2. Начало электрификации страны
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75
Единственной материальной основой социализма, учит марксизм-ленинизм, может быть лишь крупная машинная промышленность. Поэтому создание собственной индустрии является предметом неустанной заботы Коммунистической партии и Советской власти. Ленинский план создания основ социалистической экономики, разработанный весной 1918 г., учитывал, что исходной базой индустриального развития Республики Советов, началом планомерного использования огромных природных богатств и трудовых ресурсов России должна служить широкая сеть крупных и мелких электростанций преимущественно на местных энергоресурсах — водной энергии и местном топливе. Вместе с тем электрификация страны являлась кратчайшим и надежным путем преодоления хозяйственной разрухи, борьбы с топливным голодом. Большое количество гидроэнергии, огромные залежи торфа, разных сортов угля, нефти, необозримые лесные пространства — все это открывало широкие возможности получения дешевой электрической энергии. В связи с разрухой транспорта и захватом интервентами многих районов, добывающих топливо, вопрос этот приобрел особое значение и актуальность.
В. И. Ленин в апреле 1918 г. поставил перед научно-техническими силами республики, в первую очередь перед Академией наук, задачу «возможно более быстрого составления плана реорганизации промышленности и экономического подъема России». Для разработки плана Ленин предложил образовать ряд комиссий из специалистов в области науки и техники, определив основные задачи первого советского плана хозяйственного развития и подъема страны на основе социализма417.
Ленинские указания имеют выдающееся научное и практическое значение. В них подчеркивается необходимость: 1) обеспечить прежде всего экономическую самостоятельность и независимость страны, строящей социалистическое общество в капиталистическом окружении; 2) добиваться нового, рационального размещения производительных сил, планомерного и комплексного использования природных богатств всех районов страны с учетом экономии народного труда, в частности всемерного развития и использования местных топливных баз и энергетических ресурсов (водная сила, ветряные двигатели, торф, местные залежи угля для получения наиболее дешевой электрической энергии); 3) технической основой хозяйственного подъема России, фундаментом социалистической экономики должна явиться современная крупная машинная индустрия, электрификация всей страны.
На основе указаний Ленина и под его руководством партия и правительство приступили к составлению первого плана великих работ — плана электрификации страны. Подготовка материалов по электрификации народного хозяйства была начата в первые месяцы революции418. Уже в начале 1918 г. при Северном совете народного хозяйства в Петрограде был образован комитет по электрификации с участием видных работников науки и техники. Разработкой вопросов электрификации Петрограда и области занимались многие научно-технические организации и учреждения при активном участии видных ученых и специалистов. В Москве был создан комитет по электрификации Центрально-Промышленного района. Затем в 1918 г. был образован комитет для разработки плана электрификации Донбасса. «В состав трех указанных комитетов вошли лучшие научные и технические силы, которыми располагает Россия», — отмечалось в апрельском (1918 г.) бюллетене ВСНХ. Вскоре были созданы комитеты по электрификации Урала и некоторых других районов. Большевики Урала еще в декабре 1917 г. на конференции фабрично-заводских комитетов поставили задачу — «разработать план развития электротехнической индустрии с целью использования силы текучих вод»419.
В это время начинаются проектные и подготовительные работы по электрификации Северного Кавказа. В первую очередь предполагалось использовать электроэнергию для разработки горных богатств, для электрификации железных дорог, а также для развития сельского хозяйства и промышленной переработки сельскохозяйственных продуктов. В октябре 1918 г. государством были отпущены значительные средства на производство изысканий в Дагестане, Терской и Кубанской областях, на сооружение временных электростанций, на приобретение необходимого машинного оборудования для начала строительства.
Партийные и советские организации Туркестана разрабатывали программу строительства гидроэлектростанций в хлопковых районах, прежде всего в Ферганской области, для увеличения площади орошаемых земель, расширения производства и переработки хлопка, для развития других отраслей промышленности Туркестана.
В комитетах по электрификации велись работы по проектированию гидроэлектростанций, торфяных станций и электростанций на подмосковном угле, а также электростанций в других районах на местном топливе. В 1918 г. проводились исследования и проектные работы по подготовке строительства Днепровской гидроэлектростанции. Самарский совет народного хозяйства занимался изучением вопроса об использовании гидравлической силы Волги у Самарской Луки.
Образованный в 1918 г. Центральный электротехнический совет (ЦЭС), куда вошли крупнейшие ученые и специалисты-электротехники России, начал большие исследовательские работы в области электрификации страны. Для объединения всей работы по составлению плана электрификации России в ЦЭС было создано Бюро по разработке общего плана электрификации народного хозяйства.
Так, уже в первые месяцы после Октября были начаты работы по составлению плана электрификации России, завершением которых в 1920 г. был план ГОЭЛРО.
