2. Введение монополии внешней торговли
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75
Одним из первых социалистических мероприятий диктатуры пролетариата было введение государственной монополии внешней торговли. В. И. Ленин придавал государственной монополии внешней торговли принципиально важное значение, рассматривая ее как одну из главных командных высот социалистического государства. Вскоре после победы Октябрьской революции Ленин в перечне вопросов о проведении экономических мероприятий на одно из первых мест поставил государственную монополию внешней торговли597.
В наброске проекта декрета о национализации банков и о необходимых в связи с этим мерах Ленин одним из пунктов записал: «Внешняя торговля объявляется монополией государства»598.
Обосновывая необходимость введения монополии внешней торговли для социалистического государства, Ленин учитывал и экономическую и политическую стороны вопроса, необходимость борьбы с разрухой и осуществления социалистического строительства, с одной стороны, и наличие капиталистического окружения, и антагонистических противоречий между двумя общественными системами, с другой. Наши отношения с капиталистическими странами, указывал Ленин в «Очередных задачах Советской власти», могут строиться только на основе монополии внешней торговли, только так можно оградить молодую республику от вторжения иностранного капитала и успешно решать задачи социалистического строительства; «без такой монополизации мы не сможем «отделаться» от иностранного капитала платежом «дани»599.
Важным условием подготовки государством монополизации этой отрасли Ленин считал укрепление государственной монополии на внешнеторговые операции отдельными товарами. Необходимо «укрепить и упорядочить те государственные монополии (на хлеб, на кожу и пр.), которые уже введены, — и тем подготовить монополизацию внешней торговли государством»600.
В ноябре 1917 г. — марте 1918 г. рядом декретов была введена государственная монополия на хлеб, на распределение сельскохозяйственных машин и орудий, на покупку и продажу золота и платины и некоторые другие товары.
Введение государственной монополии внешней торговли было подготовлено мероприятиями Советской власти, осуществленными в первые месяцы после победы социалистической революции. Особенно важное значение для овладения государством внешней торговлей имела национализация банков, так как банки осуществляли кредитование и расчеты по торговым операциям, им принадлежали многие предприятия, обслуживавшие внешнюю торговлю. Большую роль в утверждении суверенитета и независимости Советской республики сыграло аннулирование государственных займов, заключенных правительством российских помещиков и буржуазии. Был национализирован торговый флот.
Первое время регулированием внешней торговли занимался Петроградский военно-революционный комитет, рассматривавший заявки на ввоз товаров и проводивший надзор за деятельностью таможен. С января 1918 г. исключительное право выдачи разрешений на ввоз из-за границы и вывоз товаров за границу было предоставлено Отделу внешней торговли Народного комиссариата торговли и промышленности (постановление СНК от 11 января 1918 г.)601. Вывоз и ввоз товаров без разрешений рассматривался как контрабанда и преследовался по всей строгости законов республики.
Разрешительный порядок осуществления ввоза и вывоза товаров был первым шагом социалистического государства в овладении сферой внешней торговли, однако он не давал возможности государству пользоваться финансовыми ресурсами, получаемыми в результате торговых операций, прибыль от внешней торговли утекала в карманы частных лиц и отдельных предприятий. Между тем Советское государство было заинтересовано в том, чтобы внешняя торговля развивалась прежде всего в интересах всего общества, была нацелена на восстановление народного хозяйства и налаживание социалистического строительства, на удовлетворение жизненных потребностей населения. С другой стороны, внешняя торговля должна была давать весомые материальные выгоды, стать, одним из важных источников социалистического накопления.
Поэтому 22 апреля 1918 г. декретом СНК «О национализации внешней торговли» была введена государственная монополия на внешнюю торговлю602. «Вся внешняя торговля национализируется. Торговые сделки по покупке и продаже всякого рода продуктов (добывающей, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и пр.) с иностранными государствами и отдельными торговыми предприятиями за границей производятся от лица Российской Республики специально на то уполномоченными органами. Помимо этих органов всякие торговые сделки с заграницей для вывоза и ввоза воспрещаются».
Таким образом, декрет, не употребляя термин «монополия», устанавливал монополию социалистического государства на внешнюю торговлю.
Сущность государственной монополии внешней торговли и ее активная роль в хозяйственном строительстве была четко определена в решении состоявшегося в мае 1918 г. I Всероссийского съезда Советов народного хозяйства: «Национализация внешней торговли означает, что приток товаров из-за границы производится на основе определенных нужд народного хозяйства, продиктованных органами, регулирующими производство и распределение; …что посредническая прибыль торгового, капитала, его паразитическая роль, уменьшается до минимума, ограничивается фиксированным комиссионным заработком. Государство, являясь единым покупателем по отношению к загранице и единым продавцом этих товаров, имеет возможность хищнический комиссионный заработок торгового капитала русского или иностранного происхождения возвратить непосредственно внутреннему производителю и потребителю»603.
Российская и иностранная буржуазия и ее агентура повели яростную борьбу против монополии внешней торговли Советского государства, пророчили провал этого социалистического мероприятия, прилагали все усилия к тому, чтобы сорвать монополию. «Осуществление декрета от 22 апреля 1918 г., — заявлял союз фабрикантов и купцов, -— представится непосильным для правительственной власти, ибо успех производства внешней торговли зависит прежде всего от широких практических торговых знаний и разностороннего опыта, приобретаемого фактической работой на трудном поприще всемирной торговли в продолжение десятков лет, каковыми знаниями и опытами правительственная власть не обладает». Союз фабрикантов и торговцев добивался передачи внешней торговли в руки капиталистических организаций, заявляя, что у Советского правительства нет технически сведущего аппарата, на подготовку которого потребуются многие годы; нет и оборотных средств, требуемых для организации внешнеторговых операций604. Однако Советское государство в непродолжительное время сформировало такой аппарат. Органом, ведающим национализированной внешней торговлей, стал Народный комиссариат торговли и промышленности. Для организации ввоза и вывоза при нем учреждался Совет внешней торговли.
Одним из важнейших ленинских принципов осуществления монополии внешней торговли явилось требование осуществлять внешнюю торговлю в соответствии с общегосударственным планом. Планы внешнеторгового оборота должны были стать частью единого народнохозяйственного плана страны, подчиняться его целям и задачам и способствовать его осуществлению. Уже в конце марта 1918 г. В. И. Ленин входит в состав Комиссии внешней торговли, созданной при Комитете хозяйственной политики ВСНХ для объединения всех работ и согласования всех мер в области внешней торговли с общим государственным планом. В соответствии с ленинским декретом от 22 апреля 1918 г. планирование внешнего товарообмена возлагалось на Народный комиссариат торговля и промышленности. Несмотря на войну в течение второго полугодия 1918 г. и всего 1919 г. осуществлялась напряженная работа по созданию плана внешней торговли. Определялся контингент нужных стране импортных товаров, а также возможности образования фонда экспортных товаров на случай восстановления более или менее нормальных условий для международного товарообмена; собирались и обрабатывались материалы, полученные от хозяйственных учреждений и организаций, выяснилась степень действительной надобности для учреждений и ведомств сделанных ими заявок; последние сопоставлялись со статистическими сведениями за прежние годы; на основании этого определялись потребности. В результате был окончательно установлен экспортный товарный фонд и выявлена потребность ведущих отраслей в импортных товарах.
