7.4. Налоговая система Российской Федерации
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83
Доходы бюджетов Российской Федерации формируются в соответствии с ее бюджетным и налоговым законодательством. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
Доходы бюджетов образуются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, принятым Государственной Думой РФ и подписанным Президентом РФ 31 июля 1998г., за счет налоговых и неналоговых видов дохода, а также за счет безвозмездных перечислений.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ налоги разного уровня бюджетной системы, а также пени и штрафы.
К неналоговым доходам относятся:
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами власти и местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями;
доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней;
безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.
Все доходы бюджетов делятся на собственные и регулирующие. Собственные доходы — это доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. К ним относятся налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, и неналоговые доходы.
Регулирующие доходы — налоги и другие платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты другого уровня на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее трех лет) по разным видам таких доходов.
Основные доходы бюджетов всех уровней — налоговые поступления. В Федеральном бюджете РФ на 1999 г. они должны составить 399,5 млрд. рублей, или 84,3% всех доходов. Ныне действует большое количество разнообразных налогов, которые формируют налоговую систему.
Налоговая система РФ, по определению Налогового кодекса, принятого Государственной Думой в первом чтении 16 апреля 1998 г., представляет собой совокупность федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.
Современная налоговая система РФ базируется на требованиях рыночных отношений с учетом перспектив социально-экономического развития.
В прошлом взаимоотношение государства с юридическими и физическими лицами основывалось на административно-централизованных формах хозяйствования. Будучи собственником средств производства, государство управляло экономикой, изымая в бюджет до 80—90% всей прибыли, создаваемой предприятиями. Доля бюджета составляла более 70% национального дохода. Действовавшая система налогообложения направлялась на перераспределения средств от экономически сильных хозяйствующих субъектов к слабым, от хорошо работающих предприятий — к плохо работающим. Кроме того, между бюджетами разного уровня возникали споры из-за доходов, поскольку не было четкого разграничения поступлений между ними.
Формирование рыночных отношений в России привело к необходимости существенного реформирования налоговой системы. При разработке новой налоговой системы использованы накопленный отечественный опыт и практика зарубежных стран.
Налоговая система РФ регулируется высшим законом страны — Конституцией РФ, к компетенции которой относятся общие вопросы налогообложения. Правовое ее оформление обеспечил пакет налоговых законов: «Об основах налоговой системы РФ» (от 27 декабря 1991 г.), определивший принципы построения налоговой системы, ее структуру, а также права, обязанности и ответственность плательщиков и налоговых органов; «О государственной налоговой службе РСФСР» (от 21 марта 1993 г.), рассматривающий вопросы организации сбора налогов и контроля, а также целый ряд законов о порядке исчисления и уплаты конкретных налогов. Кроме того, подготовлен основной закон, призванный регулировать налогообложение в стране, Налоговый кодекс, который прошел первое обсуждение в законодательном органе.
Структура и принципы построения налоговой системы отражают в целом общераспространенные в мировой практике налоговые системы зарубежных стран. В настоящее время на территории России собирается свыше сотни установленных налогов и сборов. Такая множественность хотя и позволяет решать разнообразные задачи и реализовать различные функции, но приводит к увеличению расходов по их взиманию и создает условия для уклонения от уплаты налогов.
Налоговая система призвана: 1) обеспечить более полную и своевременную мобилизацию доходов бюджета, без осуществления которой невозможно проводить социально-экономическую политику государства; 2) создать условия для регулирования производства и потребления в целом и по отдельным сферам хозяйствования, учитывая при этом особенности формирования и перераспределения доходов различных групп населения.
Действующая налоговая система РФ характеризуется следующими чертами:
правовой основой (а не на подзаконных актах, как было раньше), большей стабильностью (хотя и не в отношении всех налогов); пронизывает все экономические отношения, связанные о распределением и перераспределением дохода. Введение и отмена всех налогов и сборов осуществляются только органами государственной власти;
едиными принципами, единым механизмом исчисления и сбора налогов. За всеми налогами и сборами осуществляется единый контроль со стороны Министерства РФ по налогам и сборам;
введением новых налогов (НДС, налога на имущество предприятий) и существенных изменений в порядке исчисления налоговых льгот и базы ранее действовавших налогов;
устанавливаемыми законодательством четкой последовательностью при оплате налогов и налоговым календарем. Так, юридические лица обязаны в первую очередь уплачивать федеральные налоги в федеральный бюджет, а затем — местные налоги и сборы;
равными требованиями к налогоплательщикам и созданием равных условий для использования заработанных средств путем определения перечня налогов, унификации ставок, упорядочения льгот и механизма их представления, невмешательства в право использования средств;
сочетанием двух основных видов налогов: прямых (на доходы и имущество) и косвенных (на товары и услуги). В прошлом косвенное обложение в отечественной экономической практике полностью отрицалось;
обложением прежде всего юридических лиц, а не физических, что отличает российскую налоговую систему от налоговых систем развитых зарубежных стран. Обязательна постановка всех юридических лиц на учет в налоговых органах (включая освобожденных от уплаты налогов), а также индивидуальных предпринимателей. Банки лишены права открывать им расчетные счета без получения справок о постановке на учет в налоговых органах;
весьма жестким санкциями за нарушение налогового законодательства, включая меры финансовой, административной и уголовной ответственности;
возможностью получения для налогоплательщиков по их просьбе отсрочек и рассрочек уплаты в бюджет налогов и сборов в пределах текущего года, а также сумм финансовых санкций (если их уплата грозит банкротству) на срок шесть месяцев.
