1. Организация внутренней торговли
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75
В программе социалистических преобразований России, намеченной VI съездом Коммунистической партии накануне Великой Октябрьской революции, была поставлена задача — организовать правильный обмен между городом и деревней, опираясь на кооперативы и на продовольственные комитеты. Решение этой сложной задачи было сопряжено с большими трудностями. Организация товарооборота тормозилась железнодорожной разрухой, ограниченными размерами товарообменного фонда, имевшегося в распоряжении государства. Эти трудности усугублялись слабостью и неопытностью нового аппарата торговли, саботажем и иными формами сопротивления буржуазии и ее сторонников.
Мероприятия Советского государства по организации внутренней торговли охватывали создание обобществленной (государственной и кооперативной) торговли, т.е. социалистического сектора, и были направлены на установление контроля и государственное регулирование частной торговли.
Советское государство в первую очередь стало налаживать контроль и регулирование частной торговли и установление твердых цен на важнейшие продукты питания и товары широкого потребления. Уже 26 октября Военно-революционный комитет издал предписание о немедленном открытии в столице всех торговых предприятий. «Не подчиняющиеся настоящему приказу торговцы будут рассматриваться как враги революции и подлежат каре по всей строгости революционного закона»576. Все пустующие торговые помещения поступали в распоряжение Военно-революционного комитета. Советская власть заботилась о нормальном функционировании торговых предприятий, запрещая местным Советам и фабрично-заводским комитетам самочинное вмешательство в их работу. Получив сообщение о том, что на петроградских рынках группы анархистов «самочинно таксируют продукты, часто значительно ниже стоимости товара», Военно-революционный комитет принял необходимые меры по ликвидации подобных нарушений торговли. Сначала государственное регулирование и контроль за деятельностью частных торговцев осуществлялись органами Наркомата торговли и промышленности; на него возлагались нормирование прибылей частных торговцев, подготовка и проведение национализации торговли, управление государственными торговыми предприятиями, организация планомерного товарооборота. С весны 1918 г. функции контроля и регулирования торговли перешли к Наркомпроду и его местным органам.
Организация государственного контроля и регулирования частной; торговли встретила упорное сопротивление капиталистов. Буржуазия и всякого рода оппортунисты ратовали за свободу частной торговли и вольные цены. Враги советского строя пророчили провал политики контроля за частной торговлей; они заявляли, что нет таких сил, которые могли бы регулировать цены, что Советская власть не справится с задачей нормирования цен. Против советской политики торговли выступали и иностранные капиталисты. Буржуазные дипломатические миссии, находившиеся в Советской России, заявляли протест против рабочего контроля на торговых предприятиях, принадлежавших иностранным капиталистам. Советская власть, преодолевая сопротивление российской и иностранной буржуазии, последовательно проводила политику ограничения частной торговли.
Одновременно с этим Коммунистическая партия и Советское правительство налаживали обобществленную — государственную и кооперативную — торговлю в интересах удовлетворения потребностей населения в основных продуктах питания и предметах широкого потребления. Создание в торговле социалистического сектора означало зарождение новых форм торговли, по социальной сущности отличных от торговли при капитализме.
Советская власть должна была заново организовать в сфере обращения такой аппарат, который был в состоянии учесть имевшиеся ресурсы предметов потребления и обеспечить их планомерное распределение среди населения.
К моменту Октябрьской революции торговый аппарат был в значительной степени разрушен, большинство торговых предприятий не имело почти никаких товарных запасов, сама торговля в годы империалистической войны приняла в основном спекулятивный характер, поскольку товаров недоставало.
Необходимо было не только восстановить торговые предприятия, но и создать новые формы товарного обмена, которые соответствовали бы складывавшимся социалистическим производственным отношениям в условиях переходной экономики.
Вместе с созданием социалистического сектора в промышленности надо было образовать его и в сфере товарного обращения, в области внутренней торговли. Ведущей формой социалистического сектора в сфере обращения должна была стать государственная торговля. Для этого была проведена национализация крупных предприятий частной капиталистической торговли, главным образом оптовой, а также муниципализация розничных предприятий.
Декретом Совета Народных Комиссаров от 9 ноября 1917 г. «О расширении прав городских самоуправлений в продовольственном деле» городским самоуправлениям было предоставлено право брать под надзор торговые и торгово-промышленные предприятия, в том числе лавки, рестораны, трактиры и т.п.; использовались эти предприятия в качестве агентов городской продовольственной организации; создать сеть общественных столовых. Этот декрет положил начало организации государственной торговли и распределения продуктов через местные самоуправления577.
Национализация синдикатов послужила основой государственной организации крупного оптового сбыта важнейших товаров. Так, национализированные синдикаты «Продамет» и «Кровля» были преобразованы в государственные конторы, на которые была возложена реализация металлов по нарядам ВСНХ. С созданием этих контор все металлургические заводы России, как национализированные, так и частные, были обязаны производить продажу металла исключительно через эти государственные оптово-сбытовые конторы по планам распределения, утверждаемым Высшим советом народного хозяйства578. Аналогичные органы ВСНХ, осуществлявшие работу по распределению и сбыту промышленной продукции, были созданы и в других отраслях промышленности.
Помимо синдикатов на протяжении 1918 г. были национализированы и другие крупные капиталистические объединения и предприятия в области оптовой торговли средствами производства и предметами потребления. Для организации планомерного снабжения населения хлебом была проведена национализация зернохранилищ (декрет Совета Народных Комиссаров от 15 февраля 1918 г.)579.