Программные ленинские замечания о социалистической индустриализации страны получали конкретизацию в планах создания новых промышленных очагов. В первую очередь намечалось строительство индустриальной базы в восточных районах страны на основе ресурсов Урала и Кузнецкого бассейна. Это нашло подтверждение в Постановлении Центрального Комитета Коммунистической партии от 6 мая 1918 г.420 Разъясняя директивы партии, М. И. Калинин говорил на I Всероссийском съезде советов народного хозяйства о необходимости создания новой промышленной базы на Урале и в Сибири: «Вот, где мы должны заложить основы своего будущего могущества»421. Всероссийский съезд советов народного хозяйства в своих решениях подчеркнул необходимость практического осуществления поставленной партией и правительством задачи перемещения главных центров нашей промышленности в районы Урала и Сибири, усиленного развития производительных сил в этих областях, прежде всего создания на Востоке прочной металлургической базы.
Вопрос о необходимости усиления и расширения промышленности советского Урала, особенно угольной и металлургической промышленности, был поставлен уральскими большевиками на конференции фабзавкомов в декабре 1917 г. Перед машиностроительными заводами Урала конференция выдвинула задачу снабжения оборудованием добывающей промышленности, помощь железнодорожному транспорту — ремонт подвижного состава, ремонт и изготовление запасных частей и т.д. Уральские металлурги и машиностроители говорили о возможности развернуть здесь выпуск проката разных сортов, производство паровых двигателей, двигателей внутреннего сгорания, сельскохозяйственных машин и инвентаря, а также оборудования для электростанций422.
Весной 1918 г. начинается разработка программы развития Урало-Кузнецкого района на основе комплексного использования природных богатств Урала и Кузнецкого бассейна в Сибири. В марте 1918 г. в системе ВСНХ был создан Уральский горнозаводской комитет «в целях подготовки к скорейшему переходу Уральской горной области и смежного с ней Кузнецкого бассейна, как единой хозяйственной единицы, к интенсивной и планомерной деятельности»423. В апреле 1918 г. ВСНХ объявил конкурс на разработку проекта создания единой хозяйственной организации, охватывающей область горнометаллургической промышленности Урала и Кузнецкого каменноугольного бассейна424.
Осуществление этой программы было сорвано начавшейся вскоре иностранной интервенцией. Вопрос об Урало-Кузбассе снова был поставлен и в новых масштабах разрешен Коммунистической партией в годы первых пятилеток. Мощная угольно-металлургическая база на Востоке, созданная героическим трудом советского народа в 30-е годы, превосходит во всех отношениях проекты и скромные начинания первого года социалистической революции.
В 1918 г. по призыву Советской власти высший научный центр республики — Российская Академия наук развертывает изучение и обследование естественных производительных сил страны. Советское правительство отпустило на это необходимые средства и поставило перед учеными в качестве особенно важной и неотложной задачи — систематическое разрешение проблем правильного распределения в стране промышленности и наиболее рациональное использование ее хозяйственных сил425. В 1918 г. была намечена и проводилась обширная по тому времени программа геологоразведочных работ во всех районах страны.
Все эти мероприятия Советского государства были направлены на экономический подъем всех районов страны.
В этих же целях в 1918 г. был составлен обширный план железнодорожного строительства, рассчитанный на два пятилетия. В ближайшее пятилетие было намечено к постройке в первую очередь 29 линий по Европейской России с общим протяжением в 20 242 версты и 12 линий по другим районам с протяжением 9360 верст. Кроме того, в план первой очереди была включена постройка железнодорожных веток протяжением до 3 тыс. верст. Общее протяжение новой железнодорожной сети первой очереди составляло 29 602 версты426.
В числе крупнейших строительных работ, намечаемых в 1918 г., было начало сооружения Волго-Донского канала. «Постройку канала, — писала «Правда» 9 июля 1918 г., — предполагается осуществить в продолжение 5—5½ лет, из которых 1½ года уйдут на подготовительные работы по заготовке строительных материалов, оборудованию работ техническим инвентарем, флотом и собственной железной дорогой».
В течение пяти лет (1918—1922 гг.) намечалось осуществить шлюзование рек Туры, Томи и Тобола, а также сооружение гаваней на Волге — у Рыбинска и Нижнего Новгорода. Намечалось также углубление Волги и улучшение Покровской гавани у Саратова. Общая сумма расходов, потребных на все эти сооружения, исчислялась в 478 млн. руб., из них на 1918 г. требовалось 57,3 млн. руб. Как сообщалось в «Правде», на приступ к работе по первоочередным стройкам правительством было отпущено 14 млн. руб.427
Советское государство наметило большую программу жилищного строительства и благоустройства городов и поселков. В 1918 г. были запроектированы и начаты работы по оборудованию водопроводов и канализации в 30 губернских городах, 250 средних и малых городах, 300 поселках. Правительство отпустило средства на строительство жилых домов для рабочих ряда крупных заводов и т.д.
Большой размах строительных работ, намечаемых и развертываемых Советским государством, нашел отражение в государственных бюджетах Советской России на первое и второе полугодия 1918 г. Примерно ½ всех ресурсов по этим бюджетам направлялась на нужды народного хозяйства; 1/3 всех расходов «падала на промышленность и транспорт. Если в первом полугодии на организацию советской промышленности и транспорта по бюджету отпускалось 6 млрд. руб., то во втором полугодии на эти цели было выделено государством до 8 млрд. руб. Советское государство оказывало огромную помощь национализированной промышленности, отпуская большие средства для сохранения и поддержания деятельности фабрик и заводов в самый трудный период социалистической революции.
