12.10. Территориальное сводное финансовое планирование
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83
Необходимость решения крупных экономических, социальных и демографических задач требует комплексного подхода при подготовке плановых и проектных работ. Все шире в практику внедряется составление комплексных планов экономического и социального развития административно-территориальных единиц.
Одной из важных целей территориального комплексного планирования является разработка программ, предусматривающих объединение усилий территориальных органов власти и предприятий, расположенных на их территориях, по развитию социальной инфраструктуры.
Осуществление комплексных планов связано со значительными финансовыми затратами. Для обеспечения финансовыми ресурсами мероприятий, намеченных этими планами, необходимы координация и концентрация денежных средств бюджетной системы, средств ведомств и предприятий. Это, в свою очередь, требует разработки в регионе сводного финансового баланса.
Сводный финансовый баланс предполагает сведения воедино различных видов финансовых планов: финансовых планов хозяйственных предприятий и организаций, территориального бюджета, баланса денежных доходов и расходов населения и др., отражающих отдельные стороны и этапы распределения и перераспределения национального дохода, созданного и используемого на данной территории. Это позволит иметь полную картину образования и использования всех финансовых ресурсов административно-территориальной единицы, будет способствовать активному содействию со стороны финансов выполнению задач, поставленных в плане комплексного развития.
Основная задача территориального сводного финансового баланса — определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в регионе (как централизованных, аккумулированных и перераспределяемых территориальными бюджетами, так и децентрализованных, т. е. ресурсов предприятий и организаций).
Планирование финансовых ресурсов сопровождается анализом достигнутого уровня мобилизации и использования финансовых ресурсов региона, выявлением степени соответствия этого уровня потребностям развития региона.
Следует отметить, что территориальный сводный финансовый план должен учитывать национальный подход, созданный на территории региона и используемый там, и часть национального дохода, созданную за пределами региона, но поступающую на его территорию в порядке распределения и перераспределения. Следовательно, в доходную часть сводного финансового баланса включаются средства, созданные в регионе, но направленные в вышестоящий бюджет, в ведомственные фонды и по другим каналам. Это платежи из прибыли, часть налога на добавленную стоимость и налога с физических лиц, направляемые в вышестоящие бюджеты, отчисления предприятий в фонды ведомств.
Сводный финансовый баланс региона не является оперативным финансовым планом и не подменяет собой оперативных планов финансово-кредитной системы (бюджета, финпланов предприятий и др.). С его помощью осуществляется увязка всех звеньев финансово-кредитной системы, предопределяются общие рамки и структура всех ее оперативных планов.
Информационной базой при разработке сводного финансового баланса служат: данные территориальных экономических, финансовых, статистических органов, профсоюзных организаций, функциональных подразделений территориальных органов власти, экономические нормативы и лимиты по основным показателям развития региона, показатели проектов планов экономического и социального развития территории, данные территориального бюджета, балансов доходов и расходов всех предприятии и организаций, расположенных на территории независимо от их ведомственной подчиненности.
Форма и состав показателей территориального сводного финансового баланса:
Показатели |
Год, предшествующий отчетному: отчет |
Текущий год: оценка |
Планируемый год: прогноз |
1 |
2 |
3 |
4 |
Доходы 1. Прибыль (убыток) — сальдо в том числе прибыль прибыльных предприятий убыток 2. Амортизационные отчисления 3. Налог на добавленную стоимость 4. Акцизы 5. Налог с розничных продаж 6. Подоходный налог с физических лиц 7. Налоги на имущество 8. Платежи за использование природных ресурсов {кроме отчислений на воспроизводство минерально- сырьевой базы) 9. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции 10. Прочие налоги, сборы, пошлины 11. Налоговые доходы — всего в том числе: доходы от государственной собственности или деятельности прочие неналоговые доходы 12. Средства целевых бюджетных фондов, в том числе: дорожных экологических воспроизводство минерально- сырьевой базы 13. Средства для образования государственных внебюджетных фондов — всего в том числе: Пенсионного фонда Фонда социального страхования Фонда обязательного медицинского страхования Фонда занятости населения Итого доходов: |
|
|
|
14. Взаимоотношения с другими уровнями власти 15. Средства, перечисляемые (исключаются) а) в федеральный бюджет — всего в том числе: налог на добавленную стоимость акцизы налог на прибыль прочие платежи подоходный налог дорожный фонд экологический фонд ВМСБ б) в государственные внебюджетные фонды (централизуемая часть) в том числе: Пенсионный фонд Фонд социального страхования Фонд обязательного медицинского страхования Фонд занятости населения 16. Средства получаемые (прибавляются) а) из федерального бюджета в том числе: дотации и субвенции трансферты б) целевые средства для оказания финансовой поддержки регионам в) ассигнования на инвестиции г) прочие (возмещение ЖКХ) д) из государственных внебюджетных фондов (из централизуемой части) в том числе: Пенсионного фонда Фонда социального страхования Фонда обязательного медицинского страхования Фонда занятости населения Всего доходов: Расходы 17. Расходы предприятий за счет прибыли, оставшейся в их распоряжении после уплаты налога, а также за счет амортизации, из них на инвестиции на социальное развитие 18. Затраты на инвестиции (кроме инвестиций, осуществляемых |
