2. Введение государственного социального страхования. Установление государственной страховой монополии

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 

Среди завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции огромное значение имеют государственное социальное страхование и социальное обеспечение трудящихся.

В дореволюционной России социальное страхование было введено лишь в 1912 г., но в весьма ограниченных размерах. Оно раcпространялось на небольшую часть пролетариата (около 15% общего числа рабочих и служащих), касалось только утраты трудоспособности, вызванной несчастным случаем во время работы. Страхования по инвалидности, старости, безработице, профессиональным заболеваниям было. Бóльшая часть расходов по социальному страхованию возлагалась на самих рабочих и служащих, что урезывало и без того низкую заработную плату. Размеры пособий и пенсий были очень далеки прожиточного минимума и выплачивались в течение коротких сроков. В страховых органах хозяйничали представители капиталистов, самоуправления страхующихся не было.

Советская власть провозгласила коренное преобразование социального страхования. В правительственном сообщении от 14 ноября 1917 г. были изложены основные начала новой системы: распространения страхования на всех без исключения наемных рабочих, а также на городскую и сельскую бедноту; распространение страхования на все виды потери трудоспособности (болезнь, инвалидность, старость, материнство), а также на случаи вдовства, сиротства, безработицы; возложение всех расходов по страхованию целиком на предпринимателя; возмещение полного заработка в случае безработицы и утраты тpyдоспособности; полное самоуправление застрахованных во всех страховых организациях.

Впредь до преобразования социального страхования на этих основах Советское правительство в ноябре 1917 г. вдвое увеличило размер пенсий по несчастным случаям, распространило закон о социальном страховании на солдат, командированных на работу на предприятия и обязало предпринимателей бесплатно передать больничным кассам все лечебные учреждения предприятий либо выделить больничной кассе необходимые средства на оборудование лечебных учреждений. Для контроля за обеспечением рабочих пенсиями и пособиями в страховые товарищества были назначены комиссары, которые, преодолевая саботаж некоторых членов правлений и служащих этих товариществ, шаг за шагом брали в свои руки управление делами.

В декабре 1917 г. были утверждены и введены в действие подробные правила двух наиболее важных для трудящихся видов страхования — по безработице и по болезни. Оба вида страхования охватывали всех лиц, заработная плата которых не превышала в 3 или более раза средний заработок рабочих данной местности, а по решению Страхового совета страхование на случай болезни могло распространяться также на кооперированных и некооперированных кустарей и ремесленников, работающих самостоятельно, без применения наемного труда, и на беднейших крестьян. Вводилось широкое самоуправление застрахованных, первичными органами которого были кассы безработных и больничные кассы.

Страховые фонды вначале предполагалось создать путем отчислений от прогрессивного налога на доходы, имущества и наследства. Временно, до введения указанного налога, было установлено взимание специальных взносов с нанимателей. В дальнейшем этот временный порядок был сохранен и распространен на все виды социального страхования. С августа 1918 г. обязательные взносы на социальное страхование были установлены для всех национализированных предприятий; суммы этих взносов включались в сметы расходов предприятий. В порядке страхования на случай болезни врачебная помощь (включая амбулаторное, санаторное и курортное лечение) оказывалась всем застрахованным — участникам больничных касс и членам их семей.

Первыми мероприятиями Советской власти в области социального обеспечения были повышение размеров пособий инвалидам войны и труда, организация их трудового устройства и прекращение выдачи из средств казначейства крупных пенсий, установленных царским и Временным буржуазным правительствами для привилегированных лиц.

Принципиальные, коренные преобразования в области социального обеспечения нашли свое выражение в Положении о социальном обеспечении трудящихся, утвержденном Советом Народных Коммиссаров 31 октября 1918 г. Социальное обеспечение трудящихся по этому Положению включало: 1) оказание всех видов врачебной, лекарственной и тому подобной помощи нуждающимся лицам; 2) обеспечение лиц, утративших средства к существованию вследствие нетрудоспособности; 3) обеспечение в случае безработицы, происшедшей не по вине трудящихся.

Оно распространялось на всех лиц, источником существования которых являлся собственный труд без эксплуатации чужого труда, а также на несовершеннолетних, потерявших кормильцев, на членов семей рабочих и служащих, занятых уходом за детьми или домашним хозяйством, и на учащихся.

Таким образом, государственное социальное обеспечение становилось универсальным, охватывало всех трудящихся во всех случаях, вызывавших необходимость оказания помощи, тем самым включало как государственное, так и взаимное социальное (взаимопомощь) страхование.

В работе «Грозящая катастрофа и как с ней бороться» В. И. Ленин среди других мер предусматривал национализацию страхового дела и указывал, что она позволит снизить страховые платежи, даст массу удобств и облегчений всем страхующимся, расширит их круг, значительно улучшит положение трудящихся239.

