2. Снабжение населения в период «военного коммунизма»
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75
Иностранная интервенция и гражданская война потребовали изменения организации снабжения в стране.
До перехода к политике «военного коммунизма» допускалась частная торговля предметами потребления под контролем местных продовольственных органов. В условиях гражданской войны и интервенции сохранение свободы торговли создало бы прямую угрозу революции. Спекулятивный характер частной торговли, особенно торговли хлебом, представлял собой серьезную опасность для народного хозяйства. Поэтому в период «военного коммунизма» необходимо было запретить свободу торговли.
Как уже указывалось, национализация и муниципализация частной торговли, не только оптовой, но и розничной, началась еще в 1918 г. Однако эта национализация проходила недостаточно организованно. Трудность заключалась прежде всего в распыленности мелких торговых предприятий. Прежде чем национализировать их, необходимо было провести соответствующую подготовительную работу, обеспечить дальнейшее снабжение торговых предприятий товарами, чтобы не поставить в тяжелое положение потребителей, подготовить замену частной торговли государственной и кооперативной.
Решающим шагом в деле национализации торговли явился декрет Совета Народных Комиссаров от 21 ноября 1918 г. «Об организации снабжения населения всеми продуктами и предметами личного потребления и домашнего хозяйства»1034. Декретом было установлено, что для организации планомерного снабжения населения из государственных и кооперативных распределительных пунктов, которые должны были заменить частную торговую сеть, заготовка всех продуктов, предназначенных для личного потребления и домашнего хозяйства, возлагается на Наркомпрод. Непосредственное руководство всем делом снабжения населения промышленной и кустарной продукцией было возложено на организованное в составе Наркомпрода Главное управление продуктораспределения (Главпродукт). Для осуществления закупок немонополизированных продуктов Главпродукту было предоставлено право организовать соответствующие закупочно-регулирующие центры, привлекая к этой работе кооперативные организации. На Главпродукт возлагались также организация торговой инспекции и проведение других мер по урегулированию товарного обращения в стране.
Согласно декрету, все изделия, вырабатываемые на национализированных фабриках, заводах и других предприятиях, взятых на учет ВСНХ, подлежали передаче Наркомпроду на основании планов использования. Снабжение населения товарами было возложено на государственные и кооперативные торговые предприятия.
Декрет устанавливал порядок национализации и муниципализации частных торговых предприятий. Национализация оптовых торговых фирм могла осуществляться только Народным комиссариатом продовольствия или уполномоченными им органами. Муниципализация возлагалась на местные органы Наркомпрода. Муниципализации подлежали розничные и оптовые торговые предприятия, имевшие местное значение, в первую очередь торговавшие теми продуктами, которые объявлялись монопольными.
Постановлением ВСНХ и Наркомпрода от 26 ноября 1918 г.1035 была объявлена государственная монополия торговли важнейшими товарами (сахар, кондитерские изделия, чай, соль, спички, ткани, обувь, галоши, мыло и др.). Частная торговля этими предметами первой необходимости была запрещена. Подрывая экономическую силу торговой буржуазии, государственная торговая монополия являлась одной из форм осуществления контроля и учета за распределением товаров. Она позволяла осуществлять единую политику снабжения, сосредоточить в руках государства все заготовки сельскохозяйственных продуктов, распределение товаров и снабжение населения.
Серьезным вопросом, требовавшим скорейшего решения, явился вопрос о взаимоотношениях между органами Наркомпрода и потребительской кооперацией. Распределением продуктов среди населения в 1918 г. параллельно занимались три системы: продовольственные органы, рабочая и общегражданская кооперации. Разногласия между ними мешали налаживанию снабжения населения, углубляли продовольственные трудности. Нередко кооперативные организации нарушали установленные планы распределения продуктов, произвольно их изменяли, направляя продукты в различные пункты по своему усмотрению.
Для усиления контакта с потребительской кооперацией декретом от 21 ноября 1918 г.1036 было предусмотрено, что в состав правлений Центросоюза, областных и губернских союзов должны входить представители Наркомпрода.
С целью дальнейшей перестройки потребительской кооперации и подчинения ее интересам народа Советом Народных Комиссаров был принят декрет от 16 марта 1919 г. «О потребительских коммунах»1037. В декрете указывалось на необходимость создать единый распределительный аппарат; потребительские кооперативы в городах и сельских местностях были объединены в единый распределительный орган — потребительскую коммуну1038. В результате проведенных перевыборов правлений кооперативных организаций в их руководстве было усилено влияние пролетарских элементов.
Важнейшей особенностью реорганизованной кооперации явилось обязательное участие в ней всего населения. Каждый гражданин обязан был стать членом коммуны и приписаться к одному из ее распределительных пунктов. При этом было установлено бесплатное членство. Потребительским коммунам передавались все магазины, лавки, склады, а также распределение предметов первой необходимости по указаниям и под контролем Наркомпрода и его местных органов.
В результате проведенных мероприятий роль потребительской кооперации в осуществлении государственных планов распределения значительно возросла. Кооперативные организации, охватывающие широкие массы трудящихся, являлись более подготовленным техническим аппаратом для реализации государственных задач в области распределения и заготовок сельскохозяйственных продуктов.
Для дальнейшего улучшения работы кооперации Советское правительство приняло декрет от 27 января 1920 г.1039 «Об объединений всех видов кооперативных организаций». Все кредитные и ссудно-сберегательные кооперативные товарищества, а также их районные, губернские и областные союзы влились в находившиеся в тех же местах потребительские общества и их союзы, а Всероссийские центры сельскохозяйственной, промысловой и других видов кооперации были слиты с Цетросоюзом на правах секций. На потребительскую кооперацию было возложено выполнение закупочно-сбытовых функций, которые осуществлялись ранее другими видами кооперации.
Все эти мероприятия не значили огосударствления кооперации. В. И. Ленин резко выступал против каких бы то ни было попыток в этом направлении. Он указывал, что линия на огосударствление кооперации «…есть дух чекистский, неправильно внесенный в хозяйственный вопрос»1040.
Выполняя государственные функции снабжения населения по заданиям и под контролем Наркомпрода, потребительская кооперация вместе с тем сохраняла самостоятельность как общественная организация, основанная на самодеятельности всех членов и выборности руководящих органов. Благодаря тому, что функция снабжения населения товарами была возложена в основном на потребительскую кооперацию, ее обороты резко возросли. В 1919 г. оборот Центросоюза составил 4418 млн. руб., в 1920 г. — уже 9067 млн. руб. (по твердым ценам)1041.
Постепенное расширение круга планируемых товаров и увеличение их общей массы потребовали определенной организации самого планирования, создания центрального органа планирования распределения товаров.
Вначале, декретом ВЦИК от 27 мая 1918 г. «О реорганизаций Народного Комиссариата Продовольствия и местных продовольственных органов»1042, утверждение общего плана распределения предметов первой необходимости было возложено на Наркомпрод, который должен был действовать согласованно с ВСНХ, регулирующим их производство. Для разработки планов распределения предметов первой необходимости, заготовки сельскохозяйственных продуктов и товарообмена, а также координации действий организаций, ведающих снабжением, при Наркомпроде был учрежден Совет снабжения — совещательный орган, состоявший из представителей Наркомпрода, ВСНХ и некоторых других ведомств.
Однако в дальнейшем, специально для разработки планов использования всех продуктов питания и предметов потребления, которые вырабатывались национализированными фабриками и заводами, а также предприятиями, взятыми на учет органами ВСНХ, декретом Совета Народных Комиссаров от 21 ноября 1918 г. была образована Комиссия использования при ВСНХ1043. В нее входили представители ВСНХ, Народного комиссариата продовольствия и Народного комиссариата торговли и промышленности (позднее Наркомвнешторга).
