3. Ленинские принципы планового управления экономикой и начало их осуществления
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75
После победы Великой Октябрьской социалистической революции, утверждения диктатуры пролетариата, обобществления основных средств производства на первое место выдвинулись вопросы организации народного хозяйства на социалистических началах, создания новой экономики, организации научной системы управления и планирования народного хозяйства.
Управление, указывал Маркс, есть «необходимый момент всякого способа производства»140. Основные задачи, формы и методы управления хозяйственной жизнью определяются природой общественного строя, интересами господствующего класса. В капиталистическом обществе вся система управления экономической и политической жизнью страны направлена на охрану интересов крупной буржуазии и на подавление трудящихся. Там производство подчинено обогащению эксплуататоров. «Капитал и самовозрастание его стоимости является исходным и конечным пунктом, мотивом и целью производства»141.
При социализме формы и методы управления хозяйственной жизнью определяются господством общественной собственности, социалистическими отношениями содружества и взаимопомощи свободных от эксплуатации тружеников. Коренным образом изменяется цель общественного производства, а вместе с тем характер и главная задача управления народным хозяйством. Здесь необходимо и обязательно единое централизованное научное управление экономикой и всеми социально-экономическими процессами.
Развивая идеи Маркса и Энгельса, В. И. Ленин обосновал положение, что социализм означает планомерную организацию общественного производства «для обеспечения полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества»142. Эта цель была провозглашена в Программе Коммунистической партии, в которой указывается, что социализм означает планомерную организацию общественно-производственного процесса для обеспечения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества. Забота о неуклонном повышении народного благосостояния, отвечающая основному экономическому закону социализма, определяет политику и практическую деятельность Коммунистической партии и Советской власти. Эта цель получает конкретное воплощение в народнохозяйственных планах применительно к данной ступени построения и развития социалистического общества.
После обобществления средств производства объективной необходимостью становится планомерный непрерывный рост и совершенствование производства на основе высшей техники. Это единственный путь удовлетворения растущих потребностей общества.
В. И. Ленин установил, что производство при социализме планомерно ведется «за счет всего общества». Это определение, подчеркивал Ленин, «включает и планомерность и указывает на направителя планомерности…»143. Таким «направителем» (регулятором) планомерного производства, подчиненного интересам народа, выступает общество и его политическая организация — государство. Учитывая объективные закономерности развития экономики, социалистическое государство регулирует хозяйственную жизнь страны, определяет масштабы производства, устанавливает необходимые темпы экономического развития, исходя из реальных возможностей и ресурсов страны, достижений науки и техники; распределяет в плановом порядке средства производства и трудовые ресурсы между отраслями народного хозяйства; добивается рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов страны; обеспечивает взаимную согласованность и увязку работы всех отраслей и предприятий, конкретные соотношения в развитии всех сторон общественного воспроизводства (производства, распределения, обмена и потребления).
Планомерное развитие народного хозяйства — величайшее преимущество социализма перед капитализмом. Жизнь подтвердила высказывания основоположников марксизма о том, что условия для планового хозяйства создаются победой пролетарской революции и переходом средств производства в общественную собственность. Только после этого «становится возможным общественное производство по заранее обдуманному плану»144; анархия производства, присущая капитализму, «заменится общественно-планомерным регулированием производства сообразно потребностям как общества в целом, так и каждого его члена в отдельности»145.
Развивая эти положения, В. И. Ленин показал, что при частной собственности на средства производства невозможно плановое ведение хозяйства в масштабе всей страны. Не создается плановая система экономики и при монополистическом капитализме. Хотя отдельные монополии могут планомерно регулировать свое производство, в целом народное хозяйство остается анархической системой. «Полной планомерности, конечно, тресты не давали, не дают до сих пор и не могут дать»146. Объективная закономерность капиталистической экономики на всех стадиях ее развития остается неизменной: «основной организующей силой анархически построенного капиталистического общества является стихийно растущий вширь и вглубь рынок, национальный и интернациональный»147.
Идеологи буржуазии прилагают усилия к тому, чтобы приукрасить капиталистическое общество. Сочиняются различные теории о «трансформации» современного капитализма, превращении его в «народный» или «демократический» капитализм, в «государство всеобщего благоденствия». Усиленно распространяются также измышления о «растущем сходстве» и «сближении» социализма и капитализма. Умалчивая о социальном содержании планирования экономики, антикоммунисты утверждают, будто в настоящее время планомерность присуща не только социализму, но и капитализму.
Ленинская теория империализма помогает опровергать идеологические спекуляции защитников капитализма; она дает научное объяснение новым процессам и явлениям в современном капиталистическом обществе. С развитием государственно-монополистического капитализма широкое применение получают различные формы государственного регулирования. Во имя сохранения буржуазного строя и в интересах обогащения монополий капиталистическое государство вмешивается в экономику, используя государственный бюджет, налоги, военные заказы, регулирование цен и заработной платы и т.п. Для монополий разрабатываются прогнозы о динамике производства, о возможном состоянии экономики на ряд лет вперед, но такие предсказания в условиях рыночной стихии и конкуренции не могут быть надежным руководством для хозяйствования. Даже в буржуазной литературе такие «планы» оцениваются как «редуктор неизвестности». Все меры государственно-монополистического регулирования хозяйства и экономического программирования направлены на обеспечение высоких прибылей за счет ограбления народных масс148.
Государственное вмешательство в капиталистическую экономику оказывает известное воздействие на процесс воспроизводства, может ускорить или замедлить течение стихийных процессов, но отменить их не в состоянии. Реальная действительность показывает, что и государственно-монополистический капитализм не избавляет империалистические страны от анархии производства, циклических колебаний и экономических спадов, массовой безработицы.
