2. Особенности аграрных преобразований в национальных республиках и экономических районах

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 

Аграрная революция, начавшаяся в центральной части России после победы Октября, быстро распространилась на остальную территорию страны. Подчиняясь общим закономерностям, эта революция имела свои особенности в отдельных национальных республиках и экономических районах. В. И. Ленин в докладе на VIII съезде партии говорил: «Было бы ошибкой, если бы мы просто по шаблону списывали декреты для всех мест России… Придется пережить не мало своеобразности, мы ни в коем случае не связываем себя единообразным шаблоном, не решаем раз навсегда, что наш опыт, опыт центральной России, можно целиком перенести на все окраины»190.

Особенности в осуществлении аграрных преобразований обусловливались главным образом двумя факторами.

Во-первых, между районами страны существовали значительные различия в аграрных отношениях, классовой структуре деревни. В сельском хозяйстве Прибалтики, Украины и ряда других районов господствовали капиталистические отношения, опутанные феодально-крепостническими пережитками. В Средней Азии и Казахстане, национальных районах Северного Кавказа и Сибири буржуазные отношения находились в зачаточном состоянии, аграрный строй там имел феодально-патриархальный характер. Ко времени Октябрьской революции крестьянские массы этих наиболее отсталых районов находились в экономической, политической и духовной кабале у феодалов, патриархально-родовой знати. Для осуществления ленинского декрета о земле здесь понадобилось более десятилетия.

Во-вторых, в национальных республиках и экономических районах, расположенных на бывших окраинах России, аграрные преобразования были приостановлены гражданской войной и иностранной интервенцией. На захваченных территориях интервенты и белогвардейцы возрождали дореволюционные земельные порядки. Так, белогвардейское «правительство» Сибири в одном из первых своих приказов (6 июля 1919 г.) объявило о возвращении конфискованных земель их бывшим владельцам. Аналогичную политику проводили и другие белогвардейские «правительства», сопровождая ее кровавыми расправами над крестьянами. В «Правилах о земле главнокомандующего вооруженными силами на юге России» Врангеля указывалось, что владеть землей можно только «на правах прочно укрепленной частной собственности». «Правила» объявляли неприкосновенными все прежние земельные владения и допускали наделение землей только за плату, которая устанавливалась подесятинно в размере пятикратной стоимости урожая последних 10 лет и могла выплачиваться с рассрочкой на 25 лет191. Суть этой аграрной программы состояла в сохранении помещичьего землевладения, укреплении кулачества, в закабалении трудящихся крестьян.

Действия белогвардейских «правительств» на временно захваченных территориях показали крестьянству, что получить землю оно может только из рук Советской власти. На освобожденных территориях вновь проводились аграрные преобразования.

Особенности дореволюционного развития сельского хозяйства, иностранная интервенция и гражданская война, нарушившие процесс послеоктябрьского переустройства деревни, и некоторые другие факторы сказались на сроках и формах проведения аграрных преобразований, на соотношении демократического и социалистического этапов. В национальных республиках и экономических районах, расположенных на окраинах страны, проведение ленинского декрета о земле, как правило, затянулось. Демократические преобразования здесь нередко переплетались с социалистическими и не составляли, как в Центральной России, двух самостоятельных этапов аграрной революции.

На большей части территории Прибалтики Советская власть установилась в конце 1917 — начале 1918 г., и с этого времени здесь начались аграрные преобразования. Аграрные законы Советских правительств прибалтийских республик в соответствии с ленинским декретом о земле объявляли национализацию всей земли и конфискацию земель нетрудового пользования. За крестьянством, обрабатывающим землю своим трудом, земельные наделы сохранялись. Однако советские и партийные органы прибалтийских республик, ссылаясь на более высокий уровень развития аграрного капитализма по сравнению с Центром страны, взял курс на организацию совхозов, коммун, артелей, не предусматривая распределения конфискованных помещичьих земель среди безземельного и малоземельного крестьянства. Хотя в сельском хозяйстве республик Прибалтики капитализм был более развит по сравнению с другими районам страны, но и там имелось много безземельных и малоземельных крестьян, заинтересованных в разделе помещичьих земель.

Аграрные преобразования были приостановлены после того, как контрреволюционные силы, активизировавшиеся в 1919—1920 гг. при поддержке империалистических держав, сумели добиться реставрации в Прибалтике буржуазно-помещичьего строя. Когда в 1940 г. в этих республиках восстановилась Советская власть и они вновь приступили к решению аграрного вопроса, интересы безземельного и малоземельного крестьянства были полностью учтены192.

Много сходного имели аграрные преобразования на Украине, в Белоруссии и Молдавии. Они начались сразу же после победы Октябрьской социалистической революции, неоднократно прерывались интервентами и белогвардейцами, были завершены уже после окончания гражданской войны, и то лишь в восточных областях. В западных областях, отторгнутых от страны, аграрный вопрос был решен после воссоединения этих областей с советскими республиками в 1939—1940 гг. Вместе с тем проведение в жизнь Декрета о земле в каждой из республик отличалось своей спецификой.

Украина приступила к аграрным преобразованиям в декабре 1917 г. Уже в январе-феврале 1918 г. развернулась массовая конфискация помещичьих имений. Часть их была использована для организации совхозов, коммун и сельскохозяйственных артелей. Большинство имений ликвидировалось. Их земли уравнительно распределялись среди крестьянства; инвентарь, скот, хлеб, фураж передавались крестьянам чаще всего за плату, что объяснялось наличием сравнительно многочисленной середняцкой прослойки в дореволюционной деревне. Засилие кулачества, острота классовых противоречий внутри крестьянства обусловили уже в это время резкую антикулацкую направленность аграрных мероприятий: у кулаков изымались излишки земли, скота, инвентаря в пользу беднейшего крестьянства.

