1. Организация массовой культурно-просветительной работы
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75
Ленинский план социалистического строительства включал как необходимую составную часть осуществление культурной революции и формирование новой социалистической культуры. Ленин отмечал, что социализм предполагает не только новую экономическую систему и политический строй, но и качественно новый тип культуры, высокий уровень развития науки, литературы и искусства.
Советская страна унаследовала от старой буржуазно-помещичьей России технико-экономическую и культурную отсталость, различия в уровне культуры между городом и деревней, центральными районами и национальными окраинами, между различными социальными группами населения. Социально-экономическая, национальная политика и политика царского правительства в области культуры, «политика народного затемнения», были направлены на политическое, экономическое, национальное и духовное угнетение трудящихся.
Завоевание государственной власти рабочим классом и переход основных средств производства в руки народа создали условия для коренной перестройки всей культурной жизни страны. Ликвидация сословного строя, неравноправия народов и неравенства женщин, отделение церкви от государства и школы от церкви явились необходимыми факторами успешного развития культурного строительства на новых началах. Выступая на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г., В. И. Ленин говорил: «Раньше весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого — просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации»1085.
Конкретный план культурного развития страны, разработанный В. И. Лениным и партией, предусматривал комплексное решение многих сложных задач. Важнейшими из них являлись сохранение и использование культурного наследия, приобщение народных масс к культуре, демократизация культуры, формирование кадров советской интеллигенции, идеологическая борьба на культурном фронте, строительство новой социалистической культуры. Особенно важной задачей было утверждение в широких массах коммунистической идеологии и морали, выработка социалистического сознания у миллионов людей, воспитание человека новой эпохи. В. И. Ленин учил решать основные вопросы советского культурного строительства в неразрывной связи с конкретно-историческими задачами социалистического государства, подчинять их главной цели — борьбе за социализм.
Коммунистическая партия и Советское правительство сразу же после победы революции приступили к осуществлению широких мероприятий в области культуры. Ликвидировались старые, антинародные, реакционные институты культуры, которые служили орудием одурманивания и духовного порабощения трудящихся масс, создавались новые, советские культурные учреждения. Для руководства культурным строительством в ноябре 1917 г. был создан Народный комиссариат просвещения, который по решению II Всероссийского съезда Советов являлся центральным органом в этой области. В Народном комиссариате просвещения РСФСР работали видные деятели Коммунистической партии и ученые: А. В. Луначарский, М. Н. Покровский, О. Ю. Шмидт, Н. К. Крупская и др. Одновременно были созданы Государственная комиссия по просвещению, отделы народного образования при местных Советах, коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины и другие органы культуры, во главе которых стали представители пролетарской власти.
В первые годы Советской власти важную роль в деле просвещения ранее отсталых народов России, приобщения их к культуре сыграл Народный комиссариат по делам национальностей и его 18 национальных комиссариатов и отделов, целью которых было содействовать духовному развитию и коммунистическому воспитанию трудящихся масс с учетом особенностей их быта, культуры и экономики. Созданный в ноябре 1917 г. по решению II Всероссийского съезда Советов, этот орган работал в тесном контакте с руководством Наркомпроса РСФСР. В мае 1918 г. при Наркомнаце была образована специальная культурно-просветительная комиссия.
Коммунистическая партия и Советское правительство не только провозгласили право всех народов России на свободное развитие, но и оказывали им практическую помощь в хозяйственном и культурном строительстве, обеспечивали, по возможности, условия для возрождения и подъема экономики и культуры, чтобы в будущем «догнать ушедшую вперед Центральную Россию»1086.
Наряду с Наркомпросом и Наркомнацем культурно-просветительскую работу уже в первые годы Советской власти развернули советские профсоюзы (через 1471 культотдел в городах и уездах, культмассовые комиссии при фабзавкомах), политические органы Красной Армии, продотряды и комитеты бедноты в деревне и т.д. Всей работой руководили партийные организации, ЦК РКП(б).
В ходе строительства новой, социалистической культуры прежде всего встал вопрос об отношении к культурному наследию прошлого, о его месте в создании нового общества. В. И. Ленин и партия призывали рабочих и крестьян бережно относиться к культурному наследию и вели борьбу с теорией так называемой «чистой» пролетарской культуры. «Пролетарская культура, — говорил В. И. Ленин на III съезде комсомола, — не является выскочившей неизвестно откуда, не является выдумкой людей, которые называют себя специалистами по пролетарской культуре. Это все сплошной вздор. Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества, чиновничьего общества»1087.