Победа Великой Октябрьской социалистической революции, утверждение диктатуры пролетариата, обобществление основных средств производства создали необходимые политические и экономические основы для планового ведения народного хозяйства. Все это обусловило возможность и необходимость планового ведения хозяйства. Национализированные фабрики и заводы, банки и железные дороги, а также крупные сельскохозяйственные предприятия, ставшие государственной собственностью, не могли функционировать по-старому, на основе конкуренции и анархии производства. После обобществления средств производства и ликвидации системы эксплуатации распределение средств производства и рабочей силы между отраслями общественного производства, новые взаимоотношения между предприятиями и отраслями хозяйства, разделение труда между районами страны могли определяться только в плановом порядке Советским государством.
Ленин расценивал создание плановой социалистической системы хозяйства как главную экономическую задачу диктатуры пролетариата. В работе «О «левом» ребячестве и о мелкобуржуазности», давая отповедь «левым коммунистам» и другим капитулянтам, Ленин пишет, что диктатура пролетариата в области экономики — «гвоздь» пролетарской революции, направленной против хозяйственных основ капитализма149.
В. И. Ленин раскрыл громадную роль государства рабочих и крестьян в строительстве социализма. Он предвидел, что в дальнейшем будут возрастать экономическая роль социалистического государства, его хозяйственно-организаторская и культурно-воспитательная функции. Социализм нельзя построить и упрочить без учета и контроля со стороны государства за мерой труда и мерой потребления, без планового руководства хозяйственной жизнью. После обобществления основных средств производства государственная власть «начинает превращаться в организацию, непосредственно выполняющую функции управления экономикой страны…»150.
Подчеркивая важность создания планового хозяйства, Программа РКП(б), принятая на VIII съезде партии, указывала на необходимость максимального объединения всей хозяйственной деятельности Республики Советов «по одному общегосударственному плану», рационального и экономного использования всех материальных и трудовых ресурсов страны. Программа партии выдвинула задачу расширения и укрепления экономического сотрудничества между освобожденными революцией народами России, призвала «к установлению единого хозяйственного плана с теми из них, которые перешли уже к советскому устройству»151.
Советское государство постепенно внедряло плановое начало в хозяйственную жизнь страны. В написанной Лениным резолюции IV Чрезвычайного Всероссийского съезда Советов в марте 1918 г. очередной и неотложной задачей было провозглашено «создание везде и повсюду крепких и стройных организаций, охватывающих, по возможности, все производство и все распределение продуктов»152.
Необходимость общегосударственного планового регулирования хозяйственной жизни была особенно видна при решении насущного вопроса о хлебе и топливе. На примере с хлебом Ленин впервые сформулировал важное положение о том, что наряду с текущими планами требуются также и перспективные планы, рассчитанные на ряд лет вперед. Советскому государству, разъяснял Ленин, нужна плановая организация сбора продуктов, подвоза и распределения их в общегосударственном масштабе с учетом потребностей миллионов людей, с расчетом условий и результатов производства на год и на много лет вперед, с накоплением резервов для неурожайных лет, с учетом необходимых для увеличения сбора хлебов многолетних мелиоративных работ и т.д.153
Опыт организации топливного дела также показал, что только государственное планирование производства и распределения всех видов топлива могло обеспечить удовлетворение первоочередных нужд народного хозяйства. В мае 1918 г. было осуществлено объединение разрозненных учреждений, ведавших добычей и распределением топлива.
Неотложные задачи восстановления транспорта и налаживания его работы требовали планового руководства железными дорогами, правильного учета и планомерного размещения подвижного состава, строгого соблюдения программ перевозок. Необходима была правильная увязка работы всех видов транспорта, в первую очередь железных дорог и водного транспорта. Для согласования водных перевозок с железнодорожными и для объединения деятельности Наркомпути и Главвода была создана в апреле 1918 г. междуведомственная комиссия по смешанным железнодорожно-водным перевозкам.
Опыт показал также неотложную необходимость усиления планового руководства в области капитального строительства. Декретом Совнаркома от 9 мая 1918 г. на Комитет государственных сооружений ВСНХ была возложена задача объединения всех строительных работ в общегосударственном масштабе — разработка плана, установление порядка его выполнения и осуществление государственного строительства.
Интересы народного хозяйства требовали усиления плановости и в области финансов и банковского дела. Только таким образом можно было обеспечить планомерное накопление и правильное использование финансовых ресурсов государства. «Нам необходима, — говорил Ленин в мае 1918 г., — финансовая централизация, необходима концентрация наших сил; без проведения в жизнь этих принципов мы не достигнем экономических преобразований, при которых каждый гражданин будет иметь кусок хлеба и возможность удовлетворять свои культурные потребности»154. В директиве местным Советам правительство указало, что «строжайшая централизация всего банкового дела с абсолютной неизбежностью вытекает из всей политики Советской власти и из всех изданных ею декретов»155.
Вся практика повседневной экономической деятельности государства требовала общего хозяйственного плана. Вопросы планомерного регулирования хозяйства занимали все большее место в работе центральных и местных органов Советской власти. Все чаще приходилось для согласования практической деятельности хозяйственных наркоматов создавать временные и постоянные междуведомственные комиссии и совещания. Весной 1918 г. особая комиссия, облеченная широкими полномочиями, под председательством В. И. Ленина рассматривала производственные программы по орошению хлопковых районов Туркестана, по увеличению производства хлопка. В междуведомственных комиссиях обсуждались и принимались производственные планы крупных предприятий и отраслей промышленности и т.д.
При ВСНХ была утверждена специальная комиссия смет, которая рассматривала и вносила в Совнарком на утверждение производственные программы и сметы национализированных предприятий, а также сметы правительственных учреждений и ведомств.
Функции общегосударственного планирования народного хозяйства сосредоточивались в высшем органе государственного управления — Совнаркоме и его комиссиях; он являлся одновременно общехозяйственным планирующим центром республики, регулирующим и направляющим ее экономическую жизнь; СНК объединял работу всех хозяйственных комиссариатов и ведомств.
Плановое руководство народным хозяйством, составление научных планов развития экономики и контроль за их выполнением немыслимы без рациональной системы учета, отчетности и статистики. Советское государство не может руководить экономической жизнью страны без своевременно поступающих и научно систематизированных точных статистических материалов, охватывающих все народное хозяйство, все районы страны.
