17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78
Приведенную выше классификацию можно использовать как начальную, но в рамках рассмотрения розничного бизнеса нас особенно интересуют карты для работы с физическими лицами или как мы их назовем «розничные карты». Данные карты можно подразделять с точки зрения выделения особенностей их функционирования при формировании клиентских предложений. То есть основным методом классификации мы выберем отличия в использовании банковских платежных карт их держателями. Это не значит, что данный метод классификации может быть использован только для розничных карт, в неполном объеме, с некоторыми уточнениями и ограничениями его можно перенести и на остальные направления. В общем можно выделить четыре основных клиентских направлений функционирования карточных продуктов (рис. 1).
Внутри приведенной классификации можно и далее выделять разнообразные категории в зависимости от условий обслуживания кредита или счета. Например, кредитные карты можно разделить на револьверные кредитные карты и чардж-карты, а дебетовые на депозитные и обычные карты. Но мы остановимся на приведенном уровне классификации, считая, что отличия в обслуживании приведенных продуктов могут устанавливаться банками, которые могут достаточно широко модифицировать свои карточные продукты, создавая подчас, достаточно экзотические конструкции. Все остальные модификации платежных карт:
• микропроцессорные и магнитные;
• именные и не именные;
• международные и локальные;
• и т. д.,
с той или иной степенью допущения можно подвести под приведенную нами классификацию и указанные признаки станут просто особенностью функционирования карточного продукта со своими плюсами или минусами.
Дебетовые карты
Не существует однозначного определения дебетовой карты (их также называют «дебетными». Мы приведем несколько определений из достаточно авторитетных источников и далее детализируем, что именно мы будем понимать под дебетовой картой в рамках выбранной нами классификации карточных продуктов банков и данной книги.
В информационно-справочном издании «Новые платежные технологии»[16] дается следующее понятие дебетовой карты: «Debit card — дебетовая карточка; платежная карточка, все операции по которой дебетуются со счета держателя карточки; данная карточка не несет никаких рисков ни для платежной системы, ни для ее участников, так как каждая операция по ней производится только с авторизационным запросом и обязательным получением кода авторизации; различаются дебетовые карточки с прямым (непосредственным) дебетованием счета (см. direct debit card) и с отсроченным платежом (см. deferred debit card)».
Сайт MasterCard[17] однозначно причисляет к дебетовым картам только карты Cirrus и Maestro, в разделе дебетовые карты описаны только они: «Карточки MasterCard Cirrus® и MasterCard Maestro® — это удобный и безопасный доступ к Вашему банковскому счету. Это возможность снимать деньги в банкомате и делать покупки одной и той же карточкой. Это Ваша безопасность — Вам не приходится носить с собой много наличных денег. Это ежемесячный детализированный отчет по расходам. Это свыше 900 тыс. банкоматов во всем мире. Достаточно лишь иметь логотип Cirrus или Maestro на Вашей карточке».
При этом на сайте ассоциации российских банков-членов Visa[18] дано более расплывчатое определение дебетовой карты Visa: «Дебетовые карты Visa являются самыми популярными, надежными и наиболее широко распространенными карточками в России.
Дебетовые карты Visa помогают их владельцам совершать покупки, оплачивать услуги и осуществлять покупки в Интернете также легко, быстро и безопасно, как и при использовании наличных денег.
Дебетовые карты Visa идеально подходят для тех, кто впервые сталкивается с платежными картами и не имеет банковской истории. Карта, «привязанная» к дебетовому счету, позволяет ее владельцу отслеживать совершенные операции, указанные в ежемесячной банковской выписке, а также лучше контролировать свои расходы.
Дебетовые карты Visa принимаются к оплате в более чем 20 миллионах торговых и сервисных предприятиях по всему миру».
В последнюю очередь обратимся к сайту финансового супермаркета MoneyPlus.ru[19], где представлено определение наиболее приближенное к понятию используемому в настоящей книге: «Дебетовая карта — это именной платежно-расчетный документ в виде пластиковой карточки, выдаваемый банком своим вкладчикам для безналичной оплаты ими товаров и услуг, в момент которой денежные средства немедленно снимаются со счета держателя карты. Фактически это означает, что Вы можете потратить только средства, которые имеются в наличии на вашем расчетном счете. Хотя есть вариант, при котором вы можете также покупать товары / продукцию/услуги, пока не достигнете определенного лимита. Все это можно сделать, если к вашему счету применимы условия овердрафта, при котором клиенту разрешается оставлять на счете сумму меньше необходимого минимального остатка в течение ограниченного периода времени. Овердрафт должен быть погашен не позднее срока, оговоренного в договоре. В противном случае на сумму овердрафта начисляется пеня. Для того чтобы получить дебетовую карту, вам необходимо иметь банковский счет, которому она будет соответствовать. При открытии наиболее распространенной формы банковского счета, а именно Расчетного счета (также известен как «лицевой счет»), вам предоставляется дебетовая карта для доступа к вашему счету».
Как видим, основным критерием, объединяющим все эти определения, является то, что дебетовая карта является средством доступа к банковскому счету клиента. На самом деле вокруг вопроса, какие карты считать дебетовыми часто разгораются нешуточные споры на специализированных карточных интернет-форумах. Сталкиваются две позиции, первая — дебетовая карта — это карта, которая позволяет осуществлять операции в пределах остатка по счету, при этом не важно, могут ли операции по карте привести к возникновению несанкционированного банком овердрафта[20] или нет. В этом случае дебетовыми картами можно называть любые виды карт, в том числе классические карты (MasterCard Standard или Visa Classic), золотые карты (MasterCard Gold и Visa Gold) и даже карты более высоких категорий, по которым банк не предоставил кредитный лимит.
Вторая позиция заключается в том, что дебетовая карта — это карта по которой невозможно совершить операции на сумму больше той, что размещена на карточном счете, и операции по которой всегда подтверждаются авторизацией. К таким картам обычно относятся «электронные» продукты международных платежных систем (Maestro, Cirrus, Visa Electron). Нельзя сказать, что эти карты полностью не допускают возможности несанкционированного банком овердрафта. Технологическое функционирование карт может привести к возникновению овердрафта, например при списании комиссий банка, или разницы в курсах на дату проведения операции и на дату списания суммы операции со счета клиента. Например, клиент имеет карту со счетом в рублях, на которой лежит 3000 руб. Приехав в США, клиент расплачивается в магазине на сумму 100 долл. США, на момент операции курс доллара составляет 30 руб. за доллар и банк дает авторизацию (разрешение) на проведение этой операции. Но списание со счета происходит не в этот день, а на третий день, за это время курс доллара существенно вырос и стал 35 руб. за доллар. В таком случае у клиента возникнет неразрешенный овердрафт на 500 руб. Правда размеры таких овердрафтов в большинстве случаев не бывают существенными, и банк несет минимальные риски по ним, кроме того, в некоторых случаях банки авторизуют сумму с запасом для недопущения таких случаев. В нашем случае банк может не дать разрешение на операцию покупки на 100 долл., установив внутренний курс для проведения авторизации 31 руб. за доллар, списав сумму по реальному курсу на дату списания.
