Общее описание

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 

Система «Электронный проездной» (далее — ЭП) позволяет реализовывать механизмы выдачи и учета использования электронных проездных льготными категориями граждан, востребованные органами исполнительной власти в рамках осуществления ими программ социальной поддержки населения региона или муниципального образования. Кроме этого система обеспечивает автоматизацию функций расчетов с автотранспортным предприятием путем списания денежных средств с электронного проездного для последующего безналичного зачисления их на счет транспортного предприятия, на маршруте которого было произведено обслуживание пассажира.

Целью введения электронных проездных билетов является:

• мониторинг пассажиропотока и хронография движения подвижного состава в маршрутной сети автотранспортного предприятия;

• увеличение доходов автотранспортных предприятий за счет отказа от бумажных проездных билетов, действующих на определенный период времени и перехода к проездным билетам на определенную стоимость проезда;

• сокращение расходов автотранспортных предприятий на пересчет и инкассацию наличности благодаря постепенному переводу оплаты проезда в транспорте на безналичную форму расчетов;

• исключение финансовых махинаций;

• создание более удобного и быстрого способа оплаты проезда для пассажира;

• в последующем, отказ от кондукторов в ряде транспортных средств за счет установки стационарных считывающих устройств в подвижном составе;

• учет проезда льготных категорий граждан с последующей компенсацией расходов перевозчику из бюджета соответствующего уровня.

Терминология и обозначения

АРМ — автоматизированное рабочее место оператора системы, представляющее собой аппаратно-программный комплекс, отвечающий за функционирование отдельных модулей системы. В зависимости от функций, реализуемых конкретными операторами системы, АРМы различаются по своим функциональными возможностям и требованиям к обеспечивающим их работоспособность программному обеспечению, оборудованию и средствам связи.

АРМ/Бухгалтера центра эмиссии[250] (АРМ/Бухгалтера ЦЭП) — рабочее место бухгалтера. Формирует отчеты по проданным в пункте продажи проедзных[251] (далее — ППП) проездным, для последующих расчетов между ППП и эмитентом проездного билета. Ежедневный контроль инкассации ППП. Формирование отчетов по совершенным проездам, для последующего расчета между эмитентом проездного и перевозчиком.

АРМ/Оператора центра эмиссии (АРМ/Оператора ЦЭП) — рабочее место оператора ЦЭП. Предназначено для активизации новых проездных билетов, установки проездных билетов в «черный список», блокированию проездных билетов. Производит отчеты по объемам эмиссии проездных, количеству активных проездных.

АРМ/отдела тарифов (АРМ/ОТ) — осуществляет управление терминальным парком. Устанавливает тарифы на все маршруты.

АРМ/ПТП, АРМ/ДП — рабочее место оператора пассажирского транспортного предприятия[252] (далее — ПТП) или диспетчерского пункта, выполняющего выдачу транспортных терминалов для кондукторов в начале смены, прием и инкассацию транспортных терминалов в конце смены.

Бесконтактный ридер (БР) — считыватель, позволяющий читать и перезаписывать кодированную информацию на бесконтактных картах.

ЕДВ — ежемесячные денежные выплаты.

Программное обеспечение (ПО) — набор программ и документаций, необходимых для автоматизации действий выполняемых операционистом.

Процессинговый центр (ПЦ) — специализированный аппаратно-программный комплекс — ядро системы. Осуществляет управление информационными потоками в системе, обеспечивает разграничение прав доступа участников системы к соответствующим информационным ресурсам, регистрирует и в последующем авторизует электронные проездные, терминалы кондукторов, служебные терминалы, терминалы продажи и пополнения проездных. ПЦ осуществляет сбор, обработку и хранение транспортных транзакций, информации об остатках средств на электронных проездных, обеспечивает процедуру пополнения электронных проездных, формирует отчеты для участников системы. Включает в себя три основных составляющих:

1. Процессинг транспортных транзакций (ПТТ) — выполняет прием от ПТП и ДП транспортных транзакций, формирование по запросу отдела тарифов (далее — ОТ) отчетов о проездах, передача ПТП и ОТ управляющей информации.

2. Сервер центра эмиссии проездных (сервер ЦЭП) — база данных, информация о проездных билетах, баланс проездных билетов, информация от пунктов продажи проездных. Прием транзакций от пунктов продажи проездных, формирование по запросам ОТ и Оператора ЦЭ отчетов.

3. Терминальный сервер — сервер, обеспечивающий удаленный, защищенный, аутентифицированный доступ к ЦЭП и АРМ/ОТ, Операторов ЦЭП, бухгалтеров ЦЭП.

Терминал пункта продажи проездных (терминал ППП) — специализированный терминал, оборудованный считывателем контактных карт и считывателем бесконтактных карт, чековым принтером. Выполняет чтение и запись данных электронного проездного. Выполняет хранение журнала операций продажи и пополнения электронных проездных. Устанавливается в пунктах продажи проездных.

Транспортный терминал (ТТ) — оборудование, устанавливаемое в транспортном средстве, или выдаваемое на руки кондуктору, предназначенное для считывания информации с электронного проездного билета и для уменьшения остатка проездного билета на стоимость проезда в данном транспортном средстве.

Транзакция — данные о факте проезда пассажира в транспортном средстве. Формируются терминалом, установленным в транспортном средстве, в виде единого блока данных во время оплаты проезда пассажиром.

Управление пассажирских перевозок (УПП) — орган исполнительной власти, отвечающий за пассажирские перевозки.

Электронный проездной (ЭП), Единый льготный проездной (ЕЛП) — пластиковые карты MIFARE или GemCombi MPCOS Pro 64K с встроенным микропроцессором приспособленным к бесконтактной записи и считывания информации о наличии внесенных держателем проездного денежных средств для расчетов или о праве на льготный проезд в транспортном средстве (рис. 1).

