8.6. Российская Федерация как гарант и кредитор
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83
РФ — гарант. Бюджетный кодекс РФ рассматривает государственную гарантию как способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которых соответственно РФ или субъект РФ — гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дана гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе. Гарант по государственной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству (ст. 115).
Согласно Бюджетному кодексу в Законе о федеральном бюджете должны быть установлены верхние пределы государственных гарантий РФ, предоставляемых в валюте РФ и в иностранной валюте. Общая сумма гарантий РФ в валюте РФ включается в состав государственного внутреннего долга, а в иностранной валюте — в состав государственного внешнего долга (ст. 116). При предоставлении гарантии обязательно проверяется финансовое состояние ее получателя.
Традиционно государство гарантирует вклады населения в Сберегательном банке. В последние годы РФ выступает гарантом и по долговым обязательствам различных юридических лиц.
В соответствии с Указом Президента РФ от 23 июля 1997 г. №773 «О предоставлении гарантий или поручительств по займам и кредитам» в целях укрепления финансовой дисциплины, создания обоснованного механизма предоставления гарантий или поручительств Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти по займам и кредитам гарантии или поручительства
1) не предоставляются организациям, имеющим задолженность по платежам в федеральный бюджет либо государственные внебюджетные фонды;
2) предоставление осуществляется на конкурсной основе.
РФ — кредитор. В середине 90-х годов усилилась активность РФ как кредитора на внутреннем рынке. Если ранее предпочтение отдавалось бюджетному финансированию, то в 1994— 1995 гг. происходит перенос силы тяжести на кредитные отношения, которые рассматриваются как, более эффективные, позволяющие сэкономить достаточный объем бюджетных ресурсов. Напротив, деятельность РФ как кредитора на международной арене остается свернутой и в основном ограничивается странами, ранее входившими в состав СССР.
Внутренние кредиты. Бюджетный кодекс РФ различает бюджетные кредиты и бюджетные ссуды.
Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе.
Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать:
1) бюджетные учреждения. Бюджетный кодекс (ст.118) предусматривает, что бюджетные учреждения не имеют права получать кредиты у кредитных организаций и других физических и юридических лиц, за исключением ссуд из бюджета и государственных внебюджетных фондов;
2) государственные и муниципальные унитарные предприятия;
3) юридические лица, не являющиеся государственными или муниципальными унитарными предприятиями и бюджетными учреждениями;
4) органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.
Способами обеспечения исполнения по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Ст. 76 Бюджетного кодекса РФ еще раз подтверждает, что возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет. Бюджетный кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе.
Министерство финансов при подготовке проекта бюджета на соответствующий год определяет объем предоставления организациям кредитов и доводит его до Министерства экономики РФ и Министерства промышленности и торговли РФ не позднее чем за четыре месяца до начала соответствующего финансового года для проведения конкурсного отбора инвестиционных проектов.
При предоставлении проектов на конкурс, кроме документов, предусмотренных Положением об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов бюджета развития РФ, утвержденным постановлением Правительства от 2 ноября 1997 г. №1470, организации представляют в Министерство экономики следующие документы:
1) заключение федеральных органов исполнительной власти о невозможности изготовления на отечественных предприятиях оборудования, аналогичного предполагаемому к закупке по импорту, и о целесообразности закупки его по импорту;
2) финансовые расчеты полного возврата заемных средств с указанием источников обеспечения погашения ссуды;
3) подтверждение наличия у претендента собственных средств для осуществления авансовых платежей.
Ссуды предоставляются под гарантии российских коммерческих банков, поручительство органов власти субъектов РФ, третьих лиц, имеющих устойчивое финансово-экономическое положение, а также под залог высоколиквидных ценных бумаг (эти виды обеспечения могут применяться в различном сочетании в зависимости от оценки риска).
Размер ссуд не должен превышать 40% общего объема финансовых и других ресурсов, определенных условиями конкурса для прошедшего конкурсный отбор проекта. Остальные средства — не менее 60% общего объема финансирования обеспечиваются организацией за счет альтернативных федеральному бюджету источников.
