Социальная карта — механизм государственного и муниципального управления в сфере социальной поддержки населения
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78
Потребности рынка
В настоящее время на всех уровнях власти проводится большая работа, связанная с реализацией Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[243] в части замены натуральных льгот денежными компенсациями и адресным предоставлением социального пакета.
Выявленные проблемы существующей системы социальной поддержки:
• недостаточная отлаженность процедур и механизмов межведомственного взаимодействия (социальная защита, здравоохранение, транспорт, жилищно-коммунальные услуги (далее — ЖКХ));
• дублирование функций учета льготополучателей как следствие бумажного документооборота;
• отсутствие механизма своевременного обновления, контроля и обмена данными по льготникам на межрегиональном, межмуници-пальном и межведомственном уровнях;
• отсутствие фактического учета предоставления мер социальной поддержки (далее — МСП) с точки зрения получения количественных и стоимостных характеристик, особенно, в части социального пакета;
• отсутствие гибкого механизма предоставления социального пакета: отсутствие быстроты и удобства процедуры подтверждения права на МСП, ограниченность предложений способов получения МСП.
На сегодняшний день «Социальная карта» — это комплекс организационно-технологических решений для построения гибкой автоматизированной системы осуществления эффективной социальной поддержки населения, который позволяет решать следующие задачи.
В системе доставки денежных социальных выплат:
• удобный и наиболее дешевый способ обслуживания населения;
• возможность использования существующей банковской инфраструктуры. Экономия бюджетных средств и прозрачность финансовых потоков.
• быстрота обслуживания, отсутствие очередей.
В системе здравоохранения:
• автоматизированный учет фактического отпуска льготных лекарств в аптеке;
• улучшение качества обслуживания граждан за счет расширения инфраструктуры обслуживания, например, отпуск лекарств может осуществляться во всех аптеках, а не только в той, что закреплена за отдельной поликлиникой;
• автоматизированная система безналичных расчетов за оказываемые медицинские услуги и отпускаемые лекарства.
В системе пассажирских перевозок:
• полный учет проезда льготных категорий граждан в пассажирском общественном транспорте и своевременное возмещение по факту транспортным предприятиям из соответствующих бюджетов;
• повышение эффективности транспортной отрасли за счет внедрения «электронных проездных» — автоматизированной системы безналичных расчетов за поездки в общественном пассажирском транспорте для всего населения.
В системе жилищно-коммунального хозяйства:
• персонифицированный учет и адресное предоставление компенсационных средств льгот и субсидий по оплате ЖКХ;
• повышение собираемости платежей населения за услуги ЖКХ;
• улучшение качества обслуживания населения за счет дополнительных сервисов: прием платежей в банкоматах и терминалах банков, возможность просмотра счетов начислений, автоматическое перечисление компенсационных средств поставщикам услуг по заявлению гражданина и пр.
Социальная карта — возможности решения
Социальная карта — это интегрированная автоматизированная система персонального учета предоставления социальных льгот населению с использованием пластиковых карт (далее социальных карт).
Функции социальной карты
1) доступ и управление социальным счетом;
2) хранение идентификационных данных о льготнике в системе социальной поддержки населения;
3) подтверждение факта получения МСП — аналог личной подписи. Возможные приложения:
• банковское (платежное) приложение — перечисление денежных социальных выплат: ЕДВ, компенсации, пенсии, пособия, субсидии, зарплата и др.;
• аптечное приложение (электронный рецепт) — учет отпуска льготных лекарств в аптеке, медицинский полис в системе ОМС;
• коммунальное приложение — учет и компенсация льгот и субсидий при оплате жилищно-коммунальных услуг;
• транспортное приложение — учет и оплата проезда на общественном пассажирском транспорте.
В основе социальной карты лежит технология валидирования запросов из инфраструктуры на обслуживание льготников. Данная технология позволяет получать в точке обслуживания заданные правила и применять установленные регламенты к социальной карте в зависимости от категории льготника и его правах на МСП.
Потребители
Социальная карта позволяет решить комплекс задач, стоящих перед всеми участников проекта.
Задачи, решаемые исполнительной властью:
• персонифицированное и адресное предоставление мер социальной поддержки;
• автоматизация назначения и распределения мер социальной поддержки;
• качественное обслуживание населения — реализация принципа «одного окна»;
• создание единого социального регистра;
• учет факта предоставления мер социальной поддержки;
• экономия и целевое использование бюджетных средств;
• бюджетное планирование;
• региональная интеграция информационных ресурсов;
• реализация дополнительных (с учетом региональных особенностей) видов социальных программ.
Задачи стоящие перед поставщиками услуг:
• своевременность и полнота расчетов за предоставляемые услуги (товары) населению;
• исключение подделок правоустанавливающих документов;
• сокращение расходов и повышение эффективности работы предприятия;
• справедливое распределение бюджетных средств;
• планирование расходов предприятия по факту, а не по нормативу;
• повышение привлекательности предоставляемых услуг за счет гибкой тарифной политики.
Задачи стоящие перед банками:
• расширение клиентской базы;
• выход на новые сегменты рынка;
• перекрестная продажа услуг (переводы, прием платежей, кредитование и др.)
• рост доходов;
• расширение спектра услуг.
Социальная карта — эффективный инструмент для массового привлечения в кредитную организацию новых клиентов, в том числе из социальных групп, которые не являются пока традиционными потребителями банковских услуг (школьники, студенты, дотируемые группы населения), а также для значительного укрепления позиций банка в регионе расположения.
Технологический аспект решения
Комплекс организационно-технологических решений «Социальная карта» представляет собой совокупность системных модулей, каждый из которых выполняет определенные функции.