Составными элементами планов, разрабатывавшихся Комиссией использования, являлись, во-первых, материальные балансы ресурсов, в которых определялись количества продуктов, предназначавшихся для экспорта, резерва и промышленного потребления, а также для распределения среди населения, во-вторых, установление оптовых и розничных цен, в-третьих, распределение фондов, предназначенных для населения, по отдельным районам и назначениям.
Уже в декабре 1918 г. были выработаны Комиссией использования и утверждены Президиумом ВСНХ и Наркомпродом планы использования 19 видов продуктов питания и предметов широкого потребления (рыбы, мяса, сахара, соли, тканей, ниток, обуви, галош, керосина и др.)1044. По большинству товаров планы использования были составлены на весь 1919 г. Однако некоторая часть этих планов не устанавливала абсолютных размеров фондов, предназначавшихся для населения, а лишь определяла нормы снабжения.
По мере налаживания производства, совершенствования учета и планирования, более точного выявления ресурсов и потребностей народного хозяйства Комиссия использования перешла к составлению отдельных материальных балансов и развернутых планов, все более расширяя круг товаров, включаемых в эти планы. В 1919 г. планы были составлены по 44, а в 1920 г. — по 48 группам различных товаров и материалов, охватывавшим 352 наименования1045.
Организация планирования распределения товаров проходила с большими трудностями, сталкиваясь с саботажем классовых врагов, неорганизованностью ряда хозяйственных звеньев, местническими тенденциями, наконец, с трудностями, обусловленными гражданской войной и иностранной интервенцией. Само планирование вначале страдало серьезными недостатками, но постепенно качество его улучшалось; планы распределения становились неотъемлемым элементом государственного планирования народного хозяйства.
Обеспеченность продуктами питания по-разному складывалась на селе и в городе, а также в различных районах страны (табл. 2).
Таблица 2
Потребление хлеба и крупы на душу населения (в пуд., в переводе на зерно) *
|
Городское население |
Сельское население |
||
производящие губ. |
потребляющие губ. |
производящие губ. |
потребляющие губ. |
|
1918/19 г. |
10,25 |
7,4 |
16,9 |
11,0 |
До первой мировой войны (в среднем) |
|
13,96 |
16,10 |
14,16 |
* «Бюллетень ЦСУ», 1920, № 19—20, стр. 3—5.
Данные о потреблении хлеба и крупы по 26 губерниям, приведенные в таблице, показывают, во-первых, что если до первой мировой войны городское население потребляло хлеба в среднем на душу примерно столько же, сколько сельское население потребляющих губерний, и немногим меньше (на 13%), чем сельское население производящих губерний, то в 1918/19 г. положение резко изменилось. В производящих губерниях уровень потребления хлеба городским населением был на 40% ниже, чем уровень потребления сельским населением. Потребление же хлеба городским населением непроизводящих губерний было на 1/3 меньше, чем сельским населением этих губерний, и в 2,3 раза меньше, чем сельским населением производящих губерний.
Во-вторых, потребление хлеба и крупы городским населением уменьшилось против среднего уровня потребления в довоенное время на 27—30% в производящих и почти вдвое — в потребляющих губерниях. В то же время сельское население производящих губерний потребляло хлеба в 1918/19 г. даже несколько больше, чем в среднем до первой мировой войны, а потребляющих губерний уменьшило потребление по сравнению с довоенным уровнем на 22,3%.
По данным обследования, проведенного в январе — марте 1920 г., потребление крестьянами хлеба и крупы (в переводе на зерно, в расчете на год) повысилось еще более: в 16 потребляющих губерниях — до 14,1 пуд. и в 14 производящих губерниях — до 17,4, а в среднем по 30 обследованным губерниям — до 15,7 пуд.1046
Что касается таких продовольственных товаров промышленного производства, как сахар и соль, то положение с ними было тяжелым и в городе, и в деревне. В связи с тем, что большая часть сахарных заводов находилась на Украине, временно оккупированной белогвардейскими войсками и интервентами, население получало сахар в очень незначительных количествах, главным образом из имевшихся у государства небольших запасов и за счет ограниченного объема производства заводов центральных районов, работавших с большими перебоями. Если в январе — сентябре 1919 г. удалось отправить в различные районы страны 4,5 млн. пуд. сахара (что было во много раз меньше потребления сахара в довоенные годы), то с сентября 1919 г. по май 1920 г. было отправлено только 0,9 млн. пуд.
В начале 1919 г. вместо минимально необходимых 3000—3500 калорий на одного взрослого едока мужского пола в семьях рабочих приходилось 2268 калорий. Особенно снизилась калорийность пищи в крупнейших промышленных центрах: в Петрограде она составляла только 1598, а в Москве — 2066 калорий1047. Крайне скудное питание в этот период характеризовалось также ухудшением состава пищи вследствие уменьшения белков и жиров.
Городское население получало продукты питания из двух основных источников: снабжение продовольствием по карточкам и приобретение продуктов на рынке.
Карточная система снабжения как форма государственного регулирования потребления была введена еще в период первой мировой войны в ряде стран, в том числе и в России. Но в условиях капиталистического общества государственное регулирование было направлено к одной цели — ограничить потребление продовольственных продуктов широкими массами населения, главным образом трудящихся. Буржуазия имела много способов обходить карточную систему, приобретая продукты по вольным ценам.
Иной характер имела карточная система, введенная Советским государством. Основной ее целью было, исходя из имевшихся в условиях экономической разрухи ресурсов, обеспечить минимальные потребности трудящихся. Основным принципом снабжения населения стал лозунг «кто не работает, тот не ест». Советское государство стремилось обеспечить в первую очередь потребности трудящихся города и деревни. Классовая политика снабжения, которую осуществляла Советская власть, была важнейшим условием спасения жизни миллионов трудящихся.
Карточная система снабжения совершенствовалась постепенно. В первые месяцы после Октябрьской революции не было еще единой для всей республики карточной системы. Как правило, тогда не было дифференциации норм выдачи продуктов различным категориям населения. Некоторое исключение составлял отпуск хлеба по карточкам, да и то лишь в ограниченном числе городов.
Уравнительный отпуск продуктов по карточкам не соответствовал классовому принципу снабжения. Его несовершенство становилось все более ощутимым по мере усиления продовольственного кризиса, уменьшения количества продуктов, поступавших государству, а следовательно, и населению. В этих условиях больше всего страдали трудящиеся, не имевшие возможности широко пользоваться «вольным» рынком с его ростом цен. Это привело к абсолютному уменьшению потребления среди рабочего населения. Недостаток питания отразился на производительности труда, вызвал отлив части рабочих из промышленных центров в деревню.
Необходимо было отказаться от уравнительного снабжения населения продуктами питания, и в пределах имеющихся у государства возможностей обеспечить преимущественное снабжение трудящихся, и в первую очередь рабочих.
Пересмотр прежнего порядка снабжения населения продуктами по карточкам начался в Петрограде, где с 1 июля 1918 г. был введен так называемый классовый паек1048. В конце июля 1918 г. коллегия Народного комиссариата продовольствия вынесла постановление о необходимости применения классового пайка во всех населенных пунктах городского типа. Этим постановлением намечалось проведение в общегосударственном масштабе новых принципов снабжения населения1049. Вслед за Петроградом с 1 сентября 1918 г. началось применение классового пайка в Москве1050; опыт этих городов стал распространяться в Твери, Ярославле, Иваново-Вознесенске, Смоленске, Туле и других промышленных центрах.
Вначале в Петрограде и Москве были установлены четыре категории карточек. В зависимости от условий труда рабочие снабжались по карточкам либо первой, либо второй категории, служащие — второй или третьей, нетрудовые элементы — четвертой. В конце 1918 г. вместо прежних четырех категорий были приняты три категории, причем по первой получали продукты все рабочие, занятые физическим трудом, а также кормящие матери, домашние хозяйки в семьях, состоящих не менее чем из четырех человек, дети от 1 года до 12 лет; по второй — служащие, учащиеся, дети от 12 до 16 лет, домашние хозяйки в семьях, состоящих не менее чем из трех человек, по третьей — лица, эксплуатировавшие наемный труд, имевшие различного рода предприятия, а также лица свободных профессий и др.