Внимательно прочитав два первых определения можно с большой долей вероятности предположить, что авторы имели в виду именно «электронные» карты под термином дебетовая карта. На наш взгляд, вторая позиция более обоснована, особенно учитывая, что торгово-сервисным предприятиям неизвестно, что стоит за предъявляемой к оплате картой — счет клиента или кредитный лимит, предоставленный банком. Но в рамках нашей классификации платежных банковских карт, с точки зрения взаимодействия клиента и банка мы несколько изменим своей позиции и дадим следующее определение дебетовой карты: Дебетовая карта — инструмент доступа к банковскому счету клиента, позволяющий распоряжаться денежными средствами в пределах остатка по счету. Операции, совершенные с использованием дебетовой карты отражаются на банковском счете держателя карты и в случае недостатка средств на счете, держателю карты предоставляется неразрешенный овердрафт. И то, что этот овердрафт не разрешенный отличает ее от карты с разрешенным овердрафтом.
В рамках этого определения дебетовыми картами могут выступать почти все виды карт, эмитируемых российскими банками, более того до конца 90-х годов XX в. большая часть карт российских банков были дебетовыми (согласно нашему определению). В рамках зарплатных проектов в основном использовались дебетовые карты, т. е. клиенту перечислялись на карточный счет заработная плата, и он уже мог использовать ее по своему усмотрению, кредитные лимиты не предоставлялись. И только относительно недавно начали появляться карты с разрешенным овердрафтом, а потом и кредитные карты.
Давайте рассмотрим по каким признакам клиент может определить дебетовую карту.
1. Клиенту открывается банковский счет. Это важный, но не определяющий фактор, так как в соответствии с действующим законодательством, п. 1.12. Положения ЦБ РФ № 266-П операции по расчетным (дебетовым) и кредитным картам совершаются по банковскому счету. Соответственно в настоящее время при оформлении любой карты, клиенту открывается банковский счет (исключением могут выступать предоплаченные карты о которых мы расскажем далее). Много вопросов у клиентов вызывают формы договоров банковского счета, так как в общепринятом смысле под словом договор мы привыкли понимать многостраничные труды, скрепленные подписями и печатями двух сторон и с надписью «Договор» в заголовке. На самом деле Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) предлагает разные формы оформления договорных отношений, в том числе публичную оферту. И заявление на получение карты и условия использования карты могут выступать формой договора между клиентом и банком, регулирующим отношения по выпуску и обслуживанию карты. Поэтому клиенту не стоит пугаться, если в банке он заполнил только заявление и ему дали ознакомиться с условиями обслуживания карты и тарифами банка, — таким образом клиент заключил с банком вполне официальный с точки зрения законодательства договор.
2. Клиенту разрешается пользоваться картой в пределах остатка по счету. Вот этот пункт уже является основополагающим при определении дебетовой карты, т. е. клиент не имеет права воспользоваться средствами больше суммы собственных средств, размещенной на банковском счете. В этом случае карта выступает инструментом, с помощью которого клиент может тратить свои деньги. Хотя как мы уже писали, нельзя однозначно говорить, что у клиента не может возникнуть овердрафта по «классическим» картам (Visa Classic и MasterCard Standard) и картам более высоких категорий международных платежных систем. Поэтому практически все банки производят проверку и отсев клиентов, которым они готовы предоставить такие карты, несмотря на то, что это дебетовые карты. При этом «электронные» карты выдаются практически всем клиентам. Именно в связи с неразрешенностью овердрафта для дебетовых карт характерна следующая особенность.
3. Высокие тарифы или штрафы за неразрешенный овердрафт. В случае с дебетовыми картами процентная ставка и тем более штраф за использование неразрешенного овердрафта выступают не в качестве основной статьи доходов от эмиссии банковских карт, как в случае с кредитными картами или картами с разрешенным овердрафтом. Данный тариф является запрещающим и в какой-то мере раздражающим. Высокие ставки этого тарифа заставляют клиента более внимательно следить за своим платежным балансом и не допускать возникновения овердрафта. Параллель можно провести с тарифами за утерю (порчу) карты и ПИН-кода, которые также не составляют сколько-нибудь заметную статью доходов банка, но при этом заставляют клиента более внимательно относиться к банковской карте. В противном случае срабатывает стереотип, по которому люди относятся халатно к любым бесплатным услугам и не ценят их в должной мере.
Дебетовые карты выпускаются практически всеми российскими банками, работающими с платежными системами, и их получение в ряде случаев может рассматриваться как первый шаг в начале взаимоотношений клиент-банк. После периода положительного сотрудничества банк может предложить своим клиентам кредитную карту или карту с разрешенным овердрафтом. Тарифы по дебетовым картам в связи с их продолжительным присутствием на рынке не сильно различаются от банка к банку, могут быть небольшие отличия по стоимости обслуживания дополнительных карт, стоимости перевыпуска в случае утери (порчи), но в целом они похожи.
Кроме функционала карты, как инструмента платежа за товары и услуги или снятия наличных, банки предоставляют множество дополнительных услуг, позволяющих сделать использование карты более удобным и безопасным. Наибольшее распространение в настоящее время получили услуги по получению информации об остатке и совершении операций на мобильный телефон с помощью СМС-сообщения, управление карточным счетом и получение выписки с использованием Интернета, а также многие другие высокотехнологичные услуги. Конечно эти же услуги могут применяться и к другим банковским операциям, но учитывая, что карточный бизнес в настоящее время выступает локомотивом всех банковских технологических новинок, применительно к картам эти услуги получают наибольшее распространение.