Все это показывает, как конкретизировался и начал практически осуществляться ленинский план строительства основ социалистической экономики. Строительные работы постепенно развертывались во всех концах страны. Коммунистическая партия и советский народ уже в первый год социалистической революции начали создавать новую промышленность.
Ленинский план строительства основ социалистической экономики предусматривал всемерное внедрение в народное хозяйство достижений современной техники и передовой науки. Советское, государство уже в первый год революции начинает создавать научно-исследовательские институты, лаборатории, опытные станции, и т.д. В январе 1918 г. в системе ВСНХ был создан Технический комитет с участием видных деятелей науки и техники, в задачи которого входили: учет и распределение оборудования, сырья и материалов, рабочей силы и специалистов между различными отраслями промышленности, выработка плана увеличения производительности труда различных отраслей хозяйства, учет и внедрение в народное хозяйство изобретений и усовершенствований, организация новых отраслей производства и т.д.
Для сближения науки и техники с практикой производства, распределения между научными и техническими учреждениями специальных заданий Советского государства был образован Научно-технический отдел при ВСНХ. Декретом Совнаркома от 16 августа 1918 г. перед ним были поставлены задачи: осуществление в опытно-заводском масштабе новых производств, подготовленных предварительно лабораторными исследованиями; организация новых научно-технических учреждений, лабораторий и опытных станций на предприятиях и в районах для научного обслуживания и усовершенствования производства; проверка новых изобретений; разработка мероприятий по использованию достижений советской и зарубежной науки и техники; научно-техническая экспертиза по хозяйственным вопросам428.
Социалистическая революция открыла неограниченный простор для развития науки и техники и применения их достижений в народном хозяйстве в интересах неуклонного подъема благосостояния и культурного уровня жизни трудящихся.
Электрификация России становится практической задачей экономической политики Коммунистической партии и Советского Государства. Уже в начале 1918 г. начинаются работы по электрификации Петроградского и Московского районов.
В январе 1918 г. правительство дало задание специалистам-электротехникам подготовить смету строительства Волховской гидроэлектростанции. Проектные работы этой гидроэлектростанции были выполнены русскими электротехниками еще до революции, но царское правительство оказалось неспособным их осуществить. Электрические компании, которым угрожала конкуренция дешевой волховской энергии, скупили земли на берегу Волхова; проект сооружения Волховской гидростанции был похоронен.
Советское государство сразу приступило к решению проблемы Волховстроя. По указанию В. И. Ленина автор проекта Волховской гидростанции Г. О. Графтио в срочном порядке разработал смету. После завоевания мирной передышки, 22 марта 1918 г. в ВСНХ при участии Ленина состоялось специальное совещание, на котором была рассмотрена смета на подготовительные работы Волховстроя. Через месяц, 22 апреля, Совнарком обсудил вопрос о строительстве ряда гидроэлектростанций на Волхове, Свири и Иматре. В записях, сделанных на заседании правительства, Ленин подсчитывал возможное использование электроэнергии для электрификации промышленности Петрограда. Ленин записал «Волхов строить» и наметил примерный срок: «2—3 строительных сезона»429. Построить Волховскую гидростанцию в кратчайший срок — такова была директива правительства.
Вскоре Совнарком запросил Главвод — производятся ли необходимые изыскания на Волхове, а от автора проекта Волховстроя и ВСНХ затребовал подробные сведения о состоянии этих работ. Волховская электростанция должна была иметь мощность около 40 тыс. л. с. Имелось в виду в дальнейшем эту гидроэлектростанцию расширить.
В начале июля 1918 г. Совнарком утвердил общую программу заготовки оборудования и материалов для Волховстроя. Было намечено строительство временных жилых зданий для рабочих и специалистов; были предварительно размещены заказы на электрооборудование. На все эти работы были ассигнованы необходимые средства. Управлению Волховстроя передавались из военно-морского ведомства и других организаций машины и инвентарь, необходимые для развертывания строительства. Намечалось послать за границу комиссию по размещению там заказов на оборудование для Волховстроя cверх того, что можно было тогда произвести в России.
Строительство Волховской гидростанции начиналось в трудной обстановке — не хватало людей, оборудования, денег. Но строители были уверены в успехе, так как даже в самые тяжелые месяцы для Республики Советов, когда неподалеку от Волховстроя шли бои с интервентами и белогвардейцами, Советское правительство проявляло непрестанные заботы о Волховстрое. Когда снабжение Волховстроя необходимыми материалами особенно ухудшалось и нависала угроза срыва строительства, строители обращались в Совнарком, к Ленину за помощью и поддержкой. Волховстрой получал все необходимое. Так постепенно разворачивалось огромное по тем временам строительство.
Тогда же были начаты работы по электрификации Московского промышленного района. Вопрос об электрификации и электроснабжении этого района рассматривался в Совете Народных Комиссаров в апреле 1918 г. Нужно было прежде всего достроить и увеличить мощность подмосковной станции «Электропередача». Было решено срочно перебросить из Петрограда четыре новых котла, изготовленных Петроградским металлическим заводом по заказу военно-морского ведомства, и две паровые турбины со всеми необходимыми механизмами, привезенные ранее из-за границы.