Введение классового пайка позволило обеспечить в большей мере снабжение продуктами рабочих и других групп трудящихся. Но абсолютные нормы снабжения населения были полуголодными. Даже по карточкам первой категории в среднем выдавалось в день немногим более 1/3 фунта хлеба, по карточкам второй категории около 1/16 фунта. Вместе с картофелем (в среднем в день 1,75 фунта для первой категории и 1,5 — для второй) этот рацион был уже несколько более значительным.
С конца 1919 г. было введено «целевое снабжение» рабочих наиболее важных отраслей промышленности и предприятий, а также других групп трудящихся по более высоким нормам, чем по обычным карточкам. Вначале оно было установлено для рабочих военной промышленности и связанных с ней отраслей. Затем, по мере победы на фронтах и успешного завершения гражданской войны, целевое снабжение постепенно распространялось и на отрасли гражданской промышленности.
В декабре 1919 г. целевым снабжением пользовалось 642 тыс. человек, к концу 1920 г. — уже 2738,8 тыс., а к марту-апрелю 1921 г. — 3708,6 тыс.1051 Это составляло более половины всех рабочих. Всего же на централизованном снабжении государства состояло в эти годы более 35 млн. человек (без армии)1052.
Декрет Совета Народных Комиссаров от 30 апреля 1920 г. о введении трудового продовольственного пайка1053 устанавливал более единообразное распределение продуктов питания среди трудящихся и принимал во внимание их участие в общественном производстве1054. Этот декрет предусматривал дифференциацию снабжения по трем основным группам трудящихся: а) рабочие физического труда, занятые в советских предприятиях и учреждениях; б) лица, занятые умственным и конторским трудом в советских учреждениях и предприятиях; в) лица, занятые в частных предприятиях, учреждениях и хозяйствах, не эксплуатирующие чужого труда. Для некоторых групп трудящихся были установлены специальные нормы снабжения. Позже была осуществлена дальнейшая унификация норм снабжения рабочих и служащих.
Благодаря мероприятиям Коммунистической партии и Советского правительства по мобилизации всех продовольственных ресурсов и планомерной организации снабжения трудящихся, питание населения постепенно улучшалось, несмотря на экономическую разруху и блокаду, которой подверглась страна. В табл. 3 показана динамика потребления отдельных продуктов семьями рабочих и служащих в 1919—1920 гг.
Таблица 3
Динамика потребления некоторых продуктов питания в среднем приходящихся на душу населения в 1919—1920 гг. (фунтов) *
|
Рабочие |
Служащие |
||||||
хлеб |
мука |
картофель |
мясо и рыба |
хлеб |
мука |
картофель |
мясо и рыба |
|
Март-апрель 1919 г. |
0,666 |
0,370 |
1,109 |
0,215 |
0,614 |
0,402 |
1,112 |
0,242 |
Июль 1919 г. |
0,562 |
0,571 |
0,957 |
0,102 |
0,500 |
0,526 |
0,861 |
0,156 |
Декабрь 1919 г. |
0,735 |
0,499 |
1,580 |
0,120 |
0,680 |
0,481 |
1,419 |
0,170 |
Май 1920 г. |
0,817 |
0,455 |
0,959 |
0,061 |
0,707 |
0,359 |
0,984 |
0,098 |
Октябрь 1920 г. |
0,964 |
0,345 |
1,355 |
0,114 |
0,854 |
0,337 |
1,221 |
0,198 |
* «Сборник статистических сведений по Союзу ССР. 1919—1923». За пять лет работы ЦСУ. М., 1924., стр. 380, 381, 384—385.
Из этих данных видно, что с марта-апреля 1919 г. по октябрь 1920 г. в семьях рабочих и служащих потребление хлеба увеличилось на 40—45%, картофеля — на 10—20%, потребление мяса и рыбы сократилось; к концу 1920 г. несколько уменьшилось потребление муки, что объясняется повышением потребления печеного хлеба.
В связи с общим увеличением потребления значительно повысилась калорийность питания трудящихся, особенно в Петрограде, Москве и некоторых промышленных центрах.
С конца 1920 г. нормы снабжения населения были значительно повышены и стали более устойчивыми. Так, по основной норме была установлена выдача на каждого трудящегося в месяц: хлеба печеного — 30 фунтов, мяса или рыбы — 4, жиров — 0,5, сахара — 0,5, овощей — 20, соли — 1, мыла — 0,25, суррогатов кофе — 0,25 фунта. Усиленные нормы снабжения предусматривали повышение количества хлеба в месяц до 45—60 фунтов, мяса или рыбы — до 7,5—15, сахара — до 1—1,5 фунтов1055.
Недостаток продуктов питания в стране, особенно ощущавшийся в крупных городах и промышленных центрах, требовал изыскания таких форм распределения, которые обеспечивали бы наиболее экономное использование имевшихся ресурсов и рациональное потребление продуктов населением. Одной из таких форм являлось общественное питание, занявшее важное место в снабжении населения.
Общественное питание начало широко развиваться в 1918 г. в Москве и Петрограде. Несмотря на большие трудности в его организации, связанные с недостатком продовольствия и топлива, отсутствием предметов оборудования кухонь и столовых, сеть общественных столовых быстро росла. Уже к октябрю 1918 г. в Москве было 339 коммунальных столовых, а к 1 ноября 1919 г. —448. Число питавшихся в этих столовых увеличилось за год почти на 50% и достигло 281,5 тыс. человек1056.
Кроме коммунальных столовых, в Москве существовало довольно много частных столовых, работу которых контролировали органы Наркомпрода. Отпуск обедов в коммунальных и частных предприятиях питания производился вначале без карточек и лишь к концу 1919 г. карточки были введены и в общественных столовых.
В Петрограде карточная система с самого начала была распространена и в сфере общественного питания. Ввиду полного отсутствия в Петрограде продуктов на «вольном» рынке и сокращения выдач их по индивидуальным карточкам, значительная часть населения Петрограда пользовалась общественным питанием. В октябре 1918 г. общественные столовые обслуживали только 73 тыс. человек, а к январю 1919 г. — уже около 289 тыс. К концу же 1919 г. сеть коммунальных столовых расширилась до 263 предприятий, обслуживавших 884 тыс. человек1057.
Вначале общественное питание было подсобным, второстепенным, однако во второй половине 1919 г. в Петрограде и Москве оно стало основным видом питания. Некоторые продукты, такие, например, как рыба, мясо, овощи, жиры, крупа, выдавались населению только через общественные столовые в виде готовой пищи. Естественно, что при отпуске продуктов через пункты общественного питания осуществлялся тот же классовый принцип снабжения, что и при снабжении населения по карточкам.
Постепенно вслед за Москвой и Петроградом общественное питание стало развиваться и в других городах и промышленных центрах. Число трудящихся, пользовавшихся общественным питанием в городах, исключая столицы, достигло в 1920 г. более 1,5 млн. человек. Кроме того, в общественных столовых питалось до 550 тыс. железнодорожников1058.
Огромное значение в развитии общественного питания и повышении его экономической роли имел декрет Совета Народных Комиссаров от 17 января 1920 г. о бесплатном общественном питании1059. Вначале бесплатное общественное питание было введено в Москве и Петрограде, затем оно получило распространение и в других промышленных центрах. Охватив большое число рабочих и служащих (только по Москве и Петрограду — более 800 тыс. человек), бесплатное общественное питание существенно улучшило положение трудящихся. Вместе с тем бесплатное питание в общественных столовых означало частичную натурализацию заработной платы трудящихся.