Более широкие по сравнению с рядом губерний земледельческого Центра масштабы ограничения кулачества, преобладание платного распределения помещичьего и кулацкого инвентаря, скота, хлеба среди нуждающегося крестьянства (продажа по заранее назначенным ценам или с торгов) — отличительные черты аграрных преобразований на Украине в начале 1918 г.193

Раздел помещичьих земель и отчуждение кулацких земельных излишков на Украине были прерваны австро-германской оккупацией и возобновлены после освобождения республики в марте 1919 г. При проведении аграрных преобразований 1919 г. основной упор делался на организацию совхозов, коммун и артелей, причем крестьяне подчас принуждались к объединению в колхозы. К июлю 1919 г. на Украине насчитывалось 1256 совхозов с земельной площадью 1,2 млн. дес. Среди крестьян было распределено меньше половины земли нетрудового пользования194. Потребности в земле основной массы крестьянства не были удовлетворены, что явилось нарушением принципов Декрета о земле.

В. И. Ленин решительно выступил против ошибочной линии партийных и советских органов Украины в аграрной политике. В декабре 1919 г. на VIII Всероссийской конференции РКП(б) Ленин указывал, что Украине нужна «такая же политика», которая проводилась в Советской стране «в конце 1917 года и в течение многих месяцев 1918». Помещичьи земли следует разделить между крестьянами и «только весьма небольшую часть культурных хозяйств мы должны дать под советские хозяйства, иначе мы блока с мелким крестьянством не получим, а нам этот блок необходим». Ленин настоятельно советовал «большую часть советских хозяйств… отдать для фактического раздела»195.

Резолюция конференции «О Советской власти на Украине» следующим образом определила задачи аграрной политики: 1) полностью ликвидировать помещичье землевладение и передать землю безземельным и малоземельным крестьянам; 2) вести строительство совхозов в строго ограниченных размерах, с учетом жизненных интересов крестьянства; 3) строжайше соблюдать принцип добровольности при организации коммун и артелей, решительно пресекать всякое принуждение196.

Ленинские указания имели большое значение для укрепления Советской власти и осуществления аграрных преобразований на Украине, которая в начале 1920 г. была освобождена от деникинцев. Принятый в феврале 1920 г. Всеукрревкомом декрет «О земле» исправлял допущенные ранее ошибки в аграрной политике. В декрете большое внимание уделялось разделу конфискованных помещичьих земель среди крестьян. Важную роль в проведении этого декрета сыграли комитеты бедноты (комитеты незаможных селян, или комнезамы).

К началу 1921 г. помещичье землевладение на Украине было в основном ликвидировано, конфискованная земля распределена между крестьянами по уравнительному принципу. Была, хотя и в меньшей мере, чем в РСФСР, осуществлена частичная экспроприация кулачества. Изъятие излишков кулацких земель и передача их беднякам и середнякам продолжались вплоть до 1923 г.

В итоге аграрных преобразований трудящееся крестьянство Украины получило при ликвидации помещичьих имений около 15 млн. десятин земли, 600 тыс. лошадей и 800 тыс. голов крупного рогатого скота. У кулачества было изъято и передано беднейшему крестьянству около 8 млн. десятин земли и 2 млн. голов крупного рогатого скота и лошадей. Землю получили 2,6 млн. безземельных и малоземельных крестьян197.

В Белоруссии, где преобладало помещичье землевладение, его ликвидация и раздел земли между крестьянами были осуществлены к концу 1918 г. в уездах, не подвергшихся оккупации, а на остальной территории — после изгнания оккупантов в конце 1920 — начале 1921 г. Аграрные мероприятия имели в основном антипомещичью направленность, но затронули и кулачество. При создании в феврале 1919 г. единой Литовско-Белорусской ССР руководящие органы республики взяли ошибочный курс на превращение помещичьих имений в совхозы, что вредно отразилось на развитии аграрной революции. С середины 1920 г. ошибки начали исправляться. Их последствия были окончательно устранены в 1921—1922 гг., когда в ряде мест перераспределялась помещичья земля, отрезались излишки земли у кулаков.

Благодаря аграрной революции площадь земель, находившихся в пользовании у белорусских крестьян, увеличилась более чем на 2,2 млн. га. Они получили большое количество рабочего и продуктивного скота, сельскохозяйственного инвентаря. Была аннулирована задолженность крестьян помещикам за земли в сумме 78 млн. золотых руб. и арендная плата, составлявшая 50 млн. руб. в год198.

В республиках Закавказья — Азербайджане, Грузии и Армении аграрные преобразования в 1917—1920 гг. не были завершены главным образом из-за более позднего по сравнению с другими районами установления Советской власти. В 1917 г. Советская власть одержала победу лишь на части территории Азербайджана; на остальной территории Азербайджана и в Армении утвердились буржуазно-националистические режимы, в Грузии власть захватили меньшевики. В июне 1918 г. Бакинский СНК принял декрет «О социализации земли в Закавказье и Дагестанской области», по которому земли беков, ханов, меликов, князей и нетрудовых арендаторов конфисковывались и распределялись между крестьянами. Однако осуществление декрета было сорвано начавшейся гражданской войной и иностранной интервенцией. Буржуазно-националистическое мусаватистское правительство вернуло земли прежним владельцам. После восстановления Советской власти Ревком Азербайджана в мае 1920 г. издал декрет о ликвидации частной собственности на землю, конфискации земель нетрудового пользования и передаче их «трудовому народу на началах уравнительного землепользования»199.

В решении аграрного вопроса важную роль сыграли комитеты бедноты, организованные осенью 1920 г. С их созданием ускорились ликвидация помещичьего землевладения и распределение земель среди беднейшего крестьянства, подверглись ограничению хозяйства кулацкого типа. К началу 1921 г. наиболее крупное помещичье землевладение было ликвидировано. Окончательная ликвидация помещичьего землевладения и урезка земель кулачества были осуществлены в годы восстановительного периода. В итоге аграрных преобразований трудящееся крестьянство получило около 1,4 млн. десятин земли, ранее принадлежавшей бекам, ханам, кулакам и т.д. Крестьяне Азербайджана освобождались также от ежегодной уплаты казне за пользование надельными землями 6 млн. руб. золотом. Советская власть избавила крестьян от платы натурой за пользование помещичьими землями, составлявшей ежегодно около 1 млн. пудов зерна200.

