Модели создания национальной карточной платежной системы в России
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78
Введение в проблему
Проблема создания в России национальной платежной системы (далее — НПС) обсуждается в государственных структурах, банковских и деловых сообществах уже достаточно давно. На сегодняшний день в Российской Федерации фактически признана необходимость иметь систему розничных расчетов по пластиковым картам для обслуживания потребностей внутреннего рынка (по аналогии с национальной валютой).
Основополагающим элементом НПС должна стать многофункциональная банковская карта — интегрированный инструмент, объединяющий в единое пространство различные сферы экономической, финансовой и социальной жизни России.
Такая карта позволит вовлечь в единое социально-экономическое пространство практически все социальные группы, предприятия, организации, учреждения, банки и финансовые институты, предприятия торговли и сферы услуг, органы социальной защиты населения и местного самоуправления и другие предприятия и учреждения.
Среди ряда факторов, определяющих необходимость создания НПС в России, можно выделить две основные группы целей.
1. Усиление внутреннего рынка, прежде всего финансового, как залог успешного поступательного развития. Под успешным развитием понимается совокупность процессов, обеспечивающих соответствие национальным интересам России, в число которых входят: повышение уровня и качества жизни населения, повышение уровня национальной безопасности, обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста и создание потенциала для будущего развития. Именно развитие сильного, самостоятельного, независимого, защищенного финансового сектора во много определяет высокие темпы устойчивого экономического роста, что является базовым условием обеспечения всех других национальных интересов.
2. Эффективная интеграция в мировые и макрорегиональные процессы разделения труда в условиях открытой рыночной экономики, основанная на высокой конкурентоспособности внутреннего рынка.
Для усиления и развития внутреннего и, в том числе, финансового, рынков необходимыми являются следующие условия:
1) НПС создается для решения государственных задач и является инструментом реализации государственной политики в области социально-экономического развития;
2) Необходимо формирование единого правового пространства деятельности НПС, создающего условия для реализации комплексных социально-экономических проектов на основе многофункциональных банковских карт.
3. Создание НПС обеспечивает комплексный подход к применению пластиковых карт для решения задач социально-экономического развития, который является единственно возможным при реализации инфраструктурных проектов (к которым относится и карточные проекты). Например, не только не эффективно, но и невозможно внедрение на практике социальной транспортной карты без построения полноценной инфраструктуры применения транспортной карты широкими слоями населения, которые и «оплатят» возможность использования карты социально незащищенными группами;
4. Только наличие НПС способно обеспечить полноценную защиту и независимость платежного пространства, как в рамках одного государственного образования, так и в рамках региональных интеграций, а также создать эффективные механизмы предотвращения мошеннических операций с банковскими картами, в частности за счет введения национальных (региональных) требований и стандартов мер безопасности.
Национальная платежная система Российской Федерации: основные положения и подходы к реализации
Определение
Под НПС понимается действующая на территории Российской Федерации система розничных безналичных расчетов за товары и услуги, потребляемые на территории Российской Федерации, а также как ее составная часть, — идентификационно-учетно-расчетная система в рамках реализации государственной политики в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей.
Для эффективной работы национальная платежной системы (НПС) необходимо создание не «уполномоченной» платежной системы, а социально-экономической среды деятельности различных операторов и субъектов рынка в рамках государственной политики в области развития розничных безналичных расчетов и применения технологий пластиковых карт в социально-экономических программах в рамках государственной политики в данной области.
Цели создания НПС
• Укрепление и развитие российского финансового сектора, создание дополнительных механизмов обеспечения устойчивости национальной валютной и финансовой систем.
• Формирование собственного национального платежного стандарта, как с целью укрепления внутреннего рынка, так и формирования базовых предпосылок для распространения данного стандарта в рамках различных региональных финансово-экономических интеграций, что будет способствовать решению задач эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных рынках.
• Формирование гибкой, управляемой, распределенной, технологически унифицированной системы розничных безналичных расчетов, которая способна стать основой и инструментом для реализации государственной политики в областях, связанных с распределением и учетом финансовых средств широким слоям населения, с розничными расчетами за товары и услуги, а также с другими идентификационными, учетными и финансовыми процессами, затрагивающими масштабные слои населения.