1. Единый регистр социальных льготников (ЕРСЛ) — программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий ведение базы данных по гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, ведение единых справочников МСП, скидок и тарифов, присвоение и изменение (вплоть до аннулирования) набора МСП в соответствии с действующим законодательством, начисление ЕДВ, учет размеров и фактических объемов предоставленных МСП, идентификация получателей МСП в корпоративных информационных системах, подтверждение прав на МСП по запросу корпоративных систем поставщиков льготируемых услуг, формирование отчетов в системе социальной поддержки населения, в том числе на компенсацию расходов поставщиков льготируемых услуг, ведение реестров аккредитованных в системе поставщиков льготируемых услуг.
2. Эмиссионный центр(ы) (ЭЦ) — программно-аппаратный комплекс, осуществляющий выпуск «социальных карт» с размещенными на них социальными приложениями (прикладное программное обеспечение, функционирующее в микроконтроллере карты) согласно информации из ЕРСЛ о наличии у пользователя карты набора МСП и в соответствии с заявлением гражданина на открытие на его карте данных приложений. ЭЦ осуществляет персонализацию карт и их распространение.
3. Процессинговый центр (ПЦ) — банковский программно-аппаратный комплекс, выполняющий функции сбора, обработки и рассылки участникам системы информации по операциям, совершенным с использованием социальных карт, касающихся информационных, идентификационных и расчетных (не платежных) приложений.
4. Модуль валидации (МВ) — небанковский программно-аппаратный комплекс, выполняющий функции хранения информации о правилах обслуживания социальных карт и валидации запросов точек обслуживания о праве держателя карты на предоставление социальных сервисов, а также передача в точку обслуживания информации о правилах обслуживания карты (комиссия, скидка и др.).
5. Отраслевые автоматизированные информационные системы инфраструктуры обслуживания карт (АИС ИО) — специализированные информационные системы, автоматизирующие деятельность отраслевых направлений системы социальной поддержки населения (кредитно-финансовые учреждения, социальные страхование, ФОМС, Региональные отделения Пенсионного Фонда, общественный транспорт, ЖКХ, лекарственное обеспечение), по обслуживанию пользователей социальных карт. В рамках данного модуля предусматривается создание терминально-информационной инфраструктуры приема и обслуживания карт.
Наличие вышеперечисленных модулей является необходимым и достаточным условием функционирования системы «Социальная карта». Кроме того, каждый из них в отдельности позволяет решить определенные задачи, связанные с дальнейшим развитием и совершенствованием системы социальной поддержки как в отдельном регионе (муниципальном образовании), так и в масштабах страны. В совокупности данные модули представляют собой единый механизм управления системой предоставления мер социальной поддержки населения.
Принципы построения
Многообразие форм и методов автоматизации бизнес-процессов корпоративных систем поставщиков льготных услуг, большое количество программных решений и разная степень развития информационной инфраструктуры по регионам и муниципальным образованиям России продуцирует несколько задач при выборе способа реализации проекта «Социальная карта» в каждом конкретном регионе и России в целом.
Какое из существующих решений выбрать для внедрения?
Главным критерием в данном случае должна быть максимальная адаптивность решения под существующие местные условия. Создаваемая система должна быть:
• единой с точки зрения единственности и однозначности регистрации и хранения данных о получателе мер социальной поддержки, доступности этой информации для авторизованных пользователей корпоративных АИС;
• в максимальной степени использовать существующую инфраструктуру и средства автоматизации на местах с целью снижения первоначальных и текущих (эксплуатационных) расходов;
• и в первую очередь, необходимо обратить внимание на наличие в регионе платежной системы, способной и заинтересованной развить свою инфраструктуру и программно-технические средства для обслуживания социальных карт. В случае отсутствия таковой, необходимо создание системы «Социальная карта» начать с реализации учетных схем, предпочтительно: транспорт, лекарственное обеспечение, с последующей интеграцией в данную инфраструктуру кредитно-финансовых организаций или обеспечить информационный взаимообмен с действующей банковской системой через процессинговые модули учетных систем.
Какой тип карт использовать?
Можно использовать любые карты из существующих:
• микропроцессорные контактные/бесконтактные,
• дуальные (с совмещенным контактным и бесконтактным интерфейсом),
• карты с бесконтактным чипом и магнитной полосой,
• бесконтактные (на транспорте) и просто банковские (микропроцессорные).
Также можно использовать разные карты для разных отраслевых приложений.
Главное, чтобы был предусмотрен механизм взаимоприема данных карт во всей инфраструктуре обслуживания или взаимозамены карт с разным функционалом при изменении действующего законодательства или категории льготника.
Кроме того, система должна предусматривать как многообразие способов использования социальных карт за счет их многофункциональности, так и многовариантность способов предоставления МСП при обеспечении учета факта их предоставления. Для этого требуется интегрируемость приложений Социальной карты с существующими системами предоставления льгот, такие как автоматизированные системы приема платежей в ЖКХ, системы выписки и учета рецептов по льготному лекарственному обеспечению.
Как обеспечить интеграцию информационных потоков и гарантировать гражданам равные условия предоставления мер социальной поддержки на территории, как отдельного региона, так и в случае межрегиональной интеграции?
Распространение и развитие технологии «Социальная карта» как инструмента информационного обмена между отдельными участниками системы социальной поддержки населения регионов Российской Федерации само по себе создает техническую и организационную основу для подобной интеграции. Тем не менее, необходим еще целый комплекс мер организационного, методического и нормативно-правового характера, позволяющих обеспечить необходимый уровень сервиса и качества обслуживания граждан при реализации органами исполнительной власти всех уровней социальной политики.
Практический опыт реализации
Платежная система «Золотая Корона» в течение ряда лет ведет практическую работу по внедрению технологий пластиковых карт в муниципальную и региональную экономику в различных регионах России. В результате накоплен богатый опыт о способах и вариантах развития «пластиковых» решений в различных сочетаниях функциональных и технологических возможностей.
