1. Планомерная мобилизация промышленности
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75
Советская промышленность в годы иностранной интервенции и гражданской войны выполнила огромную работу по снабжению фронта оружием и боеприпасами, снаряжением и обмундированием, предметами потребления. Эта работа протекала в труднейших условиях, когда враги отрезали от Советской страны основные топливные, сырьевые и продовольственные районы. Как известно, оккупированные интервентами и белогвардейцами районы занимали ранее преобладающее место в добыче каменного угля и нефти, производстве чугуна, стали, хлопка, сахара, они давали большую часть хлеба. Свыше половины заводов, выполнявших ранее военные заказы, оказались на отрезанной врагом территории706.
Советская страна представляла собой осажденный военный лагерь. Американские, японские и англо-французские империалисты перехватили все морские и иные пути сообщения России с внешним миром. Страна подверглась экономической блокаде, которая усиливала трудности с топливом, сырьем и оборудованием, поскольку промышленность России пользовалась ранее преимущественно импортными машинами и материалами, а также многими видами стратегического сырья. Трудности, связанные с иностранной военной интервенцией, гражданской войной и вражеской блокадой, усугублялись унаследованным от прошлого уродливым размещением промышленности по стране, когда важнейшие производства и предприятия тяжелой и легкой промышленности Центрального района и Петрограда были оторваны от источников сырья, металла, угля, нефти, хлопка.
«Наша страна, — писал Ленин в «Правде» 15 февраля 1919 г., — разорена четырехлетней преступной войной капиталистов больше, чем другие страны. Везде разруха и расстройство, нет товаров, в городах и в неземледельческих губерниях страшный, мучительный голод. Приходится напрягать все силы, чтобы победить разруху, победить голод, победить войска помещиков и капиталистов, пытающихся добиться восстановления старой власти царя и богачей, эксплуататоров»707.
Многократная и продолжительная оккупация интервентами и белогвардейцами Донбасса, Баку, Урала, Западной Сибири причинила огромный ущерб промышленности, транспорту и сельскому хозяйству, принесла неисчислимые бедствия трудящимся города и деревни. Интервенты и белогвардейские банды разрушали и сжигали фабрики и заводы, железнодорожные сооружения и подвижной состав, увозили или портили оборудование предприятий и мастерских, забирали сырье и материалы, топливо, разоряли крестьянские хозяйства, грабили и убивали население. Результатом интервенции явилось усиление разрухи, расстройство хозяйственной жизни страны, колоссальный ущерб в имуществе, естественных богатствах, живой рабочей силе и как выражение этого — резкое падение национального дохода (с 21 млрд. руб. в 1913 г. до 10,5 млрд. руб. в 1920 г.). Общий ущерб, нанесенный Советской стране интервентами и белогвардейцами, составил приблизительно 39 млрд. руб. золотом, что означало сокращение на ¼ национального богатства страны708.
В невероятно трудных условиях, при нехватке топлива, сырья, продовольствия Советская власть организовала военное производство для фронта, снабжение армии вооружением и снаряжением, продовольствием, снабжение населения предметами первой необходимости. Сосредоточение в руках государства основных средств производства и плановое регулирование народного хозяйства сыграли огромную роль в мобилизации и использовании хозяйственных ресурсов страны для победоносного завершения отечественной войны против интервентов и внутренней контрреволюции.
Планы мобилизации народного хозяйства разрабатывались Советским государством с начала 1918 г. Еще в январе 1918 г. Совет Народных Комиссаров дал задание соответствующим органам республики определить, какие предметы вооружения и военного снаряжения должно вырабатывать и в каких процентах по отношению к производству военного времени. С развертыванием военных действий против интервентов и белогвардейцев партия и правительство проводят мероприятия по увеличению производства вооружения и снаряжения для армии.
В августе 1918 г. была образована Чрезвычайная комиссия по снабжению Красной Армии (Чрезкомснаб), на которую возлагались задачи мобилизации промышленности, координации производства и распределения вооружения и снаряжения, а также контроль за их использованием. Комиссии было предоставлено право размещения военных заказов на всех предприятиях страны. Она контролировала всю военную промышленность и выполнение военных заказов гражданской промышленностью. Комиссия становилась центром, координирующим производство и распределение военного снаряжения. После образования Совета Обороны Чрезкомснаб стал работать под его руководством.