Принципы этапности создания НПС
Деятельность по созданию НПС необходимо разделить на несколько этапов, предусматривающих комплексное движение одновременно по нескольким направлениям, имеющих четко определяемые и контролируемые цели, задачи и результаты. При этом проектный подход представляется наиболее эффективным механизмом организации работ.
В рамках каждого этапа необходимо ввести утверждение пакета проектов, реализация которых приведет к решению задач данного этапа. Проектные группы по каждому направлению должны включать представителей заинтересованных сторон. Результаты деятельности проектных групп должны отражаться на интернет-сайте, либо на специально созданном для обсуждения вопросов создания НПС, либо — как раздел сайта , либо на другом ресурсе по договоренности сторон.
Модели создания и механизмов деятельности НПС
Можно выделить три основных типа моделей организации НПС, которые условно можно обозначить, как:
1) «свободная»;
2) «государственно-частная»;
3) государственная корпорация.
В каждой из трех моделей предполагается различная степень участия государства и его роль в определении стратегий и управленческих механизмов их реализации.
Первая «свободная» модель, основанная на частной инициативе, либо вообще не предусматривает внимания и активного участия со стороны государства в вопросах развития массовых безналичных расчетов и применения карт в сфере социальной поддержки населения, либо ограничивается неким рамочным участием, например, в области поддержки локальных платежных систем или введения каких-либо стандартов и др.
К преимуществам данной модели можно отнести: отсутствие затрат со стороны государства, высокую степень свободы рынка и достаточный уровень конкуренции, развитие и адекватную тарифную политику, обусловленные рыночным давлением и др.
Минусами данной модели являются: невозможность реализации государственной политики и национальных проектов, недостаточный уровень охвата широких слоев населения и концентрация усилий только на выгодных в бизнес-отношении секторах рынка, монопольное положение на рынке международных платежных систем и др.
Создание национальной платежной системы в форме государственной корпорации является еще одной возможной моделью развития, также имеющей свои плюсы и минусы.
К положительным факторам данной модели можно отнести то, что некоммерческий характер государственных корпораций позволяет обеспечивать наиболее полный учет интересов государства и общества, поскольку вся прибыль должна направляться только на цели, ради которых она создается. При этом государственых корпорации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в качестве полноправного участника рынка. Однако, данная модель имеет и значительные ограничения, связанные в первую очередь с высокими прямыми затратами на создание технологической платформы национальной платежной системы. Также опыт стран, которые пошли по пути создания государственных структур в области развития пластиковых карт (Украина, Белоруссия и др.) показывает, что темпы развития таких структур ниже, чем в среднем по рынку, услуги менее качественные, а подходы к учету местных особенностей не отличаются гибкостью. И если создание государственных корпораций в сфере промышленного производства представляется вполне оправданным, то в области, связанной с массовым предоставлением финансовых услуг высокая степень централизации и участия государства не представляются целесообразным.
Наиболее адекватной моделью может стать «государственно-частное партнерство», которое сочетает в себе лучшие стороны первой и третьей моделей. Именно поэтому рассмотрим данную модель более подробно.
Статусы участников НПС и доступ к участию
Статусы участников НПС:
• Оператор НПС — полнофункциональная платежная система на базе банковских карт, основным целевым рынком деятельности которой является РФ, имеющая установленные параметры территориального и технологического развития.
• Субъект НПС — органы федерального и местного управления, предприятия и организации установленного перечня отраслей и регионов, а также организации и компании, задействованные в цепочке обеспечения льгот населению.
• Регулятор деятельности НПС — Банк России, а также профильные министерства и ведомства Правительства РФ.
• Отдельным участникам оператора (банкам, торгово-сервисным предприятиям) не требуется получения дополнительных разрешений на деятельность в рамках НПС. Доступ к получению статуса и участию в НПС должен строиться на основе заявительно-разрешительного порядка.
Задача органов государственного управления
Для регулирования деятельности НПС в этой модели предусматривается принятие базового закона «О национальной платежной системе» и пакета дополнительных документов.
Государственное регулирование нацелено:
• на создание наиболее благоприятных условий для развития частной инициативы в форме проектов и программ, соответствующих государственной политике;
• на обеспечение полной прозрачности и управляемости движения государственных средств до конечного получателя;
• на создание условий для защиты прав конечных потребителей;
• на обеспечение безопасности деятельности системы.