Финансирование инвестиционных проектов некоммерческого характера, связанных с выполнением функций правительства в социальной сфере, может предоставляться организациям в размере 100% общего объема финансирования такого проекта.
Внешние кредиты. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 122)
государственными кредитами, предоставляемыми РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед РФ как кредитором.
Долговые обязательства иностранных государств перед РФ как кредитором формируют долг иностранных государств перед РФ. Федеральным законом о федеральном бюджете утверждаются:
1) суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранных государств;
2) размер долга иностранных государств на конец финансового года;
3) предельный объем государственных кредитов, предоставляемых иностранным государствам;
4) программа предоставления государственных кредитов иностранным государствам, представляющая перечень кредитов на финансовый год с указанием их получателей, целей и размеров кредитования.
В настоящее время тяжелое финансовое положение не позволяет РФ выступать на мировом рынке в качестве активного кредитора. Однако в 70-х — первой половине 80-х годов СССР играл важную роль на мировой арене в качестве одного из ведущих государств-кредиторов. О размахе такой деятельности, в частности, говорит объем задолженности иностранных заемщиков, не погашенной до сих пор — 90 млрд. руб. (по курсу Госбанка СССР тех лет 1 доллар равнялся 0,67 рубля). Самыми крупными должниками нашей страны являются Куба (более 18 млрд. долл.), Сирия (13,5 млрд. долл.), Вьетнам, Монголия, Афганистан, Ирак, Индия, Йемен, Эфиопия, Алжир, Мозамбик.
Вступление России в члены Парижского клуба кредиторов означает новый этап 'построения ее взаимоотношений с должниками и по-разному расценивается отечественными экономистами. С одной стороны, это означает, что Россия прощает долги других стран, не погашенные за наши поставки так называемой спецтехники — вооружения. Она лишается самостоятельности в решении вопроса о возврате долгов, теряет в очередной раз и деньги, причем немалые. По экспертным оценкам, из 140 млрд. долл. нашей стране удастся вернуть в лучшем случае 2—2,5 млрд. долл. С другой стороны, любая страна, которая подписывает соглашение о реструктуризации задолженности с Парижским клубом, принимает обязательство обслуживать свою задолженность в отношении других официальных кредиторов на условиях, не более выгодных, чем предоставленные Парижским клубом, и это требование всегда жестко контролируется.
Управление государственным долгом в РФ. Высшим органом управления государственным долгом на уровне РФ является Федеральное Собрание, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита, так и кредитования за счет средств бюджета. В соответствии с Конституционным законом «О правительстве» предельный объем выпуска тех или иных ценных бумаг устанавливается Правительством РФ.
Для оптимизации управления внутренними и внешними заимствованиями необходима разработка двух программ: программы государственных внешних заимствований и программы государственных внутренних заимствований. Эти программы представляют собой перечень заимствований на очередной финансовый год с указанием целей, источников, сроков возврата. Программы представляются Федеральному Собранию одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год и подлежат утверждению.
Единственным эмитентом государственных ценных бумаг от лица Федерации является Министерство финансов РФ, которое устанавливает конкретные сроки и объемы выпусков в пределах, определенных Правительством РФ.
В соответствии с Указом Президента РФ от 29 мая 1998 г. №609 «О дополнительных мерах по снижению финансовой задолженности федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов» в целях обеспечения стабильного и целевого расходования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, снижения задолженности организаций, финансируемых за счет федерального бюджета, федеральным органам исполнительной власти запрещено привлечение заемных средств путем выпуска государственных ценных бумаг, получения кредитов и займов, кроме случаев, прямо не установленных правительством. Указ также запрещает привлечение заемных средств государственным внебюджетным фондам (кроме пенсионного) путем выпуска ценных бумаг, получения кредитов и займов.
