3. Организация управления промышленностью

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 

Одна экспроприация экспроприаторов, как юридический или политический акт, далеко не решает дела, указывал Ленин, «…нужно фактически сместить помещиков и капиталистов, фактически заменить их другим, рабочим, управлением фабриками и имениями»367. Советскому государству необходимо было практически овладеть фабриками и заводами, которые объявлялись достоянием общества, надо было создать новую систему управления предприятиями и отраслями промышленности.

Первые навыки в руководстве предприятиями авангард пролетариата получил в органах рабочего контроля. Рабочий контроль, как показано выше, явился подступом к организации общегосударственного учета и регулирования народного хозяйства. В процессе рабочего контроля были в основном выявлены производственные возможности и нужды крупных фабрик и заводов, имеющиеся ресурсы топлива, сырья, оборудования, что служило предпосылкой для налаживания планомерной деятельности промышленности после ее национализации.

Подводя итоги завоеваний социалистической революции к первой годовщине Советской власти, Ленин охарактеризовал рабочий контроль как начальный шаг рабочего класса в переходе от капитализма к социализму. Пока не упрочится рабочий контроль, «до тех пор от первого шага (от рабочего контроля) нельзя сделать второго шага к социализму, то есть перейти к рабочему регулированию производства»368. Рабочий контроль сыграл большую роль в подготовке рабочих к самостоятельному управлению производством после национализации промышленности.

Рабочий контроль был первой практической школой хозяйствования. Передовые рабочие, прошедшие школу рабочего контроля, возглавили затем руководство национализированными фабриками и заводами. В течение нескольких месяцев совершается переход от рабочего контроля к рабочему управлению предприятиями. «У нас уже полное управление рабочих промышленностью…»369 — отмечал Ленин в июле 1918 г.

Советская система управления промышленностью создавалась в результате огромной теоретической и организаторской работы В. И. Ленина, Коммунистической партии, массовой практической деятельности и коллективного опыта трудящихся. Потребовались переделки и совершенствование системы хозяйственных органов в соответствии с конкретными условиями и задачами строительства социализма.

Управление национализированной промышленностью в целом осуществлялось Высшим советом народного хозяйства, руководство отдельными отраслями промышленности — отделами или главными (центральными) комитетами ВСНХ, местными советами народного хозяйства. Так, управление нефтяной промышленностью возлагалось на Главный нефтяной комитет, который, по декрету Совнаркома от 17 мая 1918 г., являлся «единственным органом, ведающим всеми вопросами, связанными с добычей, переработкой, перевозкой, распределением и потреблением нефти и ее продуктов». Главнефть руководила организацией нефтяного хозяйства, развитием и усовершенствованием нефтяного дела республики. В Положении о Центротекстиле, которое было утверждено ВСНХ 1 апреля 1918 г., указывалось: «Центральный комитет текстильной промышленности является государственным органом, объединяющим и руководящим всей деятельностью в области этой промышленности». Декретом о национализации сахарной промышленности от 2 мая 1918 г. высшим органом управления всех национализированных сахарных заводов провозглашался Главный сахарный комитет при ВСНХ. Местные Советы рабочих и крестьянских депутатов, земельные отделы, советы народного хозяйства и все местные правительственные и общественные учреждения во всех делах сахарной промышленности обязаны были руководствоваться указаниями и распоряжениями Главного сахарного комитета370.

ВСНХ и местные совнархозы много внимания уделяли вопросам организации управления на предприятиях, перешедших в собственность Советского государства. В первое время различные формы управления предприятиями возникали на местах. В ряде случаев до национализации предприятия управлялись фабзавкомами или выделенными ими рабочими дирекциями. Иногда на предприятия назначались правительственные комиссары.

В области или губернии управление национализированными предприятиями осуществлялось соответствующим совнархозом. Следует отметить, что роль местных совнархозов как в практическом проведении национализации, так и в организации управления предприятиями, перешедшими в собственность государства, была значительна. Местные совнархозы были ближе к предприятиям, чем ВСНХ, и поэтому им, как правило, в первую очередь приходилось разрешать необходимые вопросы руководства предприятиями.