Конкурентная среда
В этой модели НПС не допускается, чтобы процесс ее создания рассматривался исключительно как некое административно-регулирующее действие по отношению к действующим сегодня на рынке платежным системам, поскольку важнейшими задачами являются развитие инновационных финансовых технологий и увеличение темпов развития отечественного рынка банковских пластиковых карт. Операторы и субъекты НПС должны осуществлять развитие своего бизнеса в условиях равной рыночной конкуренции.
Модель государственного регулирования предполагает, что любые административно-формальные меры, в свою очередь, не только не будут способствовать практическому решению каких-либо задач, но и значительно осложнят ситуацию.
Организация в административном порядке взаимоприема карт всех платежных систем, принятие в качестве стандартов параметров одной из действующих платежных систем и др. подобные действия также не рассматриваются в качестве приемлемых, поскольку вызовут волну сопротивления, в результате чего пострадают и потребители, и банковская система в целом.
Тарифная политика
Предусматривается четкое разделение в рамках НПС операций с использованием пластиковых карт на следующие группы:
• базовые операции, создающие смысл функционирования НПС — операции по снятию наличных; оплата товаров и услуг (исключая оплату через Интернет и с мобильного телефона, а также оплату проезда в транспорте для лиц, не получающих социальные льготы); получение sms- уведомлений о зачислении сумм на счет; использование идентификационных и учетных приложений (для лиц, получающих льготы);
• дополнительные операции, как обеспечивающие повышенный уровень сервиса и новые возможности по сравнению с использованием базовых операций. Сюда могут быть включены: СМС-банкинг, интернет-платежи, участие в бонусных программах и любые другие услуги, не входящие в перечень базовых операций.
Тарифная политика формируется для каждой из групп операций в отдельности. Тарифы на группу базовых операций устанавливаются и регулируются со стороны органов государственного управления. Могут выделяться группы базовых операций, тарификация которых не производится (бесплатные операции).
Также предполагается выделение групп пользователей — из числа получающих социальные льготы, которые производят базовые операции бесплатно.
Тарифы на дополнительные операции устанавливают операторы НПС, действуя в условиях рыночной конкуренции. Перечень дополнительных операций не устанавливается и является инициативой и источником получения дохода операторов НПС.
Стандартизация
Стандартизация направлена на повышение степени соответствия продуктов и технологических процессов их функциональному назначению в рамках деятельности НПС, устранению технических барьеров, а также на максимальное содействие развитию НПС, а не на создание искусственных барьеров для вхождения участников.
Предусматривается введение процедур стандартизации только ключевых звеньев функционирования НПС, таких как:
• обеспечение безопасности обработки, передачи и хранения данных;
• проведения процедур взаиморасчетов;
• скорость обработки различных типов транзакций;
• базовые требования к функциональным возможностям карты;
• основные параметры идентификации различных категорий пользователей и некоторые др.
Внешний вид карт, используемое оборудование и др. в данной модели не являются объектами стандартизации и регламентации.
В тех случаях, где это целесообразно, могут использоваться международные стандарты, часть стандартов должна быть разработана и принята специально для действия в рамках НПС.
Организация взаиморасчетов
Система взаиморасчетов в рамках НПС строится по принципу двухуровневой организации.
Нижним уровнем системы взаиморасчетов являются операторы рынка (платежные системы), проводящие в соответствии с установленными стандартами взаиморасчеты со своими контрагентами.
Верхний уровень системы — это Банк России, который становится центром проведения взаиморасчетов между операторами НПС.
Операторов НПС можно сравнить с региональными узлами единой расчетной сети, а Банк России — это глобальный оператор, осуществляющий межрегиональные расчеты и выступающий, как контролирующий и регулирующий орган для регионального уровня.
Реализация на основе частных инвестиций
Данная модель НПС предусматривает участие коммерческой инициативы развитии национальной платежной системы в рамках установленных правил, привлечении частных инвестиций, а также применении форм государственно-частного партнерства в тех сегментах, где невозможно использование исключительно частных ресурсов. Такими сегментами могут стать:
• предоставление льгот населению;
• построение инфраструктур обслуживания в отдаленных регионах и закрытых городах;
• построение единых сетей учета и идентификации для социальных групп, получающих льготы.
Именно инфраструктурные проекты, тем более в сфере формирования социально-платежной инфраструктуры, становятся площадкой для применения форм государственно-частного партнерства.
