Актуальные тенденции развития платежных систем — мировой опыт
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78
История международного рынка пластиковых банковских карт насчитывает уже полвека, однако при всей привычности и кажущейся сформированное™ этого сегмента финансовой сферы в настоящий момент она находится на пороге глобальной трансформации. Источником изменений является масса причин, начиная от действий отдельных игроков «пластикового» рынка и заканчивая глобальными экономическими процессами, такими, как кризис ликвидности в США и происходящее в мире смещение полюсов экономического влияния. При этом можно выделить три основополагающих момента, имеющих наибольшую важность в контексте происходящих изменений:
• доминирующее положение платежных систем VISA и MasterCard на рынке и растущая неудовлетворенность развиваемой ими модели бизнеса;
• актуализация в ведущих мировых экономиках вопроса перехода от свободного рыночного регулирования отношений игроков рынка пластиковых карт к законодательному регламентированию;
• переосмысление роли и трансформация национальных платежных систем.
Существующая модель рынка пластиковых банковских карт и монополия Visa и MasterCard
Исторически текущая инфраструктура мирового рынка платежных банковских карт сформировалась и в наибольшей степени определяется двумя международными платежными системами — VISA[221] и MasterCard[222]. Данные системы американского происхождения одними из первых сумели достичь интернационального распространения, и по оценкам экспертов контролируют в настоящий момент около 80 % мирового рынка пластиковых карт.[223] Вследствие этого, модель, лежащая в основе систем VISA и MasterCard, стала фактически стандартом для всей отрасли. Данная модель с одной стороны является регулятором отрасли, жестко регламентируя взаимоотношения участников системы, с другой стороны, по мнению экспертов она служит стимулом для формирования таких отношений и доминирования таких карточных продуктов, которые бы обеспечивали маркетинговое преимущество для VISA и MasterCard.
В основе модели Visa и MasterCard лежат следующие базовые правила, распространяющиеся на всех членов системы:
• обязательная комиссия эмитента (interchange fee) — минимальный уровень комиссии за обслуживание карт платежной системы, устанавливаемый предприятиям розничного обслуживания в пользу платежной системы и банков-эмитентов при проведении транзакций по банковским картам;
• правило приема участником всех карт платежной системы независимо от типа карты, суммы транзакции и прочих условий (honor-all-cards);
правило единой цены на товары и услуги в розничных предприятиях вне зависимости от способа оплаты — наличными или по карте (no-charging rule).
Первоначально данные правила должны были обеспечивать риски и издержки эмитентов и эквайреров на эмиссию и обслуживание карт при слабом на тот момент развитии инфраструктуры электронных межбанковских коммуникаций и низкой безопасности оффлайновых транзакций по банковским картам, а также служить источником развития безналичных платежей. На нынешнем этапе, когда безналичный оборот достиг необходимой критической массы и стоимость обеспечения безопасности транзакций не настолько высока, данные правила являются в аргументации представителей платежных систем фактором, обеспечивающим стабильность международной системы платежей по банковским картам, поскольку обеспечивают одинаково выгодные условия для систем, банков-участников, розничных предприятий и потребителей. Потребители и розничные предприятия получают благодаря единым правилам доступный, широко распространенный, удобный и безопасный инструмент безналичных платежей, а банки и платежные системы имеют возможность покрывать собственные издержки и риски по обслуживанию банковских карт. Кроме того, как указывают представители платежных систем, существуют внешние эффекты функционирования системы в нынешнем виде, напрямую не выводимые из деятельности систем. К примеру, действующие уровни комиссий эмитента оказывают благоприятное воздействие не только на банковский (финансовый) сектор, но и на развитие экономики в целом, вызывая увеличение объема промышленного производства и потребления.
Однако массовая критика, а также судебные иски и антимонопольные разбирательства, адресованные деятельности MasterCard и VISA в последнее десятилетие со стороны различных общественных и промышленных объединений, антимонопольных властей многих стран и т. п., демонстрируют, что эффективность описанной модели и доводы платежных систем являются спорными.
Аргументация против указанных выше правил платежных систем сводится к тому, что принятые в платежных системах правила служат не указанным целям повышения эффективности, а для создания маркетинговых преимуществ VISA и MasterCard, и в итоге являются не источником развития безналичных платежей, а напротив, их тормозом. Кроме того в ряде стран функционирование данных правил входит в противоречие с антимонопольным законодательством, т. е. является незаконным.
В частности, критике подвергаются завышенные и постоянно растущие комиссии эмитента, предназначенных по заверениям представителей платежных систем для обеспечения безопасности транзакций. По оценкам экспертов на обеспечение безопасности транзакций уходит только незначительная часть собираемых системами комиссий эмитента. Большая же часть уходит на маркетинговые программы продвижения продуктов платежных систем и выплаты акционерам и менеджменту систем.
Как указывает д-р Алан Франкель в исследовании рынка платежных систем Австралии, «убедительных свидетельств того, что межбанковские комиссии играют существенную роль, или того, что способ, которым они используются в системах платежей по картам, способствует эффективности или выгоден для общественности, не имеется»[224].
В любой иной сфере с ростом числа пользователей услуги наблюдается сокращение себестоимости — за счет экономии, обусловленной ростом масштабов — и, вследствие конкуренции, сокращение стоимости услуги для потребителей. «Подобная ситуация — обычное дело на многих других рынках. Например, после широкого распространения Интернет-технологий потребители, покупающие авиабилеты с использованием веб-сайта авиалинии, обычно платят меньшую цену, чем потребители, покупающие билеты у авиаагентов, взимающих отдельную плату за обслуживание для покрытия своих издержек»[225] (А. Франкель). Комиссии эмитента, однако, не сокращаются, а ежегодно увеличиваются. Тем самым рынок пластиковых карт демонстрирует отсутствие прямой конкуренции между платежными системами, и, соответственно, отсутствие конкурентного механизма ценообразования в области комиссий эмитента. Действительно, большинство банковских организаций и ритейлеров из соображений конкуренции вынуждены обслуживать карты всех наиболее распространенных платежных систем (в первую очередь VISA и MasterCard), соответственно последние не ощущают необходимость уменьшать стоимость обслуживания в целях борьбы за расширение присутствия на рынке. «Огромное большинство торговцев не имеет иного выбора, кроме как принимать к оплате эти карты. Это подтверждает недавнее исследование Федерального резервного банка Канзаса, в соответствии с которым продавцы просто не могут отказать в приеме карт Visa и MasterCard, невзирая на уровень карточных сборов»[226] (М. Дункан) (рис. 1).
К выводу об отсутствии конкуренции пришла в частности Еврокомиссия в ходе расследования деятельности платежных систем в 2006 г. Комиссар по вопросам конкуренции Нелли Крус заявила, что подтверждением слабой конкуренции является также немотивированная разница в размерах комиссий в разных странах Евросоюза. По подсчетам комиссии размеры платежей эмитента в разных странах ЕС в платежной системе Visa могут различаться в 5 раз, а у MasterCard — в 6,5 раза[227].
Согласно выводам Еврокомиссии, комиссии эмитента не соответствуют антимонопольному законодательству Евросоюза. Как заявила комиссар Нелли Крус, комиссии эмитента фактически налагаются на конечных потребителей, поскольку ритейлеры включают издержки на обслуживание банковских карт в розничные цены товаров[228]. В среднем по подсчетам Еврокомиссии платеж по карте приводит к увеличению стоимости покупки на 2,5 % у ритейлеров на территории Евросоюза. Кроме того, комиссии эмитента нарушают антимонопольное законодательство в области мелкого и среднего бизнеса. По подсчетам Еврокомиссии в Европе ритейлеры данной группы вынуждены оплачивать сборы за использование пластиковых карт до 70 % более высокие, чем крупные предприятия[229].