В конце 1917 г. и первой половине 1918 г. была введена государственная монополия на ряд важнейших товаров (сельскохозяйственные машины, ткани, кожа и др.) и подтверждена государственная монополия на хлеб. Установленная Советской властью монополия на хлеб и другие товары принципиально отличалась от монополий, которые пытались проводить во время войны царское и Временное буржуазное правительства. Советская монополия на важнейшие товары означала полную передачу соответствующих товаров в распоряжение государства и была направлена на удовлетворение жизненных потребностей трудящихся города и деревни.
Чтобы действительно овладеть командными высотами в сфере обращения и использовать их в интересах трудящихся, необходимо было сформировать соответствующий государственный аппарат, который сумел бы обеспечить организацию товарного обмена в стране, наладить учет и распределение продуктов. Поэтому Советское государство провело большую работу по созданию соответствующих общегосударственных органов. Одним из таких органов явился Народный комиссариат по продовольствию, который занял важное место в системе хозяйственных органов. В конце декабря 1927 г. по решению Советского правительства была проведена реорганизация местных продовольственных комитетов. С целью демократизации руководства продовольственным делом было предложено всем Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов немедленно приступить к созданию продовольственных комиссий с привлечением в эти комиссии всех активных сил революционной демократии.
Опираясь на поддержку трудящихся, Советское государство решительно приступило к налаживанию продовольственной работы и организации снабжения населения. Помимо Наркомпрода важную роль в организации снабжения населения товарами, главным образом промышленного производства, стал играть Высший совет народного хозяйства. В системе ВСНХ был создан ряд производственно-торговых главков и центров (Центротекстиль, Центрочай, Главрезина, Главкожа, Главлес, Главнефть, Главсахар и др.). К числу функций, выполнявшихся органами ВСНХ, относились, в частности, регулирование цен и организация контроля за деятельностью торговых предприятий.
Вопросами торговли занимался также Народный комиссариат торговли и промышленности, созданный в ноябре 1917 г. на базе одноименного министерства. Наряду с некоторыми функциями организации производства он ведал внешней торговлей, регистрацией торговых предприятий, осуществлял контроль за их деятельностью, регулировал внутреннюю торговлю. На Народный комиссариат торговли и промышленности возлагалось нормирование прибылей частных торговцев, подготовка и проведение национализации торговли, руководство работой государственных торговых предприятий и т.п. Местными органами комиссариата были губернские отделы торговли и промышленности при Советах рабочих и крестьянских депутатов.
Согласно установленному порядку каждое частное торговое предприятие обязано было зарегистрироваться в местных органах Народного комиссариата торговли и промышленности. Постановлением этого комиссариата580 были запрещены продажа и покупка без специального разрешения, сдача в аренду, передача и перекупка торговых предприятий одним владельцем другому, а также открытие новых торговых предприятий.
Таким образом, в первые месяцы Советской власти однородные функции параллельно выполнялись несколькими общегосударственными органами. В их работе в центре и на местах отсутствовала необходимая согласованность, что мешало налаживанию планомерного снабжения населения товарами. Проверка выполнения планов распределения и торговли в то время не была еще поставлена надлежащим образом. Промышленные центры и главки слабо контролировали и недостаточно учитывали фактическое поступление по назначению предметов личного потребления. Эти недостатки в организации снабжения приводили к тому, что иногда даже при наличии товаров планы торговли и снабжения выполнялись плохо, важнейшие товары широкого потребления залеживались на складах.
Нужно было создать единый аппарат, который мог бы организовать оптовое снабжение магазинов и лавок товарами, выполняя функции прежних оптовых фирм, и обеспечить учет и контроль за продвижением товаров от производства до потребителя.
Для размежевания функций Наркомпрода и ВСНХ и объединения в одном органе руководства снабжением населения всеми предметами первой необходимости и продовольствия, а также для правильной организации распределения этих товаров декретом ВЦИК от 27 мая 1918 г.581 была проведена реорганизация Наркомпрода. За ВСНХ были сохранены в основном функции регулирования производства, а за Наркомпродом — функции снабжения и распределения582.
В соответствии с этим декретом все органы, осуществлявшие распределение предметов первой необходимости, должны были подчиняться указаниям Народного комиссариата продовольствия. Что касается предметов потребления, производство которых регулировалось ВСНХ, то здесь утверждение общего плана распределения возлагалось на Народного комиссара продовольствия по соглашению с представителями ВСНХ. Распределение предметов потребления среди населения было возложено на местные продовольственные организации при участии кооперации.
Реорганизация Наркомпрода и расширение его функций послужило подготовительной мерой к национализации торговли предметами первой необходимости.
Большое значение в организации государственного распределения предметов личного потребления и создании государственно-оптовой торговли имел декрет Совнаркома от 29 июня 1918 г.583 «О закупке и распределении тканей». Этим декретом было установлено, что весь наличный запас тканей и вся будущая выработка их приобретаются государством584. Для осуществления этого мероприятия при Центральном комитете текстильной промышленности ВСНХ (Центротекстиль) было создано закупочное бюро. Указанный декрет явился важным шагом к расширению государственной торговой монополии на предметы потребления.
Декретом Совета Народных Комиссаров от 23 июля 1918 г. была установлена монополия на ткани: все ткани, находившиеся на оптовых и фабричных складах, а также все вновь вырабатываемые ткани подлежали сдаче на склады Центротекстиля, который оплачивал через банк соответствующим предприятиям полную стоимость этих тканей. Частные лица, фирмы и организации могли приобретать ткани для продажи только на складах Центротекстиля585.