Для объединения, согласования и регулирования военной промышленности в августе 1919 г. был учрежден Совет военной промышленности (Промвоенсовет), работавший по указаниям Совета Обороны. Он объединял крупнейшие оборонные предприятия, рассматривал производственные программы заводов, распределял военные заказы, осуществлял технический контроль за их выполнением, оказывал содействие в снабжении оборонных (в первую очередь артиллерийских, пулеметных, оружейных и патронных) заводов сырьем, топливом, оборудованием и рабочей силой, утверждал финансовые сметы на военные заказы и т.д.
Делом мобилизации ряда отраслей промышленности на военные нужды занимался Отдел военных заготовок ВСНХ (Центровоензаг), на который было возложено снабжение армии обмундированием, обозным и инженерным имуществом. В важнейших промышленных районах создавались воензаги при местных советах народного хозяйства.
При помощи системы плановых заданий и отраслевых планов осуществлялось планомерное руководство производством и распределением промышленной продукции, заготовкой и использованием топлива, сырья и продовольствия, а также перевозкой всего необходимого для фронта и военного хозяйства.
Советская оборонная промышленность работала по строго централизованному плану. Планомерно распределялись материальные фонды государства в соответствии с задачами дня. Предприятия получали сырье, нужные машины и топливо от вышестоящих хозяйственных органов и по их указаниям сдавали свою продукцию. Важное место в системе военного хозяйства занимали топливные планы, помогавшие правильно использовать имеющееся топливо для поддержания военной промышленности и транспорта, городского хозяйства. Плановое руководство перевозками обеспечивало необходимую переброску войск, вооружения, снаряжения, топлива и продовольствия.
Одна из характерных особенностей планирования хозяйства в этот период состоит в том, что текущие планы производства и распределения военной и гражданской продукции составлялись на короткие сроки. Ленин указывал, что в 1918—1919 гг. «никто не мог подумать о запасе или распределении на год, а могли только думать на три недели или на две, а третью «будем посмотреть»709.
Важнейшим принципом плановой организации военной экономики явился принцип выделения ударных, т.е. решающих для обороны страны отраслей хозяйства, ведомств и предприятий и сосредоточение на них основных сил и средств. Во имя лозунга «Все для фронта, все для победы» приходилось во что бы то ни стало обеспечивать решающие для обороны страны отрасли хозяйства, идти сознательно на неудовлетворение ряда насущных потребностей остальных отраслей хозяйства, ведомств и предприятий. Основное внимание было обращено на развитие военной индустрии и связанных с ней отраслей хозяйства.
Советская промышленность работала по заказам главков и центров ВСНХ, которые исходили из военно-хозяйственных планов Совета Обороны. Если в 1918 г. по плановым заданиям промышленных управлений и комитетов (главков и центров) ВСНХ работало 1500 обследованных предприятий, то в 1920 г. по плановым заданиям высших хозяйственных органов государства работало уже до 2500 фабрик и заводов; в то же время число предприятий, работавших по заказам местных хозяйственных ведомств, систематически сокращалось. Эти данные характеризуют процесс централизации планового руководства промышленным производством в период гражданской войны.
Обстановка гражданской войны требовала проведения жесткого централизма в хозяйственном управлении страной, последовательного и твердого осуществления единоначалия. Партия и правительство указывали: «Наряду с коллегиальностью обсуждения и решения неуклонно проводить осуществление единоличной ответственности за исполнение как определенных видов работ, так и отдельных операций»710.
В период гражданской войны продолжалась работа по строительству и укреплению советской системы управления хозяйством. Коммунистическая партия добивалась все более активного участия рабочих в управлении хозяйством. Во всех звеньях хозяйственного аппарата рабочим принадлежало большинство в управляющих органах. Ленин в 1920 г. отмечал, что рабочие составляют более 60%, т.е. почти две трети, всего состава руководящих органов ВСНХ, промышленных центров и главков, губернских советов народного хозяйства и предприятий711.
IX съезд партии особо подчеркнул задачу постоянного привлечения свежих сил из среды рабочего класса, способных выполнять организаторскую работу в промышленности. Для подготовки хозяйственных кадров из рабочих на крупных предприятиях и при кустах предприятий создавались «курсы промышленной администрации». В резолюции съезда о профсоюзах указано, что одной из важных задач советских профсоюзов является «подготовка офицерского кадра нашей промышленности из рабочих, т.е. дело профессионально-технического обучения»712.