В Армении Советская власть установилась в ноябре 1920 г. В декабре 1920 г. были изданы декреты о национализации земли и вод, в январе 1921 г. — лесов, недр земли и помещичьих садов. Однако отсутствие крупного помещичьего землевладения при наличии острого безземелья и малоземелья крестьянства затрудняло решение аграрного вопроса в республике. Эти трудности усугублялись большим наплывом репатриантов из турецкой Армении. В республике продолжалась ожесточенная борьба против дашнакских контрреволюционных сил, ушедших в подполье и поднимавших мятежи. Поэтому лишь в сентябре 1921 г. были приняты временные правила по разделу земли. Аграрные преобразования в Армении проводились в годы восстановительного периода.

Много общего с Арменией в решении аграрного вопроса имела Грузия. Советская власть в республике установилась в феврале 1921 г., декрет о национализации земли был принят в апреле 1921 г., а практическое осуществление его продолжалось в период восстановления народного хозяйства. В Армении и Грузии в процессе землеустройства, начавшегося с 1922 г., отбирались или ограничивались до трудовой нормы земли дворян и других нетрудовых элементов, урезалось кулачество. Изъятые земли, за исключением садов и виноградников, распределялись среди крестьянства. В Армении наделялись землей репатрианты из Турции. Вследствие малоземелья в этих республиках в руки крестьянства перешло сравнительно мало помещичьей и кулацкой земли. Например, в Грузии в 1922—1924 гг. была изъята всего 141 801 десятина пахотной земли201. В целях обеспечения крестьянства землей уменьшались площади совхозов, велись мелиоративные работы.

Большим своеобразием отличались аграрные преобразования в Средней Азии и Казахстане. До Октябрьской революции в этих районах многие лучшие земли были захвачены местной феодально-родовой верхушкой (ханами, эмирами, баями и т.д.). Значительную часть земель отторгло царское правительство в пользу чиновников, офицеров и русских переселенцев. Такое распределение земель было основой господства в сельском хозяйстве Туркестана феодально-патриархальных отношений. Капитализм здесь не вышел за рамки экономического уклада, ибо колониальное положение края сдерживало развитие буржуазных отношений. Основная масса местного населения — дехкане — была сведена до положения мелких издольных арендаторов (чайрикеров) или мелких зависимых скотоводов и батраков. Эксплуатация дехкан в процессе производства усиливалась эксплуатацией их торгово-ростовщическим капиталом, представленным теми же крупными землевладельцами и скотоводами.

Для ликвидации этих отношений прежде всего необходимо было преодолеть наследие политики царизма в земельном вопросе, вернуть коренному населению отторгнутые земли, а также экспроприировать феодально-патриархальные эксплуататорские верхи, наделить землей безземельных и малоземельных дехкан.

Совнарком Туркестанской республики202 в декабре 1917 г. принял декрет о запрещении купли-продажи земли, о взятии на учет всех земель, не обрабатываемых трудом самих землевладельцев. Были созданы земельно-водные комитеты, с февраля 1918 г. началась конфискация земель бывшей царской фамилии, чиновников и офицеров. Конфискации подвергались земли торгово-промышленных фирм, а также крупнейших местных феодалов и предпринимателей. В национализированных имениях организовывались совхозы и колхозы, часть земли распределялась среди крестьянства. Было ликвидировано Переселенческое управление, а земли, отмежеванные им в колонизационной фонд, оставлены в пользовании коренного населения. Эти аграрные преобразования положили начало национализации земли. Гражданская война, отсталый феодально-патриархальный строй, низкий уровень классового сознания крестьянства не позволили завершить в 1917—1920 гг. аграрные мероприятия.

Ленинский декрет о земле был осуществлен в Средней Азии и Казахстане в 1921—1929 гг. Аграрные преобразования проводились в два этапа. На первом этапе (1921—1922 гг.) главным образом ликвидировалось колониальное наследие в земельных отношениях, местному населению возвращалась земля, отторгнутая царизмом. На втором этапе (1925—1929 гг.) ликвидировались хозяйства помещичьего типа и городской торговой буржуазии (у них изымалась земля, конфисковывался скот и сельскохозяйственный инвентарь), ограничивались хозяйства кулацкого типа (изымались излишки земли сверх установленной нормы, а излишки скота и инвентаря нередко выкупались). Землей, скотом и инвентарем наделялись безземельные и малоземельные дехкане. В проведении аграрных реформ на обоих этапах важную роль сыграл союз «Кошчи» (союз безземельных и малоземельных дехкан).

Значительными особенностями характеризовалось проведение земельных преобразований в крупных экономических районах РСФСР — на Северном Кавказе (на Дону и Кубани) и в Сибири. На Северном Кавказе важной отличительной чертой аграрных отношений являлась резко выраженная социальная неравноправность крестьянства. Ее следствие — неравенство в распределении земли между различными категориями сельского населения: казаками, коренными и пришлыми (иногородними) крестьянами. Крестьяне — коренные и иногородние — составляли более половины сельского населения, но среди них только 4% имели посевы на собственных землях, остальные арендовали землю у казаков или батрачили на них. Казачество составляло немногим более 42% населения, а владело на Дону 80% и на Кубани 78% земли203. Это было замкнутое военно-земельное сословие, пользовавшееся при царизме различными земельными привилегиями (например, если крестьянин платил земельный налог в размере 3 руб. 41 коп. с десятины, то казак — только 61 коп.)204. Однако различия в обеспеченности землей имелись и внутри каждой из названных категорий сельского населения: наряду с широкой кулацкой прослойкой среди казачества были малоземельные и безземельные.