Введение в проблему
Проблема создания в России национальной платежной системы (далее — НПС) обсуждается в государственных структурах, банковских и деловых сообществах уже достаточно давно. На сегодняшний день в Российской Федерации фактически признана необходимость иметь систему розничных расчетов по пластиковым картам для обслуживания потребностей внутреннего рынка (по аналогии с национальной валютой).
Основополагающим элементом НПС должна стать многофункциональная банковская карта — интегрированный инструмент, объединяющий в единое пространство различные сферы экономической, финансовой и социальной жизни России.
Такая карта позволит вовлечь в единое социально-экономическое пространство практически все социальные группы, предприятия, организации, учреждения, банки и финансовые институты, предприятия торговли и сферы услуг, органы социальной защиты населения и местного самоуправления и другие предприятия и учреждения.
Среди ряда факторов, определяющих необходимость создания НПС в России, можно выделить две основные группы целей.
1. Усиление внутреннего рынка, прежде всего финансового, как залог успешного поступательного развития. Под успешным развитием понимается совокупность процессов, обеспечивающих соответствие национальным интересам России, в число которых входят: повышение уровня и качества жизни населения, повышение уровня национальной безопасности, обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста и создание потенциала для будущего развития. Именно развитие сильного, самостоятельного, независимого, защищенного финансового сектора во много определяет высокие темпы устойчивого экономического роста, что является базовым условием обеспечения всех других национальных интересов.
2. Эффективная интеграция в мировые и макрорегиональные процессы разделения труда в условиях открытой рыночной экономики, основанная на высокой конкурентоспособности внутреннего рынка.
Для усиления и развития внутреннего и, в том числе, финансового, рынков необходимыми являются следующие условия:
1) НПС создается для решения государственных задач и является инструментом реализации государственной политики в области социально-экономического развития;
2) Необходимо формирование единого правового пространства деятельности НПС, создающего условия для реализации комплексных социально-экономических проектов на основе многофункциональных банковских карт.
3. Создание НПС обеспечивает комплексный подход к применению пластиковых карт для решения задач социально-экономического развития, который является единственно возможным при реализации инфраструктурных проектов (к которым относится и карточные проекты). Например, не только не эффективно, но и невозможно внедрение на практике социальной транспортной карты без построения полноценной инфраструктуры применения транспортной карты широкими слоями населения, которые и «оплатят» возможность использования карты социально незащищенными группами;
4. Только наличие НПС способно обеспечить полноценную защиту и независимость платежного пространства, как в рамках одного государственного образования, так и в рамках региональных интеграций, а также создать эффективные механизмы предотвращения мошеннических операций с банковскими картами, в частности за счет введения национальных (региональных) требований и стандартов мер безопасности.
Национальная платежная система Российской Федерации: основные положения и подходы к реализации
Определение
Под НПС понимается действующая на территории Российской Федерации система розничных безналичных расчетов за товары и услуги, потребляемые на территории Российской Федерации, а также как ее составная часть, — идентификационно-учетно-расчетная система в рамках реализации государственной политики в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей.
Для эффективной работы национальная платежной системы (НПС) необходимо создание не «уполномоченной» платежной системы, а социально-экономической среды деятельности различных операторов и субъектов рынка в рамках государственной политики в области развития розничных безналичных расчетов и применения технологий пластиковых карт в социально-экономических программах в рамках государственной политики в данной области.
Цели создания НПС
• Укрепление и развитие российского финансового сектора, создание дополнительных механизмов обеспечения устойчивости национальной валютной и финансовой систем.
• Формирование собственного национального платежного стандарта, как с целью укрепления внутреннего рынка, так и формирования базовых предпосылок для распространения данного стандарта в рамках различных региональных финансово-экономических интеграций, что будет способствовать решению задач эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных рынках.
• Формирование гибкой, управляемой, распределенной, технологически унифицированной системы розничных безналичных расчетов, которая способна стать основой и инструментом для реализации государственной политики в областях, связанных с распределением и учетом финансовых средств широким слоям населения, с розничными расчетами за товары и услуги, а также с другими идентификационными, учетными и финансовыми процессами, затрагивающими масштабные слои населения.