Как и в период мирного строительства, во время гражданской войны к хозяйственной работе привлекались специалисты. Коммунистическая партия руководствовалась при этом ленинским указанием о том, что использование знаний и опыта специалистов — необходимое условие, без которого нельзя создать крепкую армию и прочную оборону страны. «Организационная творческая дружная работа должна сжать буржуазных специалистов так, чтобы они шли в шеренгах пролетариата, как бы они ни сопротивлялись и ни боролись на каждом шагу»713.
Большую роль в привлечении специалистов для работы по усилению обороны страны сыграл Научно-технический отдел ВСНХ, созданный в августе 1918 г. В работе государственного центра по координации научных исследований участвовали в качестве экспертов и консультантов 250 профессоров, 300 инженеров, около 240 других специалистов; среди них были ученые с мировым именем — Н. Е. Жуковский, А. Н. Крылов, А. Н. Туполев, Н. Д. Зелинский, И. М. Губкин, И. А. Каблуков и др.714
Центральной задачей советской промышленности было обеспечение снабжения фронта. «Больше всего нуждается наша армия в снабжении: в одежде, оружии, снарядах. В разоренной стране приходится употреблять громадные усилия, чтобы покрывать эту потребность армии…»715, — писал Ленин в июле 1919 г.
В первый период войны были мобилизованы и использованы запасы вооружения и снаряжения, оставшиеся в России после первой мировой войны. По решению Совета Обороны, опубликованному в «Известиях ВЦИК» 13 декабря 1918 г., был проведен на складах всех ведомств повсеместный учет пригодного для армии имущества. На этих складах было учтено много винтовок, пулеметов, патронов, артиллерийских снарядов, армейского снаряжения и обмундирования. Такая работа по учету и использованию пригодного для снабжения армии имущества проводилась и в последующие годы войны.
Война требовала развертывания производства вооружения, боеприпасов, снаряжения и обмундирования. Совет Обороны наметил программу расширения военного производства и усиления снабжения фронта оружием, боеприпасами, снаряжением. Для выработки плана военного производства и снабжения был собран большой материал, в частности от органов военного снабжения были получены списки предприятий и хозяйственных объединений, которые ранее являлись поставщиками различного рода вооружения и снаряжения для армии. Партия и правительство призвали все Советы депутатов, совнархозы и военные органы на местах развивать широкую инициативу в деле производства вооружения и боеприпасов, заготовки предметов военного снабжения. Совет Обороны обязал Чрезкомснаб содействовать и доставлять местным хозяйственным органам все необходимое для военного производства сырье, материалы, оборудование, а также «вводить необходимый контроль и необходимое единство в процесс восстановления производства по обслуживанию разносторонних нужд армии»716.
Повсеместно создавались комиссии помощи фронту из представителей партийных, советских и профессиональных организаций. Совет Обороны особо отметил достижения Краснопресненской (Москва) комиссии помощи фронту и дал указание осветить эту работу в печати «с целью вызвать соревнование». Краснопресненская комиссия помощи фронту в течение первой недели своей деятельности в ноябре 1918 г. выявила на заводах района большое количество необходимых для фронта и военной промышленности материалов, снаряжения и боеприпасов. Комиссия провела специальную анкету, уточнившую, какие предметы для армии вырабатывало предприятие в первую мировую войну, что производило после революции, что может давать для фронта в настоящее время, в какой срок может перейти на выработку военной продукции. В результате была установлена возможность производства на фабриках и заводах района самой разнообразной продукции для фронта — боеприпасов, снаряжения, продуктов питания и т.д. На совещании представителей заводов и фабрик района была намечена программа развертывания производства вооружения и предметов снаряжения для фронта. В Рогожско-Симоновском районе Москвы к работе комиссии помощи фронту были привлечены все фабрично-заводские комитеты. Как отмечалось в «Правде» 4 октября 1918 г., комиссия ставила своей задачей «выяснение количества фабрик и заводов в районе, могущих быть пущенными в ход для использования находящихся в наличности материалов для нужд армии, устройство сборов, посылку на фронт литературы и проч.».