Одновременно Советское государство принимало меры к сохранению и использованию в интересах народных масс культурных ценностей: дворцов, музеев, художественных сооружений, архивохранилищ, памятников старины и т.д. Поэтому наряду с упомянутой Коллегией по делам музеев и охране памятников искусства и старины при Наркомпросе в первые месяцы революции действовал созданный в декабре 1917 г. специальный Народный комиссариат имуществ Республики, в обязанности которого входила охрана культурных и исторических ценностей государства.
Советская власть национализировала Третьяковскую галерею, галереи Щукина, Морозова, Остроухова в Москве, Эрмитаж в Петрограде и десятки других ценнейших памятников и собраний художественно-исторических ценностей. В 1918—1920 гг. Наркомпрос взял на учет свыше 550 старинных усадеб, около тысячи частных коллекций, почти 200 тыс. произведений искусства. Владельцам усадеб и наиболее ценных коллекций и собраний были выданы сотни правительственных охранных грамот1088. Все сокровища культуры стали достоянием рабочих и крестьян, важнейшим средством коммунистического воспитания трудящихся.
Одной из важнейших задач культурного строительства была борьба с неграмотностью — тяжелым наследием царизма. В дореволюционной России около 4/5 детей и подростков не имели возможности получать образование1089. Около 72% населения в возрасте 9—49 лет не умело ни читать, ни писать. Еще хуже обстояло дело в национальных районах. Так, по данным переписи населения 1897 г., на территории современного Таджикистана численность неграмотного населения в возрасте 9—49 лет составляла около 98%, Киргизии — 97%, Узбекистана — 96%. Свыше 40 народностей не имели даже своей письменности1090. «Такой дикой страны, — писал В. И. Ленин в 1913 г., — в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, — такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России»1091.
Ликвидация неграмотности была необходимым условием приобщения рабочих и крестьян к культуре, к государственной и политической деятельности. В. И. Ленин неоднократно подчеркивал, что неграмотный человек стоит вне политики. Без ликвидации неграмотности невозможно ни поднять народное хозяйство, ни осуществить электрификацию. Массовая неграмотность трудящихся была серьезным препятствием на пути строительства социалистического общества.
Широкая работа по овладению грамотой развернулась уже в первый год революции. Особый размах борьба с неграмотностью приобрела с принятием Совнаркомом 26 декабря 1919 г. декрета «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР»1092. Декретом устанавливалось, что все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке, по желанию. Это был первый государственный акт Советской власти о всеобщем обязательном обучении.
В июле 1920 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности, на которую возлагалось непосредственное руководство осуществлением этой задачи. Все культурные силы добровольно и в порядке трудовой повинности были привлечены к этому делу. К концу 1920 г. обучением неграмотных занималось около 200 тыс. человек1093. Все обучающиеся получали материальные льготы на все время обучения: сокращение рабочего дня на 2 часа с сохранением заработной платы, а в военных отраслях — дополнительную оплату в полуторном размере за 2 часа обучения после рабочего дня. Преподаватели школ ликбеза обеспечивались продовольствием и одеждой по высшей категории снабжения и т.д.
По всей стране создавались школы грамоты, кружки, группы, пункты по ликвидации неграмотности. Особое внимание уделялось изданию букварей для взрослых. Большими тиражами издавались буквари «Долой неграмотность», специальные буквари для красноармейцев, крестьян. Началось издание национальных букварей и учебников для взрослых.
Усилия Коммунистической партии, возглавившей решительное наступление на безграмотность, уже к концу гражданской войны дали свои первые положительные результаты. За первые три года Советской власти грамоте было обучено 7 млн. человек, в том числе около 3 млн. человек в 1920 г.1094 В 1920 г. на 1000 человек населения Советской Республики (Европейской России, Северного Кавказа и Западной Сибири) уже приходилось 319 грамотных против 223 в 1897 г.1095 Конечно, война, хозяйственная разруха, временная вражеская оккупация части Советской территории не позволили сделать все, что намечалось. Оценивая проведенную работу, В. И. Ленин в декабре 1920 г. говорил: «…сделано много в сравнении с тем, что было, но мало в сравнении с тем, что нужно»1096.