Карты с разрешенным овердрафтом
Данный продукт — это естественное продолжение развития дебетовых карт, можно даже сказать, что это их усовершенствованный вариант. Зарубежный опыт развития платежных карт шел от кредитных карт (можно вспомнить историю развития системы Diners Club). В России наоборот — от дебетовых карт к кредитным. Очень многие из карт, позволяющих клиентам получить денежные средства в кредит, являются дебетовыми картами с разрешенным овердрафтом, кредитными их называют банки в маркетинговых целях. Согласитесь, что общепринятое название «кредитная карта» более легко к восприятию, чем банковский термин «карта с разрешенным овердрафтом». Слово «овердрафт» может быть и не знакомо многим потенциальным клиентам, которые просто не поймут, что это за услуга. Кредитная карта — более простое название, что такое кредит знают, практически все. Давайте рассмотрим, что такое карта с разрешенным овердрафтом.
Овердрафт — кредит, полученный путем выписки чека или платежного поручения на сумму, превышающую остаток средств на счете. Кредит по овердрафту оговаривается при открытии счета и не может превышать фиксированной суммы[21].
С точки зрения клиента, карта с разрешенным овердрафтом представляет собой платежную карту, позволяющую осуществлять платежи, как за счет средств держателя карты, размещенных на банковском счете, так и за счет кредита, предоставляемого банком в случае недостатка средств на счете. Кредит держателю карты предоставляется только в случае осуществления платежей с ее использованием и недостатка средств на счете клиента для их оплаты. Это карта из двух функционалов: счета клиента и кредитного лимита представляемого клиенту банком. В случае достаточности средств на счете, операции по карте производятся за счет средств клиента, как только на счете перестает хватать клиентских средств, банк начинает кредитовать клиента на сумму установленного кредитного лимита. Таким образом, с точки зрения клиента, на карте может быть или остаток на счете или задолженность, которую необходимо погасить в сроки, указанные в договоре.
Такая схема взаимодействия клиента и банка во многих случая может быть более выгодна для клиента, чем работа с классическими кредитными картами. Клиент не всегда берет деньги взаймы у банка, картой можно пользоваться, как дебетовой, расплачиваясь собственными средствами, тем самым, экономя на кредитных процентах. В связи с этой особенностью многие клиенты предпочитают карту с разрешенным овердрафтом классическим кредитным картам, хотя на самом деле условия и той и другой карты могут сильно варьировать от банка к банку, и потери на одних тарифах компенсироваться льготированием других.
Условия предоставления овердрафта могут сильно различаться, но можно выделить два основных подхода, используемых банками.
Первый — это предоставление овердрафта на короткий срок (1–2 месяца), по истечении которого клиент должен полностью погасить задолженность. После полного погашения задолженности клиенту снова доступен кредитный лимит в полном объеме, таким образом, в течение установленного периода происходит полное погашение овердрафта и появляется возможность возникновения нового. В случае не погашения овердрафта в указанный срок банк начинает начислять повышенные или штрафные проценты. Такой подход получил распространение в рамках зарплатных проектов, в связи с удобством погашения задолженности заемщиком, которому не надо посещать банк, и перечисление заработной платы автоматически погашает долг по карте. Естественно, что такой овердрафт обычно не может быть больше среднемесячной заработной платы заемщика, в противном случае заемщик не сможет погасить задолженность в полном объеме. В рамках таких условий банки устанавливают сроки погашения задолженности. Это может быть фиксированное число каждого месяца (например, до 10 числа каждого месяца) или количество дней с момента возникновения задолженности. Оба подхода к срокам имеют свои плюсы и минусы. Фиксированное число означает концентрацию клиентских обращений на один день, в этот день в банке происходит наплыв клиентов, возникают очереди, что приводит к ухудшению качества обслуживания. Подход с определенным сроком задолженности более сложен для отслеживания клиентом, который может просто забыть, когда он воспользовался картой в рамках овердрафта. Используя последний подход, банк конечно распределяет посещения клиентов более менее равномерно в течение месяца, но при этом банк должен наладить оперативное оповещение каждого клиента о необходимости погашения овердрафта за несколько дней до окончания срока действия разрешенной задолженности.
Второй подход к условиям предоставления овердрафта — это предоставление овердрафта на значительную сумму и на длительной срок. В этом случае клиент должен ежемесячно вносить минимальную сумму, установленную договором с банком, в погашение овердрафта и проценты за его использование. Конечно, клиенту никто не запрещает и полностью погасить овердрафт в течение первого месяца, но есть возможность рассрочить срок погашения или просто постоянно вносить минимальные суммы в погашение задолженности, принося доход банку. Такой овердрафт очень близок по условиям к кредитным картам.
Давайте рассмотрим, по каким признакам клиент может отличить карту с овердрафтом от других видов карт.
1. Клиенту открывается банковский счет. Как мы уже говорили — это не основной признак, так как в соответствии с действующим законодательством банковский счет открывается для любой банковской карты, важнее то, что, как и в случае с дебетовой карты, средства с этого счета используются для оплаты товаров и услуг или снятия наличных денег. В дополнение к дебетовым картам средства с этого счета также используются для погашения овердрафта, хотя у дебетовых карт (в рамках нашего определения) тоже может возникать овердрафт, правда неразрешенный.
2. Клиенту разрешается допускать перерасход средств на счете. Это основной признак карт с овердрафтом. Для предоставления овердрафта с клиентом заключается соответствующий договор, при этом, как мы уже описывали, это не обязательно договор в традиционном смысле, а может быть тоже заявление на получение карты с разрешенным овердрафтом и просто овердрафта, если у клиента уже имеется дебетовая карта. Проводя аналогии можно сказать, что эта карта действует, как дебетовая пока у клиента есть деньги на счете. Как только деньги кончаются, она становится кредитной.
За пользование разрешенным овердрафтом банк обычно начисляет проценты, по совим тарифам которые в отличие от штрафных процентов у неразрешенного овердрафта не являются запрещающей мерой, а наоборот являются одной из важных статей доходов карточного бизнеса банка. Процентные ставки по овердрафту несколько различаются в зависимости от банка. Хотим обратить внимание, что, как и в случае с обычными потребительскими кредитами у карт с овердрафтом и кредитных карт могут возникать многочисленные «скрытые» комиссии. В карточных тарифах устанавливать эти комиссии еще легче, чем в обычных кредитах. Сравнивая предложения различных банков, специалисты обращают внимание не только на процентную ставку за пользование овердрафтом, но и на комиссию за годовое обслуживание карты, стоимость снятия наличных в банкоматах банка эмитента и других банков, разнообразные комиссии за дополнительные услуги (СМС-информирование, выписка через Интернет, страховые пакеты). Бывает, что после выдачи карты банк сразу «включает» использование всех этих услуг, с чем клиент соглашается, подписывая заявление на карту. И только по итогам месяца (квартала/года) клиент выясняет, что стоимость владения картой значительно превышает стоимость годового обслуживания, на которое он рассчитывал приходится и оплачивать много дополнительных услуг, которые далеко не всегда требуются клиенту.