|
|
|
за счет прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий), из них за счет: средств федерального бюджета средств местных бюджетов 19. Субсидии — всего, из них на уголь на сельскохозпродукцию ЖКХ другие субсидии 20. Расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет средств бюджета, а также внебюджетных фондов (без капитальных вложений) из них: образование культуру, искусство и средства массовой информации здравоохранение и физкультуру социальную политику в том числе: пенсионное обеспечение государственные пособия и компенсационные выплаты населению социальное страхование медицинское страхование расходы государственного фонда занятости 21. Расходы на науку 22. Расходы на оборону 23. Расходы за счет средств целевых бюджетных фондов, из них: дорожных экологических воспроизводство минерально- сырьевой базы 24. Расходы на содержание правоохранительных органов (без капитальных вложений) 25. Расходы на содержание органов власти и управления (без капитальных вложений) 26. Расходы на образование резервных фондов 27. Прочие расходы, из них: погашение долгосрочных кредитов обслуживание госдолга (% за |
|
|
|
кредит) Всего расходов: 28. Превышение доходов над расходами (+) или расходов над доходами (-) 29. Источники покрытия дефицита средств — всего в том числе: внешние внутренние |
|
|
|
Вопросы для повторения
1 Дайте определение термину «территориальные финансы».
2 Какие звенья бюджетной и финансовой системы входят в понятие территориальных финансов в РФ?
3 Какие бюджеты включаются в понятие «территориальные бюджеты»?
4 Дайте характеристику правовой основы территориальных финансов.
5 Каковы доходы территориальных бюджетов России?
6 Охарактеризуйте основные расходы территориальных бюджетов.
7 Расскажите о межбюджетных отношениях и путях их совершенствования в РФ.
8 Назовите доходы муниципальных внебюджетных фондов и покажите направления их использования.
9 Охарактеризуйте средства предприятий, направляемые на развитие территории.
10 Раскройте содержание территориального сводного финансового баланса.
Необходимость решения крупных экономических, социальных и демографических задач требует комплексного подхода при подготовке плановых и проектных работ. Все шире в практику внедряется составление комплексных планов экономического и социального развития административно-территориальных единиц.
Одной из важных целей территориального комплексного планирования является разработка программ, предусматривающих объединение усилий территориальных органов власти и предприятий, расположенных на их территориях, по развитию социальной инфраструктуры.
Осуществление комплексных планов связано со значительными финансовыми затратами. Для обеспечения финансовыми ресурсами мероприятий, намеченных этими планами, необходимы координация и концентрация денежных средств бюджетной системы, средств ведомств и предприятий. Это, в свою очередь, требует разработки в регионе сводного финансового баланса.
Сводный финансовый баланс предполагает сведения воедино различных видов финансовых планов: финансовых планов хозяйственных предприятий и организаций, территориального бюджета, баланса денежных доходов и расходов населения и др., отражающих отдельные стороны и этапы распределения и перераспределения национального дохода, созданного и используемого на данной территории. Это позволит иметь полную картину образования и использования всех финансовых ресурсов административно-территориальной единицы, будет способствовать активному содействию со стороны финансов выполнению задач, поставленных в плане комплексного развития.
Основная задача территориального сводного финансового баланса — определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в регионе (как централизованных, аккумулированных и перераспределяемых территориальными бюджетами, так и децентрализованных, т. е. ресурсов предприятий и организаций).
Планирование финансовых ресурсов сопровождается анализом достигнутого уровня мобилизации и использования финансовых ресурсов региона, выявлением степени соответствия этого уровня потребностям развития региона.
Следует отметить, что территориальный сводный финансовый план должен учитывать национальный подход, созданный на территории региона и используемый там, и часть национального дохода, созданную за пределами региона, но поступающую на его территорию в порядке распределения и перераспределения. Следовательно, в доходную часть сводного финансового баланса включаются средства, созданные в регионе, но направленные в вышестоящий бюджет, в ведомственные фонды и по другим каналам. Это платежи из прибыли, часть налога на добавленную стоимость и налога с физических лиц, направляемые в вышестоящие бюджеты, отчисления предприятий в фонды ведомств.
Сводный финансовый баланс региона не является оперативным финансовым планом и не подменяет собой оперативных планов финансово-кредитной системы (бюджета, финпланов предприятий и др.). С его помощью осуществляется увязка всех звеньев финансово-кредитной системы, предопределяются общие рамки и структура всех ее оперативных планов.