В кратчайший срок советы народного хозяйства под руководством партии и правительства провели огромную работу по возрождению военной промышленности, мобилизации всей промышленности, по организации производства для снабжения Красной Армии. К началу 1919 г. на оборону работало свыше 50 специализированных военных и 330 промышленных предприятий, производивших одежду, обувь и другие предметы военного снабжения. В апреле 1919 г. на военных и невоенных, но работавших на Красную Армию заводах было занято 862 тыс. рабочих; только на военных заводах в металлической промышленности в середине 1919 г. работало 110,4 тыс. рабочих и служащих717.
В условиях разрухи, преодолевая голод, холод и другие лишения, рабочий класс Советской страны самоотверженно трудился на оборону, снабжая Красную Армию оружием, боеприпасами и снаряжением. В передовых рядах тружеников тыла были рабочие Москвы и Петрограда, Иваново-Вознесенска, Нижнего Новгорода, Тулы и других промышленных центров страны.
Большую работу по снабжению фронта вооружением и снаряжением выполнила промышленность Петрограда и Москвы. В Петрограде выделился ряд ударных заводов, работавших образцово несмотря на тяжелые условия, трудности с сырьем, топливом, продовольствием. Были пущены в ход многие предприятия и кустарные мастерские, которые могли работать на местном сырье и топливе. Хотя рабочим Петрограда, отмечал В. И. Ленин, приходится нести больше тягот, чем рабочим в других промышленных центрах, «ни малейшего упадка сил среди питерских рабочих нет. Наоборот. Они закалены. Они нашли новые силы. Они выдвигают свежих борцов»718.
Важную роль в снабжении армии оружием и патронами сыграла металлическая промышленность Тулы, которая была главной кузницей оружия в годы гражданской войны. Большое значение в военном хозяйстве имел также нижегородский промышленный район с его Сормовскими, Выксунскими, Кулебакскими и другими заводами, а также рядом предприятий, переведенных сюда из прифронтовых мест719.
Работа для фронта развертывалась по всей стране, в том числе и в районах, освобождаемых от интервентов и белогвардейцев. Так, после освобождения Урала, районов Украины от вражеских войск там налаживалось производство вооружения, боеприпасов и снаряжения для Красной Армии, создавались базы военного снабжения720.
Оборона страны настоятельно требовала строжайшей экономии в использовании ресурсов страны. Совет Обороны призывал правильно и экономно использовать каждый пуд хлеба и угля, каждое полено дров, каждый аршин мануфактуры, требовал суровой кары за бесхозяйственность и расточительность, за перерасход топлива, электроэнергии, сырья и материалов. Он добивался точного учета производимой продукции, средств производства и предметов широкого потребления, строгого их хранения, полного порядка в складском хозяйстве. По заданию правительства работники Государственного контроля регулярно проверяли постановку учета и организацию работы в продовольственных, топливных, транспортных и других ведомствах, предприятиях и учреждениях.
Оборудование, сырье и материалы, готовая продукция распределялись по государственным планам снабжения, которые составлялись хозяйственными наркоматами и главками, а также Комиссией использования материальных ресурсов при ВСНХ и утверждались Советом Обороны или Советом Народных Комиссаров. В первый период войны приходилось ограничиваться распределением наличных ресурсов по отдельным заявкам ведомств и предприятий. С налаживанием военного хозяйства, улучшением учета и укреплением планового начала распределение материальных ресурсов стало вестись преимущественно по заранее установленным планам. В 1918 г. было утверждено 19 планов использования, в 1919 г. — 33, за 10 месяцев 1920 г. — 55721.
Плановая организация производства, распределения и использования продукции промышленности была одним из важных факторов, обеспечивших победу в войне. Ленин неоднократно указывал, что при правильном использовании ресурсов Советское государство может продержаться очень и очень долго, может успешно решить военно-хозяйственную задачу, несмотря на трудности интервенции, гражданской войны и блокады.
Концентрация максимума сил и средств на решающих участках военного хозяйства, на основных предприятиях — один из главных принципов советской организации военного хозяйства. «Мы, — писал Ленин в феврале 1920 г., — умели побеждать, ибо правильно определяли самую неотложную, самую насущную, самую злободневную задачу и на ней сосредоточивали действительно все силы всех трудящихся, всего народа»722.
