1.4. Финансы

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71  73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 

Российской Федерации      в условиях углубления рыночных реформ

Переход к новым экономическим отношениям — рыночной экономике —длительный и болезненный процесс. Об этом свидетельствует мировой опыт.

Распад экономических связей со странами СЭВ, а затем и бывшими союзными республиками, переход на новые производственные отношения, структурная перестройка экономики привели к глубокому экономическому падению производства. Так, объем промышленного производства в 1995 г. составил лишь 50% от его уровня в 1990 г. 1995 г. был переломным годом. Со второго квартала 1995 г. стала наблюдаться стабилизация в сфере материального производства. Совокупный объем ВВП за этот год в сопоставимых ценах составил 97— 98% от уровня 1994 г. В ряде отраслей наблюдался прирост производства, прежде всего в химической и нефтехимической промышленности, цветной металлургии, промышленности строительных материалов. Существенно сократились темпы инфляции.

В 1997 г. Правительством РФ была выдвинута стратегическая цель — переход к политике обеспечения экономического роста.

В 1997 — 1998 гг. проводилась активная работа в области финансового законодательства. В 1998 г. Федеральным Собранием приняты первая часть Налогового кодекса, Бюджетный кодекс, в сентябре 1997 г. Закон «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» и др.

Однако финансовый кризис, разразившийся в октябре 1997 г. в странах Юго-Восточной Азии, затронувший все государства мира, в том числе и Россию, снижение цен на нефть на мировом финансовом рынке, изъятие иностранными инвесторами своих валютных средств из России, огромная внутренняя и внешняя задолженность, резкое снижение золотовалютных резервов России привели к резкому падению валютного курса рубля и вызвали новый всплеск инфляции. О состоянии финансов страны свидетельствуют данные сводного финансового баланса, составляемого Министерством экономики РФ. Приведем его схему.

Схема сводного финансового баланса РФ на 1999 г.

(прогноз), млрд. руб.

Доходы

Расходы

1. Прибыль                                     215

2. Амортизационные

отчисления                                     405

3. Налоговые доходы                   597,3

4. Неналоговые доходы                 32,2

5. Отчисления во внебюджетные

фонды                                              253,4

6. Средства бюджетных целевых фондов                                               95

1. Расходы предприятий, остающиеся в их распоряжении

 

562,5

2. Затраты на инвестиции

47,2

3. Дотации, субсидии

25,3

4. Расходы на социально-культурные мероприятия из бюджета и внебюджетных фондов

518,1

5. Расходы на научно-исследовательские работы

11,5

Итого доходов                   1597,9

6. Расходы за счет других целевых фондов

 

95

 

 

7. Расходы на оборону

101,8

 

8. Расходы на содержание

правоохранительных органов

 

60

 

 

9. Расходы на содержание

органов власти и управления

 

24

 

 

10. Расходы на внешнеэкономическую деятельность

 

1,6

 

 

11 .Обслуживание госдолга

142,9

 

12. Прочие расходы

133,2

 

Итого расходов

1742,2

Превышение расходов над доходами — 144,3

Финансовые ресурсы страны складываются из трех источников:

1) средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;

2) средства внебюджетных фондов, прежде всего внебюджетных социальных фондов;

3) ресурсы, используемые самими предприятиями (прибыль предприятий и амортизация).

Финансовые ресурсы используются для финансирования расходов, осуществляемых из бюджетной системы, внебюджетных фондов и собственных средств предприятий.

Начиная с 1990-х годов и по настоящее время общее сальдо финансового баланса является отрицательным. Это тревожный показатель, поскольку покрытие отрицательного сальдо до 1995 г. обеспечивалось в основном эмиссией денег Центробанком, а с 1995 г. — выпуском государственных ценных бумаг. Крупную часть аккумулируемых средств составляло трех- и шестимесячные государственные краткосрочные облигации (ГКО), которые как дамоклов меч висят над правительством.

За эти годы возросло значение прибыли и амортизации в источниках финансирования расширенного воспроизводства на предприятиях. Вследствие произведенных по состоянию на 1 января 1992 г., 1 января 1994 г., 1 января 1995 г., 1 января

1996 г. и 1 января 1997 г. переоценок основных фондов их стоимость резко возросла.