До революции в России имелось 19 акционерных страховых обществ, в том числе несколько иностранных, занимавшихся страхованием от огня, страхованием жизни, транспорта и некоторыми другими его видами. Как и все капиталистические предприятия, они преследовали цель — извлечение максимума прибыли, что делало страхование недоступным для масс. В 1913 г. из 210 млн. руб. собранных страховых платежей на долю акционерных обществ приходился 141 млн. руб., т.е. более 2/3. Некоторое развитие получило страхование строений от огня, осуществлявшееся на местах губернскими земскими управами и городскими обществами взаимного страхования. Высокий страховой тариф и низкое страховое обеспечение, не достигавшее и половины средней стоимости строений крестьянского двора, сильно ограничивали возможность развития этого вида страхования. Повышенные страховые сборы с крестьян служили источником для льготного (иногда по явно убыточным тарифам) страхования помещичьих усадеб и кулацких хуторов. Другие виды сельскохозяйственного страхования осуществлялись лишь отдельными земствами в весьма малых размерах. Страхование животных даже в губерниях с наиболее развитым страхованием было незначительно. Страхование сельскохозяйственных культур лишь возникало.

Учитывая, что с национализацией крупной частной собственности акционерное страхование само собой отомрет, а земское и взаимное страхование затрагивает интересы крестьянства, Советское правительство подходило к подготовке и введению государственной страховой монополии с большой осторожностью. Вначале (декретом от 23 марта 1918 г.) был введен государственный контроль над всеми видами страхования. В течение последующих 6—7 месяцев на местах осуществлялась перестройка страхования на новых началах: земское и взаимное городское страхование переходило в ведение страховых органов исполнительных комитетов местных Советов и совнархозов и преобразовывалось в советско-народное, упразднялось акционерное страхование путем объединения его с советско-народным, личное страхование концентрировалось в сберегательных кассах.

Декретом Совета Народных Комиссаров от 28 ноября 1918 г. «Об организации страхового дела в Российской республике», страхование во всех его видах и формах было объявлено государственной монополией. Все частные страховые общества ликвидировались, бывшие земские, советско-народные и взаимно-городские страховые организации объявлялись достоянием РСФСР. Проведение государственного имущественного страхования и противопожарных мероприятий возлагалось на ВСНХ и его местные органы, государственного личного страхования — на сберегательные кассы. Страхование государственных предприятий и имуществ было прекращено. Кооперативным организациям разрешалось в изъятие из государственной страховой монополии проводить взаимное страхование движимости и товаров.

Среди завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции огромное значение имеют государственное социальное страхование и социальное обеспечение трудящихся.

В дореволюционной России социальное страхование было введено лишь в 1912 г., но в весьма ограниченных размерах. Оно раcпространялось на небольшую часть пролетариата (около 15% общего числа рабочих и служащих), касалось только утраты трудоспособности, вызванной несчастным случаем во время работы. Страхования по инвалидности, старости, безработице, профессиональным заболеваниям было. Бóльшая часть расходов по социальному страхованию возлагалась на самих рабочих и служащих, что урезывало и без того низкую заработную плату. Размеры пособий и пенсий были очень далеки прожиточного минимума и выплачивались в течение коротких сроков. В страховых органах хозяйничали представители капиталистов, самоуправления страхующихся не было.

Советская власть провозгласила коренное преобразование социального страхования. В правительственном сообщении от 14 ноября 1917 г. были изложены основные начала новой системы: распространения страхования на всех без исключения наемных рабочих, а также на городскую и сельскую бедноту; распространение страхования на все виды потери трудоспособности (болезнь, инвалидность, старость, материнство), а также на случаи вдовства, сиротства, безработицы; возложение всех расходов по страхованию целиком на предпринимателя; возмещение полного заработка в случае безработицы и утраты тpyдоспособности; полное самоуправление застрахованных во всех страховых организациях.

Впредь до преобразования социального страхования на этих основах Советское правительство в ноябре 1917 г. вдвое увеличило размер пенсий по несчастным случаям, распространило закон о социальном страховании на солдат, командированных на работу на предприятия и обязало предпринимателей бесплатно передать больничным кассам все лечебные учреждения предприятий либо выделить больничной кассе необходимые средства на оборудование лечебных учреждений. Для контроля за обеспечением рабочих пенсиями и пособиями в страховые товарищества были назначены комиссары, которые, преодолевая саботаж некоторых членов правлений и служащих этих товариществ, шаг за шагом брали в свои руки управление делами.

В декабре 1917 г. были утверждены и введены в действие подробные правила двух наиболее важных для трудящихся видов страхования — по безработице и по болезни. Оба вида страхования охватывали всех лиц, заработная плата которых не превышала в 3 или более раза средний заработок рабочих данной местности, а по решению Страхового совета страхование на случай болезни могло распространяться также на кооперированных и некооперированных кустарей и ремесленников, работающих самостоятельно, без применения наемного труда, и на беднейших крестьян. Вводилось широкое самоуправление застрахованных, первичными органами которого были кассы безработных и больничные кассы.