Введение государственной монополии на ткани было очень важным и необходимым мероприятием, так как в то время это был один из наиболее ценных товаров, широко используемый спекулянтами для обмена на хлеб.
Наряду с национализацией крупной оптовой торговли и введением государственной монополии на важнейшие товары была осуществлена частичная муниципализация розничной торговли. На основе упоминавшегося декрета «О расширении прав городских самоуправлений в продовольственном деле» в ряде городов уже в начале 1918 г. были муниципализированы и переданы в ведение местных продовольственных органов отдельные частные магазины. Так, в 1918 г. Московскому городскому продовольственному комитету было подчинено более 40 продовольственных магазинов и лавок, производивших отпуск населению продуктов по карточкам. В Петрограде функционировало свыше 400 муниципальных лавок, обслуживавших примерно 40% жителей города.
Однако, не обладая достаточно слаженным аппаратом и необходимой материальной базой, опытом работы, государственная торговля не могла полностью обеспечить снабжение населения товарами. Государство нуждалось в таком торговом аппарате, который, налаживая государственную торговлю по-новому, мог бы осуществлять функции планомерного снабжения населения товарами. Этим аппаратом стала потребительская кооперация, созданная еще в дореволюционной России и насчитывавшая к концу 1917 г. 35 тыс. обществ с 11,5 млн. членов-пайщиков.
В. И. Ленин неоднократно подчеркивал необходимость бережного отношения к кооперации и ее широкого использования для снабжения населения товарами. «И раз мы имеем аппарат, который обладает таким опытом и который, главное, основан на самодеятельности масс, мы должны его направить к осуществлению этих задач»586.
В. И. Ленин, Коммунистическая партия неоднократно указывали на большое значение потребительской кооперации в деле организации торговли и снабжении населения товарами. «Кооперация — огромнейшее культурное наследство, которым нужно дорожить и пользоваться»587. В. И. Ленин подчеркивал важность полного использования хорошо налаженного хозяйственного аппарата кооперации для выполнения одной из основных задач пролетариата — правильной организации снабжения и распределения продуктов.
Овладение хозяйственным аппаратом кооперации происходило в борьбе с его буржуазно-меньшевистским и эсеровским руководством. В руководящих органах кооперации было много непролетарских элементов, способных переметнуться на сторону буржуазии; против этих людей необходимо было вести борьбу, но вместе с тем, как указывал В. И. Ленин, следовало сохранить аппарат кооперации — «аппарат распределения между миллионами, без которого и строить социализм сколько-нибудь успешно нельзя»588.
Правильной организации торговли и распределения мешали подрывная деятельность буржуазных кооператоров и местнические тенденции отдельных ведомств и районов. Так, местные власти Ржевского уезда Смоленской губернии запретили вывозить из своего уезда лен, на законных основаниях заготовленный и направляемый на советскую фабрику в соседний Вельский уезд. Борисоглебский исполком пытался самостоятельно распределять сахар с государственного завода, находившегося в пределах уезда, не считаясь с нарядами Главсахара589.
Стремясь привлечь кооперацию к осуществлению практических мероприятий по организации снабжения населения и дальнейшему строительству социализма, Советская власть пошла на соглашение с кооператорами. В результате переговоров, прежде всего с рабочей кооперацией, которая поддерживала мероприятия Советской власти, а затем и с представителями общегражданской кооперации, было достигнуто компромиссное соглашение об основных принципах работы потребительской кооперации. Это соглашение было положено в основу декрета СНК от 10 апреля 1918 г. «О потребительских кооперативных организациях»590.
По этому декрету на потребительские кооперативы в каждом районе их деятельности возлагалось обслуживание всего населения: как членов, так и не членов кооперативов. Формально сохраняя платные взносы членов потребительских обществ, декрет по существу давал возможность широким массам трудящихся вступать в кооперативы.
Этим же декретом устанавливалось, что в каждой местности может действовать не более двух потребительских кооперативов — общегражданский и рабочий — вместо единого кооператива, намечавшегося первоначальным проектом. Кооперативы обязаны были осуществлять снабжение населения продуктами по нормам, устанавливаемым соответствующими органами Советской власти. Работа кооперативов должна была проводиться под руководством и контролем государственных органов снабжения.
Декрет Совета Народных Комиссаров от 10 апреля 1918 г. сыграл большую роль в дальнейшем развитии потребительской кооперации в стране. Он способствовал привлечению на сторону Советской власти прогрессивной части кооператоров, поставил кооперацию на службу социалистическому строительству. Вовлекая в свои ряды широкие массы трудящихся и снабжая продуктами все население, кооперация тем самым включалась в осуществление важнейшей задачи, которую выдвигал В. И. Ленин, — в организацию учета и контроля над распределением продуктов в стране. Успехи в работе местных Советов Ленин ставил в прямую зависимость от степени охвата населения кооперацией591.
По мере укрепления кооперации и развития ее техническо-хозяйственного аппарата кооперативные организации привлекались государством к закупке, заготовке, переработке и производству продуктов по поручению и под контролем соответствующих советских органов.
Развитие кооперации и перестройка ее работы на советских началах тормозились саботажем и иными враждебными махинациями эсеро-меньшевистских и буржуазных дельцов, работавших в кооперативном аппарате. Понадобилась большая и длительная работа Коммунистической партии в деле завоевания кооперации и использования ее в интересах строительства социализма. К концу 1918 г. уже насчитывалось 47 тыс. потребительских кооперативов с 17 млн. пайщиков.