Вскоре правительство приняло решение о строительстве под Москвой крупной районной Шатурской электростанции на торфе. Управление Электростроя ВСНХ представило в Совет Народных Комиссаров материалы о необходимости «теперь же приступить к работам по сооружению одной торфяной и одной угольной районной электрической станции в Подмосковном районе». Постройка Шатурской электростанции, указывалось в докладе, создает самые благоприятные условия для рационального хозяйственно-технического использования громадных торфяных богатств. Мощность станции намечалась в 40 тыс. квт, с постепенным вводом в четыре срока. Электроэнергия должна была направляться по высоковольтным линиям передач в Москву, а также в район Орехово-Зуева, в Егорьевск и Коломну. Исходя из подсчитанного запаса торфа, пригодного для сжигания, станция при максимальной нагрузке могла быть обеспечена топливом на целое столетие. Торфяная электростанция могла заменять ежегодно 10 млн. пуд. нефти, или около 150 тыс. м³ дров.
Наряду с проектными работами в 1918 г. проводились подготовительные работы на Шатурском торфяном болоте, где осенью 1918 г. работало свыше 3 тыс. человек. Была выбрана площадка для электростанции, подготовлялась временная электростанция для нужд строительства. Строительство Шатурской районной электростанции было признано «срочной работой государственной важности». В декабре 1918 г. правительство отпустило значительные средства на заготовку строительных материалов и на первоначальные работы.
В том же году было начато проектирование Каширской электростанции, которая должна была работать на подмосковном угле, и проводились изыскания на месте. Начались также работы по проектированию Иваново-Вознесенской и Нижегородской районных электростанций на торфе.
В числе первоочередных районных электростанций на Урале намечалось строительство Кизеловской станции для электрификации угольного бассейна. Подготовительные работы по сооружению этой станции были начаты местными организациями летом 1918 г. Котлы и турбогенераторы для станции предполагалось получить за счет эвакуации оборудования электростанций из районов, которым угрожало вражеское нашествие.
Работы по электрификации намечались и практически развертывались — в меру возможностей — и в других районах страны.
Для организации и регулирования местной электрификации Электрострой ВСНХ начал разработку типовых проектов и смет для небольших электростанций. Центральный электротехнический совет объявил конкурс на выработку лучших проектов мелких электростанций.
В первый год после победы социалистической революции во многих районах республики были построены и пущены в ход десятки мелких электростанций. Как сообщалось в «Правде» 31 октября 1918 г., Нижегородский совет народного хозяйства разрабатывал план электрификации районов кустарной промышленности на основе использования торфяных залежей. Соответственные работы велись в Богородском и Павловском районах; в октябре 1918 г. приступили к оборудованию небольшой электростанции в Павлове.
Наряду с электростанциями в 1918 г. было начато строительство ряда предприятий промышленности — паровозоремонтных заводов, завода сельскохозяйственных машин и т.д. Началась достройка автозавода «АМО» в Москве, резинового завода «Проводник» и т.д. Большое внимание государство уделяло транспорту.
Комитетом государственных сооружений при ВСНХ была намечена в 1918 г. обширная строительная программа430. Строительные работы намечались и начинались во всех концах Советской страны.
Для развития промышленности Урала государство дважды отпускало в 1918 г. значительные средства (в июне и в декабре). В Сибири проектировалось строительство ряда крупных предприятий металлургии, машиностроения, химической, текстильной, кожевенной, сахарной, рыбной промышленности. Для хозяйственного подъема Сибири выделялись значительные средства, оказывалась и другая помощь, в частности снабжение уральским металлом и машинами. В июне 1918 г. государство ассигновало для этой цели соответствующие средства.
В Поволжье и в Прикамском районе велись изыскания и развертывалась опытная добыча фосфоритов.
Первые строительные работы Советского государства протекали в чрезвычайно трудной обстановке. Преодолевая эти трудности, рабочий класс в первый год после победы социалистической революции начал строить новую промышленность. Были опровергнуты пораженческие пророчества капиталистов и меньшевиков о том, что национализированная промышленность «обречена на более или менее скорую гибель», что Советская власть не справится с управлением крупных фабрик и заводов, так как не хватит опытных технических и коммерческих сил. Напротив, становилось все более очевидным великое значение национализации для судеб страны, для победы социализма. Советская власть справилась с трудным делом организации промышленности, рабочие начали «строить заводы по пролетарскому принципу народного хозяйства»431… — отмечал Ленин в октябре 1918 г.
Это было одним из главных итогов первого года пролетарской диктатуры. Подготавливая доклад о деятельности Советского правительства за этот год, Ленин указывал на важность показа «конкретно, фактами, как именно сделала Советская власть определенные шаги (первые) к социализму»432. Он особенно подчеркивал при этом «не синдикалистский, а именно коммунистический (марксистский) характер постройки (т. е. нового социального уклада, строя)»433 в промышленности.
Советская промышленность, созданная в результате национализации крупных фабрик и заводов, стала основой социалистического преобразования всего народного хозяйства, основой хозяйственного и культурного прогресса страны, ее обороноспособности, подъема в дальнейшем благосостояния советского народа.
