1.1. Финансы — государство — товарно-денежные отношения
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83
Финансы (фр. finance от лат. financia — доход, платеж) возникли в условиях регулярного товарно-денежного обращения в связи с развитием государства и его потребностей в ресурсах.
Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.
Как историческая категория финансы появились одновременно с государством при расслоении общества на классы. Во времена первобытно-общинного строя не было классов, не было и государства. Первое крупное деление общества на классы — рабовладельцы и рабы и первое государство — рабовладельческое. Переход от рабовладельческой общественно-экономической формации к феодальной привел к образованию феодальных государств.
В докапиталистических формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов, а денежное хозяйство было развито только в армии. Главными расходами рабовладельческих и феодальных государств были затраты на ведение войн, содержание двора монарха, государственного аппарата, строительство общественных сооружений (храмов, каналов, оросительных систем, портов, дорог, водопроводов). Главными доходами были поступления от государственного имущества (доменов) и регалий (монопольного права монарха на отдельные промыслы и торговлю определенными товарами), военная добыча, дань-с покоренных народов, натуральные и денежные сборы и повинности, пошлины, займы.
С разложением феодализма и постепенным развитием в его недрах капиталистического способа производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства, а доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась.
На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы: монархи распоряжались средствами страны как своей собственностью. Лишь с выделением государственной казны и полным, отделением ее от собственности монарха (XVI—XVII вв.) возникают понятия:
государственные финансы;
государственный бюджет;
государственный кредит.
Государственные финансы послужили мощным рычагом первоначального накопления капитала, происходившего в XVI— XVIII вв. Из колониальных стран в метрополии притекали огромные богатства, которые в любой момент могли быть использованы в качестве капитала. Государственные займы и налоги широко использовались в производительных целях для создания первых капиталистических предприятий. Важная роль в создании первоначальных капиталов принадлежала системе протекционизма, которая позволяла первым капиталистам устанавливать на производимые промышленные изделия высокие цены, получать высокие прибыли, в значительной части направляемые на расширение производства.
В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер,
финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.
Основные средства капиталистических государств стали концентрироваться в государственном бюджете.
Для государственных финансов капиталистических стран характерен быстрый рост расходов, что обусловлено прежде всего усилением милитаризации экономики. В конце XIX в. почти во всех капиталистических странах затраты государства на военные цели, погашение государственного долга и процентов по нему составляли свыше 2/3 всех государственных расходов. Крупные средства направлялись также на содержание государственного аппарата — парламента, министерств, ведомств, полиции, тюрем и др. Затраты на просвещение, здравоохранение были крайне невелики. Основным источником доходов государства были налоги, преимущественно косвенные.
XX в. характеризуется мощным развитием производительных сил, образованием монополистических объединений, слиянием государства с монополиями, расширением функций капиталистических государств. Государство не только обеспечивало обороноспособность страны, охрану частной собственности на средства производства, свободу предпринимательства и правопорядок, но и участвует в процессе производства, распределения и использования общественного продукта.
В условиях государственно-монополистического капитализма, особенно после Второй мировой войны, резко возрастают государственные расходы, в значительной мере обусловленные затратами на милитаризм. Скачок государственных расходов происходит в годы войн. Так, в США во время Второй мировой войны вследствие скачкообразного роста военных затрат государственные расходы увеличились в 10 раз. Однако в послевоенные годы расходы государства сокращаются незначительно и основная тенденция заключается в постоянном их увеличении.
Следует отметить, что в структуре государственных расходов после Второй мировой войны произошли существенные изменения. Несмотря на огромный рост расходов на милитаризацию (особенно в США), удельный вес этих затрат по сравнению с концом XIX и началом XX в. понизился и существенно увеличились удельный вес и абсолютные суммы расходов на социальные цели (образование, здравоохранение, социальное обеспечение). Демократизация общественной жизни в условиях развитой рыночной экономики привела к тому, что в ряде малых стран Западной Европы (Швеции, Норвегии и др.) затраты на социальные цели стали одними из главных. Так возникло понятие «шведская модель социализма».
Значительное развитие получили расходы по вмешательству государства в экономику: возросли государственные капитальные вложения в электроэнергетику, угольную, газовую и другие отрасли промышленности, на поддержку сельского хозяйства — одной из самых опекаемых отраслей экономики.