Таким образом, землевладение казачества (как Дона, так и Урала, Сибири) было опутано отношениями военно-феодального империализма, что выражалось в закреплении земли за отдельными войсками (Донским, Уральским, Сибирским), землепользовании «за службу» в войсках, военно-земельной иерархии. Как указывал В. И. Ленин, казачье землевладение могло составить «социально-экономическую основу для русской Вандеи»205. Уже в Декрете о земле было специально оговорено, что земли «рядовых казаков не конфискуются»206.

Проведение аграрных мероприятий на Северном Кавказе началось весной 1918 г., однако оно было прервано гражданской войной и возобновлено в 1920 г., после восстановления Советской власти. В 1921—1922 гг. было ликвидировано крупное землевладение нетрудового казачества, а также землевладение казаков, поддерживавших связь с белогвардейцами или бежавших за границу. Конфискованные земли распределялись среди безземельных и малоземельных крестьян. На Дону в трудовое пользование казачества и крестьянства перешло 1546,3 тыс. десятин бывших войсковых земель, в Кубано-Черноморской области — 249,6 тыс. десятин207. Но перераспределения земли внутри станиц не произошло, сохранилось неравенство в обеспечении землей казачества и крестьянства, а также различных социальных групп казачества.

Аграрные преобразования в этих районах завершились в процессе землеустройства в 1922—1928 гг. Именно в ходе землеустроительных работ была полностью ликвидирована сословная, неравноправность в земельных отношениях: фактически уравнены земельные наделы трудящихся крестьян и казаков. Также устранено неравенство в землепользовании между различными социальными группами казачества: отрезана земля у кулацких хозяйств и отдана бедняцким хозяйствам.

Определенная специфика была присуща аграрным отношениям в Сибири. Помещичье землевладение, этот важнейший феодально-крепостнический пережиток, здесь отсутствовало. Кабинетское землевладение (землевладение императорской фамилии) и связанные с ним системы платежей и управления, сословная неравноправность крестьянства (привилегированное положение казаков и старожилов по сравнению с переселенцами, бесправность коренного населения — «инородцев») и другие бытовавшие здесь феодально-крепостнические пережитки гораздо менее сдерживали рост аграрного капитализма. Наличие свободных земель, захватный метод землепользования при государственной собственности на землю, большой приток переселенцев из Европейской России ускоряли развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве. В. И. Ленин относил Сибирь к числу окраин, где «развитие капитализма шло несравненно быстрее, чем в обремененном пережитками крепостничества центре»208.

Сибирское крестьянство выделялось своей зажиточностью. Оно было лучше обеспечено землей, скотом и сельскохозяйственными машинами по сравнению с крестьянством центральных губерний. При высоком удельном весе кулачества среди сибирского крестьянства была шире середняцкая прослойка и уже — бедняцкая. В. И. Ленин характеризовал Сибирь как край «крестьян сытых, крепких и не склонных к социализму»209.

Советская власть установилась в Сибири в течение ноября 1917 — февраля 1918 г. В ходе аграрных преобразований ликвидировались остатки казенного и кабинетского землевладения с их системой полуфеодальных повинностей, конфисковывались немногочисленные крупные частные имения и монастырские земли. Наделялись землей «неприписанные» переселенцы, безземельные и малоземельные крестьяне. Произошло определенное ограничение кулачества, у которого изымалась арендованная им земля, часть скота и сельскохозяйственных машин В сибирской деревне возникли первые ростки социализма: к середине 1918 г. насчитывалось 50 колхозов. Эти преобразования были прерваны гражданской войной и продолжены после изгнания Колчака.

Аграрные преобразования 1919—1921 гг. в отличие от преобразований 1917—1918 гг. приняли большую антикулацкую направленность. Подверглись конфискации хозяйства кулаков, участвовавших в колчаковском движении или противодействовавших Советской власти, прежде всего в проведении продовольственной политики. Почти вдвое уменьшились площади земель в пользовании казачества, главным образом за счет изъятия земель у его верхов. Был положен конец захватному землепользованию кулачества. При распределении земли среди крестьянства особое внимание уделялось устройству переселенцев, приток которых возрос в связи с голодом в центральной части страны210.

В результате аграрных преобразований сибирское крестьянство избавилось от феодально-крепостнических пережитков в земельных отношениях. Был ликвидирован сословный характер землепользования, обусловливавший неравномерность в обеспечении землей различных категорий сельского населения. Расширилось (на 8—9%) землепользование трудового крестьянства как в результате перераспределения земель, так и за счет выделения их из государственного фонда. К 1924 г. было наделено землей около 300 тыс. «неприписанных» к сельским общинам крестьян. Сибирское крестьянство освободилось от различных платежей за пользование землей: от оброчной подати (10 млн. руб.), арендной платы казне, Кабинету и Сибирскому казачьему войску (около 3 млн. руб.), платы за выкуп кабинетских земель (857 тыс. руб.) и за покупку леса (2 млн. руб.)211.

Осуществление аграрных преобразований в Сибири, как и в других районах страны, послужило толчком для создания социалистических хозяйств. К концу 1921 г. в Сибири насчитывалось 1067 различных коллективных хозяйств и 45 совхозов212.

На Дальнем Востоке и в Забайкалье вплоть до упразднения Дальне-Восточной республики и официального присоединения этого края в ноябре 1922 г. к РСФСР аграрные отношения не претерпели существенных изменений. Сказались специфические условия развития этого района: существование «буферной» республики, затянувшаяся гражданская война, японская интервенция, высокий удельный вес казачества в землевладении. Ликвидация старых земельных отношений началась в крае с 1923 г. и осуществлялась постепенно, по мере проведения землеустроительных работ. В итоге у старожилов и казачества были отрезаны значительные земельные излишки и распределены среди малоземельного и безземельного населения. Значительная часть изъятых земель пошла на образование переселенческого фонда213.

Как показывает опыт аграрных преобразований в Советской стране, ленинский декрет о земле был проведен в жизнь во всех национальных республиках и экономических районах, которые существенно отличались друг от друга характером аграрных отношений и социально-классовой структурой деревни. Тем самым впервые на практике была подтверждена великая жизненная сила аграрной программы социалистической революции, доказана полная осуществимость ее основных принципов в различных конкретно-исторических условиях.