Страховые фонды вначале предполагалось создать путем отчислений от прогрессивного налога на доходы, имущества и наследства. Временно, до введения указанного налога, было установлено взимание специальных взносов с нанимателей. В дальнейшем этот временный порядок был сохранен и распространен на все виды социального страхования. С августа 1918 г. обязательные взносы на социальное страхование были установлены для всех национализированных предприятий; суммы этих взносов включались в сметы расходов предприятий. В порядке страхования на случай болезни врачебная помощь (включая амбулаторное, санаторное и курортное лечение) оказывалась всем застрахованным — участникам больничных касс и членам их семей.

Первыми мероприятиями Советской власти в области социального обеспечения были повышение размеров пособий инвалидам войны и труда, организация их трудового устройства и прекращение выдачи из средств казначейства крупных пенсий, установленных царским и Временным буржуазным правительствами для привилегированных лиц.

Принципиальные, коренные преобразования в области социального обеспечения нашли свое выражение в Положении о социальном обеспечении трудящихся, утвержденном Советом Народных Коммиссаров 31 октября 1918 г. Социальное обеспечение трудящихся по этому Положению включало: 1) оказание всех видов врачебной, лекарственной и тому подобной помощи нуждающимся лицам; 2) обеспечение лиц, утративших средства к существованию вследствие нетрудоспособности; 3) обеспечение в случае безработицы, происшедшей не по вине трудящихся.

Оно распространялось на всех лиц, источником существования которых являлся собственный труд без эксплуатации чужого труда, а также на несовершеннолетних, потерявших кормильцев, на членов семей рабочих и служащих, занятых уходом за детьми или домашним хозяйством, и на учащихся.

Таким образом, государственное социальное обеспечение становилось универсальным, охватывало всех трудящихся во всех случаях, вызывавших необходимость оказания помощи, тем самым включало как государственное, так и взаимное социальное (взаимопомощь) страхование.

В работе «Грозящая катастрофа и как с ней бороться» В. И. Ленин среди других мер предусматривал национализацию страхового дела и указывал, что она позволит снизить страховые платежи, даст массу удобств и облегчений всем страхующимся, расширит их круг, значительно улучшит положение трудящихся239.

До революции в России имелось 19 акционерных страховых обществ, в том числе несколько иностранных, занимавшихся страхованием от огня, страхованием жизни, транспорта и некоторыми другими его видами. Как и все капиталистические предприятия, они преследовали цель — извлечение максимума прибыли, что делало страхование недоступным для масс. В 1913 г. из 210 млн. руб. собранных страховых платежей на долю акционерных обществ приходился 141 млн. руб., т.е. более 2/3. Некоторое развитие получило страхование строений от огня, осуществлявшееся на местах губернскими земскими управами и городскими обществами взаимного страхования. Высокий страховой тариф и низкое страховое обеспечение, не достигавшее и половины средней стоимости строений крестьянского двора, сильно ограничивали возможность развития этого вида страхования. Повышенные страховые сборы с крестьян служили источником для льготного (иногда по явно убыточным тарифам) страхования помещичьих усадеб и кулацких хуторов. Другие виды сельскохозяйственного страхования осуществлялись лишь отдельными земствами в весьма малых размерах. Страхование животных даже в губерниях с наиболее развитым страхованием было незначительно. Страхование сельскохозяйственных культур лишь возникало.

Учитывая, что с национализацией крупной частной собственности акционерное страхование само собой отомрет, а земское и взаимное страхование затрагивает интересы крестьянства, Советское правительство подходило к подготовке и введению государственной страховой монополии с большой осторожностью. Вначале (декретом от 23 марта 1918 г.) был введен государственный контроль над всеми видами страхования. В течение последующих 6—7 месяцев на местах осуществлялась перестройка страхования на новых началах: земское и взаимное городское страхование переходило в ведение страховых органов исполнительных комитетов местных Советов и совнархозов и преобразовывалось в советско-народное, упразднялось акционерное страхование путем объединения его с советско-народным, личное страхование концентрировалось в сберегательных кассах.

Декретом Совета Народных Комиссаров от 28 ноября 1918 г. «Об организации страхового дела в Российской республике», страхование во всех его видах и формах было объявлено государственной монополией. Все частные страховые общества ликвидировались, бывшие земские, советско-народные и взаимно-городские страховые организации объявлялись достоянием РСФСР. Проведение государственного имущественного страхования и противопожарных мероприятий возлагалось на ВСНХ и его местные органы, государственного личного страхования — на сберегательные кассы. Страхование государственных предприятий и имуществ было прекращено. Кооперативным организациям разрешалось в изъятие из государственной страховой монополии проводить взаимное страхование движимости и товаров.