Основы советской системы учета и статистики, охватывающей все народное хозяйство снизу доверху, закладывались с первых дней социалистической революции. Постепенно создавался сначала ведомственный и местный, а затем и общегосударственный учетно-статистический аппарат, способный все более полно учитывать важнейшие явления хозяйственной жизни, все многообразие потребностей общества, наличные ресурсы и возможности Советского государства. Первый этап строительства советской статистики завершился организацией Центрального статистического управления (ЦСУ) в июле 1918 г. и местных статистических учреждений в сентябре 1918 г. В советские статистические органы были привлечены лучшие специалисты и работники земской статистики. Ленин отмечал: «Советская республика создала статистическое учреждение и привлекла все лучшие статистические силы России, но, конечно, скоро идеальной статистики получить нельзя»156.
В 1918 г. были начаты большие статистические работы. Основной формой статистического сбора данных в то время являлись переписи и специальные обследования. По указанию правительства в августе 1918 г. была проведена всероссийская промышленная и профессиональная перепись. Перепись охватила до 10 тыс. промышленных предприятий по 31 губернии Советской России — без Украины, Урала, Сибири, Закавказья. Первая советская перепись промышленности способствовала упрочению учетно-статистической основы для планового руководства хозяйством.
В. И. Ленин уделял много внимания созданию научной системы учета и статистики, охватывающей все отрасли народного хозяйства и районы страны. Под его руководством в нашей стране была создана единая централизованная система учета и статистики, которая позволяет собирать и обрабатывать все данные, необходимые для государственного управления и планирования народного хозяйства. Ленинские указания легли в основу методологии и организации советской статистики. Будучи блестящим знатоком статистики, В. И. Ленин высоко ценил ее значение как орудия социального познания, научного управления и планирования народного хозяйства. В дальнейшем в ленинских указаниях ЦСУ была намечена конкретная программа деятельности органов государственной статистики, призванной объективно отображать массовые явления и процессы экономической жизни, выработана программа научного обобщения и издания статистических материалов.
Созданием и совершенствованием плановой системы хозяйства постепенно решалась провозглашенная В. И. Лениным в первые месяцы социалистической революции организационная задача: «превращение всего государственного экономического механизма в единую крупную машину, в хозяйственный организм, работающий так, чтобы сотни миллионов людей руководились одним планом»157.
Разрабатывая проблемы научного руководства народным хозяйством, В. И. Ленин рассматривал в неразрывной связи такие составные элементы экономического управления советским обществом, как выработка экономической политики — определение основных путей и методов хозяйственного строительства, исходя из программных задач построения социализма и коммунизма; конкретизация экономической политики в научных хозяйственных планах (перспективных и текущих); плановое руководство народным хозяйством; организация и регулирование производственной деятельности трудящихся; методы социалистического хозяйствования.
В. И. Ленин раскрыл и обосновал руководящую роль Коммунистической партии: вооруженная марксистской теорией, познавая и используя объективные экономические законы социализма, партия обеспечивает правильное руководство всей работой по строительству социализма; придает ей планомерный, научно обоснованный характер.
Марксизм-ленинизм отводит трудящимся массам решающую роль в строительстве нового общества, в создании и развитии социалистической экономики. Эта задача «может быть успешно осуществлена только при самостоятельном историческом творчестве большинства населения, прежде всего большинства трудящихся»158. Исходя из этого, В. И. Ленин вырабатывал формы и методы управления экономикой, принципы хозяйствования, призванные способствовать вовлечению все более широких масс в активную созидательную работу, наилучшим образом организовать и направлять творческую деятельность трудящихся — главной производительной силы общества.
Поэтому в основу советской системы управления и планирования народного хозяйства был положен принцип демократического централизма. В ленинском понимании принцип демократического централизма в экономике означает сочетание централизованного государственного руководства народным хозяйством с максимальным развитием инициативы местных органов в хозяйственном строительстве, творческой активности трудящихся масс в управлении производством.
Политической основой демократического централизма является власть трудящихся, а экономической основой — общественная собственность на средства производства. Ленин в работе «Государство и революция» писал, что «самый последовательный демократический централизм» — характерная черта такого строя, где государственная власть принадлежит рабочим и крестьянами фабрики, железные дороги, земля и прочее являются достоянием общества159.
Демократический централизм предполагает единство политического и хозяйственного руководства страной, которое осуществляется самим народом под руководством Коммунистической партии. Демократический централизм в управлении народным хозяйством возможен только в государстве, основанном на союзе рабочих и крестьян, дружбе и сотрудничестве свободных и равноправных народов, при единстве интересов всего государства и отдельных республик, районов страны.
Вопрос о централизованном руководстве хозяйством — один из коренных вопросов теории и практики социалистического строительства, создания и развития социалистической экономики. Марксизм исходит из необходимости централизованного управления крупным обобществленным производством. Маркс указывал, что «национальная централизация средств производства станет национальной основой общества, состоящего из объединения свободных и равных производителей, занимающихся общественным трудом по общему и рациональному плану»160. Эти мысли развивал Ленин, обосновывая положение о том, что социалистический централизм неразрывно связан с крупным машинным производством, базирующимся на общественной собственности161.
В. И. Ленин доказал теоретически, а последующий опыт подтвердил на практике, что централизация планового руководства — обязательное и решающее условие успешного строительства социализма. Искажением основных устоев диктатуры пролетариата и «полным отказом от социализма» Ленин считал раздробление общенародной собственности на групповые владения отдельных коллективов трудящихся162. Ленин предупреждал об опасности синдикалистского и хаотического отношения к национализированным предприятиям, требовал беспощадной борьбы против таких явлений163. Концентрация основных средств производства в руках социалистического государства позволяет правильно и эффективно использовать производительные силы, постоянно развивать их на базе высшей техники в интересах общества.
При общественной собственности на средства производства управление народным хозяйством приобретает подлинно демократический характер: сами труженики, коллективно владеющие средствами производства, управляют ими через свои государственные и кооперативные органы.