Единственной материальной основой социализма, учит марксизм-ленинизм, может быть лишь крупная машинная промышленность. Поэтому создание собственной индустрии является предметом неустанной заботы Коммунистической партии и Советской власти. Ленинский план создания основ социалистической экономики, разработанный весной 1918 г., учитывал, что исходной базой индустриального развития Республики Советов, началом планомерного использования огромных природных богатств и трудовых ресурсов России должна служить широкая сеть крупных и мелких электростанций преимущественно на местных энергоресурсах — водной энергии и местном топливе. Вместе с тем электрификация страны являлась кратчайшим и надежным путем преодоления хозяйственной разрухи, борьбы с топливным голодом. Большое количество гидроэнергии, огромные залежи торфа, разных сортов угля, нефти, необозримые лесные пространства — все это открывало широкие возможности получения дешевой электрической энергии. В связи с разрухой транспорта и захватом интервентами многих районов, добывающих топливо, вопрос этот приобрел особое значение и актуальность.
В. И. Ленин в апреле 1918 г. поставил перед научно-техническими силами республики, в первую очередь перед Академией наук, задачу «возможно более быстрого составления плана реорганизации промышленности и экономического подъема России». Для разработки плана Ленин предложил образовать ряд комиссий из специалистов в области науки и техники, определив основные задачи первого советского плана хозяйственного развития и подъема страны на основе социализма417.
Ленинские указания имеют выдающееся научное и практическое значение. В них подчеркивается необходимость: 1) обеспечить прежде всего экономическую самостоятельность и независимость страны, строящей социалистическое общество в капиталистическом окружении; 2) добиваться нового, рационального размещения производительных сил, планомерного и комплексного использования природных богатств всех районов страны с учетом экономии народного труда, в частности всемерного развития и использования местных топливных баз и энергетических ресурсов (водная сила, ветряные двигатели, торф, местные залежи угля для получения наиболее дешевой электрической энергии); 3) технической основой хозяйственного подъема России, фундаментом социалистической экономики должна явиться современная крупная машинная индустрия, электрификация всей страны.
На основе указаний Ленина и под его руководством партия и правительство приступили к составлению первого плана великих работ — плана электрификации страны. Подготовка материалов по электрификации народного хозяйства была начата в первые месяцы революции418. Уже в начале 1918 г. при Северном совете народного хозяйства в Петрограде был образован комитет по электрификации с участием видных работников науки и техники. Разработкой вопросов электрификации Петрограда и области занимались многие научно-технические организации и учреждения при активном участии видных ученых и специалистов. В Москве был создан комитет по электрификации Центрально-Промышленного района. Затем в 1918 г. был образован комитет для разработки плана электрификации Донбасса. «В состав трех указанных комитетов вошли лучшие научные и технические силы, которыми располагает Россия», — отмечалось в апрельском (1918 г.) бюллетене ВСНХ. Вскоре были созданы комитеты по электрификации Урала и некоторых других районов. Большевики Урала еще в декабре 1917 г. на конференции фабрично-заводских комитетов поставили задачу — «разработать план развития электротехнической индустрии с целью использования силы текучих вод»419.
В это время начинаются проектные и подготовительные работы по электрификации Северного Кавказа. В первую очередь предполагалось использовать электроэнергию для разработки горных богатств, для электрификации железных дорог, а также для развития сельского хозяйства и промышленной переработки сельскохозяйственных продуктов. В октябре 1918 г. государством были отпущены значительные средства на производство изысканий в Дагестане, Терской и Кубанской областях, на сооружение временных электростанций, на приобретение необходимого машинного оборудования для начала строительства.
Партийные и советские организации Туркестана разрабатывали программу строительства гидроэлектростанций в хлопковых районах, прежде всего в Ферганской области, для увеличения площади орошаемых земель, расширения производства и переработки хлопка, для развития других отраслей промышленности Туркестана.
В комитетах по электрификации велись работы по проектированию гидроэлектростанций, торфяных станций и электростанций на подмосковном угле, а также электростанций в других районах на местном топливе. В 1918 г. проводились исследования и проектные работы по подготовке строительства Днепровской гидроэлектростанции. Самарский совет народного хозяйства занимался изучением вопроса об использовании гидравлической силы Волги у Самарской Луки.
Образованный в 1918 г. Центральный электротехнический совет (ЦЭС), куда вошли крупнейшие ученые и специалисты-электротехники России, начал большие исследовательские работы в области электрификации страны. Для объединения всей работы по составлению плана электрификации России в ЦЭС было создано Бюро по разработке общего плана электрификации народного хозяйства.
Так, уже в первые месяцы после Октября были начаты работы по составлению плана электрификации России, завершением которых в 1920 г. был план ГОЭЛРО.