В рассматриваемый период государство проявляло особую заботу о детях. В постановлении Совета Народных Комиссаров от 14 сентября 1918 г.1060 подчеркивалось, что детское питание является первоочередной задачей; правительство обязало все продовольственные организации выдавать матерям, принадлежащим к трудящемуся населению и кормящим грудью детей, паек первой категории; ввести особые детские карточки для детей до 1 года; выдавать всем детям от года до 5 лет дополнительный паек, организовать столовые при всех школах для снабжения школьников горячей пищей, обеспечить продуктами питательные пункты для детей, не обучавшихся в школах. В дальнейшем, декретом Совнаркома от 17 мая 1919 г.1061 было введено бесплатное питание детей до 16-летнего возраста в крупных городах и промышленных центрах как по карточкам, так и через общественные детские столовые. Бесплатным питанием пользовались все дети, независимо от классовой принадлежности их родителей.
К концу 1919 г. в Москве имелось 230 детских столовых, из них в школах — 112. Из 225 тыс. детей в возрасте от 5 до 16 лет к столовым было приписано 217 тыс., т.е. 97%. Общая сумма государственных расходов на бесплатное питание детей (в расчете на год) исчислялась в 6820 млн. руб. (по твердым ценам)1062. Помимо бесплатного питания детей в столовых производилась также бесплатная выдача продуктов по детским карточкам.
Советское государство отпускало значительные средства на организацию и содержание детских домов и яслей, на обеспечение детей тех рабочих, которые получали невысокую зарплату. Местные Советы организовали особый «фонд детского питания» за счет обложения населения, в первую очередь капиталистических элементов. «Миллионы детей мы кормим за счет государства при всем нашем безденежье»1063, — говорил М. И. Калинин 6 июля 1919 г. Если в первый период детские столовые охватывали около 3 млн. детей промышленных центров, то в 1920 г. бесплатное питание получали уже 6 млн. детей.
Несмотря на некоторое улучшение снабжения трудящихся, продуктов питания, которыми располагало государство (1918—1920 гг.), не хватало для удовлетворения потребностей населения. В связи с этим городское население вынуждено было пользоваться нелегальным рынком. По расчетам Центрального статистического управления, в 1918/19 г. в 26 губерний республики было доставлено 125,9 млн. пуд. хлеба, из которых 55,7 млн. — органами Наркомпрода и 70,2 млн., или 55,8% всего доставленного количества хлеба, — мешочниками1064.
По материалам обследования питания городского населения, проведенного Центральным статистическим управлением в марте-апреле 1919 г., в 12 обследованных производящих губерниях городское население получило по карточкам 52,4% всего количества потребленного хлеба, в городах же 15 потребляющих губерний население получило по карточкам в среднем около 40% всего хлеба, а остальное количество приобрело на «вольном» рынке у спекулянтов1065.
Поскольку рыночные спекулятивные цены на хлеб в 8—10 раз превышали твердые государственные цены, то в денежных затратах населения на приобретение продуктов питания основное место занимали покупки на рынке1066.
Указывая на то, что городское рабочее население в 1918/19 г. только половину продуктов получало от государства, а другую половину покупало на «вольном» рынке, В. И. Ленин писал: «При этом за первую половину рабочий платит одну десятую всех своих расходов на продовольствие, а за вторую — девять десятых… Спекулянты неслыханно грабят его»1067.
В результате постепенного улучшения продовольственного снабжения населения доля хлебных продуктов, приобретенных по карточкам, при общем увеличении потребления этих продуктов в большей части обследованных городов постепенно возрастала, а покупка на рынке — сокращалась. Так, в мае 1920 г. снабжение рабочих по карточкам хлебом, мукой и крупой, вместе взятыми, достигло 58,5%1068.
Таким образом, к середине 1920 г. экономическая роль государственного снабжения городского населения важнейшими продуктами питания значительно повысилась.
Существенным подспорьем для трудящихся служило также подсобное хозяйство в виде огородов, получивших в 1919—1920 гг. весьма широкое распространение в городах.
Огромные трудности стояли перед государством в области снабжения населения непродовольственными товарами. В 1919 г. Наркомпродом было распределено 618 млн. арш. тканей, из которых для рабочих предназначалось 105 млн., для остальных групп городских трудящихся — 188 млн. и для сельского населения — 325 млн. арш. К 1920 г. запасы тканей резко уменьшились, вследствие чего фонд тканей для снабжения населения был определен только в размере 80 млн. арш., которые были направлены в деревню. Впоследствии для этой цели были дополнительно выделены еще 55 млн. арш., а для снабжения рабочих и служащих — 60 млн.1069
Крайне ограниченными тогда возможностями располагало государство для снабжения населения обувью, спичками, керосином, мылом. Отпуск предметов широкого потребления населению производился по карточкам или ордерам.
Важным мероприятием в области снабжения населения был переход в 1920 г. к бесплатному отпуску продуктов. Декретом Совета Народных Комиссаров от 4 декабря 1920 г.1070 было установлено, что государственные и кооперативные распределительные органы отпускают трудящимся продовольственные продукты по карточкам бесплатно. 17 декабря 1920 г.1071 этот порядок был распространен и на предметы широкого потребления, а затем и на топливо1072. Переход к бесплатному отпуску населению продовольственных товаров и предметов широкого потребления означал полную натурализацию заработной платы трудящихся.
Наряду с известной натурализацией обмена, связанной с проведением продовольственной разверстки и натурализацией заработной платы, стихийно развивались товарно-денежные отношения на «вольном рынке». Таким образом, в сфере обращения происходил двойственный процесс.
Под влиянием недостатка товаров и спекулятивной торговли рыночные цены росли из месяца в месяц. Если в январе 1920 г. розничные цены московских рынков выросли по сравнению с ценами 1913 г. более чем в 6 тыс. раз, то в декабре 1920 г. они выросли уже в 30 тыс. раз1073.
Советское государство вело борьбу со спекуляцией и хищничеством. Она являлась важным звеном в общей цепи мероприятий по налаживанию снабжения населения предметами первой необходимости. Ряд декретов и постановлений правительства предусматривал серьезные наказания за спекуляцию и намечал различные меры борьбы с ней: организацию заградительных отрядов, недопущение погрузки частными лицами зерна, муки и других продуктов; реквизицию незаконно провозимых продуктов и т.п.
Рыночные формы обмена, товарно-денежные отношения в обычном их понимании не могли в этот период обеспечить получение государством даже минимального количества продуктов, жизненно необходимых для снабжения армии и тыла. Именно поэтому Советское государство вынуждено было пойти на коренное изменение обычных форм и методов товарного обмена. Установившиеся в период проведения политики «военного коммунизма» основные формы обмена в конечном итоге свелись к обязательной продовольственной разверстке хлеба и других сельскохозяйственных продуктов и к государственному снабжению трудящихся предметами первой необходимости.
Продовольственная разверстка как вынужденный метод заготовок сельскохозяйственных продуктов, бесплатный трудовой паек как метод снабжения населения крайне сузили товарно-денежные отношения в стране, но они все же сохранялись на протяжении всего этого периода, хотя и в ограниченных рамках. Даже в условиях осуществления продовольственной разверстки во взаимоотношениях с крестьянами государством в известной степени использовались такие инструменты товарно-денежного хозяйства, как деньги, цена.
Купля-продажа с помощью денежных расчетов применялась и во взаимоотношениях кооперативных и государственных торговых организаций с промышленными государственными предприятиями — поставщиками товаров.
Отношения купли-продажи существовали также в товарном обмене с кустарной промышленностью, особенно в связи с опубликованным 26 апреля 1919 г. декретом ВЦИК «О мерах содействия кустарной промышленности»1074, которым закупка и продажа кустарных изделий с целью улучшения снабжения трудящихся, в частности, возлагались на государственные и кооперативные организации.
Следовательно, механизм товарно-денежных отношений применялся в некоторой степени и в период «военного коммунизма». Но так как в этот период государство не располагало материальными возможностями для осуществления нормального эквивалентного обмена, то сами по себе товарно-денежные отношения не могли быть положены в основу обмена между городом и деревней.