Описание общей схемы работы электронного проездного

1. Электронный проездной изготавливается производителем пластиковых карт в соответствии с дизайном, утвержденным заказчиком.

2. Проездной передается в ЦЭП.

3. ЦЭП производит регистрацию проездного билета в центральном Сервере ЦЭП. В момент регистрации проездного билета в Центральном Сервере ЦЭП создается учетная запись, содержащая идентификатор проездного билета и текущий баланс проездного билета (равен 0). Операция выполняется через АРМ/оператора ЦЭП (см. рис 1).

4. ЦЭП передает проездной в пункт продажи проездных (ППП) для последующей продажи проездного билета.

5. ППП выполняет продажу проездного билета пассажиру. В момент продажи проездного в транспортное приложение, при помощи терминала ППП, записывается «остаток проездного», равный сумме внесенной пассажиром в кассу либо равный числу поездок, а также формируется транзакция, содержащая информацию о факте продажи проездного пассажиру и сумме пополнения проездного билета. Проездной передается пассажиру. Транзакция сохраняется в памяти электронного терминала.

6. Сумма, взимаемая с пассажира в момент продажи проездного, включает залоговую стоимость проездного. Транзакция, формируемая ППП, содержит информацию о залоговой стоимости проездного (возможна нулевая залоговая стоимость).

7. Пассажир осуществляет поездку в транспортном средстве с расчетом при помощи проездного. В момент расчета транспортный терминал считывает данные с Электронного проездного, определяет возможность оплаты проезда, выполняет уменьшение остатка проездного на стоимость проезда и формирует транзакцию с информацией о расчете за проезд в данном транспортном средстве с использованием проездного билета. Транспортный терминал хранит информацию о всех транзакциях за время нахождения терминала на линии. В конце смены информация через АРМ/ПТП поступает в систему для последующей обработки.

8. Информация обо всех транзакциях из ПТП передается в Процессинг Транспортных Транзакций (ПТТ), а от туда на Центральный сервер ЦЭП, где происходит:

• модификация баланса проездного;

• формирование отчетов о проездах в транспортных средствах, для последующего формирования платежных документов для перечисления средств перевозчику со счета ЦЭП;

• формирование отчетов о проданных проездных для последующего формирования платежных документов для перечисления средств со счета ППП на счет ЦЭП.

9. Пассажир, в любой момент, обратившись в ППП, может:

• пополнить проездной;

• вернуть проездной в ППП с возвратом залоговой стоимости.

10. Пополнение проездного осуществляется аналогично продаже проездного.

11. Возврат проездного включает:

• определение работоспособности проездного;

• считывание остатка проездного, обнуление остатка проездного;

• возврат клиенту суммы, равной залоговой стоимости проездного;

• формирование транзакции с информацией о возврате проездного, на основании которой ЦЭП выполняет «обнуление остатка проездного».

12. Возвращенный проездной может быть продан другому клиенту без каких-либо ограничений (рис. 2, 3).

0 — проездные для продажи; 0' — Списки активных проездных, с ID; 1 — наличные, электронный проездной; 2 — пополненный проездной; 3 — отчет о проданных проездных; 4 — отчет; 5 — инкассация; 6 — перечисление средств за реализованные проездные

1 — списки активных проездных, с ID; 2 — загрузка информации по реализованным проездным в терминал; 3 — выдача терминала на линию; 4 — безналичная оплата; 5 — возврат терминала на базу для сеанса связи; 6 — транзакции; 7 — отчет; 8 — перечисление денежных средств за фактический объем перевозок

Оборудование и ПО, необходимое для организации системы

Транспортный терминал и ПО транспортного терминала предназначены для считывания информации с электронного проездного билета и для уменьшения остатка проездного билета на стоимость проезда в транспортном средстве.

АРМ ПТП/АРМ ДП (рабочая станция, модем, коммутируемая линия) и ПО АРМ ПТП/АРМ ДП — рабочее место оператора ПТП или диспетчерского пункта, выполняющего выдачу транспортных терминалов кондукторам в начале смены, прием и инкассацию транспортных терминалов в конце смены.

Сервер 1 — сервер процессингового центра транспортных транзакций — программно-аппаратный комплекс, выполняющий прием от ПТП и ДП транспортных транзакций, формирование по запросу Отдела Тарифов отчетов о проездах, передача ПТП и ОТ управляющей информации.

Сервер 2 — центральный сервер центра эмиссии проездных — программно-аппаратный комплекс, выполняющий ведение баланса проездных билетов, ведение информации о пунктах продажи проездных. Прием транзакций от ППП, формирование по запросам ОТ и ЦЭП отчетов.

Сервер 3 — терминальный сервер — программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий удаленный защищенный аутентифицированный доступ к ЦЭП и ПТТ операторов ОТ, операторов ЦЭП, бухгалтеров ЦЭП.

Дополнительное оборудование для организации серверной части системы:

• оборудование для организации защищенной сети (FireWall, HUB);

• модемный пул для связи через коммутируемые каналы связи (ПТП/ДП);

• модемный пул для связи через коммутируемые каналы связи с пунктами продажи проездных (ППП);

• оборудование для организации связи с рабочими местами операторов ОТ/ЦЭП.

АРМ/ОТ, АРМ/бухгалтера ЦЭП, АРМ/оператора ЦЭП (рабочая станция с возможностью установления TCP/IP соединения с терминальным сервером и соответствующее ПО) — рабочее место операторов. Дополнительно АРМ оператора ЦЭП должен быть оборудован бесконтактным ридером.

