15.3. Организация страхования в Российской Федерации
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83
Рыночная экономика характеризуется разнообразием форм предпринимательской деятельности, ориентацией производителей товаров и услуг на удовлетворение запросов и интересов потребителей. Страхование как один из важнейших элементов регулируемой рыночной экономики призвано обеспечивать защиту имущественных интересов юридических и физических лиц при наступлении неблагоприятных событий и явлений.
Основными принципами организации страхового дела в условиях рыночной экономики являются его демонополизация и наличие упорядоченной структуры в сфере страховых отношений, именуемой страховым рынком.
Формирующийся страховой рынок Российской Федерации заполняется страховщиками различных форм собственности и организационно-правового статуса, определенных законодательством РФ.
Страховые отношения регулируются Гражданским кодексом РФ (ч. II., гл. 48), правовыми нормами общего законодательства, Законом РФ «Об организации страхового дела в РФ» от 31 декабря 1997 г., указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ по вопросам страхования, нормативными актами федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в РФ.
На страховом рынке основная часть страховых компаний — более 58% —относится к смешанной форме собственности, к частной — 36%, государственной — 5%, муниципальной и собственности общественных организаций — 1%.
После демонополизации страхового дела в России в 1992 г. сфера государственного страхования заметно сузилась, однако необходимость его функционирования и дальнейшего развития совершенно очевидна.
Государственный сектор на рынке страхования представляет АО «Росгосстрах» — крупная акционерная страховая компания с достаточно разветвленной сетью региональных дочерних компаний и филиалов (81), обладающая крупными резервными фондами', богатым практическим опытом в области проведения личного, имущественного, в том числе сельскохозяйственного страхования, и специализирующаяся на общественно значимых видах страхования. В настоящее время АО «Росгосстрах» ведет активную работу по развитию перспективных направлений в области страхования, расширению операций по страхованию грузов, транспортному, морскому, авиационному страхованию, а также по освоению страхования индустриальных и экологических рисков.
Как свидетельствует зарубежный опыт, создание полноценного страхового рынка возможно только на основе интеграции государственных, частных и акционерных страховых интересов.
Коммерческий сектор страхования представлен страховщиками различного организационно-правового статуса, прежде всего, открытыми и закрытыми акционерными страховыми компаниями и обществами с ограниченной ответственностью. Около 2300 страховщиков имеют лицензии на проведение операций страхования, однако только 10% из них обладают достаточными уставными капиталами и страховыми резервами. Для остальных страховых компаний особенно острой является проблема укрепления их финансовых возможностей, поиска дополнительных источников привлечения средств, расширения круга потенциальных страхователей.
Страхование призвана обеспечивать гарантированную защиту общественных и частных интересов, поэтому во всех цивилизованных странах оно подвергается особым формам государственного регулирования и контроля. Государственный надзор за страховой деятельностью в РФ осуществляется в целях соблюдения законодательства в сфере страхования, эффективного развития рынка страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых отношений.
Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью — Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ выдает страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности; ведет Единый государственный реестр страховщиков, их объединений и страховых брокеров; проводит контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков; устанавливает правила формирования и размещения страховых резервов, показатели и формы учета и отчетности страховых операций; разрабатывает нормативные и методические документы по вопросам страхования.
Орган страхового надзора регулярно получает от страховщиков отчетные данные и располагает обширной информацией об их финансовом положении. В случае нарушения обязательств по страхованию, несоблюдения действующего страхового законодательства РФ орган страхового надзора вправе давать предписания страховщикам по устранению нарушений, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать, ограничивать либо отзывать выданные лицензии.
Рыночная экономика характеризуется разнообразием форм предпринимательской деятельности, ориентацией производителей товаров и услуг на удовлетворение запросов и интересов потребителей. Страхование как один из важнейших элементов регулируемой рыночной экономики призвано обеспечивать защиту имущественных интересов юридических и физических лиц при наступлении неблагоприятных событий и явлений.
Основными принципами организации страхового дела в условиях рыночной экономики являются его демонополизация и наличие упорядоченной структуры в сфере страховых отношений, именуемой страховым рынком.
Формирующийся страховой рынок Российской Федерации заполняется страховщиками различных форм собственности и организационно-правового статуса, определенных законодательством РФ.
Страховые отношения регулируются Гражданским кодексом РФ (ч. II., гл. 48), правовыми нормами общего законодательства, Законом РФ «Об организации страхового дела в РФ» от 31 декабря 1997 г., указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ по вопросам страхования, нормативными актами федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в РФ.
На страховом рынке основная часть страховых компаний — более 58% —относится к смешанной форме собственности, к частной — 36%, государственной — 5%, муниципальной и собственности общественных организаций — 1%.
После демонополизации страхового дела в России в 1992 г. сфера государственного страхования заметно сузилась, однако необходимость его функционирования и дальнейшего развития совершенно очевидна.
Государственный сектор на рынке страхования представляет АО «Росгосстрах» — крупная акционерная страховая компания с достаточно разветвленной сетью региональных дочерних компаний и филиалов (81), обладающая крупными резервными фондами', богатым практическим опытом в области проведения личного, имущественного, в том числе сельскохозяйственного страхования, и специализирующаяся на общественно значимых видах страхования. В настоящее время АО «Росгосстрах» ведет активную работу по развитию перспективных направлений в области страхования, расширению операций по страхованию грузов, транспортному, морскому, авиационному страхованию, а также по освоению страхования индустриальных и экологических рисков.
Как свидетельствует зарубежный опыт, создание полноценного страхового рынка возможно только на основе интеграции государственных, частных и акционерных страховых интересов.
Коммерческий сектор страхования представлен страховщиками различного организационно-правового статуса, прежде всего, открытыми и закрытыми акционерными страховыми компаниями и обществами с ограниченной ответственностью. Около 2300 страховщиков имеют лицензии на проведение операций страхования, однако только 10% из них обладают достаточными уставными капиталами и страховыми резервами. Для остальных страховых компаний особенно острой является проблема укрепления их финансовых возможностей, поиска дополнительных источников привлечения средств, расширения круга потенциальных страхователей.
Страхование призвана обеспечивать гарантированную защиту общественных и частных интересов, поэтому во всех цивилизованных странах оно подвергается особым формам государственного регулирования и контроля. Государственный надзор за страховой деятельностью в РФ осуществляется в целях соблюдения законодательства в сфере страхования, эффективного развития рынка страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых отношений.
Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью — Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ выдает страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности; ведет Единый государственный реестр страховщиков, их объединений и страховых брокеров; проводит контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков; устанавливает правила формирования и размещения страховых резервов, показатели и формы учета и отчетности страховых операций; разрабатывает нормативные и методические документы по вопросам страхования.
Орган страхового надзора регулярно получает от страховщиков отчетные данные и располагает обширной информацией об их финансовом положении. В случае нарушения обязательств по страхованию, несоблюдения действующего страхового законодательства РФ орган страхового надзора вправе давать предписания страховщикам по устранению нарушений, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать, ограничивать либо отзывать выданные лицензии.