3. Развитие науки
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75
Построить социалистическое общество невозможно без широкого использования науки и техники, продвижения научных знаний в массы. Вот почему Советское государство, перестраивая и организуя жизнь общества на социалистических началах, большое значение придавало развитию науки.
Царизм тормозил развитие науки. В дореволюционной России насчитывалось всего около 300 научных учреждений. Разобщенность исследований и распыленность научных сил были характерными чертами дореволюционной науки. Расходы на содержание научных учреждений были мизерными, что препятствовало развертыванию наиболее перспективных направлений науки. Многие открытия и изобретения из-за бюрократических препон не находили применения в России, не получали дальнейшего научного развития.
В первые же месяцы после победы Октябрьской революции Советское государство берет на себя заботу о развертывании научно-исследовательской работы в стране и выдвигает задачу использования науки и техники для восстановления и подъема экономики России. Уже в декабре 1917 г. в составе Наркомпроса начал работать Научный отдел, координирующий деятельность всех научных учреждений и организаций.
Исходя из ленинских указаний, в январе 1918 г. Наркомпрос обратился к руководству Академии наук с предложением направить усилия ученых на решение первоочередных народнохозяйственных задач, что получило сочувственный отклик. В апреле 1918 г. в знаменитом «Наброске плана научно-технических работ» Ленин рекомендовал ВСНХ поручить Академии наук «образовать ряд комиссий из специалистов для возможно более быстрого составления плана реорганизации промышленности и экономического подъема России»1116.
Ленинский план научно-технических работ был направлен на всемерное и всестороннее развитие науки и прежде всего тех ее отраслей, которые могли помочь Советскому государству добиться рационального размещения производительных сил и завоевания экономической независимости страны.
Для практического претворения в жизнь программы развития науки в 1918 г. был организован научно-технический отдел ВСНХ. В его работах участвовали видные ученые и инженеры. Советское государство осуществляло планомерное руководство наукой, укрепляя материально-техническую базу научных учреждений, оказывая поддержку творческой работе ученых в трудных условиях войны и разрухи. В марте 1920 г. по указанию Ленина была создана комиссия по улучшению быта ученых. К концу 1920 г. около 5 тыс. ученых получали повышенные академические пайки.
Установление тесных связей Академии наук с Советским государством означало поворот в жизни Академии и открыло широкие горизонты для подъема науки. В ее системе особенно интенсивно стали развиваться те области знаний, которые имели прикладное значение. В составе Академии наук были созданы новые научные учреждения, которые были призваны оказывать помощь народному хозяйству.
К решению этих задач была привлечена постоянная комиссия Академии наук по изучению естественных производительных сил России (КЕПС), образованная во время империалистической войны.
В 1917—1920 гг. в составе КЕПС было несколько отделов. Так, соляной отдел КЕПС занимался исследованием соляных озер Крыма для получения солей магния. В мае 1918 г. был образован отдел оптики, преобразованный вскоре в Государственный оптический институт.
Большое значение для последующего развития науки имели такие отделы КЕПС, как отдел природных ископаемых во главе с академиком А. Е. Ферсманом; отдел исследования Севера под руководством академика А. П. Карпинского; отдел животноводства и почвенный отдел.
Большое значение для будущего химической науки имели созданный в КЕПС отдел по редким элементам и радиоактивным веществам (во главе с академиком В. И. Вернадским), а также Институт физико-химического анализа, Химический институт и Институт платины. Институт физико-химического анализа был организован под руководством крупнейшего ученого-химика, академика Н. С. Курнакова уже в 1917 г. в нем по поручению ВСНХ начались исследования легких сплавов алюминия и магния для электротехнической промышленности. В 1918 г. под руководством В. И. Вернадского были организованы изучение и добыча радиоактивных веществ. В Платиновом институте были разработаны рациональные методы получения чистой платины и сопутствующих ей ценных для промышленности металлов — иридия, радия и др.
Кроме того, в координации с Академией наук работал основанный при непосредственном ее участии Радиевый институт. Для более тесного сотрудничества научных сил Академии наук и промышленности в 1920 г. была образована Радиевая ассоциация — прообраз будущих форм сотрудничества академических учреждений с промышленностью.