Ленинская установка о необходимости планомерного развития внешнеторговых отношений с капиталистическими странами легла в основу резолюции IX съезда партии, в которой отмечалось, что основным условием экономического возрождения страны является неуклонное проведение единого хозяйственного плана, что внешняя торговля «должна быть также целиком подчинена потребностям основного хозяйственного плана»605.
Планирование внешнеторгового товарооборота позволяло ввозить в страну только то, что было необходимым и целесообразным с точки зрения организации социалистического строительства и нужд населения, избежать ненужных расходов. С другой стороны, планирование экспортных возможностей в значительной мере содействовало изысканию дополнительных ресурсов для народного хозяйства и давало возможность советским дипломатам увереннее проводить свою линию на международной арене.
Организационно декрет от 22 апреля был подкреплен рядом мероприятий правительства. В конце мая 1918 г. был принят декрет СНК о таможенных сборах и учреждениях, положивший начало созданию советской таможенной системы606; в августе 1918 г. СНК утвердил «Положение о местных органах НКТиП», а в октябре 1918 г. издал декрет о консулах в иностранных государствах, которым вменялось в обязанности вести торговые сделки. Тем самым было положено начало созданию торгового аппарата социалистического государства за рубежом.
Советское государство строго следило за соблюдением монополии внешней торговли, пресекая многочисленные попытки как частных предпринимателей, так и государственных учреждений и организаций самостоятельно осуществлять внешнеторговые сделки, посылать за границу своих представителей для закупки и продажи товаров, минуя Наркомат торговли и промышленности. 30 апреля 1919 г. Советское правительство в дополнение к декрету о национализации внешней торговли указало, что никто не может «заключать договоры на предмет ввоза или вывоза товара из иностранных государств без предварительного на то разрешения Комиссариата Торговли и Промышленности». Товары, «ввезенные в РСФСР без такого разрешения иностранными фирмами или представителями иностранных государств, а равно частными лицами и организациями, подлежат конфискации»607.
В конце октября 1919 г. Народный комиссариат торговли и промышленности был преобразован в Народный комиссариат внешней торговли — Наркомвнешторг.
Существенным моментом в организационном оформлении государственной монополии внешней торговли в тот период было принятие декрета СНК от 11 июня 1920 г. «Об организации внешней торговли и товарообмена РСФСР»608. Декрет был издан в развитие, дополнение всех ранее изданных декретов и постановлений. Не внося принципиальных изменений в систему государственной монополии внешней торговли, декрет был направлен на установление конкретных организационных форм, в которых должен был осуществляться внешнеторговый оборот социалистического государства. Руководство всей внешней торговлей осуществлял Наркомвнешторг, которому были приданы как регулирующие, так и оперативные функции; ему было предоставлено исключительное право вести все торговые сношения с иностранными государствами, общественными и частными учреждениями и организациями, торговыми и промышленными предприятиями и отдельными лицами, а также осуществлять через соответствующие органы все операции, связанные с ввозом и вывозом товаров.
Наркомвнешторг учредил средний и низовой хозяйственный аппарат в важнейших пунктах страны в виде управлений, отделений, контор, агентств. Одновременно шло создание хозяйственного аппарата за границей. В конце 1920 г. торговые представительства РСФСР действовали в 11 странах.
Одновременно со становлением и развитием монополии внешней торговли шло укрепление валютной монополии, имеющей самое непосредственное отношение к внешнеэкономической деятельности Советского государства. В период 1917—1920 гг. были осуществлены следующие мероприятия: прежде всего, был установлен строгий правительственный контроль за всеми сделками, связанными с валютными переводами за границу; осуществлена конфискация и изъятие из оборота золота и других драгоценных металлов, за исключением изделий из этих металлов, не превышающих установленные потребительские нормы; обязательная сдача частными лицами и правительственными и иными учреждениями и организациями имеющейся у них иностранной валюты Народному комиссариату финансов с оплатой по установленному курсу, подлежала сдаче также и иностранная валюта, которая могла в будущем поступить в распоряжение частных лиц или правительственных учреждений.
Введение государственной монополии внешней торговли по своему принципиальному значению стоит в одном ряду с важнейшими программными мероприятиями Советской власти.
В. И. Ленин убедительно показал, что установление монополии внешней торговли было объективной необходимостью, которая вытекала из характера социалистического строя, базирующегося на общественной собственности на средства производства. В условиях, когда основные экспортные и импортные ресурсы являются общественной собственностью, внешняя торговля может осуществляться лишь на принципах монополии государства, которое сосредоточивает внешнюю торговлю в своих руках, непосредственно руководит ею, имеет исключительное право давать полномочия на осуществление внешнеторговых операций.
Рассматривая государственную монополию внешней торговли как новую и единственно возможную систему внешнеэкономических связей социалистического государства, Ленин характеризовал ее не только как необходимое средство защиты национальной промышленности от экономической интервенции извне, но и как важнейший источник накопления средств для восстановления и развития народного хозяйства.
Внешняя торговля дореволюционной России отражала экономическую отсталость страны и зависимость ее от более развитых империалистических государств, к рынкам которых она была привязана. В 1911—1913 гг. на долю России приходилось 3,6% мирового товарооборота. Россия была поставщиком на внешний рынок продовольствия и необработанного сырья и рынком сбыта промышленных товаров капиталистических стран. На сельскохозяйственные продукты, продовольственные товары и промышленное сырье приходилось более 90% всей стоимости экспорта, а на готовые изделия — немногим более 5%. В 1905—1909 гг. вывезенное зерно (пшеница, рожь, овес, ячмень) составило около 50% мирового экспорта хлеба.
В то же время за счет импорта оборудования и машин покрывалось 44% внутренних потребностей страны. Основное место в импорте оборудования дореволюционной России занимали сельскохозяйственные машины, энергетическое и электротехническое оборудование, автотранспорт, металлообрабатывающие станки, оборудование для легкой промышленности. За счет импорта удовлетворялось 100% потребностей в алюминии, 63% в суперфосфате, почти 47% в хлопке, 26% в бумаге и картоне, потребляемых в России.
Победа Октябрьской социалистической революции и установление Советской власти коренным образом изменили внешнеполитическое положение нашей страны, разорвали традиционные, десятилетиями складывавшиеся торговые и финансовые связи с капиталистическим миром. На очередь дня стала проблема — какими должны быть экономические отношения Республики Советов с окружающим капиталистическим миром? Возможны ли экономические соглашения между социалистическим государством и капиталистическими странами? «Левые коммунисты» утверждали, что во имя «моральной чистоты социалистических принципов» правительство социалистической республики не может вступать ни в какие экономические соглашения с капиталистическими правительствами. Однако В. И. Ленин, на основе трезвой оценки действительности, научного анализа экономики России и стран капитализма, доказал, что в течение длительного времени вынуждены будут сосуществовать государства двух противоположных систем — социализма и капитализма, и между ними не только возможны, но и необходимы деловые экономические отношения.
Советская политика внешней торговли была выражена в постановлении I Всероссийского съезда Советов народного хозяйства, состоявшегося в мае 1918 г.: «Ближайшей нашей задачей в области внешнего товарооборота является обеспечение важнейших отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности, а также сельского хозяйства орудиями производства». Предусматривалось обеспечение орудиями производства в первую очередь железнодорожного транспорта, сельского хозяйства, текстильной, кожевенной и деревообрабатывающей промышленности. Принципиально изменялись характер, цели и методы ведения внешней торговли Советского государства.