Социальная карта Челябинца
В 2004 г. был запущен первый проект Платежной системы «Золотая Корона» «Социальная карта челябинца». В этом проекте использованы карты нового поколения, которые могут одинаково успешно применяться как в инфраструктуре банковского обслуживания, в том числе и для совершения учетных операций, так и в самостоятельных ведомственных системах: транспорт, ФОМС, ЖКХ, аптеки (см. рис. 1).
На сегодня в Челябинске в рамках проекта эмитировано более 120 тыс. карт. Ежемесячно регистрируется более 1,8 млн проездов в городском муниципальном транспорте, реализована технология учета отпуска льготных лекарств и ведется подготовка к переходу на персонифицированный расчет и зачисление средств компенсаций льгот и субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Электронный проездной — Новосибирск
Проект платежной системы «Золотая Корона» по автоматизации систем оплаты проезда и обслуживанию социальных карт была внедрена в городе Новосибирске в июле 2006 г. Проект получил название «Электронный проездной — Новосибирск».
26 июял 2006 г. вышло Постановление мэра Новосибирска № 716 «О внедрении в городе Новосибирске автоматизированной системы учета и безналичной оплаты проезда в городском общественном пассажирском транспорте»[244]. Уже 25 июля во всех кассах метро и в 48 наземных киосках и диспетчерских началась продажа «Единой транспортной карты». За 1 месяц к Транспортной Платежной Системе был подключен Новосибирский Метрополитен и более 1000 единиц муниципального общественного пассажирского транспорта.
После старта проект продолжал активно развиваться, многие технологические доработки в рамках проекта происходили уже после его запуска.
2006 г.:
25 июля — в кассах метрополитена и в наземных киосках началась продажа Единых транспортных карт (ЕТК).
1 августа — к обслуживанию ЕТК приступили метрополитен, муниципальные трамваи и троллейбусы
15 августа — к обслуживанию ЕТК приступили муниципальные автобусы.
1 сентября — начинается активное подключение к системе коммерческих перевозчиков.
12 сентяня — в ВУЗах города начинается оформление студенческих карт, кассы системы «Город» начинают принимать оплату за обслуживание карт.
28 сентября — «Золотая Корона» выигрывает открытый конкурс на заключение муниципального контракта на поставку социальных карт.
30 октября — поступили в продажу карты школьника.
1 ноября — муниципальный транспорт приступает к обслуживанию студенческих карт и карт школьника:
• отменены фиксированные суммы пополнения ЕТК. Пополнить карту можно на любую сумму.
• в администрациях районов начинается оформление социальных карт.
9 ноября — начал работать первый коммерческий маршрут принимающий оплату по ЕТК.
1 декабря — ЕТК переходит на единый кошелек для метро и наземного транспорта.
20 декабря — студенческие карты начинают обслуживаться в автобусах коммерческих перевозчиков.
2007 г.:
1 января — в муниципальном транспорте начала действовать социальная карта.
4 марата — социальные карты стали приниматься к обслуживанию в коммерческих автобусах
1 апреля — введен «Безлимитный тариф» для студенческой карты.
25 мая — реализовано продление социальной карты в устройствах самообслуживания
9 августа — впервые в России в маршрутных Газелях начала действовать бескондукторная схема безналичной оплаты проезда.
Сегодня в рамках проекта действуют:
• «Единая транспортная карта», предназначенная для оплаты проезда во всех видах городского пассажирского транспорта. Карта не персональная и может использоваться для оплаты проезда разными людьми. Карта находится в свободной продаже, приобрести ее может любой желающий. При оплате проезда по этой карте действуют скидки, размер которых зависит от суммы денег на карте в момент последнего пополнения и может составлять 5 %, 10 %, 15 % (см. рис. 2).
• ««Студенческая карта», по которой оплачивают проезд учащиеся высших и среднеспециальных учебных заведений города. Карта содержит персональные данные владельца (рис. 3). Учащиеся по своему желанию выбирают один из двух тарифов — типов проездных, действующих на карте. Безлимитный тариф дает право на неограниченное число поездок при фиксированной сумме пополнения на 1 месяц, по экономному тарифу предоставляется скидка 50 % на каждую поездку, количество которых не ограничено. Одновременно на карту может быть записан только один тариф. Смена тарифов осуществляется бесплатно в пунктах пополнения.
• «Карта школьника», разработанная специально для безналичной оплаты проезда учащихся школ (рис. 4). По карте школьники оплачивают половину установленной стоимости проезда. Приобрести и пополнить карту можно в киосках по продаже единых транспортных карт, в кассах метрополитена и в транспортных диспетчерских.
• «Социальная карта», выдаваемая жителям города, имеющим право по получение мер социальной поддержки при проезде в городском общественном транспорте (рис. 5). Карта содержит персональные данные владельца и выполняет функцию учета количества поездок, которое для владельцев карты не ограничено. Карта дает право на безлимитный проезд в метро, муниципальных автобусах, троллейбусах, трамваях, а также в автобусах индивидуальных предпринимателей, заключивших договоры с мэрией на выполнение социального заказа. Социальная карта заменяет льготные бумажные проездные билеты. Но в отличие от них карта оформляется один раз и имеет неограниченный срок действия. Карта предоставляется льготникам бесплатно, за счет средств городского бюджета. Сегодня продлить действие «Социальной карты» можно в 107 отделениях ЖЭУ, где операцию выполнит работник пункта продления, или самостоятельно в одном из 98 терминалов по сбору платежей, удобно расположенных на станциях новосибирского метрополитена, в торговых центрах и магазинах города.
Все транспортные карты содержат встроенный микропроцессор стандарта Mifare 1K, который позволяет, как сохранять, так и передавать необходимую информацию для расчетов стоимости проезда и учета фактов использования карты в каждом терминале. Кроме этого, технология обеспечивает размещение на такой карте до 15 различных комбинаций платежных, учетных и идентификационных приложений, защищенных самыми современными средствами криптозащиты.
