Налогообложение операций с банковскими картами
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78
Налог на добавленную стоимость
Применение налога на добавленную стоимость (НДС) к операциям с банковскими картами регулируется главой 21 НК РФ. Данным налогом не облагаются банковские операции (подп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Существенные изменения в налогообложение НДС операций с банковскими картами внес Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»[59] (в ред. от 28 февраля 2006 г. № 28-ФЗ, от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ, от 17 мая 2007 г. № 85-ФЗ, от 4 ноября 2007 г. № 255-ФЗ), изменивший соответствующие положения главы 21 НК РФ и вступивший в силу с 1 января 2006 г.
Указанный закон ввел две новые позиции в льготах по НДС. Во-первых, это новая редакция абз. 4 подп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ, в соответствии с которой не облагаются данным налогом операции, связанные с обслуживанием банковских карт, осуществляемые банками. При этом указанные операции отнесены новой редакций Налогового кодекса РФ к банковским (в перечне банковских операций, установленном в ст. 5 Федерального закона № 395-I, операции с банковскими или платежными картами не поименованы). На наш взгляд квалификация операций с банковскими картами, предложенная Налоговым кодексом, правомерна. Несмотря на то, что Налоговый кодекс РФ не является специальным банковским законом, операции с банковскими картами являются банковскими по своей природе и кодекс только констатировал существующую природу вещей[60].
Из приведенного следует, что с 1 января 2006 г. любой платеж клиента банку, связанный с оплатой использования им банковской карты, не облагается НДС. В силу рассматриваемой специальной льготы доказывать, что при этом совершается та или иная банковская операция, не требуется, достаточно лишь соотнести тот или иной платеж с фактом оказания банком любой услуги по карте (выпуск, годовое обслуживание, блокировка, разблокировка, перевыпуск, плата за выдачу средств и т. д.).
Другая, более интересная новелла, содержится в подп. 3.1 новой редакции п. 3 ст. 149 НК РФ. Она устанавливает, что не облагаются НДС услуги, связанные с обслуживанием банковских карт. При этом из техники изложения данной нормы следует, что она применяется независимо от субъектного состава и от типа операций, иначе говоря, право на ее применение имеется не только у банков и она применяется для операций (услуг), не являющихся банковскими (для которых есть отдельная льгота). Оба эти признаки важны, если мы рассмотрим возможность применения данной нормы к освобождению от НДС процессинговых услуг[61].
Процессинговые услуги, понимаемые как технологические действия вспомогательного характера, связанные с банковскими картами, подпадают под понятие «услуг, связанных с обслуживанием банковских карт» и, соответственно, освобождаются от НДС с 1 января 2006 г., независимо от того, какими организациями оказываются.
Единственная неясность в законодательстве связана с тем, что по состоянию на 1 января 2006 г. для процессинговых операций в Налоговом кодексе РФ уже содержалась льгота, предусмотренная подп. 4 п. 3 ст. 149 НК РФ — не подлежат обложению НДС «операции, осуществляемые организациями, обеспечивающими информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами». Действует данная норма без изменений и поныне. Однако, на наш взгляд, никакой коллизии между данными нормами нет: льгота подп. 4 п. 3 ст. 149 НК РФ распространяется не только и не сколько на карточный процессинг, сколько на операции по информационному и технологическому взаимодействию между участниками любых расчетов (деятельность клиринговых центров и пр.), карточный процессинг приведен в ней только в качестве примера. Тогда как льгота подп. 3.1 п. 3 ст. 149 НК РФ носит специальный характер: от налогообложения освобождаются услуги, связанные с обслуживанием банковских карт, не являющиеся банковскими операциями, оказываемые как банками, так и небанковскими организациями (процессинговыми компаниями).
Согласно подп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ подлежат обложению НДС операции по инкассации, в том числе связанной с операциями с банковскими картами, если банки-эмитенты и эквайреры пользуются услугами инкассаторских организаций, не входящих в их структуры («сторонняя инкассация»).
Налог на доходы физических лиц
Применение данного налога к операциям с банковскими картами регулируется главой 23 НК РФ. Применительно к операциям с использованием банковских карт интерес представляют два момента: материальная выгода, полученная в связи с операциями с кредитными картами в течение беспроцентного периода, и налогообложение процентов по банковскому (карточному) счету.
Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 212-ФЗ «О внесении изменений в статьи 212 и 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившей силу статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую налогового кодекса российской федерации, изменения в статью 19 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации»[62] внесены изменения в ст. 212 НК РФ, вступившие в силу с 1 января 2005 г., установившие, что материальная выгода, полученная в связи с операциями с кредитными картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении кредитной карты, не является налогооблагаемой.