Представители национальных ассоциаций ритейлеров и производителей в США в своих выступлениях против правил международных платежных систем занимают еще более жесткую позицию. Мэллори Дункан, старший вице-президент и генеральный консультант Национальной федерации ритейлеров США, на одном из процессов по иску к MasterCard и Visa: «Поскольку эти коллективно установленные сборы перекладываются на продавцов банками, которые обрабатывают их сделки, продавцы неизбежно должны учитывать это при определении цены продаваемых товаров и услуг. В результате даже потребители, оплачивающие покупки чеками и наличными, субсидируют маркетинговую деятельность банков-эмитентов. Результатом является инфляционный налог на продажи, взимаемый со всех американцев. На протяжении многих лет потребители и потребительские ассоциации поднимали вопрос недобросовестной практики со стороны карточных компаний. Но базовым источником финансирования маркетинговых компаний, завлекающих потребителей в такую сомнительную ситуацию, являются именно комиссии эмитента».
Согласно выводам Дэвида Балто, руководителя Комитета по политике и экспертизе Федеральной торговой комиссии США, в структуре рынка банковских карт преобладают продукты, комиссия эмитента которых наиболее высока. Такая ситуация, по мнению Балто, искусственно стимулируется платежными системами с помощью низких тарифов для физических лиц и прочих инструментов продвижения, позиционирующих данные высокостоимостные в обслуживании продукты как якобы более дешевые для потребителей. Такое положение не выгодно ритейлерам, которые согласно правилам платежных систем обязаны принимать к обслуживанию карты всех типов своей платежной системы. Как указывает Мэллори Дункан, «правила Visa и MasterCard о карточных сборах искажают выбор потребителя, лишая его ценовых сигналов, необходимых для рыночного сдерживания размеров этих сборов; потребитель считает, что использование карты бесплатно (или даже приносит выгоду в виде разных бонусных программ), хотя это заставляет всех нас платить больше практически за все, что мы покупаем… то, что получает потребитель в виде этих «премий», намного меньше суммы карточного сбора, оплачиваемого им; в результате эти сборы перекладываются на потребителей и продавцов в виде скрытого обременения»[230].
В США крупные ритейлеры, к примеру Wal-Mart, а также различные общественные и промышленные объединения, к примеру Merchants Payments Coalition — коалиция ведущих национальных ритейлеров, общественных организаций и комитетов США, активно борются с правилами обязательного приема всех карт. «Согласованное установление карточных сборов компаниями Visa и MasterCard представляет собой постоянное нарушение антитрестовского законодательства, которое обходится торговцам и их клиентам — американским потребителям — в десятки миллиардов долларов в год»[231] (М. Дункан).
Опыт исследования работы и правил международных платежных систем в Австралии (данная страна была одной из первых, где этот вопрос получил широкий общественный резонанс), привел исследователей к мнению, что комиссии эмитента могут оказывать негативное влияние не просто на отдельных ритейлеров и потребителей, но и на экономику в целом. В итоге это стало одним из существенных аргументов в пользу сокращения комиссий эмитента в Австралии. Согласно выводам исследования, комиссии эмитента приводят к повышению стоимости товаров и услуг, причем особенно сильно влияние в низкомаржинальной группе товаров повседневного спроса, где размер комиссии превышает изначальную наценку ритейлера. Таким образом, формируется дополнительная инфляционная нагрузка на экономику.
«Снижения цен, как ожидается, распространятся на всю розничную экономику, и эти небольшие (но по совокупности значительные) изменения в издержках и цене, как ожидается, в макроэкономических данных будут заслонены обычными месячными колебаниями розничных цен, что затруднит статистическое обнаружение ожидаемых ценовых последствий. Тот факт, что эконометрически эти ценовые последствия для всей экономики продемонстрировать сложно, не означает, что они не существуют. MasterCard неправильно утверждает, что сложность в измерении относительно небольших снижений цен является доказательством их отсутствия»[232] (А. Френкель).
Одним из важных и широко обсуждаемых в настоящее время моментов является также тот факт, что MasterCard является публичной акционерной компанией, а VISA намеревается в 2008 г. провести первичное размещение акций. По мнению критиков это решение двух компаний, совместно контролирующих 80 % «пластикового» рынка, существенно повышает риски системы карточных платежей. С одной стороны, акционерная компания в отличие от отраслевой ассоциации нацелена в своей деятельности в первую очередь на увеличение прибыльности, а не решение проблем отрасли. С другой стороны, любая акционерная компания несет в себе риск банкротства при потере или сокращении доходности. В случае с системообразующими компаниями, каковыми являются Visa и MasterCard, подобные проблемы одной из компаний рискуют привести к кризису всей системы в целом.
Одним из самых существенных аргументов против правил и комиссий модели VISA и MasterCard являются примеры успешного существования платежных систем без комиссий эмитента, либо не вводящих обязательного приема всех видов карт, либо не требующих обязательной единой цены вне зависимости от способа оплаты. Такие системы существуют в Канаде, ряде стран Европы, по подобным правилам вынуждены работать и сами VISA и MasterCard в Австралии и Мексике. При этом ни в одной из указанных стран не наблюдается кризисов платежных карточных систем или розничных безналичных платежей.
Вопросы регулирования правил платежных систем
До недавнего времени деятельность платежных систем в плане установления правил и комиссий для участников систем фактически не регламентировалась со стороны государственных регулирующих органов, бывла отдана на откуп свободному рыночному регулированию. Однако с достижением пластиковыми картами значимости, сопоставимой с наличными деньгами, в качестве платежного инструмента, необходимость подобного регламентирования со стороны государства становится все более очевидной. Публичное обсуждение вопроса межбанковских комиссий, установленных правил в международных платежных системах, необходимости их государственного регулирования началось в 90-х годах XX в. При этом подавляющее количество претензий, исков и судебных разбирательств связаны с платежными системами VISA и MasterCard, поскольку, как показано выше, эти две системы фактически монополизировали мировой рынок розничных финансовых услуг и установили на нем собственные правила игры.
Одна из первых успешных попыток государственного регулирования деятельности международных платежных систем на национальном рынке была предпринята в Австралии. По инициативе Резервного банка и антимонопольных органов Австралии было проведено исследование деятельности платежных систем. В итоге в Австралии на законодательном уровне были отменены правила неизменной цены на товары (услуги) вне зависимости от способа оплаты. VISA и MasterCard (вынужденно, в соответствии с решениями регулирующих органов), а вслед за ними в результате новой рыночной ситуации American Express и внутренние платежные системы снизили ставки комиссий эмитента, а также опубликовали средние размеры этих ставок. Также было предложено отказаться от правила, заставляющего эквайрера принимать все карты поддерживаемой платежной системы.
Согласно отчетам Резервного банка Австралии[233], наблюдается положительный эффект от проводимых реформ, резко отличный от пессимистичных прогнозов представителей платежных систем:
• размеры комиссий за использование различных платежных инструментов стали более соответствующими издержкам на их обслуживание;
• появилась возможность выявления и адресной работы с компаниями, нарушающими антимонопольное законодательство;
• был облегчен доступ к участию в платежных системах, повысилась прозрачность платежных систем;
• банки компенсировали примерно 30–40 % от потери комиссия эмитента за счет повышения сборов непосредственно с держателей карт;
• темпы роста эмиссии карт при этом не только не сократились, а продолжили расти даже чуть более высокими темпами;
• трансформировался рынок кредитных карт, массовое распространение получили «револьверные» кредитные карты, банки стали нацелены на поощрение покупателей как можно чаще рассчитываться по картам (до реформ банкам были выгодны и они стимулировали безналичные расчеты на крупные суммы), за счет обострившейся конкуренции между банками появились новые услуги и предложения для держателей карт.