Кредитные карты
Один из самых перспективных кредитных продуктов для физических лиц, постепенно заменяющий потребительские кредиты и кредиты на неотложные нужды. В процессе описания этого продукта мы не раз проведем сравнение с классическим кредитованием. В связи с частым комбинированием двух банковских продуктов (карта и кредит), трудно правильно оценить к чему больше относится кредитная карта — к кредитованию или к операциям с платежными картами. Главным преимуществом кредитных карт перед кредитами является возможность использования кредита, не отчитываясь перед банком о его целевом использовании, и возможность постоянного возобновления кредитной линии после погашения. Обычно кредитные карты предполагают длинные кредитные линии, которые гасятся равными частями, а по мере их погашения они возобновляются. Отличием данных карт от карт с разрешенным овердрафтом является отсутствие положительного остатка на карте. Кредитная карта может предполагать наличие выданного клиенту кредита или его отсутствие. Даже если клиент внес сумму больше, чем сумма задолженности, то она учитывается на отдельном счете и используется только на погашение кредита после его возникновения. Причем кредит гасится в определенное число, оговоренное договором, а не сразу после возникновения. Эта особенность в некоторых случаях является не совсем выгодной клиенту, но она часто компенсируется наличием льготного (грейс) периода. Мы подробно рассмотрим наиболее распространенный и удобный вид карточных кредитов — револьверные кредитные карты.
Исторически первые платежные карты Diners Club были кредитными и предполагали возможность расплачиваться в кредит в ресторанах, который клиент оплачивал после окончания расчетного периода. В России эволюция карт пошла обратным путем. Основным видом карт, эмитируемых российскими банками до недавнего времени, были дебетовые, и предполагали возможность расплачиваться только в пределах денежных средств, внесенных клиентами на счет. Основной объем эмиссии приходился и приходится в настоящее время на карты, эмитируемые в рамках зарплатных проектов, когда карта выступает в качестве инструмента для выплаты заработной платы сотрудникам организаций корпоративных клиентов банка. Розничные карты в карточных портфелях основной массы банков составляют значительно меньшую часть, хотя они не менее интересны банкам за счет их большей ориентированности на использование в торгово-сервисных предприятиях. Развитие конкуренции на карточном рынке и рынке потребительского кредитования привело к появлению кредитных карт, использование которых предполагает использование заемных банковских средств, а не сбережений клиента.
Эмиссия кредитных карт позволяет банкам выйти на новый уровень развития при небольших уровнях операционных затрат, привлекая новые клиентские группы:
• выдав один раз карту, банку нет необходимости иметь разветвленную сеть классических учреждений, так как получение кредита клиентом предполагает использование ее в торгово-сервисном предприятии или получение наличности в банкомате;
• пополнение карты и соответственно погашение кредита также может происходить через банкоматы или другие терминалы самообслуживания, оборудованные модулем приема наличных денежных средств, а также безналичным перечислением на банковский счет;
• обработка карточных операций более автоматизирована, чем обслуживание классических кредитов, что также облегчает для банка проведение этих операций, удешевляя себестоимость операций.
«Карточному» банку нет необходимости строить сеть отделений и филиалов, что значительно удешевляет обслуживание клиентов и позволяет привлечь те клиентские группы, которые раньше невозможно было обслуживать из-за их удаленности.
Интересным примером карточного монопродуктового банка в России является банк «Тинькофф. Кредитные системы». Этот банк только относительно недавно вышел на рынок и строит свой бизнес только на кредитных картах без предоставления других банковских услуг клиентам. Будет интересно узнать успешность этого проекта в России. Зарубежный опыт показывает, что такой подход имеет право на жизнь. Но здесь существует опасность неверно отобрать клиентский сегмент, к которому банк обращает предложение. Один из банков Великобритании по рекомендации маркетологов решил расширить географию своего присутствия внутри страны. С этой целью была произведена почтовая рассылка предложений банка револьверных кредитных карт в те регионы, где банк не был представлен своими отделениями. Результаты этого хода оказались следующими: банку удалось привлечь очень малый процент новых клиентов (значительно меньший, чем при обычных рассылках) и к тому же после выдачи этим клиентам револьверных кредитов процент просроченных долгов по ним, значительно превысил нормальный порог рисков. Для разбирательства в этой ситуации был приглашен сторонний консультант, который разобрался в просчетах банка. Оказалось, что брэнд банка был совершенно незнаком потенциальным клиентам в том регионе, куда были отправлены предложения по почте, и стандартные заемщики побоялись пользоваться услугами незнакомой финансовой организации. Воспользоваться ее услугами решился только наиболее рисковый клиентский сегмент, которому местные банки уже предоставляют кредиты на жестких условиях или не предоставляют вовсе. Возможно, перед осуществлением рассылки банку необходимо было провести имиджевую рекламную компанию в регионе, тогда результаты работы были бы другие. Таким образом, экономия на сети учреждений не значит экономию на рекламном бюджете, розничный карточный банк никогда не привлечет достаточно клиентов, если о нем не знают потенциальные заемщики.
Необходимо отметить, что карточные кредиты более доходный продукт по сравнению с классическими кредитами, за счет всевозможных дополнительных операционных комиссий, возникающих в процессе обслуживания карты (плата за годовое обслуживание, выдачу наличных, предоставление выписок и копий чеков и т. п.). Эти комиссии незаметны и не раздражают клиентов, тем более есть выбор (например, не снимать наличные, а оплатить покупку картой, но при достаточном объеме эмиссии представляют довольно значительную статью доходов банка).
Предоплаченные карты
Единственная широко известная в России предоплаченная карта Visa Travel Money Cash Passport не эмитируется банком, а только распространяется, поэтому в рамках настоящей классификации мы не будем называть ее банковской картой. В апреле 1996 г. компания Thomas Cook совместно с Visa International выпустили в обращение новый предоплаченный финансовый продукт — пластиковую карточку Visa Travel Money. С 25 сентября 2002 г. Visa Travel Money была заменена на Visa Travel Money Cash Passport.
В не банковской сфере предоплаченные и подарочные карты более развиты и почти все мы сталкиваемся с ними в той или иной ситуации. Например, телефонные карты, карты мобильных операторов и Интернет провайдеров, в последнее время многие магазины выпускают собственные подарочные карты и сертификаты.
В Положении ЦБ РФ № 266-П для банковских предоплаченных карт дано четкое определение о предназначении предоплаченной карты.