В соответствии с Бюджетным кодексом ЦБ РФ осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно (ст. И 9). При эмиссии каждого выпуска облигаций все суммарные и единичные сертификаты подлежат передаче Минфином на хранение и учет в депозитарий. Функции депозитария выполняет ЦБ РФ или иная организация, уполномоченная им. ЦБ РФ осуществляет по поручению Минфина и за счет средств федерального бюджета выплаты владельцам облигаций при погашении выпуска.
Распоряжением Правительства РФ от 24 июня 1998 г. №857-р Внешэкономбанку переданы права ведения учета операций по обслуживанию и погашению государственных кредитов, предоставленных Правительством РФ правительствам государств — участников СНГ. Задолженность этих государств по ранее выданным им правительством кредитам также передана на баланс Внешэкономбанка.
Исключительно важной и ответственной функцией, осуществляемой правительством совместно с Минфином и ЦБ РФ, является регулирование рынка государственных ценных бумаг.
Меры, используемые для регулирования рынка ценных бумаг могут быть условно разделены на следующие группы:
1) «Пожарные» меры — поднятие ставки рефинансирования, ломбардных ставок, интервенции ЦБ на рынке ценных бумаг и валютном рынке. Эти меры, как показал августовский кризис 1998 г., оказываются действенными лишь короткий промежуток времени — два—три дня.
2) Иностранные заимствования. Для воздействия на рынок достаточно даже не самих заимствований, а только психологической уверенности, что кредиты будут предоставлены. Так, выпуск пятилетних евробондов, размещенный 3 июня 1998 г., был невелик (чуть больше 1 млрд. долл.), но на следующий торговый день доходность ГКО упала на 20 процентных пунктов. Однако привлечение этих средств также является «пожарной» мерой, лишь отодвигающей кризис и не устраняющий его основ.
3) Эффективное и долговременное противодействие дестабилизации национального рынка государственных ценных бумаг возможно только в том случае, если к монетарно-долговременным мерам добавятся меры, выходящие за рамки финансового рынка, а именно: упорядочение налоговой системы и сбора налогов, снижение бюджетного дефицита, а также рост экономики.
РФ — гарант. Бюджетный кодекс РФ рассматривает государственную гарантию как способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которых соответственно РФ или субъект РФ — гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дана гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе. Гарант по государственной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству (ст. 115).
Согласно Бюджетному кодексу в Законе о федеральном бюджете должны быть установлены верхние пределы государственных гарантий РФ, предоставляемых в валюте РФ и в иностранной валюте. Общая сумма гарантий РФ в валюте РФ включается в состав государственного внутреннего долга, а в иностранной валюте — в состав государственного внешнего долга (ст. 116). При предоставлении гарантии обязательно проверяется финансовое состояние ее получателя.
Традиционно государство гарантирует вклады населения в Сберегательном банке. В последние годы РФ выступает гарантом и по долговым обязательствам различных юридических лиц.
В соответствии с Указом Президента РФ от 23 июля 1997 г. №773 «О предоставлении гарантий или поручительств по займам и кредитам» в целях укрепления финансовой дисциплины, создания обоснованного механизма предоставления гарантий или поручительств Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти по займам и кредитам гарантии или поручительства
1) не предоставляются организациям, имеющим задолженность по платежам в федеральный бюджет либо государственные внебюджетные фонды;
2) предоставление осуществляется на конкурсной основе.
РФ — кредитор. В середине 90-х годов усилилась активность РФ как кредитора на внутреннем рынке. Если ранее предпочтение отдавалось бюджетному финансированию, то в 1994— 1995 гг. происходит перенос силы тяжести на кредитные отношения, которые рассматриваются как, более эффективные, позволяющие сэкономить достаточный объем бюджетных ресурсов. Напротив, деятельность РФ как кредитора на международной арене остается свернутой и в основном ограничивается странами, ранее входившими в состав СССР.
Внутренние кредиты. Бюджетный кодекс РФ различает бюджетные кредиты и бюджетные ссуды.
Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе.
Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать:
1) бюджетные учреждения. Бюджетный кодекс (ст.118) предусматривает, что бюджетные учреждения не имеют права получать кредиты у кредитных организаций и других физических и юридических лиц, за исключением ссуд из бюджета и государственных внебюджетных фондов;
2) государственные и муниципальные унитарные предприятия;
3) юридические лица, не являющиеся государственными или муниципальными унитарными предприятиями и бюджетными учреждениями;
4) органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.
Способами обеспечения исполнения по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Ст. 76 Бюджетного кодекса РФ еще раз подтверждает, что возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет. Бюджетный кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе.
Министерство финансов при подготовке проекта бюджета на соответствующий год определяет объем предоставления организациям кредитов и доводит его до Министерства экономики РФ и Министерства промышленности и торговли РФ не позднее чем за четыре месяца до начала соответствующего финансового года для проведения конкурсного отбора инвестиционных проектов.
При предоставлении проектов на конкурс, кроме документов, предусмотренных Положением об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов бюджета развития РФ, утвержденным постановлением Правительства от 2 ноября 1997 г. №1470, организации представляют в Министерство экономики следующие документы:
1) заключение федеральных органов исполнительной власти о невозможности изготовления на отечественных предприятиях оборудования, аналогичного предполагаемому к закупке по импорту, и о целесообразности закупки его по импорту;
2) финансовые расчеты полного возврата заемных средств с указанием источников обеспечения погашения ссуды;
3) подтверждение наличия у претендента собственных средств для осуществления авансовых платежей.
Ссуды предоставляются под гарантии российских коммерческих банков, поручительство органов власти субъектов РФ, третьих лиц, имеющих устойчивое финансово-экономическое положение, а также под залог высоколиквидных ценных бумаг (эти виды обеспечения могут применяться в различном сочетании в зависимости от оценки риска).
Размер ссуд не должен превышать 40% общего объема финансовых и других ресурсов, определенных условиями конкурса для прошедшего конкурсный отбор проекта. Остальные средства — не менее 60% общего объема финансирования обеспечиваются организацией за счет альтернативных федеральному бюджету источников.
Финансирование инвестиционных проектов некоммерческого характера, связанных с выполнением функций правительства в социальной сфере, может предоставляться организациям в размере 100% общего объема финансирования такого проекта.
Внешние кредиты. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 122)
государственными кредитами, предоставляемыми РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед РФ как кредитором.
Долговые обязательства иностранных государств перед РФ как кредитором формируют долг иностранных государств перед РФ. Федеральным законом о федеральном бюджете утверждаются:
1) суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранных государств;
2) размер долга иностранных государств на конец финансового года;
3) предельный объем государственных кредитов, предоставляемых иностранным государствам;
4) программа предоставления государственных кредитов иностранным государствам, представляющая перечень кредитов на финансовый год с указанием их получателей, целей и размеров кредитования.
В настоящее время тяжелое финансовое положение не позволяет РФ выступать на мировом рынке в качестве активного кредитора. Однако в 70-х — первой половине 80-х годов СССР играл важную роль на мировой арене в качестве одного из ведущих государств-кредиторов. О размахе такой деятельности, в частности, говорит объем задолженности иностранных заемщиков, не погашенной до сих пор — 90 млрд. руб. (по курсу Госбанка СССР тех лет 1 доллар равнялся 0,67 рубля). Самыми крупными должниками нашей страны являются Куба (более 18 млрд. долл.), Сирия (13,5 млрд. долл.), Вьетнам, Монголия, Афганистан, Ирак, Индия, Йемен, Эфиопия, Алжир, Мозамбик.
Вступление России в члены Парижского клуба кредиторов означает новый этап 'построения ее взаимоотношений с должниками и по-разному расценивается отечественными экономистами. С одной стороны, это означает, что Россия прощает долги других стран, не погашенные за наши поставки так называемой спецтехники — вооружения. Она лишается самостоятельности в решении вопроса о возврате долгов, теряет в очередной раз и деньги, причем немалые. По экспертным оценкам, из 140 млрд. долл. нашей стране удастся вернуть в лучшем случае 2—2,5 млрд. долл. С другой стороны, любая страна, которая подписывает соглашение о реструктуризации задолженности с Парижским клубом, принимает обязательство обслуживать свою задолженность в отношении других официальных кредиторов на условиях, не более выгодных, чем предоставленные Парижским клубом, и это требование всегда жестко контролируется.