Аграрная революция, начавшаяся в центральной части России после победы Октября, быстро распространилась на остальную территорию страны. Подчиняясь общим закономерностям, эта революция имела свои особенности в отдельных национальных республиках и экономических районах. В. И. Ленин в докладе на VIII съезде партии говорил: «Было бы ошибкой, если бы мы просто по шаблону списывали декреты для всех мест России… Придется пережить не мало своеобразности, мы ни в коем случае не связываем себя единообразным шаблоном, не решаем раз навсегда, что наш опыт, опыт центральной России, можно целиком перенести на все окраины»190.

Особенности в осуществлении аграрных преобразований обусловливались главным образом двумя факторами.

Во-первых, между районами страны существовали значительные различия в аграрных отношениях, классовой структуре деревни. В сельском хозяйстве Прибалтики, Украины и ряда других районов господствовали капиталистические отношения, опутанные феодально-крепостническими пережитками. В Средней Азии и Казахстане, национальных районах Северного Кавказа и Сибири буржуазные отношения находились в зачаточном состоянии, аграрный строй там имел феодально-патриархальный характер. Ко времени Октябрьской революции крестьянские массы этих наиболее отсталых районов находились в экономической, политической и духовной кабале у феодалов, патриархально-родовой знати. Для осуществления ленинского декрета о земле здесь понадобилось более десятилетия.

Во-вторых, в национальных республиках и экономических районах, расположенных на бывших окраинах России, аграрные преобразования были приостановлены гражданской войной и иностранной интервенцией. На захваченных территориях интервенты и белогвардейцы возрождали дореволюционные земельные порядки. Так, белогвардейское «правительство» Сибири в одном из первых своих приказов (6 июля 1919 г.) объявило о возвращении конфискованных земель их бывшим владельцам. Аналогичную политику проводили и другие белогвардейские «правительства», сопровождая ее кровавыми расправами над крестьянами. В «Правилах о земле главнокомандующего вооруженными силами на юге России» Врангеля указывалось, что владеть землей можно только «на правах прочно укрепленной частной собственности». «Правила» объявляли неприкосновенными все прежние земельные владения и допускали наделение землей только за плату, которая устанавливалась подесятинно в размере пятикратной стоимости урожая последних 10 лет и могла выплачиваться с рассрочкой на 25 лет191. Суть этой аграрной программы состояла в сохранении помещичьего землевладения, укреплении кулачества, в закабалении трудящихся крестьян.

Действия белогвардейских «правительств» на временно захваченных территориях показали крестьянству, что получить землю оно может только из рук Советской власти. На освобожденных территориях вновь проводились аграрные преобразования.

Особенности дореволюционного развития сельского хозяйства, иностранная интервенция и гражданская война, нарушившие процесс послеоктябрьского переустройства деревни, и некоторые другие факторы сказались на сроках и формах проведения аграрных преобразований, на соотношении демократического и социалистического этапов. В национальных республиках и экономических районах, расположенных на окраинах страны, проведение ленинского декрета о земле, как правило, затянулось. Демократические преобразования здесь нередко переплетались с социалистическими и не составляли, как в Центральной России, двух самостоятельных этапов аграрной революции.

На большей части территории Прибалтики Советская власть установилась в конце 1917 — начале 1918 г., и с этого времени здесь начались аграрные преобразования. Аграрные законы Советских правительств прибалтийских республик в соответствии с ленинским декретом о земле объявляли национализацию всей земли и конфискацию земель нетрудового пользования. За крестьянством, обрабатывающим землю своим трудом, земельные наделы сохранялись. Однако советские и партийные органы прибалтийских республик, ссылаясь на более высокий уровень развития аграрного капитализма по сравнению с Центром страны, взял курс на организацию совхозов, коммун, артелей, не предусматривая распределения конфискованных помещичьих земель среди безземельного и малоземельного крестьянства. Хотя в сельском хозяйстве республик Прибалтики капитализм был более развит по сравнению с другими районам страны, но и там имелось много безземельных и малоземельных крестьян, заинтересованных в разделе помещичьих земель.

Аграрные преобразования были приостановлены после того, как контрреволюционные силы, активизировавшиеся в 1919—1920 гг. при поддержке империалистических держав, сумели добиться реставрации в Прибалтике буржуазно-помещичьего строя. Когда в 1940 г. в этих республиках восстановилась Советская власть и они вновь приступили к решению аграрного вопроса, интересы безземельного и малоземельного крестьянства были полностью учтены192.

Много сходного имели аграрные преобразования на Украине, в Белоруссии и Молдавии. Они начались сразу же после победы Октябрьской социалистической революции, неоднократно прерывались интервентами и белогвардейцами, были завершены уже после окончания гражданской войны, и то лишь в восточных областях. В западных областях, отторгнутых от страны, аграрный вопрос был решен после воссоединения этих областей с советскими республиками в 1939—1940 гг. Вместе с тем проведение в жизнь Декрета о земле в каждой из республик отличалось своей спецификой.

Украина приступила к аграрным преобразованиям в декабре 1917 г. Уже в январе-феврале 1918 г. развернулась массовая конфискация помещичьих имений. Часть их была использована для организации совхозов, коммун и сельскохозяйственных артелей. Большинство имений ликвидировалось. Их земли уравнительно распределялись среди крестьянства; инвентарь, скот, хлеб, фураж передавались крестьянам чаще всего за плату, что объяснялось наличием сравнительно многочисленной середняцкой прослойки в дореволюционной деревне. Засилие кулачества, острота классовых противоречий внутри крестьянства обусловили уже в это время резкую антикулацкую направленность аграрных мероприятий: у кулаков изымались излишки земли, скота, инвентаря в пользу беднейшего крестьянства.