Советское государство сразу начало большую культурно-просветительную работу среди трудящихся. Революция вызвала к жизни невиданные в прошлом формы и методы культурного просвещения и воспитания, которые диктовались необходимостью приобщения рабочих и крестьян к активной общественной жизни. Возникли такие массовые очаги и учреждения просвещения трудящихся, как рабочие клубы, избы-читальни, красные уголки, школы ликвидации неграмотности, библиотеки-передвижки, агитпоезда, агитпароходы и т.п.
Важнейшим средством политического просвещения трудящихся, подъема их культуры была большевистская печать. Совет Народных Комиссаров 27 октября 1917 г. принял декрет о печати, на основании которого закрывались контрреволюционные, буржуазные газеты по всей стране. Одновременно партия и правительство принимали энергичные меры для создания и развития советской печати. Тиражи партийных и советских периодических изданий неуклонно увеличивались. Тираж «Правды» вырос со 138,1 тыс. экземпляров в 1919 г. до 250 тыс. в 1920 г., тираж «Бедноты» с 240 тыс. до 570 тыс.1097
Большое внимание уделяла партия налаживанию издательского дела. 29 декабря 1917 г. ВЦИК утвердил декрет «О Государственном издательстве»1098. Наркомпросу поручалось организовать массовое издание литературы, в первую очередь классиков русской и мировой литературы. Сочинения классиков русской литературы были объявлены исключительным достоянием государства. Только за 1918—1919 гг. было осуществлено 500 изданий партийной, художественной, научной и учебной литературы. Массовым тиражом начали издаваться произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, агитационно-пропагандистская литература. Были изданы произведения Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, И. А. Крылова и других великих писателей. В 1920 г. началась подготовка издания сочинений Маркса и Энгельса. По предложению делегатов IX съезда РКП(б) было начато первое издание собрания сочинений В. И. Ленина.
Большую политико-воспитательную работу в массах вели народные дома и клубы, где проводились лекции и беседы, ставились спектакли, трудящиеся участвовали в разнообразных самодеятельных и общеобразовательных кружках. В 1920 г. в ведении профсоюзов находилось более 2 тыс. клубов и свыше 4 тыс. народных домов.
На службу культурному просвещению и воспитанию рабочих и крестьян были поставлены библиотеки. В. И. Ленин уделял библиотечному делу особое внимание, требуя выполнения главной задачи библиотек — продвижения книги в гущу народа. Сразу же после Октябрьской революции, вспоминал А. В. Луначарский, — В. И. Ленин говорил ему в связи с назначением его наркомом просвещения: «Постарайтесь обратить в первую голову внимание на библиотеки. Надо заимствовать в передовых буржуазных странах все те формы широкого распространения библиотечных книг, которые там выработаны. Поскорее надо сделать книгу доступной массе»1099. Советская власть провела национализацию крупнейших книжных собраний, за исключением библиотек ученых и деятелей литературы и искусства. Миллионы книг из частных собраний и библиотек поступили в научные и массовые библиотеки, стали доступными для широкого круга читателей. Московская Румянцевская библиотека (ныне Государственная библиотека им. В. И. Ленина) за 1918—1920 гг. удвоила свои фонды, получив более полутора миллионов национализированных книг.
3 ноября 1920 г. был издан декрет Совнаркома о централизации библиотечного дела и создании единой библиотечной сети РСФСР. К концу гражданской войны в стране насчитывалось почти 27 тыс. библиотек, против 13,9 тыс. в 1913 г. Число изб-читален к концу 1920 г. составило около 40 тыс.1100
Одновременно театры, музеи, кинотеатры существенным образом изменили характер своей работы, став доступными для рабочих и крестьян, превратившись в центры культурно-политического просвещения народных масс.
Сеть музеев и театров значительно выросла. Театры были национализированы в 1919 г. Они перешли в ведение Центрального театрального комитета при Наркомпросе. В эти годы создаются новые театры — им. Революции, студия Вахтангова и другие в Москве, театр им. Шевченко в Киеве и т.п. Огромное распространение получил самодеятельный театр. Открывались новые музеи, государственной собственностью стали бывшие дворянские дворцы и усадьбы.
В 1917—1920 гг. начало создаваться советское кино. В марте 1918 г. был введен рабочий контроль над кинопромышленностью. Одновременно принимались и практические меры к созданию советской кинематографии. В конце августа 1919 г. была осуществлена национализация кинофабрик, прокатных контор и кинотеатров. Создавались первые советские хроникально-документальные и художественные фильмы.