Все оборудование, используемое в проекте, рассчитывается и подбирается в зависимости от объема проекта, требований заказчика и наличия у него соответствующего оборудования.

Учет оплаты проезда по электронному проездному

Учет оплаты проезда при использовании проездного производит кондуктор. Происходит это при помощи транспортного терминала Memor 2000, в котором находится информация о маршруте и тарифе, содержится «черный список» и т. д. (рис. 5).

Кондуктор подносит терминал к проездному, нажимая соответствующую кнопку терминала. В этот момент терминал считывает данные с проездного, определяет возможность оплаты проезда и уменьшает остаток проездного на сумму тарифа и формирует транзакцию с информацией о расчете за проезд. Транзакция содержит следующую информацию: ID пассажира, тип льготы, тип терминала, сумма платежа без льготы, сумма льготы, дата, время с точностью до секунды, ID терминала, принадлежность ПТП, порядковый номер рейса. По прибытии на конечную остановку кондуктор производит сброс списка использованных (принятых к оплате) в течение всего маршрута проездных в память терминала (смена маршрута). Так происходит на протяжении всей смены. По окончании смены кондуктор возвращает терминал в ДП для выгрузки из него транзакций, где при помощи АРМ/ДП собирается вся информация для передачи ее в процессинговый центр, для дальнейшего формирования отчета в ПТП о количестве перевезенных за день пассажиров, пользовавшихся электронными проездными.

Схема списания средств с электронного проездного предполагает, что информация, хранящаяся на проездном строго соответствует данным в ПЦ и ЦЭ по состоянию на день, предыдущий использованию карты на транспорте и точно соответствует (актуальная каждая секунда) при обращении к Системе через терминалы ППП или ЦЭ. Таким образом, для списания средств с проездного при оплате проезда используется информация, записанная на нем, она же является первичной при обращении держателя проездного в ППП для возврата залоговой стоимости или пополнения остатка на карте.

В момент «чтения» проездного терминалом кондуктора в транзакцию записывается информация из терминала о коде перевозчика, которая в дальнейшем позволяет идентифицировать списанную сумму и направить ее в адрес конкретного транспортного предприятия автоматически.

Учет проезда льготных категорий граждан

Для целей учета проезда граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на проезд в пассажирском транспорте общественного пользования, может использоваться единый льготный электронный проездной, обслуживающийся в создаваемой системе обслуживания. Для реализации данного механизма необходимо:

1) определить эмитента единого льготного проездного (ЕЛП), например Управление социальной поддержки населения или иное;

2) организовать информационный обмен между структурным подразделением исполнительной власти, отвечающим за ведение базы данных по льготникам для передачи Эмитенту списков граждан, имеющих право на получение единых льготных проездных;

3) установить у Эмитента, необходимое прикладное программное обеспечение и подключиться к ПЦ;

4) ПЦ настраивает на центральном сервере системы АРМ ЦЭП на выдачу единых льготных проездных, которые будут отличаться от обычных проездных дизайном (разрабатывается эмитентом, может включать фотографию, персональные данные гражданина, штрих-код, магнитную полосу, контактный чип и т. д.) и правилами обслуживания в системе. На ЕЛП может не записываться денежный остаток, например, он выдается на 1–6 месяцев, или на фиксированное количество поездок 15–30 в месяц. ЕЛП имеет определенную идентификацию, которая позволяет транспортному терминалу сформировать требуемую для обработки транзакцию и разрешить проезд, а ПЦ — отличить транзакцию по ЕЛП от обычного проездного и сформировать отчет по месту требования (эмитенту, органу социальной защите, управлению финансов, УПП, ПТП) в разрезе данных по суммам, срокам и адресной привязке компенсаций. Кроме того, будет выдаваться реестр держателей проездных, пользующихся ЕЛП. компенсация расходов транспортных предприятий, обслуживающих ЕЛП, осуществляется из бюджета соответствующего уровня вместе с расходами (комиссией) участников системы на основании отчетов системы о факте проезда льготников (периодичность любая). Распространение ЕЛП может осуществляться через системы отделов социальной защиты администраций районов города. Перечисление средств, предусмотренных в бюджете на компенсацию стоимости ЕДВ гражданам, производится управлением финансов на основании отчета эмитента на его расчетный счет для дальнейшей компенсации транспортным предприятиям пропорционально данным фактического учета по перевезенным льготникам, предоставляемым системой. Компенсация может осуществляться напрямую транспортному предприятию. Для изготовления ЕЛП с нанесением фотографии и персональных данных на пластиковую карту необходимо дополнительно оборудовать пункты приема льготников цифровыми фотоаппаратами и установить программное обеспечение, позволяющее формировать файлы с персональными данными получателей ЕЛП для передачи их изготовителю;

5) если в качестве ЕЛП будет принято использование комбинированной карты с дуальным интерфейсом, то для ЕЛП можно будет использовать бесконтактную область карты. Таким образом, держатель карты сможет осуществлять запись «остатка» в любом устройстве самообслуживания, имеющем стандартный терминал пополнения платежной системы «Золотая Корона» (отделение банка, банкомат, инфокиоск). Поставщик системы гарантирует техническую возможность использования выше описанных проездных в создаваемой системе.

Кроме граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на проезд в пассажирском транспорте общественного пользования, есть категория льготных пассажиров по ведомственной принадлежности. К ним относятся граждане, которые по роду своей работы, службы, пользуются бесплатным проездом в служебных целях. Для этой категории льготников можно использовать ряд ограничений, накладываемых по времени, на действие льготы. Для этого определяется время, в течение которого льгота действует, используя следующие временные ограничения:

• рабочие дни; рабочее время;

• рабочие дни; вечернее и ночное время;

• выходные дни;

• праздничные дни.