Наряду с развитием кооперации и использованием кооперативного аппарата Коммунистическая партия и Советское государство продолжали создавать государственный торговый аппарат и налаживали государственную торговлю. Организация торговли и снабжения в первый год социалистической революции, до введения политики «военного коммунизма», может быть проиллюстрирована на примере Петрограда. Весной 1918 г. здесь был создан единый аппарат распределения и торговли, включавший кооперацию, аппарат продовольственной управы, бюро районного товарообмена, бюро по распределению предметов первой необходимости, отдел внешней торговли (как представительство Комиссариата торговли и промышленности, ведавшего внешней торговлей). Общий распределительный аппарат, возглавляемый комиссаром по продовольствию, контролировал всю торговлю, кредитование торговых предприятий, установление цен на товары.
Одной из важных и трудных задач Советского государства на хозяйственном фронте являлась тогда борьба со спекуляцией. Пользуясь слабостью советского аппарата торговли и снабжения, недостатками организации учета продукции, содействием буржуазных элементов, пробравшихся в отдельные звенья советского хозяйственного аппарата, спекулянты кое-где захватывали значительную часть товаров широкого потребления. Советская власть организовала решительную борьбу со спекуляцией. Декрет от 22 июля 1918 г. установил суровое наказание (тюремное заключение на длительный срок и т.д., с конфискацией имущества) по отношению к виновным «в сбыте, скупке или хранении, с целью сбыта, в виде промысла» монополизированных или нормированных государством предметов широкого потребления, а также по отношению к виновным в нарушении твердых цен; строгие меры наказания применялись также за выдачу спекулянтам нарядов на товары, разрешения на их перевозку и т.д. Советская власть проводила и другие меры по налаживанию правильного товарооборота, регулированию торговли и борьбе со спекуляцией. «Мы, — говорил Ленин в июле 1918 г., — сотни раз в Совете Народных Комиссаров разбирали вопрос: через кого покупать мануфактуру, как проводить контроль, как помочь скорейшему ее распространению? И мы знаем, что из недели в неделю с успехом разрабатывали меры борьбы со спекуляцией, меры ловли спекулянтов, и что рабочие в этом деле с каждым месяцем становятся все тверже, и этого нашего успеха ни один человек отрицать не может»592.
Советское государство овладевало командными высотами в области внутреннего товарооборота постепенно. Правильная организация торговли, быстрейшее овладение товарообменом — «есть вопрос жизни и смерти для Советской Республики»593, — указывалось в одном из постановлений Совнаркома в начале августа 1918 г.
Советская власть последовательно проводила в жизнь государственную монополию на предметы первой необходимости. Вся продукция широкого потребления, вырабатываемая государственной промышленностью, передавалась отраслевыми главками и центрами ВСНХ в обязательном плановом порядке Народному комиссариату продовольствия. Остальные товары заготовлялись продовольственными органами. Заготовка продуктов, производство и торговля которыми не было государственной монополией, осуществлялась специальными закупочно-регулирующими центрами с привлечением кооперативов.
Постепенно внедрялось и усиливалось плановое начало в распределении и использовании продукции, необходимой для удовлетворения потребностей трудящихся. Наркомпрод представлял правительству периодические доклады о том, какое количество продукции фактически поступило от каждого главка и центра ВСНХ. На руководителей хозяйственных главков и центров была возложена ответственность за скорейшую реализацию готовой продукции, т.е. доставку ее по назначению потребителям. Советское правительство требовало аккуратного выполнения планов и нарядов Наркомпрода по снабжению населения предметами первой необходимости.
Коммунистическая партия и Советское правительство разрабатывали и последовательно проводили также советскую политику цен: устанавливались твердые цены на все продукты и предметы первой необходимости. В основу ценообразования были положены издержки производства товара, без чего невозможно было поддерживать работу промышленности. Принимались в расчет условия производства данного товара, себестоимость, запасы и количество продукции, которые возможно пустить в товарооборот. Решительно пресекались тенденции отдельных хозяйственных главков повышать цены на промышленные товары.
Для налаживания хозяйственных связей между отдельными районами страны была предпринята попытка оживить ярмарочную торговлю. Предполагалось использовать Нижегородскую ярмарку для товарного обмена между сельскохозяйственными районами (приволжскими и прикамскими), с одной стороны, и промышленными районами Северо-Запада и Центра Республики — с другой. Организация нижегородской ярмарки была поручена особой комиссии из представителей различных ведомств под общим руководством ВСНХ и Народного комиссариата торговли и промышленности594. Ярмарочные операции были открыты 28 июля 1918 г. Крупным участником этой ярмарки явился Центросоюз, который реализовал на ней (главным образом кооперативным организациям) на 100 млн. руб. тканей, 150 тыс. пар валенок, 450 тыс. пар кожаных рукавиц, 12 млн. деревянных ложек, 12 вагонов писчей бумаги, 40 тыс. пуд. варенья и другие товары595. Частная оптовая и розничная торговля там почти отсутствовала. В целом из-за общего экономического положения страны ярмарочные операции не получили широкого развития.
Советская торговля при всех недостатках, обусловленных хозяйственной разрухой, и несмотря на трудности организации нового дела, уже в первый год революции показала свои преимущества перед капиталистической торговлей. «Мы берем на учет, национализируем решительно все. И это дает нам возможность регулировать распределение продуктов промышленности, — говорил Ленин на V Всероссийском съезде Советов. — …Мы установим правильные ставки на товары, установим монополию на хлеб, на мануфактуру, на все продукты, и тогда народ скажет: да, распределение труда, распределение хлеба и продуктов, которые нам дает социализм, лучше, чем было прежде, и это народ начинает говорить»596.