Иностранная интервенция и гражданская война потребовали изменения организации снабжения в стране.
До перехода к политике «военного коммунизма» допускалась частная торговля предметами потребления под контролем местных продовольственных органов. В условиях гражданской войны и интервенции сохранение свободы торговли создало бы прямую угрозу революции. Спекулятивный характер частной торговли, особенно торговли хлебом, представлял собой серьезную опасность для народного хозяйства. Поэтому в период «военного коммунизма» необходимо было запретить свободу торговли.
Как уже указывалось, национализация и муниципализация частной торговли, не только оптовой, но и розничной, началась еще в 1918 г. Однако эта национализация проходила недостаточно организованно. Трудность заключалась прежде всего в распыленности мелких торговых предприятий. Прежде чем национализировать их, необходимо было провести соответствующую подготовительную работу, обеспечить дальнейшее снабжение торговых предприятий товарами, чтобы не поставить в тяжелое положение потребителей, подготовить замену частной торговли государственной и кооперативной.
Решающим шагом в деле национализации торговли явился декрет Совета Народных Комиссаров от 21 ноября 1918 г. «Об организации снабжения населения всеми продуктами и предметами личного потребления и домашнего хозяйства»1034. Декретом было установлено, что для организации планомерного снабжения населения из государственных и кооперативных распределительных пунктов, которые должны были заменить частную торговую сеть, заготовка всех продуктов, предназначенных для личного потребления и домашнего хозяйства, возлагается на Наркомпрод. Непосредственное руководство всем делом снабжения населения промышленной и кустарной продукцией было возложено на организованное в составе Наркомпрода Главное управление продуктораспределения (Главпродукт). Для осуществления закупок немонополизированных продуктов Главпродукту было предоставлено право организовать соответствующие закупочно-регулирующие центры, привлекая к этой работе кооперативные организации. На Главпродукт возлагались также организация торговой инспекции и проведение других мер по урегулированию товарного обращения в стране.
Согласно декрету, все изделия, вырабатываемые на национализированных фабриках, заводах и других предприятиях, взятых на учет ВСНХ, подлежали передаче Наркомпроду на основании планов использования. Снабжение населения товарами было возложено на государственные и кооперативные торговые предприятия.
Декрет устанавливал порядок национализации и муниципализации частных торговых предприятий. Национализация оптовых торговых фирм могла осуществляться только Народным комиссариатом продовольствия или уполномоченными им органами. Муниципализация возлагалась на местные органы Наркомпрода. Муниципализации подлежали розничные и оптовые торговые предприятия, имевшие местное значение, в первую очередь торговавшие теми продуктами, которые объявлялись монопольными.
Постановлением ВСНХ и Наркомпрода от 26 ноября 1918 г.1035 была объявлена государственная монополия торговли важнейшими товарами (сахар, кондитерские изделия, чай, соль, спички, ткани, обувь, галоши, мыло и др.). Частная торговля этими предметами первой необходимости была запрещена. Подрывая экономическую силу торговой буржуазии, государственная торговая монополия являлась одной из форм осуществления контроля и учета за распределением товаров. Она позволяла осуществлять единую политику снабжения, сосредоточить в руках государства все заготовки сельскохозяйственных продуктов, распределение товаров и снабжение населения.
Серьезным вопросом, требовавшим скорейшего решения, явился вопрос о взаимоотношениях между органами Наркомпрода и потребительской кооперацией. Распределением продуктов среди населения в 1918 г. параллельно занимались три системы: продовольственные органы, рабочая и общегражданская кооперации. Разногласия между ними мешали налаживанию снабжения населения, углубляли продовольственные трудности. Нередко кооперативные организации нарушали установленные планы распределения продуктов, произвольно их изменяли, направляя продукты в различные пункты по своему усмотрению.
Для усиления контакта с потребительской кооперацией декретом от 21 ноября 1918 г.1036 было предусмотрено, что в состав правлений Центросоюза, областных и губернских союзов должны входить представители Наркомпрода.
С целью дальнейшей перестройки потребительской кооперации и подчинения ее интересам народа Советом Народных Комиссаров был принят декрет от 16 марта 1919 г. «О потребительских коммунах»1037. В декрете указывалось на необходимость создать единый распределительный аппарат; потребительские кооперативы в городах и сельских местностях были объединены в единый распределительный орган — потребительскую коммуну1038. В результате проведенных перевыборов правлений кооперативных организаций в их руководстве было усилено влияние пролетарских элементов.
Важнейшей особенностью реорганизованной кооперации явилось обязательное участие в ней всего населения. Каждый гражданин обязан был стать членом коммуны и приписаться к одному из ее распределительных пунктов. При этом было установлено бесплатное членство. Потребительским коммунам передавались все магазины, лавки, склады, а также распределение предметов первой необходимости по указаниям и под контролем Наркомпрода и его местных органов.
В результате проведенных мероприятий роль потребительской кооперации в осуществлении государственных планов распределения значительно возросла. Кооперативные организации, охватывающие широкие массы трудящихся, являлись более подготовленным техническим аппаратом для реализации государственных задач в области распределения и заготовок сельскохозяйственных продуктов.
Для дальнейшего улучшения работы кооперации Советское правительство приняло декрет от 27 января 1920 г.1039 «Об объединений всех видов кооперативных организаций». Все кредитные и ссудно-сберегательные кооперативные товарищества, а также их районные, губернские и областные союзы влились в находившиеся в тех же местах потребительские общества и их союзы, а Всероссийские центры сельскохозяйственной, промысловой и других видов кооперации были слиты с Цетросоюзом на правах секций. На потребительскую кооперацию было возложено выполнение закупочно-сбытовых функций, которые осуществлялись ранее другими видами кооперации.
Все эти мероприятия не значили огосударствления кооперации. В. И. Ленин резко выступал против каких бы то ни было попыток в этом направлении. Он указывал, что линия на огосударствление кооперации «…есть дух чекистский, неправильно внесенный в хозяйственный вопрос»1040.
Выполняя государственные функции снабжения населения по заданиям и под контролем Наркомпрода, потребительская кооперация вместе с тем сохраняла самостоятельность как общественная организация, основанная на самодеятельности всех членов и выборности руководящих органов. Благодаря тому, что функция снабжения населения товарами была возложена в основном на потребительскую кооперацию, ее обороты резко возросли. В 1919 г. оборот Центросоюза составил 4418 млн. руб., в 1920 г. — уже 9067 млн. руб. (по твердым ценам)1041.
Постепенное расширение круга планируемых товаров и увеличение их общей массы потребовали определенной организации самого планирования, создания центрального органа планирования распределения товаров.
Вначале, декретом ВЦИК от 27 мая 1918 г. «О реорганизаций Народного Комиссариата Продовольствия и местных продовольственных органов»1042, утверждение общего плана распределения предметов первой необходимости было возложено на Наркомпрод, который должен был действовать согласованно с ВСНХ, регулирующим их производство. Для разработки планов распределения предметов первой необходимости, заготовки сельскохозяйственных продуктов и товарообмена, а также координации действий организаций, ведающих снабжением, при Наркомпроде был учрежден Совет снабжения — совещательный орган, состоявший из представителей Наркомпрода, ВСНХ и некоторых других ведомств.
Однако в дальнейшем, специально для разработки планов использования всех продуктов питания и предметов потребления, которые вырабатывались национализированными фабриками и заводами, а также предприятиями, взятыми на учет органами ВСНХ, декретом Совета Народных Комиссаров от 21 ноября 1918 г. была образована Комиссия использования при ВСНХ1043. В нее входили представители ВСНХ, Народного комиссариата продовольствия и Народного комиссариата торговли и промышленности (позднее Наркомвнешторга).