В условиях развития рыночных отношений происходит децентрализация финансовых ресурсов. Крупные средства в настоящее время перераспределяются через автономные социальные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования) и другие внебюджетные фонды.

Одновременно сократились централизованные доходы, аккумулируемые в государственной бюджетной системе. В условиях административно-командной системы более 70% финансовых ресурсов концентрировалось в государственном бюджете, в 1999 г. эта доля снизилась до 20%. Резко сократились централизованные средства на капитальные вложения. Возросли дотации на продукцию угольной промышленности и ряда других отраслей. Недостаточные средства направляются на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджетной системы и внебюджетных социальных фондов. Сейчас более половины всех социальных расходов покрывается из внебюджетных фондов.

Следует иметь в виду, что развитие внебюджетных фондов ведет к распылению средств, не дает возможности маневренного их использования, концентрации на приоритетных направлениях развития экономики, при внебюджетных фондах ослабляется контроль за расходованием государственных средств. В соответствии с Указом Президента России от 22 декабря 1993 г. большинство государственных внебюджетных фондов должны включаться в состав республиканского бюджета Российской Федерации с сокращением целевого характера использования средств этих фондов.

Финансы Российской Федерации находятся в состоянии глубокого кризиса, что выражается в крупных бюджетных дефицитах, инфляции, неплатежах предприятий, падении валютного курса рубля по отношению к свободно конвертируемым валютам, большой внутренней и внешней задолженности страны.

Задача состоит в том, чтобы остановить спад производства, инфляционный процесс, активизировать инвестиционную деятельность для обеспечения структурной перестройки народного хозяйства, преодолеть бюджетный дефицит, совершенствовать систему налогообложения и все финансовые отношения в целях достижения финансовой стабилизации.

Вопросы для повторения

1.  Дайте характеристику финансам как исторической категории.

2. Как вы понимаете термин «финансы»?

3. Что представляет собой сфера финансовых отношений?

4. Сравните два термина: «деньги» и «финансы». В чем их отличия?

5  Расскажите о функциях финансов. Как они реализуются?

6. Охарактеризуйте состояние финансов РФ на современном этапе.

7. Как воздействует государство на воспроизводственный процесс?

Российской Федерации      в условиях углубления рыночных реформ

Переход к новым экономическим отношениям — рыночной экономике —длительный и болезненный процесс. Об этом свидетельствует мировой опыт.

Распад экономических связей со странами СЭВ, а затем и бывшими союзными республиками, переход на новые производственные отношения, структурная перестройка экономики привели к глубокому экономическому падению производства. Так, объем промышленного производства в 1995 г. составил лишь 50% от его уровня в 1990 г. 1995 г. был переломным годом. Со второго квартала 1995 г. стала наблюдаться стабилизация в сфере материального производства. Совокупный объем ВВП за этот год в сопоставимых ценах составил 97— 98% от уровня 1994 г. В ряде отраслей наблюдался прирост производства, прежде всего в химической и нефтехимической промышленности, цветной металлургии, промышленности строительных материалов. Существенно сократились темпы инфляции.

В 1997 г. Правительством РФ была выдвинута стратегическая цель — переход к политике обеспечения экономического роста.

В 1997 — 1998 гг. проводилась активная работа в области финансового законодательства. В 1998 г. Федеральным Собранием приняты первая часть Налогового кодекса, Бюджетный кодекс, в сентябре 1997 г. Закон «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» и др.

Однако финансовый кризис, разразившийся в октябре 1997 г. в странах Юго-Восточной Азии, затронувший все государства мира, в том числе и Россию, снижение цен на нефть на мировом финансовом рынке, изъятие иностранными инвесторами своих валютных средств из России, огромная внутренняя и внешняя задолженность, резкое снижение золотовалютных резервов России привели к резкому падению валютного курса рубля и вызвали новый всплеск инфляции. О состоянии финансов страны свидетельствуют данные сводного финансового баланса, составляемого Министерством экономики РФ. Приведем его схему.

Схема сводного финансового баланса РФ на 1999 г.

(прогноз), млрд. руб.