Информационной базой при разработке сводного финансового баланса служат: данные территориальных экономических, финансовых, статистических органов, профсоюзных организаций, функциональных подразделений территориальных органов власти, экономические нормативы и лимиты по основным показателям развития региона, показатели проектов планов экономического и социального развития территории, данные территориального бюджета, балансов доходов и расходов всех предприятии и организаций, расположенных на территории независимо от их ведомственной подчиненности.
Форма и состав показателей территориального сводного финансового баланса:
Показатели |
Год, предшествующий отчетному: отчет |
Текущий год: оценка |
Планируемый год: прогноз |
1 |
2 |
3 |
4 |
Доходы 1. Прибыль (убыток) — сальдо в том числе прибыль прибыльных предприятий убыток 2. Амортизационные отчисления 3. Налог на добавленную стоимость 4. Акцизы 5. Налог с розничных продаж 6. Подоходный налог с физических лиц 7. Налоги на имущество 8. Платежи за использование природных ресурсов {кроме отчислений на воспроизводство минерально- сырьевой базы) 9. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции 10. Прочие налоги, сборы, пошлины 11. Налоговые доходы — всего в том числе: доходы от государственной собственности или деятельности прочие неналоговые доходы 12. Средства целевых бюджетных фондов, в том числе: дорожных экологических воспроизводство минерально- сырьевой базы 13. Средства для образования государственных внебюджетных фондов — всего в том числе: Пенсионного фонда Фонда социального страхования Фонда обязательного медицинского страхования Фонда занятости населения Итого доходов: |
|
|
|
14. Взаимоотношения с другими уровнями власти 15. Средства, перечисляемые (исключаются) а) в федеральный бюджет — всего в том числе: налог на добавленную стоимость акцизы налог на прибыль прочие платежи подоходный налог дорожный фонд экологический фонд ВМСБ б) в государственные внебюджетные фонды (централизуемая часть) в том числе: Пенсионный фонд Фонд социального страхования Фонд обязательного медицинского страхования Фонд занятости населения 16. Средства получаемые (прибавляются) а) из федерального бюджета в том числе: дотации и субвенции трансферты б) целевые средства для оказания финансовой поддержки регионам в) ассигнования на инвестиции г) прочие (возмещение ЖКХ) д) из государственных внебюджетных фондов (из централизуемой части) в том числе: Пенсионного фонда Фонда социального страхования Фонда обязательного медицинского страхования Фонда занятости населения Всего доходов: Расходы 17. Расходы предприятий за счет прибыли, оставшейся в их распоряжении после уплаты налога, а также за счет амортизации, из них на инвестиции на социальное развитие 18. Затраты на инвестиции (кроме инвестиций, осуществляемых |
|
|
|
за счет прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий), из них за счет: средств федерального бюджета средств местных бюджетов 19. Субсидии — всего, из них на уголь на сельскохозпродукцию ЖКХ другие субсидии 20. Расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет средств бюджета, а также внебюджетных фондов (без капитальных вложений) из них: образование культуру, искусство и средства массовой информации здравоохранение и физкультуру социальную политику в том числе: пенсионное обеспечение государственные пособия и компенсационные выплаты населению социальное страхование медицинское страхование расходы государственного фонда занятости 21. Расходы на науку 22. Расходы на оборону 23. Расходы за счет средств целевых бюджетных фондов, из них: дорожных экологических воспроизводство минерально- сырьевой базы 24. Расходы на содержание правоохранительных органов (без капитальных вложений) 25. Расходы на содержание органов власти и управления (без капитальных вложений) 26. Расходы на образование резервных фондов 27. Прочие расходы, из них: погашение долгосрочных кредитов обслуживание госдолга (% за |
|
|
|
кредит) Всего расходов: 28. Превышение доходов над расходами (+) или расходов над доходами (-) 29. Источники покрытия дефицита средств — всего в том числе: внешние внутренние |
|
|
|
Вопросы для повторения
1 Дайте определение термину «территориальные финансы».
2 Какие звенья бюджетной и финансовой системы входят в понятие территориальных финансов в РФ?
3 Какие бюджеты включаются в понятие «территориальные бюджеты»?
4 Дайте характеристику правовой основы территориальных финансов.
5 Каковы доходы территориальных бюджетов России?
6 Охарактеризуйте основные расходы территориальных бюджетов.
7 Расскажите о межбюджетных отношениях и путях их совершенствования в РФ.
8 Назовите доходы муниципальных внебюджетных фондов и покажите направления их использования.
9 Охарактеризуйте средства предприятий, направляемые на развитие территории.
10 Раскройте содержание территориального сводного финансового баланса.