Однако хозяйственная разруха внутри страны и враждебное отношение империалистических государств вызвали огромные трудности в налаживании нормальных внешнеэкономических отношений. В обстановке гражданской войны и иностранной интервенции внешняя торговля Советской республики определялась главным образом отдельными сделками, заключаемыми с зарубежными фирмами, не будучи урегулированной стабильными межгосударственными договорами. Так, первые внешнеторговые сделки со шведскими фирмами были совершены на невыгодных условиях, по высоким ценам, при отсутствии гарантии выполнения капиталистами договорных обязательств, что давало им возможность затягивать поставки товаров в уплату за полученные советские товары. Развитие внешнеторговых операций затрудняли спекулянты, которые заранее узнавали о предполагаемых советских заказах на определенные товары, скупали эти товары и затем пытались навязывать советским представительствам высокие цены. Так, например, уполномоченный Петроградской продовольственной управы, имевший разрешение шведских властей на вывоз 200 тыс. кос, мог закупить только 20 тыс. кос. Остальные косы перехватили спекулянты, которые старались контрабандой переправлять их в Россию609. Препятствием к развитию внешнеторгового оборота явился отказ правительств капиталистических стран официально признавать Советское правительство. 1 октября 1918 г. правительство Великобритании дало распоряжение о прекращении экспорта в Россию. 10 октября 1919 г. страны Антанты и США официально объявили блокаду Советской России и призвали нейтральные, а также соседние с Россией страны к участию в экономической изоляции нашего государства. Однако Россия располагала важными полезными ископаемыми, многими ценными видами продуктов и сырья, в которых испытывал острую потребность весь капиталистический мир. В. И. Ленин подчеркивал, что «в конце концов мир должен будет прийти к нам за этим, невзирая на то, большевизм у нас или не большевизм»610. «Без России Европа не сможет встать на ноги». Так и произошло. Сырьевой голод и трудности сбыта продукции вынудили 16 января 1920 г. Верховный совет Антанты принять решение о снятии экономической блокады.
Но сразу же после отмены экономической блокады крупнейшие капиталистические банки и некоторые государства наложили эмбарго на советское золото, которое в то время было единственным средством расчета по сделкам советских организаций с капиталистическими фирмами. Золотая блокада Советской республики явилась не менее серьезным препятствием в налаживании торговых отношений, чем общая блокада. Однако усилиями советских организаций, в результате успешных торговых переговоров и сделок, заключенных в 1920 г., золотая блокада была прорвана (окончательно ликвидирована она была в связи с заключением временного торгового соглашения Российской Республики с Англией 16 марта 1921 г.). Это позволило стране провести закупки товаров на золото в ряде стран, хотя и по высоким ценам — советское золото принималось в платежных операциях с другими странами со скидкой в 15—25%. Потери Советской России от золотой блокады составили около 45 млн. руб. по старому курсу611.
1920 г. ознаменовался заключением ряда мирных договоров со странами, граничащими с нашей страной, что, несомненно, имело важное значение для улучшения внешнеполитического положения Советской республики и создавало условия для налаживания торговых отношений.
В 1918 г. наибольшее практическое значение для советского народного хозяйства имел товарообмен с Украиной, оккупированной тогда немецкими империалистами.
Германские империалисты пытались сначала добиться свободного провоза материалов и сырья из советских районов для оккупированной Украины. Советская власть отвергла подобные требования. Несмотря на враждебное отношение к Советскому государству, буржуазное правительство Украины и его немецкие хозяева вынуждены были вести товарообмен с Советской Россией.
Регулированием товарообмена с Украиной занималась товарообменная комиссия при ВСНХ; закупкой, обменом и транспортировкой продовольствия на Украине ведало специальное объединение продовольственных и кооперативных организаций — Росспродбюро. Комиссия по товарообмену с Украиной получала заявки от советских хозяйственных ведомств о потребном количестве металла, угля и других товаров для ввоза из Украины в обмен на советские товары. Был составлен импортно-экспортный план товарообмена с Украиной.
Внешняя торговля 1918—1920 гг. ограничивалась почти исключительно импортом. Наиболее оживленный товарообмен в этот период наблюдался в 1918 г. — 6,4 млн. руб. по экспорту и 82,5 млн. руб. по импорту.
В 1919 г., когда экономическая изоляция России проявилась с наибольшей силой, сумма экспорта составляла всего 0,1 млн. руб., а в 1920 г. — 1,1 млн. руб. Импорт в 1919 г. составил 2,5 млн. руб., в 1920 г. — 22,5 млн. руб.612 Наиболее крупные сделки в первой половине 1919 г. были заключены с немецкими и шведскими фирмами на поставку оптического и хирургического инструментария (6,6 млн. руб.), а также типографического оборудования (0,5 млн. шведских крон) и др.613
В 1920 г. наиболее крупными экспортерами товаров в Россию были Швеция (5,9 млн. руб.), Германия (5 млн. руб.) и Великобритания (4,7 млн. руб.)614. В структуре советского экспорта 1920 г. преобладали лес, целлюлозно-бумажные изделия, текстильное сырье и полуфабрикаты — более 68%. Свыше 58% импорта составляли промышленные товары народного потребления — обувь, ткани, одежда, белье. Машины и оборудование занимали в импорте 1920 г. лишь 15%615.
В. И. Ленин придавал большое значение и развитию экономических связей. Весной 1918 г. был составлен план развития советско-американских отношений, которым предусматривался ввоз из США в Советскую страну машин, станков, средств транспорта, металлов, предметов потребления — сахара, пшеницы, тканей и др., и вывоз в США льна, кожи, шкур и т.д. Предполагалось привлечение американского капитала к эксплуатации ископаемых богатств и водных ресурсов России616. Советские представители в течение 1918 и 1919 гг. предприняли определенные шаги для установления экономических связей с деловыми кругами США. Но правительство США отвергло все предложения о торговле с Советской Россией.
Сразу же после победы Октябрьской революции правительство США заявило о непризнании Советского правительства и наложило эмбарго на вывоз товаров в Россию до установления в ней «твердой власти». В ноябре 1917 г. была запрещена торговля с Россией без лицензий. В дальнейшем США отказались от официального эмбарго, с февраля 1918 г. торговля могла осуществляться при наличии лицензий, выдаваемых только с разрешения госдепартамента США.
Несмотря на официальные заявления о нежелании вмешиваться во внутренние дела Советской России, правительство США фактически встало на путь помощи русской контрреволюции, а затем открыто примкнуло к интервенции, начатой Антантой против Страны Советов. США оказывали прямую помощь белым армиям, снабжая их деньгами, оружием, обмундированием, продуктами питания. Для этой цели были использованы средства, предоставленные бывшим послом Временного правительства в США Бахметьевым. За время от 1 декабря 1917 г. до 1 января 1920 г. на эту помощь было израсходовано 77 325 936 долл.617
После разгрома внутренней контрреволюции в России и военной иностранной интервенции США были вынуждены отказаться от экономического бойкота Советского государства. 7 июля 1920 г. США объявили о снятии запрета на торговлю с Россией, но продолжали активно участвовать в золотой блокаде, в США был наложен прямой запрет на покупку советского золота.
Однако деловые круги США проявляли живой интерес к налаживанию торговых отношений с Россией. Корреспонденты американской прессы в начале 1920 г. обратились к В. И. Ленину с вопросами о возможности установления экономических связей Советской России с США и другими капиталистическими странами. Ленин заявил о готовности Советского правительства вступить в деловые сношения с Америкой, как и с другими странами. «Я не вижу никаких причин, — говорил Ленин, — почему такое социалистическое государство, как наше, не может иметь неограниченные деловые отношения с капиталистическими странами». Что касается Америки и американских капиталистов, ответ Ленина был очень определенным: «Мы готовы даже заплатить им золотом за полезные для транспорта и производства машины, орудия и проч. И не только золотом, но и сырьем»618.