В главных капиталистических странах за счет государственных средств была создана атомная промышленность. Резко увеличился государственный сектор экономики. Пытаясь увеличить занятость населения и сократить безработицу, правительства выдают предпринимателям, расширяющим производство, субсидии для капиталовложений. Резко повысились затраты на научно-технический прогресс (до 50-70% общей суммы расходов на эти цели). Государство стало активно помогать монополиям своей страны в острой конкурентной борьбе на мировом рынке, предоставляя экспортным фирмам так называемые экспортные премии.
Расходы по регулированию процесса капиталистического воспроизводства во многих странах достигли 20% и более общей суммы расходов государственного бюджета.
Вмешательство в процесс воспроизводства и сферу социальных отношений осуществляется не только на национальном, но и на межгосударственном уровне. Так, страны Европейского Союза (ЕС) создали межгосударственные фонды денежных средств, используемые для финансирования сельского хозяйства, преодоления структурной безработицы, переподготовки и передислокации рабочей силы, преодоления существенных диспропорций в развитии отдельных регионов этих стран.
Появились новые государственные расходы на охрану окружающей среды, преодоление экономической отсталости отдельных регионов, оказание субсидий и кредитов развивающимся странам.
Огромные расходы вызвали необходимость увеличения налогов — главного финансового метода мобилизации ресурсов в государственный и местные бюджеты.
Налоги — важнейшее орудие перераспределения национального дохода. В XX в. возросло значение прямых налогов и главного среди них — подоходного налога с физических лиц. Впервые этот налог был введен в Великобритании в 1842 г., а в большинстве стран Западной Европы и США — в первой четверти XX в. Вследствие понижения необлагаемого минимума и уменьшения налоговых льгот по семейному положению в годы Второй мировой войны этот налог превратился в массовый налог, в налог на заработную плату и небольшие доходы. Им облагается практически все самодеятельное население. Второй крупный прямой налог — налог на прибыль корпораций.
Наряду с увеличением прямых налогов в 1970—1990 гг. произошло повышение косвенных налогов, прежде всего за счет поступлений по акцизам и налогу на добавленную стоимость. Возрос удельный вес налогов в валовом национальном продукте — с 30% (в США) до 50% и более (в малых странах Западной Европы).
Однако, несмотря на повышение налогов, аккумулируемых доходов не хватает на покрытие все возрастающих расходов государства. Бюджеты капиталистических стран в годы после Второй мировой войны характеризуются крупными хроническими дефицитами, покрываемыми государственными займами, выпуск которых влечет за собой рост государственного долга.
После Второй мировой войны резко расширилась сфера финансовых отношений. Значительное развитие получили;
местные (региональные) финансы;
внебюджетные специальные правительственные фонды;
финансы государственных предприятий.
В развитых зарубежных странах важной сферой финансовых отношений являются финансы частных национальных и транснациональных корпораций. По своей организационной структуре корпорации представляют собой акционерные общества. Акционерная форма организации деятельности предприятий в странах с развитой рыночной экономикой, получила исключительно широкое развитие. В современных условиях в акционерные предприятия вкладывает свои средства не только буржуазия, но и значительная часть населения. Так, одна из самых крупных корпораций США «Дженерал Моторс» насчитывает около 1 млн. акционеров и никто из них не имеет акций более чем на 1%.
Почему же акционерная форма собственности получила такое широкое развитие в странах с развитой рыночной экономикой? Выпуск акций — одна из мощных форм мобилизации капитала, позволяющая трансформировать денежные сбережения в производственные инвестиции. Без акций, облигаций, кредитов банков и других элементов финансового рынка корпорации должны были бы находиться на самофинансировании, что резко ограничило бы возможности их роста. Финансовая сторона деятельности акционерных обществ и предприятий других форм собственности приобретает все большее значение, Современные условия капиталистического воспроизводства, обострение конкурентной борьбы актуализировали вопросы управления финансами предприятий.
В странах с развитой рыночной экономикой решение кардинальных вопросов развития корпораций осуществляется под строгим контролем ее финансового управления. Успех деятельности акционерных обществ во многом определяется знанием всеми сотрудниками основ финансово-экономического анализа. Финансы предприятий обслуживают кругооборот огромных фондов денежных средств. Поэтому вопросы финансового менеджмента (наиболее эффективного управления государственными средствами и средствами предприятий) приобретают исключительно важное значение.