Все транспортные карты работают по технологии одного «электронного кошелька» для всех видов транспорта, в том числе и для метрополитена, и для коммерческих маршрутов.
Сегодня безналичным способом оплачивают проезд 307 093 горожан. Каждый день по транспортным картам осуществляется более 250 000 поездок в общественном транспорте, при этом более половины поездок приходится на держателей «Социальных карт». В Новосибирске выдано 77 418 «Единых транспортных карт», 28 092 «Студенческих карт», 9335 «Карт школьника», 192 248 «Социальных карт» (рис. 6).
По картам обслуживает весь муниципальный транспорт, а также популярные городские маршруты коммерческих перевозчиков. Сегодня их в системе 14 с общим парком автобусов более 180 единиц. Весь транспорт, принимающий оплату по картам, отмечен распознавательными знакам системы.
Скоро владельцы транспортных карт смогут пополнять их в устройствах самообслуживания, установленных на станциях метро и в других легкодоступных местах (магазины, киоски, вестибюли вузов, школ и т. п.). Расширятся и функциональные возможности карт. По мере дальнейшего развития проекта помимо льготного проездного «Социальная карта» позволит реализовать на территории внедрения проекта Транспортных карт следующие возможности.
Доставка денежных выплат, компенсаций и пособий. Будет осуществляться с помощью банковского приложения социальной карты через инфраструктуру Уполномоченного банка (банкоматы, отделения банка), банков эквайеров и инфраструктуру облуживания карт. По согласованию с администрацией края обслуживание социальных карт на выдачу наличных и оплату товаров (работ, услуг) осуществляется без взимания с держателей социальных карт банковской комиссии.
Учет отпуска льготных лекарств в системе дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). Будет осуществляться с помощью небанковского приложения, размещаемого на контактном микропроцессоре социальной карты или посредством авторизации пользователя в инфраструктуре ДЛО в режиме реального времени с использованием магнитной полосы и PIN-кода пользователя.
Зачисление субсидий и оплата услуг ЖКХ. будет Осуществляется с помощью банковского приложения на социальной карте в специализированной инфраструктуре приема оплаты услуг ЖКХ — пунктах приема платежей по Системе «Город». Эти же пункты осуществляют в рамках системы функцию продления срока действия социальных карт.
Предоставление скидок в торговле — социальный дисконт. Осуществляется с помощью банковских терминалов, устанавливаемых в торгово-сервисных предприятиях, по технологии «Золотой Бонус». В качестве идентификатора используется размещенное на магнитной полосе или в микропроцессоре социальной карты приложение «Лояльность».
Оплата дополнительных услуг с помощью приложений транспортной карты — реализуется на дополнительных приложениях или с использованием транспортного приложения транспортной карты, размещенных в свободных секторах памяти бесконтактного чипа: оплата парковок, въезда или прохода на огражденные территории и (или) участки дорог, оплата питания школьников или работников предприятий в корпоративных столовых (буфетах).
Предоставление скидок и реализация бонусных программ в торговле. Будет осуществляется с помощью банковских терминалов, устанавливаемых в торгово-сервисных предприятиях в рамках программ лояльности торгово-сервисных предприятий, которые самостоятельно определяют условия использования приложения лояльности на транспортных картах в своих торговых сетях.
Этапы внедрения системы «Социальная карта»
1. Назначение ответственного исполнительного лица (лиц) за внедрение проекта.
2. Определение набора функциональных возможностей внедряемого проекта, участников проекта и их функций (транспорт, здравоохранение, социальные выплаты, ЖКХ, торговля).
3. Работа по созданию единого социального регистра населения.
4. Издание Постановления о реализации проекта в регионе/городе.
5. Определение источников финансирования для внедрения и развития проекта.
6. Создание уполномоченной структуры (Центр эмиссии Социальной карты) для реализации функций:
• работа с населением по приему заявлений, информированию
• взаимодействие и координация с участниками проекта
7. Подготовка и подписание договоров.
8. Разработка дизайна Социальной карты и заказ на изготовление и поставку.
9. Закупка и установка оборудования и программного обеспечения.
10. Обучение.
11. Разъяснительная работа с населением.
12. Запуск системы в эксплуатацию.
В среднем внедрение проекта осуществляется от 6 месяцев до 1,5 лет в зависимости от плана финансирования и объема реализации.
Основными статьями затрат при внедрении проекта являются следующие:
• оборудование (Серверное оборудование, банкоматы, cash-in, терминалы, инфокиоски, ПК);
• карты;
• программное обеспечение:
• лицензия;
• инсталляция;
• обучение;
• сопровождение.
• процессинг.
К единовременным относятся затраты на оборудование, карты и ПО в части приобретения лицензий, инсталляции и обучения. К текущим относятся сопровождение и плата за процессинговые услуги.
Принцип создания учетно-платежной системы на технологической основе банковского бизнеса позволяет снизить первоначальные затраты заказчика на процессинг и безопасность (до 25 % от стоимости системы), а в дальнейшем экономить на эксплуатации инфраструктуры обслуживания.
Торгово-сервисные предприятия, аптеки, транспортные организации, также, получая от банков бесплатно устройства обслуживания карт, готовы платить эксплуатационные издержки, так как система снижает их расходы на работу с наличностью и увеличивает обороты за счет привлечения дополнительных клиентов.
В целях повышения эффективности создаваемых систем, целесообразно привлекать к участию в проектах кредитно-финансовые организации, для чего при проектировании систем необходимо предусматривать возможность использования создаваемого функционала и основных технических модулей сторонними корпоративными пользователями, такими как: банковское сообщество, крупные отраслевые структуры ЖКХ, общественного транспорта, медицины и лекарственного обеспечения.
В целях снижения финансовых рисков и обеспечения гибкости и настраиваемое создаваемых систем, в качестве основного требования к инфраструктуре обслуживания населения следует рассматривать возможность одновременного использования ее для учетных и платежных функций без существенного изменения программного обеспечения и дополнительного технического оснащения.