С первых же месяцев установления Советской власти в России выявилось враждебное к ней отношение правительства Великобритании. Великобритания явилась инициатором иностранной интервенции в Советскую Россию. Естественно, что об организации нормальных торговых отношений с ней в тех условиях не могло быть и речи. Оборот Англии с Россией, которая прежде была одним из основных ее торговых партнеров, резко сократился. Оккупированные англичанами северные и южные порты и территории стали основными пунктами массового вывоза важных продуктов, бывших основными предметами русского экспорта. Англичане пользовались подкрепляемым оружием правом на скупку леса и льна, цены на которые были установлены на чрезвычайно низком уровне. В 1918 г. лен составил 50% всего английского импорта из России. А на юге предметом грабежа была бакинская нефть. Англичане в самых разнообразных формах поддерживали русскую контрреволюцию.
Только после официальной отмены блокады России в январе 1920 г. начались торговые переговоры Англии с представителями Советской России. Поскольку юридически Советское правительство не было признано, все переговоры и торговые сделки осуществлялись от имени Всероссийского союза потребительных обществ — Центросоюза. Л. Б. Красин, руководитель делегации Центросоюза, писал: «Правительственный характер делегации был очевиден для всех, но идея блокады России до такой степени еще владела умами европейских политиков, что они не представляли себе возможными переговоры с представителями России иначе, как под этой кооперативной вывеской»619. Летом 1920 г. в Лондоне было создано Всероссийское кооперативное акционерное общество («Аркос») для осуществления англо-советской торговли.
История ведения русско-английских переговоров лишний раз продемонстрировала правильность ленинских положений о наличии двух тенденций в отношениях капиталистических стран к стране социализма. Нараставший в Англии экономический кризис, массовая безработица, резкое падение объема промышленного производства все острее ставили вопрос о рынках сбыта, вынуждали предпринимателей налаживать торговлю с Россией. Возможность получения крупных заказов на производство оборудования и покупки качественного русского сырья интересовали английских промышленников. Одновременно в Англии очень сильна была враждебная тенденция. Поэтому англо-русские торговые переговоры продолжались с переменным успехом в течение нескольких месяцев и лишь 16 марта 1921 г. завершились подписанием первого англо-советского торгового договора.
В. И. Ленин придавал большое значение заключению торгового договора с Англией как одной из промышленно развитых капиталистических держав и внимательно следил за ходом переговоров. «Наша цель сейчас, — говорил он в декабре 1920 г. на VIII Всероссийском съезде Советов, — получить торговое соглашение с Англией, чтобы начать товарообмен более правильно, чтобы для нашего широкого плана восстановления народного хозяйства получить возможность закупить необходимые машины возможно скорее. Чем скорее мы это сделаем, тем больше у нас будет основ для экономической независимости от капиталистических стран»620.
В ходе переговоров возрастал и реальный интерес к советским заказам. В сентябре 1920 г. советскими хозяйственными органами был сдан крупный заказ на английское сукно. Начались переговоры с крупными автомобильными фирмами. Было заключено предварительное соглашение с заводом «Армстронг» о передаче ему 1500 наших паровозов для ремонта на 5 лет. Велись переговоры также с телеграфной компанией «Mapкони»621.
Советская торговая делегация по дороге в Лондон весной 1920 г. заключила два торговых соглашения, которые были первыми после прорыва экономической блокады. 21 марта 1920 г. в Копенгагене было подписано соглашение между Центросоюзом и Итальянской кооперацией, которое, однако, большого практического значения не имело; 15 мая 1920 г. в Стокгольме было подписано торговое соглашение с Объединением шведских промышленников и торговцев. В объединение входило 14 крупнейших промышленных предприятий во главе с паровозостроительным акционерным обществом «Нюдквист и Хольм». Центросоюз получал право закупки в Швеции товаров на сумму 100 млн. шведских крон, внеся залог в золоте 25 млн. шведских крон. Договор сыграл крупную роль в прорыве золотой блокады и в развитии торговых сношений России с капиталистическими странами.
В дополнение к договору шведский паровозостроительный концерн обязался поставить 1000 шведских локомотивов, из которых первые 100 должны были быть изготовлены в период с августа 1920 г. до октября 1921 г. «Придаем заключенному договору, — писал В. И. Ленин, — значение главным образом с целью воздействия на крупные паровозостроительные заводы Европы и Америки»622. Благодаря договору удалось получить из Швеции, помимо паровозов, другой железнодорожный материал, насосы, пилы, напильники, топоры, проволоку, свинец и др.
Одновременно делегацией Центросоюза был заключен контракт с датскими фирмами о поставке сельскохозяйственных машин, электрооборудования и других изделий. С норвежской фирмой был подписан контракт о поставке каменного угля.
Торговые отношения с Германией, прерванные мировой войной, возобновились после заключения в марте 1918 г. Брест-Литовского мирного договора. Товарообмен с Германией продолжался лишь несколько месяцев летом и осенью 1918 г., после переворота в Германии в ноябре 1918 г. Брестский договор был аннулирован. В 1919 г. были заключены отдельные торговые сделки с Германией, причем в импорте из Германии на первом месте стояли: табак, спички, краски, сельскохозяйственные машины, телефонные и телеграфные аппараты. В 1920 г. удельный вес Германии во внешнем товарообороте России превысил 20%.
Характеризуя внешнюю торговлю 1918—1920 гг., нельзя не остановиться на экономических отношениях с ближайшими соседями — прибалтийскими странами.
Первым был подписан мирный договор с Эстонией — 2 февраля 1920 г. Подписание договора имело принципиальное значение, оно означало прорыв дипломатической блокады Советской России. Ленин писал: «Им открывается для нас возможность начать товарообмен со странами Запада»623. 12 июля 1920 г. подписан мирный договор с Литвой, 11 августа 1920 г. с Латвией. Основными принципами торговых договоров с этими странами явились: принцип наибольшего благоприятствования; свобода транзита (товары, провозились через территорию одной из договаривающихся сторон, не облагались никакими ввозными пошлинами и транзитными налогами) и т.д.
Нормализация отношений с прибалтийскими странами сыграла большую роль в организации товарооборота с Западом. Практически вся торговля в 1920 г. с важнейшими контрагентами Советской России (Швецией, Англией, Германией) осуществлялась транзитом через прибалтийские страны, главным образом через Эстонию. Да и сама Эстония в 1920 г. в советском импорте занимала четвертое место после Швеции, Германии и Англии. В Эстонии были закуплены сельскохозяйственные орудия и машины, пилы, напильники, телефонное и телеграфное имущество, дубильный экстракт, химикалии и т.д.
14 октября 1920 г. был заключен мирный договор между Советской Россией и Финляндией. Договор основывался на принципе мирного сосуществования и сотрудничества государств различных систем и способствовал установлению добрососедских отношений с Финляндией.
Государственная монополия внешней торговли помогла оградить строящееся советское народное хозяйство от всевозможных попыток иностранного (в то время главным образом немецкого) капитала проникнуть в отдельные отрасли нашей промышленности, захватить природные богатства нашей страны, от попыток империалистов лишить Советскую республику экономической самостоятельности.