Ленинский план социалистического строительства включал как необходимую составную часть осуществление культурной революции и формирование новой социалистической культуры. Ленин отмечал, что социализм предполагает не только новую экономическую систему и политический строй, но и качественно новый тип культуры, высокий уровень развития науки, литературы и искусства.
Советская страна унаследовала от старой буржуазно-помещичьей России технико-экономическую и культурную отсталость, различия в уровне культуры между городом и деревней, центральными районами и национальными окраинами, между различными социальными группами населения. Социально-экономическая, национальная политика и политика царского правительства в области культуры, «политика народного затемнения», были направлены на политическое, экономическое, национальное и духовное угнетение трудящихся.
Завоевание государственной власти рабочим классом и переход основных средств производства в руки народа создали условия для коренной перестройки всей культурной жизни страны. Ликвидация сословного строя, неравноправия народов и неравенства женщин, отделение церкви от государства и школы от церкви явились необходимыми факторами успешного развития культурного строительства на новых началах. Выступая на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г., В. И. Ленин говорил: «Раньше весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого — просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации»1085.
Конкретный план культурного развития страны, разработанный В. И. Лениным и партией, предусматривал комплексное решение многих сложных задач. Важнейшими из них являлись сохранение и использование культурного наследия, приобщение народных масс к культуре, демократизация культуры, формирование кадров советской интеллигенции, идеологическая борьба на культурном фронте, строительство новой социалистической культуры. Особенно важной задачей было утверждение в широких массах коммунистической идеологии и морали, выработка социалистического сознания у миллионов людей, воспитание человека новой эпохи. В. И. Ленин учил решать основные вопросы советского культурного строительства в неразрывной связи с конкретно-историческими задачами социалистического государства, подчинять их главной цели — борьбе за социализм.
Коммунистическая партия и Советское правительство сразу же после победы революции приступили к осуществлению широких мероприятий в области культуры. Ликвидировались старые, антинародные, реакционные институты культуры, которые служили орудием одурманивания и духовного порабощения трудящихся масс, создавались новые, советские культурные учреждения. Для руководства культурным строительством в ноябре 1917 г. был создан Народный комиссариат просвещения, который по решению II Всероссийского съезда Советов являлся центральным органом в этой области. В Народном комиссариате просвещения РСФСР работали видные деятели Коммунистической партии и ученые: А. В. Луначарский, М. Н. Покровский, О. Ю. Шмидт, Н. К. Крупская и др. Одновременно были созданы Государственная комиссия по просвещению, отделы народного образования при местных Советах, коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины и другие органы культуры, во главе которых стали представители пролетарской власти.
В первые годы Советской власти важную роль в деле просвещения ранее отсталых народов России, приобщения их к культуре сыграл Народный комиссариат по делам национальностей и его 18 национальных комиссариатов и отделов, целью которых было содействовать духовному развитию и коммунистическому воспитанию трудящихся масс с учетом особенностей их быта, культуры и экономики. Созданный в ноябре 1917 г. по решению II Всероссийского съезда Советов, этот орган работал в тесном контакте с руководством Наркомпроса РСФСР. В мае 1918 г. при Наркомнаце была образована специальная культурно-просветительная комиссия.
Коммунистическая партия и Советское правительство не только провозгласили право всех народов России на свободное развитие, но и оказывали им практическую помощь в хозяйственном и культурном строительстве, обеспечивали, по возможности, условия для возрождения и подъема экономики и культуры, чтобы в будущем «догнать ушедшую вперед Центральную Россию»1086.
Наряду с Наркомпросом и Наркомнацем культурно-просветительскую работу уже в первые годы Советской власти развернули советские профсоюзы (через 1471 культотдел в городах и уездах, культмассовые комиссии при фабзавкомах), политические органы Красной Армии, продотряды и комитеты бедноты в деревне и т.д. Всей работой руководили партийные организации, ЦК РКП(б).
В ходе строительства новой, социалистической культуры прежде всего встал вопрос об отношении к культурному наследию прошлого, о его месте в создании нового общества. В. И. Ленин и партия призывали рабочих и крестьян бережно относиться к культурному наследию и вели борьбу с теорией так называемой «чистой» пролетарской культуры. «Пролетарская культура, — говорил В. И. Ленин на III съезде комсомола, — не является выскочившей неизвестно откуда, не является выдумкой людей, которые называют себя специалистами по пролетарской культуре. Это все сплошной вздор. Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества, чиновничьего общества»1087.