Потребности рынка
В настоящее время на всех уровнях власти проводится большая работа, связанная с реализацией Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[243] в части замены натуральных льгот денежными компенсациями и адресным предоставлением социального пакета.
Выявленные проблемы существующей системы социальной поддержки:
• недостаточная отлаженность процедур и механизмов межведомственного взаимодействия (социальная защита, здравоохранение, транспорт, жилищно-коммунальные услуги (далее — ЖКХ));
• дублирование функций учета льготополучателей как следствие бумажного документооборота;
• отсутствие механизма своевременного обновления, контроля и обмена данными по льготникам на межрегиональном, межмуници-пальном и межведомственном уровнях;
• отсутствие фактического учета предоставления мер социальной поддержки (далее — МСП) с точки зрения получения количественных и стоимостных характеристик, особенно, в части социального пакета;
• отсутствие гибкого механизма предоставления социального пакета: отсутствие быстроты и удобства процедуры подтверждения права на МСП, ограниченность предложений способов получения МСП.
На сегодняшний день «Социальная карта» — это комплекс организационно-технологических решений для построения гибкой автоматизированной системы осуществления эффективной социальной поддержки населения, который позволяет решать следующие задачи.
В системе доставки денежных социальных выплат:
• удобный и наиболее дешевый способ обслуживания населения;
• возможность использования существующей банковской инфраструктуры. Экономия бюджетных средств и прозрачность финансовых потоков.
• быстрота обслуживания, отсутствие очередей.
В системе здравоохранения:
• автоматизированный учет фактического отпуска льготных лекарств в аптеке;
• улучшение качества обслуживания граждан за счет расширения инфраструктуры обслуживания, например, отпуск лекарств может осуществляться во всех аптеках, а не только в той, что закреплена за отдельной поликлиникой;
• автоматизированная система безналичных расчетов за оказываемые медицинские услуги и отпускаемые лекарства.
В системе пассажирских перевозок:
• полный учет проезда льготных категорий граждан в пассажирском общественном транспорте и своевременное возмещение по факту транспортным предприятиям из соответствующих бюджетов;
• повышение эффективности транспортной отрасли за счет внедрения «электронных проездных» — автоматизированной системы безналичных расчетов за поездки в общественном пассажирском транспорте для всего населения.
В системе жилищно-коммунального хозяйства:
• персонифицированный учет и адресное предоставление компенсационных средств льгот и субсидий по оплате ЖКХ;
• повышение собираемости платежей населения за услуги ЖКХ;
• улучшение качества обслуживания населения за счет дополнительных сервисов: прием платежей в банкоматах и терминалах банков, возможность просмотра счетов начислений, автоматическое перечисление компенсационных средств поставщикам услуг по заявлению гражданина и пр.
Социальная карта — возможности решения
Социальная карта — это интегрированная автоматизированная система персонального учета предоставления социальных льгот населению с использованием пластиковых карт (далее социальных карт).
Функции социальной карты
1) доступ и управление социальным счетом;
2) хранение идентификационных данных о льготнике в системе социальной поддержки населения;
3) подтверждение факта получения МСП — аналог личной подписи. Возможные приложения:
• банковское (платежное) приложение — перечисление денежных социальных выплат: ЕДВ, компенсации, пенсии, пособия, субсидии, зарплата и др.;
• аптечное приложение (электронный рецепт) — учет отпуска льготных лекарств в аптеке, медицинский полис в системе ОМС;
• коммунальное приложение — учет и компенсация льгот и субсидий при оплате жилищно-коммунальных услуг;
• транспортное приложение — учет и оплата проезда на общественном пассажирском транспорте.
В основе социальной карты лежит технология валидирования запросов из инфраструктуры на обслуживание льготников. Данная технология позволяет получать в точке обслуживания заданные правила и применять установленные регламенты к социальной карте в зависимости от категории льготника и его правах на МСП.
Потребители
Социальная карта позволяет решить комплекс задач, стоящих перед всеми участников проекта.
Задачи, решаемые исполнительной властью:
• персонифицированное и адресное предоставление мер социальной поддержки;
• автоматизация назначения и распределения мер социальной поддержки;
• качественное обслуживание населения — реализация принципа «одного окна»;
• создание единого социального регистра;
• учет факта предоставления мер социальной поддержки;
• экономия и целевое использование бюджетных средств;
• бюджетное планирование;
• региональная интеграция информационных ресурсов;
• реализация дополнительных (с учетом региональных особенностей) видов социальных программ.
Задачи стоящие перед поставщиками услуг:
• своевременность и полнота расчетов за предоставляемые услуги (товары) населению;
• исключение подделок правоустанавливающих документов;
• сокращение расходов и повышение эффективности работы предприятия;
• справедливое распределение бюджетных средств;
• планирование расходов предприятия по факту, а не по нормативу;
• повышение привлекательности предоставляемых услуг за счет гибкой тарифной политики.
Задачи стоящие перед банками:
• расширение клиентской базы;
• выход на новые сегменты рынка;
• перекрестная продажа услуг (переводы, прием платежей, кредитование и др.)
• рост доходов;
• расширение спектра услуг.
Социальная карта — эффективный инструмент для массового привлечения в кредитную организацию новых клиентов, в том числе из социальных групп, которые не являются пока традиционными потребителями банковских услуг (школьники, студенты, дотируемые группы населения), а также для значительного укрепления позиций банка в регионе расположения.
Технологический аспект решения
Комплекс организационно-технологических решений «Социальная карта» представляет собой совокупность системных модулей, каждый из которых выполняет определенные функции.