Постановлением ВСНХ от 3 марта 1918 г. вводился следующий порядок управления предприятиями: для руководства национализированными предприятиями создавались центральные правления по отраслям промышленности, а в областях — областные правления. Центральное правление назначало на каждое крупное национализированное предприятие технического и административного директоров371.

Важную роль в выработке форм управления промышленными предприятиями сыграл I Всероссийский съезд советов народного хозяйства (май — июнь 1918 г.). При обсуждении вопроса об организации национализированной промышленности на съезде выявились большие разногласия. «Левые коммунисты» и анархо-синдикалистски настроенные делегаты стремились ослабить роль централизованного руководства в промышленности. В. И. Ленин подверг решительной критике первоначальный проект резолюции съезда. «Коммунизм, — писал он, — требует и предполагает наибольшую централизацию крупного производства во всей стране. Поэтому общероссийскому центру безусловно надо дать право подчинять себе непосредственно все предприятия данной отрасли. Областные центры свои функции определяют в зависимости от местных, бытовых и прочих условий, согласно общепроизводственным указаниям и решениям центра.

Отнять право у всероссийского центра подчинять себе непосредственно все предприятия данной отрасли во всех концах страны, как это вытекает из проекта комиссии, было бы областничеоким анархо-синдикализмом, а не коммунизмом»372.

Ленин принимал участие в разработке нового проекта Положения об управлении национализированными предприятиями, принятого затем съездом373. По этому Положению, областные совнархозы или ВСНХ назначали 2/3 состава фабрично-заводского управления, они имели право предоставить выдвижение ½ кандидатов областному (всероссийскому) профессиональному объединению. Треть членов управления избиралась профессионально-организованными рабочими предприятий. В состав заводоуправления в обязательном порядке включалась 1/3 специалистов из числа технических и коммерческих служащих. Список членов фабрично-заводского управления при конструировании его и избрании председателя представлялся на утверждение ближайшего органа высшего управления.

По Положению на каждом предприятии имелись ответственные заведующие по технической и коммерческой части, которые назначались фабрично-заводским управлением. Ближайший орган высшего управления имел право отводить неподходящих кандидатов на пост ответственного заведующего, назначать в экстренных случаях своих кандидатов.

В областных совнархозах образовывались областные правления национализированных предприятий по отраслям производства, а в составе ВСНХ — центральные правления. Областные правления национализированных предприятий состояли из кандидатов, избранных на совместных конференциях представителей фабрично-заводских управлений в области и представителей областных профессиональных производственных объединений. Эти кандидаты утверждались областным совнархозом. Члены центральных правлений национализированных предприятий избирались на совместных общероссийских конференциях представителей фабрично-заводских управлений и представителей общероссийских, профессиональных объединений. Они утверждались ВСНХ.

Центральное правление руководило деятельностью областных правлений. Оно разрабатывало областные планы и сметы соответствующей отрасли промышленности и передавало их на утверждение исполнительных органов ВСНХ. Центральное правление распределяло заказы, определяло совместно с ЦК профсоюзов тарифы заработной платы с представлением их на утверждение ВСНХ, решало вопросы о создании объединений и т.д.

Руководство национализированными предприятиями было, как правило, трехстепенным: центральное правление ВСНХ — областное правление — предприятие. На предприятиях, подчиненных непосредственно центральным правлениям, управление было двухстепенным: центральное правление — предприятие.

Этот порядок формирования органов управления национализированной промышленностью отражал переход от выборности к назначению руководителей производства, от коллегиальности к единоначалию. По мере того, как рабочий класс приобретал известный опыт управления предприятиями и отраслями промышленности, в широких выборных коллегиях выковывались первые кадры советских хозяйственников. Коммунистическая партия начинает перестраивать советское управление национализированными предприятиями на основе единоначалия.