В программе социалистических преобразований России, намеченной VI съездом Коммунистической партии накануне Великой Октябрьской революции, была поставлена задача — организовать правильный обмен между городом и деревней, опираясь на кооперативы и на продовольственные комитеты. Решение этой сложной задачи было сопряжено с большими трудностями. Организация товарооборота тормозилась железнодорожной разрухой, ограниченными размерами товарообменного фонда, имевшегося в распоряжении государства. Эти трудности усугублялись слабостью и неопытностью нового аппарата торговли, саботажем и иными формами сопротивления буржуазии и ее сторонников.
Мероприятия Советского государства по организации внутренней торговли охватывали создание обобществленной (государственной и кооперативной) торговли, т.е. социалистического сектора, и были направлены на установление контроля и государственное регулирование частной торговли.
Советское государство в первую очередь стало налаживать контроль и регулирование частной торговли и установление твердых цен на важнейшие продукты питания и товары широкого потребления. Уже 26 октября Военно-революционный комитет издал предписание о немедленном открытии в столице всех торговых предприятий. «Не подчиняющиеся настоящему приказу торговцы будут рассматриваться как враги революции и подлежат каре по всей строгости революционного закона»576. Все пустующие торговые помещения поступали в распоряжение Военно-революционного комитета. Советская власть заботилась о нормальном функционировании торговых предприятий, запрещая местным Советам и фабрично-заводским комитетам самочинное вмешательство в их работу. Получив сообщение о том, что на петроградских рынках группы анархистов «самочинно таксируют продукты, часто значительно ниже стоимости товара», Военно-революционный комитет принял необходимые меры по ликвидации подобных нарушений торговли. Сначала государственное регулирование и контроль за деятельностью частных торговцев осуществлялись органами Наркомата торговли и промышленности; на него возлагались нормирование прибылей частных торговцев, подготовка и проведение национализации торговли, управление государственными торговыми предприятиями, организация планомерного товарооборота. С весны 1918 г. функции контроля и регулирования торговли перешли к Наркомпроду и его местным органам.
Организация государственного контроля и регулирования частной; торговли встретила упорное сопротивление капиталистов. Буржуазия и всякого рода оппортунисты ратовали за свободу частной торговли и вольные цены. Враги советского строя пророчили провал политики контроля за частной торговлей; они заявляли, что нет таких сил, которые могли бы регулировать цены, что Советская власть не справится с задачей нормирования цен. Против советской политики торговли выступали и иностранные капиталисты. Буржуазные дипломатические миссии, находившиеся в Советской России, заявляли протест против рабочего контроля на торговых предприятиях, принадлежавших иностранным капиталистам. Советская власть, преодолевая сопротивление российской и иностранной буржуазии, последовательно проводила политику ограничения частной торговли.
Одновременно с этим Коммунистическая партия и Советское правительство налаживали обобществленную — государственную и кооперативную — торговлю в интересах удовлетворения потребностей населения в основных продуктах питания и предметах широкого потребления. Создание в торговле социалистического сектора означало зарождение новых форм торговли, по социальной сущности отличных от торговли при капитализме.
Советская власть должна была заново организовать в сфере обращения такой аппарат, который был в состоянии учесть имевшиеся ресурсы предметов потребления и обеспечить их планомерное распределение среди населения.
К моменту Октябрьской революции торговый аппарат был в значительной степени разрушен, большинство торговых предприятий не имело почти никаких товарных запасов, сама торговля в годы империалистической войны приняла в основном спекулятивный характер, поскольку товаров недоставало.
Необходимо было не только восстановить торговые предприятия, но и создать новые формы товарного обмена, которые соответствовали бы складывавшимся социалистическим производственным отношениям в условиях переходной экономики.
Вместе с созданием социалистического сектора в промышленности надо было образовать его и в сфере товарного обращения, в области внутренней торговли. Ведущей формой социалистического сектора в сфере обращения должна была стать государственная торговля. Для этого была проведена национализация крупных предприятий частной капиталистической торговли, главным образом оптовой, а также муниципализация розничных предприятий.
Декретом Совета Народных Комиссаров от 9 ноября 1917 г. «О расширении прав городских самоуправлений в продовольственном деле» городским самоуправлениям было предоставлено право брать под надзор торговые и торгово-промышленные предприятия, в том числе лавки, рестораны, трактиры и т.п.; использовались эти предприятия в качестве агентов городской продовольственной организации; создать сеть общественных столовых. Этот декрет положил начало организации государственной торговли и распределения продуктов через местные самоуправления577.
Национализация синдикатов послужила основой государственной организации крупного оптового сбыта важнейших товаров. Так, национализированные синдикаты «Продамет» и «Кровля» были преобразованы в государственные конторы, на которые была возложена реализация металлов по нарядам ВСНХ. С созданием этих контор все металлургические заводы России, как национализированные, так и частные, были обязаны производить продажу металла исключительно через эти государственные оптово-сбытовые конторы по планам распределения, утверждаемым Высшим советом народного хозяйства578. Аналогичные органы ВСНХ, осуществлявшие работу по распределению и сбыту промышленной продукции, были созданы и в других отраслях промышленности.
Помимо синдикатов на протяжении 1918 г. были национализированы и другие крупные капиталистические объединения и предприятия в области оптовой торговли средствами производства и предметами потребления. Для организации планомерного снабжения населения хлебом была проведена национализация зернохранилищ (декрет Совета Народных Комиссаров от 15 февраля 1918 г.)579.