1. Единый регистр социальных льготников (ЕРСЛ) — программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий ведение базы данных по гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, ведение единых справочников МСП, скидок и тарифов, присвоение и изменение (вплоть до аннулирования) набора МСП в соответствии с действующим законодательством, начисление ЕДВ, учет размеров и фактических объемов предоставленных МСП, идентификация получателей МСП в корпоративных информационных системах, подтверждение прав на МСП по запросу корпоративных систем поставщиков льготируемых услуг, формирование отчетов в системе социальной поддержки населения, в том числе на компенсацию расходов поставщиков льготируемых услуг, ведение реестров аккредитованных в системе поставщиков льготируемых услуг.
2. Эмиссионный центр(ы) (ЭЦ) — программно-аппаратный комплекс, осуществляющий выпуск «социальных карт» с размещенными на них социальными приложениями (прикладное программное обеспечение, функционирующее в микроконтроллере карты) согласно информации из ЕРСЛ о наличии у пользователя карты набора МСП и в соответствии с заявлением гражданина на открытие на его карте данных приложений. ЭЦ осуществляет персонализацию карт и их распространение.
3. Процессинговый центр (ПЦ) — банковский программно-аппаратный комплекс, выполняющий функции сбора, обработки и рассылки участникам системы информации по операциям, совершенным с использованием социальных карт, касающихся информационных, идентификационных и расчетных (не платежных) приложений.
4. Модуль валидации (МВ) — небанковский программно-аппаратный комплекс, выполняющий функции хранения информации о правилах обслуживания социальных карт и валидации запросов точек обслуживания о праве держателя карты на предоставление социальных сервисов, а также передача в точку обслуживания информации о правилах обслуживания карты (комиссия, скидка и др.).
5. Отраслевые автоматизированные информационные системы инфраструктуры обслуживания карт (АИС ИО) — специализированные информационные системы, автоматизирующие деятельность отраслевых направлений системы социальной поддержки населения (кредитно-финансовые учреждения, социальные страхование, ФОМС, Региональные отделения Пенсионного Фонда, общественный транспорт, ЖКХ, лекарственное обеспечение), по обслуживанию пользователей социальных карт. В рамках данного модуля предусматривается создание терминально-информационной инфраструктуры приема и обслуживания карт.
Наличие вышеперечисленных модулей является необходимым и достаточным условием функционирования системы «Социальная карта». Кроме того, каждый из них в отдельности позволяет решить определенные задачи, связанные с дальнейшим развитием и совершенствованием системы социальной поддержки как в отдельном регионе (муниципальном образовании), так и в масштабах страны. В совокупности данные модули представляют собой единый механизм управления системой предоставления мер социальной поддержки населения.
Принципы построения
Многообразие форм и методов автоматизации бизнес-процессов корпоративных систем поставщиков льготных услуг, большое количество программных решений и разная степень развития информационной инфраструктуры по регионам и муниципальным образованиям России продуцирует несколько задач при выборе способа реализации проекта «Социальная карта» в каждом конкретном регионе и России в целом.
Какое из существующих решений выбрать для внедрения?
Главным критерием в данном случае должна быть максимальная адаптивность решения под существующие местные условия. Создаваемая система должна быть:
• единой с точки зрения единственности и однозначности регистрации и хранения данных о получателе мер социальной поддержки, доступности этой информации для авторизованных пользователей корпоративных АИС;
• в максимальной степени использовать существующую инфраструктуру и средства автоматизации на местах с целью снижения первоначальных и текущих (эксплуатационных) расходов;
• и в первую очередь, необходимо обратить внимание на наличие в регионе платежной системы, способной и заинтересованной развить свою инфраструктуру и программно-технические средства для обслуживания социальных карт. В случае отсутствия таковой, необходимо создание системы «Социальная карта» начать с реализации учетных схем, предпочтительно: транспорт, лекарственное обеспечение, с последующей интеграцией в данную инфраструктуру кредитно-финансовых организаций или обеспечить информационный взаимообмен с действующей банковской системой через процессинговые модули учетных систем.
Какой тип карт использовать?
Можно использовать любые карты из существующих:
• микропроцессорные контактные/бесконтактные,
• дуальные (с совмещенным контактным и бесконтактным интерфейсом),
• карты с бесконтактным чипом и магнитной полосой,
• бесконтактные (на транспорте) и просто банковские (микропроцессорные).
Также можно использовать разные карты для разных отраслевых приложений.
Главное, чтобы был предусмотрен механизм взаимоприема данных карт во всей инфраструктуре обслуживания или взаимозамены карт с разным функционалом при изменении действующего законодательства или категории льготника.
Кроме того, система должна предусматривать как многообразие способов использования социальных карт за счет их многофункциональности, так и многовариантность способов предоставления МСП при обеспечении учета факта их предоставления. Для этого требуется интегрируемость приложений Социальной карты с существующими системами предоставления льгот, такие как автоматизированные системы приема платежей в ЖКХ, системы выписки и учета рецептов по льготному лекарственному обеспечению.
Как обеспечить интеграцию информационных потоков и гарантировать гражданам равные условия предоставления мер социальной поддержки на территории, как отдельного региона, так и в случае межрегиональной интеграции?
Распространение и развитие технологии «Социальная карта» как инструмента информационного обмена между отдельными участниками системы социальной поддержки населения регионов Российской Федерации само по себе создает техническую и организационную основу для подобной интеграции. Тем не менее, необходим еще целый комплекс мер организационного, методического и нормативно-правового характера, позволяющих обеспечить необходимый уровень сервиса и качества обслуживания граждан при реализации органами исполнительной власти всех уровней социальной политики.
Практический опыт реализации
Платежная система «Золотая Корона» в течение ряда лет ведет практическую работу по внедрению технологий пластиковых карт в муниципальную и региональную экономику в различных регионах России. В результате накоплен богатый опыт о способах и вариантах развития «пластиковых» решений в различных сочетаниях функциональных и технологических возможностей.