Информация о времени действия льготы записывается на единый льготный проездной.

Требования пользователей к системе

Система должна автоматизировать процесс сбора информации о проездах льготных категорий граждан, имеющих право на проезд в транспортных средствах пассажирских предприятий.

Клиенты физические лица покупают услугу по предоплате и не имеют временных ограничений по получению услуги (проездные билеты для физических лиц реализуются в пунктах продажи проездных билетов).

Клиенты юридические лица и ведомства, имеющие льготы для своих сотрудников, как правило, покупают услуги по предоплате, но могут потребовать ограничения по времени суток, дням недели, сроку, количеству поездок.

Органы исполнительной власти (всех уровней) могут производить предоплату, или производить возмещение за фактически оказанную услугу по отчету ПТП, также могут быть временные, срочные и количественные ограничения.

Система предусматривает следующие варианты оплаты проезда:

• предоплата проезда без ограничений и с ограничениями (по времени суток, дням недели, сроку действия и по числу поездок);

• бесплатный проезд (с ограничением числа поездок и ограничением по времени и сроку действия). В этом случае расчет с перевозчиком заказчик может осуществлять на основании отчетов, предоставляемых на периодической основе;

• полная оплата проезда.

Система позволяет:

• учитывать различную стоимость проезда в различных видах транспорта: трамвай, троллейбус, автобус, маршрутное такси, пригородный маршрут и т. д. (путем списания в транспортном терминале определенной стоимости проезда);

• учитывать различную стоимость проезда на различных маршрутах;

• учитывать возможность/невозможность использования той или иной льготы для различных видов перевозок, у различных групп транспортных предприятий;

• при предоплате проезда система позволяет предоставлять различные скидки. При этом размер скидки определяется до записи информации на карту, например, при продаже проездных билетов.

Схема продажи, пополнения и возврата проездного

Изготовленный проездной билет передается в ЦЭП оператору, отвечающему за эмиссию проездных билетов.

Оператор с помощью «АРМ/оператора ЦЭ» производит регистрацию проездного в ПЦ — активизация проездного. Производит на нем учетную запись, идентифицирующую этот проездной и текущий баланс (равный 0). Для этих целей ЦЭ оборудуется персональным компьютером с установленной на нем программой «АРМ/оператора ЦЭ» и служебным терминалом для активизации электронных проездных (бесконтактный ридер). Терминал и «АРМ/Оператора ЦЭ» работают с ПЦ в режиме on-line. Информация об активизированных проездных передается в ПЦ (рис. 6).

ЦЭ передает активизированные проездные в ППП для их последующей реализации.

ППП продает проездной, записывая на карту «остаток проездного», включающий сумму средств направляемых держателем проездного на оплату проездов, и взимает залоговую стоимость проездного. Для осуществления вышеуказанных действий ППП оборудуется Электронным терминалом (терминал ППП), подключенным к ПЦ. Канал связи должен обеспечивать периодические сеансы связи. Кассир ППП при выдаче проездного с помощью терминала формирует транзакцию о факте продажи проездного и сумме пополнения (с выдачей кассового чека), которая передается в ПЦ автоматически в момент сеанса связи[253].

В конце рабочего дня кассир ППП при помощи терминала формирует отчет о проданных проездных и суммах средств подлежащих инкассации на кассовой ленте терминала.

Кассир ППП ведет отчеты:

• об общей суммы принятых наличных;

• о суммах принятых от продажи проездных;

• о количестве проданных проездных;

• о возвращенной залоговой стоимости проездных;

• о количестве принятых проездных;

• о сумме пополнения проездных;

Пассажир, в любой момент, обратившись в ППП, может пополнить проездной, сдать проездной. При сдаче проездного определяется целостность и работоспособность проездного, считывается остаток, производится обнуление.

Возвращение остатка электронного проездного осуществляется только в специализированном пункте или в пункте эмиссии проездного. Возвращенный проездной может быть продан другому клиенту без всяких ограничений.

Схема выдачи и возврата транспортного терминала

Перед выдачей терминала на линию в него вводятся данные о тарифе, о маршруте трамвая, данные (ФИО) кондуктора. Данная процедура осуществляется с помощью «АРМ/ДП» — устанавливаемом в каждом диспетчерском пункте, для чего ДП оборудуются персональными компьютерами с модемом и специализированным оборудованием для управления транспортными терминалами — база терминала.

В случае наращивания системы и расширения ее функционала, появляются дополнительные перевозчики, виды транспорта, сложные маршруты с изменяющимися тарифами. Целесообразно автоматизировать функцию подготовки и изменения информации для терминалов с использованием «АРМ/Отдел тарифов», который формирует и обновляет список тарифов и на основании данных из «АРМ/ДП» применяет их к соответствующим маршрутам, после чего в «АРМ/ДП» формируется информация для записи данных в транспортный терминал и его выдача на маршрут. Если кондукторы меняются без заезда в ПТП, то в терминал вводятся данные обо всех кондукторах и смене маршрута.

Далее терминал выдается кондуктору для работы на линии.

Во время работы на маршруте кондуктор должен делать отметки в терминале по прибытии в контрольные точки маршрута (диспетчерские, конечные остановки и т. д.)

По окончании рабочей смены кондуктор сдает терминал диспетчеру.

Диспетчер принимает терминал к обработке. С помощью «АРМ/ДП» считывает с него все транзакции и передает их в Процессинговый центр для формирования отчета для Центра Эмиссии осуществляющего взаиморасчеты с ПТП по факту списания средств с электронных проездных за день. «АРМ/ДП» работает в автономном режиме и ежедневно (в ночное время) через модем осуществляет связь по телефонной линии с ПЦ для передачи реестров транзакций за прошедший день.