Приведенную выше классификацию можно использовать как начальную, но в рамках рассмотрения розничного бизнеса нас особенно интересуют карты для работы с физическими лицами или как мы их назовем «розничные карты». Данные карты можно подразделять с точки зрения выделения особенностей их функционирования при формировании клиентских предложений. То есть основным методом классификации мы выберем отличия в использовании банковских платежных карт их держателями. Это не значит, что данный метод классификации может быть использован только для розничных карт, в неполном объеме, с некоторыми уточнениями и ограничениями его можно перенести и на остальные направления. В общем можно выделить четыре основных клиентских направлений функционирования карточных продуктов (рис. 1).
Внутри приведенной классификации можно и далее выделять разнообразные категории в зависимости от условий обслуживания кредита или счета. Например, кредитные карты можно разделить на револьверные кредитные карты и чардж-карты, а дебетовые на депозитные и обычные карты. Но мы остановимся на приведенном уровне классификации, считая, что отличия в обслуживании приведенных продуктов могут устанавливаться банками, которые могут достаточно широко модифицировать свои карточные продукты, создавая подчас, достаточно экзотические конструкции. Все остальные модификации платежных карт:
• микропроцессорные и магнитные;
• именные и не именные;
• международные и локальные;
• и т. д.,
с той или иной степенью допущения можно подвести под приведенную нами классификацию и указанные признаки станут просто особенностью функционирования карточного продукта со своими плюсами или минусами.
Дебетовые карты
Не существует однозначного определения дебетовой карты (их также называют «дебетными». Мы приведем несколько определений из достаточно авторитетных источников и далее детализируем, что именно мы будем понимать под дебетовой картой в рамках выбранной нами классификации карточных продуктов банков и данной книги.
В информационно-справочном издании «Новые платежные технологии»[16] дается следующее понятие дебетовой карты: «Debit card — дебетовая карточка; платежная карточка, все операции по которой дебетуются со счета держателя карточки; данная карточка не несет никаких рисков ни для платежной системы, ни для ее участников, так как каждая операция по ней производится только с авторизационным запросом и обязательным получением кода авторизации; различаются дебетовые карточки с прямым (непосредственным) дебетованием счета (см. direct debit card) и с отсроченным платежом (см. deferred debit card)».
Сайт MasterCard[17] однозначно причисляет к дебетовым картам только карты Cirrus и Maestro, в разделе дебетовые карты описаны только они: «Карточки MasterCard Cirrus® и MasterCard Maestro® — это удобный и безопасный доступ к Вашему банковскому счету. Это возможность снимать деньги в банкомате и делать покупки одной и той же карточкой. Это Ваша безопасность — Вам не приходится носить с собой много наличных денег. Это ежемесячный детализированный отчет по расходам. Это свыше 900 тыс. банкоматов во всем мире. Достаточно лишь иметь логотип Cirrus или Maestro на Вашей карточке».
При этом на сайте ассоциации российских банков-членов Visa[18] дано более расплывчатое определение дебетовой карты Visa: «Дебетовые карты Visa являются самыми популярными, надежными и наиболее широко распространенными карточками в России.
Дебетовые карты Visa помогают их владельцам совершать покупки, оплачивать услуги и осуществлять покупки в Интернете также легко, быстро и безопасно, как и при использовании наличных денег.
Дебетовые карты Visa идеально подходят для тех, кто впервые сталкивается с платежными картами и не имеет банковской истории. Карта, «привязанная» к дебетовому счету, позволяет ее владельцу отслеживать совершенные операции, указанные в ежемесячной банковской выписке, а также лучше контролировать свои расходы.
Дебетовые карты Visa принимаются к оплате в более чем 20 миллионах торговых и сервисных предприятиях по всему миру».
В последнюю очередь обратимся к сайту финансового супермаркета MoneyPlus.ru[19], где представлено определение наиболее приближенное к понятию используемому в настоящей книге: «Дебетовая карта — это именной платежно-расчетный документ в виде пластиковой карточки, выдаваемый банком своим вкладчикам для безналичной оплаты ими товаров и услуг, в момент которой денежные средства немедленно снимаются со счета держателя карты. Фактически это означает, что Вы можете потратить только средства, которые имеются в наличии на вашем расчетном счете. Хотя есть вариант, при котором вы можете также покупать товары / продукцию/услуги, пока не достигнете определенного лимита. Все это можно сделать, если к вашему счету применимы условия овердрафта, при котором клиенту разрешается оставлять на счете сумму меньше необходимого минимального остатка в течение ограниченного периода времени. Овердрафт должен быть погашен не позднее срока, оговоренного в договоре. В противном случае на сумму овердрафта начисляется пеня. Для того чтобы получить дебетовую карту, вам необходимо иметь банковский счет, которому она будет соответствовать. При открытии наиболее распространенной формы банковского счета, а именно Расчетного счета (также известен как «лицевой счет»), вам предоставляется дебетовая карта для доступа к вашему счету».
Как видим, основным критерием, объединяющим все эти определения, является то, что дебетовая карта является средством доступа к банковскому счету клиента. На самом деле вокруг вопроса, какие карты считать дебетовыми часто разгораются нешуточные споры на специализированных карточных интернет-форумах. Сталкиваются две позиции, первая — дебетовая карта — это карта, которая позволяет осуществлять операции в пределах остатка по счету, при этом не важно, могут ли операции по карте привести к возникновению несанкционированного банком овердрафта[20] или нет. В этом случае дебетовыми картами можно называть любые виды карт, в том числе классические карты (MasterCard Standard или Visa Classic), золотые карты (MasterCard Gold и Visa Gold) и даже карты более высоких категорий, по которым банк не предоставил кредитный лимит.
Вторая позиция заключается в том, что дебетовая карта — это карта по которой невозможно совершить операции на сумму больше той, что размещена на карточном счете, и операции по которой всегда подтверждаются авторизацией. К таким картам обычно относятся «электронные» продукты международных платежных систем (Maestro, Cirrus, Visa Electron). Нельзя сказать, что эти карты полностью не допускают возможности несанкционированного банком овердрафта. Технологическое функционирование карт может привести к возникновению овердрафта, например при списании комиссий банка, или разницы в курсах на дату проведения операции и на дату списания суммы операции со счета клиента. Например, клиент имеет карту со счетом в рублях, на которой лежит 3000 руб. Приехав в США, клиент расплачивается в магазине на сумму 100 долл. США, на момент операции курс доллара составляет 30 руб. за доллар и банк дает авторизацию (разрешение) на проведение этой операции. Но списание со счета происходит не в этот день, а на третий день, за это время курс доллара существенно вырос и стал 35 руб. за доллар. В таком случае у клиента возникнет неразрешенный овердрафт на 500 руб. Правда размеры таких овердрафтов в большинстве случаев не бывают существенными, и банк несет минимальные риски по ним, кроме того, в некоторых случаях банки авторизуют сумму с запасом для недопущения таких случаев. В нашем случае банк может не дать разрешение на операцию покупки на 100 долл., установив внутренний курс для проведения авторизации 31 руб. за доллар, списав сумму по реальному курсу на дату списания.