Программные ленинские замечания о социалистической индустриализации страны получали конкретизацию в планах создания новых промышленных очагов. В первую очередь намечалось строительство индустриальной базы в восточных районах страны на основе ресурсов Урала и Кузнецкого бассейна. Это нашло подтверждение в Постановлении Центрального Комитета Коммунистической партии от 6 мая 1918 г.420 Разъясняя директивы партии, М. И. Калинин говорил на I Всероссийском съезде советов народного хозяйства о необходимости создания новой промышленной базы на Урале и в Сибири: «Вот, где мы должны заложить основы своего будущего могущества»421. Всероссийский съезд советов народного хозяйства в своих решениях подчеркнул необходимость практического осуществления поставленной партией и правительством задачи перемещения главных центров нашей промышленности в районы Урала и Сибири, усиленного развития производительных сил в этих областях, прежде всего создания на Востоке прочной металлургической базы.
Вопрос о необходимости усиления и расширения промышленности советского Урала, особенно угольной и металлургической промышленности, был поставлен уральскими большевиками на конференции фабзавкомов в декабре 1917 г. Перед машиностроительными заводами Урала конференция выдвинула задачу снабжения оборудованием добывающей промышленности, помощь железнодорожному транспорту — ремонт подвижного состава, ремонт и изготовление запасных частей и т.д. Уральские металлурги и машиностроители говорили о возможности развернуть здесь выпуск проката разных сортов, производство паровых двигателей, двигателей внутреннего сгорания, сельскохозяйственных машин и инвентаря, а также оборудования для электростанций422.
Весной 1918 г. начинается разработка программы развития Урало-Кузнецкого района на основе комплексного использования природных богатств Урала и Кузнецкого бассейна в Сибири. В марте 1918 г. в системе ВСНХ был создан Уральский горнозаводской комитет «в целях подготовки к скорейшему переходу Уральской горной области и смежного с ней Кузнецкого бассейна, как единой хозяйственной единицы, к интенсивной и планомерной деятельности»423. В апреле 1918 г. ВСНХ объявил конкурс на разработку проекта создания единой хозяйственной организации, охватывающей область горнометаллургической промышленности Урала и Кузнецкого каменноугольного бассейна424.
Осуществление этой программы было сорвано начавшейся вскоре иностранной интервенцией. Вопрос об Урало-Кузбассе снова был поставлен и в новых масштабах разрешен Коммунистической партией в годы первых пятилеток. Мощная угольно-металлургическая база на Востоке, созданная героическим трудом советского народа в 30-е годы, превосходит во всех отношениях проекты и скромные начинания первого года социалистической революции.
В 1918 г. по призыву Советской власти высший научный центр республики — Российская Академия наук развертывает изучение и обследование естественных производительных сил страны. Советское правительство отпустило на это необходимые средства и поставило перед учеными в качестве особенно важной и неотложной задачи — систематическое разрешение проблем правильного распределения в стране промышленности и наиболее рациональное использование ее хозяйственных сил425. В 1918 г. была намечена и проводилась обширная по тому времени программа геологоразведочных работ во всех районах страны.
Все эти мероприятия Советского государства были направлены на экономический подъем всех районов страны.
В этих же целях в 1918 г. был составлен обширный план железнодорожного строительства, рассчитанный на два пятилетия. В ближайшее пятилетие было намечено к постройке в первую очередь 29 линий по Европейской России с общим протяжением в 20 242 версты и 12 линий по другим районам с протяжением 9360 верст. Кроме того, в план первой очереди была включена постройка железнодорожных веток протяжением до 3 тыс. верст. Общее протяжение новой железнодорожной сети первой очереди составляло 29 602 версты426.
В числе крупнейших строительных работ, намечаемых в 1918 г., было начало сооружения Волго-Донского канала. «Постройку канала, — писала «Правда» 9 июля 1918 г., — предполагается осуществить в продолжение 5—5½ лет, из которых 1½ года уйдут на подготовительные работы по заготовке строительных материалов, оборудованию работ техническим инвентарем, флотом и собственной железной дорогой».
В течение пяти лет (1918—1922 гг.) намечалось осуществить шлюзование рек Туры, Томи и Тобола, а также сооружение гаваней на Волге — у Рыбинска и Нижнего Новгорода. Намечалось также углубление Волги и улучшение Покровской гавани у Саратова. Общая сумма расходов, потребных на все эти сооружения, исчислялась в 478 млн. руб., из них на 1918 г. требовалось 57,3 млн. руб. Как сообщалось в «Правде», на приступ к работе по первоочередным стройкам правительством было отпущено 14 млн. руб.427
Советское государство наметило большую программу жилищного строительства и благоустройства городов и поселков. В 1918 г. были запроектированы и начаты работы по оборудованию водопроводов и канализации в 30 губернских городах, 250 средних и малых городах, 300 поселках. Правительство отпустило средства на строительство жилых домов для рабочих ряда крупных заводов и т.д.
Большой размах строительных работ, намечаемых и развертываемых Советским государством, нашел отражение в государственных бюджетах Советской России на первое и второе полугодия 1918 г. Примерно ½ всех ресурсов по этим бюджетам направлялась на нужды народного хозяйства; 1/3 всех расходов «падала на промышленность и транспорт. Если в первом полугодии на организацию советской промышленности и транспорта по бюджету отпускалось 6 млрд. руб., то во втором полугодии на эти цели было выделено государством до 8 млрд. руб. Советское государство оказывало огромную помощь национализированной промышленности, отпуская большие средства для сохранения и поддержания деятельности фабрик и заводов в самый трудный период социалистической революции.