Принципы этапности создания НПС
Деятельность по созданию НПС необходимо разделить на несколько этапов, предусматривающих комплексное движение одновременно по нескольким направлениям, имеющих четко определяемые и контролируемые цели, задачи и результаты. При этом проектный подход представляется наиболее эффективным механизмом организации работ.
В рамках каждого этапа необходимо ввести утверждение пакета проектов, реализация которых приведет к решению задач данного этапа. Проектные группы по каждому направлению должны включать представителей заинтересованных сторон. Результаты деятельности проектных групп должны отражаться на интернет-сайте, либо на специально созданном для обсуждения вопросов создания НПС, либо — как раздел сайта , либо на другом ресурсе по договоренности сторон.
Модели создания и механизмов деятельности НПС
Можно выделить три основных типа моделей организации НПС, которые условно можно обозначить, как:
1) «свободная»;
2) «государственно-частная»;
3) государственная корпорация.
В каждой из трех моделей предполагается различная степень участия государства и его роль в определении стратегий и управленческих механизмов их реализации.
Первая «свободная» модель, основанная на частной инициативе, либо вообще не предусматривает внимания и активного участия со стороны государства в вопросах развития массовых безналичных расчетов и применения карт в сфере социальной поддержки населения, либо ограничивается неким рамочным участием, например, в области поддержки локальных платежных систем или введения каких-либо стандартов и др.
К преимуществам данной модели можно отнести: отсутствие затрат со стороны государства, высокую степень свободы рынка и достаточный уровень конкуренции, развитие и адекватную тарифную политику, обусловленные рыночным давлением и др.
Минусами данной модели являются: невозможность реализации государственной политики и национальных проектов, недостаточный уровень охвата широких слоев населения и концентрация усилий только на выгодных в бизнес-отношении секторах рынка, монопольное положение на рынке международных платежных систем и др.
Создание национальной платежной системы в форме государственной корпорации является еще одной возможной моделью развития, также имеющей свои плюсы и минусы.
К положительным факторам данной модели можно отнести то, что некоммерческий характер государственных корпораций позволяет обеспечивать наиболее полный учет интересов государства и общества, поскольку вся прибыль должна направляться только на цели, ради которых она создается. При этом государственых корпорации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в качестве полноправного участника рынка. Однако, данная модель имеет и значительные ограничения, связанные в первую очередь с высокими прямыми затратами на создание технологической платформы национальной платежной системы. Также опыт стран, которые пошли по пути создания государственных структур в области развития пластиковых карт (Украина, Белоруссия и др.) показывает, что темпы развития таких структур ниже, чем в среднем по рынку, услуги менее качественные, а подходы к учету местных особенностей не отличаются гибкостью. И если создание государственных корпораций в сфере промышленного производства представляется вполне оправданным, то в области, связанной с массовым предоставлением финансовых услуг высокая степень централизации и участия государства не представляются целесообразным.
Наиболее адекватной моделью может стать «государственно-частное партнерство», которое сочетает в себе лучшие стороны первой и третьей моделей. Именно поэтому рассмотрим данную модель более подробно.
Статусы участников НПС и доступ к участию
Статусы участников НПС:
• Оператор НПС — полнофункциональная платежная система на базе банковских карт, основным целевым рынком деятельности которой является РФ, имеющая установленные параметры территориального и технологического развития.
• Субъект НПС — органы федерального и местного управления, предприятия и организации установленного перечня отраслей и регионов, а также организации и компании, задействованные в цепочке обеспечения льгот населению.
• Регулятор деятельности НПС — Банк России, а также профильные министерства и ведомства Правительства РФ.
• Отдельным участникам оператора (банкам, торгово-сервисным предприятиям) не требуется получения дополнительных разрешений на деятельность в рамках НПС. Доступ к получению статуса и участию в НПС должен строиться на основе заявительно-разрешительного порядка.
Задача органов государственного управления
Для регулирования деятельности НПС в этой модели предусматривается принятие базового закона «О национальной платежной системе» и пакета дополнительных документов.
Государственное регулирование нацелено:
• на создание наиболее благоприятных условий для развития частной инициативы в форме проектов и программ, соответствующих государственной политике;
• на обеспечение полной прозрачности и управляемости движения государственных средств до конечного получателя;
• на создание условий для защиты прав конечных потребителей;
• на обеспечение безопасности деятельности системы.