Одновременно Советское государство принимало меры к сохранению и использованию в интересах народных масс культурных ценностей: дворцов, музеев, художественных сооружений, архивохранилищ, памятников старины и т.д. Поэтому наряду с упомянутой Коллегией по делам музеев и охране памятников искусства и старины при Наркомпросе в первые месяцы революции действовал созданный в декабре 1917 г. специальный Народный комиссариат имуществ Республики, в обязанности которого входила охрана культурных и исторических ценностей государства.
Советская власть национализировала Третьяковскую галерею, галереи Щукина, Морозова, Остроухова в Москве, Эрмитаж в Петрограде и десятки других ценнейших памятников и собраний художественно-исторических ценностей. В 1918—1920 гг. Наркомпрос взял на учет свыше 550 старинных усадеб, около тысячи частных коллекций, почти 200 тыс. произведений искусства. Владельцам усадеб и наиболее ценных коллекций и собраний были выданы сотни правительственных охранных грамот1088. Все сокровища культуры стали достоянием рабочих и крестьян, важнейшим средством коммунистического воспитания трудящихся.
Одной из важнейших задач культурного строительства была борьба с неграмотностью — тяжелым наследием царизма. В дореволюционной России около 4/5 детей и подростков не имели возможности получать образование1089. Около 72% населения в возрасте 9—49 лет не умело ни читать, ни писать. Еще хуже обстояло дело в национальных районах. Так, по данным переписи населения 1897 г., на территории современного Таджикистана численность неграмотного населения в возрасте 9—49 лет составляла около 98%, Киргизии — 97%, Узбекистана — 96%. Свыше 40 народностей не имели даже своей письменности1090. «Такой дикой страны, — писал В. И. Ленин в 1913 г., — в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, — такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России»1091.
Ликвидация неграмотности была необходимым условием приобщения рабочих и крестьян к культуре, к государственной и политической деятельности. В. И. Ленин неоднократно подчеркивал, что неграмотный человек стоит вне политики. Без ликвидации неграмотности невозможно ни поднять народное хозяйство, ни осуществить электрификацию. Массовая неграмотность трудящихся была серьезным препятствием на пути строительства социалистического общества.
Широкая работа по овладению грамотой развернулась уже в первый год революции. Особый размах борьба с неграмотностью приобрела с принятием Совнаркомом 26 декабря 1919 г. декрета «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР»1092. Декретом устанавливалось, что все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке, по желанию. Это был первый государственный акт Советской власти о всеобщем обязательном обучении.
В июле 1920 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности, на которую возлагалось непосредственное руководство осуществлением этой задачи. Все культурные силы добровольно и в порядке трудовой повинности были привлечены к этому делу. К концу 1920 г. обучением неграмотных занималось около 200 тыс. человек1093. Все обучающиеся получали материальные льготы на все время обучения: сокращение рабочего дня на 2 часа с сохранением заработной платы, а в военных отраслях — дополнительную оплату в полуторном размере за 2 часа обучения после рабочего дня. Преподаватели школ ликбеза обеспечивались продовольствием и одеждой по высшей категории снабжения и т.д.
По всей стране создавались школы грамоты, кружки, группы, пункты по ликвидации неграмотности. Особое внимание уделялось изданию букварей для взрослых. Большими тиражами издавались буквари «Долой неграмотность», специальные буквари для красноармейцев, крестьян. Началось издание национальных букварей и учебников для взрослых.
Усилия Коммунистической партии, возглавившей решительное наступление на безграмотность, уже к концу гражданской войны дали свои первые положительные результаты. За первые три года Советской власти грамоте было обучено 7 млн. человек, в том числе около 3 млн. человек в 1920 г.1094 В 1920 г. на 1000 человек населения Советской Республики (Европейской России, Северного Кавказа и Западной Сибири) уже приходилось 319 грамотных против 223 в 1897 г.1095 Конечно, война, хозяйственная разруха, временная вражеская оккупация части Советской территории не позволили сделать все, что намечалось. Оценивая проведенную работу, В. И. Ленин в декабре 1920 г. говорил: «…сделано много в сравнении с тем, что было, но мало в сравнении с тем, что нужно»1096.