Составными элементами планов, разрабатывавшихся Комиссией использования, являлись, во-первых, материальные балансы ресурсов, в которых определялись количества продуктов, предназначавшихся для экспорта, резерва и промышленного потребления, а также для распределения среди населения, во-вторых, установление оптовых и розничных цен, в-третьих, распределение фондов, предназначенных для населения, по отдельным районам и назначениям.
Уже в декабре 1918 г. были выработаны Комиссией использования и утверждены Президиумом ВСНХ и Наркомпродом планы использования 19 видов продуктов питания и предметов широкого потребления (рыбы, мяса, сахара, соли, тканей, ниток, обуви, галош, керосина и др.)1044. По большинству товаров планы использования были составлены на весь 1919 г. Однако некоторая часть этих планов не устанавливала абсолютных размеров фондов, предназначавшихся для населения, а лишь определяла нормы снабжения.
По мере налаживания производства, совершенствования учета и планирования, более точного выявления ресурсов и потребностей народного хозяйства Комиссия использования перешла к составлению отдельных материальных балансов и развернутых планов, все более расширяя круг товаров, включаемых в эти планы. В 1919 г. планы были составлены по 44, а в 1920 г. — по 48 группам различных товаров и материалов, охватывавшим 352 наименования1045.
Организация планирования распределения товаров проходила с большими трудностями, сталкиваясь с саботажем классовых врагов, неорганизованностью ряда хозяйственных звеньев, местническими тенденциями, наконец, с трудностями, обусловленными гражданской войной и иностранной интервенцией. Само планирование вначале страдало серьезными недостатками, но постепенно качество его улучшалось; планы распределения становились неотъемлемым элементом государственного планирования народного хозяйства.
Обеспеченность продуктами питания по-разному складывалась на селе и в городе, а также в различных районах страны (табл. 2).
Таблица 2
Потребление хлеба и крупы на душу населения (в пуд., в переводе на зерно) *
|
Городское население |
Сельское население |
||
производящие губ. |
потребляющие губ. |
производящие губ. |
потребляющие губ. |
|
1918/19 г. |
10,25 |
7,4 |
16,9 |
11,0 |
До первой мировой войны (в среднем) |
|
13,96 |
16,10 |
14,16 |
* «Бюллетень ЦСУ», 1920, № 19—20, стр. 3—5.
Данные о потреблении хлеба и крупы по 26 губерниям, приведенные в таблице, показывают, во-первых, что если до первой мировой войны городское население потребляло хлеба в среднем на душу примерно столько же, сколько сельское население потребляющих губерний, и немногим меньше (на 13%), чем сельское население производящих губерний, то в 1918/19 г. положение резко изменилось. В производящих губерниях уровень потребления хлеба городским населением был на 40% ниже, чем уровень потребления сельским населением. Потребление же хлеба городским населением непроизводящих губерний было на 1/3 меньше, чем сельским населением этих губерний, и в 2,3 раза меньше, чем сельским населением производящих губерний.
Во-вторых, потребление хлеба и крупы городским населением уменьшилось против среднего уровня потребления в довоенное время на 27—30% в производящих и почти вдвое — в потребляющих губерниях. В то же время сельское население производящих губерний потребляло хлеба в 1918/19 г. даже несколько больше, чем в среднем до первой мировой войны, а потребляющих губерний уменьшило потребление по сравнению с довоенным уровнем на 22,3%.
По данным обследования, проведенного в январе — марте 1920 г., потребление крестьянами хлеба и крупы (в переводе на зерно, в расчете на год) повысилось еще более: в 16 потребляющих губерниях — до 14,1 пуд. и в 14 производящих губерниях — до 17,4, а в среднем по 30 обследованным губерниям — до 15,7 пуд.1046
Что касается таких продовольственных товаров промышленного производства, как сахар и соль, то положение с ними было тяжелым и в городе, и в деревне. В связи с тем, что большая часть сахарных заводов находилась на Украине, временно оккупированной белогвардейскими войсками и интервентами, население получало сахар в очень незначительных количествах, главным образом из имевшихся у государства небольших запасов и за счет ограниченного объема производства заводов центральных районов, работавших с большими перебоями. Если в январе — сентябре 1919 г. удалось отправить в различные районы страны 4,5 млн. пуд. сахара (что было во много раз меньше потребления сахара в довоенные годы), то с сентября 1919 г. по май 1920 г. было отправлено только 0,9 млн. пуд.
В начале 1919 г. вместо минимально необходимых 3000—3500 калорий на одного взрослого едока мужского пола в семьях рабочих приходилось 2268 калорий. Особенно снизилась калорийность пищи в крупнейших промышленных центрах: в Петрограде она составляла только 1598, а в Москве — 2066 калорий1047. Крайне скудное питание в этот период характеризовалось также ухудшением состава пищи вследствие уменьшения белков и жиров.
Городское население получало продукты питания из двух основных источников: снабжение продовольствием по карточкам и приобретение продуктов на рынке.
Карточная система снабжения как форма государственного регулирования потребления была введена еще в период первой мировой войны в ряде стран, в том числе и в России. Но в условиях капиталистического общества государственное регулирование было направлено к одной цели — ограничить потребление продовольственных продуктов широкими массами населения, главным образом трудящихся. Буржуазия имела много способов обходить карточную систему, приобретая продукты по вольным ценам.
Иной характер имела карточная система, введенная Советским государством. Основной ее целью было, исходя из имевшихся в условиях экономической разрухи ресурсов, обеспечить минимальные потребности трудящихся. Основным принципом снабжения населения стал лозунг «кто не работает, тот не ест». Советское государство стремилось обеспечить в первую очередь потребности трудящихся города и деревни. Классовая политика снабжения, которую осуществляла Советская власть, была важнейшим условием спасения жизни миллионов трудящихся.
Карточная система снабжения совершенствовалась постепенно. В первые месяцы после Октябрьской революции не было еще единой для всей республики карточной системы. Как правило, тогда не было дифференциации норм выдачи продуктов различным категориям населения. Некоторое исключение составлял отпуск хлеба по карточкам, да и то лишь в ограниченном числе городов.
Уравнительный отпуск продуктов по карточкам не соответствовал классовому принципу снабжения. Его несовершенство становилось все более ощутимым по мере усиления продовольственного кризиса, уменьшения количества продуктов, поступавших государству, а следовательно, и населению. В этих условиях больше всего страдали трудящиеся, не имевшие возможности широко пользоваться «вольным» рынком с его ростом цен. Это привело к абсолютному уменьшению потребления среди рабочего населения. Недостаток питания отразился на производительности труда, вызвал отлив части рабочих из промышленных центров в деревню.
Необходимо было отказаться от уравнительного снабжения населения продуктами питания, и в пределах имеющихся у государства возможностей обеспечить преимущественное снабжение трудящихся, и в первую очередь рабочих.
Пересмотр прежнего порядка снабжения населения продуктами по карточкам начался в Петрограде, где с 1 июля 1918 г. был введен так называемый классовый паек1048. В конце июля 1918 г. коллегия Народного комиссариата продовольствия вынесла постановление о необходимости применения классового пайка во всех населенных пунктах городского типа. Этим постановлением намечалось проведение в общегосударственном масштабе новых принципов снабжения населения1049. Вслед за Петроградом с 1 сентября 1918 г. началось применение классового пайка в Москве1050; опыт этих городов стал распространяться в Твери, Ярославле, Иваново-Вознесенске, Смоленске, Туле и других промышленных центрах.
Вначале в Петрограде и Москве были установлены четыре категории карточек. В зависимости от условий труда рабочие снабжались по карточкам либо первой, либо второй категории, служащие — второй или третьей, нетрудовые элементы — четвертой. В конце 1918 г. вместо прежних четырех категорий были приняты три категории, причем по первой получали продукты все рабочие, занятые физическим трудом, а также кормящие матери, домашние хозяйки в семьях, состоящих не менее чем из четырех человек, дети от 1 года до 12 лет; по второй — служащие, учащиеся, дети от 12 до 16 лет, домашние хозяйки в семьях, состоящих не менее чем из трех человек, по третьей — лица, эксплуатировавшие наемный труд, имевшие различного рода предприятия, а также лица свободных профессий и др.