В рассматриваемый период под руководством академика А. Ф. Иоффе в Государственном рентгенологическом институте был основан Физико-технический отдел, ставший впоследствии одним из наиболее значительных институтов в системе академии. А. Ф. Иоффе выполнил ряд работ по рентгенографическому изучению кристаллов, полупроводников и т.д. В мае 1919 г. был создан Государственный научно-исследовательский керамический институт.
В области теоретических исследований большое значение имели труды академиков А. А. Маркова по решению задач теории вероятностей и математической статистики, В. А. Стеклова (математическая физика и гравиметрия), Я. В. Успенского (теория чисел), академика А. Н. Крылова (теория кораблестроения).
В ведение Академии наук в этот период были переданы Пушкинский Дом (Институт русской литературы), Толстовский музей.
В 1918 г. была основана Социалистическая академия общественных наук, позднее переименованная в Коммунистическую академию при ЦИК СССР. Это новое учреждение должно было укрепить «изучение и преподавание социальных знаний и смежных наук с точки зрения научного социализма и коммунизма». Комакадемия сыграла значительную роль в подготовке марксистских кадров советских ученых по общественным наукам, в организации и проведении научных исследований в этих областях. При Социалистической академии в конце 1920 г. в Москве был открыт Институт Маркса и Энгельса.
Научные учреждения страны, прежде всего академические, получали в трудные годы военного времени материальную и финансовую поддержку государства. Академия наук через различные комиссии и комитеты влияла на постановку научных исследований в учреждениях, не входящих в ее состав.
Консолидации научных сил страны содействовали проведенные при активном и непосредственном участии Академии наук всероссийские, а после образования Союза ССР — всесоюзные съезды ученых. В мае 1920 г. Академия наук провела совещание по вопросам Севера России, на которое было представлено около 100 докладов.
Академик И. П. Павлов вел исследования в области физиологии, и к этому времени были достигнуты значительные успехи в изучении условных рефлексов.
Уже первые шаги развития советской науки характеризовали ее своеобразие — тесную связь с запросами народного хозяйства страны и общества в целом.
В работах созданной в феврале 1920 г. Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО) во главе с Г. М. Кржижановским принимали активное участие более 200 ученых и специалистов. Для осуществления перспективного плана на 10—15 лет требовались большие промышленные и сырьевые ресурсы, в их изыскании значительное место принадлежало науке.
В. И. Ленин еще в 1918 г. обращал внимание на перспективность изучения и освоения богатств Курской магнитной аномалии. В феврале 1919 г. во главе с академиком П. П. Лазаревым была создана Комиссия по изучению Курской магнитной аномалии; летом 1919 г. начались полевые гидрографические и магнитологические работы. Ученые установили наличие громадных залежей железной руды.
В полярные области и Центральную Азию, в Западную Монголию направлялись минералогические экспедиции. Широкие исследования проводили почвоведы, обрабатывая материалы, накопленные в дореволюционный период. Севастопольская биологическая станция Академии наук приступила к систематическим исследованиям глубин Черного моря. Изучались типы и классы животных, населяющих территорию СССР, что было необходимо для будущего развития скотоводства, рыболовства, пушного промысла, а также для борьбы с сельскохозяйственными вредителями.
Наряду с сетью академических учреждений в эти годы начала складываться система научно-исследовательских институтов и организаций при НТО ВСНХ, перед которыми ставилась задача непосредственного обслуживания нужд народного хозяйства. С этой целью были созданы новые научно-исследовательские институты: Центральный аэрогидродинамический (ЦАГИ), прикладной химии, исследования твердого вещества, текстильный и др. Одним из первых возник по указанию Ленина Российский пищевой научно-технический институт, который занимался изысканием новых методов обработки пищевых продуктов.
Все это говорит о том, что в первые годы революции были заложены основы новой, социалистической культуры, положившие начало культурной революции в нашей стране. Это стало возможным благодаря тому, что рабочий класс в союзе с беднейшим крестьянством под руководством партии большевиков завоевал государственную власть и создал действительные условия для культурного роста трудящихся масс.
