Классификация банковских карт и описание видов
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78
Классификация платежных карт по разнообразным признакам очень многогранная тема. В специализированной литературе можно встретить классификацию карт по материалу изготовления (бумажные, пластиковые, металлические), по способу записи информации (кодирование магнитной полосы, чип, лазерная запись, штрих-кодирование), по территориальной принадлежности (международные, национальные, локальные), и т. д.
Платежные системы также используют свою классификацию карточным продуктов применительно к клиентским группам, разделяя виды карт по сфере применения и социальному статусу держателя[14]. Кратко остановимся на платежных системах применяемых на российском рынке. Их можно разделить на международные и национальные.
Из международных платежных систем в России активно работают MasterCard WorldWide (далее — MasterCard), Visa International (далее — Visa), Diners Club и American Express. При этом MasterCard и Visa являются лидерами рынка, предлагая сходную и достаточно широкую линейку продуктов. На частый вопрос клиентов, «какую же карту лучше выбрать MasterCard или Visa, какие у них отличия и особенности?» сотрудник банка может с некоторым основанием ответить, что эти системы практически идентичны и отличий у карт этих систем не больше, чем отличий у напитков Coca-Cola и Pepsi-Cola (хотя конечно, представители этих систем будут категорически не согласны с таким ответом). В свою очередь продукты систем Diners Club и American Express относятся к премиальному сектору и характеризуются значительным сервисным пакетом и соответственно высокой стоимостью обслуживания.
Из национальных платежных систем можно выделить Золотую Корону, Сбер-карт и Юнион Кард с NCC, как лидеров. Остальные системы Аккорд, Волга, MAXIMA, Миркарт, Новгородская монета, Радуга достаточно ограничены рамками банков, их создавших. Карты национальных платежных систем имеют преимущественное «хождение» по территории России и практически не имеют точек приема за рубежом. При этом, данные системы имеют определенное конкурентное преимущество перед международными платежными системами — более низкая стоимость каждой операции, а также большая адаптированность к российским реалиям и большая функциональность на локальном рынке.
Особняком стоит специализированная платежная система «Таможенная карта», картами которой можно оплатить только таможенные платежи, но в своей нише эта система является лидером.
В рамках настоящей книги мы сократим классификацию карт и не будем подробно рассматривать их различия по территории хождения или по материалу изготовления, выделим только основные параметры карт важные с точки зрения клиента. Нормативные документы Банка России, а точнее Положение от 24 декабря 2004 г. № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» (в ред. от 21 сентября 2006 г.) (далее — Положение ЦБ РФ № 266-П), также классифицируют платежные карты по системе проведения расчетов (расчетные карты, кредитные карты и предоплаченные карты), что отражено в п. 1.5.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 декабря 2004 г.
ПОЛО
Давайте переведем сухой язык нормативного акта в более живое описание и постараемся разобраться, что представляет из себя тот или иной вид карты на бытовом уровне.
Расчетная карта
Существуют два вида расчетных карт: дебетовая карта, карта с разрешенным овердрафтом. В первом случае клиент может распоряжаться использовать только средствами, которые он внес на карту, при наличии нулевого остатка карта уже не может быть использована. Карта с разрешенным овердрафтом позволяет, как пользоваться средствами собственными клиента, внесенными на счет, так и получать кредит банка, когда свои средства заканчиваются. Хотя это и не совсем верное с профессиональной точки зрения определение, но по карте с разрешенным овердрафтом может быть, как положительный, так и «отрицательный остаток» (да, простят меня банковские работники за выражение «отрицательный остаток»). Далее мы подробно рассмотрим обе карты.
Кредитная карта. По кредитной карте клиент может пользоваться только кредитом, предоставленным банком, по ней не может быть «положительного» остатка, т. е. или держатель карты должен банку или не должен. Даже если клиент внесет сумму, превышающую долг, то сумма превышения будет использована только на очередное погашение кредита, но не для платежей по карте.
Предоплаченная карта. Это карта, остаток по которой возникает в момент ее покупки в банке, на сумму, которую внес клиент. Предоплаченная карта обычно безымянная, для ее использования клиенту не открывается банковский счет, и она не может быть в дальнейшем пополнена. Аналогами банковских предоплаченных карт являются всевозможные скрэтч-карты сотовых операторов, Интернет провайдеров или даже проездные билеты в метро. По предоплаченной карте клиент вносит деньги в счет будущей оплаты товаров или услуг.
Предлагаемая Центральным Банком России классификация платежных карт возможно наиболее близка нам, но все же мы хотели бы несколько расширить ее. Обращаясь к литературе, можно выделить следующую классификацию банковских платежных карт по маркетинговым целям бизнеса:
«В общем случае можно выделить три главных направления использования платежных карт:
• для работы с клиентами банка — физическими лицами;
• для работы с юридическими лицами и их сотрудниками в рамках зарплатных проектов;
• карты могут предлагаться корпоративным клиентам в качестве дополнительной услуги для оплаты представительских расходов (корпоративные карты)»[15].
Похожую классификацию дает п. 1.6 Положение ЦБ РФ № 266-П.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 декабря 2004 г.