Советская промышленность в годы иностранной интервенции и гражданской войны выполнила огромную работу по снабжению фронта оружием и боеприпасами, снаряжением и обмундированием, предметами потребления. Эта работа протекала в труднейших условиях, когда враги отрезали от Советской страны основные топливные, сырьевые и продовольственные районы. Как известно, оккупированные интервентами и белогвардейцами районы занимали ранее преобладающее место в добыче каменного угля и нефти, производстве чугуна, стали, хлопка, сахара, они давали большую часть хлеба. Свыше половины заводов, выполнявших ранее военные заказы, оказались на отрезанной врагом территории706.
Советская страна представляла собой осажденный военный лагерь. Американские, японские и англо-французские империалисты перехватили все морские и иные пути сообщения России с внешним миром. Страна подверглась экономической блокаде, которая усиливала трудности с топливом, сырьем и оборудованием, поскольку промышленность России пользовалась ранее преимущественно импортными машинами и материалами, а также многими видами стратегического сырья. Трудности, связанные с иностранной военной интервенцией, гражданской войной и вражеской блокадой, усугублялись унаследованным от прошлого уродливым размещением промышленности по стране, когда важнейшие производства и предприятия тяжелой и легкой промышленности Центрального района и Петрограда были оторваны от источников сырья, металла, угля, нефти, хлопка.
«Наша страна, — писал Ленин в «Правде» 15 февраля 1919 г., — разорена четырехлетней преступной войной капиталистов больше, чем другие страны. Везде разруха и расстройство, нет товаров, в городах и в неземледельческих губерниях страшный, мучительный голод. Приходится напрягать все силы, чтобы победить разруху, победить голод, победить войска помещиков и капиталистов, пытающихся добиться восстановления старой власти царя и богачей, эксплуататоров»707.
Многократная и продолжительная оккупация интервентами и белогвардейцами Донбасса, Баку, Урала, Западной Сибири причинила огромный ущерб промышленности, транспорту и сельскому хозяйству, принесла неисчислимые бедствия трудящимся города и деревни. Интервенты и белогвардейские банды разрушали и сжигали фабрики и заводы, железнодорожные сооружения и подвижной состав, увозили или портили оборудование предприятий и мастерских, забирали сырье и материалы, топливо, разоряли крестьянские хозяйства, грабили и убивали население. Результатом интервенции явилось усиление разрухи, расстройство хозяйственной жизни страны, колоссальный ущерб в имуществе, естественных богатствах, живой рабочей силе и как выражение этого — резкое падение национального дохода (с 21 млрд. руб. в 1913 г. до 10,5 млрд. руб. в 1920 г.). Общий ущерб, нанесенный Советской стране интервентами и белогвардейцами, составил приблизительно 39 млрд. руб. золотом, что означало сокращение на ¼ национального богатства страны708.
В невероятно трудных условиях, при нехватке топлива, сырья, продовольствия Советская власть организовала военное производство для фронта, снабжение армии вооружением и снаряжением, продовольствием, снабжение населения предметами первой необходимости. Сосредоточение в руках государства основных средств производства и плановое регулирование народного хозяйства сыграли огромную роль в мобилизации и использовании хозяйственных ресурсов страны для победоносного завершения отечественной войны против интервентов и внутренней контрреволюции.
Планы мобилизации народного хозяйства разрабатывались Советским государством с начала 1918 г. Еще в январе 1918 г. Совет Народных Комиссаров дал задание соответствующим органам республики определить, какие предметы вооружения и военного снаряжения должно вырабатывать и в каких процентах по отношению к производству военного времени. С развертыванием военных действий против интервентов и белогвардейцев партия и правительство проводят мероприятия по увеличению производства вооружения и снаряжения для армии.
В августе 1918 г. была образована Чрезвычайная комиссия по снабжению Красной Армии (Чрезкомснаб), на которую возлагались задачи мобилизации промышленности, координации производства и распределения вооружения и снаряжения, а также контроль за их использованием. Комиссии было предоставлено право размещения военных заказов на всех предприятиях страны. Она контролировала всю военную промышленность и выполнение военных заказов гражданской промышленностью. Комиссия становилась центром, координирующим производство и распределение военного снаряжения. После образования Совета Обороны Чрезкомснаб стал работать под его руководством.