Советский строй и общественная собственность на средства производства обусловливают органическое сочетание централизованного руководства и широкого демократизма. Ленин глубоко и всесторонне обосновал положение, что демократический централизм не имеет ничего общего с бюрократическим шаблонизированием и установлением единообразия сверху. «…Централизм, понятый в действительно демократическом смысле, предполагает в первый раз историей созданную возможность полного и беспрепятственного развития не только местных особенностей, но и местного почина, местной инициативы, разнообразия путей, приемов и средств движения к общей цели»164.
Ленинский принцип демократического централизма в руководстве хозяйством обеспечивает широкую самостоятельность республик, областей, районов и отдельных предприятий. Экономика каждой республики развивается как неотъемлемая часть единого народного хозяйства Советской страны. Демократический централизм помогает проводить ленинский курс на экономический и культурный расцвет всех национальных республик, на тесное сотрудничество и всестороннее сближение народов в ходе социалистического строительства.
Демократический централизм требует сочетания общегосударственного руководства народным хозяйством с оперативной самостоятельностью предприятий. Ленин писал, что каждая фабрика, производственный коллектив имеет право и обязан «по-своему применять общие советские узаконения («по-своему» не в смысле нарушения их, а в смысле разнообразия форм проведения их в жизнь)…»165 Выступая за предоставление предприятиям максимальной свободы маневрирования средствами, Ленин вместе с тем требовал от них увеличения производства, повышения его эффективности.
Развивая принципы демократического централизма в экономике, В. И. Ленин выдвинул важные положения о сочетании коллегиальности и единоначалия в управлении предприятиями и их объединениями и о демократии и дисциплине. Демократический централизм, утверждал Ленин, требует последовательного проведения принципа единоначалия на предприятиях и в хозяйственных объединениях. Это обусловлено характером крупного машинного производства166.
Коммунистическая партия с первых шагов социалистического строительства последовательно проводит ленинский курс на привлечение широких масс трудящихся к активному участию в управлении и планировании народного хозяйства. Для обобщения опыта передовых людей труда — творцов нового общества — Коммунистическая партия уже в первый год Советской власти проводила многочисленные общероссийские и местные съезды рабочих, инженеров и руководителей предприятий, представителей хозяйственных ведомств. Партия руководствовалась ленинским указанием, что для строительства социалистического общества недостаточно опыта сотен и тысяч тех верхних слоев, которые «делали историю» в капиталистическом обществе. Для построения социализма необходим совместный, коллективный опыт миллионов трудящихся, уменье и силы которых растут в процессе борьбы, с ростом революции.
Вся система управления экономикой строилась на сочетании централизованного руководства народным хозяйством с широкой самостоятельностью мест. Это нашло отражение в первой Советской Конституции, разработанной по указаниям В. И. Ленина и принятой V Всероссийским съездом Советов в июле 1918 г. В Основном законе государства было сказано, что управление экономикой, «установление основ и общего плана всего народного хозяйства и отдельных его отраслей» является одной из главных задач высших органов государственной власти (ст. 49). В то же время местным Советам предоставлялись широкие права в области хозяйственного и культурного строительства, на них возлагалось «принятие всех мер к поднятию данной территории в культурном и хозяйственном отношениях» (ст. 61).
В. И. Ленин предвидел, что в дальнейшем роль и значение экономических органов социалистического государства, подобных советам народного хозяйства, будут постоянно увеличиваться. Если «аппарату управления в собственном, тесном, узком смысле слова, аппарату старого государства суждено умереть», то «аппарату типа Высшего совета народного хозяйства суждено расти, развиваться и крепнуть, заполняя собой всю главнейшую деятельность организованного общества»167 Действительно, развертывание социалистического строительства сопровождалось усилением хозяйственно-организаторской деятельности Советского государства: развивалась и улучшалась советская система управления и планирования социалистической экономики, обогащались ленинские принципы руководства народным хозяйством.
В ходе социалистического строительства на каждом этапе развития социалистической экономики по-разному складывались соотношения между степенью централизации планового руководства и хозяйственно-оперативной самостоятельностью предприятий. С развитием социалистической экономики, накоплением опыта управления хозяйством на местах расширялись предпосылки и возможности для все более широкого и последовательного применения принципов демократического централизма в управлении и планировании народного хозяйства.
Ленин призывал партию улучшать и развивать советскую систему управления с учетом новой обстановки, новых задач строительства социализма и коммунизма. Объективным критерием он считал достигнутый уровень развития производительных сил и культуры. «Каждая ступень, что нам удастся вперед, вверх в деле развития производительных сил и культуры, должна сопровождаться доделыванием и переделыванием нашей советской системы»168.
Опыт строительства социализма всецело подтвердил правильность ленинских принципов хозяйственного управления и планирования: централизованного планового руководства обобществленным хозяйством при активном участии трудящихся масс в управлении производством.
В СССР впервые в истории была создана планомерная организация общественного производства всей страны. Плановое хозяйство создавалось в процессе ожесточенной борьбы социализма против капитализма и мелкобуржуазной стихии. Экономика Советской России в начальный период, по ленинскому определению, представляла собой «борьбу первых шагов коммунистически объединенного, — в едином масштабе громадного государства, — труда с мелким товарным производством и с сохраняющимся, а равно с возрождающимся на его базе капитализмом»169. Основными показателями развития плановой экономики Ленин считал, во-первых, рост обобществления средств производства, во-вторых, развертывание крупного производства «в общенациональном масштабе» в интересах трудящихся170.
В ходе социалистического строительства, с развитием общественной собственности укреплялась плановая система, возрастали масштабы планового хозяйства. На основе социалистического обобществления народного хозяйства увеличивались возможности шире и глубже охватывать государственным планом экономическую жизнь страны: все больше средств производства использовалось планомерно, и все более широкие массы трудящихся работали по единому государственному хозяйственному плану, все более возрастала продукция общественного производства, которая использовалась в плановом порядке в интересах народа.