Все это показывает, как конкретизировался и начал практически осуществляться ленинский план строительства основ социалистической экономики. Строительные работы постепенно развертывались во всех концах страны. Коммунистическая партия и советский народ уже в первый год социалистической революции начали создавать новую промышленность.
Ленинский план строительства основ социалистической экономики предусматривал всемерное внедрение в народное хозяйство достижений современной техники и передовой науки. Советское, государство уже в первый год революции начинает создавать научно-исследовательские институты, лаборатории, опытные станции, и т.д. В январе 1918 г. в системе ВСНХ был создан Технический комитет с участием видных деятелей науки и техники, в задачи которого входили: учет и распределение оборудования, сырья и материалов, рабочей силы и специалистов между различными отраслями промышленности, выработка плана увеличения производительности труда различных отраслей хозяйства, учет и внедрение в народное хозяйство изобретений и усовершенствований, организация новых отраслей производства и т.д.
Для сближения науки и техники с практикой производства, распределения между научными и техническими учреждениями специальных заданий Советского государства был образован Научно-технический отдел при ВСНХ. Декретом Совнаркома от 16 августа 1918 г. перед ним были поставлены задачи: осуществление в опытно-заводском масштабе новых производств, подготовленных предварительно лабораторными исследованиями; организация новых научно-технических учреждений, лабораторий и опытных станций на предприятиях и в районах для научного обслуживания и усовершенствования производства; проверка новых изобретений; разработка мероприятий по использованию достижений советской и зарубежной науки и техники; научно-техническая экспертиза по хозяйственным вопросам428.
Социалистическая революция открыла неограниченный простор для развития науки и техники и применения их достижений в народном хозяйстве в интересах неуклонного подъема благосостояния и культурного уровня жизни трудящихся.
Электрификация России становится практической задачей экономической политики Коммунистической партии и Советского Государства. Уже в начале 1918 г. начинаются работы по электрификации Петроградского и Московского районов.
В январе 1918 г. правительство дало задание специалистам-электротехникам подготовить смету строительства Волховской гидроэлектростанции. Проектные работы этой гидроэлектростанции были выполнены русскими электротехниками еще до революции, но царское правительство оказалось неспособным их осуществить. Электрические компании, которым угрожала конкуренция дешевой волховской энергии, скупили земли на берегу Волхова; проект сооружения Волховской гидростанции был похоронен.
Советское государство сразу приступило к решению проблемы Волховстроя. По указанию В. И. Ленина автор проекта Волховской гидростанции Г. О. Графтио в срочном порядке разработал смету. После завоевания мирной передышки, 22 марта 1918 г. в ВСНХ при участии Ленина состоялось специальное совещание, на котором была рассмотрена смета на подготовительные работы Волховстроя. Через месяц, 22 апреля, Совнарком обсудил вопрос о строительстве ряда гидроэлектростанций на Волхове, Свири и Иматре. В записях, сделанных на заседании правительства, Ленин подсчитывал возможное использование электроэнергии для электрификации промышленности Петрограда. Ленин записал «Волхов строить» и наметил примерный срок: «2—3 строительных сезона»429. Построить Волховскую гидростанцию в кратчайший срок — такова была директива правительства.
Вскоре Совнарком запросил Главвод — производятся ли необходимые изыскания на Волхове, а от автора проекта Волховстроя и ВСНХ затребовал подробные сведения о состоянии этих работ. Волховская электростанция должна была иметь мощность около 40 тыс. л. с. Имелось в виду в дальнейшем эту гидроэлектростанцию расширить.
В начале июля 1918 г. Совнарком утвердил общую программу заготовки оборудования и материалов для Волховстроя. Было намечено строительство временных жилых зданий для рабочих и специалистов; были предварительно размещены заказы на электрооборудование. На все эти работы были ассигнованы необходимые средства. Управлению Волховстроя передавались из военно-морского ведомства и других организаций машины и инвентарь, необходимые для развертывания строительства. Намечалось послать за границу комиссию по размещению там заказов на оборудование для Волховстроя cверх того, что можно было тогда произвести в России.
Строительство Волховской гидростанции начиналось в трудной обстановке — не хватало людей, оборудования, денег. Но строители были уверены в успехе, так как даже в самые тяжелые месяцы для Республики Советов, когда неподалеку от Волховстроя шли бои с интервентами и белогвардейцами, Советское правительство проявляло непрестанные заботы о Волховстрое. Когда снабжение Волховстроя необходимыми материалами особенно ухудшалось и нависала угроза срыва строительства, строители обращались в Совнарком, к Ленину за помощью и поддержкой. Волховстрой получал все необходимое. Так постепенно разворачивалось огромное по тем временам строительство.
Тогда же были начаты работы по электрификации Московского промышленного района. Вопрос об электрификации и электроснабжении этого района рассматривался в Совете Народных Комиссаров в апреле 1918 г. Нужно было прежде всего достроить и увеличить мощность подмосковной станции «Электропередача». Было решено срочно перебросить из Петрограда четыре новых котла, изготовленных Петроградским металлическим заводом по заказу военно-морского ведомства, и две паровые турбины со всеми необходимыми механизмами, привезенные ранее из-за границы.