Система «Электронный проездной» (далее — ЭП) позволяет реализовывать механизмы выдачи и учета использования электронных проездных льготными категориями граждан, востребованные органами исполнительной власти в рамках осуществления ими программ социальной поддержки населения региона или муниципального образования. Кроме этого система обеспечивает автоматизацию функций расчетов с автотранспортным предприятием путем списания денежных средств с электронного проездного для последующего безналичного зачисления их на счет транспортного предприятия, на маршруте которого было произведено обслуживание пассажира.

Целью введения электронных проездных билетов является:

• мониторинг пассажиропотока и хронография движения подвижного состава в маршрутной сети автотранспортного предприятия;

• увеличение доходов автотранспортных предприятий за счет отказа от бумажных проездных билетов, действующих на определенный период времени и перехода к проездным билетам на определенную стоимость проезда;

• сокращение расходов автотранспортных предприятий на пересчет и инкассацию наличности благодаря постепенному переводу оплаты проезда в транспорте на безналичную форму расчетов;

• исключение финансовых махинаций;

• создание более удобного и быстрого способа оплаты проезда для пассажира;

• в последующем, отказ от кондукторов в ряде транспортных средств за счет установки стационарных считывающих устройств в подвижном составе;

• учет проезда льготных категорий граждан с последующей компенсацией расходов перевозчику из бюджета соответствующего уровня.

Терминология и обозначения

АРМ — автоматизированное рабочее место оператора системы, представляющее собой аппаратно-программный комплекс, отвечающий за функционирование отдельных модулей системы. В зависимости от функций, реализуемых конкретными операторами системы, АРМы различаются по своим функциональными возможностям и требованиям к обеспечивающим их работоспособность программному обеспечению, оборудованию и средствам связи.

АРМ/Бухгалтера центра эмиссии[250] (АРМ/Бухгалтера ЦЭП) — рабочее место бухгалтера. Формирует отчеты по проданным в пункте продажи проедзных[251] (далее — ППП) проездным, для последующих расчетов между ППП и эмитентом проездного билета. Ежедневный контроль инкассации ППП. Формирование отчетов по совершенным проездам, для последующего расчета между эмитентом проездного и перевозчиком.

АРМ/Оператора центра эмиссии (АРМ/Оператора ЦЭП) — рабочее место оператора ЦЭП. Предназначено для активизации новых проездных билетов, установки проездных билетов в «черный список», блокированию проездных билетов. Производит отчеты по объемам эмиссии проездных, количеству активных проездных.

АРМ/отдела тарифов (АРМ/ОТ) — осуществляет управление терминальным парком. Устанавливает тарифы на все маршруты.

АРМ/ПТП, АРМ/ДП — рабочее место оператора пассажирского транспортного предприятия[252] (далее — ПТП) или диспетчерского пункта, выполняющего выдачу транспортных терминалов для кондукторов в начале смены, прием и инкассацию транспортных терминалов в конце смены.

Бесконтактный ридер (БР) — считыватель, позволяющий читать и перезаписывать кодированную информацию на бесконтактных картах.

ЕДВ — ежемесячные денежные выплаты.

Программное обеспечение (ПО) — набор программ и документаций, необходимых для автоматизации действий выполняемых операционистом.

Процессинговый центр (ПЦ) — специализированный аппаратно-программный комплекс — ядро системы. Осуществляет управление информационными потоками в системе, обеспечивает разграничение прав доступа участников системы к соответствующим информационным ресурсам, регистрирует и в последующем авторизует электронные проездные, терминалы кондукторов, служебные терминалы, терминалы продажи и пополнения проездных. ПЦ осуществляет сбор, обработку и хранение транспортных транзакций, информации об остатках средств на электронных проездных, обеспечивает процедуру пополнения электронных проездных, формирует отчеты для участников системы. Включает в себя три основных составляющих:

1. Процессинг транспортных транзакций (ПТТ) — выполняет прием от ПТП и ДП транспортных транзакций, формирование по запросу отдела тарифов (далее — ОТ) отчетов о проездах, передача ПТП и ОТ управляющей информации.

2. Сервер центра эмиссии проездных (сервер ЦЭП) — база данных, информация о проездных билетах, баланс проездных билетов, информация от пунктов продажи проездных. Прием транзакций от пунктов продажи проездных, формирование по запросам ОТ и Оператора ЦЭ отчетов.

3. Терминальный сервер — сервер, обеспечивающий удаленный, защищенный, аутентифицированный доступ к ЦЭП и АРМ/ОТ, Операторов ЦЭП, бухгалтеров ЦЭП.

Терминал пункта продажи проездных (терминал ППП) — специализированный терминал, оборудованный считывателем контактных карт и считывателем бесконтактных карт, чековым принтером. Выполняет чтение и запись данных электронного проездного. Выполняет хранение журнала операций продажи и пополнения электронных проездных. Устанавливается в пунктах продажи проездных.

Транспортный терминал (ТТ) — оборудование, устанавливаемое в транспортном средстве, или выдаваемое на руки кондуктору, предназначенное для считывания информации с электронного проездного билета и для уменьшения остатка проездного билета на стоимость проезда в данном транспортном средстве.

Транзакция — данные о факте проезда пассажира в транспортном средстве. Формируются терминалом, установленным в транспортном средстве, в виде единого блока данных во время оплаты проезда пассажиром.

Управление пассажирских перевозок (УПП) — орган исполнительной власти, отвечающий за пассажирские перевозки.

Электронный проездной (ЭП), Единый льготный проездной (ЕЛП) — пластиковые карты MIFARE или GemCombi MPCOS Pro 64K с встроенным микропроцессором приспособленным к бесконтактной записи и считывания информации о наличии внесенных держателем проездного денежных средств для расчетов или о праве на льготный проезд в транспортном средстве (рис. 1).