Внимательно прочитав два первых определения можно с большой долей вероятности предположить, что авторы имели в виду именно «электронные» карты под термином дебетовая карта. На наш взгляд, вторая позиция более обоснована, особенно учитывая, что торгово-сервисным предприятиям неизвестно, что стоит за предъявляемой к оплате картой — счет клиента или кредитный лимит, предоставленный банком. Но в рамках нашей классификации платежных банковских карт, с точки зрения взаимодействия клиента и банка мы несколько изменим своей позиции и дадим следующее определение дебетовой карты: Дебетовая карта — инструмент доступа к банковскому счету клиента, позволяющий распоряжаться денежными средствами в пределах остатка по счету. Операции, совершенные с использованием дебетовой карты отражаются на банковском счете держателя карты и в случае недостатка средств на счете, держателю карты предоставляется неразрешенный овердрафт. И то, что этот овердрафт не разрешенный отличает ее от карты с разрешенным овердрафтом.
В рамках этого определения дебетовыми картами могут выступать почти все виды карт, эмитируемых российскими банками, более того до конца 90-х годов XX в. большая часть карт российских банков были дебетовыми (согласно нашему определению). В рамках зарплатных проектов в основном использовались дебетовые карты, т. е. клиенту перечислялись на карточный счет заработная плата, и он уже мог использовать ее по своему усмотрению, кредитные лимиты не предоставлялись. И только относительно недавно начали появляться карты с разрешенным овердрафтом, а потом и кредитные карты.
Давайте рассмотрим по каким признакам клиент может определить дебетовую карту.
1. Клиенту открывается банковский счет. Это важный, но не определяющий фактор, так как в соответствии с действующим законодательством, п. 1.12. Положения ЦБ РФ № 266-П операции по расчетным (дебетовым) и кредитным картам совершаются по банковскому счету. Соответственно в настоящее время при оформлении любой карты, клиенту открывается банковский счет (исключением могут выступать предоплаченные карты о которых мы расскажем далее). Много вопросов у клиентов вызывают формы договоров банковского счета, так как в общепринятом смысле под словом договор мы привыкли понимать многостраничные труды, скрепленные подписями и печатями двух сторон и с надписью «Договор» в заголовке. На самом деле Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) предлагает разные формы оформления договорных отношений, в том числе публичную оферту. И заявление на получение карты и условия использования карты могут выступать формой договора между клиентом и банком, регулирующим отношения по выпуску и обслуживанию карты. Поэтому клиенту не стоит пугаться, если в банке он заполнил только заявление и ему дали ознакомиться с условиями обслуживания карты и тарифами банка, — таким образом клиент заключил с банком вполне официальный с точки зрения законодательства договор.
2. Клиенту разрешается пользоваться картой в пределах остатка по счету. Вот этот пункт уже является основополагающим при определении дебетовой карты, т. е. клиент не имеет права воспользоваться средствами больше суммы собственных средств, размещенной на банковском счете. В этом случае карта выступает инструментом, с помощью которого клиент может тратить свои деньги. Хотя как мы уже писали, нельзя однозначно говорить, что у клиента не может возникнуть овердрафта по «классическим» картам (Visa Classic и MasterCard Standard) и картам более высоких категорий международных платежных систем. Поэтому практически все банки производят проверку и отсев клиентов, которым они готовы предоставить такие карты, несмотря на то, что это дебетовые карты. При этом «электронные» карты выдаются практически всем клиентам. Именно в связи с неразрешенностью овердрафта для дебетовых карт характерна следующая особенность.
3. Высокие тарифы или штрафы за неразрешенный овердрафт. В случае с дебетовыми картами процентная ставка и тем более штраф за использование неразрешенного овердрафта выступают не в качестве основной статьи доходов от эмиссии банковских карт, как в случае с кредитными картами или картами с разрешенным овердрафтом. Данный тариф является запрещающим и в какой-то мере раздражающим. Высокие ставки этого тарифа заставляют клиента более внимательно следить за своим платежным балансом и не допускать возникновения овердрафта. Параллель можно провести с тарифами за утерю (порчу) карты и ПИН-кода, которые также не составляют сколько-нибудь заметную статью доходов банка, но при этом заставляют клиента более внимательно относиться к банковской карте. В противном случае срабатывает стереотип, по которому люди относятся халатно к любым бесплатным услугам и не ценят их в должной мере.
Дебетовые карты выпускаются практически всеми российскими банками, работающими с платежными системами, и их получение в ряде случаев может рассматриваться как первый шаг в начале взаимоотношений клиент-банк. После периода положительного сотрудничества банк может предложить своим клиентам кредитную карту или карту с разрешенным овердрафтом. Тарифы по дебетовым картам в связи с их продолжительным присутствием на рынке не сильно различаются от банка к банку, могут быть небольшие отличия по стоимости обслуживания дополнительных карт, стоимости перевыпуска в случае утери (порчи), но в целом они похожи.
Кроме функционала карты, как инструмента платежа за товары и услуги или снятия наличных, банки предоставляют множество дополнительных услуг, позволяющих сделать использование карты более удобным и безопасным. Наибольшее распространение в настоящее время получили услуги по получению информации об остатке и совершении операций на мобильный телефон с помощью СМС-сообщения, управление карточным счетом и получение выписки с использованием Интернета, а также многие другие высокотехнологичные услуги. Конечно эти же услуги могут применяться и к другим банковским операциям, но учитывая, что карточный бизнес в настоящее время выступает локомотивом всех банковских технологических новинок, применительно к картам эти услуги получают наибольшее распространение.