Согласно сложившейся вначале практике упомянутая льгота относилась налоговыми органами только к кредитным картам (как они определены и урегулированы действующими банковскими правилами — см. Положение ЦБ РФ № 266-П и Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2005 г. № 03-05-01-04/235[63]), но не к расчетным картам с разрешенным овердрафтом. Однако впоследствии позиция налоговых органов изменилась и в Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ от 10 ноября 2005 г. № 03–00—10/40[64] (далее — Письмо № 03-00-10/40) был сделан благоприятный для налогоплательщиков вывод (логика Письма была потом подтверждена еще одним документом — Письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ от 21 ноября 2006 г. № 03-05-01-04/316[65]). А в редакции Налогового кодекса РФ, действующей с 1 января 2008 г., формулировка рассматриваемой льготы изменена таким образом, что она относится ко всем банковским картам, т. е. расчетные карты с разрешенным овердрафтом уже бесспорно к ним причисляются.
Таким образом, в настоящее время налоговых последствий в виде материальной выгоды не возникает при совершении клиентом операций по карте за счет банка-эмитента в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о выдаче и использовании банковской карты любого типа. Следует отметить, что для того, чтобы не быть налогооблагаемой материальная выгода должна быть получена «в связи с операциями с банковскими картами», что достигается путем оплаты банком операций клиента, совершенных с использованием карты. В том случае, если банк предоставляет клиенту кредит путем зачисления его суммы на банковский карточный или иной счет применение рассматриваемой льготы может быть достаточно проблематично.
Хотя сама по себе налоговая коллизия «кредитные карты — расчетные карты с овердрафтом» уже не так актуальна, вспомним историю вопроса, поскольку возможно возникновение вопросов и по прошедшим налоговым периодам.
Итак, льгота по материальной выгоде предусматривалась текстом Налогового кодекса РФ только для кредитных карт, следовательно, для того, чтобы применить ее к расчетным картам необходимо было доказать, что в данном случае под кредитными картами мы можем понимать и расчетные карты.
При решении налоговых вопросов, связанных с дефинициями, должен быть использован п. 1 ст. 11 НК РФ.
Налог на добавленную стоимость
Применение налога на добавленную стоимость (НДС) к операциям с банковскими картами регулируется главой 21 НК РФ. Данным налогом не облагаются банковские операции (подп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Существенные изменения в налогообложение НДС операций с банковскими картами внес Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»[59] (в ред. от 28 февраля 2006 г. № 28-ФЗ, от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ, от 17 мая 2007 г. № 85-ФЗ, от 4 ноября 2007 г. № 255-ФЗ), изменивший соответствующие положения главы 21 НК РФ и вступивший в силу с 1 января 2006 г.
Указанный закон ввел две новые позиции в льготах по НДС. Во-первых, это новая редакция абз. 4 подп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ, в соответствии с которой не облагаются данным налогом операции, связанные с обслуживанием банковских карт, осуществляемые банками. При этом указанные операции отнесены новой редакций Налогового кодекса РФ к банковским (в перечне банковских операций, установленном в ст. 5 Федерального закона № 395-I, операции с банковскими или платежными картами не поименованы). На наш взгляд квалификация операций с банковскими картами, предложенная Налоговым кодексом, правомерна. Несмотря на то, что Налоговый кодекс РФ не является специальным банковским законом, операции с банковскими картами являются банковскими по своей природе и кодекс только констатировал существующую природу вещей[60].
Из приведенного следует, что с 1 января 2006 г. любой платеж клиента банку, связанный с оплатой использования им банковской карты, не облагается НДС. В силу рассматриваемой специальной льготы доказывать, что при этом совершается та или иная банковская операция, не требуется, достаточно лишь соотнести тот или иной платеж с фактом оказания банком любой услуги по карте (выпуск, годовое обслуживание, блокировка, разблокировка, перевыпуск, плата за выдачу средств и т. д.).
Другая, более интересная новелла, содержится в подп. 3.1 новой редакции п. 3 ст. 149 НК РФ. Она устанавливает, что не облагаются НДС услуги, связанные с обслуживанием банковских карт. При этом из техники изложения данной нормы следует, что она применяется независимо от субъектного состава и от типа операций, иначе говоря, право на ее применение имеется не только у банков и она применяется для операций (услуг), не являющихся банковскими (для которых есть отдельная льгота). Оба эти признаки важны, если мы рассмотрим возможность применения данной нормы к освобождению от НДС процессинговых услуг[61].