Описание общей схемы работы электронного проездного

1. Электронный проездной изготавливается производителем пластиковых карт в соответствии с дизайном, утвержденным заказчиком.

2. Проездной передается в ЦЭП.

3. ЦЭП производит регистрацию проездного билета в центральном Сервере ЦЭП. В момент регистрации проездного билета в Центральном Сервере ЦЭП создается учетная запись, содержащая идентификатор проездного билета и текущий баланс проездного билета (равен 0). Операция выполняется через АРМ/оператора ЦЭП (см. рис 1).

4. ЦЭП передает проездной в пункт продажи проездных (ППП) для последующей продажи проездного билета.

5. ППП выполняет продажу проездного билета пассажиру. В момент продажи проездного в транспортное приложение, при помощи терминала ППП, записывается «остаток проездного», равный сумме внесенной пассажиром в кассу либо равный числу поездок, а также формируется транзакция, содержащая информацию о факте продажи проездного пассажиру и сумме пополнения проездного билета. Проездной передается пассажиру. Транзакция сохраняется в памяти электронного терминала.

6. Сумма, взимаемая с пассажира в момент продажи проездного, включает залоговую стоимость проездного. Транзакция, формируемая ППП, содержит информацию о залоговой стоимости проездного (возможна нулевая залоговая стоимость).

7. Пассажир осуществляет поездку в транспортном средстве с расчетом при помощи проездного. В момент расчета транспортный терминал считывает данные с Электронного проездного, определяет возможность оплаты проезда, выполняет уменьшение остатка проездного на стоимость проезда и формирует транзакцию с информацией о расчете за проезд в данном транспортном средстве с использованием проездного билета. Транспортный терминал хранит информацию о всех транзакциях за время нахождения терминала на линии. В конце смены информация через АРМ/ПТП поступает в систему для последующей обработки.

8. Информация обо всех транзакциях из ПТП передается в Процессинг Транспортных Транзакций (ПТТ), а от туда на Центральный сервер ЦЭП, где происходит:

• модификация баланса проездного;

• формирование отчетов о проездах в транспортных средствах, для последующего формирования платежных документов для перечисления средств перевозчику со счета ЦЭП;

• формирование отчетов о проданных проездных для последующего формирования платежных документов для перечисления средств со счета ППП на счет ЦЭП.

9. Пассажир, в любой момент, обратившись в ППП, может:

• пополнить проездной;

• вернуть проездной в ППП с возвратом залоговой стоимости.

10. Пополнение проездного осуществляется аналогично продаже проездного.

11. Возврат проездного включает:

• определение работоспособности проездного;

• считывание остатка проездного, обнуление остатка проездного;

• возврат клиенту суммы, равной залоговой стоимости проездного;

• формирование транзакции с информацией о возврате проездного, на основании которой ЦЭП выполняет «обнуление остатка проездного».

12. Возвращенный проездной может быть продан другому клиенту без каких-либо ограничений (рис. 2, 3).

0 — проездные для продажи; 0' — Списки активных проездных, с ID; 1 — наличные, электронный проездной; 2 — пополненный проездной; 3 — отчет о проданных проездных; 4 — отчет; 5 — инкассация; 6 — перечисление средств за реализованные проездные

1 — списки активных проездных, с ID; 2 — загрузка информации по реализованным проездным в терминал; 3 — выдача терминала на линию; 4 — безналичная оплата; 5 — возврат терминала на базу для сеанса связи; 6 — транзакции; 7 — отчет; 8 — перечисление денежных средств за фактический объем перевозок

Оборудование и ПО, необходимое для организации системы

Транспортный терминал и ПО транспортного терминала предназначены для считывания информации с электронного проездного билета и для уменьшения остатка проездного билета на стоимость проезда в транспортном средстве.

АРМ ПТП/АРМ ДП (рабочая станция, модем, коммутируемая линия) и ПО АРМ ПТП/АРМ ДП — рабочее место оператора ПТП или диспетчерского пункта, выполняющего выдачу транспортных терминалов кондукторам в начале смены, прием и инкассацию транспортных терминалов в конце смены.

Сервер 1 — сервер процессингового центра транспортных транзакций — программно-аппаратный комплекс, выполняющий прием от ПТП и ДП транспортных транзакций, формирование по запросу Отдела Тарифов отчетов о проездах, передача ПТП и ОТ управляющей информации.

Сервер 2 — центральный сервер центра эмиссии проездных — программно-аппаратный комплекс, выполняющий ведение баланса проездных билетов, ведение информации о пунктах продажи проездных. Прием транзакций от ППП, формирование по запросам ОТ и ЦЭП отчетов.

Сервер 3 — терминальный сервер — программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий удаленный защищенный аутентифицированный доступ к ЦЭП и ПТТ операторов ОТ, операторов ЦЭП, бухгалтеров ЦЭП.

Дополнительное оборудование для организации серверной части системы:

• оборудование для организации защищенной сети (FireWall, HUB);

• модемный пул для связи через коммутируемые каналы связи (ПТП/ДП);

• модемный пул для связи через коммутируемые каналы связи с пунктами продажи проездных (ППП);

• оборудование для организации связи с рабочими местами операторов ОТ/ЦЭП.

АРМ/ОТ, АРМ/бухгалтера ЦЭП, АРМ/оператора ЦЭП (рабочая станция с возможностью установления TCP/IP соединения с терминальным сервером и соответствующее ПО) — рабочее место операторов. Дополнительно АРМ оператора ЦЭП должен быть оборудован бесконтактным ридером.