Для объединения, согласования и регулирования военной промышленности в августе 1919 г. был учрежден Совет военной промышленности (Промвоенсовет), работавший по указаниям Совета Обороны. Он объединял крупнейшие оборонные предприятия, рассматривал производственные программы заводов, распределял военные заказы, осуществлял технический контроль за их выполнением, оказывал содействие в снабжении оборонных (в первую очередь артиллерийских, пулеметных, оружейных и патронных) заводов сырьем, топливом, оборудованием и рабочей силой, утверждал финансовые сметы на военные заказы и т.д.
Делом мобилизации ряда отраслей промышленности на военные нужды занимался Отдел военных заготовок ВСНХ (Центровоензаг), на который было возложено снабжение армии обмундированием, обозным и инженерным имуществом. В важнейших промышленных районах создавались воензаги при местных советах народного хозяйства.
При помощи системы плановых заданий и отраслевых планов осуществлялось планомерное руководство производством и распределением промышленной продукции, заготовкой и использованием топлива, сырья и продовольствия, а также перевозкой всего необходимого для фронта и военного хозяйства.
Советская оборонная промышленность работала по строго централизованному плану. Планомерно распределялись материальные фонды государства в соответствии с задачами дня. Предприятия получали сырье, нужные машины и топливо от вышестоящих хозяйственных органов и по их указаниям сдавали свою продукцию. Важное место в системе военного хозяйства занимали топливные планы, помогавшие правильно использовать имеющееся топливо для поддержания военной промышленности и транспорта, городского хозяйства. Плановое руководство перевозками обеспечивало необходимую переброску войск, вооружения, снаряжения, топлива и продовольствия.
Одна из характерных особенностей планирования хозяйства в этот период состоит в том, что текущие планы производства и распределения военной и гражданской продукции составлялись на короткие сроки. Ленин указывал, что в 1918—1919 гг. «никто не мог подумать о запасе или распределении на год, а могли только думать на три недели или на две, а третью «будем посмотреть»709.
Важнейшим принципом плановой организации военной экономики явился принцип выделения ударных, т.е. решающих для обороны страны отраслей хозяйства, ведомств и предприятий и сосредоточение на них основных сил и средств. Во имя лозунга «Все для фронта, все для победы» приходилось во что бы то ни стало обеспечивать решающие для обороны страны отрасли хозяйства, идти сознательно на неудовлетворение ряда насущных потребностей остальных отраслей хозяйства, ведомств и предприятий. Основное внимание было обращено на развитие военной индустрии и связанных с ней отраслей хозяйства.
Советская промышленность работала по заказам главков и центров ВСНХ, которые исходили из военно-хозяйственных планов Совета Обороны. Если в 1918 г. по плановым заданиям промышленных управлений и комитетов (главков и центров) ВСНХ работало 1500 обследованных предприятий, то в 1920 г. по плановым заданиям высших хозяйственных органов государства работало уже до 2500 фабрик и заводов; в то же время число предприятий, работавших по заказам местных хозяйственных ведомств, систематически сокращалось. Эти данные характеризуют процесс централизации планового руководства промышленным производством в период гражданской войны.
Обстановка гражданской войны требовала проведения жесткого централизма в хозяйственном управлении страной, последовательного и твердого осуществления единоначалия. Партия и правительство указывали: «Наряду с коллегиальностью обсуждения и решения неуклонно проводить осуществление единоличной ответственности за исполнение как определенных видов работ, так и отдельных операций»710.
В период гражданской войны продолжалась работа по строительству и укреплению советской системы управления хозяйством. Коммунистическая партия добивалась все более активного участия рабочих в управлении хозяйством. Во всех звеньях хозяйственного аппарата рабочим принадлежало большинство в управляющих органах. Ленин в 1920 г. отмечал, что рабочие составляют более 60%, т.е. почти две трети, всего состава руководящих органов ВСНХ, промышленных центров и главков, губернских советов народного хозяйства и предприятий711.
IX съезд партии особо подчеркнул задачу постоянного привлечения свежих сил из среды рабочего класса, способных выполнять организаторскую работу в промышленности. Для подготовки хозяйственных кадров из рабочих на крупных предприятиях и при кустах предприятий создавались «курсы промышленной администрации». В резолюции съезда о профсоюзах указано, что одной из важных задач советских профсоюзов является «подготовка офицерского кадра нашей промышленности из рабочих, т.е. дело профессионально-технического обучения»712.