В Налоговом кодексе (ст. 7) сформулированы основные принципы налоговой системы РФ. которые должны регулировать налогообложение на всей территории России:
1) Каждое лицо (юридическое или физическое) обязано уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, в отношении которых это лицо является налогоплательщиком.
2) Налоги устанавливаются в целях финансового обеспечения функционирования и развития общества и государства.
3) Налоги не могут применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных подобных критериев.
4) Не допускается установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство РФ и налоговую систему РФ.
5) Не допускается устанавливать дополнительные налоги, повышение либо дифференцированные ставки налогов или налоговых льгот в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы организации, гражданства физического лица, а также от государства, региона или географического места происхождения уставного капитала (фонда) или имущества налогоплательщика.
Созданная налоговая система в силу отсутствия необходимого опыта, четко разработанной налоговой политики в условиях нестабильной экономики и недостаточной подготовленности налогового аппарата не лишена существенных недостатков, которые не могут удовлетворить ни плательщиков, ни налоговые органы. К недостаткам следует отнести:
1) фискальный подход к налогообложению. При решении вопроса о налогах на первый план выступает доходность бюджета, тогда как регулирующей роли налогов не придается существенного значения;
2) высокий уровень налогообложения юридических лиц, особенно это касается налога на прибыль. Суммарно налоговые платежи, по разным оценкам, составляют от 40 до 80% дохода юридического лица (прибыль плюс оплата труда). Высоко бремя и косвенных налогов (НДС и акцизы), именно они выступают генератором инфляционного процесса. По оценке ряда специалистов, величина налогового давления на ВВП около 30%, что много выше, чем в мировой практике;
3) большое количество разнообразных налогов, сборов, отчислений, взносов (федеральных, региональных, местных, целевых), осложняющее налогообложение. Особенно возросло их количество с 1994 г., когда Указом Президента РФ было разрешено субъектам РФ и местным органам самоуправления вводить дополнительные налоги. Хотя это право было отменено с 1 января 1997 г., однако до сих пор сохраняется множество налогов;
4) нестабильность налоговых законов, частые изменения порядка расчетов, особенно по налогу на прибыль и НДС, недоработки, противоречивость отдельных статей налоговых законов. Нередки случаи, когда закон имеет обратную силу. Слабая информационная база в налоговой практике;
5) отсутствие четкого разграничения налоговых полномочий центра и мест, что приводит к серьезным разногласиям между ними;
6) многократность обложения одного и того же объекта в определенном законом периоде.
Недостатки российской налоговой системы настоятельно требуют ее реформирования. Предлагаются разнообразные варианты налоговой системы, однако главное изменение должно коснуться значительного сокращения количества налогов и резкого снижения налоговой тяжести,
Классификация налоговой системы РФ.
1. В зависимости от объекта обложения, взаимоотношения плательщика и государства различаются прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги, взимаемые непосредственно с дохода и имущества, — это налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество предприятий и др.
Косвенные налоги устанавливаются на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет казне. Покупатель товара или услуг становится действительным плательщиком налога. К косвенным относятся НДС, акцизы, таможенные пошлины.
2. По их использованию налоги подразделяются на общие и специальные (целевые).
Общие налоги обезличиваются и поступают в бюджет для финансирования различных мероприятий. Специальные налоги имеют строго определенное назначение, «например, налоги на реализацию горюче-смазочных материалов поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог.
3. Основное деление налогов: в зависимости от органа, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает, различают федеральные налоги, региональные налоги — налоги субъектов РФ, местные налоги.
По данным Министерства РФ по налогам и сборам, определяющая роль в формировании бюджетной системы принадлежит четырем налогам: — НДС, акцизам, налогу на прибыль предприятий и подоходному налогу с физических лиц, на их долю приходится 3/4 всех поступлений в консолидированном бюджете.
Итак, налогом признается обязательный и безвозмездный взнос, подлежащий уплате в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, муниципальных образований и соответствующие внебюджетные фонды.