Доходы

Расходы

1. Прибыль                                     215

2. Амортизационные

отчисления                                     405

3. Налоговые доходы                   597,3

4. Неналоговые доходы                 32,2

5. Отчисления во внебюджетные

фонды                                              253,4

6. Средства бюджетных целевых фондов                                               95

1. Расходы предприятий, остающиеся в их распоряжении

 

562,5

2. Затраты на инвестиции

47,2

3. Дотации, субсидии

25,3

4. Расходы на социально-культурные мероприятия из бюджета и внебюджетных фондов

518,1

5. Расходы на научно-исследовательские работы

11,5

Итого доходов                   1597,9

6. Расходы за счет других целевых фондов

 

95

 

 

7. Расходы на оборону

101,8

 

8. Расходы на содержание

правоохранительных органов

 

60

 

 

9. Расходы на содержание

органов власти и управления

 

24

 

 

10. Расходы на внешнеэкономическую деятельность

 

1,6

 

 

11 .Обслуживание госдолга

142,9

 

12. Прочие расходы

133,2

 

Итого расходов

1742,2

Превышение расходов над доходами — 144,3

Финансовые ресурсы страны складываются из трех источников:

1) средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;

2) средства внебюджетных фондов, прежде всего внебюджетных социальных фондов;

3) ресурсы, используемые самими предприятиями (прибыль предприятий и амортизация).

Финансовые ресурсы используются для финансирования расходов, осуществляемых из бюджетной системы, внебюджетных фондов и собственных средств предприятий.

Начиная с 1990-х годов и по настоящее время общее сальдо финансового баланса является отрицательным. Это тревожный показатель, поскольку покрытие отрицательного сальдо до 1995 г. обеспечивалось в основном эмиссией денег Центробанком, а с 1995 г. — выпуском государственных ценных бумаг. Крупную часть аккумулируемых средств составляло трех- и шестимесячные государственные краткосрочные облигации (ГКО), которые как дамоклов меч висят над правительством.

За эти годы возросло значение прибыли и амортизации в источниках финансирования расширенного воспроизводства на предприятиях. Вследствие произведенных по состоянию на 1 января 1992 г., 1 января 1994 г., 1 января 1995 г., 1 января

1996 г. и 1 января 1997 г. переоценок основных фондов их стоимость резко возросла.

В условиях развития рыночных отношений происходит децентрализация финансовых ресурсов. Крупные средства в настоящее время перераспределяются через автономные социальные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования) и другие внебюджетные фонды.

Одновременно сократились централизованные доходы, аккумулируемые в государственной бюджетной системе. В условиях административно-командной системы более 70% финансовых ресурсов концентрировалось в государственном бюджете, в 1999 г. эта доля снизилась до 20%. Резко сократились централизованные средства на капитальные вложения. Возросли дотации на продукцию угольной промышленности и ряда других отраслей. Недостаточные средства направляются на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджетной системы и внебюджетных социальных фондов. Сейчас более половины всех социальных расходов покрывается из внебюджетных фондов.

Следует иметь в виду, что развитие внебюджетных фондов ведет к распылению средств, не дает возможности маневренного их использования, концентрации на приоритетных направлениях развития экономики, при внебюджетных фондах ослабляется контроль за расходованием государственных средств. В соответствии с Указом Президента России от 22 декабря 1993 г. большинство государственных внебюджетных фондов должны включаться в состав республиканского бюджета Российской Федерации с сокращением целевого характера использования средств этих фондов.

Финансы Российской Федерации находятся в состоянии глубокого кризиса, что выражается в крупных бюджетных дефицитах, инфляции, неплатежах предприятий, падении валютного курса рубля по отношению к свободно конвертируемым валютам, большой внутренней и внешней задолженности страны.

Задача состоит в том, чтобы остановить спад производства, инфляционный процесс, активизировать инвестиционную деятельность для обеспечения структурной перестройки народного хозяйства, преодолеть бюджетный дефицит, совершенствовать систему налогообложения и все финансовые отношения в целях достижения финансовой стабилизации.

Вопросы для повторения

1.  Дайте характеристику финансам как исторической категории.

2. Как вы понимаете термин «финансы»?

3. Что представляет собой сфера финансовых отношений?

4. Сравните два термина: «деньги» и «финансы». В чем их отличия?

5  Расскажите о функциях финансов. Как они реализуются?

6. Охарактеризуйте состояние финансов РФ на современном этапе.

7. Как воздействует государство на воспроизводственный процесс?