Одним из первых социалистических мероприятий диктатуры пролетариата было введение государственной монополии внешней торговли. В. И. Ленин придавал государственной монополии внешней торговли принципиально важное значение, рассматривая ее как одну из главных командных высот социалистического государства. Вскоре после победы Октябрьской революции Ленин в перечне вопросов о проведении экономических мероприятий на одно из первых мест поставил государственную монополию внешней торговли597.
В наброске проекта декрета о национализации банков и о необходимых в связи с этим мерах Ленин одним из пунктов записал: «Внешняя торговля объявляется монополией государства»598.
Обосновывая необходимость введения монополии внешней торговли для социалистического государства, Ленин учитывал и экономическую и политическую стороны вопроса, необходимость борьбы с разрухой и осуществления социалистического строительства, с одной стороны, и наличие капиталистического окружения, и антагонистических противоречий между двумя общественными системами, с другой. Наши отношения с капиталистическими странами, указывал Ленин в «Очередных задачах Советской власти», могут строиться только на основе монополии внешней торговли, только так можно оградить молодую республику от вторжения иностранного капитала и успешно решать задачи социалистического строительства; «без такой монополизации мы не сможем «отделаться» от иностранного капитала платежом «дани»599.
Важным условием подготовки государством монополизации этой отрасли Ленин считал укрепление государственной монополии на внешнеторговые операции отдельными товарами. Необходимо «укрепить и упорядочить те государственные монополии (на хлеб, на кожу и пр.), которые уже введены, — и тем подготовить монополизацию внешней торговли государством»600.
В ноябре 1917 г. — марте 1918 г. рядом декретов была введена государственная монополия на хлеб, на распределение сельскохозяйственных машин и орудий, на покупку и продажу золота и платины и некоторые другие товары.
Введение государственной монополии внешней торговли было подготовлено мероприятиями Советской власти, осуществленными в первые месяцы после победы социалистической революции. Особенно важное значение для овладения государством внешней торговлей имела национализация банков, так как банки осуществляли кредитование и расчеты по торговым операциям, им принадлежали многие предприятия, обслуживавшие внешнюю торговлю. Большую роль в утверждении суверенитета и независимости Советской республики сыграло аннулирование государственных займов, заключенных правительством российских помещиков и буржуазии. Был национализирован торговый флот.
Первое время регулированием внешней торговли занимался Петроградский военно-революционный комитет, рассматривавший заявки на ввоз товаров и проводивший надзор за деятельностью таможен. С января 1918 г. исключительное право выдачи разрешений на ввоз из-за границы и вывоз товаров за границу было предоставлено Отделу внешней торговли Народного комиссариата торговли и промышленности (постановление СНК от 11 января 1918 г.)601. Вывоз и ввоз товаров без разрешений рассматривался как контрабанда и преследовался по всей строгости законов республики.
Разрешительный порядок осуществления ввоза и вывоза товаров был первым шагом социалистического государства в овладении сферой внешней торговли, однако он не давал возможности государству пользоваться финансовыми ресурсами, получаемыми в результате торговых операций, прибыль от внешней торговли утекала в карманы частных лиц и отдельных предприятий. Между тем Советское государство было заинтересовано в том, чтобы внешняя торговля развивалась прежде всего в интересах всего общества, была нацелена на восстановление народного хозяйства и налаживание социалистического строительства, на удовлетворение жизненных потребностей населения. С другой стороны, внешняя торговля должна была давать весомые материальные выгоды, стать, одним из важных источников социалистического накопления.
Поэтому 22 апреля 1918 г. декретом СНК «О национализации внешней торговли» была введена государственная монополия на внешнюю торговлю602. «Вся внешняя торговля национализируется. Торговые сделки по покупке и продаже всякого рода продуктов (добывающей, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и пр.) с иностранными государствами и отдельными торговыми предприятиями за границей производятся от лица Российской Республики специально на то уполномоченными органами. Помимо этих органов всякие торговые сделки с заграницей для вывоза и ввоза воспрещаются».
Таким образом, декрет, не употребляя термин «монополия», устанавливал монополию социалистического государства на внешнюю торговлю.
Сущность государственной монополии внешней торговли и ее активная роль в хозяйственном строительстве была четко определена в решении состоявшегося в мае 1918 г. I Всероссийского съезда Советов народного хозяйства: «Национализация внешней торговли означает, что приток товаров из-за границы производится на основе определенных нужд народного хозяйства, продиктованных органами, регулирующими производство и распределение; …что посредническая прибыль торгового, капитала, его паразитическая роль, уменьшается до минимума, ограничивается фиксированным комиссионным заработком. Государство, являясь единым покупателем по отношению к загранице и единым продавцом этих товаров, имеет возможность хищнический комиссионный заработок торгового капитала русского или иностранного происхождения возвратить непосредственно внутреннему производителю и потребителю»603.
Российская и иностранная буржуазия и ее агентура повели яростную борьбу против монополии внешней торговли Советского государства, пророчили провал этого социалистического мероприятия, прилагали все усилия к тому, чтобы сорвать монополию. «Осуществление декрета от 22 апреля 1918 г., — заявлял союз фабрикантов и купцов, -— представится непосильным для правительственной власти, ибо успех производства внешней торговли зависит прежде всего от широких практических торговых знаний и разностороннего опыта, приобретаемого фактической работой на трудном поприще всемирной торговли в продолжение десятков лет, каковыми знаниями и опытами правительственная власть не обладает». Союз фабрикантов и торговцев добивался передачи внешней торговли в руки капиталистических организаций, заявляя, что у Советского правительства нет технически сведущего аппарата, на подготовку которого потребуются многие годы; нет и оборотных средств, требуемых для организации внешнеторговых операций604. Однако Советское государство в непродолжительное время сформировало такой аппарат. Органом, ведающим национализированной внешней торговлей, стал Народный комиссариат торговли и промышленности. Для организации ввоза и вывоза при нем учреждался Совет внешней торговли.
Одним из важнейших ленинских принципов осуществления монополии внешней торговли явилось требование осуществлять внешнюю торговлю в соответствии с общегосударственным планом. Планы внешнеторгового оборота должны были стать частью единого народнохозяйственного плана страны, подчиняться его целям и задачам и способствовать его осуществлению. Уже в конце марта 1918 г. В. И. Ленин входит в состав Комиссии внешней торговли, созданной при Комитете хозяйственной политики ВСНХ для объединения всех работ и согласования всех мер в области внешней торговли с общим государственным планом. В соответствии с ленинским декретом от 22 апреля 1918 г. планирование внешнего товарообмена возлагалось на Народный комиссариат торговля и промышленности. Несмотря на войну в течение второго полугодия 1918 г. и всего 1919 г. осуществлялась напряженная работа по созданию плана внешней торговли. Определялся контингент нужных стране импортных товаров, а также возможности образования фонда экспортных товаров на случай восстановления более или менее нормальных условий для международного товарообмена; собирались и обрабатывались материалы, полученные от хозяйственных учреждений и организаций, выяснилась степень действительной надобности для учреждений и ведомств сделанных ими заявок; последние сопоставлялись со статистическими сведениями за прежние годы; на основании этого определялись потребности. В результате был окончательно установлен экспортный товарный фонд и выявлена потребность ведущих отраслей в импортных товарах.