Социальная карта Челябинца
В 2004 г. был запущен первый проект Платежной системы «Золотая Корона» «Социальная карта челябинца». В этом проекте использованы карты нового поколения, которые могут одинаково успешно применяться как в инфраструктуре банковского обслуживания, в том числе и для совершения учетных операций, так и в самостоятельных ведомственных системах: транспорт, ФОМС, ЖКХ, аптеки (см. рис. 1).
На сегодня в Челябинске в рамках проекта эмитировано более 120 тыс. карт. Ежемесячно регистрируется более 1,8 млн проездов в городском муниципальном транспорте, реализована технология учета отпуска льготных лекарств и ведется подготовка к переходу на персонифицированный расчет и зачисление средств компенсаций льгот и субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Электронный проездной — Новосибирск
Проект платежной системы «Золотая Корона» по автоматизации систем оплаты проезда и обслуживанию социальных карт была внедрена в городе Новосибирске в июле 2006 г. Проект получил название «Электронный проездной — Новосибирск».
26 июял 2006 г. вышло Постановление мэра Новосибирска № 716 «О внедрении в городе Новосибирске автоматизированной системы учета и безналичной оплаты проезда в городском общественном пассажирском транспорте»[244]. Уже 25 июля во всех кассах метро и в 48 наземных киосках и диспетчерских началась продажа «Единой транспортной карты». За 1 месяц к Транспортной Платежной Системе был подключен Новосибирский Метрополитен и более 1000 единиц муниципального общественного пассажирского транспорта.
После старта проект продолжал активно развиваться, многие технологические доработки в рамках проекта происходили уже после его запуска.
2006 г.:
25 июля — в кассах метрополитена и в наземных киосках началась продажа Единых транспортных карт (ЕТК).
1 августа — к обслуживанию ЕТК приступили метрополитен, муниципальные трамваи и троллейбусы
15 августа — к обслуживанию ЕТК приступили муниципальные автобусы.
1 сентября — начинается активное подключение к системе коммерческих перевозчиков.
12 сентяня — в ВУЗах города начинается оформление студенческих карт, кассы системы «Город» начинают принимать оплату за обслуживание карт.
28 сентября — «Золотая Корона» выигрывает открытый конкурс на заключение муниципального контракта на поставку социальных карт.
30 октября — поступили в продажу карты школьника.
1 ноября — муниципальный транспорт приступает к обслуживанию студенческих карт и карт школьника:
• отменены фиксированные суммы пополнения ЕТК. Пополнить карту можно на любую сумму.
• в администрациях районов начинается оформление социальных карт.
9 ноября — начал работать первый коммерческий маршрут принимающий оплату по ЕТК.
1 декабря — ЕТК переходит на единый кошелек для метро и наземного транспорта.
20 декабря — студенческие карты начинают обслуживаться в автобусах коммерческих перевозчиков.
2007 г.:
1 января — в муниципальном транспорте начала действовать социальная карта.
4 марата — социальные карты стали приниматься к обслуживанию в коммерческих автобусах
1 апреля — введен «Безлимитный тариф» для студенческой карты.
25 мая — реализовано продление социальной карты в устройствах самообслуживания
9 августа — впервые в России в маршрутных Газелях начала действовать бескондукторная схема безналичной оплаты проезда.
Сегодня в рамках проекта действуют:
• «Единая транспортная карта», предназначенная для оплаты проезда во всех видах городского пассажирского транспорта. Карта не персональная и может использоваться для оплаты проезда разными людьми. Карта находится в свободной продаже, приобрести ее может любой желающий. При оплате проезда по этой карте действуют скидки, размер которых зависит от суммы денег на карте в момент последнего пополнения и может составлять 5 %, 10 %, 15 % (см. рис. 2).
• ««Студенческая карта», по которой оплачивают проезд учащиеся высших и среднеспециальных учебных заведений города. Карта содержит персональные данные владельца (рис. 3). Учащиеся по своему желанию выбирают один из двух тарифов — типов проездных, действующих на карте. Безлимитный тариф дает право на неограниченное число поездок при фиксированной сумме пополнения на 1 месяц, по экономному тарифу предоставляется скидка 50 % на каждую поездку, количество которых не ограничено. Одновременно на карту может быть записан только один тариф. Смена тарифов осуществляется бесплатно в пунктах пополнения.
• «Карта школьника», разработанная специально для безналичной оплаты проезда учащихся школ (рис. 4). По карте школьники оплачивают половину установленной стоимости проезда. Приобрести и пополнить карту можно в киосках по продаже единых транспортных карт, в кассах метрополитена и в транспортных диспетчерских.
• «Социальная карта», выдаваемая жителям города, имеющим право по получение мер социальной поддержки при проезде в городском общественном транспорте (рис. 5). Карта содержит персональные данные владельца и выполняет функцию учета количества поездок, которое для владельцев карты не ограничено. Карта дает право на безлимитный проезд в метро, муниципальных автобусах, троллейбусах, трамваях, а также в автобусах индивидуальных предпринимателей, заключивших договоры с мэрией на выполнение социального заказа. Социальная карта заменяет льготные бумажные проездные билеты. Но в отличие от них карта оформляется один раз и имеет неограниченный срок действия. Карта предоставляется льготникам бесплатно, за счет средств городского бюджета. Сегодня продлить действие «Социальной карты» можно в 107 отделениях ЖЭУ, где операцию выполнит работник пункта продления, или самостоятельно в одном из 98 терминалов по сбору платежей, удобно расположенных на станциях новосибирского метрополитена, в торговых центрах и магазинах города.
Все транспортные карты содержат встроенный микропроцессор стандарта Mifare 1K, который позволяет, как сохранять, так и передавать необходимую информацию для расчетов стоимости проезда и учета фактов использования карты в каждом терминале. Кроме этого, технология обеспечивает размещение на такой карте до 15 различных комбинаций платежных, учетных и идентификационных приложений, защищенных самыми современными средствами криптозащиты.
Все транспортные карты работают по технологии одного «электронного кошелька» для всех видов транспорта, в том числе и для метрополитена, и для коммерческих маршрутов.