Обосновывая принцип единоначалия на предприятиях и в хозяйственных объединениях, Ленин отмечал, что управление обобществленным производством невозможно без твердого руководства. Он писал: «всякая крупная машинная индустрия — т.е. именно материальный, производственный источник и фундамент социализма — требует безусловного и строжайшего единства воли, направляющей совместную работу сотен, тысяч и десятков тысяч людей»374.

Постепенно и неуклонно принцип единоначалия внедрялся в промышленность и во все звенья хозяйственного аппарата. На государственном Брянском заводе в мае 1918 г. было установлено правило: «В заводе всякое распоряжение, относящееся к порядку и ходу работ, имеет силу в том случае, если оно исходит от директора завода и в цехах от начальника цеха. Всякие распоряжения, идущие помимо лиц, ответственных за производство, т.е. директора завода и начальников цехов и отделов, исполнению не подлежат»375. В положении об управлении Хватовским стекольным заводом, которое было принято Саратовским советом народного хозяйства весной 1918 г., говорилось: «…Совет народного хозяйства назначает технического и административного директора, в руках которого находится фактическое заведование и руководство всей деятельностью предприятия. Он ответствен перед советом народного хозяйства и комиссаром завода, назначаемым последним»376.

II Всероссийский съезд советов народного хозяйства (декабрь 1918 г.) в резолюции подчеркнул необходимость дальнейшего усиления единоначалия в управлении предприятиями. «С переходом непосредственного управления промышленностью к правительственным правлениям и другим органам производственных отделов советов народного хозяйства ответственность за хозяйственное ведение этих предприятий и учреждений ложится персонально на членов этих правлений и организаций»377.

Коммунистическая партия уделяла большое внимание подбору кадров советских хозяйственников. При утверждении состава главных управлений и центров по отраслям промышленности детально обсуждалась каждая кандидатура, выдвигаемая профсоюзами и ВСНХ. Ленин внимательно изучал состав заводоуправлений важнейших предприятий378. Большевистская партия систематически укрепляла советский хозяйственный аппарат, очищала его от враждебных советскому строю элементов. Во всех звеньях хозяйственного аппарата руководящая роль принадлежала представителям рабочих организаций. В заводоуправлениях, хозяйственных главках и центрах, в руководящих коллегиях ВСНХ рабочие составляют большинство379, — писал Ленин в июне 1918 г.

Партия повседневно занималась воспитанием руководителей хозяйства. Необходимо, указывал Ленин, последовательно проводить принцип «практицизма и деловитости» в управлении. Для осуществления задач, поставленных социалистической революцией, чтобы эти задачи не остались утопией, «во имя такой цели, мы должны теперь поставить, как свою первую, очередную и главнейшую задачу, именно практичность деловитость организационной работы»380. Он советовал руководителям вести дело «без нелепой суматохи, бестолочи, зряшной суетливости»381 Необходима, писал Ленин, деловая, беспощадная, истинно революционная война с конкретными носителями зла382.

Ленин призывал партию готовить новые кадры организаторов производства, повышать квалификацию хозяйственников. «…Чтобы управлять, нужно быть компетентным, нужно полностью и до точности знать все условия производства, нужно знать технику этого производства на ее современной высоте, нужно иметь известное научное образование»383.

Коммунистическая партия воспитывала кадры руководителей хозяйства в ленинском духе партийности, преданности делу социализма, высокой принципиальности, подчинения ведомственных интересов — общегосударственным, личных интересов — общественным, непримиримости к недостаткам, постоянной заботы о людях. Осуществляя руководство хозяйственным строительством, В. И. Ленин практически воплощал в жизнь большевистские принципы научного управления.

Победивший рабочий класс повседневно на практике учился новому делу управления предприятиями и отраслями промышленности. Ленин отметил в качестве одного из основных итогов первого года Советской власти: «Общий план управления промышленностью, национализированными предприятиями, управления целыми отраслями промышленности, выработан и поставлен на твердую основу, при участии профессиональных союзов…»384

С переходом крупной промышленности в государственную собственность ВСНХ становится комиссариатом по управлению промышленностью страны.