Построить социалистическое общество невозможно без широкого использования науки и техники, продвижения научных знаний в массы. Вот почему Советское государство, перестраивая и организуя жизнь общества на социалистических началах, большое значение придавало развитию науки.
Царизм тормозил развитие науки. В дореволюционной России насчитывалось всего около 300 научных учреждений. Разобщенность исследований и распыленность научных сил были характерными чертами дореволюционной науки. Расходы на содержание научных учреждений были мизерными, что препятствовало развертыванию наиболее перспективных направлений науки. Многие открытия и изобретения из-за бюрократических препон не находили применения в России, не получали дальнейшего научного развития.
В первые же месяцы после победы Октябрьской революции Советское государство берет на себя заботу о развертывании научно-исследовательской работы в стране и выдвигает задачу использования науки и техники для восстановления и подъема экономики России. Уже в декабре 1917 г. в составе Наркомпроса начал работать Научный отдел, координирующий деятельность всех научных учреждений и организаций.
Исходя из ленинских указаний, в январе 1918 г. Наркомпрос обратился к руководству Академии наук с предложением направить усилия ученых на решение первоочередных народнохозяйственных задач, что получило сочувственный отклик. В апреле 1918 г. в знаменитом «Наброске плана научно-технических работ» Ленин рекомендовал ВСНХ поручить Академии наук «образовать ряд комиссий из специалистов для возможно более быстрого составления плана реорганизации промышленности и экономического подъема России»1116.
Ленинский план научно-технических работ был направлен на всемерное и всестороннее развитие науки и прежде всего тех ее отраслей, которые могли помочь Советскому государству добиться рационального размещения производительных сил и завоевания экономической независимости страны.
Для практического претворения в жизнь программы развития науки в 1918 г. был организован научно-технический отдел ВСНХ. В его работах участвовали видные ученые и инженеры. Советское государство осуществляло планомерное руководство наукой, укрепляя материально-техническую базу научных учреждений, оказывая поддержку творческой работе ученых в трудных условиях войны и разрухи. В марте 1920 г. по указанию Ленина была создана комиссия по улучшению быта ученых. К концу 1920 г. около 5 тыс. ученых получали повышенные академические пайки.
Установление тесных связей Академии наук с Советским государством означало поворот в жизни Академии и открыло широкие горизонты для подъема науки. В ее системе особенно интенсивно стали развиваться те области знаний, которые имели прикладное значение. В составе Академии наук были созданы новые научные учреждения, которые были призваны оказывать помощь народному хозяйству.
К решению этих задач была привлечена постоянная комиссия Академии наук по изучению естественных производительных сил России (КЕПС), образованная во время империалистической войны.
В 1917—1920 гг. в составе КЕПС было несколько отделов. Так, соляной отдел КЕПС занимался исследованием соляных озер Крыма для получения солей магния. В мае 1918 г. был образован отдел оптики, преобразованный вскоре в Государственный оптический институт.
Большое значение для последующего развития науки имели такие отделы КЕПС, как отдел природных ископаемых во главе с академиком А. Е. Ферсманом; отдел исследования Севера под руководством академика А. П. Карпинского; отдел животноводства и почвенный отдел.
Большое значение для будущего химической науки имели созданный в КЕПС отдел по редким элементам и радиоактивным веществам (во главе с академиком В. И. Вернадским), а также Институт физико-химического анализа, Химический институт и Институт платины. Институт физико-химического анализа был организован под руководством крупнейшего ученого-химика, академика Н. С. Курнакова уже в 1917 г. в нем по поручению ВСНХ начались исследования легких сплавов алюминия и магния для электротехнической промышленности. В 1918 г. под руководством В. И. Вернадского были организованы изучение и добыча радиоактивных веществ. В Платиновом институте были разработаны рациональные методы получения чистой платины и сопутствующих ей ценных для промышленности металлов — иридия, радия и др.
Кроме того, в координации с Академией наук работал основанный при непосредственном ее участии Радиевый институт. Для более тесного сотрудничества научных сил Академии наук и промышленности в 1920 г. была образована Радиевая ассоциация — прообраз будущих форм сотрудничества академических учреждений с промышленностью.