Сегодня безналичным способом оплачивают проезд 307 093 горожан. Каждый день по транспортным картам осуществляется более 250 000 поездок в общественном транспорте, при этом более половины поездок приходится на держателей «Социальных карт». В Новосибирске выдано 77 418 «Единых транспортных карт», 28 092 «Студенческих карт», 9335 «Карт школьника», 192 248 «Социальных карт» (рис. 6).
По картам обслуживает весь муниципальный транспорт, а также популярные городские маршруты коммерческих перевозчиков. Сегодня их в системе 14 с общим парком автобусов более 180 единиц. Весь транспорт, принимающий оплату по картам, отмечен распознавательными знакам системы.
Скоро владельцы транспортных карт смогут пополнять их в устройствах самообслуживания, установленных на станциях метро и в других легкодоступных местах (магазины, киоски, вестибюли вузов, школ и т. п.). Расширятся и функциональные возможности карт. По мере дальнейшего развития проекта помимо льготного проездного «Социальная карта» позволит реализовать на территории внедрения проекта Транспортных карт следующие возможности.
Доставка денежных выплат, компенсаций и пособий. Будет осуществляться с помощью банковского приложения социальной карты через инфраструктуру Уполномоченного банка (банкоматы, отделения банка), банков эквайеров и инфраструктуру облуживания карт. По согласованию с администрацией края обслуживание социальных карт на выдачу наличных и оплату товаров (работ, услуг) осуществляется без взимания с держателей социальных карт банковской комиссии.
Учет отпуска льготных лекарств в системе дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). Будет осуществляться с помощью небанковского приложения, размещаемого на контактном микропроцессоре социальной карты или посредством авторизации пользователя в инфраструктуре ДЛО в режиме реального времени с использованием магнитной полосы и PIN-кода пользователя.
Зачисление субсидий и оплата услуг ЖКХ. будет Осуществляется с помощью банковского приложения на социальной карте в специализированной инфраструктуре приема оплаты услуг ЖКХ — пунктах приема платежей по Системе «Город». Эти же пункты осуществляют в рамках системы функцию продления срока действия социальных карт.
Предоставление скидок в торговле — социальный дисконт. Осуществляется с помощью банковских терминалов, устанавливаемых в торгово-сервисных предприятиях, по технологии «Золотой Бонус». В качестве идентификатора используется размещенное на магнитной полосе или в микропроцессоре социальной карты приложение «Лояльность».
Оплата дополнительных услуг с помощью приложений транспортной карты — реализуется на дополнительных приложениях или с использованием транспортного приложения транспортной карты, размещенных в свободных секторах памяти бесконтактного чипа: оплата парковок, въезда или прохода на огражденные территории и (или) участки дорог, оплата питания школьников или работников предприятий в корпоративных столовых (буфетах).
Предоставление скидок и реализация бонусных программ в торговле. Будет осуществляется с помощью банковских терминалов, устанавливаемых в торгово-сервисных предприятиях в рамках программ лояльности торгово-сервисных предприятий, которые самостоятельно определяют условия использования приложения лояльности на транспортных картах в своих торговых сетях.
Этапы внедрения системы «Социальная карта»
1. Назначение ответственного исполнительного лица (лиц) за внедрение проекта.
2. Определение набора функциональных возможностей внедряемого проекта, участников проекта и их функций (транспорт, здравоохранение, социальные выплаты, ЖКХ, торговля).
3. Работа по созданию единого социального регистра населения.
4. Издание Постановления о реализации проекта в регионе/городе.
5. Определение источников финансирования для внедрения и развития проекта.
6. Создание уполномоченной структуры (Центр эмиссии Социальной карты) для реализации функций:
• работа с населением по приему заявлений, информированию
• взаимодействие и координация с участниками проекта
7. Подготовка и подписание договоров.
8. Разработка дизайна Социальной карты и заказ на изготовление и поставку.
9. Закупка и установка оборудования и программного обеспечения.
10. Обучение.
11. Разъяснительная работа с населением.
12. Запуск системы в эксплуатацию.
В среднем внедрение проекта осуществляется от 6 месяцев до 1,5 лет в зависимости от плана финансирования и объема реализации.
Основными статьями затрат при внедрении проекта являются следующие:
• оборудование (Серверное оборудование, банкоматы, cash-in, терминалы, инфокиоски, ПК);
• карты;
• программное обеспечение:
• лицензия;
• инсталляция;
• обучение;
• сопровождение.
• процессинг.
К единовременным относятся затраты на оборудование, карты и ПО в части приобретения лицензий, инсталляции и обучения. К текущим относятся сопровождение и плата за процессинговые услуги.
Принцип создания учетно-платежной системы на технологической основе банковского бизнеса позволяет снизить первоначальные затраты заказчика на процессинг и безопасность (до 25 % от стоимости системы), а в дальнейшем экономить на эксплуатации инфраструктуры обслуживания.
Торгово-сервисные предприятия, аптеки, транспортные организации, также, получая от банков бесплатно устройства обслуживания карт, готовы платить эксплуатационные издержки, так как система снижает их расходы на работу с наличностью и увеличивает обороты за счет привлечения дополнительных клиентов.
В целях повышения эффективности создаваемых систем, целесообразно привлекать к участию в проектах кредитно-финансовые организации, для чего при проектировании систем необходимо предусматривать возможность использования создаваемого функционала и основных технических модулей сторонними корпоративными пользователями, такими как: банковское сообщество, крупные отраслевые структуры ЖКХ, общественного транспорта, медицины и лекарственного обеспечения.
В целях снижения финансовых рисков и обеспечения гибкости и настраиваемое создаваемых систем, в качестве основного требования к инфраструктуре обслуживания населения следует рассматривать возможность одновременного использования ее для учетных и платежных функций без существенного изменения программного обеспечения и дополнительного технического оснащения.