Финансы (фр. finance от лат. financia — доход, платеж) возникли в условиях регулярного товарно-денежного обращения в связи с развитием государства и его потребностей в ресурсах.
Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.
Как историческая категория финансы появились одновременно с государством при расслоении общества на классы. Во времена первобытно-общинного строя не было классов, не было и государства. Первое крупное деление общества на классы — рабовладельцы и рабы и первое государство — рабовладельческое. Переход от рабовладельческой общественно-экономической формации к феодальной привел к образованию феодальных государств.
В докапиталистических формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов, а денежное хозяйство было развито только в армии. Главными расходами рабовладельческих и феодальных государств были затраты на ведение войн, содержание двора монарха, государственного аппарата, строительство общественных сооружений (храмов, каналов, оросительных систем, портов, дорог, водопроводов). Главными доходами были поступления от государственного имущества (доменов) и регалий (монопольного права монарха на отдельные промыслы и торговлю определенными товарами), военная добыча, дань-с покоренных народов, натуральные и денежные сборы и повинности, пошлины, займы.
С разложением феодализма и постепенным развитием в его недрах капиталистического способа производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства, а доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась.
На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы: монархи распоряжались средствами страны как своей собственностью. Лишь с выделением государственной казны и полным, отделением ее от собственности монарха (XVI—XVII вв.) возникают понятия:
государственные финансы;
государственный бюджет;
государственный кредит.
Государственные финансы послужили мощным рычагом первоначального накопления капитала, происходившего в XVI— XVIII вв. Из колониальных стран в метрополии притекали огромные богатства, которые в любой момент могли быть использованы в качестве капитала. Государственные займы и налоги широко использовались в производительных целях для создания первых капиталистических предприятий. Важная роль в создании первоначальных капиталов принадлежала системе протекционизма, которая позволяла первым капиталистам устанавливать на производимые промышленные изделия высокие цены, получать высокие прибыли, в значительной части направляемые на расширение производства.
В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер,
финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.
Основные средства капиталистических государств стали концентрироваться в государственном бюджете.
Для государственных финансов капиталистических стран характерен быстрый рост расходов, что обусловлено прежде всего усилением милитаризации экономики. В конце XIX в. почти во всех капиталистических странах затраты государства на военные цели, погашение государственного долга и процентов по нему составляли свыше 2/3 всех государственных расходов. Крупные средства направлялись также на содержание государственного аппарата — парламента, министерств, ведомств, полиции, тюрем и др. Затраты на просвещение, здравоохранение были крайне невелики. Основным источником доходов государства были налоги, преимущественно косвенные.
XX в. характеризуется мощным развитием производительных сил, образованием монополистических объединений, слиянием государства с монополиями, расширением функций капиталистических государств. Государство не только обеспечивало обороноспособность страны, охрану частной собственности на средства производства, свободу предпринимательства и правопорядок, но и участвует в процессе производства, распределения и использования общественного продукта.
В условиях государственно-монополистического капитализма, особенно после Второй мировой войны, резко возрастают государственные расходы, в значительной мере обусловленные затратами на милитаризм. Скачок государственных расходов происходит в годы войн. Так, в США во время Второй мировой войны вследствие скачкообразного роста военных затрат государственные расходы увеличились в 10 раз. Однако в послевоенные годы расходы государства сокращаются незначительно и основная тенденция заключается в постоянном их увеличении.
Следует отметить, что в структуре государственных расходов после Второй мировой войны произошли существенные изменения. Несмотря на огромный рост расходов на милитаризацию (особенно в США), удельный вес этих затрат по сравнению с концом XIX и началом XX в. понизился и существенно увеличились удельный вес и абсолютные суммы расходов на социальные цели (образование, здравоохранение, социальное обеспечение). Демократизация общественной жизни в условиях развитой рыночной экономики привела к тому, что в ряде малых стран Западной Европы (Швеции, Норвегии и др.) затраты на социальные цели стали одними из главных. Так возникло понятие «шведская модель социализма».
Значительное развитие получили расходы по вмешательству государства в экономику: возросли государственные капитальные вложения в электроэнергетику, угольную, газовую и другие отрасли промышленности, на поддержку сельского хозяйства — одной из самых опекаемых отраслей экономики.