Как и в период мирного строительства, во время гражданской войны к хозяйственной работе привлекались специалисты. Коммунистическая партия руководствовалась при этом ленинским указанием о том, что использование знаний и опыта специалистов — необходимое условие, без которого нельзя создать крепкую армию и прочную оборону страны. «Организационная творческая дружная работа должна сжать буржуазных специалистов так, чтобы они шли в шеренгах пролетариата, как бы они ни сопротивлялись и ни боролись на каждом шагу»713.
Большую роль в привлечении специалистов для работы по усилению обороны страны сыграл Научно-технический отдел ВСНХ, созданный в августе 1918 г. В работе государственного центра по координации научных исследований участвовали в качестве экспертов и консультантов 250 профессоров, 300 инженеров, около 240 других специалистов; среди них были ученые с мировым именем — Н. Е. Жуковский, А. Н. Крылов, А. Н. Туполев, Н. Д. Зелинский, И. М. Губкин, И. А. Каблуков и др.714
Центральной задачей советской промышленности было обеспечение снабжения фронта. «Больше всего нуждается наша армия в снабжении: в одежде, оружии, снарядах. В разоренной стране приходится употреблять громадные усилия, чтобы покрывать эту потребность армии…»715, — писал Ленин в июле 1919 г.
В первый период войны были мобилизованы и использованы запасы вооружения и снаряжения, оставшиеся в России после первой мировой войны. По решению Совета Обороны, опубликованному в «Известиях ВЦИК» 13 декабря 1918 г., был проведен на складах всех ведомств повсеместный учет пригодного для армии имущества. На этих складах было учтено много винтовок, пулеметов, патронов, артиллерийских снарядов, армейского снаряжения и обмундирования. Такая работа по учету и использованию пригодного для снабжения армии имущества проводилась и в последующие годы войны.
Война требовала развертывания производства вооружения, боеприпасов, снаряжения и обмундирования. Совет Обороны наметил программу расширения военного производства и усиления снабжения фронта оружием, боеприпасами, снаряжением. Для выработки плана военного производства и снабжения был собран большой материал, в частности от органов военного снабжения были получены списки предприятий и хозяйственных объединений, которые ранее являлись поставщиками различного рода вооружения и снаряжения для армии. Партия и правительство призвали все Советы депутатов, совнархозы и военные органы на местах развивать широкую инициативу в деле производства вооружения и боеприпасов, заготовки предметов военного снабжения. Совет Обороны обязал Чрезкомснаб содействовать и доставлять местным хозяйственным органам все необходимое для военного производства сырье, материалы, оборудование, а также «вводить необходимый контроль и необходимое единство в процесс восстановления производства по обслуживанию разносторонних нужд армии»716.
Повсеместно создавались комиссии помощи фронту из представителей партийных, советских и профессиональных организаций. Совет Обороны особо отметил достижения Краснопресненской (Москва) комиссии помощи фронту и дал указание осветить эту работу в печати «с целью вызвать соревнование». Краснопресненская комиссия помощи фронту в течение первой недели своей деятельности в ноябре 1918 г. выявила на заводах района большое количество необходимых для фронта и военной промышленности материалов, снаряжения и боеприпасов. Комиссия провела специальную анкету, уточнившую, какие предметы для армии вырабатывало предприятие в первую мировую войну, что производило после революции, что может давать для фронта в настоящее время, в какой срок может перейти на выработку военной продукции. В результате была установлена возможность производства на фабриках и заводах района самой разнообразной продукции для фронта — боеприпасов, снаряжения, продуктов питания и т.д. На совещании представителей заводов и фабрик района была намечена программа развертывания производства вооружения и предметов снаряжения для фронта. В Рогожско-Симоновском районе Москвы к работе комиссии помощи фронту были привлечены все фабрично-заводские комитеты. Как отмечалось в «Правде» 4 октября 1918 г., комиссия ставила своей задачей «выяснение количества фабрик и заводов в районе, могущих быть пущенными в ход для использования находящихся в наличности материалов для нужд армии, устройство сборов, посылку на фронт литературы и проч.».