«Утверждения, что реформы РБА межбанковских комиссий приведут к катастрофе, оказались ошибочными. Платежные системы продолжают хорошо функционировать, эмитенты по-прежнему эмитируют кредитные карты, потребители продолжают ими пользоваться, а ритейлеры продолжают принимать их. Основное отличие в том, что нетто-издержки принятия платежей кредитными картами в Австралии уменьшились и продолжают уменьшаться (в процентах к базе продаж)»[234] (А. Франкель).
В Израиле в 2006 г. было достигнуто соглашение между антимонопольными органами и банками страны о снижении к 2012 г. комиссий эмитента с 1,25 % до 0,875 %.
Комиссия по коммерции Новой Зеландии инициировала в 2007 г. судебный процесс против систем VISA и MasterCard и их участников по факту искусственного завышения цен при установке комиссий эмитента.
В Польше в 2007 г. Комиссия по антимонопольной политике и защите потребителей постановила признать нелегальными и отменить межбанковские комиссии между системами Visa и MasterCard и банками страны.
Многочисленные расследования и судебные процессы в отношении VISA и MasterCard проводятся и на их родине, в США. Инициаторами данных процессов выступают различные общественные и профессиональные организации, а также крупные ритейлеры.
В частности, одним из самых известных является процесс сети Wal-Mart против MasterCard и Visa против завышенных тарифов на обслуживание карт, а затем бойкот Wal-Mart и рядом других ритейлеров дебетовых карт MasterCard.
Рассматривалось и было выиграно также дело в отношении нарушения VISA и MasterCard антимонопольного законодательства: на территории США VISA и MasterCard устанавливали правила для членов собственной сети, согласно которым они не могли эмитировать карты других платежных систем.
Американские торговые компании достаточно последовательно уже на протяжении ряда лет ведут борьбу против межбанковских комиссий. Так, например, организация Merchants Payments Coalition (MPC) в конце 2006 г. опубликовала доклад, посвященный проблемам межбанковских комиссий, которые взимают системы VISA и MasterCard, а летом 2007 г. выступила с широкой рекламно-информационной кампанией, нацеленной на пересмотр сложившегося порядка вещей. Согласно исследованиям MPC, платежные системы и банки лишь 13 % полученных от межбанковских комиссий доходов, тратят непосредственно на нужды процессинга транзакций. Львиная доля вырученных средств уходит на маркетинговые кампании и выплаты менеджменту и акционерам.
На протяжении последних нескольких лет неоднократно проводились и проводятся слушания в Сенате по вопросам завышенных тарифов на комиссии эмитента. В июле 2007 г. состоялись слушания по вопросам карточных сборов в Конгрессе США. В рамках слушаний М. Дункан, вопрос карточных сборов назван одной из важнейших проблем, когда-либо встававших перед торговым сообществом[235].
Позитивный опыт снижения ставок комиссий эмитента имеется также у Мексики. Центральный Банк Мексики выступил инициатором создания национальной банковской коалиции для принятия совместных правил по унификации работы платежных систем внутри страны. В результате ведущие банки страны разработали и приняли в 2006 году совместное соглашение по сокращению комиссий эмитента, более гибкому применению правила обязательного приема всех видов карт платежной системы (ритейлеры получили право выбирать, какого типа карты они будут обслуживать — дебетовые, кредитные, либо оба типа).
В Европейском Союзе Еврокомиссия в декабре 2007 г. приняла постановление о запрещении комиссии эмитента внутри Европейской экономической зоны в системе MasterCard по платежным картам MasterCard и Maestro.
Данное решение — это один из результатов в цепочке целого ряда последовательных действий в отношении устранения монопольного поведения и монопольного присутствия на объединенном европейском рынке систем VISA и MasterCard.
В 2002 г. было принято соглашение между Европейской комиссией и VISA о сокращении до декабря 2007 г. зарубежных комиссий эмитента. В настоящий момент Европейская комиссия проводит новое расследование в отношении деятельности VISA и MasterCard. В начале 2007 г. Европейская Комиссия опубликовала доклад с оценкой комиссионных издержек, возникающих при использовании пластиковых карт VISA и MasterCard, которые были признаны заметно завышенными. Более того, межбанковские комиссии были признаны одним из значимых факторов, стимулирующих инфляцию. В условиях сокращающейся маржи предприятия торговли вынуждены повышать цены на товары и услуги вне зависимости от того, каким образом покупка оплачивается потребителем: наличными деньгами или по карте. Таким образом стимулируется общий немотивированный рост цен, в том числе на товары первой необходимости. Еврокомиссия намерена ввести запрет на межбанковские комиссии и установить фиксированные пониженные комиссии на рынке Евросоюза. В целом, по оценкам Еврокомиссии, Visa и MasterCard, монополизировавшие европейский рынок, наносят ежегодно ущерб экономике Евросоюза в размере 20 млрд евро.
Регулирующие действия и расследования в отношении международных платежных систем предпринимались в Швейцарии, где в 2005 г. было достигнуто соглашение между Швейцарской антимонопольной комиссией и эмитентами карт о снижении комиссий эмитента с 1,65-1,70 % до 1,30-1,35 %.
В Великобритании в 2005 г. Комитет по законной торговле (OFT) вынес постановление о признании незаконными комиссий эмитента в платежной системе MasterCard. Действие данного решения, однако, было приостановлено в связи с изменением MasterCard правил установки комиссий. В настоящее время продолжается новое расследование в отношении MasterCard, а также VISA.
С проблемой межбанковских комиссий столкнулись и страны ближнего зарубежья. Так, например, Правительство Украины, принявшее летом 2007 г. постановление «Некоторые вопросы осуществления расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием специальных платежных средств»[236] (в дополнение к Закону Украины о платежных системах) сталкивается с низкими темпами установки терминального оборудования, связанного с высокой стоимостью обслуживания безналичных расчетов.
Национальные платежные системы
Одним из следствий критической ситуации вокруг платежных банковских карт, описанной выше, является происходящее переосмысление роли национальных платежных систем. Изначально функционирование национальных систем было предназначено для решения иного круга задач, чем в случае с международными системами, а именно задач внутреннего рынка. С одной стороны, это ограничивает возможности конкуренции локальных систем с международными платежными системами. Однако, как показывает практика ряда стран Евросоюза, где существуют крупные локальные национальные платежные системы, на внутреннем рынке они сумели создать серьезную конкуренцию международным за счет принципиально отличной архитектуры, строящейся на большей приспособленности к внутреннему рынку и более выгодных для участников принципах.
Во-первых, ряд из локальных систем в Европе (Нидерланды, Финляндия, Дания, Люксембург, Германия) функционируют в условиях отсутствия комиссий, при этом они согласно выводам исследований демонстрируют более высокий уровень эффективности и рыночной привлекательности для национальных ритейлеров и держателей карт — за счет большей приспособленности к внутренним экономическим условиям и более гибких правил работы. Во-вторых, в этих системах отсутствует искусственное стимулирование доминирования чрезмерно дорогих для рынка карточных продуктов. Напротив, в отличие от международных систем в данных системах во многих случаях уже осуществлен переход от дорогих карт с авторизацией подписью к картам с онлайновой PIN-авторизацией, безопасность которых существенно выше, а стоимость обслуживания — ниже. В-третьих, в странах, где существуют подобные системы, уровень безналичного оборота по картам — то, к чему стремятся все ведущие экономики мира — выше, чем в прочих.
В Евросоюзе в последние несколько лет происходит формирование единого европейского платежного пространства — SEPA, первый этап которого стартовал 1 января 2008 г. В рамках SEPA подразумевается помимо существующей единой европейской валюты создать ряд платежных инструментов и средств, единых и функционирующих по единым правилам для всех финансовых институтов Евросоюза.