В главных капиталистических странах за счет государственных средств была создана атомная промышленность. Резко увеличился государственный сектор экономики. Пытаясь увеличить занятость населения и сократить безработицу, правительства выдают предпринимателям, расширяющим производство, субсидии для капиталовложений. Резко повысились затраты на научно-технический прогресс (до 50-70% общей суммы расходов на эти цели). Государство стало активно помогать монополиям своей страны в острой конкурентной борьбе на мировом рынке, предоставляя экспортным фирмам так называемые экспортные премии.
Расходы по регулированию процесса капиталистического воспроизводства во многих странах достигли 20% и более общей суммы расходов государственного бюджета.
Вмешательство в процесс воспроизводства и сферу социальных отношений осуществляется не только на национальном, но и на межгосударственном уровне. Так, страны Европейского Союза (ЕС) создали межгосударственные фонды денежных средств, используемые для финансирования сельского хозяйства, преодоления структурной безработицы, переподготовки и передислокации рабочей силы, преодоления существенных диспропорций в развитии отдельных регионов этих стран.
Появились новые государственные расходы на охрану окружающей среды, преодоление экономической отсталости отдельных регионов, оказание субсидий и кредитов развивающимся странам.
Огромные расходы вызвали необходимость увеличения налогов — главного финансового метода мобилизации ресурсов в государственный и местные бюджеты.
Налоги — важнейшее орудие перераспределения национального дохода. В XX в. возросло значение прямых налогов и главного среди них — подоходного налога с физических лиц. Впервые этот налог был введен в Великобритании в 1842 г., а в большинстве стран Западной Европы и США — в первой четверти XX в. Вследствие понижения необлагаемого минимума и уменьшения налоговых льгот по семейному положению в годы Второй мировой войны этот налог превратился в массовый налог, в налог на заработную плату и небольшие доходы. Им облагается практически все самодеятельное население. Второй крупный прямой налог — налог на прибыль корпораций.
Наряду с увеличением прямых налогов в 1970—1990 гг. произошло повышение косвенных налогов, прежде всего за счет поступлений по акцизам и налогу на добавленную стоимость. Возрос удельный вес налогов в валовом национальном продукте — с 30% (в США) до 50% и более (в малых странах Западной Европы).
Однако, несмотря на повышение налогов, аккумулируемых доходов не хватает на покрытие все возрастающих расходов государства. Бюджеты капиталистических стран в годы после Второй мировой войны характеризуются крупными хроническими дефицитами, покрываемыми государственными займами, выпуск которых влечет за собой рост государственного долга.
После Второй мировой войны резко расширилась сфера финансовых отношений. Значительное развитие получили;
местные (региональные) финансы;
внебюджетные специальные правительственные фонды;
финансы государственных предприятий.
В развитых зарубежных странах важной сферой финансовых отношений являются финансы частных национальных и транснациональных корпораций. По своей организационной структуре корпорации представляют собой акционерные общества. Акционерная форма организации деятельности предприятий в странах с развитой рыночной экономикой, получила исключительно широкое развитие. В современных условиях в акционерные предприятия вкладывает свои средства не только буржуазия, но и значительная часть населения. Так, одна из самых крупных корпораций США «Дженерал Моторс» насчитывает около 1 млн. акционеров и никто из них не имеет акций более чем на 1%.
Почему же акционерная форма собственности получила такое широкое развитие в странах с развитой рыночной экономикой? Выпуск акций — одна из мощных форм мобилизации капитала, позволяющая трансформировать денежные сбережения в производственные инвестиции. Без акций, облигаций, кредитов банков и других элементов финансового рынка корпорации должны были бы находиться на самофинансировании, что резко ограничило бы возможности их роста. Финансовая сторона деятельности акционерных обществ и предприятий других форм собственности приобретает все большее значение, Современные условия капиталистического воспроизводства, обострение конкурентной борьбы актуализировали вопросы управления финансами предприятий.
В странах с развитой рыночной экономикой решение кардинальных вопросов развития корпораций осуществляется под строгим контролем ее финансового управления. Успех деятельности акционерных обществ во многом определяется знанием всеми сотрудниками основ финансово-экономического анализа. Финансы предприятий обслуживают кругооборот огромных фондов денежных средств. Поэтому вопросы финансового менеджмента (наиболее эффективного управления государственными средствами и средствами предприятий) приобретают исключительно важное значение.