Карты с разрешенным овердрафтом
Данный продукт — это естественное продолжение развития дебетовых карт, можно даже сказать, что это их усовершенствованный вариант. Зарубежный опыт развития платежных карт шел от кредитных карт (можно вспомнить историю развития системы Diners Club). В России наоборот — от дебетовых карт к кредитным. Очень многие из карт, позволяющих клиентам получить денежные средства в кредит, являются дебетовыми картами с разрешенным овердрафтом, кредитными их называют банки в маркетинговых целях. Согласитесь, что общепринятое название «кредитная карта» более легко к восприятию, чем банковский термин «карта с разрешенным овердрафтом». Слово «овердрафт» может быть и не знакомо многим потенциальным клиентам, которые просто не поймут, что это за услуга. Кредитная карта — более простое название, что такое кредит знают, практически все. Давайте рассмотрим, что такое карта с разрешенным овердрафтом.
Овердрафт — кредит, полученный путем выписки чека или платежного поручения на сумму, превышающую остаток средств на счете. Кредит по овердрафту оговаривается при открытии счета и не может превышать фиксированной суммы[21].
С точки зрения клиента, карта с разрешенным овердрафтом представляет собой платежную карту, позволяющую осуществлять платежи, как за счет средств держателя карты, размещенных на банковском счете, так и за счет кредита, предоставляемого банком в случае недостатка средств на счете. Кредит держателю карты предоставляется только в случае осуществления платежей с ее использованием и недостатка средств на счете клиента для их оплаты. Это карта из двух функционалов: счета клиента и кредитного лимита представляемого клиенту банком. В случае достаточности средств на счете, операции по карте производятся за счет средств клиента, как только на счете перестает хватать клиентских средств, банк начинает кредитовать клиента на сумму установленного кредитного лимита. Таким образом, с точки зрения клиента, на карте может быть или остаток на счете или задолженность, которую необходимо погасить в сроки, указанные в договоре.
Такая схема взаимодействия клиента и банка во многих случая может быть более выгодна для клиента, чем работа с классическими кредитными картами. Клиент не всегда берет деньги взаймы у банка, картой можно пользоваться, как дебетовой, расплачиваясь собственными средствами, тем самым, экономя на кредитных процентах. В связи с этой особенностью многие клиенты предпочитают карту с разрешенным овердрафтом классическим кредитным картам, хотя на самом деле условия и той и другой карты могут сильно варьировать от банка к банку, и потери на одних тарифах компенсироваться льготированием других.
Условия предоставления овердрафта могут сильно различаться, но можно выделить два основных подхода, используемых банками.
Первый — это предоставление овердрафта на короткий срок (1–2 месяца), по истечении которого клиент должен полностью погасить задолженность. После полного погашения задолженности клиенту снова доступен кредитный лимит в полном объеме, таким образом, в течение установленного периода происходит полное погашение овердрафта и появляется возможность возникновения нового. В случае не погашения овердрафта в указанный срок банк начинает начислять повышенные или штрафные проценты. Такой подход получил распространение в рамках зарплатных проектов, в связи с удобством погашения задолженности заемщиком, которому не надо посещать банк, и перечисление заработной платы автоматически погашает долг по карте. Естественно, что такой овердрафт обычно не может быть больше среднемесячной заработной платы заемщика, в противном случае заемщик не сможет погасить задолженность в полном объеме. В рамках таких условий банки устанавливают сроки погашения задолженности. Это может быть фиксированное число каждого месяца (например, до 10 числа каждого месяца) или количество дней с момента возникновения задолженности. Оба подхода к срокам имеют свои плюсы и минусы. Фиксированное число означает концентрацию клиентских обращений на один день, в этот день в банке происходит наплыв клиентов, возникают очереди, что приводит к ухудшению качества обслуживания. Подход с определенным сроком задолженности более сложен для отслеживания клиентом, который может просто забыть, когда он воспользовался картой в рамках овердрафта. Используя последний подход, банк конечно распределяет посещения клиентов более менее равномерно в течение месяца, но при этом банк должен наладить оперативное оповещение каждого клиента о необходимости погашения овердрафта за несколько дней до окончания срока действия разрешенной задолженности.
Второй подход к условиям предоставления овердрафта — это предоставление овердрафта на значительную сумму и на длительной срок. В этом случае клиент должен ежемесячно вносить минимальную сумму, установленную договором с банком, в погашение овердрафта и проценты за его использование. Конечно, клиенту никто не запрещает и полностью погасить овердрафт в течение первого месяца, но есть возможность рассрочить срок погашения или просто постоянно вносить минимальные суммы в погашение задолженности, принося доход банку. Такой овердрафт очень близок по условиям к кредитным картам.
Давайте рассмотрим, по каким признакам клиент может отличить карту с овердрафтом от других видов карт.
1. Клиенту открывается банковский счет. Как мы уже говорили — это не основной признак, так как в соответствии с действующим законодательством банковский счет открывается для любой банковской карты, важнее то, что, как и в случае с дебетовой карты, средства с этого счета используются для оплаты товаров и услуг или снятия наличных денег. В дополнение к дебетовым картам средства с этого счета также используются для погашения овердрафта, хотя у дебетовых карт (в рамках нашего определения) тоже может возникать овердрафт, правда неразрешенный.
2. Клиенту разрешается допускать перерасход средств на счете. Это основной признак карт с овердрафтом. Для предоставления овердрафта с клиентом заключается соответствующий договор, при этом, как мы уже описывали, это не обязательно договор в традиционном смысле, а может быть тоже заявление на получение карты с разрешенным овердрафтом и просто овердрафта, если у клиента уже имеется дебетовая карта. Проводя аналогии можно сказать, что эта карта действует, как дебетовая пока у клиента есть деньги на счете. Как только деньги кончаются, она становится кредитной.
За пользование разрешенным овердрафтом банк обычно начисляет проценты, по совим тарифам которые в отличие от штрафных процентов у неразрешенного овердрафта не являются запрещающей мерой, а наоборот являются одной из важных статей доходов карточного бизнеса банка. Процентные ставки по овердрафту несколько различаются в зависимости от банка. Хотим обратить внимание, что, как и в случае с обычными потребительскими кредитами у карт с овердрафтом и кредитных карт могут возникать многочисленные «скрытые» комиссии. В карточных тарифах устанавливать эти комиссии еще легче, чем в обычных кредитах. Сравнивая предложения различных банков, специалисты обращают внимание не только на процентную ставку за пользование овердрафтом, но и на комиссию за годовое обслуживание карты, стоимость снятия наличных в банкоматах банка эмитента и других банков, разнообразные комиссии за дополнительные услуги (СМС-информирование, выписка через Интернет, страховые пакеты). Бывает, что после выдачи карты банк сразу «включает» использование всех этих услуг, с чем клиент соглашается, подписывая заявление на карту. И только по итогам месяца (квартала/года) клиент выясняет, что стоимость владения картой значительно превышает стоимость годового обслуживания, на которое он рассчитывал приходится и оплачивать много дополнительных услуг, которые далеко не всегда требуются клиенту.