Все оборудование, используемое в проекте, рассчитывается и подбирается в зависимости от объема проекта, требований заказчика и наличия у него соответствующего оборудования.

Учет оплаты проезда по электронному проездному

Учет оплаты проезда при использовании проездного производит кондуктор. Происходит это при помощи транспортного терминала Memor 2000, в котором находится информация о маршруте и тарифе, содержится «черный список» и т. д. (рис. 5).

Кондуктор подносит терминал к проездному, нажимая соответствующую кнопку терминала. В этот момент терминал считывает данные с проездного, определяет возможность оплаты проезда и уменьшает остаток проездного на сумму тарифа и формирует транзакцию с информацией о расчете за проезд. Транзакция содержит следующую информацию: ID пассажира, тип льготы, тип терминала, сумма платежа без льготы, сумма льготы, дата, время с точностью до секунды, ID терминала, принадлежность ПТП, порядковый номер рейса. По прибытии на конечную остановку кондуктор производит сброс списка использованных (принятых к оплате) в течение всего маршрута проездных в память терминала (смена маршрута). Так происходит на протяжении всей смены. По окончании смены кондуктор возвращает терминал в ДП для выгрузки из него транзакций, где при помощи АРМ/ДП собирается вся информация для передачи ее в процессинговый центр, для дальнейшего формирования отчета в ПТП о количестве перевезенных за день пассажиров, пользовавшихся электронными проездными.

Схема списания средств с электронного проездного предполагает, что информация, хранящаяся на проездном строго соответствует данным в ПЦ и ЦЭ по состоянию на день, предыдущий использованию карты на транспорте и точно соответствует (актуальная каждая секунда) при обращении к Системе через терминалы ППП или ЦЭ. Таким образом, для списания средств с проездного при оплате проезда используется информация, записанная на нем, она же является первичной при обращении держателя проездного в ППП для возврата залоговой стоимости или пополнения остатка на карте.

В момент «чтения» проездного терминалом кондуктора в транзакцию записывается информация из терминала о коде перевозчика, которая в дальнейшем позволяет идентифицировать списанную сумму и направить ее в адрес конкретного транспортного предприятия автоматически.

Учет проезда льготных категорий граждан

Для целей учета проезда граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на проезд в пассажирском транспорте общественного пользования, может использоваться единый льготный электронный проездной, обслуживающийся в создаваемой системе обслуживания. Для реализации данного механизма необходимо:

1) определить эмитента единого льготного проездного (ЕЛП), например Управление социальной поддержки населения или иное;

2) организовать информационный обмен между структурным подразделением исполнительной власти, отвечающим за ведение базы данных по льготникам для передачи Эмитенту списков граждан, имеющих право на получение единых льготных проездных;

3) установить у Эмитента, необходимое прикладное программное обеспечение и подключиться к ПЦ;

4) ПЦ настраивает на центральном сервере системы АРМ ЦЭП на выдачу единых льготных проездных, которые будут отличаться от обычных проездных дизайном (разрабатывается эмитентом, может включать фотографию, персональные данные гражданина, штрих-код, магнитную полосу, контактный чип и т. д.) и правилами обслуживания в системе. На ЕЛП может не записываться денежный остаток, например, он выдается на 1–6 месяцев, или на фиксированное количество поездок 15–30 в месяц. ЕЛП имеет определенную идентификацию, которая позволяет транспортному терминалу сформировать требуемую для обработки транзакцию и разрешить проезд, а ПЦ — отличить транзакцию по ЕЛП от обычного проездного и сформировать отчет по месту требования (эмитенту, органу социальной защите, управлению финансов, УПП, ПТП) в разрезе данных по суммам, срокам и адресной привязке компенсаций. Кроме того, будет выдаваться реестр держателей проездных, пользующихся ЕЛП. компенсация расходов транспортных предприятий, обслуживающих ЕЛП, осуществляется из бюджета соответствующего уровня вместе с расходами (комиссией) участников системы на основании отчетов системы о факте проезда льготников (периодичность любая). Распространение ЕЛП может осуществляться через системы отделов социальной защиты администраций районов города. Перечисление средств, предусмотренных в бюджете на компенсацию стоимости ЕДВ гражданам, производится управлением финансов на основании отчета эмитента на его расчетный счет для дальнейшей компенсации транспортным предприятиям пропорционально данным фактического учета по перевезенным льготникам, предоставляемым системой. Компенсация может осуществляться напрямую транспортному предприятию. Для изготовления ЕЛП с нанесением фотографии и персональных данных на пластиковую карту необходимо дополнительно оборудовать пункты приема льготников цифровыми фотоаппаратами и установить программное обеспечение, позволяющее формировать файлы с персональными данными получателей ЕЛП для передачи их изготовителю;

5) если в качестве ЕЛП будет принято использование комбинированной карты с дуальным интерфейсом, то для ЕЛП можно будет использовать бесконтактную область карты. Таким образом, держатель карты сможет осуществлять запись «остатка» в любом устройстве самообслуживания, имеющем стандартный терминал пополнения платежной системы «Золотая Корона» (отделение банка, банкомат, инфокиоск). Поставщик системы гарантирует техническую возможность использования выше описанных проездных в создаваемой системе.

Кроме граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на проезд в пассажирском транспорте общественного пользования, есть категория льготных пассажиров по ведомственной принадлежности. К ним относятся граждане, которые по роду своей работы, службы, пользуются бесплатным проездом в служебных целях. Для этой категории льготников можно использовать ряд ограничений, накладываемых по времени, на действие льготы. Для этого определяется время, в течение которого льгота действует, используя следующие временные ограничения:

• рабочие дни; рабочее время;

• рабочие дни; вечернее и ночное время;

• выходные дни;

• праздничные дни.