Введение классового пайка позволило обеспечить в большей мере снабжение продуктами рабочих и других групп трудящихся. Но абсолютные нормы снабжения населения были полуголодными. Даже по карточкам первой категории в среднем выдавалось в день немногим более 1/3 фунта хлеба, по карточкам второй категории около 1/16 фунта. Вместе с картофелем (в среднем в день 1,75 фунта для первой категории и 1,5 — для второй) этот рацион был уже несколько более значительным.
С конца 1919 г. было введено «целевое снабжение» рабочих наиболее важных отраслей промышленности и предприятий, а также других групп трудящихся по более высоким нормам, чем по обычным карточкам. Вначале оно было установлено для рабочих военной промышленности и связанных с ней отраслей. Затем, по мере победы на фронтах и успешного завершения гражданской войны, целевое снабжение постепенно распространялось и на отрасли гражданской промышленности.
В декабре 1919 г. целевым снабжением пользовалось 642 тыс. человек, к концу 1920 г. — уже 2738,8 тыс., а к марту-апрелю 1921 г. — 3708,6 тыс.1051 Это составляло более половины всех рабочих. Всего же на централизованном снабжении государства состояло в эти годы более 35 млн. человек (без армии)1052.
Декрет Совета Народных Комиссаров от 30 апреля 1920 г. о введении трудового продовольственного пайка1053 устанавливал более единообразное распределение продуктов питания среди трудящихся и принимал во внимание их участие в общественном производстве1054. Этот декрет предусматривал дифференциацию снабжения по трем основным группам трудящихся: а) рабочие физического труда, занятые в советских предприятиях и учреждениях; б) лица, занятые умственным и конторским трудом в советских учреждениях и предприятиях; в) лица, занятые в частных предприятиях, учреждениях и хозяйствах, не эксплуатирующие чужого труда. Для некоторых групп трудящихся были установлены специальные нормы снабжения. Позже была осуществлена дальнейшая унификация норм снабжения рабочих и служащих.
Благодаря мероприятиям Коммунистической партии и Советского правительства по мобилизации всех продовольственных ресурсов и планомерной организации снабжения трудящихся, питание населения постепенно улучшалось, несмотря на экономическую разруху и блокаду, которой подверглась страна. В табл. 3 показана динамика потребления отдельных продуктов семьями рабочих и служащих в 1919—1920 гг.
Таблица 3
Динамика потребления некоторых продуктов питания в среднем приходящихся на душу населения в 1919—1920 гг. (фунтов) *
|
Рабочие |
Служащие |
||||||
хлеб |
мука |
картофель |
мясо и рыба |
хлеб |
мука |
картофель |
мясо и рыба |
|
Март-апрель 1919 г. |
0,666 |
0,370 |
1,109 |
0,215 |
0,614 |
0,402 |
1,112 |
0,242 |
Июль 1919 г. |
0,562 |
0,571 |
0,957 |
0,102 |
0,500 |
0,526 |
0,861 |
0,156 |
Декабрь 1919 г. |
0,735 |
0,499 |
1,580 |
0,120 |
0,680 |
0,481 |
1,419 |
0,170 |
Май 1920 г. |
0,817 |
0,455 |
0,959 |
0,061 |
0,707 |
0,359 |
0,984 |
0,098 |
Октябрь 1920 г. |
0,964 |
0,345 |
1,355 |
0,114 |
0,854 |
0,337 |
1,221 |
0,198 |
* «Сборник статистических сведений по Союзу ССР. 1919—1923». За пять лет работы ЦСУ. М., 1924., стр. 380, 381, 384—385.
Из этих данных видно, что с марта-апреля 1919 г. по октябрь 1920 г. в семьях рабочих и служащих потребление хлеба увеличилось на 40—45%, картофеля — на 10—20%, потребление мяса и рыбы сократилось; к концу 1920 г. несколько уменьшилось потребление муки, что объясняется повышением потребления печеного хлеба.
В связи с общим увеличением потребления значительно повысилась калорийность питания трудящихся, особенно в Петрограде, Москве и некоторых промышленных центрах.
С конца 1920 г. нормы снабжения населения были значительно повышены и стали более устойчивыми. Так, по основной норме была установлена выдача на каждого трудящегося в месяц: хлеба печеного — 30 фунтов, мяса или рыбы — 4, жиров — 0,5, сахара — 0,5, овощей — 20, соли — 1, мыла — 0,25, суррогатов кофе — 0,25 фунта. Усиленные нормы снабжения предусматривали повышение количества хлеба в месяц до 45—60 фунтов, мяса или рыбы — до 7,5—15, сахара — до 1—1,5 фунтов1055.
Недостаток продуктов питания в стране, особенно ощущавшийся в крупных городах и промышленных центрах, требовал изыскания таких форм распределения, которые обеспечивали бы наиболее экономное использование имевшихся ресурсов и рациональное потребление продуктов населением. Одной из таких форм являлось общественное питание, занявшее важное место в снабжении населения.
Общественное питание начало широко развиваться в 1918 г. в Москве и Петрограде. Несмотря на большие трудности в его организации, связанные с недостатком продовольствия и топлива, отсутствием предметов оборудования кухонь и столовых, сеть общественных столовых быстро росла. Уже к октябрю 1918 г. в Москве было 339 коммунальных столовых, а к 1 ноября 1919 г. —448. Число питавшихся в этих столовых увеличилось за год почти на 50% и достигло 281,5 тыс. человек1056.
Кроме коммунальных столовых, в Москве существовало довольно много частных столовых, работу которых контролировали органы Наркомпрода. Отпуск обедов в коммунальных и частных предприятиях питания производился вначале без карточек и лишь к концу 1919 г. карточки были введены и в общественных столовых.
В Петрограде карточная система с самого начала была распространена и в сфере общественного питания. Ввиду полного отсутствия в Петрограде продуктов на «вольном» рынке и сокращения выдач их по индивидуальным карточкам, значительная часть населения Петрограда пользовалась общественным питанием. В октябре 1918 г. общественные столовые обслуживали только 73 тыс. человек, а к январю 1919 г. — уже около 289 тыс. К концу же 1919 г. сеть коммунальных столовых расширилась до 263 предприятий, обслуживавших 884 тыс. человек1057.
Вначале общественное питание было подсобным, второстепенным, однако во второй половине 1919 г. в Петрограде и Москве оно стало основным видом питания. Некоторые продукты, такие, например, как рыба, мясо, овощи, жиры, крупа, выдавались населению только через общественные столовые в виде готовой пищи. Естественно, что при отпуске продуктов через пункты общественного питания осуществлялся тот же классовый принцип снабжения, что и при снабжении населения по карточкам.
Постепенно вслед за Москвой и Петроградом общественное питание стало развиваться и в других городах и промышленных центрах. Число трудящихся, пользовавшихся общественным питанием в городах, исключая столицы, достигло в 1920 г. более 1,5 млн. человек. Кроме того, в общественных столовых питалось до 550 тыс. железнодорожников1058.
Огромное значение в развитии общественного питания и повышении его экономической роли имел декрет Совета Народных Комиссаров от 17 января 1920 г. о бесплатном общественном питании1059. Вначале бесплатное общественное питание было введено в Москве и Петрограде, затем оно получило распространение и в других промышленных центрах. Охватив большое число рабочих и служащих (только по Москве и Петрограду — более 800 тыс. человек), бесплатное общественное питание существенно улучшило положение трудящихся. Вместе с тем бесплатное питание в общественных столовых означало частичную натурализацию заработной платы трудящихся.