№ 266-П
Классификация платежных карт по разнообразным признакам очень многогранная тема. В специализированной литературе можно встретить классификацию карт по материалу изготовления (бумажные, пластиковые, металлические), по способу записи информации (кодирование магнитной полосы, чип, лазерная запись, штрих-кодирование), по территориальной принадлежности (международные, национальные, локальные), и т. д.
Платежные системы также используют свою классификацию карточным продуктов применительно к клиентским группам, разделяя виды карт по сфере применения и социальному статусу держателя[14]. Кратко остановимся на платежных системах применяемых на российском рынке. Их можно разделить на международные и национальные.
Из международных платежных систем в России активно работают MasterCard WorldWide (далее — MasterCard), Visa International (далее — Visa), Diners Club и American Express. При этом MasterCard и Visa являются лидерами рынка, предлагая сходную и достаточно широкую линейку продуктов. На частый вопрос клиентов, «какую же карту лучше выбрать MasterCard или Visa, какие у них отличия и особенности?» сотрудник банка может с некоторым основанием ответить, что эти системы практически идентичны и отличий у карт этих систем не больше, чем отличий у напитков Coca-Cola и Pepsi-Cola (хотя конечно, представители этих систем будут категорически не согласны с таким ответом). В свою очередь продукты систем Diners Club и American Express относятся к премиальному сектору и характеризуются значительным сервисным пакетом и соответственно высокой стоимостью обслуживания.
Из национальных платежных систем можно выделить Золотую Корону, Сбер-карт и Юнион Кард с NCC, как лидеров. Остальные системы Аккорд, Волга, MAXIMA, Миркарт, Новгородская монета, Радуга достаточно ограничены рамками банков, их создавших. Карты национальных платежных систем имеют преимущественное «хождение» по территории России и практически не имеют точек приема за рубежом. При этом, данные системы имеют определенное конкурентное преимущество перед международными платежными системами — более низкая стоимость каждой операции, а также большая адаптированность к российским реалиям и большая функциональность на локальном рынке.
Особняком стоит специализированная платежная система «Таможенная карта», картами которой можно оплатить только таможенные платежи, но в своей нише эта система является лидером.
В рамках настоящей книги мы сократим классификацию карт и не будем подробно рассматривать их различия по территории хождения или по материалу изготовления, выделим только основные параметры карт важные с точки зрения клиента. Нормативные документы Банка России, а точнее Положение от 24 декабря 2004 г. № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» (в ред. от 21 сентября 2006 г.) (далее — Положение ЦБ РФ № 266-П), также классифицируют платежные карты по системе проведения расчетов (расчетные карты, кредитные карты и предоплаченные карты), что отражено в п. 1.5.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 декабря 2004 г.
ПОЛО
Давайте переведем сухой язык нормативного акта в более живое описание и постараемся разобраться, что представляет из себя тот или иной вид карты на бытовом уровне.
Расчетная карта
Существуют два вида расчетных карт: дебетовая карта, карта с разрешенным овердрафтом. В первом случае клиент может распоряжаться использовать только средствами, которые он внес на карту, при наличии нулевого остатка карта уже не может быть использована. Карта с разрешенным овердрафтом позволяет, как пользоваться средствами собственными клиента, внесенными на счет, так и получать кредит банка, когда свои средства заканчиваются. Хотя это и не совсем верное с профессиональной точки зрения определение, но по карте с разрешенным овердрафтом может быть, как положительный, так и «отрицательный остаток» (да, простят меня банковские работники за выражение «отрицательный остаток»). Далее мы подробно рассмотрим обе карты.
Кредитная карта. По кредитной карте клиент может пользоваться только кредитом, предоставленным банком, по ней не может быть «положительного» остатка, т. е. или держатель карты должен банку или не должен. Даже если клиент внесет сумму, превышающую долг, то сумма превышения будет использована только на очередное погашение кредита, но не для платежей по карте.
Предоплаченная карта. Это карта, остаток по которой возникает в момент ее покупки в банке, на сумму, которую внес клиент. Предоплаченная карта обычно безымянная, для ее использования клиенту не открывается банковский счет, и она не может быть в дальнейшем пополнена. Аналогами банковских предоплаченных карт являются всевозможные скрэтч-карты сотовых операторов, Интернет провайдеров или даже проездные билеты в метро. По предоплаченной карте клиент вносит деньги в счет будущей оплаты товаров или услуг.
Предлагаемая Центральным Банком России классификация платежных карт возможно наиболее близка нам, но все же мы хотели бы несколько расширить ее. Обращаясь к литературе, можно выделить следующую классификацию банковских платежных карт по маркетинговым целям бизнеса:
«В общем случае можно выделить три главных направления использования платежных карт:
• для работы с клиентами банка — физическими лицами;
• для работы с юридическими лицами и их сотрудниками в рамках зарплатных проектов;
• карты могут предлагаться корпоративным клиентам в качестве дополнительной услуги для оплаты представительских расходов (корпоративные карты)»[15].
Похожую классификацию дает п. 1.6 Положение ЦБ РФ № 266-П.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 декабря 2004 г.
№ 266-П