Более широкие по сравнению с рядом губерний земледельческого Центра масштабы ограничения кулачества, преобладание платного распределения помещичьего и кулацкого инвентаря, скота, хлеба среди нуждающегося крестьянства (продажа по заранее назначенным ценам или с торгов) — отличительные черты аграрных преобразований на Украине в начале 1918 г.193

Раздел помещичьих земель и отчуждение кулацких земельных излишков на Украине были прерваны австро-германской оккупацией и возобновлены после освобождения республики в марте 1919 г. При проведении аграрных преобразований 1919 г. основной упор делался на организацию совхозов, коммун и артелей, причем крестьяне подчас принуждались к объединению в колхозы. К июлю 1919 г. на Украине насчитывалось 1256 совхозов с земельной площадью 1,2 млн. дес. Среди крестьян было распределено меньше половины земли нетрудового пользования194. Потребности в земле основной массы крестьянства не были удовлетворены, что явилось нарушением принципов Декрета о земле.

В. И. Ленин решительно выступил против ошибочной линии партийных и советских органов Украины в аграрной политике. В декабре 1919 г. на VIII Всероссийской конференции РКП(б) Ленин указывал, что Украине нужна «такая же политика», которая проводилась в Советской стране «в конце 1917 года и в течение многих месяцев 1918». Помещичьи земли следует разделить между крестьянами и «только весьма небольшую часть культурных хозяйств мы должны дать под советские хозяйства, иначе мы блока с мелким крестьянством не получим, а нам этот блок необходим». Ленин настоятельно советовал «большую часть советских хозяйств… отдать для фактического раздела»195.

Резолюция конференции «О Советской власти на Украине» следующим образом определила задачи аграрной политики: 1) полностью ликвидировать помещичье землевладение и передать землю безземельным и малоземельным крестьянам; 2) вести строительство совхозов в строго ограниченных размерах, с учетом жизненных интересов крестьянства; 3) строжайше соблюдать принцип добровольности при организации коммун и артелей, решительно пресекать всякое принуждение196.

Ленинские указания имели большое значение для укрепления Советской власти и осуществления аграрных преобразований на Украине, которая в начале 1920 г. была освобождена от деникинцев. Принятый в феврале 1920 г. Всеукрревкомом декрет «О земле» исправлял допущенные ранее ошибки в аграрной политике. В декрете большое внимание уделялось разделу конфискованных помещичьих земель среди крестьян. Важную роль в проведении этого декрета сыграли комитеты бедноты (комитеты незаможных селян, или комнезамы).

К началу 1921 г. помещичье землевладение на Украине было в основном ликвидировано, конфискованная земля распределена между крестьянами по уравнительному принципу. Была, хотя и в меньшей мере, чем в РСФСР, осуществлена частичная экспроприация кулачества. Изъятие излишков кулацких земель и передача их беднякам и середнякам продолжались вплоть до 1923 г.

В итоге аграрных преобразований трудящееся крестьянство Украины получило при ликвидации помещичьих имений около 15 млн. десятин земли, 600 тыс. лошадей и 800 тыс. голов крупного рогатого скота. У кулачества было изъято и передано беднейшему крестьянству около 8 млн. десятин земли и 2 млн. голов крупного рогатого скота и лошадей. Землю получили 2,6 млн. безземельных и малоземельных крестьян197.

В Белоруссии, где преобладало помещичье землевладение, его ликвидация и раздел земли между крестьянами были осуществлены к концу 1918 г. в уездах, не подвергшихся оккупации, а на остальной территории — после изгнания оккупантов в конце 1920 — начале 1921 г. Аграрные мероприятия имели в основном антипомещичью направленность, но затронули и кулачество. При создании в феврале 1919 г. единой Литовско-Белорусской ССР руководящие органы республики взяли ошибочный курс на превращение помещичьих имений в совхозы, что вредно отразилось на развитии аграрной революции. С середины 1920 г. ошибки начали исправляться. Их последствия были окончательно устранены в 1921—1922 гг., когда в ряде мест перераспределялась помещичья земля, отрезались излишки земли у кулаков.

Благодаря аграрной революции площадь земель, находившихся в пользовании у белорусских крестьян, увеличилась более чем на 2,2 млн. га. Они получили большое количество рабочего и продуктивного скота, сельскохозяйственного инвентаря. Была аннулирована задолженность крестьян помещикам за земли в сумме 78 млн. золотых руб. и арендная плата, составлявшая 50 млн. руб. в год198.

В республиках Закавказья — Азербайджане, Грузии и Армении аграрные преобразования в 1917—1920 гг. не были завершены главным образом из-за более позднего по сравнению с другими районами установления Советской власти. В 1917 г. Советская власть одержала победу лишь на части территории Азербайджана; на остальной территории Азербайджана и в Армении утвердились буржуазно-националистические режимы, в Грузии власть захватили меньшевики. В июне 1918 г. Бакинский СНК принял декрет «О социализации земли в Закавказье и Дагестанской области», по которому земли беков, ханов, меликов, князей и нетрудовых арендаторов конфисковывались и распределялись между крестьянами. Однако осуществление декрета было сорвано начавшейся гражданской войной и иностранной интервенцией. Буржуазно-националистическое мусаватистское правительство вернуло земли прежним владельцам. После восстановления Советской власти Ревком Азербайджана в мае 1920 г. издал декрет о ликвидации частной собственности на землю, конфискации земель нетрудового пользования и передаче их «трудовому народу на началах уравнительного землепользования»199.

В решении аграрного вопроса важную роль сыграли комитеты бедноты, организованные осенью 1920 г. С их созданием ускорились ликвидация помещичьего землевладения и распределение земель среди беднейшего крестьянства, подверглись ограничению хозяйства кулацкого типа. К началу 1921 г. наиболее крупное помещичье землевладение было ликвидировано. Окончательная ликвидация помещичьего землевладения и урезка земель кулачества были осуществлены в годы восстановительного периода. В итоге аграрных преобразований трудящееся крестьянство получило около 1,4 млн. десятин земли, ранее принадлежавшей бекам, ханам, кулакам и т.д. Крестьяне Азербайджана освобождались также от ежегодной уплаты казне за пользование надельными землями 6 млн. руб. золотом. Советская власть избавила крестьян от платы натурой за пользование помещичьими землями, составлявшей ежегодно около 1 млн. пудов зерна200.