Помимо инициатив Еврокомиссии и Центробанка Евросоюза появлению SEPA способствовало объединение ведущих европейских участников «пластикового» рынка:
• Banksys, EUFISERV (Бельгия);
• BORICA (Болгария);
• MBU (Хорватия);
• Zentraler Kreditausschuss, Euro Kartensysteme GmbH (Германия);
• Giro Bankcard cPlc (GBC) (Венгрия);
• Laser Card Services Ltd. (Ирландия);
• CO. GE. BAN, SSB, Seceti (Италия);
• Cetrel (Люксембург);
• Equens Nederland B. V. (Голландия);
• SIBS (Португалия);
• National Payment Card Centre (NPCC) of National Bank of Serbia (NBS) (Сербия);
• CECA, Sistema 4B, ServiRed (Испания);
• BKM (Турция);
• LINK (Великобритания);
• PAN Nordic Card Association (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия, Исландия, Латвия, Эстония, Литва) и проч.
В стандарты SEPA входят и требования к платежным системам Евросоюза, которые для функционирования в рамках SEPA должны обеспечивать возможность осуществления транзакций по единым правилам в любой точке Европы. Существующая инфраструктура национальных платежных систем Европы не позволяет им соответствовать данному условию и фактически ставит их на грань вымирания, открывая дорогу к тотальному доминированию международных платежных систем. Как отмечает в своем докладе Жан-Мишель Годфрой, директор отдела платежных систем и рыночной инфраструктуры Центробанка Европы, возникает определенный парадокс: с одной стороны, цель SEPA — привести к большей выгоде потребителей, но при этом оно ведет к уничтожению действительно выгодных платежных систем; а с другой сторон SEPA создано для развития экономики единой Европы, но приведет к монополии двух платежных систем, корни, бизнес-модели и стратегии которых уходят в США.
Подобное положение представители Еврокомиссии признают недопустимым, поэтому в рамках SEPA в настоящий момент рассматриваются различные варианты создания единой платежной карточной системы Евросоюза. Такая система согласно позиции Центробанка Европы помимо обеспечения единых условий проведения транзакций в рамках Евросоюза, должна строиться на следующих базовых принципах:
• единая европейская платежная система должна быть максимально сконцентрирована на основной деятельности — обеспечении единого платежного пространства и единой системы платежей на всей территории Европы; поэтому все побочные бизнесы — процессинг транзакций, эмиссия карт, кредитные программы и проч. — должны быть переданы в компетенцию банков;
• основой системы должны стать чиповые дебетовые карты с PIN-авторизацией, обеспечивающие наибольшую безопасность транзакций; при этом развитие кредитных продуктов и прочих видов карт должно являться прерогативой банков;
• продукты системы должны содержать возможность ко-брендинга с другими карточными системами, прежде всего международными, что позволит повысить конкурентные возможности европейской платежной системы на внешних рынках;
• по структуре управления система должна представлять собой ассоциацию банков-участников системы в отличие от принципа построения международных платежных систем, стремящихся к переориентации в акционерные компании, что повышает риски функционирования этих систем;
• комиссии эмитента должны быть предельно низкими или отсутствовать, дабы не создавать препятствий для развития безналичного оборота, препятствовать доминированию невыгодных рынку продуктов и ограничению конкуренции;
• единая платежная система должна быть доходной для всех участников: банков, ритейлеров, конечных потребителей;
• единая платежная система должна полностью стандартизировать и унифицировать все процессы проведения платежей, чтобы платеж в любых точках Европы проводился одинаково и по единым тарифам.
Одной из реальных инициатив по созданию единой платежной системы Евросоюза является получивший одобрение Центробанка Европы и Еврокомиссии Европейский Альянс платежных систем (EAPS). Данная организация объединяет ряд крупнейших платежных систем Европы. При этом участники EAPS являются ключевыми игроками на своих внутренних рынках. Совокупный объем их эмиссии составляет 222 млн карт, инфраструктура представлена 2,1 млн POS-терминалов и 189 тыс. банкоматов.
Участники EAPS (национальные платежные системы, объединения, сети терминалов и банкоматов):
• CO. GE. BAN (Италия), включает «Pago Bancomat scheme» и «Bancomat scheme»;
• EPCS (Германия), включает European Payment Card Solution GmbH и Deutsches Geldautomatensystem;
• EUFISERV s.c. r.l. (Бельгия);
• EURO 6000 S. A. (Испания);
• LINKInterchange Network Ltd (Великобритания);
• Sociedade Interbancaria de Servicos S. A. (SIBS) (Португалия).
Основные принципы EAPS формулирует следующим образом:
• членство в EAPS открыто для всех (платежных) систем, придерживающихся принципов SEPA;
• EAPS не будет оказывать влияние на внутренние транзакции систем-участников (внутри страны);
• системы могут участвовать в EAPS в качестве только эмитентов, только эквайреров, только POS-сети, только ATM-сети, либо в любой комбинации этих ролей;
• карты всех эмитентов-участников будут приниматься во всех терминалах эквайреров-участников;
• эта взаимная акцептация будет маркироваться знаком EAPS, который будет отображаться на дисплеях терминалов и, по желанию, на картах участников EAPS;
• знак EAPS разрешается использовать участникам EAPS и в ко-брэндинговых картах с иными системами;
• комиссии между системами-участниками EAPS за транзакции с помощью POS/ATM-терминалов будут установлены по многостороннему договору в соответствии с общими принципами Функционирования EAPS согласно его декларации, должно обеспечить следующие возможности и выгоды участникам:
1) Создание конкуренции и возможности выбора:
• EAPS является гарантией конкурентности и эффективности европейского рынка платежей;
• отсутствуют препятствия для ко-брэндинговых проектов с другими платежными системами; банки в праве конструировать бизнес-модели в соответствии с их бизнес-стратегией; с достижением EAPS панъевропейского охвата увеличится сегментация рынка, ко-брэндинговые с международными платежными системами карты будут вытеснены в сегмент туризма за пределы действия SEPA;
• европейские банки уже не контролируют эффективно международные платежные системы, которые уходят от модели ассоциаций и переходят к функционированию в целях прибыли акционеров;
• EAPS сводит вместе европейские платежные системы, управляемые европейскими банками; EAPS сфокусирована на обслуживании платежной индустрии Европы;
• EAPS предоставит владельцам карт доступ к большему числу точек продаж (POS) и ATM, чем международные платежные системы в странах участников EAPS, что увеличит предложение потребителям;
2) Увеличение рентабельности:
• EAPS будет создана на основе существующей технической инфраструктуры для поддержки платежей в рамках SEPA, в связи с этим затраты будут минимизированы за счет экономии на масштабах уже существующей инфраструктуры, устранении необходимости для банков самостоятельного развертывания и повышения КПД;
• платежные карты, выпущенные участниками, будут приниматься всеми эквайрерами EAPS, продвигая панъевропейский уровень приема для всех карт EAPS;
• все терминалы, уже обслуживающие карты национальных платежных систем, «автоматически» принимают карты прочих членов EAPS, в результате чего происходит увеличение числа транзакций;
• EAPS будет действовать в рамках междусистемных взаимоотношений, избегая дублирования с национальными системами и тем самым минимизируя долговременные эксплуатационные расходы;
• EAPS позволит банкам совершать обмен валюты при мультивалютных карточных платежах, создавая для них доход от разницы курсов и увеличивая возможности конкуренции;
3) Уменьшение затрат на вхождение в SEPA:
• EAPS будет основан на взаимодействии существующих национальных платежных инфраструктур, за счет чего будут минимизированы затраты на соответствие последних SEPA;
• национальные платежные системы интегрируются в панъевропейскую систему через альянс с прочими участниками, удовлетворяющими требованиям SEPA.
Как отмечают представители Центробанка EAPS видится как наиболее соответствующий достижению цели создания единой платежной карточной системы Европы[237]. Поэтому Европейский Центробанк и Еврокомиссия положительно оценивают эту инициативу, цель которой объединить национальные карточные платежные системы.