Ленинская установка о необходимости планомерного развития внешнеторговых отношений с капиталистическими странами легла в основу резолюции IX съезда партии, в которой отмечалось, что основным условием экономического возрождения страны является неуклонное проведение единого хозяйственного плана, что внешняя торговля «должна быть также целиком подчинена потребностям основного хозяйственного плана»605.
Планирование внешнеторгового товарооборота позволяло ввозить в страну только то, что было необходимым и целесообразным с точки зрения организации социалистического строительства и нужд населения, избежать ненужных расходов. С другой стороны, планирование экспортных возможностей в значительной мере содействовало изысканию дополнительных ресурсов для народного хозяйства и давало возможность советским дипломатам увереннее проводить свою линию на международной арене.
Организационно декрет от 22 апреля был подкреплен рядом мероприятий правительства. В конце мая 1918 г. был принят декрет СНК о таможенных сборах и учреждениях, положивший начало созданию советской таможенной системы606; в августе 1918 г. СНК утвердил «Положение о местных органах НКТиП», а в октябре 1918 г. издал декрет о консулах в иностранных государствах, которым вменялось в обязанности вести торговые сделки. Тем самым было положено начало созданию торгового аппарата социалистического государства за рубежом.
Советское государство строго следило за соблюдением монополии внешней торговли, пресекая многочисленные попытки как частных предпринимателей, так и государственных учреждений и организаций самостоятельно осуществлять внешнеторговые сделки, посылать за границу своих представителей для закупки и продажи товаров, минуя Наркомат торговли и промышленности. 30 апреля 1919 г. Советское правительство в дополнение к декрету о национализации внешней торговли указало, что никто не может «заключать договоры на предмет ввоза или вывоза товара из иностранных государств без предварительного на то разрешения Комиссариата Торговли и Промышленности». Товары, «ввезенные в РСФСР без такого разрешения иностранными фирмами или представителями иностранных государств, а равно частными лицами и организациями, подлежат конфискации»607.
В конце октября 1919 г. Народный комиссариат торговли и промышленности был преобразован в Народный комиссариат внешней торговли — Наркомвнешторг.
Существенным моментом в организационном оформлении государственной монополии внешней торговли в тот период было принятие декрета СНК от 11 июня 1920 г. «Об организации внешней торговли и товарообмена РСФСР»608. Декрет был издан в развитие, дополнение всех ранее изданных декретов и постановлений. Не внося принципиальных изменений в систему государственной монополии внешней торговли, декрет был направлен на установление конкретных организационных форм, в которых должен был осуществляться внешнеторговый оборот социалистического государства. Руководство всей внешней торговлей осуществлял Наркомвнешторг, которому были приданы как регулирующие, так и оперативные функции; ему было предоставлено исключительное право вести все торговые сношения с иностранными государствами, общественными и частными учреждениями и организациями, торговыми и промышленными предприятиями и отдельными лицами, а также осуществлять через соответствующие органы все операции, связанные с ввозом и вывозом товаров.
Наркомвнешторг учредил средний и низовой хозяйственный аппарат в важнейших пунктах страны в виде управлений, отделений, контор, агентств. Одновременно шло создание хозяйственного аппарата за границей. В конце 1920 г. торговые представительства РСФСР действовали в 11 странах.
Одновременно со становлением и развитием монополии внешней торговли шло укрепление валютной монополии, имеющей самое непосредственное отношение к внешнеэкономической деятельности Советского государства. В период 1917—1920 гг. были осуществлены следующие мероприятия: прежде всего, был установлен строгий правительственный контроль за всеми сделками, связанными с валютными переводами за границу; осуществлена конфискация и изъятие из оборота золота и других драгоценных металлов, за исключением изделий из этих металлов, не превышающих установленные потребительские нормы; обязательная сдача частными лицами и правительственными и иными учреждениями и организациями имеющейся у них иностранной валюты Народному комиссариату финансов с оплатой по установленному курсу, подлежала сдаче также и иностранная валюта, которая могла в будущем поступить в распоряжение частных лиц или правительственных учреждений.
Введение государственной монополии внешней торговли по своему принципиальному значению стоит в одном ряду с важнейшими программными мероприятиями Советской власти.
В. И. Ленин убедительно показал, что установление монополии внешней торговли было объективной необходимостью, которая вытекала из характера социалистического строя, базирующегося на общественной собственности на средства производства. В условиях, когда основные экспортные и импортные ресурсы являются общественной собственностью, внешняя торговля может осуществляться лишь на принципах монополии государства, которое сосредоточивает внешнюю торговлю в своих руках, непосредственно руководит ею, имеет исключительное право давать полномочия на осуществление внешнеторговых операций.
Рассматривая государственную монополию внешней торговли как новую и единственно возможную систему внешнеэкономических связей социалистического государства, Ленин характеризовал ее не только как необходимое средство защиты национальной промышленности от экономической интервенции извне, но и как важнейший источник накопления средств для восстановления и развития народного хозяйства.
Внешняя торговля дореволюционной России отражала экономическую отсталость страны и зависимость ее от более развитых империалистических государств, к рынкам которых она была привязана. В 1911—1913 гг. на долю России приходилось 3,6% мирового товарооборота. Россия была поставщиком на внешний рынок продовольствия и необработанного сырья и рынком сбыта промышленных товаров капиталистических стран. На сельскохозяйственные продукты, продовольственные товары и промышленное сырье приходилось более 90% всей стоимости экспорта, а на готовые изделия — немногим более 5%. В 1905—1909 гг. вывезенное зерно (пшеница, рожь, овес, ячмень) составило около 50% мирового экспорта хлеба.
В то же время за счет импорта оборудования и машин покрывалось 44% внутренних потребностей страны. Основное место в импорте оборудования дореволюционной России занимали сельскохозяйственные машины, энергетическое и электротехническое оборудование, автотранспорт, металлообрабатывающие станки, оборудование для легкой промышленности. За счет импорта удовлетворялось 100% потребностей в алюминии, 63% в суперфосфате, почти 47% в хлопке, 26% в бумаге и картоне, потребляемых в России.
Победа Октябрьской социалистической революции и установление Советской власти коренным образом изменили внешнеполитическое положение нашей страны, разорвали традиционные, десятилетиями складывавшиеся торговые и финансовые связи с капиталистическим миром. На очередь дня стала проблема — какими должны быть экономические отношения Республики Советов с окружающим капиталистическим миром? Возможны ли экономические соглашения между социалистическим государством и капиталистическими странами? «Левые коммунисты» утверждали, что во имя «моральной чистоты социалистических принципов» правительство социалистической республики не может вступать ни в какие экономические соглашения с капиталистическими правительствами. Однако В. И. Ленин, на основе трезвой оценки действительности, научного анализа экономики России и стран капитализма, доказал, что в течение длительного времени вынуждены будут сосуществовать государства двух противоположных систем — социализма и капитализма, и между ними не только возможны, но и необходимы деловые экономические отношения.
Советская политика внешней торговли была выражена в постановлении I Всероссийского съезда Советов народного хозяйства, состоявшегося в мае 1918 г.: «Ближайшей нашей задачей в области внешнего товарооборота является обеспечение важнейших отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности, а также сельского хозяйства орудиями производства». Предусматривалось обеспечение орудиями производства в первую очередь железнодорожного транспорта, сельского хозяйства, текстильной, кожевенной и деревообрабатывающей промышленности. Принципиально изменялись характер, цели и методы ведения внешней торговли Советского государства.