Управление государственным долгом в РФ. Высшим органом управления государственным долгом на уровне РФ является Федеральное Собрание, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита, так и кредитования за счет средств бюджета. В соответствии с Конституционным законом «О правительстве» предельный объем выпуска тех или иных ценных бумаг устанавливается Правительством РФ.
Для оптимизации управления внутренними и внешними заимствованиями необходима разработка двух программ: программы государственных внешних заимствований и программы государственных внутренних заимствований. Эти программы представляют собой перечень заимствований на очередной финансовый год с указанием целей, источников, сроков возврата. Программы представляются Федеральному Собранию одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год и подлежат утверждению.
Единственным эмитентом государственных ценных бумаг от лица Федерации является Министерство финансов РФ, которое устанавливает конкретные сроки и объемы выпусков в пределах, определенных Правительством РФ.
В соответствии с Указом Президента РФ от 29 мая 1998 г. №609 «О дополнительных мерах по снижению финансовой задолженности федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов» в целях обеспечения стабильного и целевого расходования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, снижения задолженности организаций, финансируемых за счет федерального бюджета, федеральным органам исполнительной власти запрещено привлечение заемных средств путем выпуска государственных ценных бумаг, получения кредитов и займов, кроме случаев, прямо не установленных правительством. Указ также запрещает привлечение заемных средств государственным внебюджетным фондам (кроме пенсионного) путем выпуска ценных бумаг, получения кредитов и займов.
В соответствии с Бюджетным кодексом ЦБ РФ осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно (ст. И 9). При эмиссии каждого выпуска облигаций все суммарные и единичные сертификаты подлежат передаче Минфином на хранение и учет в депозитарий. Функции депозитария выполняет ЦБ РФ или иная организация, уполномоченная им. ЦБ РФ осуществляет по поручению Минфина и за счет средств федерального бюджета выплаты владельцам облигаций при погашении выпуска.
Распоряжением Правительства РФ от 24 июня 1998 г. №857-р Внешэкономбанку переданы права ведения учета операций по обслуживанию и погашению государственных кредитов, предоставленных Правительством РФ правительствам государств — участников СНГ. Задолженность этих государств по ранее выданным им правительством кредитам также передана на баланс Внешэкономбанка.
Исключительно важной и ответственной функцией, осуществляемой правительством совместно с Минфином и ЦБ РФ, является регулирование рынка государственных ценных бумаг.
Меры, используемые для регулирования рынка ценных бумаг могут быть условно разделены на следующие группы:
1) «Пожарные» меры — поднятие ставки рефинансирования, ломбардных ставок, интервенции ЦБ на рынке ценных бумаг и валютном рынке. Эти меры, как показал августовский кризис 1998 г., оказываются действенными лишь короткий промежуток времени — два—три дня.
2) Иностранные заимствования. Для воздействия на рынок достаточно даже не самих заимствований, а только психологической уверенности, что кредиты будут предоставлены. Так, выпуск пятилетних евробондов, размещенный 3 июня 1998 г., был невелик (чуть больше 1 млрд. долл.), но на следующий торговый день доходность ГКО упала на 20 процентных пунктов. Однако привлечение этих средств также является «пожарной» мерой, лишь отодвигающей кризис и не устраняющий его основ.
3) Эффективное и долговременное противодействие дестабилизации национального рынка государственных ценных бумаг возможно только в том случае, если к монетарно-долговременным мерам добавятся меры, выходящие за рамки финансового рынка, а именно: упорядочение налоговой системы и сбора налогов, снижение бюджетного дефицита, а также рост экономики.