После победы Великой Октябрьской социалистической революции, утверждения диктатуры пролетариата, обобществления основных средств производства на первое место выдвинулись вопросы организации народного хозяйства на социалистических началах, создания новой экономики, организации научной системы управления и планирования народного хозяйства.
Управление, указывал Маркс, есть «необходимый момент всякого способа производства»140. Основные задачи, формы и методы управления хозяйственной жизнью определяются природой общественного строя, интересами господствующего класса. В капиталистическом обществе вся система управления экономической и политической жизнью страны направлена на охрану интересов крупной буржуазии и на подавление трудящихся. Там производство подчинено обогащению эксплуататоров. «Капитал и самовозрастание его стоимости является исходным и конечным пунктом, мотивом и целью производства»141.
При социализме формы и методы управления хозяйственной жизнью определяются господством общественной собственности, социалистическими отношениями содружества и взаимопомощи свободных от эксплуатации тружеников. Коренным образом изменяется цель общественного производства, а вместе с тем характер и главная задача управления народным хозяйством. Здесь необходимо и обязательно единое централизованное научное управление экономикой и всеми социально-экономическими процессами.
Развивая идеи Маркса и Энгельса, В. И. Ленин обосновал положение, что социализм означает планомерную организацию общественного производства «для обеспечения полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества»142. Эта цель была провозглашена в Программе Коммунистической партии, в которой указывается, что социализм означает планомерную организацию общественно-производственного процесса для обеспечения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества. Забота о неуклонном повышении народного благосостояния, отвечающая основному экономическому закону социализма, определяет политику и практическую деятельность Коммунистической партии и Советской власти. Эта цель получает конкретное воплощение в народнохозяйственных планах применительно к данной ступени построения и развития социалистического общества.
После обобществления средств производства объективной необходимостью становится планомерный непрерывный рост и совершенствование производства на основе высшей техники. Это единственный путь удовлетворения растущих потребностей общества.
В. И. Ленин установил, что производство при социализме планомерно ведется «за счет всего общества». Это определение, подчеркивал Ленин, «включает и планомерность и указывает на направителя планомерности…»143. Таким «направителем» (регулятором) планомерного производства, подчиненного интересам народа, выступает общество и его политическая организация — государство. Учитывая объективные закономерности развития экономики, социалистическое государство регулирует хозяйственную жизнь страны, определяет масштабы производства, устанавливает необходимые темпы экономического развития, исходя из реальных возможностей и ресурсов страны, достижений науки и техники; распределяет в плановом порядке средства производства и трудовые ресурсы между отраслями народного хозяйства; добивается рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов страны; обеспечивает взаимную согласованность и увязку работы всех отраслей и предприятий, конкретные соотношения в развитии всех сторон общественного воспроизводства (производства, распределения, обмена и потребления).
Планомерное развитие народного хозяйства — величайшее преимущество социализма перед капитализмом. Жизнь подтвердила высказывания основоположников марксизма о том, что условия для планового хозяйства создаются победой пролетарской революции и переходом средств производства в общественную собственность. Только после этого «становится возможным общественное производство по заранее обдуманному плану»144; анархия производства, присущая капитализму, «заменится общественно-планомерным регулированием производства сообразно потребностям как общества в целом, так и каждого его члена в отдельности»145.
Развивая эти положения, В. И. Ленин показал, что при частной собственности на средства производства невозможно плановое ведение хозяйства в масштабе всей страны. Не создается плановая система экономики и при монополистическом капитализме. Хотя отдельные монополии могут планомерно регулировать свое производство, в целом народное хозяйство остается анархической системой. «Полной планомерности, конечно, тресты не давали, не дают до сих пор и не могут дать»146. Объективная закономерность капиталистической экономики на всех стадиях ее развития остается неизменной: «основной организующей силой анархически построенного капиталистического общества является стихийно растущий вширь и вглубь рынок, национальный и интернациональный»147.
Идеологи буржуазии прилагают усилия к тому, чтобы приукрасить капиталистическое общество. Сочиняются различные теории о «трансформации» современного капитализма, превращении его в «народный» или «демократический» капитализм, в «государство всеобщего благоденствия». Усиленно распространяются также измышления о «растущем сходстве» и «сближении» социализма и капитализма. Умалчивая о социальном содержании планирования экономики, антикоммунисты утверждают, будто в настоящее время планомерность присуща не только социализму, но и капитализму.
Ленинская теория империализма помогает опровергать идеологические спекуляции защитников капитализма; она дает научное объяснение новым процессам и явлениям в современном капиталистическом обществе. С развитием государственно-монополистического капитализма широкое применение получают различные формы государственного регулирования. Во имя сохранения буржуазного строя и в интересах обогащения монополий капиталистическое государство вмешивается в экономику, используя государственный бюджет, налоги, военные заказы, регулирование цен и заработной платы и т.п. Для монополий разрабатываются прогнозы о динамике производства, о возможном состоянии экономики на ряд лет вперед, но такие предсказания в условиях рыночной стихии и конкуренции не могут быть надежным руководством для хозяйствования. Даже в буржуазной литературе такие «планы» оцениваются как «редуктор неизвестности». Все меры государственно-монополистического регулирования хозяйства и экономического программирования направлены на обеспечение высоких прибылей за счет ограбления народных масс148.
Государственное вмешательство в капиталистическую экономику оказывает известное воздействие на процесс воспроизводства, может ускорить или замедлить течение стихийных процессов, но отменить их не в состоянии. Реальная действительность показывает, что и государственно-монополистический капитализм не избавляет империалистические страны от анархии производства, циклических колебаний и экономических спадов, массовой безработицы.