В кратчайший срок советы народного хозяйства под руководством партии и правительства провели огромную работу по возрождению военной промышленности, мобилизации всей промышленности, по организации производства для снабжения Красной Армии. К началу 1919 г. на оборону работало свыше 50 специализированных военных и 330 промышленных предприятий, производивших одежду, обувь и другие предметы военного снабжения. В апреле 1919 г. на военных и невоенных, но работавших на Красную Армию заводах было занято 862 тыс. рабочих; только на военных заводах в металлической промышленности в середине 1919 г. работало 110,4 тыс. рабочих и служащих717.
В условиях разрухи, преодолевая голод, холод и другие лишения, рабочий класс Советской страны самоотверженно трудился на оборону, снабжая Красную Армию оружием, боеприпасами и снаряжением. В передовых рядах тружеников тыла были рабочие Москвы и Петрограда, Иваново-Вознесенска, Нижнего Новгорода, Тулы и других промышленных центров страны.
Большую работу по снабжению фронта вооружением и снаряжением выполнила промышленность Петрограда и Москвы. В Петрограде выделился ряд ударных заводов, работавших образцово несмотря на тяжелые условия, трудности с сырьем, топливом, продовольствием. Были пущены в ход многие предприятия и кустарные мастерские, которые могли работать на местном сырье и топливе. Хотя рабочим Петрограда, отмечал В. И. Ленин, приходится нести больше тягот, чем рабочим в других промышленных центрах, «ни малейшего упадка сил среди питерских рабочих нет. Наоборот. Они закалены. Они нашли новые силы. Они выдвигают свежих борцов»718.
Важную роль в снабжении армии оружием и патронами сыграла металлическая промышленность Тулы, которая была главной кузницей оружия в годы гражданской войны. Большое значение в военном хозяйстве имел также нижегородский промышленный район с его Сормовскими, Выксунскими, Кулебакскими и другими заводами, а также рядом предприятий, переведенных сюда из прифронтовых мест719.
Работа для фронта развертывалась по всей стране, в том числе и в районах, освобождаемых от интервентов и белогвардейцев. Так, после освобождения Урала, районов Украины от вражеских войск там налаживалось производство вооружения, боеприпасов и снаряжения для Красной Армии, создавались базы военного снабжения720.
Оборона страны настоятельно требовала строжайшей экономии в использовании ресурсов страны. Совет Обороны призывал правильно и экономно использовать каждый пуд хлеба и угля, каждое полено дров, каждый аршин мануфактуры, требовал суровой кары за бесхозяйственность и расточительность, за перерасход топлива, электроэнергии, сырья и материалов. Он добивался точного учета производимой продукции, средств производства и предметов широкого потребления, строгого их хранения, полного порядка в складском хозяйстве. По заданию правительства работники Государственного контроля регулярно проверяли постановку учета и организацию работы в продовольственных, топливных, транспортных и других ведомствах, предприятиях и учреждениях.
Оборудование, сырье и материалы, готовая продукция распределялись по государственным планам снабжения, которые составлялись хозяйственными наркоматами и главками, а также Комиссией использования материальных ресурсов при ВСНХ и утверждались Советом Обороны или Советом Народных Комиссаров. В первый период войны приходилось ограничиваться распределением наличных ресурсов по отдельным заявкам ведомств и предприятий. С налаживанием военного хозяйства, улучшением учета и укреплением планового начала распределение материальных ресурсов стало вестись преимущественно по заранее установленным планам. В 1918 г. было утверждено 19 планов использования, в 1919 г. — 33, за 10 месяцев 1920 г. — 55721.
Плановая организация производства, распределения и использования продукции промышленности была одним из важных факторов, обеспечивших победу в войне. Ленин неоднократно указывал, что при правильном использовании ресурсов Советское государство может продержаться очень и очень долго, может успешно решить военно-хозяйственную задачу, несмотря на трудности интервенции, гражданской войны и блокады.
Концентрация максимума сил и средств на решающих участках военного хозяйства, на основных предприятиях — один из главных принципов советской организации военного хозяйства. «Мы, — писал Ленин в феврале 1920 г., — умели побеждать, ибо правильно определяли самую неотложную, самую насущную, самую злободневную задачу и на ней сосредоточивали действительно все силы всех трудящихся, всего народа»722.