Одна экспроприация экспроприаторов, как юридический или политический акт, далеко не решает дела, указывал Ленин, «…нужно фактически сместить помещиков и капиталистов, фактически заменить их другим, рабочим, управлением фабриками и имениями»367. Советскому государству необходимо было практически овладеть фабриками и заводами, которые объявлялись достоянием общества, надо было создать новую систему управления предприятиями и отраслями промышленности.

Первые навыки в руководстве предприятиями авангард пролетариата получил в органах рабочего контроля. Рабочий контроль, как показано выше, явился подступом к организации общегосударственного учета и регулирования народного хозяйства. В процессе рабочего контроля были в основном выявлены производственные возможности и нужды крупных фабрик и заводов, имеющиеся ресурсы топлива, сырья, оборудования, что служило предпосылкой для налаживания планомерной деятельности промышленности после ее национализации.

Подводя итоги завоеваний социалистической революции к первой годовщине Советской власти, Ленин охарактеризовал рабочий контроль как начальный шаг рабочего класса в переходе от капитализма к социализму. Пока не упрочится рабочий контроль, «до тех пор от первого шага (от рабочего контроля) нельзя сделать второго шага к социализму, то есть перейти к рабочему регулированию производства»368. Рабочий контроль сыграл большую роль в подготовке рабочих к самостоятельному управлению производством после национализации промышленности.

Рабочий контроль был первой практической школой хозяйствования. Передовые рабочие, прошедшие школу рабочего контроля, возглавили затем руководство национализированными фабриками и заводами. В течение нескольких месяцев совершается переход от рабочего контроля к рабочему управлению предприятиями. «У нас уже полное управление рабочих промышленностью…»369 — отмечал Ленин в июле 1918 г.

Советская система управления промышленностью создавалась в результате огромной теоретической и организаторской работы В. И. Ленина, Коммунистической партии, массовой практической деятельности и коллективного опыта трудящихся. Потребовались переделки и совершенствование системы хозяйственных органов в соответствии с конкретными условиями и задачами строительства социализма.

Управление национализированной промышленностью в целом осуществлялось Высшим советом народного хозяйства, руководство отдельными отраслями промышленности — отделами или главными (центральными) комитетами ВСНХ, местными советами народного хозяйства. Так, управление нефтяной промышленностью возлагалось на Главный нефтяной комитет, который, по декрету Совнаркома от 17 мая 1918 г., являлся «единственным органом, ведающим всеми вопросами, связанными с добычей, переработкой, перевозкой, распределением и потреблением нефти и ее продуктов». Главнефть руководила организацией нефтяного хозяйства, развитием и усовершенствованием нефтяного дела республики. В Положении о Центротекстиле, которое было утверждено ВСНХ 1 апреля 1918 г., указывалось: «Центральный комитет текстильной промышленности является государственным органом, объединяющим и руководящим всей деятельностью в области этой промышленности». Декретом о национализации сахарной промышленности от 2 мая 1918 г. высшим органом управления всех национализированных сахарных заводов провозглашался Главный сахарный комитет при ВСНХ. Местные Советы рабочих и крестьянских депутатов, земельные отделы, советы народного хозяйства и все местные правительственные и общественные учреждения во всех делах сахарной промышленности обязаны были руководствоваться указаниями и распоряжениями Главного сахарного комитета370.

ВСНХ и местные совнархозы много внимания уделяли вопросам организации управления на предприятиях, перешедших в собственность Советского государства. В первое время различные формы управления предприятиями возникали на местах. В ряде случаев до национализации предприятия управлялись фабзавкомами или выделенными ими рабочими дирекциями. Иногда на предприятия назначались правительственные комиссары.

В области или губернии управление национализированными предприятиями осуществлялось соответствующим совнархозом. Следует отметить, что роль местных совнархозов как в практическом проведении национализации, так и в организации управления предприятиями, перешедшими в собственность государства, была значительна. Местные совнархозы были ближе к предприятиям, чем ВСНХ, и поэтому им, как правило, в первую очередь приходилось разрешать необходимые вопросы руководства предприятиями.