В конце 1917 г. и первой половине 1918 г. была введена государственная монополия на ряд важнейших товаров (сельскохозяйственные машины, ткани, кожа и др.) и подтверждена государственная монополия на хлеб. Установленная Советской властью монополия на хлеб и другие товары принципиально отличалась от монополий, которые пытались проводить во время войны царское и Временное буржуазное правительства. Советская монополия на важнейшие товары означала полную передачу соответствующих товаров в распоряжение государства и была направлена на удовлетворение жизненных потребностей трудящихся города и деревни.
Чтобы действительно овладеть командными высотами в сфере обращения и использовать их в интересах трудящихся, необходимо было сформировать соответствующий государственный аппарат, который сумел бы обеспечить организацию товарного обмена в стране, наладить учет и распределение продуктов. Поэтому Советское государство провело большую работу по созданию соответствующих общегосударственных органов. Одним из таких органов явился Народный комиссариат по продовольствию, который занял важное место в системе хозяйственных органов. В конце декабря 1927 г. по решению Советского правительства была проведена реорганизация местных продовольственных комитетов. С целью демократизации руководства продовольственным делом было предложено всем Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов немедленно приступить к созданию продовольственных комиссий с привлечением в эти комиссии всех активных сил революционной демократии.
Опираясь на поддержку трудящихся, Советское государство решительно приступило к налаживанию продовольственной работы и организации снабжения населения. Помимо Наркомпрода важную роль в организации снабжения населения товарами, главным образом промышленного производства, стал играть Высший совет народного хозяйства. В системе ВСНХ был создан ряд производственно-торговых главков и центров (Центротекстиль, Центрочай, Главрезина, Главкожа, Главлес, Главнефть, Главсахар и др.). К числу функций, выполнявшихся органами ВСНХ, относились, в частности, регулирование цен и организация контроля за деятельностью торговых предприятий.
Вопросами торговли занимался также Народный комиссариат торговли и промышленности, созданный в ноябре 1917 г. на базе одноименного министерства. Наряду с некоторыми функциями организации производства он ведал внешней торговлей, регистрацией торговых предприятий, осуществлял контроль за их деятельностью, регулировал внутреннюю торговлю. На Народный комиссариат торговли и промышленности возлагалось нормирование прибылей частных торговцев, подготовка и проведение национализации торговли, руководство работой государственных торговых предприятий и т.п. Местными органами комиссариата были губернские отделы торговли и промышленности при Советах рабочих и крестьянских депутатов.
Согласно установленному порядку каждое частное торговое предприятие обязано было зарегистрироваться в местных органах Народного комиссариата торговли и промышленности. Постановлением этого комиссариата580 были запрещены продажа и покупка без специального разрешения, сдача в аренду, передача и перекупка торговых предприятий одним владельцем другому, а также открытие новых торговых предприятий.
Таким образом, в первые месяцы Советской власти однородные функции параллельно выполнялись несколькими общегосударственными органами. В их работе в центре и на местах отсутствовала необходимая согласованность, что мешало налаживанию планомерного снабжения населения товарами. Проверка выполнения планов распределения и торговли в то время не была еще поставлена надлежащим образом. Промышленные центры и главки слабо контролировали и недостаточно учитывали фактическое поступление по назначению предметов личного потребления. Эти недостатки в организации снабжения приводили к тому, что иногда даже при наличии товаров планы торговли и снабжения выполнялись плохо, важнейшие товары широкого потребления залеживались на складах.
Нужно было создать единый аппарат, который мог бы организовать оптовое снабжение магазинов и лавок товарами, выполняя функции прежних оптовых фирм, и обеспечить учет и контроль за продвижением товаров от производства до потребителя.
Для размежевания функций Наркомпрода и ВСНХ и объединения в одном органе руководства снабжением населения всеми предметами первой необходимости и продовольствия, а также для правильной организации распределения этих товаров декретом ВЦИК от 27 мая 1918 г.581 была проведена реорганизация Наркомпрода. За ВСНХ были сохранены в основном функции регулирования производства, а за Наркомпродом — функции снабжения и распределения582.
В соответствии с этим декретом все органы, осуществлявшие распределение предметов первой необходимости, должны были подчиняться указаниям Народного комиссариата продовольствия. Что касается предметов потребления, производство которых регулировалось ВСНХ, то здесь утверждение общего плана распределения возлагалось на Народного комиссара продовольствия по соглашению с представителями ВСНХ. Распределение предметов потребления среди населения было возложено на местные продовольственные организации при участии кооперации.
Реорганизация Наркомпрода и расширение его функций послужило подготовительной мерой к национализации торговли предметами первой необходимости.
Большое значение в организации государственного распределения предметов личного потребления и создании государственно-оптовой торговли имел декрет Совнаркома от 29 июня 1918 г.583 «О закупке и распределении тканей». Этим декретом было установлено, что весь наличный запас тканей и вся будущая выработка их приобретаются государством584. Для осуществления этого мероприятия при Центральном комитете текстильной промышленности ВСНХ (Центротекстиль) было создано закупочное бюро. Указанный декрет явился важным шагом к расширению государственной торговой монополии на предметы потребления.
Декретом Совета Народных Комиссаров от 23 июля 1918 г. была установлена монополия на ткани: все ткани, находившиеся на оптовых и фабричных складах, а также все вновь вырабатываемые ткани подлежали сдаче на склады Центротекстиля, который оплачивал через банк соответствующим предприятиям полную стоимость этих тканей. Частные лица, фирмы и организации могли приобретать ткани для продажи только на складах Центротекстиля585.