Однако хозяйственная разруха внутри страны и враждебное отношение империалистических государств вызвали огромные трудности в налаживании нормальных внешнеэкономических отношений. В обстановке гражданской войны и иностранной интервенции внешняя торговля Советской республики определялась главным образом отдельными сделками, заключаемыми с зарубежными фирмами, не будучи урегулированной стабильными межгосударственными договорами. Так, первые внешнеторговые сделки со шведскими фирмами были совершены на невыгодных условиях, по высоким ценам, при отсутствии гарантии выполнения капиталистами договорных обязательств, что давало им возможность затягивать поставки товаров в уплату за полученные советские товары. Развитие внешнеторговых операций затрудняли спекулянты, которые заранее узнавали о предполагаемых советских заказах на определенные товары, скупали эти товары и затем пытались навязывать советским представительствам высокие цены. Так, например, уполномоченный Петроградской продовольственной управы, имевший разрешение шведских властей на вывоз 200 тыс. кос, мог закупить только 20 тыс. кос. Остальные косы перехватили спекулянты, которые старались контрабандой переправлять их в Россию609. Препятствием к развитию внешнеторгового оборота явился отказ правительств капиталистических стран официально признавать Советское правительство. 1 октября 1918 г. правительство Великобритании дало распоряжение о прекращении экспорта в Россию. 10 октября 1919 г. страны Антанты и США официально объявили блокаду Советской России и призвали нейтральные, а также соседние с Россией страны к участию в экономической изоляции нашего государства. Однако Россия располагала важными полезными ископаемыми, многими ценными видами продуктов и сырья, в которых испытывал острую потребность весь капиталистический мир. В. И. Ленин подчеркивал, что «в конце концов мир должен будет прийти к нам за этим, невзирая на то, большевизм у нас или не большевизм»610. «Без России Европа не сможет встать на ноги». Так и произошло. Сырьевой голод и трудности сбыта продукции вынудили 16 января 1920 г. Верховный совет Антанты принять решение о снятии экономической блокады.
Но сразу же после отмены экономической блокады крупнейшие капиталистические банки и некоторые государства наложили эмбарго на советское золото, которое в то время было единственным средством расчета по сделкам советских организаций с капиталистическими фирмами. Золотая блокада Советской республики явилась не менее серьезным препятствием в налаживании торговых отношений, чем общая блокада. Однако усилиями советских организаций, в результате успешных торговых переговоров и сделок, заключенных в 1920 г., золотая блокада была прорвана (окончательно ликвидирована она была в связи с заключением временного торгового соглашения Российской Республики с Англией 16 марта 1921 г.). Это позволило стране провести закупки товаров на золото в ряде стран, хотя и по высоким ценам — советское золото принималось в платежных операциях с другими странами со скидкой в 15—25%. Потери Советской России от золотой блокады составили около 45 млн. руб. по старому курсу611.
1920 г. ознаменовался заключением ряда мирных договоров со странами, граничащими с нашей страной, что, несомненно, имело важное значение для улучшения внешнеполитического положения Советской республики и создавало условия для налаживания торговых отношений.
В 1918 г. наибольшее практическое значение для советского народного хозяйства имел товарообмен с Украиной, оккупированной тогда немецкими империалистами.
Германские империалисты пытались сначала добиться свободного провоза материалов и сырья из советских районов для оккупированной Украины. Советская власть отвергла подобные требования. Несмотря на враждебное отношение к Советскому государству, буржуазное правительство Украины и его немецкие хозяева вынуждены были вести товарообмен с Советской Россией.
Регулированием товарообмена с Украиной занималась товарообменная комиссия при ВСНХ; закупкой, обменом и транспортировкой продовольствия на Украине ведало специальное объединение продовольственных и кооперативных организаций — Росспродбюро. Комиссия по товарообмену с Украиной получала заявки от советских хозяйственных ведомств о потребном количестве металла, угля и других товаров для ввоза из Украины в обмен на советские товары. Был составлен импортно-экспортный план товарообмена с Украиной.
Внешняя торговля 1918—1920 гг. ограничивалась почти исключительно импортом. Наиболее оживленный товарообмен в этот период наблюдался в 1918 г. — 6,4 млн. руб. по экспорту и 82,5 млн. руб. по импорту.
В 1919 г., когда экономическая изоляция России проявилась с наибольшей силой, сумма экспорта составляла всего 0,1 млн. руб., а в 1920 г. — 1,1 млн. руб. Импорт в 1919 г. составил 2,5 млн. руб., в 1920 г. — 22,5 млн. руб.612 Наиболее крупные сделки в первой половине 1919 г. были заключены с немецкими и шведскими фирмами на поставку оптического и хирургического инструментария (6,6 млн. руб.), а также типографического оборудования (0,5 млн. шведских крон) и др.613
В 1920 г. наиболее крупными экспортерами товаров в Россию были Швеция (5,9 млн. руб.), Германия (5 млн. руб.) и Великобритания (4,7 млн. руб.)614. В структуре советского экспорта 1920 г. преобладали лес, целлюлозно-бумажные изделия, текстильное сырье и полуфабрикаты — более 68%. Свыше 58% импорта составляли промышленные товары народного потребления — обувь, ткани, одежда, белье. Машины и оборудование занимали в импорте 1920 г. лишь 15%615.
В. И. Ленин придавал большое значение и развитию экономических связей. Весной 1918 г. был составлен план развития советско-американских отношений, которым предусматривался ввоз из США в Советскую страну машин, станков, средств транспорта, металлов, предметов потребления — сахара, пшеницы, тканей и др., и вывоз в США льна, кожи, шкур и т.д. Предполагалось привлечение американского капитала к эксплуатации ископаемых богатств и водных ресурсов России616. Советские представители в течение 1918 и 1919 гг. предприняли определенные шаги для установления экономических связей с деловыми кругами США. Но правительство США отвергло все предложения о торговле с Советской Россией.
Сразу же после победы Октябрьской революции правительство США заявило о непризнании Советского правительства и наложило эмбарго на вывоз товаров в Россию до установления в ней «твердой власти». В ноябре 1917 г. была запрещена торговля с Россией без лицензий. В дальнейшем США отказались от официального эмбарго, с февраля 1918 г. торговля могла осуществляться при наличии лицензий, выдаваемых только с разрешения госдепартамента США.
Несмотря на официальные заявления о нежелании вмешиваться во внутренние дела Советской России, правительство США фактически встало на путь помощи русской контрреволюции, а затем открыто примкнуло к интервенции, начатой Антантой против Страны Советов. США оказывали прямую помощь белым армиям, снабжая их деньгами, оружием, обмундированием, продуктами питания. Для этой цели были использованы средства, предоставленные бывшим послом Временного правительства в США Бахметьевым. За время от 1 декабря 1917 г. до 1 января 1920 г. на эту помощь было израсходовано 77 325 936 долл.617
После разгрома внутренней контрреволюции в России и военной иностранной интервенции США были вынуждены отказаться от экономического бойкота Советского государства. 7 июля 1920 г. США объявили о снятии запрета на торговлю с Россией, но продолжали активно участвовать в золотой блокаде, в США был наложен прямой запрет на покупку советского золота.
Однако деловые круги США проявляли живой интерес к налаживанию торговых отношений с Россией. Корреспонденты американской прессы в начале 1920 г. обратились к В. И. Ленину с вопросами о возможности установления экономических связей Советской России с США и другими капиталистическими странами. Ленин заявил о готовности Советского правительства вступить в деловые сношения с Америкой, как и с другими странами. «Я не вижу никаких причин, — говорил Ленин, — почему такое социалистическое государство, как наше, не может иметь неограниченные деловые отношения с капиталистическими странами». Что касается Америки и американских капиталистов, ответ Ленина был очень определенным: «Мы готовы даже заплатить им золотом за полезные для транспорта и производства машины, орудия и проч. И не только золотом, но и сырьем»618.