Информация о времени действия льготы записывается на единый льготный проездной.

Требования пользователей к системе

Система должна автоматизировать процесс сбора информации о проездах льготных категорий граждан, имеющих право на проезд в транспортных средствах пассажирских предприятий.

Клиенты физические лица покупают услугу по предоплате и не имеют временных ограничений по получению услуги (проездные билеты для физических лиц реализуются в пунктах продажи проездных билетов).

Клиенты юридические лица и ведомства, имеющие льготы для своих сотрудников, как правило, покупают услуги по предоплате, но могут потребовать ограничения по времени суток, дням недели, сроку, количеству поездок.

Органы исполнительной власти (всех уровней) могут производить предоплату, или производить возмещение за фактически оказанную услугу по отчету ПТП, также могут быть временные, срочные и количественные ограничения.

Система предусматривает следующие варианты оплаты проезда:

• предоплата проезда без ограничений и с ограничениями (по времени суток, дням недели, сроку действия и по числу поездок);

• бесплатный проезд (с ограничением числа поездок и ограничением по времени и сроку действия). В этом случае расчет с перевозчиком заказчик может осуществлять на основании отчетов, предоставляемых на периодической основе;

• полная оплата проезда.

Система позволяет:

• учитывать различную стоимость проезда в различных видах транспорта: трамвай, троллейбус, автобус, маршрутное такси, пригородный маршрут и т. д. (путем списания в транспортном терминале определенной стоимости проезда);

• учитывать различную стоимость проезда на различных маршрутах;

• учитывать возможность/невозможность использования той или иной льготы для различных видов перевозок, у различных групп транспортных предприятий;

• при предоплате проезда система позволяет предоставлять различные скидки. При этом размер скидки определяется до записи информации на карту, например, при продаже проездных билетов.

Схема продажи, пополнения и возврата проездного

Изготовленный проездной билет передается в ЦЭП оператору, отвечающему за эмиссию проездных билетов.

Оператор с помощью «АРМ/оператора ЦЭ» производит регистрацию проездного в ПЦ — активизация проездного. Производит на нем учетную запись, идентифицирующую этот проездной и текущий баланс (равный 0). Для этих целей ЦЭ оборудуется персональным компьютером с установленной на нем программой «АРМ/оператора ЦЭ» и служебным терминалом для активизации электронных проездных (бесконтактный ридер). Терминал и «АРМ/Оператора ЦЭ» работают с ПЦ в режиме on-line. Информация об активизированных проездных передается в ПЦ (рис. 6).

ЦЭ передает активизированные проездные в ППП для их последующей реализации.

ППП продает проездной, записывая на карту «остаток проездного», включающий сумму средств направляемых держателем проездного на оплату проездов, и взимает залоговую стоимость проездного. Для осуществления вышеуказанных действий ППП оборудуется Электронным терминалом (терминал ППП), подключенным к ПЦ. Канал связи должен обеспечивать периодические сеансы связи. Кассир ППП при выдаче проездного с помощью терминала формирует транзакцию о факте продажи проездного и сумме пополнения (с выдачей кассового чека), которая передается в ПЦ автоматически в момент сеанса связи[253].

В конце рабочего дня кассир ППП при помощи терминала формирует отчет о проданных проездных и суммах средств подлежащих инкассации на кассовой ленте терминала.

Кассир ППП ведет отчеты:

• об общей суммы принятых наличных;

• о суммах принятых от продажи проездных;

• о количестве проданных проездных;

• о возвращенной залоговой стоимости проездных;

• о количестве принятых проездных;

• о сумме пополнения проездных;

Пассажир, в любой момент, обратившись в ППП, может пополнить проездной, сдать проездной. При сдаче проездного определяется целостность и работоспособность проездного, считывается остаток, производится обнуление.

Возвращение остатка электронного проездного осуществляется только в специализированном пункте или в пункте эмиссии проездного. Возвращенный проездной может быть продан другому клиенту без всяких ограничений.

Схема выдачи и возврата транспортного терминала

Перед выдачей терминала на линию в него вводятся данные о тарифе, о маршруте трамвая, данные (ФИО) кондуктора. Данная процедура осуществляется с помощью «АРМ/ДП» — устанавливаемом в каждом диспетчерском пункте, для чего ДП оборудуются персональными компьютерами с модемом и специализированным оборудованием для управления транспортными терминалами — база терминала.

В случае наращивания системы и расширения ее функционала, появляются дополнительные перевозчики, виды транспорта, сложные маршруты с изменяющимися тарифами. Целесообразно автоматизировать функцию подготовки и изменения информации для терминалов с использованием «АРМ/Отдел тарифов», который формирует и обновляет список тарифов и на основании данных из «АРМ/ДП» применяет их к соответствующим маршрутам, после чего в «АРМ/ДП» формируется информация для записи данных в транспортный терминал и его выдача на маршрут. Если кондукторы меняются без заезда в ПТП, то в терминал вводятся данные обо всех кондукторах и смене маршрута.

Далее терминал выдается кондуктору для работы на линии.

Во время работы на маршруте кондуктор должен делать отметки в терминале по прибытии в контрольные точки маршрута (диспетчерские, конечные остановки и т. д.)

По окончании рабочей смены кондуктор сдает терминал диспетчеру.

Диспетчер принимает терминал к обработке. С помощью «АРМ/ДП» считывает с него все транзакции и передает их в Процессинговый центр для формирования отчета для Центра Эмиссии осуществляющего взаиморасчеты с ПТП по факту списания средств с электронных проездных за день. «АРМ/ДП» работает в автономном режиме и ежедневно (в ночное время) через модем осуществляет связь по телефонной линии с ПЦ для передачи реестров транзакций за прошедший день.