Введение государственной монополии на ткани было очень важным и необходимым мероприятием, так как в то время это был один из наиболее ценных товаров, широко используемый спекулянтами для обмена на хлеб.
Наряду с национализацией крупной оптовой торговли и введением государственной монополии на важнейшие товары была осуществлена частичная муниципализация розничной торговли. На основе упоминавшегося декрета «О расширении прав городских самоуправлений в продовольственном деле» в ряде городов уже в начале 1918 г. были муниципализированы и переданы в ведение местных продовольственных органов отдельные частные магазины. Так, в 1918 г. Московскому городскому продовольственному комитету было подчинено более 40 продовольственных магазинов и лавок, производивших отпуск населению продуктов по карточкам. В Петрограде функционировало свыше 400 муниципальных лавок, обслуживавших примерно 40% жителей города.
Однако, не обладая достаточно слаженным аппаратом и необходимой материальной базой, опытом работы, государственная торговля не могла полностью обеспечить снабжение населения товарами. Государство нуждалось в таком торговом аппарате, который, налаживая государственную торговлю по-новому, мог бы осуществлять функции планомерного снабжения населения товарами. Этим аппаратом стала потребительская кооперация, созданная еще в дореволюционной России и насчитывавшая к концу 1917 г. 35 тыс. обществ с 11,5 млн. членов-пайщиков.
В. И. Ленин неоднократно подчеркивал необходимость бережного отношения к кооперации и ее широкого использования для снабжения населения товарами. «И раз мы имеем аппарат, который обладает таким опытом и который, главное, основан на самодеятельности масс, мы должны его направить к осуществлению этих задач»586.
В. И. Ленин, Коммунистическая партия неоднократно указывали на большое значение потребительской кооперации в деле организации торговли и снабжении населения товарами. «Кооперация — огромнейшее культурное наследство, которым нужно дорожить и пользоваться»587. В. И. Ленин подчеркивал важность полного использования хорошо налаженного хозяйственного аппарата кооперации для выполнения одной из основных задач пролетариата — правильной организации снабжения и распределения продуктов.
Овладение хозяйственным аппаратом кооперации происходило в борьбе с его буржуазно-меньшевистским и эсеровским руководством. В руководящих органах кооперации было много непролетарских элементов, способных переметнуться на сторону буржуазии; против этих людей необходимо было вести борьбу, но вместе с тем, как указывал В. И. Ленин, следовало сохранить аппарат кооперации — «аппарат распределения между миллионами, без которого и строить социализм сколько-нибудь успешно нельзя»588.
Правильной организации торговли и распределения мешали подрывная деятельность буржуазных кооператоров и местнические тенденции отдельных ведомств и районов. Так, местные власти Ржевского уезда Смоленской губернии запретили вывозить из своего уезда лен, на законных основаниях заготовленный и направляемый на советскую фабрику в соседний Вельский уезд. Борисоглебский исполком пытался самостоятельно распределять сахар с государственного завода, находившегося в пределах уезда, не считаясь с нарядами Главсахара589.
Стремясь привлечь кооперацию к осуществлению практических мероприятий по организации снабжения населения и дальнейшему строительству социализма, Советская власть пошла на соглашение с кооператорами. В результате переговоров, прежде всего с рабочей кооперацией, которая поддерживала мероприятия Советской власти, а затем и с представителями общегражданской кооперации, было достигнуто компромиссное соглашение об основных принципах работы потребительской кооперации. Это соглашение было положено в основу декрета СНК от 10 апреля 1918 г. «О потребительских кооперативных организациях»590.
По этому декрету на потребительские кооперативы в каждом районе их деятельности возлагалось обслуживание всего населения: как членов, так и не членов кооперативов. Формально сохраняя платные взносы членов потребительских обществ, декрет по существу давал возможность широким массам трудящихся вступать в кооперативы.
Этим же декретом устанавливалось, что в каждой местности может действовать не более двух потребительских кооперативов — общегражданский и рабочий — вместо единого кооператива, намечавшегося первоначальным проектом. Кооперативы обязаны были осуществлять снабжение населения продуктами по нормам, устанавливаемым соответствующими органами Советской власти. Работа кооперативов должна была проводиться под руководством и контролем государственных органов снабжения.
Декрет Совета Народных Комиссаров от 10 апреля 1918 г. сыграл большую роль в дальнейшем развитии потребительской кооперации в стране. Он способствовал привлечению на сторону Советской власти прогрессивной части кооператоров, поставил кооперацию на службу социалистическому строительству. Вовлекая в свои ряды широкие массы трудящихся и снабжая продуктами все население, кооперация тем самым включалась в осуществление важнейшей задачи, которую выдвигал В. И. Ленин, — в организацию учета и контроля над распределением продуктов в стране. Успехи в работе местных Советов Ленин ставил в прямую зависимость от степени охвата населения кооперацией591.
По мере укрепления кооперации и развития ее техническо-хозяйственного аппарата кооперативные организации привлекались государством к закупке, заготовке, переработке и производству продуктов по поручению и под контролем соответствующих советских органов.
Развитие кооперации и перестройка ее работы на советских началах тормозились саботажем и иными враждебными махинациями эсеро-меньшевистских и буржуазных дельцов, работавших в кооперативном аппарате. Понадобилась большая и длительная работа Коммунистической партии в деле завоевания кооперации и использования ее в интересах строительства социализма. К концу 1918 г. уже насчитывалось 47 тыс. потребительских кооперативов с 17 млн. пайщиков.