История международного рынка пластиковых банковских карт насчитывает уже полвека, однако при всей привычности и кажущейся сформированное™ этого сегмента финансовой сферы в настоящий момент она находится на пороге глобальной трансформации. Источником изменений является масса причин, начиная от действий отдельных игроков «пластикового» рынка и заканчивая глобальными экономическими процессами, такими, как кризис ликвидности в США и происходящее в мире смещение полюсов экономического влияния. При этом можно выделить три основополагающих момента, имеющих наибольшую важность в контексте происходящих изменений:
• доминирующее положение платежных систем VISA и MasterCard на рынке и растущая неудовлетворенность развиваемой ими модели бизнеса;
• актуализация в ведущих мировых экономиках вопроса перехода от свободного рыночного регулирования отношений игроков рынка пластиковых карт к законодательному регламентированию;
• переосмысление роли и трансформация национальных платежных систем.
Существующая модель рынка пластиковых банковских карт и монополия Visa и MasterCard
Исторически текущая инфраструктура мирового рынка платежных банковских карт сформировалась и в наибольшей степени определяется двумя международными платежными системами — VISA[221] и MasterCard[222]. Данные системы американского происхождения одними из первых сумели достичь интернационального распространения, и по оценкам экспертов контролируют в настоящий момент около 80 % мирового рынка пластиковых карт.[223] Вследствие этого, модель, лежащая в основе систем VISA и MasterCard, стала фактически стандартом для всей отрасли. Данная модель с одной стороны является регулятором отрасли, жестко регламентируя взаимоотношения участников системы, с другой стороны, по мнению экспертов она служит стимулом для формирования таких отношений и доминирования таких карточных продуктов, которые бы обеспечивали маркетинговое преимущество для VISA и MasterCard.
В основе модели Visa и MasterCard лежат следующие базовые правила, распространяющиеся на всех членов системы:
• обязательная комиссия эмитента (interchange fee) — минимальный уровень комиссии за обслуживание карт платежной системы, устанавливаемый предприятиям розничного обслуживания в пользу платежной системы и банков-эмитентов при проведении транзакций по банковским картам;
• правило приема участником всех карт платежной системы независимо от типа карты, суммы транзакции и прочих условий (honor-all-cards);
правило единой цены на товары и услуги в розничных предприятиях вне зависимости от способа оплаты — наличными или по карте (no-charging rule).
Первоначально данные правила должны были обеспечивать риски и издержки эмитентов и эквайреров на эмиссию и обслуживание карт при слабом на тот момент развитии инфраструктуры электронных межбанковских коммуникаций и низкой безопасности оффлайновых транзакций по банковским картам, а также служить источником развития безналичных платежей. На нынешнем этапе, когда безналичный оборот достиг необходимой критической массы и стоимость обеспечения безопасности транзакций не настолько высока, данные правила являются в аргументации представителей платежных систем фактором, обеспечивающим стабильность международной системы платежей по банковским картам, поскольку обеспечивают одинаково выгодные условия для систем, банков-участников, розничных предприятий и потребителей. Потребители и розничные предприятия получают благодаря единым правилам доступный, широко распространенный, удобный и безопасный инструмент безналичных платежей, а банки и платежные системы имеют возможность покрывать собственные издержки и риски по обслуживанию банковских карт. Кроме того, как указывают представители платежных систем, существуют внешние эффекты функционирования системы в нынешнем виде, напрямую не выводимые из деятельности систем. К примеру, действующие уровни комиссий эмитента оказывают благоприятное воздействие не только на банковский (финансовый) сектор, но и на развитие экономики в целом, вызывая увеличение объема промышленного производства и потребления.
Однако массовая критика, а также судебные иски и антимонопольные разбирательства, адресованные деятельности MasterCard и VISA в последнее десятилетие со стороны различных общественных и промышленных объединений, антимонопольных властей многих стран и т. п., демонстрируют, что эффективность описанной модели и доводы платежных систем являются спорными.
Аргументация против указанных выше правил платежных систем сводится к тому, что принятые в платежных системах правила служат не указанным целям повышения эффективности, а для создания маркетинговых преимуществ VISA и MasterCard, и в итоге являются не источником развития безналичных платежей, а напротив, их тормозом. Кроме того в ряде стран функционирование данных правил входит в противоречие с антимонопольным законодательством, т. е. является незаконным.
В частности, критике подвергаются завышенные и постоянно растущие комиссии эмитента, предназначенных по заверениям представителей платежных систем для обеспечения безопасности транзакций. По оценкам экспертов на обеспечение безопасности транзакций уходит только незначительная часть собираемых системами комиссий эмитента. Большая же часть уходит на маркетинговые программы продвижения продуктов платежных систем и выплаты акционерам и менеджменту систем.
Как указывает д-р Алан Франкель в исследовании рынка платежных систем Австралии, «убедительных свидетельств того, что межбанковские комиссии играют существенную роль, или того, что способ, которым они используются в системах платежей по картам, способствует эффективности или выгоден для общественности, не имеется»[224].
В любой иной сфере с ростом числа пользователей услуги наблюдается сокращение себестоимости — за счет экономии, обусловленной ростом масштабов — и, вследствие конкуренции, сокращение стоимости услуги для потребителей. «Подобная ситуация — обычное дело на многих других рынках. Например, после широкого распространения Интернет-технологий потребители, покупающие авиабилеты с использованием веб-сайта авиалинии, обычно платят меньшую цену, чем потребители, покупающие билеты у авиаагентов, взимающих отдельную плату за обслуживание для покрытия своих издержек»[225] (А. Франкель). Комиссии эмитента, однако, не сокращаются, а ежегодно увеличиваются. Тем самым рынок пластиковых карт демонстрирует отсутствие прямой конкуренции между платежными системами, и, соответственно, отсутствие конкурентного механизма ценообразования в области комиссий эмитента. Действительно, большинство банковских организаций и ритейлеров из соображений конкуренции вынуждены обслуживать карты всех наиболее распространенных платежных систем (в первую очередь VISA и MasterCard), соответственно последние не ощущают необходимость уменьшать стоимость обслуживания в целях борьбы за расширение присутствия на рынке. «Огромное большинство торговцев не имеет иного выбора, кроме как принимать к оплате эти карты. Это подтверждает недавнее исследование Федерального резервного банка Канзаса, в соответствии с которым продавцы просто не могут отказать в приеме карт Visa и MasterCard, невзирая на уровень карточных сборов»[226] (М. Дункан) (рис. 1).
К выводу об отсутствии конкуренции пришла в частности Еврокомиссия в ходе расследования деятельности платежных систем в 2006 г. Комиссар по вопросам конкуренции Нелли Крус заявила, что подтверждением слабой конкуренции является также немотивированная разница в размерах комиссий в разных странах Евросоюза. По подсчетам комиссии размеры платежей эмитента в разных странах ЕС в платежной системе Visa могут различаться в 5 раз, а у MasterCard — в 6,5 раза[227].
Согласно выводам Еврокомиссии, комиссии эмитента не соответствуют антимонопольному законодательству Евросоюза. Как заявила комиссар Нелли Крус, комиссии эмитента фактически налагаются на конечных потребителей, поскольку ритейлеры включают издержки на обслуживание банковских карт в розничные цены товаров[228]. В среднем по подсчетам Еврокомиссии платеж по карте приводит к увеличению стоимости покупки на 2,5 % у ритейлеров на территории Евросоюза. Кроме того, комиссии эмитента нарушают антимонопольное законодательство в области мелкого и среднего бизнеса. По подсчетам Еврокомиссии в Европе ритейлеры данной группы вынуждены оплачивать сборы за использование пластиковых карт до 70 % более высокие, чем крупные предприятия[229].