Постановлением ВСНХ от 3 марта 1918 г. вводился следующий порядок управления предприятиями: для руководства национализированными предприятиями создавались центральные правления по отраслям промышленности, а в областях — областные правления. Центральное правление назначало на каждое крупное национализированное предприятие технического и административного директоров371.

Важную роль в выработке форм управления промышленными предприятиями сыграл I Всероссийский съезд советов народного хозяйства (май — июнь 1918 г.). При обсуждении вопроса об организации национализированной промышленности на съезде выявились большие разногласия. «Левые коммунисты» и анархо-синдикалистски настроенные делегаты стремились ослабить роль централизованного руководства в промышленности. В. И. Ленин подверг решительной критике первоначальный проект резолюции съезда. «Коммунизм, — писал он, — требует и предполагает наибольшую централизацию крупного производства во всей стране. Поэтому общероссийскому центру безусловно надо дать право подчинять себе непосредственно все предприятия данной отрасли. Областные центры свои функции определяют в зависимости от местных, бытовых и прочих условий, согласно общепроизводственным указаниям и решениям центра.

Отнять право у всероссийского центра подчинять себе непосредственно все предприятия данной отрасли во всех концах страны, как это вытекает из проекта комиссии, было бы областничеоким анархо-синдикализмом, а не коммунизмом»372.

Ленин принимал участие в разработке нового проекта Положения об управлении национализированными предприятиями, принятого затем съездом373. По этому Положению, областные совнархозы или ВСНХ назначали 2/3 состава фабрично-заводского управления, они имели право предоставить выдвижение ½ кандидатов областному (всероссийскому) профессиональному объединению. Треть членов управления избиралась профессионально-организованными рабочими предприятий. В состав заводоуправления в обязательном порядке включалась 1/3 специалистов из числа технических и коммерческих служащих. Список членов фабрично-заводского управления при конструировании его и избрании председателя представлялся на утверждение ближайшего органа высшего управления.

По Положению на каждом предприятии имелись ответственные заведующие по технической и коммерческой части, которые назначались фабрично-заводским управлением. Ближайший орган высшего управления имел право отводить неподходящих кандидатов на пост ответственного заведующего, назначать в экстренных случаях своих кандидатов.

В областных совнархозах образовывались областные правления национализированных предприятий по отраслям производства, а в составе ВСНХ — центральные правления. Областные правления национализированных предприятий состояли из кандидатов, избранных на совместных конференциях представителей фабрично-заводских управлений в области и представителей областных профессиональных производственных объединений. Эти кандидаты утверждались областным совнархозом. Члены центральных правлений национализированных предприятий избирались на совместных общероссийских конференциях представителей фабрично-заводских управлений и представителей общероссийских, профессиональных объединений. Они утверждались ВСНХ.

Центральное правление руководило деятельностью областных правлений. Оно разрабатывало областные планы и сметы соответствующей отрасли промышленности и передавало их на утверждение исполнительных органов ВСНХ. Центральное правление распределяло заказы, определяло совместно с ЦК профсоюзов тарифы заработной платы с представлением их на утверждение ВСНХ, решало вопросы о создании объединений и т.д.

Руководство национализированными предприятиями было, как правило, трехстепенным: центральное правление ВСНХ — областное правление — предприятие. На предприятиях, подчиненных непосредственно центральным правлениям, управление было двухстепенным: центральное правление — предприятие.

Этот порядок формирования органов управления национализированной промышленностью отражал переход от выборности к назначению руководителей производства, от коллегиальности к единоначалию. По мере того, как рабочий класс приобретал известный опыт управления предприятиями и отраслями промышленности, в широких выборных коллегиях выковывались первые кадры советских хозяйственников. Коммунистическая партия начинает перестраивать советское управление национализированными предприятиями на основе единоначалия.