В Армении Советская власть установилась в ноябре 1920 г. В декабре 1920 г. были изданы декреты о национализации земли и вод, в январе 1921 г. — лесов, недр земли и помещичьих садов. Однако отсутствие крупного помещичьего землевладения при наличии острого безземелья и малоземелья крестьянства затрудняло решение аграрного вопроса в республике. Эти трудности усугублялись большим наплывом репатриантов из турецкой Армении. В республике продолжалась ожесточенная борьба против дашнакских контрреволюционных сил, ушедших в подполье и поднимавших мятежи. Поэтому лишь в сентябре 1921 г. были приняты временные правила по разделу земли. Аграрные преобразования в Армении проводились в годы восстановительного периода.

Много общего с Арменией в решении аграрного вопроса имела Грузия. Советская власть в республике установилась в феврале 1921 г., декрет о национализации земли был принят в апреле 1921 г., а практическое осуществление его продолжалось в период восстановления народного хозяйства. В Армении и Грузии в процессе землеустройства, начавшегося с 1922 г., отбирались или ограничивались до трудовой нормы земли дворян и других нетрудовых элементов, урезалось кулачество. Изъятые земли, за исключением садов и виноградников, распределялись среди крестьянства. В Армении наделялись землей репатрианты из Турции. Вследствие малоземелья в этих республиках в руки крестьянства перешло сравнительно мало помещичьей и кулацкой земли. Например, в Грузии в 1922—1924 гг. была изъята всего 141 801 десятина пахотной земли201. В целях обеспечения крестьянства землей уменьшались площади совхозов, велись мелиоративные работы.

Большим своеобразием отличались аграрные преобразования в Средней Азии и Казахстане. До Октябрьской революции в этих районах многие лучшие земли были захвачены местной феодально-родовой верхушкой (ханами, эмирами, баями и т.д.). Значительную часть земель отторгло царское правительство в пользу чиновников, офицеров и русских переселенцев. Такое распределение земель было основой господства в сельском хозяйстве Туркестана феодально-патриархальных отношений. Капитализм здесь не вышел за рамки экономического уклада, ибо колониальное положение края сдерживало развитие буржуазных отношений. Основная масса местного населения — дехкане — была сведена до положения мелких издольных арендаторов (чайрикеров) или мелких зависимых скотоводов и батраков. Эксплуатация дехкан в процессе производства усиливалась эксплуатацией их торгово-ростовщическим капиталом, представленным теми же крупными землевладельцами и скотоводами.

Для ликвидации этих отношений прежде всего необходимо было преодолеть наследие политики царизма в земельном вопросе, вернуть коренному населению отторгнутые земли, а также экспроприировать феодально-патриархальные эксплуататорские верхи, наделить землей безземельных и малоземельных дехкан.

Совнарком Туркестанской республики202 в декабре 1917 г. принял декрет о запрещении купли-продажи земли, о взятии на учет всех земель, не обрабатываемых трудом самих землевладельцев. Были созданы земельно-водные комитеты, с февраля 1918 г. началась конфискация земель бывшей царской фамилии, чиновников и офицеров. Конфискации подвергались земли торгово-промышленных фирм, а также крупнейших местных феодалов и предпринимателей. В национализированных имениях организовывались совхозы и колхозы, часть земли распределялась среди крестьянства. Было ликвидировано Переселенческое управление, а земли, отмежеванные им в колонизационной фонд, оставлены в пользовании коренного населения. Эти аграрные преобразования положили начало национализации земли. Гражданская война, отсталый феодально-патриархальный строй, низкий уровень классового сознания крестьянства не позволили завершить в 1917—1920 гг. аграрные мероприятия.

Ленинский декрет о земле был осуществлен в Средней Азии и Казахстане в 1921—1929 гг. Аграрные преобразования проводились в два этапа. На первом этапе (1921—1922 гг.) главным образом ликвидировалось колониальное наследие в земельных отношениях, местному населению возвращалась земля, отторгнутая царизмом. На втором этапе (1925—1929 гг.) ликвидировались хозяйства помещичьего типа и городской торговой буржуазии (у них изымалась земля, конфисковывался скот и сельскохозяйственный инвентарь), ограничивались хозяйства кулацкого типа (изымались излишки земли сверх установленной нормы, а излишки скота и инвентаря нередко выкупались). Землей, скотом и инвентарем наделялись безземельные и малоземельные дехкане. В проведении аграрных реформ на обоих этапах важную роль сыграл союз «Кошчи» (союз безземельных и малоземельных дехкан).

Значительными особенностями характеризовалось проведение земельных преобразований в крупных экономических районах РСФСР — на Северном Кавказе (на Дону и Кубани) и в Сибири. На Северном Кавказе важной отличительной чертой аграрных отношений являлась резко выраженная социальная неравноправность крестьянства. Ее следствие — неравенство в распределении земли между различными категориями сельского населения: казаками, коренными и пришлыми (иногородними) крестьянами. Крестьяне — коренные и иногородние — составляли более половины сельского населения, но среди них только 4% имели посевы на собственных землях, остальные арендовали землю у казаков или батрачили на них. Казачество составляло немногим более 42% населения, а владело на Дону 80% и на Кубани 78% земли203. Это было замкнутое военно-земельное сословие, пользовавшееся при царизме различными земельными привилегиями (например, если крестьянин платил земельный налог в размере 3 руб. 41 коп. с десятины, то казак — только 61 коп.)204. Однако различия в обеспеченности землей имелись и внутри каждой из названных категорий сельского населения: наряду с широкой кулацкой прослойкой среди казачества были малоземельные и безземельные.

Таким образом, землевладение казачества (как Дона, так и Урала, Сибири) было опутано отношениями военно-феодального империализма, что выражалось в закреплении земли за отдельными войсками (Донским, Уральским, Сибирским), землепользовании «за службу» в войсках, военно-земельной иерархии. Как указывал В. И. Ленин, казачье землевладение могло составить «социально-экономическую основу для русской Вандеи»205. Уже в Декрете о земле было специально оговорено, что земли «рядовых казаков не конфискуются»206.