С первых же месяцев установления Советской власти в России выявилось враждебное к ней отношение правительства Великобритании. Великобритания явилась инициатором иностранной интервенции в Советскую Россию. Естественно, что об организации нормальных торговых отношений с ней в тех условиях не могло быть и речи. Оборот Англии с Россией, которая прежде была одним из основных ее торговых партнеров, резко сократился. Оккупированные англичанами северные и южные порты и территории стали основными пунктами массового вывоза важных продуктов, бывших основными предметами русского экспорта. Англичане пользовались подкрепляемым оружием правом на скупку леса и льна, цены на которые были установлены на чрезвычайно низком уровне. В 1918 г. лен составил 50% всего английского импорта из России. А на юге предметом грабежа была бакинская нефть. Англичане в самых разнообразных формах поддерживали русскую контрреволюцию.
Только после официальной отмены блокады России в январе 1920 г. начались торговые переговоры Англии с представителями Советской России. Поскольку юридически Советское правительство не было признано, все переговоры и торговые сделки осуществлялись от имени Всероссийского союза потребительных обществ — Центросоюза. Л. Б. Красин, руководитель делегации Центросоюза, писал: «Правительственный характер делегации был очевиден для всех, но идея блокады России до такой степени еще владела умами европейских политиков, что они не представляли себе возможными переговоры с представителями России иначе, как под этой кооперативной вывеской»619. Летом 1920 г. в Лондоне было создано Всероссийское кооперативное акционерное общество («Аркос») для осуществления англо-советской торговли.
История ведения русско-английских переговоров лишний раз продемонстрировала правильность ленинских положений о наличии двух тенденций в отношениях капиталистических стран к стране социализма. Нараставший в Англии экономический кризис, массовая безработица, резкое падение объема промышленного производства все острее ставили вопрос о рынках сбыта, вынуждали предпринимателей налаживать торговлю с Россией. Возможность получения крупных заказов на производство оборудования и покупки качественного русского сырья интересовали английских промышленников. Одновременно в Англии очень сильна была враждебная тенденция. Поэтому англо-русские торговые переговоры продолжались с переменным успехом в течение нескольких месяцев и лишь 16 марта 1921 г. завершились подписанием первого англо-советского торгового договора.
В. И. Ленин придавал большое значение заключению торгового договора с Англией как одной из промышленно развитых капиталистических держав и внимательно следил за ходом переговоров. «Наша цель сейчас, — говорил он в декабре 1920 г. на VIII Всероссийском съезде Советов, — получить торговое соглашение с Англией, чтобы начать товарообмен более правильно, чтобы для нашего широкого плана восстановления народного хозяйства получить возможность закупить необходимые машины возможно скорее. Чем скорее мы это сделаем, тем больше у нас будет основ для экономической независимости от капиталистических стран»620.
В ходе переговоров возрастал и реальный интерес к советским заказам. В сентябре 1920 г. советскими хозяйственными органами был сдан крупный заказ на английское сукно. Начались переговоры с крупными автомобильными фирмами. Было заключено предварительное соглашение с заводом «Армстронг» о передаче ему 1500 наших паровозов для ремонта на 5 лет. Велись переговоры также с телеграфной компанией «Mapкони»621.
Советская торговая делегация по дороге в Лондон весной 1920 г. заключила два торговых соглашения, которые были первыми после прорыва экономической блокады. 21 марта 1920 г. в Копенгагене было подписано соглашение между Центросоюзом и Итальянской кооперацией, которое, однако, большого практического значения не имело; 15 мая 1920 г. в Стокгольме было подписано торговое соглашение с Объединением шведских промышленников и торговцев. В объединение входило 14 крупнейших промышленных предприятий во главе с паровозостроительным акционерным обществом «Нюдквист и Хольм». Центросоюз получал право закупки в Швеции товаров на сумму 100 млн. шведских крон, внеся залог в золоте 25 млн. шведских крон. Договор сыграл крупную роль в прорыве золотой блокады и в развитии торговых сношений России с капиталистическими странами.
В дополнение к договору шведский паровозостроительный концерн обязался поставить 1000 шведских локомотивов, из которых первые 100 должны были быть изготовлены в период с августа 1920 г. до октября 1921 г. «Придаем заключенному договору, — писал В. И. Ленин, — значение главным образом с целью воздействия на крупные паровозостроительные заводы Европы и Америки»622. Благодаря договору удалось получить из Швеции, помимо паровозов, другой железнодорожный материал, насосы, пилы, напильники, топоры, проволоку, свинец и др.
Одновременно делегацией Центросоюза был заключен контракт с датскими фирмами о поставке сельскохозяйственных машин, электрооборудования и других изделий. С норвежской фирмой был подписан контракт о поставке каменного угля.
Торговые отношения с Германией, прерванные мировой войной, возобновились после заключения в марте 1918 г. Брест-Литовского мирного договора. Товарообмен с Германией продолжался лишь несколько месяцев летом и осенью 1918 г., после переворота в Германии в ноябре 1918 г. Брестский договор был аннулирован. В 1919 г. были заключены отдельные торговые сделки с Германией, причем в импорте из Германии на первом месте стояли: табак, спички, краски, сельскохозяйственные машины, телефонные и телеграфные аппараты. В 1920 г. удельный вес Германии во внешнем товарообороте России превысил 20%.
Характеризуя внешнюю торговлю 1918—1920 гг., нельзя не остановиться на экономических отношениях с ближайшими соседями — прибалтийскими странами.
Первым был подписан мирный договор с Эстонией — 2 февраля 1920 г. Подписание договора имело принципиальное значение, оно означало прорыв дипломатической блокады Советской России. Ленин писал: «Им открывается для нас возможность начать товарообмен со странами Запада»623. 12 июля 1920 г. подписан мирный договор с Литвой, 11 августа 1920 г. с Латвией. Основными принципами торговых договоров с этими странами явились: принцип наибольшего благоприятствования; свобода транзита (товары, провозились через территорию одной из договаривающихся сторон, не облагались никакими ввозными пошлинами и транзитными налогами) и т.д.
Нормализация отношений с прибалтийскими странами сыграла большую роль в организации товарооборота с Западом. Практически вся торговля в 1920 г. с важнейшими контрагентами Советской России (Швецией, Англией, Германией) осуществлялась транзитом через прибалтийские страны, главным образом через Эстонию. Да и сама Эстония в 1920 г. в советском импорте занимала четвертое место после Швеции, Германии и Англии. В Эстонии были закуплены сельскохозяйственные орудия и машины, пилы, напильники, телефонное и телеграфное имущество, дубильный экстракт, химикалии и т.д.
14 октября 1920 г. был заключен мирный договор между Советской Россией и Финляндией. Договор основывался на принципе мирного сосуществования и сотрудничества государств различных систем и способствовал установлению добрососедских отношений с Финляндией.
Государственная монополия внешней торговли помогла оградить строящееся советское народное хозяйство от всевозможных попыток иностранного (в то время главным образом немецкого) капитала проникнуть в отдельные отрасли нашей промышленности, захватить природные богатства нашей страны, от попыток империалистов лишить Советскую республику экономической самостоятельности.