Конкурентная среда
В этой модели НПС не допускается, чтобы процесс ее создания рассматривался исключительно как некое административно-регулирующее действие по отношению к действующим сегодня на рынке платежным системам, поскольку важнейшими задачами являются развитие инновационных финансовых технологий и увеличение темпов развития отечественного рынка банковских пластиковых карт. Операторы и субъекты НПС должны осуществлять развитие своего бизнеса в условиях равной рыночной конкуренции.
Модель государственного регулирования предполагает, что любые административно-формальные меры, в свою очередь, не только не будут способствовать практическому решению каких-либо задач, но и значительно осложнят ситуацию.
Организация в административном порядке взаимоприема карт всех платежных систем, принятие в качестве стандартов параметров одной из действующих платежных систем и др. подобные действия также не рассматриваются в качестве приемлемых, поскольку вызовут волну сопротивления, в результате чего пострадают и потребители, и банковская система в целом.
Тарифная политика
Предусматривается четкое разделение в рамках НПС операций с использованием пластиковых карт на следующие группы:
• базовые операции, создающие смысл функционирования НПС — операции по снятию наличных; оплата товаров и услуг (исключая оплату через Интернет и с мобильного телефона, а также оплату проезда в транспорте для лиц, не получающих социальные льготы); получение sms- уведомлений о зачислении сумм на счет; использование идентификационных и учетных приложений (для лиц, получающих льготы);
• дополнительные операции, как обеспечивающие повышенный уровень сервиса и новые возможности по сравнению с использованием базовых операций. Сюда могут быть включены: СМС-банкинг, интернет-платежи, участие в бонусных программах и любые другие услуги, не входящие в перечень базовых операций.
Тарифная политика формируется для каждой из групп операций в отдельности. Тарифы на группу базовых операций устанавливаются и регулируются со стороны органов государственного управления. Могут выделяться группы базовых операций, тарификация которых не производится (бесплатные операции).
Также предполагается выделение групп пользователей — из числа получающих социальные льготы, которые производят базовые операции бесплатно.
Тарифы на дополнительные операции устанавливают операторы НПС, действуя в условиях рыночной конкуренции. Перечень дополнительных операций не устанавливается и является инициативой и источником получения дохода операторов НПС.
Стандартизация
Стандартизация направлена на повышение степени соответствия продуктов и технологических процессов их функциональному назначению в рамках деятельности НПС, устранению технических барьеров, а также на максимальное содействие развитию НПС, а не на создание искусственных барьеров для вхождения участников.
Предусматривается введение процедур стандартизации только ключевых звеньев функционирования НПС, таких как:
• обеспечение безопасности обработки, передачи и хранения данных;
• проведения процедур взаиморасчетов;
• скорость обработки различных типов транзакций;
• базовые требования к функциональным возможностям карты;
• основные параметры идентификации различных категорий пользователей и некоторые др.
Внешний вид карт, используемое оборудование и др. в данной модели не являются объектами стандартизации и регламентации.
В тех случаях, где это целесообразно, могут использоваться международные стандарты, часть стандартов должна быть разработана и принята специально для действия в рамках НПС.
Организация взаиморасчетов
Система взаиморасчетов в рамках НПС строится по принципу двухуровневой организации.
Нижним уровнем системы взаиморасчетов являются операторы рынка (платежные системы), проводящие в соответствии с установленными стандартами взаиморасчеты со своими контрагентами.
Верхний уровень системы — это Банк России, который становится центром проведения взаиморасчетов между операторами НПС.
Операторов НПС можно сравнить с региональными узлами единой расчетной сети, а Банк России — это глобальный оператор, осуществляющий межрегиональные расчеты и выступающий, как контролирующий и регулирующий орган для регионального уровня.
Реализация на основе частных инвестиций
Данная модель НПС предусматривает участие коммерческой инициативы развитии национальной платежной системы в рамках установленных правил, привлечении частных инвестиций, а также применении форм государственно-частного партнерства в тех сегментах, где невозможно использование исключительно частных ресурсов. Такими сегментами могут стать:
• предоставление льгот населению;
• построение инфраструктур обслуживания в отдаленных регионах и закрытых городах;
• построение единых сетей учета и идентификации для социальных групп, получающих льготы.
Именно инфраструктурные проекты, тем более в сфере формирования социально-платежной инфраструктуры, становятся площадкой для применения форм государственно-частного партнерства.