Доходы бюджетов Российской Федерации формируются в соответствии с ее бюджетным и налоговым законодательством. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
Доходы бюджетов образуются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, принятым Государственной Думой РФ и подписанным Президентом РФ 31 июля 1998г., за счет налоговых и неналоговых видов дохода, а также за счет безвозмездных перечислений.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ налоги разного уровня бюджетной системы, а также пени и штрафы.
К неналоговым доходам относятся:
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами власти и местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями;
доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней;
безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.
Все доходы бюджетов делятся на собственные и регулирующие. Собственные доходы — это доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. К ним относятся налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, и неналоговые доходы.
Регулирующие доходы — налоги и другие платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты другого уровня на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее трех лет) по разным видам таких доходов.
Основные доходы бюджетов всех уровней — налоговые поступления. В Федеральном бюджете РФ на 1999 г. они должны составить 399,5 млрд. рублей, или 84,3% всех доходов. Ныне действует большое количество разнообразных налогов, которые формируют налоговую систему.
Налоговая система РФ, по определению Налогового кодекса, принятого Государственной Думой в первом чтении 16 апреля 1998 г., представляет собой совокупность федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.
Современная налоговая система РФ базируется на требованиях рыночных отношений с учетом перспектив социально-экономического развития.
В прошлом взаимоотношение государства с юридическими и физическими лицами основывалось на административно-централизованных формах хозяйствования. Будучи собственником средств производства, государство управляло экономикой, изымая в бюджет до 80—90% всей прибыли, создаваемой предприятиями. Доля бюджета составляла более 70% национального дохода. Действовавшая система налогообложения направлялась на перераспределения средств от экономически сильных хозяйствующих субъектов к слабым, от хорошо работающих предприятий — к плохо работающим. Кроме того, между бюджетами разного уровня возникали споры из-за доходов, поскольку не было четкого разграничения поступлений между ними.
Формирование рыночных отношений в России привело к необходимости существенного реформирования налоговой системы. При разработке новой налоговой системы использованы накопленный отечественный опыт и практика зарубежных стран.
Налоговая система РФ регулируется высшим законом страны — Конституцией РФ, к компетенции которой относятся общие вопросы налогообложения. Правовое ее оформление обеспечил пакет налоговых законов: «Об основах налоговой системы РФ» (от 27 декабря 1991 г.), определивший принципы построения налоговой системы, ее структуру, а также права, обязанности и ответственность плательщиков и налоговых органов; «О государственной налоговой службе РСФСР» (от 21 марта 1993 г.), рассматривающий вопросы организации сбора налогов и контроля, а также целый ряд законов о порядке исчисления и уплаты конкретных налогов. Кроме того, подготовлен основной закон, призванный регулировать налогообложение в стране, Налоговый кодекс, который прошел первое обсуждение в законодательном органе.
Структура и принципы построения налоговой системы отражают в целом общераспространенные в мировой практике налоговые системы зарубежных стран. В настоящее время на территории России собирается свыше сотни установленных налогов и сборов. Такая множественность хотя и позволяет решать разнообразные задачи и реализовать различные функции, но приводит к увеличению расходов по их взиманию и создает условия для уклонения от уплаты налогов.
Налоговая система призвана: 1) обеспечить более полную и своевременную мобилизацию доходов бюджета, без осуществления которой невозможно проводить социально-экономическую политику государства; 2) создать условия для регулирования производства и потребления в целом и по отдельным сферам хозяйствования, учитывая при этом особенности формирования и перераспределения доходов различных групп населения.
Действующая налоговая система РФ характеризуется следующими чертами:
правовой основой (а не на подзаконных актах, как было раньше), большей стабильностью (хотя и не в отношении всех налогов); пронизывает все экономические отношения, связанные о распределением и перераспределением дохода. Введение и отмена всех налогов и сборов осуществляются только органами государственной власти;
едиными принципами, единым механизмом исчисления и сбора налогов. За всеми налогами и сборами осуществляется единый контроль со стороны Министерства РФ по налогам и сборам;
введением новых налогов (НДС, налога на имущество предприятий) и существенных изменений в порядке исчисления налоговых льгот и базы ранее действовавших налогов;
устанавливаемыми законодательством четкой последовательностью при оплате налогов и налоговым календарем. Так, юридические лица обязаны в первую очередь уплачивать федеральные налоги в федеральный бюджет, а затем — местные налоги и сборы;
равными требованиями к налогоплательщикам и созданием равных условий для использования заработанных средств путем определения перечня налогов, унификации ставок, упорядочения льгот и механизма их представления, невмешательства в право использования средств;
сочетанием двух основных видов налогов: прямых (на доходы и имущество) и косвенных (на товары и услуги). В прошлом косвенное обложение в отечественной экономической практике полностью отрицалось;
обложением прежде всего юридических лиц, а не физических, что отличает российскую налоговую систему от налоговых систем развитых зарубежных стран. Обязательна постановка всех юридических лиц на учет в налоговых органах (включая освобожденных от уплаты налогов), а также индивидуальных предпринимателей. Банки лишены права открывать им расчетные счета без получения справок о постановке на учет в налоговых органах;
весьма жестким санкциями за нарушение налогового законодательства, включая меры финансовой, административной и уголовной ответственности;
возможностью получения для налогоплательщиков по их просьбе отсрочек и рассрочек уплаты в бюджет налогов и сборов в пределах текущего года, а также сумм финансовых санкций (если их уплата грозит банкротству) на срок шесть месяцев.