Представители национальных ассоциаций ритейлеров и производителей в США в своих выступлениях против правил международных платежных систем занимают еще более жесткую позицию. Мэллори Дункан, старший вице-президент и генеральный консультант Национальной федерации ритейлеров США, на одном из процессов по иску к MasterCard и Visa: «Поскольку эти коллективно установленные сборы перекладываются на продавцов банками, которые обрабатывают их сделки, продавцы неизбежно должны учитывать это при определении цены продаваемых товаров и услуг. В результате даже потребители, оплачивающие покупки чеками и наличными, субсидируют маркетинговую деятельность банков-эмитентов. Результатом является инфляционный налог на продажи, взимаемый со всех американцев. На протяжении многих лет потребители и потребительские ассоциации поднимали вопрос недобросовестной практики со стороны карточных компаний. Но базовым источником финансирования маркетинговых компаний, завлекающих потребителей в такую сомнительную ситуацию, являются именно комиссии эмитента».
Согласно выводам Дэвида Балто, руководителя Комитета по политике и экспертизе Федеральной торговой комиссии США, в структуре рынка банковских карт преобладают продукты, комиссия эмитента которых наиболее высока. Такая ситуация, по мнению Балто, искусственно стимулируется платежными системами с помощью низких тарифов для физических лиц и прочих инструментов продвижения, позиционирующих данные высокостоимостные в обслуживании продукты как якобы более дешевые для потребителей. Такое положение не выгодно ритейлерам, которые согласно правилам платежных систем обязаны принимать к обслуживанию карты всех типов своей платежной системы. Как указывает Мэллори Дункан, «правила Visa и MasterCard о карточных сборах искажают выбор потребителя, лишая его ценовых сигналов, необходимых для рыночного сдерживания размеров этих сборов; потребитель считает, что использование карты бесплатно (или даже приносит выгоду в виде разных бонусных программ), хотя это заставляет всех нас платить больше практически за все, что мы покупаем… то, что получает потребитель в виде этих «премий», намного меньше суммы карточного сбора, оплачиваемого им; в результате эти сборы перекладываются на потребителей и продавцов в виде скрытого обременения»[230].
В США крупные ритейлеры, к примеру Wal-Mart, а также различные общественные и промышленные объединения, к примеру Merchants Payments Coalition — коалиция ведущих национальных ритейлеров, общественных организаций и комитетов США, активно борются с правилами обязательного приема всех карт. «Согласованное установление карточных сборов компаниями Visa и MasterCard представляет собой постоянное нарушение антитрестовского законодательства, которое обходится торговцам и их клиентам — американским потребителям — в десятки миллиардов долларов в год»[231] (М. Дункан).
Опыт исследования работы и правил международных платежных систем в Австралии (данная страна была одной из первых, где этот вопрос получил широкий общественный резонанс), привел исследователей к мнению, что комиссии эмитента могут оказывать негативное влияние не просто на отдельных ритейлеров и потребителей, но и на экономику в целом. В итоге это стало одним из существенных аргументов в пользу сокращения комиссий эмитента в Австралии. Согласно выводам исследования, комиссии эмитента приводят к повышению стоимости товаров и услуг, причем особенно сильно влияние в низкомаржинальной группе товаров повседневного спроса, где размер комиссии превышает изначальную наценку ритейлера. Таким образом, формируется дополнительная инфляционная нагрузка на экономику.
«Снижения цен, как ожидается, распространятся на всю розничную экономику, и эти небольшие (но по совокупности значительные) изменения в издержках и цене, как ожидается, в макроэкономических данных будут заслонены обычными месячными колебаниями розничных цен, что затруднит статистическое обнаружение ожидаемых ценовых последствий. Тот факт, что эконометрически эти ценовые последствия для всей экономики продемонстрировать сложно, не означает, что они не существуют. MasterCard неправильно утверждает, что сложность в измерении относительно небольших снижений цен является доказательством их отсутствия»[232] (А. Френкель).
Одним из важных и широко обсуждаемых в настоящее время моментов является также тот факт, что MasterCard является публичной акционерной компанией, а VISA намеревается в 2008 г. провести первичное размещение акций. По мнению критиков это решение двух компаний, совместно контролирующих 80 % «пластикового» рынка, существенно повышает риски системы карточных платежей. С одной стороны, акционерная компания в отличие от отраслевой ассоциации нацелена в своей деятельности в первую очередь на увеличение прибыльности, а не решение проблем отрасли. С другой стороны, любая акционерная компания несет в себе риск банкротства при потере или сокращении доходности. В случае с системообразующими компаниями, каковыми являются Visa и MasterCard, подобные проблемы одной из компаний рискуют привести к кризису всей системы в целом.
Одним из самых существенных аргументов против правил и комиссий модели VISA и MasterCard являются примеры успешного существования платежных систем без комиссий эмитента, либо не вводящих обязательного приема всех видов карт, либо не требующих обязательной единой цены вне зависимости от способа оплаты. Такие системы существуют в Канаде, ряде стран Европы, по подобным правилам вынуждены работать и сами VISA и MasterCard в Австралии и Мексике. При этом ни в одной из указанных стран не наблюдается кризисов платежных карточных систем или розничных безналичных платежей.
Вопросы регулирования правил платежных систем
До недавнего времени деятельность платежных систем в плане установления правил и комиссий для участников систем фактически не регламентировалась со стороны государственных регулирующих органов, бывла отдана на откуп свободному рыночному регулированию. Однако с достижением пластиковыми картами значимости, сопоставимой с наличными деньгами, в качестве платежного инструмента, необходимость подобного регламентирования со стороны государства становится все более очевидной. Публичное обсуждение вопроса межбанковских комиссий, установленных правил в международных платежных системах, необходимости их государственного регулирования началось в 90-х годах XX в. При этом подавляющее количество претензий, исков и судебных разбирательств связаны с платежными системами VISA и MasterCard, поскольку, как показано выше, эти две системы фактически монополизировали мировой рынок розничных финансовых услуг и установили на нем собственные правила игры.
Одна из первых успешных попыток государственного регулирования деятельности международных платежных систем на национальном рынке была предпринята в Австралии. По инициативе Резервного банка и антимонопольных органов Австралии было проведено исследование деятельности платежных систем. В итоге в Австралии на законодательном уровне были отменены правила неизменной цены на товары (услуги) вне зависимости от способа оплаты. VISA и MasterCard (вынужденно, в соответствии с решениями регулирующих органов), а вслед за ними в результате новой рыночной ситуации American Express и внутренние платежные системы снизили ставки комиссий эмитента, а также опубликовали средние размеры этих ставок. Также было предложено отказаться от правила, заставляющего эквайрера принимать все карты поддерживаемой платежной системы.
Согласно отчетам Резервного банка Австралии[233], наблюдается положительный эффект от проводимых реформ, резко отличный от пессимистичных прогнозов представителей платежных систем:
• размеры комиссий за использование различных платежных инструментов стали более соответствующими издержкам на их обслуживание;
• появилась возможность выявления и адресной работы с компаниями, нарушающими антимонопольное законодательство;
• был облегчен доступ к участию в платежных системах, повысилась прозрачность платежных систем;
• банки компенсировали примерно 30–40 % от потери комиссия эмитента за счет повышения сборов непосредственно с держателей карт;
• темпы роста эмиссии карт при этом не только не сократились, а продолжили расти даже чуть более высокими темпами;
• трансформировался рынок кредитных карт, массовое распространение получили «револьверные» кредитные карты, банки стали нацелены на поощрение покупателей как можно чаще рассчитываться по картам (до реформ банкам были выгодны и они стимулировали безналичные расчеты на крупные суммы), за счет обострившейся конкуренции между банками появились новые услуги и предложения для держателей карт.