Проведение аграрных мероприятий на Северном Кавказе началось весной 1918 г., однако оно было прервано гражданской войной и возобновлено в 1920 г., после восстановления Советской власти. В 1921—1922 гг. было ликвидировано крупное землевладение нетрудового казачества, а также землевладение казаков, поддерживавших связь с белогвардейцами или бежавших за границу. Конфискованные земли распределялись среди безземельных и малоземельных крестьян. На Дону в трудовое пользование казачества и крестьянства перешло 1546,3 тыс. десятин бывших войсковых земель, в Кубано-Черноморской области — 249,6 тыс. десятин207. Но перераспределения земли внутри станиц не произошло, сохранилось неравенство в обеспечении землей казачества и крестьянства, а также различных социальных групп казачества.

Аграрные преобразования в этих районах завершились в процессе землеустройства в 1922—1928 гг. Именно в ходе землеустроительных работ была полностью ликвидирована сословная, неравноправность в земельных отношениях: фактически уравнены земельные наделы трудящихся крестьян и казаков. Также устранено неравенство в землепользовании между различными социальными группами казачества: отрезана земля у кулацких хозяйств и отдана бедняцким хозяйствам.

Определенная специфика была присуща аграрным отношениям в Сибири. Помещичье землевладение, этот важнейший феодально-крепостнический пережиток, здесь отсутствовало. Кабинетское землевладение (землевладение императорской фамилии) и связанные с ним системы платежей и управления, сословная неравноправность крестьянства (привилегированное положение казаков и старожилов по сравнению с переселенцами, бесправность коренного населения — «инородцев») и другие бытовавшие здесь феодально-крепостнические пережитки гораздо менее сдерживали рост аграрного капитализма. Наличие свободных земель, захватный метод землепользования при государственной собственности на землю, большой приток переселенцев из Европейской России ускоряли развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве. В. И. Ленин относил Сибирь к числу окраин, где «развитие капитализма шло несравненно быстрее, чем в обремененном пережитками крепостничества центре»208.

Сибирское крестьянство выделялось своей зажиточностью. Оно было лучше обеспечено землей, скотом и сельскохозяйственными машинами по сравнению с крестьянством центральных губерний. При высоком удельном весе кулачества среди сибирского крестьянства была шире середняцкая прослойка и уже — бедняцкая. В. И. Ленин характеризовал Сибирь как край «крестьян сытых, крепких и не склонных к социализму»209.

Советская власть установилась в Сибири в течение ноября 1917 — февраля 1918 г. В ходе аграрных преобразований ликвидировались остатки казенного и кабинетского землевладения с их системой полуфеодальных повинностей, конфисковывались немногочисленные крупные частные имения и монастырские земли. Наделялись землей «неприписанные» переселенцы, безземельные и малоземельные крестьяне. Произошло определенное ограничение кулачества, у которого изымалась арендованная им земля, часть скота и сельскохозяйственных машин В сибирской деревне возникли первые ростки социализма: к середине 1918 г. насчитывалось 50 колхозов. Эти преобразования были прерваны гражданской войной и продолжены после изгнания Колчака.

Аграрные преобразования 1919—1921 гг. в отличие от преобразований 1917—1918 гг. приняли большую антикулацкую направленность. Подверглись конфискации хозяйства кулаков, участвовавших в колчаковском движении или противодействовавших Советской власти, прежде всего в проведении продовольственной политики. Почти вдвое уменьшились площади земель в пользовании казачества, главным образом за счет изъятия земель у его верхов. Был положен конец захватному землепользованию кулачества. При распределении земли среди крестьянства особое внимание уделялось устройству переселенцев, приток которых возрос в связи с голодом в центральной части страны210.

В результате аграрных преобразований сибирское крестьянство избавилось от феодально-крепостнических пережитков в земельных отношениях. Был ликвидирован сословный характер землепользования, обусловливавший неравномерность в обеспечении землей различных категорий сельского населения. Расширилось (на 8—9%) землепользование трудового крестьянства как в результате перераспределения земель, так и за счет выделения их из государственного фонда. К 1924 г. было наделено землей около 300 тыс. «неприписанных» к сельским общинам крестьян. Сибирское крестьянство освободилось от различных платежей за пользование землей: от оброчной подати (10 млн. руб.), арендной платы казне, Кабинету и Сибирскому казачьему войску (около 3 млн. руб.), платы за выкуп кабинетских земель (857 тыс. руб.) и за покупку леса (2 млн. руб.)211.

Осуществление аграрных преобразований в Сибири, как и в других районах страны, послужило толчком для создания социалистических хозяйств. К концу 1921 г. в Сибири насчитывалось 1067 различных коллективных хозяйств и 45 совхозов212.

На Дальнем Востоке и в Забайкалье вплоть до упразднения Дальне-Восточной республики и официального присоединения этого края в ноябре 1922 г. к РСФСР аграрные отношения не претерпели существенных изменений. Сказались специфические условия развития этого района: существование «буферной» республики, затянувшаяся гражданская война, японская интервенция, высокий удельный вес казачества в землевладении. Ликвидация старых земельных отношений началась в крае с 1923 г. и осуществлялась постепенно, по мере проведения землеустроительных работ. В итоге у старожилов и казачества были отрезаны значительные земельные излишки и распределены среди малоземельного и безземельного населения. Значительная часть изъятых земель пошла на образование переселенческого фонда213.

Как показывает опыт аграрных преобразований в Советской стране, ленинский декрет о земле был проведен в жизнь во всех национальных республиках и экономических районах, которые существенно отличались друг от друга характером аграрных отношений и социально-классовой структурой деревни. Тем самым впервые на практике была подтверждена великая жизненная сила аграрной программы социалистической революции, доказана полная осуществимость ее основных принципов в различных конкретно-исторических условиях.