Победа Великой Октябрьской социалистической революции, утверждение диктатуры пролетариата, обобществление основных средств производства создали необходимые политические и экономические основы для планового ведения народного хозяйства. Все это обусловило возможность и необходимость планового ведения хозяйства. Национализированные фабрики и заводы, банки и железные дороги, а также крупные сельскохозяйственные предприятия, ставшие государственной собственностью, не могли функционировать по-старому, на основе конкуренции и анархии производства. После обобществления средств производства и ликвидации системы эксплуатации распределение средств производства и рабочей силы между отраслями общественного производства, новые взаимоотношения между предприятиями и отраслями хозяйства, разделение труда между районами страны могли определяться только в плановом порядке Советским государством.
Ленин расценивал создание плановой социалистической системы хозяйства как главную экономическую задачу диктатуры пролетариата. В работе «О «левом» ребячестве и о мелкобуржуазности», давая отповедь «левым коммунистам» и другим капитулянтам, Ленин пишет, что диктатура пролетариата в области экономики — «гвоздь» пролетарской революции, направленной против хозяйственных основ капитализма149.
В. И. Ленин раскрыл громадную роль государства рабочих и крестьян в строительстве социализма. Он предвидел, что в дальнейшем будут возрастать экономическая роль социалистического государства, его хозяйственно-организаторская и культурно-воспитательная функции. Социализм нельзя построить и упрочить без учета и контроля со стороны государства за мерой труда и мерой потребления, без планового руководства хозяйственной жизнью. После обобществления основных средств производства государственная власть «начинает превращаться в организацию, непосредственно выполняющую функции управления экономикой страны…»150.
Подчеркивая важность создания планового хозяйства, Программа РКП(б), принятая на VIII съезде партии, указывала на необходимость максимального объединения всей хозяйственной деятельности Республики Советов «по одному общегосударственному плану», рационального и экономного использования всех материальных и трудовых ресурсов страны. Программа партии выдвинула задачу расширения и укрепления экономического сотрудничества между освобожденными революцией народами России, призвала «к установлению единого хозяйственного плана с теми из них, которые перешли уже к советскому устройству»151.
Советское государство постепенно внедряло плановое начало в хозяйственную жизнь страны. В написанной Лениным резолюции IV Чрезвычайного Всероссийского съезда Советов в марте 1918 г. очередной и неотложной задачей было провозглашено «создание везде и повсюду крепких и стройных организаций, охватывающих, по возможности, все производство и все распределение продуктов»152.
Необходимость общегосударственного планового регулирования хозяйственной жизни была особенно видна при решении насущного вопроса о хлебе и топливе. На примере с хлебом Ленин впервые сформулировал важное положение о том, что наряду с текущими планами требуются также и перспективные планы, рассчитанные на ряд лет вперед. Советскому государству, разъяснял Ленин, нужна плановая организация сбора продуктов, подвоза и распределения их в общегосударственном масштабе с учетом потребностей миллионов людей, с расчетом условий и результатов производства на год и на много лет вперед, с накоплением резервов для неурожайных лет, с учетом необходимых для увеличения сбора хлебов многолетних мелиоративных работ и т.д.153
Опыт организации топливного дела также показал, что только государственное планирование производства и распределения всех видов топлива могло обеспечить удовлетворение первоочередных нужд народного хозяйства. В мае 1918 г. было осуществлено объединение разрозненных учреждений, ведавших добычей и распределением топлива.
Неотложные задачи восстановления транспорта и налаживания его работы требовали планового руководства железными дорогами, правильного учета и планомерного размещения подвижного состава, строгого соблюдения программ перевозок. Необходима была правильная увязка работы всех видов транспорта, в первую очередь железных дорог и водного транспорта. Для согласования водных перевозок с железнодорожными и для объединения деятельности Наркомпути и Главвода была создана в апреле 1918 г. междуведомственная комиссия по смешанным железнодорожно-водным перевозкам.
Опыт показал также неотложную необходимость усиления планового руководства в области капитального строительства. Декретом Совнаркома от 9 мая 1918 г. на Комитет государственных сооружений ВСНХ была возложена задача объединения всех строительных работ в общегосударственном масштабе — разработка плана, установление порядка его выполнения и осуществление государственного строительства.
Интересы народного хозяйства требовали усиления плановости и в области финансов и банковского дела. Только таким образом можно было обеспечить планомерное накопление и правильное использование финансовых ресурсов государства. «Нам необходима, — говорил Ленин в мае 1918 г., — финансовая централизация, необходима концентрация наших сил; без проведения в жизнь этих принципов мы не достигнем экономических преобразований, при которых каждый гражданин будет иметь кусок хлеба и возможность удовлетворять свои культурные потребности»154. В директиве местным Советам правительство указало, что «строжайшая централизация всего банкового дела с абсолютной неизбежностью вытекает из всей политики Советской власти и из всех изданных ею декретов»155.
Вся практика повседневной экономической деятельности государства требовала общего хозяйственного плана. Вопросы планомерного регулирования хозяйства занимали все большее место в работе центральных и местных органов Советской власти. Все чаще приходилось для согласования практической деятельности хозяйственных наркоматов создавать временные и постоянные междуведомственные комиссии и совещания. Весной 1918 г. особая комиссия, облеченная широкими полномочиями, под председательством В. И. Ленина рассматривала производственные программы по орошению хлопковых районов Туркестана, по увеличению производства хлопка. В междуведомственных комиссиях обсуждались и принимались производственные планы крупных предприятий и отраслей промышленности и т.д.
При ВСНХ была утверждена специальная комиссия смет, которая рассматривала и вносила в Совнарком на утверждение производственные программы и сметы национализированных предприятий, а также сметы правительственных учреждений и ведомств.
Функции общегосударственного планирования народного хозяйства сосредоточивались в высшем органе государственного управления — Совнаркоме и его комиссиях; он являлся одновременно общехозяйственным планирующим центром республики, регулирующим и направляющим ее экономическую жизнь; СНК объединял работу всех хозяйственных комиссариатов и ведомств.
Плановое руководство народным хозяйством, составление научных планов развития экономики и контроль за их выполнением немыслимы без рациональной системы учета, отчетности и статистики. Советское государство не может руководить экономической жизнью страны без своевременно поступающих и научно систематизированных точных статистических материалов, охватывающих все народное хозяйство, все районы страны.