«Утверждения, что реформы РБА межбанковских комиссий приведут к катастрофе, оказались ошибочными. Платежные системы продолжают хорошо функционировать, эмитенты по-прежнему эмитируют кредитные карты, потребители продолжают ими пользоваться, а ритейлеры продолжают принимать их. Основное отличие в том, что нетто-издержки принятия платежей кредитными картами в Австралии уменьшились и продолжают уменьшаться (в процентах к базе продаж)»[234] (А. Франкель).
В Израиле в 2006 г. было достигнуто соглашение между антимонопольными органами и банками страны о снижении к 2012 г. комиссий эмитента с 1,25 % до 0,875 %.
Комиссия по коммерции Новой Зеландии инициировала в 2007 г. судебный процесс против систем VISA и MasterCard и их участников по факту искусственного завышения цен при установке комиссий эмитента.
В Польше в 2007 г. Комиссия по антимонопольной политике и защите потребителей постановила признать нелегальными и отменить межбанковские комиссии между системами Visa и MasterCard и банками страны.
Многочисленные расследования и судебные процессы в отношении VISA и MasterCard проводятся и на их родине, в США. Инициаторами данных процессов выступают различные общественные и профессиональные организации, а также крупные ритейлеры.
В частности, одним из самых известных является процесс сети Wal-Mart против MasterCard и Visa против завышенных тарифов на обслуживание карт, а затем бойкот Wal-Mart и рядом других ритейлеров дебетовых карт MasterCard.
Рассматривалось и было выиграно также дело в отношении нарушения VISA и MasterCard антимонопольного законодательства: на территории США VISA и MasterCard устанавливали правила для членов собственной сети, согласно которым они не могли эмитировать карты других платежных систем.
Американские торговые компании достаточно последовательно уже на протяжении ряда лет ведут борьбу против межбанковских комиссий. Так, например, организация Merchants Payments Coalition (MPC) в конце 2006 г. опубликовала доклад, посвященный проблемам межбанковских комиссий, которые взимают системы VISA и MasterCard, а летом 2007 г. выступила с широкой рекламно-информационной кампанией, нацеленной на пересмотр сложившегося порядка вещей. Согласно исследованиям MPC, платежные системы и банки лишь 13 % полученных от межбанковских комиссий доходов, тратят непосредственно на нужды процессинга транзакций. Львиная доля вырученных средств уходит на маркетинговые кампании и выплаты менеджменту и акционерам.
На протяжении последних нескольких лет неоднократно проводились и проводятся слушания в Сенате по вопросам завышенных тарифов на комиссии эмитента. В июле 2007 г. состоялись слушания по вопросам карточных сборов в Конгрессе США. В рамках слушаний М. Дункан, вопрос карточных сборов назван одной из важнейших проблем, когда-либо встававших перед торговым сообществом[235].
Позитивный опыт снижения ставок комиссий эмитента имеется также у Мексики. Центральный Банк Мексики выступил инициатором создания национальной банковской коалиции для принятия совместных правил по унификации работы платежных систем внутри страны. В результате ведущие банки страны разработали и приняли в 2006 году совместное соглашение по сокращению комиссий эмитента, более гибкому применению правила обязательного приема всех видов карт платежной системы (ритейлеры получили право выбирать, какого типа карты они будут обслуживать — дебетовые, кредитные, либо оба типа).
В Европейском Союзе Еврокомиссия в декабре 2007 г. приняла постановление о запрещении комиссии эмитента внутри Европейской экономической зоны в системе MasterCard по платежным картам MasterCard и Maestro.
Данное решение — это один из результатов в цепочке целого ряда последовательных действий в отношении устранения монопольного поведения и монопольного присутствия на объединенном европейском рынке систем VISA и MasterCard.
В 2002 г. было принято соглашение между Европейской комиссией и VISA о сокращении до декабря 2007 г. зарубежных комиссий эмитента. В настоящий момент Европейская комиссия проводит новое расследование в отношении деятельности VISA и MasterCard. В начале 2007 г. Европейская Комиссия опубликовала доклад с оценкой комиссионных издержек, возникающих при использовании пластиковых карт VISA и MasterCard, которые были признаны заметно завышенными. Более того, межбанковские комиссии были признаны одним из значимых факторов, стимулирующих инфляцию. В условиях сокращающейся маржи предприятия торговли вынуждены повышать цены на товары и услуги вне зависимости от того, каким образом покупка оплачивается потребителем: наличными деньгами или по карте. Таким образом стимулируется общий немотивированный рост цен, в том числе на товары первой необходимости. Еврокомиссия намерена ввести запрет на межбанковские комиссии и установить фиксированные пониженные комиссии на рынке Евросоюза. В целом, по оценкам Еврокомиссии, Visa и MasterCard, монополизировавшие европейский рынок, наносят ежегодно ущерб экономике Евросоюза в размере 20 млрд евро.
Регулирующие действия и расследования в отношении международных платежных систем предпринимались в Швейцарии, где в 2005 г. было достигнуто соглашение между Швейцарской антимонопольной комиссией и эмитентами карт о снижении комиссий эмитента с 1,65-1,70 % до 1,30-1,35 %.
В Великобритании в 2005 г. Комитет по законной торговле (OFT) вынес постановление о признании незаконными комиссий эмитента в платежной системе MasterCard. Действие данного решения, однако, было приостановлено в связи с изменением MasterCard правил установки комиссий. В настоящее время продолжается новое расследование в отношении MasterCard, а также VISA.
С проблемой межбанковских комиссий столкнулись и страны ближнего зарубежья. Так, например, Правительство Украины, принявшее летом 2007 г. постановление «Некоторые вопросы осуществления расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием специальных платежных средств»[236] (в дополнение к Закону Украины о платежных системах) сталкивается с низкими темпами установки терминального оборудования, связанного с высокой стоимостью обслуживания безналичных расчетов.
Национальные платежные системы
Одним из следствий критической ситуации вокруг платежных банковских карт, описанной выше, является происходящее переосмысление роли национальных платежных систем. Изначально функционирование национальных систем было предназначено для решения иного круга задач, чем в случае с международными системами, а именно задач внутреннего рынка. С одной стороны, это ограничивает возможности конкуренции локальных систем с международными платежными системами. Однако, как показывает практика ряда стран Евросоюза, где существуют крупные локальные национальные платежные системы, на внутреннем рынке они сумели создать серьезную конкуренцию международным за счет принципиально отличной архитектуры, строящейся на большей приспособленности к внутреннему рынку и более выгодных для участников принципах.
Во-первых, ряд из локальных систем в Европе (Нидерланды, Финляндия, Дания, Люксембург, Германия) функционируют в условиях отсутствия комиссий, при этом они согласно выводам исследований демонстрируют более высокий уровень эффективности и рыночной привлекательности для национальных ритейлеров и держателей карт — за счет большей приспособленности к внутренним экономическим условиям и более гибких правил работы. Во-вторых, в этих системах отсутствует искусственное стимулирование доминирования чрезмерно дорогих для рынка карточных продуктов. Напротив, в отличие от международных систем в данных системах во многих случаях уже осуществлен переход от дорогих карт с авторизацией подписью к картам с онлайновой PIN-авторизацией, безопасность которых существенно выше, а стоимость обслуживания — ниже. В-третьих, в странах, где существуют подобные системы, уровень безналичного оборота по картам — то, к чему стремятся все ведущие экономики мира — выше, чем в прочих.
В Евросоюзе в последние несколько лет происходит формирование единого европейского платежного пространства — SEPA, первый этап которого стартовал 1 января 2008 г. В рамках SEPA подразумевается помимо существующей единой европейской валюты создать ряд платежных инструментов и средств, единых и функционирующих по единым правилам для всех финансовых институтов Евросоюза.