Обосновывая принцип единоначалия на предприятиях и в хозяйственных объединениях, Ленин отмечал, что управление обобществленным производством невозможно без твердого руководства. Он писал: «всякая крупная машинная индустрия — т.е. именно материальный, производственный источник и фундамент социализма — требует безусловного и строжайшего единства воли, направляющей совместную работу сотен, тысяч и десятков тысяч людей»374.

Постепенно и неуклонно принцип единоначалия внедрялся в промышленность и во все звенья хозяйственного аппарата. На государственном Брянском заводе в мае 1918 г. было установлено правило: «В заводе всякое распоряжение, относящееся к порядку и ходу работ, имеет силу в том случае, если оно исходит от директора завода и в цехах от начальника цеха. Всякие распоряжения, идущие помимо лиц, ответственных за производство, т.е. директора завода и начальников цехов и отделов, исполнению не подлежат»375. В положении об управлении Хватовским стекольным заводом, которое было принято Саратовским советом народного хозяйства весной 1918 г., говорилось: «…Совет народного хозяйства назначает технического и административного директора, в руках которого находится фактическое заведование и руководство всей деятельностью предприятия. Он ответствен перед советом народного хозяйства и комиссаром завода, назначаемым последним»376.

II Всероссийский съезд советов народного хозяйства (декабрь 1918 г.) в резолюции подчеркнул необходимость дальнейшего усиления единоначалия в управлении предприятиями. «С переходом непосредственного управления промышленностью к правительственным правлениям и другим органам производственных отделов советов народного хозяйства ответственность за хозяйственное ведение этих предприятий и учреждений ложится персонально на членов этих правлений и организаций»377.

Коммунистическая партия уделяла большое внимание подбору кадров советских хозяйственников. При утверждении состава главных управлений и центров по отраслям промышленности детально обсуждалась каждая кандидатура, выдвигаемая профсоюзами и ВСНХ. Ленин внимательно изучал состав заводоуправлений важнейших предприятий378. Большевистская партия систематически укрепляла советский хозяйственный аппарат, очищала его от враждебных советскому строю элементов. Во всех звеньях хозяйственного аппарата руководящая роль принадлежала представителям рабочих организаций. В заводоуправлениях, хозяйственных главках и центрах, в руководящих коллегиях ВСНХ рабочие составляют большинство379, — писал Ленин в июне 1918 г.

Партия повседневно занималась воспитанием руководителей хозяйства. Необходимо, указывал Ленин, последовательно проводить принцип «практицизма и деловитости» в управлении. Для осуществления задач, поставленных социалистической революцией, чтобы эти задачи не остались утопией, «во имя такой цели, мы должны теперь поставить, как свою первую, очередную и главнейшую задачу, именно практичность деловитость организационной работы»380. Он советовал руководителям вести дело «без нелепой суматохи, бестолочи, зряшной суетливости»381 Необходима, писал Ленин, деловая, беспощадная, истинно революционная война с конкретными носителями зла382.

Ленин призывал партию готовить новые кадры организаторов производства, повышать квалификацию хозяйственников. «…Чтобы управлять, нужно быть компетентным, нужно полностью и до точности знать все условия производства, нужно знать технику этого производства на ее современной высоте, нужно иметь известное научное образование»383.

Коммунистическая партия воспитывала кадры руководителей хозяйства в ленинском духе партийности, преданности делу социализма, высокой принципиальности, подчинения ведомственных интересов — общегосударственным, личных интересов — общественным, непримиримости к недостаткам, постоянной заботы о людях. Осуществляя руководство хозяйственным строительством, В. И. Ленин практически воплощал в жизнь большевистские принципы научного управления.

Победивший рабочий класс повседневно на практике учился новому делу управления предприятиями и отраслями промышленности. Ленин отметил в качестве одного из основных итогов первого года Советской власти: «Общий план управления промышленностью, национализированными предприятиями, управления целыми отраслями промышленности, выработан и поставлен на твердую основу, при участии профессиональных союзов…»384

С переходом крупной промышленности в государственную собственность ВСНХ становится комиссариатом по управлению промышленностью страны.