Вскоре правительство приняло решение о строительстве под Москвой крупной районной Шатурской электростанции на торфе. Управление Электростроя ВСНХ представило в Совет Народных Комиссаров материалы о необходимости «теперь же приступить к работам по сооружению одной торфяной и одной угольной районной электрической станции в Подмосковном районе». Постройка Шатурской электростанции, указывалось в докладе, создает самые благоприятные условия для рационального хозяйственно-технического использования громадных торфяных богатств. Мощность станции намечалась в 40 тыс. квт, с постепенным вводом в четыре срока. Электроэнергия должна была направляться по высоковольтным линиям передач в Москву, а также в район Орехово-Зуева, в Егорьевск и Коломну. Исходя из подсчитанного запаса торфа, пригодного для сжигания, станция при максимальной нагрузке могла быть обеспечена топливом на целое столетие. Торфяная электростанция могла заменять ежегодно 10 млн. пуд. нефти, или около 150 тыс. м³ дров.
Наряду с проектными работами в 1918 г. проводились подготовительные работы на Шатурском торфяном болоте, где осенью 1918 г. работало свыше 3 тыс. человек. Была выбрана площадка для электростанции, подготовлялась временная электростанция для нужд строительства. Строительство Шатурской районной электростанции было признано «срочной работой государственной важности». В декабре 1918 г. правительство отпустило значительные средства на заготовку строительных материалов и на первоначальные работы.
В том же году было начато проектирование Каширской электростанции, которая должна была работать на подмосковном угле, и проводились изыскания на месте. Начались также работы по проектированию Иваново-Вознесенской и Нижегородской районных электростанций на торфе.
В числе первоочередных районных электростанций на Урале намечалось строительство Кизеловской станции для электрификации угольного бассейна. Подготовительные работы по сооружению этой станции были начаты местными организациями летом 1918 г. Котлы и турбогенераторы для станции предполагалось получить за счет эвакуации оборудования электростанций из районов, которым угрожало вражеское нашествие.
Работы по электрификации намечались и практически развертывались — в меру возможностей — и в других районах страны.
Для организации и регулирования местной электрификации Электрострой ВСНХ начал разработку типовых проектов и смет для небольших электростанций. Центральный электротехнический совет объявил конкурс на выработку лучших проектов мелких электростанций.
В первый год после победы социалистической революции во многих районах республики были построены и пущены в ход десятки мелких электростанций. Как сообщалось в «Правде» 31 октября 1918 г., Нижегородский совет народного хозяйства разрабатывал план электрификации районов кустарной промышленности на основе использования торфяных залежей. Соответственные работы велись в Богородском и Павловском районах; в октябре 1918 г. приступили к оборудованию небольшой электростанции в Павлове.
Наряду с электростанциями в 1918 г. было начато строительство ряда предприятий промышленности — паровозоремонтных заводов, завода сельскохозяйственных машин и т.д. Началась достройка автозавода «АМО» в Москве, резинового завода «Проводник» и т.д. Большое внимание государство уделяло транспорту.
Комитетом государственных сооружений при ВСНХ была намечена в 1918 г. обширная строительная программа430. Строительные работы намечались и начинались во всех концах Советской страны.
Для развития промышленности Урала государство дважды отпускало в 1918 г. значительные средства (в июне и в декабре). В Сибири проектировалось строительство ряда крупных предприятий металлургии, машиностроения, химической, текстильной, кожевенной, сахарной, рыбной промышленности. Для хозяйственного подъема Сибири выделялись значительные средства, оказывалась и другая помощь, в частности снабжение уральским металлом и машинами. В июне 1918 г. государство ассигновало для этой цели соответствующие средства.
В Поволжье и в Прикамском районе велись изыскания и развертывалась опытная добыча фосфоритов.
Первые строительные работы Советского государства протекали в чрезвычайно трудной обстановке. Преодолевая эти трудности, рабочий класс в первый год после победы социалистической революции начал строить новую промышленность. Были опровергнуты пораженческие пророчества капиталистов и меньшевиков о том, что национализированная промышленность «обречена на более или менее скорую гибель», что Советская власть не справится с управлением крупных фабрик и заводов, так как не хватит опытных технических и коммерческих сил. Напротив, становилось все более очевидным великое значение национализации для судеб страны, для победы социализма. Советская власть справилась с трудным делом организации промышленности, рабочие начали «строить заводы по пролетарскому принципу народного хозяйства»431… — отмечал Ленин в октябре 1918 г.
Это было одним из главных итогов первого года пролетарской диктатуры. Подготавливая доклад о деятельности Советского правительства за этот год, Ленин указывал на важность показа «конкретно, фактами, как именно сделала Советская власть определенные шаги (первые) к социализму»432. Он особенно подчеркивал при этом «не синдикалистский, а именно коммунистический (марксистский) характер постройки (т. е. нового социального уклада, строя)»433 в промышленности.
Советская промышленность, созданная в результате национализации крупных фабрик и заводов, стала основой социалистического преобразования всего народного хозяйства, основой хозяйственного и культурного прогресса страны, ее обороноспособности, подъема в дальнейшем благосостояния советского народа.