Наряду с развитием кооперации и использованием кооперативного аппарата Коммунистическая партия и Советское государство продолжали создавать государственный торговый аппарат и налаживали государственную торговлю. Организация торговли и снабжения в первый год социалистической революции, до введения политики «военного коммунизма», может быть проиллюстрирована на примере Петрограда. Весной 1918 г. здесь был создан единый аппарат распределения и торговли, включавший кооперацию, аппарат продовольственной управы, бюро районного товарообмена, бюро по распределению предметов первой необходимости, отдел внешней торговли (как представительство Комиссариата торговли и промышленности, ведавшего внешней торговлей). Общий распределительный аппарат, возглавляемый комиссаром по продовольствию, контролировал всю торговлю, кредитование торговых предприятий, установление цен на товары.
Одной из важных и трудных задач Советского государства на хозяйственном фронте являлась тогда борьба со спекуляцией. Пользуясь слабостью советского аппарата торговли и снабжения, недостатками организации учета продукции, содействием буржуазных элементов, пробравшихся в отдельные звенья советского хозяйственного аппарата, спекулянты кое-где захватывали значительную часть товаров широкого потребления. Советская власть организовала решительную борьбу со спекуляцией. Декрет от 22 июля 1918 г. установил суровое наказание (тюремное заключение на длительный срок и т.д., с конфискацией имущества) по отношению к виновным «в сбыте, скупке или хранении, с целью сбыта, в виде промысла» монополизированных или нормированных государством предметов широкого потребления, а также по отношению к виновным в нарушении твердых цен; строгие меры наказания применялись также за выдачу спекулянтам нарядов на товары, разрешения на их перевозку и т.д. Советская власть проводила и другие меры по налаживанию правильного товарооборота, регулированию торговли и борьбе со спекуляцией. «Мы, — говорил Ленин в июле 1918 г., — сотни раз в Совете Народных Комиссаров разбирали вопрос: через кого покупать мануфактуру, как проводить контроль, как помочь скорейшему ее распространению? И мы знаем, что из недели в неделю с успехом разрабатывали меры борьбы со спекуляцией, меры ловли спекулянтов, и что рабочие в этом деле с каждым месяцем становятся все тверже, и этого нашего успеха ни один человек отрицать не может»592.
Советское государство овладевало командными высотами в области внутреннего товарооборота постепенно. Правильная организация торговли, быстрейшее овладение товарообменом — «есть вопрос жизни и смерти для Советской Республики»593, — указывалось в одном из постановлений Совнаркома в начале августа 1918 г.
Советская власть последовательно проводила в жизнь государственную монополию на предметы первой необходимости. Вся продукция широкого потребления, вырабатываемая государственной промышленностью, передавалась отраслевыми главками и центрами ВСНХ в обязательном плановом порядке Народному комиссариату продовольствия. Остальные товары заготовлялись продовольственными органами. Заготовка продуктов, производство и торговля которыми не было государственной монополией, осуществлялась специальными закупочно-регулирующими центрами с привлечением кооперативов.
Постепенно внедрялось и усиливалось плановое начало в распределении и использовании продукции, необходимой для удовлетворения потребностей трудящихся. Наркомпрод представлял правительству периодические доклады о том, какое количество продукции фактически поступило от каждого главка и центра ВСНХ. На руководителей хозяйственных главков и центров была возложена ответственность за скорейшую реализацию готовой продукции, т.е. доставку ее по назначению потребителям. Советское правительство требовало аккуратного выполнения планов и нарядов Наркомпрода по снабжению населения предметами первой необходимости.
Коммунистическая партия и Советское правительство разрабатывали и последовательно проводили также советскую политику цен: устанавливались твердые цены на все продукты и предметы первой необходимости. В основу ценообразования были положены издержки производства товара, без чего невозможно было поддерживать работу промышленности. Принимались в расчет условия производства данного товара, себестоимость, запасы и количество продукции, которые возможно пустить в товарооборот. Решительно пресекались тенденции отдельных хозяйственных главков повышать цены на промышленные товары.
Для налаживания хозяйственных связей между отдельными районами страны была предпринята попытка оживить ярмарочную торговлю. Предполагалось использовать Нижегородскую ярмарку для товарного обмена между сельскохозяйственными районами (приволжскими и прикамскими), с одной стороны, и промышленными районами Северо-Запада и Центра Республики — с другой. Организация нижегородской ярмарки была поручена особой комиссии из представителей различных ведомств под общим руководством ВСНХ и Народного комиссариата торговли и промышленности594. Ярмарочные операции были открыты 28 июля 1918 г. Крупным участником этой ярмарки явился Центросоюз, который реализовал на ней (главным образом кооперативным организациям) на 100 млн. руб. тканей, 150 тыс. пар валенок, 450 тыс. пар кожаных рукавиц, 12 млн. деревянных ложек, 12 вагонов писчей бумаги, 40 тыс. пуд. варенья и другие товары595. Частная оптовая и розничная торговля там почти отсутствовала. В целом из-за общего экономического положения страны ярмарочные операции не получили широкого развития.
Советская торговля при всех недостатках, обусловленных хозяйственной разрухой, и несмотря на трудности организации нового дела, уже в первый год революции показала свои преимущества перед капиталистической торговлей. «Мы берем на учет, национализируем решительно все. И это дает нам возможность регулировать распределение продуктов промышленности, — говорил Ленин на V Всероссийском съезде Советов. — …Мы установим правильные ставки на товары, установим монополию на хлеб, на мануфактуру, на все продукты, и тогда народ скажет: да, распределение труда, распределение хлеба и продуктов, которые нам дает социализм, лучше, чем было прежде, и это народ начинает говорить»596.