Помимо инициатив Еврокомиссии и Центробанка Евросоюза появлению SEPA способствовало объединение ведущих европейских участников «пластикового» рынка:
• Banksys, EUFISERV (Бельгия);
• BORICA (Болгария);
• MBU (Хорватия);
• Zentraler Kreditausschuss, Euro Kartensysteme GmbH (Германия);
• Giro Bankcard cPlc (GBC) (Венгрия);
• Laser Card Services Ltd. (Ирландия);
• CO. GE. BAN, SSB, Seceti (Италия);
• Cetrel (Люксембург);
• Equens Nederland B. V. (Голландия);
• SIBS (Португалия);
• National Payment Card Centre (NPCC) of National Bank of Serbia (NBS) (Сербия);
• CECA, Sistema 4B, ServiRed (Испания);
• BKM (Турция);
• LINK (Великобритания);
• PAN Nordic Card Association (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия, Исландия, Латвия, Эстония, Литва) и проч.
В стандарты SEPA входят и требования к платежным системам Евросоюза, которые для функционирования в рамках SEPA должны обеспечивать возможность осуществления транзакций по единым правилам в любой точке Европы. Существующая инфраструктура национальных платежных систем Европы не позволяет им соответствовать данному условию и фактически ставит их на грань вымирания, открывая дорогу к тотальному доминированию международных платежных систем. Как отмечает в своем докладе Жан-Мишель Годфрой, директор отдела платежных систем и рыночной инфраструктуры Центробанка Европы, возникает определенный парадокс: с одной стороны, цель SEPA — привести к большей выгоде потребителей, но при этом оно ведет к уничтожению действительно выгодных платежных систем; а с другой сторон SEPA создано для развития экономики единой Европы, но приведет к монополии двух платежных систем, корни, бизнес-модели и стратегии которых уходят в США.
Подобное положение представители Еврокомиссии признают недопустимым, поэтому в рамках SEPA в настоящий момент рассматриваются различные варианты создания единой платежной карточной системы Евросоюза. Такая система согласно позиции Центробанка Европы помимо обеспечения единых условий проведения транзакций в рамках Евросоюза, должна строиться на следующих базовых принципах:
• единая европейская платежная система должна быть максимально сконцентрирована на основной деятельности — обеспечении единого платежного пространства и единой системы платежей на всей территории Европы; поэтому все побочные бизнесы — процессинг транзакций, эмиссия карт, кредитные программы и проч. — должны быть переданы в компетенцию банков;
• основой системы должны стать чиповые дебетовые карты с PIN-авторизацией, обеспечивающие наибольшую безопасность транзакций; при этом развитие кредитных продуктов и прочих видов карт должно являться прерогативой банков;
• продукты системы должны содержать возможность ко-брендинга с другими карточными системами, прежде всего международными, что позволит повысить конкурентные возможности европейской платежной системы на внешних рынках;
• по структуре управления система должна представлять собой ассоциацию банков-участников системы в отличие от принципа построения международных платежных систем, стремящихся к переориентации в акционерные компании, что повышает риски функционирования этих систем;
• комиссии эмитента должны быть предельно низкими или отсутствовать, дабы не создавать препятствий для развития безналичного оборота, препятствовать доминированию невыгодных рынку продуктов и ограничению конкуренции;
• единая платежная система должна быть доходной для всех участников: банков, ритейлеров, конечных потребителей;
• единая платежная система должна полностью стандартизировать и унифицировать все процессы проведения платежей, чтобы платеж в любых точках Европы проводился одинаково и по единым тарифам.
Одной из реальных инициатив по созданию единой платежной системы Евросоюза является получивший одобрение Центробанка Европы и Еврокомиссии Европейский Альянс платежных систем (EAPS). Данная организация объединяет ряд крупнейших платежных систем Европы. При этом участники EAPS являются ключевыми игроками на своих внутренних рынках. Совокупный объем их эмиссии составляет 222 млн карт, инфраструктура представлена 2,1 млн POS-терминалов и 189 тыс. банкоматов.
Участники EAPS (национальные платежные системы, объединения, сети терминалов и банкоматов):
• CO. GE. BAN (Италия), включает «Pago Bancomat scheme» и «Bancomat scheme»;
• EPCS (Германия), включает European Payment Card Solution GmbH и Deutsches Geldautomatensystem;
• EUFISERV s.c. r.l. (Бельгия);
• EURO 6000 S. A. (Испания);
• LINKInterchange Network Ltd (Великобритания);
• Sociedade Interbancaria de Servicos S. A. (SIBS) (Португалия).
Основные принципы EAPS формулирует следующим образом:
• членство в EAPS открыто для всех (платежных) систем, придерживающихся принципов SEPA;
• EAPS не будет оказывать влияние на внутренние транзакции систем-участников (внутри страны);
• системы могут участвовать в EAPS в качестве только эмитентов, только эквайреров, только POS-сети, только ATM-сети, либо в любой комбинации этих ролей;
• карты всех эмитентов-участников будут приниматься во всех терминалах эквайреров-участников;
• эта взаимная акцептация будет маркироваться знаком EAPS, который будет отображаться на дисплеях терминалов и, по желанию, на картах участников EAPS;
• знак EAPS разрешается использовать участникам EAPS и в ко-брэндинговых картах с иными системами;
• комиссии между системами-участниками EAPS за транзакции с помощью POS/ATM-терминалов будут установлены по многостороннему договору в соответствии с общими принципами Функционирования EAPS согласно его декларации, должно обеспечить следующие возможности и выгоды участникам:
1) Создание конкуренции и возможности выбора:
• EAPS является гарантией конкурентности и эффективности европейского рынка платежей;
• отсутствуют препятствия для ко-брэндинговых проектов с другими платежными системами; банки в праве конструировать бизнес-модели в соответствии с их бизнес-стратегией; с достижением EAPS панъевропейского охвата увеличится сегментация рынка, ко-брэндинговые с международными платежными системами карты будут вытеснены в сегмент туризма за пределы действия SEPA;
• европейские банки уже не контролируют эффективно международные платежные системы, которые уходят от модели ассоциаций и переходят к функционированию в целях прибыли акционеров;
• EAPS сводит вместе европейские платежные системы, управляемые европейскими банками; EAPS сфокусирована на обслуживании платежной индустрии Европы;
• EAPS предоставит владельцам карт доступ к большему числу точек продаж (POS) и ATM, чем международные платежные системы в странах участников EAPS, что увеличит предложение потребителям;
2) Увеличение рентабельности:
• EAPS будет создана на основе существующей технической инфраструктуры для поддержки платежей в рамках SEPA, в связи с этим затраты будут минимизированы за счет экономии на масштабах уже существующей инфраструктуры, устранении необходимости для банков самостоятельного развертывания и повышения КПД;
• платежные карты, выпущенные участниками, будут приниматься всеми эквайрерами EAPS, продвигая панъевропейский уровень приема для всех карт EAPS;
• все терминалы, уже обслуживающие карты национальных платежных систем, «автоматически» принимают карты прочих членов EAPS, в результате чего происходит увеличение числа транзакций;
• EAPS будет действовать в рамках междусистемных взаимоотношений, избегая дублирования с национальными системами и тем самым минимизируя долговременные эксплуатационные расходы;
• EAPS позволит банкам совершать обмен валюты при мультивалютных карточных платежах, создавая для них доход от разницы курсов и увеличивая возможности конкуренции;
3) Уменьшение затрат на вхождение в SEPA:
• EAPS будет основан на взаимодействии существующих национальных платежных инфраструктур, за счет чего будут минимизированы затраты на соответствие последних SEPA;
• национальные платежные системы интегрируются в панъевропейскую систему через альянс с прочими участниками, удовлетворяющими требованиям SEPA.
Как отмечают представители Центробанка EAPS видится как наиболее соответствующий достижению цели создания единой платежной карточной системы Европы[237]. Поэтому Европейский Центробанк и Еврокомиссия положительно оценивают эту инициативу, цель которой объединить национальные карточные платежные системы.