Основы советской системы учета и статистики, охватывающей все народное хозяйство снизу доверху, закладывались с первых дней социалистической революции. Постепенно создавался сначала ведомственный и местный, а затем и общегосударственный учетно-статистический аппарат, способный все более полно учитывать важнейшие явления хозяйственной жизни, все многообразие потребностей общества, наличные ресурсы и возможности Советского государства. Первый этап строительства советской статистики завершился организацией Центрального статистического управления (ЦСУ) в июле 1918 г. и местных статистических учреждений в сентябре 1918 г. В советские статистические органы были привлечены лучшие специалисты и работники земской статистики. Ленин отмечал: «Советская республика создала статистическое учреждение и привлекла все лучшие статистические силы России, но, конечно, скоро идеальной статистики получить нельзя»156.
В 1918 г. были начаты большие статистические работы. Основной формой статистического сбора данных в то время являлись переписи и специальные обследования. По указанию правительства в августе 1918 г. была проведена всероссийская промышленная и профессиональная перепись. Перепись охватила до 10 тыс. промышленных предприятий по 31 губернии Советской России — без Украины, Урала, Сибири, Закавказья. Первая советская перепись промышленности способствовала упрочению учетно-статистической основы для планового руководства хозяйством.
В. И. Ленин уделял много внимания созданию научной системы учета и статистики, охватывающей все отрасли народного хозяйства и районы страны. Под его руководством в нашей стране была создана единая централизованная система учета и статистики, которая позволяет собирать и обрабатывать все данные, необходимые для государственного управления и планирования народного хозяйства. Ленинские указания легли в основу методологии и организации советской статистики. Будучи блестящим знатоком статистики, В. И. Ленин высоко ценил ее значение как орудия социального познания, научного управления и планирования народного хозяйства. В дальнейшем в ленинских указаниях ЦСУ была намечена конкретная программа деятельности органов государственной статистики, призванной объективно отображать массовые явления и процессы экономической жизни, выработана программа научного обобщения и издания статистических материалов.
Созданием и совершенствованием плановой системы хозяйства постепенно решалась провозглашенная В. И. Лениным в первые месяцы социалистической революции организационная задача: «превращение всего государственного экономического механизма в единую крупную машину, в хозяйственный организм, работающий так, чтобы сотни миллионов людей руководились одним планом»157.
Разрабатывая проблемы научного руководства народным хозяйством, В. И. Ленин рассматривал в неразрывной связи такие составные элементы экономического управления советским обществом, как выработка экономической политики — определение основных путей и методов хозяйственного строительства, исходя из программных задач построения социализма и коммунизма; конкретизация экономической политики в научных хозяйственных планах (перспективных и текущих); плановое руководство народным хозяйством; организация и регулирование производственной деятельности трудящихся; методы социалистического хозяйствования.
В. И. Ленин раскрыл и обосновал руководящую роль Коммунистической партии: вооруженная марксистской теорией, познавая и используя объективные экономические законы социализма, партия обеспечивает правильное руководство всей работой по строительству социализма; придает ей планомерный, научно обоснованный характер.
Марксизм-ленинизм отводит трудящимся массам решающую роль в строительстве нового общества, в создании и развитии социалистической экономики. Эта задача «может быть успешно осуществлена только при самостоятельном историческом творчестве большинства населения, прежде всего большинства трудящихся»158. Исходя из этого, В. И. Ленин вырабатывал формы и методы управления экономикой, принципы хозяйствования, призванные способствовать вовлечению все более широких масс в активную созидательную работу, наилучшим образом организовать и направлять творческую деятельность трудящихся — главной производительной силы общества.
Поэтому в основу советской системы управления и планирования народного хозяйства был положен принцип демократического централизма. В ленинском понимании принцип демократического централизма в экономике означает сочетание централизованного государственного руководства народным хозяйством с максимальным развитием инициативы местных органов в хозяйственном строительстве, творческой активности трудящихся масс в управлении производством.
Политической основой демократического централизма является власть трудящихся, а экономической основой — общественная собственность на средства производства. Ленин в работе «Государство и революция» писал, что «самый последовательный демократический централизм» — характерная черта такого строя, где государственная власть принадлежит рабочим и крестьянами фабрики, железные дороги, земля и прочее являются достоянием общества159.
Демократический централизм предполагает единство политического и хозяйственного руководства страной, которое осуществляется самим народом под руководством Коммунистической партии. Демократический централизм в управлении народным хозяйством возможен только в государстве, основанном на союзе рабочих и крестьян, дружбе и сотрудничестве свободных и равноправных народов, при единстве интересов всего государства и отдельных республик, районов страны.
Вопрос о централизованном руководстве хозяйством — один из коренных вопросов теории и практики социалистического строительства, создания и развития социалистической экономики. Марксизм исходит из необходимости централизованного управления крупным обобществленным производством. Маркс указывал, что «национальная централизация средств производства станет национальной основой общества, состоящего из объединения свободных и равных производителей, занимающихся общественным трудом по общему и рациональному плану»160. Эти мысли развивал Ленин, обосновывая положение о том, что социалистический централизм неразрывно связан с крупным машинным производством, базирующимся на общественной собственности161.
В. И. Ленин доказал теоретически, а последующий опыт подтвердил на практике, что централизация планового руководства — обязательное и решающее условие успешного строительства социализма. Искажением основных устоев диктатуры пролетариата и «полным отказом от социализма» Ленин считал раздробление общенародной собственности на групповые владения отдельных коллективов трудящихся162. Ленин предупреждал об опасности синдикалистского и хаотического отношения к национализированным предприятиям, требовал беспощадной борьбы против таких явлений163. Концентрация основных средств производства в руках социалистического государства позволяет правильно и эффективно использовать производительные силы, постоянно развивать их на базе высшей техники в интересах общества.
При общественной собственности на средства производства управление народным хозяйством приобретает подлинно демократический характер: сами труженики, коллективно владеющие средствами производства, управляют ими через свои государственные и кооперативные органы.