В рассматриваемый период государство проявляло особую заботу о детях. В постановлении Совета Народных Комиссаров от 14 сентября 1918 г.1060 подчеркивалось, что детское питание является первоочередной задачей; правительство обязало все продовольственные организации выдавать матерям, принадлежащим к трудящемуся населению и кормящим грудью детей, паек первой категории; ввести особые детские карточки для детей до 1 года; выдавать всем детям от года до 5 лет дополнительный паек, организовать столовые при всех школах для снабжения школьников горячей пищей, обеспечить продуктами питательные пункты для детей, не обучавшихся в школах. В дальнейшем, декретом Совнаркома от 17 мая 1919 г.1061 было введено бесплатное питание детей до 16-летнего возраста в крупных городах и промышленных центрах как по карточкам, так и через общественные детские столовые. Бесплатным питанием пользовались все дети, независимо от классовой принадлежности их родителей.
К концу 1919 г. в Москве имелось 230 детских столовых, из них в школах — 112. Из 225 тыс. детей в возрасте от 5 до 16 лет к столовым было приписано 217 тыс., т.е. 97%. Общая сумма государственных расходов на бесплатное питание детей (в расчете на год) исчислялась в 6820 млн. руб. (по твердым ценам)1062. Помимо бесплатного питания детей в столовых производилась также бесплатная выдача продуктов по детским карточкам.
Советское государство отпускало значительные средства на организацию и содержание детских домов и яслей, на обеспечение детей тех рабочих, которые получали невысокую зарплату. Местные Советы организовали особый «фонд детского питания» за счет обложения населения, в первую очередь капиталистических элементов. «Миллионы детей мы кормим за счет государства при всем нашем безденежье»1063, — говорил М. И. Калинин 6 июля 1919 г. Если в первый период детские столовые охватывали около 3 млн. детей промышленных центров, то в 1920 г. бесплатное питание получали уже 6 млн. детей.
Несмотря на некоторое улучшение снабжения трудящихся, продуктов питания, которыми располагало государство (1918—1920 гг.), не хватало для удовлетворения потребностей населения. В связи с этим городское население вынуждено было пользоваться нелегальным рынком. По расчетам Центрального статистического управления, в 1918/19 г. в 26 губерний республики было доставлено 125,9 млн. пуд. хлеба, из которых 55,7 млн. — органами Наркомпрода и 70,2 млн., или 55,8% всего доставленного количества хлеба, — мешочниками1064.
По материалам обследования питания городского населения, проведенного Центральным статистическим управлением в марте-апреле 1919 г., в 12 обследованных производящих губерниях городское население получило по карточкам 52,4% всего количества потребленного хлеба, в городах же 15 потребляющих губерний население получило по карточкам в среднем около 40% всего хлеба, а остальное количество приобрело на «вольном» рынке у спекулянтов1065.
Поскольку рыночные спекулятивные цены на хлеб в 8—10 раз превышали твердые государственные цены, то в денежных затратах населения на приобретение продуктов питания основное место занимали покупки на рынке1066.
Указывая на то, что городское рабочее население в 1918/19 г. только половину продуктов получало от государства, а другую половину покупало на «вольном» рынке, В. И. Ленин писал: «При этом за первую половину рабочий платит одну десятую всех своих расходов на продовольствие, а за вторую — девять десятых… Спекулянты неслыханно грабят его»1067.
В результате постепенного улучшения продовольственного снабжения населения доля хлебных продуктов, приобретенных по карточкам, при общем увеличении потребления этих продуктов в большей части обследованных городов постепенно возрастала, а покупка на рынке — сокращалась. Так, в мае 1920 г. снабжение рабочих по карточкам хлебом, мукой и крупой, вместе взятыми, достигло 58,5%1068.
Таким образом, к середине 1920 г. экономическая роль государственного снабжения городского населения важнейшими продуктами питания значительно повысилась.
Существенным подспорьем для трудящихся служило также подсобное хозяйство в виде огородов, получивших в 1919—1920 гг. весьма широкое распространение в городах.
Огромные трудности стояли перед государством в области снабжения населения непродовольственными товарами. В 1919 г. Наркомпродом было распределено 618 млн. арш. тканей, из которых для рабочих предназначалось 105 млн., для остальных групп городских трудящихся — 188 млн. и для сельского населения — 325 млн. арш. К 1920 г. запасы тканей резко уменьшились, вследствие чего фонд тканей для снабжения населения был определен только в размере 80 млн. арш., которые были направлены в деревню. Впоследствии для этой цели были дополнительно выделены еще 55 млн. арш., а для снабжения рабочих и служащих — 60 млн.1069
Крайне ограниченными тогда возможностями располагало государство для снабжения населения обувью, спичками, керосином, мылом. Отпуск предметов широкого потребления населению производился по карточкам или ордерам.
Важным мероприятием в области снабжения населения был переход в 1920 г. к бесплатному отпуску продуктов. Декретом Совета Народных Комиссаров от 4 декабря 1920 г.1070 было установлено, что государственные и кооперативные распределительные органы отпускают трудящимся продовольственные продукты по карточкам бесплатно. 17 декабря 1920 г.1071 этот порядок был распространен и на предметы широкого потребления, а затем и на топливо1072. Переход к бесплатному отпуску населению продовольственных товаров и предметов широкого потребления означал полную натурализацию заработной платы трудящихся.
Наряду с известной натурализацией обмена, связанной с проведением продовольственной разверстки и натурализацией заработной платы, стихийно развивались товарно-денежные отношения на «вольном рынке». Таким образом, в сфере обращения происходил двойственный процесс.
Под влиянием недостатка товаров и спекулятивной торговли рыночные цены росли из месяца в месяц. Если в январе 1920 г. розничные цены московских рынков выросли по сравнению с ценами 1913 г. более чем в 6 тыс. раз, то в декабре 1920 г. они выросли уже в 30 тыс. раз1073.
Советское государство вело борьбу со спекуляцией и хищничеством. Она являлась важным звеном в общей цепи мероприятий по налаживанию снабжения населения предметами первой необходимости. Ряд декретов и постановлений правительства предусматривал серьезные наказания за спекуляцию и намечал различные меры борьбы с ней: организацию заградительных отрядов, недопущение погрузки частными лицами зерна, муки и других продуктов; реквизицию незаконно провозимых продуктов и т.п.
Рыночные формы обмена, товарно-денежные отношения в обычном их понимании не могли в этот период обеспечить получение государством даже минимального количества продуктов, жизненно необходимых для снабжения армии и тыла. Именно поэтому Советское государство вынуждено было пойти на коренное изменение обычных форм и методов товарного обмена. Установившиеся в период проведения политики «военного коммунизма» основные формы обмена в конечном итоге свелись к обязательной продовольственной разверстке хлеба и других сельскохозяйственных продуктов и к государственному снабжению трудящихся предметами первой необходимости.
Продовольственная разверстка как вынужденный метод заготовок сельскохозяйственных продуктов, бесплатный трудовой паек как метод снабжения населения крайне сузили товарно-денежные отношения в стране, но они все же сохранялись на протяжении всего этого периода, хотя и в ограниченных рамках. Даже в условиях осуществления продовольственной разверстки во взаимоотношениях с крестьянами государством в известной степени использовались такие инструменты товарно-денежного хозяйства, как деньги, цена.
Купля-продажа с помощью денежных расчетов применялась и во взаимоотношениях кооперативных и государственных торговых организаций с промышленными государственными предприятиями — поставщиками товаров.
Отношения купли-продажи существовали также в товарном обмене с кустарной промышленностью, особенно в связи с опубликованным 26 апреля 1919 г. декретом ВЦИК «О мерах содействия кустарной промышленности»1074, которым закупка и продажа кустарных изделий с целью улучшения снабжения трудящихся, в частности, возлагались на государственные и кооперативные организации.
Следовательно, механизм товарно-денежных отношений применялся в некоторой степени и в период «военного коммунизма». Но так как в этот период государство не располагало материальными возможностями для осуществления нормального эквивалентного обмена, то сами по себе товарно-денежные отношения не могли быть положены в основу обмена между городом и деревней.