В рассматриваемый период под руководством академика А. Ф. Иоффе в Государственном рентгенологическом институте был основан Физико-технический отдел, ставший впоследствии одним из наиболее значительных институтов в системе академии. А. Ф. Иоффе выполнил ряд работ по рентгенографическому изучению кристаллов, полупроводников и т.д. В мае 1919 г. был создан Государственный научно-исследовательский керамический институт.
В области теоретических исследований большое значение имели труды академиков А. А. Маркова по решению задач теории вероятностей и математической статистики, В. А. Стеклова (математическая физика и гравиметрия), Я. В. Успенского (теория чисел), академика А. Н. Крылова (теория кораблестроения).
В ведение Академии наук в этот период были переданы Пушкинский Дом (Институт русской литературы), Толстовский музей.
В 1918 г. была основана Социалистическая академия общественных наук, позднее переименованная в Коммунистическую академию при ЦИК СССР. Это новое учреждение должно было укрепить «изучение и преподавание социальных знаний и смежных наук с точки зрения научного социализма и коммунизма». Комакадемия сыграла значительную роль в подготовке марксистских кадров советских ученых по общественным наукам, в организации и проведении научных исследований в этих областях. При Социалистической академии в конце 1920 г. в Москве был открыт Институт Маркса и Энгельса.
Научные учреждения страны, прежде всего академические, получали в трудные годы военного времени материальную и финансовую поддержку государства. Академия наук через различные комиссии и комитеты влияла на постановку научных исследований в учреждениях, не входящих в ее состав.
Консолидации научных сил страны содействовали проведенные при активном и непосредственном участии Академии наук всероссийские, а после образования Союза ССР — всесоюзные съезды ученых. В мае 1920 г. Академия наук провела совещание по вопросам Севера России, на которое было представлено около 100 докладов.
Академик И. П. Павлов вел исследования в области физиологии, и к этому времени были достигнуты значительные успехи в изучении условных рефлексов.
Уже первые шаги развития советской науки характеризовали ее своеобразие — тесную связь с запросами народного хозяйства страны и общества в целом.
В работах созданной в феврале 1920 г. Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО) во главе с Г. М. Кржижановским принимали активное участие более 200 ученых и специалистов. Для осуществления перспективного плана на 10—15 лет требовались большие промышленные и сырьевые ресурсы, в их изыскании значительное место принадлежало науке.
В. И. Ленин еще в 1918 г. обращал внимание на перспективность изучения и освоения богатств Курской магнитной аномалии. В феврале 1919 г. во главе с академиком П. П. Лазаревым была создана Комиссия по изучению Курской магнитной аномалии; летом 1919 г. начались полевые гидрографические и магнитологические работы. Ученые установили наличие громадных залежей железной руды.
В полярные области и Центральную Азию, в Западную Монголию направлялись минералогические экспедиции. Широкие исследования проводили почвоведы, обрабатывая материалы, накопленные в дореволюционный период. Севастопольская биологическая станция Академии наук приступила к систематическим исследованиям глубин Черного моря. Изучались типы и классы животных, населяющих территорию СССР, что было необходимо для будущего развития скотоводства, рыболовства, пушного промысла, а также для борьбы с сельскохозяйственными вредителями.
Наряду с сетью академических учреждений в эти годы начала складываться система научно-исследовательских институтов и организаций при НТО ВСНХ, перед которыми ставилась задача непосредственного обслуживания нужд народного хозяйства. С этой целью были созданы новые научно-исследовательские институты: Центральный аэрогидродинамический (ЦАГИ), прикладной химии, исследования твердого вещества, текстильный и др. Одним из первых возник по указанию Ленина Российский пищевой научно-технический институт, который занимался изысканием новых методов обработки пищевых продуктов.
Все это говорит о том, что в первые годы революции были заложены основы новой, социалистической культуры, положившие начало культурной революции в нашей стране. Это стало возможным благодаря тому, что рабочий класс в союзе с беднейшим крестьянством под руководством партии большевиков завоевал государственную власть и создал действительные условия для культурного роста трудящихся масс.