Процессинговые услуги, понимаемые как технологические действия вспомогательного характера, связанные с банковскими картами, подпадают под понятие «услуг, связанных с обслуживанием банковских карт» и, соответственно, освобождаются от НДС с 1 января 2006 г., независимо от того, какими организациями оказываются.
Единственная неясность в законодательстве связана с тем, что по состоянию на 1 января 2006 г. для процессинговых операций в Налоговом кодексе РФ уже содержалась льгота, предусмотренная подп. 4 п. 3 ст. 149 НК РФ — не подлежат обложению НДС «операции, осуществляемые организациями, обеспечивающими информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами». Действует данная норма без изменений и поныне. Однако, на наш взгляд, никакой коллизии между данными нормами нет: льгота подп. 4 п. 3 ст. 149 НК РФ распространяется не только и не сколько на карточный процессинг, сколько на операции по информационному и технологическому взаимодействию между участниками любых расчетов (деятельность клиринговых центров и пр.), карточный процессинг приведен в ней только в качестве примера. Тогда как льгота подп. 3.1 п. 3 ст. 149 НК РФ носит специальный характер: от налогообложения освобождаются услуги, связанные с обслуживанием банковских карт, не являющиеся банковскими операциями, оказываемые как банками, так и небанковскими организациями (процессинговыми компаниями).
Согласно подп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ подлежат обложению НДС операции по инкассации, в том числе связанной с операциями с банковскими картами, если банки-эмитенты и эквайреры пользуются услугами инкассаторских организаций, не входящих в их структуры («сторонняя инкассация»).
Налог на доходы физических лиц
Применение данного налога к операциям с банковскими картами регулируется главой 23 НК РФ. Применительно к операциям с использованием банковских карт интерес представляют два момента: материальная выгода, полученная в связи с операциями с кредитными картами в течение беспроцентного периода, и налогообложение процентов по банковскому (карточному) счету.
Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 212-ФЗ «О внесении изменений в статьи 212 и 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившей силу статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую налогового кодекса российской федерации, изменения в статью 19 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации»[62] внесены изменения в ст. 212 НК РФ, вступившие в силу с 1 января 2005 г., установившие, что материальная выгода, полученная в связи с операциями с кредитными картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении кредитной карты, не является налогооблагаемой.
Согласно сложившейся вначале практике упомянутая льгота относилась налоговыми органами только к кредитным картам (как они определены и урегулированы действующими банковскими правилами — см. Положение ЦБ РФ № 266-П и Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2005 г. № 03-05-01-04/235[63]), но не к расчетным картам с разрешенным овердрафтом. Однако впоследствии позиция налоговых органов изменилась и в Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ от 10 ноября 2005 г. № 03–00—10/40[64] (далее — Письмо № 03-00-10/40) был сделан благоприятный для налогоплательщиков вывод (логика Письма была потом подтверждена еще одним документом — Письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ от 21 ноября 2006 г. № 03-05-01-04/316[65]). А в редакции Налогового кодекса РФ, действующей с 1 января 2008 г., формулировка рассматриваемой льготы изменена таким образом, что она относится ко всем банковским картам, т. е. расчетные карты с разрешенным овердрафтом уже бесспорно к ним причисляются.
Таким образом, в настоящее время налоговых последствий в виде материальной выгоды не возникает при совершении клиентом операций по карте за счет банка-эмитента в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о выдаче и использовании банковской карты любого типа. Следует отметить, что для того, чтобы не быть налогооблагаемой материальная выгода должна быть получена «в связи с операциями с банковскими картами», что достигается путем оплаты банком операций клиента, совершенных с использованием карты. В том случае, если банк предоставляет клиенту кредит путем зачисления его суммы на банковский карточный или иной счет применение рассматриваемой льготы может быть достаточно проблематично.
Хотя сама по себе налоговая коллизия «кредитные карты — расчетные карты с овердрафтом» уже не так актуальна, вспомним историю вопроса, поскольку возможно возникновение вопросов и по прошедшим налоговым периодам.
Итак, льгота по материальной выгоде предусматривалась текстом Налогового кодекса РФ только для кредитных карт, следовательно, для того, чтобы применить ее к расчетным картам необходимо было доказать, что в данном случае под кредитными картами мы можем понимать и расчетные карты.
При решении налоговых вопросов, связанных с дефинициями, должен быть использован п. 1 ст. 11 НК РФ.