В Налоговом кодексе (ст. 7) сформулированы основные принципы налоговой системы РФ. которые должны регулировать налогообложение на всей территории России:
1) Каждое лицо (юридическое или физическое) обязано уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, в отношении которых это лицо является налогоплательщиком.
2) Налоги устанавливаются в целях финансового обеспечения функционирования и развития общества и государства.
3) Налоги не могут применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных подобных критериев.
4) Не допускается установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство РФ и налоговую систему РФ.
5) Не допускается устанавливать дополнительные налоги, повышение либо дифференцированные ставки налогов или налоговых льгот в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы организации, гражданства физического лица, а также от государства, региона или географического места происхождения уставного капитала (фонда) или имущества налогоплательщика.
Созданная налоговая система в силу отсутствия необходимого опыта, четко разработанной налоговой политики в условиях нестабильной экономики и недостаточной подготовленности налогового аппарата не лишена существенных недостатков, которые не могут удовлетворить ни плательщиков, ни налоговые органы. К недостаткам следует отнести:
1) фискальный подход к налогообложению. При решении вопроса о налогах на первый план выступает доходность бюджета, тогда как регулирующей роли налогов не придается существенного значения;
2) высокий уровень налогообложения юридических лиц, особенно это касается налога на прибыль. Суммарно налоговые платежи, по разным оценкам, составляют от 40 до 80% дохода юридического лица (прибыль плюс оплата труда). Высоко бремя и косвенных налогов (НДС и акцизы), именно они выступают генератором инфляционного процесса. По оценке ряда специалистов, величина налогового давления на ВВП около 30%, что много выше, чем в мировой практике;
3) большое количество разнообразных налогов, сборов, отчислений, взносов (федеральных, региональных, местных, целевых), осложняющее налогообложение. Особенно возросло их количество с 1994 г., когда Указом Президента РФ было разрешено субъектам РФ и местным органам самоуправления вводить дополнительные налоги. Хотя это право было отменено с 1 января 1997 г., однако до сих пор сохраняется множество налогов;
4) нестабильность налоговых законов, частые изменения порядка расчетов, особенно по налогу на прибыль и НДС, недоработки, противоречивость отдельных статей налоговых законов. Нередки случаи, когда закон имеет обратную силу. Слабая информационная база в налоговой практике;
5) отсутствие четкого разграничения налоговых полномочий центра и мест, что приводит к серьезным разногласиям между ними;
6) многократность обложения одного и того же объекта в определенном законом периоде.
Недостатки российской налоговой системы настоятельно требуют ее реформирования. Предлагаются разнообразные варианты налоговой системы, однако главное изменение должно коснуться значительного сокращения количества налогов и резкого снижения налоговой тяжести,
Классификация налоговой системы РФ.
1. В зависимости от объекта обложения, взаимоотношения плательщика и государства различаются прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги, взимаемые непосредственно с дохода и имущества, — это налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество предприятий и др.
Косвенные налоги устанавливаются на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет казне. Покупатель товара или услуг становится действительным плательщиком налога. К косвенным относятся НДС, акцизы, таможенные пошлины.
2. По их использованию налоги подразделяются на общие и специальные (целевые).
Общие налоги обезличиваются и поступают в бюджет для финансирования различных мероприятий. Специальные налоги имеют строго определенное назначение, «например, налоги на реализацию горюче-смазочных материалов поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог.
3. Основное деление налогов: в зависимости от органа, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает, различают федеральные налоги, региональные налоги — налоги субъектов РФ, местные налоги.
По данным Министерства РФ по налогам и сборам, определяющая роль в формировании бюджетной системы принадлежит четырем налогам: — НДС, акцизам, налогу на прибыль предприятий и подоходному налогу с физических лиц, на их долю приходится 3/4 всех поступлений в консолидированном бюджете.
Итак, налогом признается обязательный и безвозмездный взнос, подлежащий уплате в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, муниципальных образований и соответствующие внебюджетные фонды.