии местным органам власти и развивающимся странам. По Консолидированному фонду для постоянного обслуживания проходят проценты по государственному долгу (эти средства передаются в Национальный фонд займов и выплачиваются из него), расходы по цивильному листу (содержание королевы и ее ближайших родственников).
Доходная часть Национального фонда займов создается за счет процентов, поступающих от государственных корпораций и местных органов власти за предоставленные Казначейством долгосрочные кредиты, прибыли эмиссионного департамента Банка Англии, средств, передаваемых из Консолидированного фонда для постоянного обслуживания. Расходы Национального фонда займов включают проценты по государственному долгу и управлению им, долгосрочные кредиты на капитальные вложения государственным корпорациям и местным органам власти.
Бюджетный год — это период, в течение которого действует утвержденный бюджет. Он не всегда совпадает с календарным годом, что объясняется исторически сложившейся практикой, сроками созыва сессией парламентов. Во Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии бюджетный год совпадает с календарным годом. В Великобритании, Канаде, Японии бюджетный год начинается с 1 апреля и заканчивается 31 марта следующего года. В США бюджетный год охватывает период с 1 октября по 30 сентября следующего года.