Советский строй и общественная собственность на средства производства обусловливают органическое сочетание централизованного руководства и широкого демократизма. Ленин глубоко и всесторонне обосновал положение, что демократический централизм не имеет ничего общего с бюрократическим шаблонизированием и установлением единообразия сверху. «…Централизм, понятый в действительно демократическом смысле, предполагает в первый раз историей созданную возможность полного и беспрепятственного развития не только местных особенностей, но и местного почина, местной инициативы, разнообразия путей, приемов и средств движения к общей цели»164.
Ленинский принцип демократического централизма в руководстве хозяйством обеспечивает широкую самостоятельность республик, областей, районов и отдельных предприятий. Экономика каждой республики развивается как неотъемлемая часть единого народного хозяйства Советской страны. Демократический централизм помогает проводить ленинский курс на экономический и культурный расцвет всех национальных республик, на тесное сотрудничество и всестороннее сближение народов в ходе социалистического строительства.
Демократический централизм требует сочетания общегосударственного руководства народным хозяйством с оперативной самостоятельностью предприятий. Ленин писал, что каждая фабрика, производственный коллектив имеет право и обязан «по-своему применять общие советские узаконения («по-своему» не в смысле нарушения их, а в смысле разнообразия форм проведения их в жизнь)…»165 Выступая за предоставление предприятиям максимальной свободы маневрирования средствами, Ленин вместе с тем требовал от них увеличения производства, повышения его эффективности.
Развивая принципы демократического централизма в экономике, В. И. Ленин выдвинул важные положения о сочетании коллегиальности и единоначалия в управлении предприятиями и их объединениями и о демократии и дисциплине. Демократический централизм, утверждал Ленин, требует последовательного проведения принципа единоначалия на предприятиях и в хозяйственных объединениях. Это обусловлено характером крупного машинного производства166.
Коммунистическая партия с первых шагов социалистического строительства последовательно проводит ленинский курс на привлечение широких масс трудящихся к активному участию в управлении и планировании народного хозяйства. Для обобщения опыта передовых людей труда — творцов нового общества — Коммунистическая партия уже в первый год Советской власти проводила многочисленные общероссийские и местные съезды рабочих, инженеров и руководителей предприятий, представителей хозяйственных ведомств. Партия руководствовалась ленинским указанием, что для строительства социалистического общества недостаточно опыта сотен и тысяч тех верхних слоев, которые «делали историю» в капиталистическом обществе. Для построения социализма необходим совместный, коллективный опыт миллионов трудящихся, уменье и силы которых растут в процессе борьбы, с ростом революции.
Вся система управления экономикой строилась на сочетании централизованного руководства народным хозяйством с широкой самостоятельностью мест. Это нашло отражение в первой Советской Конституции, разработанной по указаниям В. И. Ленина и принятой V Всероссийским съездом Советов в июле 1918 г. В Основном законе государства было сказано, что управление экономикой, «установление основ и общего плана всего народного хозяйства и отдельных его отраслей» является одной из главных задач высших органов государственной власти (ст. 49). В то же время местным Советам предоставлялись широкие права в области хозяйственного и культурного строительства, на них возлагалось «принятие всех мер к поднятию данной территории в культурном и хозяйственном отношениях» (ст. 61).
В. И. Ленин предвидел, что в дальнейшем роль и значение экономических органов социалистического государства, подобных советам народного хозяйства, будут постоянно увеличиваться. Если «аппарату управления в собственном, тесном, узком смысле слова, аппарату старого государства суждено умереть», то «аппарату типа Высшего совета народного хозяйства суждено расти, развиваться и крепнуть, заполняя собой всю главнейшую деятельность организованного общества»167 Действительно, развертывание социалистического строительства сопровождалось усилением хозяйственно-организаторской деятельности Советского государства: развивалась и улучшалась советская система управления и планирования социалистической экономики, обогащались ленинские принципы руководства народным хозяйством.
В ходе социалистического строительства на каждом этапе развития социалистической экономики по-разному складывались соотношения между степенью централизации планового руководства и хозяйственно-оперативной самостоятельностью предприятий. С развитием социалистической экономики, накоплением опыта управления хозяйством на местах расширялись предпосылки и возможности для все более широкого и последовательного применения принципов демократического централизма в управлении и планировании народного хозяйства.
Ленин призывал партию улучшать и развивать советскую систему управления с учетом новой обстановки, новых задач строительства социализма и коммунизма. Объективным критерием он считал достигнутый уровень развития производительных сил и культуры. «Каждая ступень, что нам удастся вперед, вверх в деле развития производительных сил и культуры, должна сопровождаться доделыванием и переделыванием нашей советской системы»168.
Опыт строительства социализма всецело подтвердил правильность ленинских принципов хозяйственного управления и планирования: централизованного планового руководства обобществленным хозяйством при активном участии трудящихся масс в управлении производством.
В СССР впервые в истории была создана планомерная организация общественного производства всей страны. Плановое хозяйство создавалось в процессе ожесточенной борьбы социализма против капитализма и мелкобуржуазной стихии. Экономика Советской России в начальный период, по ленинскому определению, представляла собой «борьбу первых шагов коммунистически объединенного, — в едином масштабе громадного государства, — труда с мелким товарным производством и с сохраняющимся, а равно с возрождающимся на его базе капитализмом»169. Основными показателями развития плановой экономики Ленин считал, во-первых, рост обобществления средств производства, во-вторых, развертывание крупного производства «в общенациональном масштабе» в интересах трудящихся170.
В ходе социалистического строительства, с развитием общественной собственности укреплялась плановая система, возрастали масштабы планового хозяйства. На основе социалистического обобществления народного хозяйства увеличивались возможности шире и глубже охватывать государственным планом экономическую жизнь страны: все больше средств производства использовалось планомерно, и все более широкие массы трудящихся работали по единому государственному хозяйственному плану, все более возрастала продукция общественного производства, которая использовалась в плановом порядке в интересах народа.