Советское государство сразу начало большую культурно-просветительную работу среди трудящихся. Революция вызвала к жизни невиданные в прошлом формы и методы культурного просвещения и воспитания, которые диктовались необходимостью приобщения рабочих и крестьян к активной общественной жизни. Возникли такие массовые очаги и учреждения просвещения трудящихся, как рабочие клубы, избы-читальни, красные уголки, школы ликвидации неграмотности, библиотеки-передвижки, агитпоезда, агитпароходы и т.п.
Важнейшим средством политического просвещения трудящихся, подъема их культуры была большевистская печать. Совет Народных Комиссаров 27 октября 1917 г. принял декрет о печати, на основании которого закрывались контрреволюционные, буржуазные газеты по всей стране. Одновременно партия и правительство принимали энергичные меры для создания и развития советской печати. Тиражи партийных и советских периодических изданий неуклонно увеличивались. Тираж «Правды» вырос со 138,1 тыс. экземпляров в 1919 г. до 250 тыс. в 1920 г., тираж «Бедноты» с 240 тыс. до 570 тыс.1097
Большое внимание уделяла партия налаживанию издательского дела. 29 декабря 1917 г. ВЦИК утвердил декрет «О Государственном издательстве»1098. Наркомпросу поручалось организовать массовое издание литературы, в первую очередь классиков русской и мировой литературы. Сочинения классиков русской литературы были объявлены исключительным достоянием государства. Только за 1918—1919 гг. было осуществлено 500 изданий партийной, художественной, научной и учебной литературы. Массовым тиражом начали издаваться произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, агитационно-пропагандистская литература. Были изданы произведения Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, И. А. Крылова и других великих писателей. В 1920 г. началась подготовка издания сочинений Маркса и Энгельса. По предложению делегатов IX съезда РКП(б) было начато первое издание собрания сочинений В. И. Ленина.
Большую политико-воспитательную работу в массах вели народные дома и клубы, где проводились лекции и беседы, ставились спектакли, трудящиеся участвовали в разнообразных самодеятельных и общеобразовательных кружках. В 1920 г. в ведении профсоюзов находилось более 2 тыс. клубов и свыше 4 тыс. народных домов.
На службу культурному просвещению и воспитанию рабочих и крестьян были поставлены библиотеки. В. И. Ленин уделял библиотечному делу особое внимание, требуя выполнения главной задачи библиотек — продвижения книги в гущу народа. Сразу же после Октябрьской революции, вспоминал А. В. Луначарский, — В. И. Ленин говорил ему в связи с назначением его наркомом просвещения: «Постарайтесь обратить в первую голову внимание на библиотеки. Надо заимствовать в передовых буржуазных странах все те формы широкого распространения библиотечных книг, которые там выработаны. Поскорее надо сделать книгу доступной массе»1099. Советская власть провела национализацию крупнейших книжных собраний, за исключением библиотек ученых и деятелей литературы и искусства. Миллионы книг из частных собраний и библиотек поступили в научные и массовые библиотеки, стали доступными для широкого круга читателей. Московская Румянцевская библиотека (ныне Государственная библиотека им. В. И. Ленина) за 1918—1920 гг. удвоила свои фонды, получив более полутора миллионов национализированных книг.
3 ноября 1920 г. был издан декрет Совнаркома о централизации библиотечного дела и создании единой библиотечной сети РСФСР. К концу гражданской войны в стране насчитывалось почти 27 тыс. библиотек, против 13,9 тыс. в 1913 г. Число изб-читален к концу 1920 г. составило около 40 тыс.1100
Одновременно театры, музеи, кинотеатры существенным образом изменили характер своей работы, став доступными для рабочих и крестьян, превратившись в центры культурно-политического просвещения народных масс.
Сеть музеев и театров значительно выросла. Театры были национализированы в 1919 г. Они перешли в ведение Центрального театрального комитета при Наркомпросе. В эти годы создаются новые театры — им. Революции, студия Вахтангова и другие в Москве, театр им. Шевченко в Киеве и т.п. Огромное распространение получил самодеятельный театр. Открывались новые музеи, государственной собственностью стали бывшие дворянские дворцы и усадьбы.
В 1917—1920 гг. начало создаваться советское кино. В марте 1918 г. был введен рабочий контроль над кинопромышленностью. Одновременно принимались и практические меры к созданию советской кинематографии. В конце августа 1919 г. была осуществлена национализация кинофабрик, прокатных контор и кинотеатров. Создавались первые советские хроникально-документальные и художественные фильмы.