Кредитные карты
Один из самых перспективных кредитных продуктов для физических лиц, постепенно заменяющий потребительские кредиты и кредиты на неотложные нужды. В процессе описания этого продукта мы не раз проведем сравнение с классическим кредитованием. В связи с частым комбинированием двух банковских продуктов (карта и кредит), трудно правильно оценить к чему больше относится кредитная карта — к кредитованию или к операциям с платежными картами. Главным преимуществом кредитных карт перед кредитами является возможность использования кредита, не отчитываясь перед банком о его целевом использовании, и возможность постоянного возобновления кредитной линии после погашения. Обычно кредитные карты предполагают длинные кредитные линии, которые гасятся равными частями, а по мере их погашения они возобновляются. Отличием данных карт от карт с разрешенным овердрафтом является отсутствие положительного остатка на карте. Кредитная карта может предполагать наличие выданного клиенту кредита или его отсутствие. Даже если клиент внес сумму больше, чем сумма задолженности, то она учитывается на отдельном счете и используется только на погашение кредита после его возникновения. Причем кредит гасится в определенное число, оговоренное договором, а не сразу после возникновения. Эта особенность в некоторых случаях является не совсем выгодной клиенту, но она часто компенсируется наличием льготного (грейс) периода. Мы подробно рассмотрим наиболее распространенный и удобный вид карточных кредитов — револьверные кредитные карты.
Исторически первые платежные карты Diners Club были кредитными и предполагали возможность расплачиваться в кредит в ресторанах, который клиент оплачивал после окончания расчетного периода. В России эволюция карт пошла обратным путем. Основным видом карт, эмитируемых российскими банками до недавнего времени, были дебетовые, и предполагали возможность расплачиваться только в пределах денежных средств, внесенных клиентами на счет. Основной объем эмиссии приходился и приходится в настоящее время на карты, эмитируемые в рамках зарплатных проектов, когда карта выступает в качестве инструмента для выплаты заработной платы сотрудникам организаций корпоративных клиентов банка. Розничные карты в карточных портфелях основной массы банков составляют значительно меньшую часть, хотя они не менее интересны банкам за счет их большей ориентированности на использование в торгово-сервисных предприятиях. Развитие конкуренции на карточном рынке и рынке потребительского кредитования привело к появлению кредитных карт, использование которых предполагает использование заемных банковских средств, а не сбережений клиента.
Эмиссия кредитных карт позволяет банкам выйти на новый уровень развития при небольших уровнях операционных затрат, привлекая новые клиентские группы:
• выдав один раз карту, банку нет необходимости иметь разветвленную сеть классических учреждений, так как получение кредита клиентом предполагает использование ее в торгово-сервисном предприятии или получение наличности в банкомате;
• пополнение карты и соответственно погашение кредита также может происходить через банкоматы или другие терминалы самообслуживания, оборудованные модулем приема наличных денежных средств, а также безналичным перечислением на банковский счет;
• обработка карточных операций более автоматизирована, чем обслуживание классических кредитов, что также облегчает для банка проведение этих операций, удешевляя себестоимость операций.
«Карточному» банку нет необходимости строить сеть отделений и филиалов, что значительно удешевляет обслуживание клиентов и позволяет привлечь те клиентские группы, которые раньше невозможно было обслуживать из-за их удаленности.
Интересным примером карточного монопродуктового банка в России является банк «Тинькофф. Кредитные системы». Этот банк только относительно недавно вышел на рынок и строит свой бизнес только на кредитных картах без предоставления других банковских услуг клиентам. Будет интересно узнать успешность этого проекта в России. Зарубежный опыт показывает, что такой подход имеет право на жизнь. Но здесь существует опасность неверно отобрать клиентский сегмент, к которому банк обращает предложение. Один из банков Великобритании по рекомендации маркетологов решил расширить географию своего присутствия внутри страны. С этой целью была произведена почтовая рассылка предложений банка револьверных кредитных карт в те регионы, где банк не был представлен своими отделениями. Результаты этого хода оказались следующими: банку удалось привлечь очень малый процент новых клиентов (значительно меньший, чем при обычных рассылках) и к тому же после выдачи этим клиентам револьверных кредитов процент просроченных долгов по ним, значительно превысил нормальный порог рисков. Для разбирательства в этой ситуации был приглашен сторонний консультант, который разобрался в просчетах банка. Оказалось, что брэнд банка был совершенно незнаком потенциальным клиентам в том регионе, куда были отправлены предложения по почте, и стандартные заемщики побоялись пользоваться услугами незнакомой финансовой организации. Воспользоваться ее услугами решился только наиболее рисковый клиентский сегмент, которому местные банки уже предоставляют кредиты на жестких условиях или не предоставляют вовсе. Возможно, перед осуществлением рассылки банку необходимо было провести имиджевую рекламную компанию в регионе, тогда результаты работы были бы другие. Таким образом, экономия на сети учреждений не значит экономию на рекламном бюджете, розничный карточный банк никогда не привлечет достаточно клиентов, если о нем не знают потенциальные заемщики.
Необходимо отметить, что карточные кредиты более доходный продукт по сравнению с классическими кредитами, за счет всевозможных дополнительных операционных комиссий, возникающих в процессе обслуживания карты (плата за годовое обслуживание, выдачу наличных, предоставление выписок и копий чеков и т. п.). Эти комиссии незаметны и не раздражают клиентов, тем более есть выбор (например, не снимать наличные, а оплатить покупку картой, но при достаточном объеме эмиссии представляют довольно значительную статью доходов банка).
Предоплаченные карты
Единственная широко известная в России предоплаченная карта Visa Travel Money Cash Passport не эмитируется банком, а только распространяется, поэтому в рамках настоящей классификации мы не будем называть ее банковской картой. В апреле 1996 г. компания Thomas Cook совместно с Visa International выпустили в обращение новый предоплаченный финансовый продукт — пластиковую карточку Visa Travel Money. С 25 сентября 2002 г. Visa Travel Money была заменена на Visa Travel Money Cash Passport.
В не банковской сфере предоплаченные и подарочные карты более развиты и почти все мы сталкиваемся с ними в той или иной ситуации. Например, телефонные карты, карты мобильных операторов и Интернет провайдеров, в последнее время многие магазины выпускают собственные подарочные карты и сертификаты.
В Положении ЦБ РФ № 266-П для банковских предоплаченных карт дано четкое определение о предназначении предоплаченной карты.