72. Типы мировых товарных рынков
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93
Основным критерием классификации основных типов мировых товарных рынков является характер и степень свободы конкуренции. На основе этого критерия выделяют следующие типы рынков:
– рынок совершенно (свободной) конкуренции;
– рынок «чистой» монополии;
– рынок монополистической конкуренции;
– олигопольный рынок (рынок конкуренции немногих поставщиков).
Характерными чертами рынка совершенной (свободной) конкуренции являются: значительное количество конкурирующих между собой продавцов и покупателей; относительная однородность поставляемой на данный рынок продукции. В процессе конкуренции между субъектами данного рынка происходит своего рода «утряска» цен, в результате чего они устанавливаются на определенном уровне. Экспортеры в такой ситуации идут на скидку в цене, выигрывая при этом от наращивания общих объемов продаж.
Специфика рынка «чистой» монополии состоит в том, что здесь господствует один поставщик данного товара, который и является монополистом. Он диктует цены на рынке и изменяет их, сочетая эти операции с соответствующими изменениями в объеме продаж товара. При этом на практике продавец-монополист вынужден исходить не из максимальной, а из некой оптимальной цены, которая формируется с учетом широкого комплекса ценообразующих факторов.
Рынок монополистической конкуренции предполагает сосуществование нескольких фирм-монополистов. При этом каждая из указанных фирм выпускает продукцию несколько отличающуюся от продукции фирм-конкурентов. Тем самым складывается ситуация, когда покупатели совсем необязательно начнут покупать товары других фирм в случае незначительного повышения цен на них у данной фирмы– монополиста. Дифференциация товаров в данной ситуации делает фирму монополистом на особую разновидность одного и того же вида продукции.
Модель монополистической конкуренции предполагает, что фирма принимает цены конкурентов как данные, тем самым игнорируя влияние собственных решения в области цен на ценовую политику других производителей.
В модели монополистической конкуренции подразумевается, что хотя каждая фирма в действительности конкурирует с другими, она до известного предела может вести себя как монополист.
В реальной экономической практике такие рынки испытывают на себе влияние процессов диверсификации деятельности фирм, которые стремятся расширить круг производимых и реализуемых ими товаров и проникнуть на новые рынки. Растет и конкуренция со стороны фирм, производящих так называемые товары-субституты (товары, способные замещать другие, например, пластмассы и металл, шерсть и химическое волокно).
На олигопольном рынке имеет место конкуренция немногих фирм-поставщиков, которые по существу делят крупные сегменты рынка. Как правило, при этом фирмы заключают между собой соответствующие соглашения. В некоторых случаях такие соглашения заключаются с правительственными органами тех стран, на рынках которых фирмы оперируют. Формой, связанной с олигопольными рынками, является картель – соглашение, устанавливающее обязательства для всех фирм-участниц по объемам производства и реализации продукции, доле (квоте) каждого из участников в общем объеме производства и сбыта продукции, по ценам, условиям найма рабочей силы, обмену патентами. Картели формируют картельные цены, которые позволяют участникам соглашения, поддерживая высокую доходность, сохранять и укреплять свое присутствие на данных рынках. Международным картелем является ОПЕК – Организация стран – экспортеров нефти, которая периодически принимает решения о сокращении или увеличении объемов (квот) добычи нефти.
Основным критерием классификации основных типов мировых товарных рынков является характер и степень свободы конкуренции. На основе этого критерия выделяют следующие типы рынков:
– рынок совершенно (свободной) конкуренции;
– рынок «чистой» монополии;
– рынок монополистической конкуренции;
– олигопольный рынок (рынок конкуренции немногих поставщиков).
Характерными чертами рынка совершенной (свободной) конкуренции являются: значительное количество конкурирующих между собой продавцов и покупателей; относительная однородность поставляемой на данный рынок продукции. В процессе конкуренции между субъектами данного рынка происходит своего рода «утряска» цен, в результате чего они устанавливаются на определенном уровне. Экспортеры в такой ситуации идут на скидку в цене, выигрывая при этом от наращивания общих объемов продаж.
Специфика рынка «чистой» монополии состоит в том, что здесь господствует один поставщик данного товара, который и является монополистом. Он диктует цены на рынке и изменяет их, сочетая эти операции с соответствующими изменениями в объеме продаж товара. При этом на практике продавец-монополист вынужден исходить не из максимальной, а из некой оптимальной цены, которая формируется с учетом широкого комплекса ценообразующих факторов.
Рынок монополистической конкуренции предполагает сосуществование нескольких фирм-монополистов. При этом каждая из указанных фирм выпускает продукцию несколько отличающуюся от продукции фирм-конкурентов. Тем самым складывается ситуация, когда покупатели совсем необязательно начнут покупать товары других фирм в случае незначительного повышения цен на них у данной фирмы– монополиста. Дифференциация товаров в данной ситуации делает фирму монополистом на особую разновидность одного и того же вида продукции.
Модель монополистической конкуренции предполагает, что фирма принимает цены конкурентов как данные, тем самым игнорируя влияние собственных решения в области цен на ценовую политику других производителей.
В модели монополистической конкуренции подразумевается, что хотя каждая фирма в действительности конкурирует с другими, она до известного предела может вести себя как монополист.
В реальной экономической практике такие рынки испытывают на себе влияние процессов диверсификации деятельности фирм, которые стремятся расширить круг производимых и реализуемых ими товаров и проникнуть на новые рынки. Растет и конкуренция со стороны фирм, производящих так называемые товары-субституты (товары, способные замещать другие, например, пластмассы и металл, шерсть и химическое волокно).
На олигопольном рынке имеет место конкуренция немногих фирм-поставщиков, которые по существу делят крупные сегменты рынка. Как правило, при этом фирмы заключают между собой соответствующие соглашения. В некоторых случаях такие соглашения заключаются с правительственными органами тех стран, на рынках которых фирмы оперируют. Формой, связанной с олигопольными рынками, является картель – соглашение, устанавливающее обязательства для всех фирм-участниц по объемам производства и реализации продукции, доле (квоте) каждого из участников в общем объеме производства и сбыта продукции, по ценам, условиям найма рабочей силы, обмену патентами. Картели формируют картельные цены, которые позволяют участникам соглашения, поддерживая высокую доходность, сохранять и укреплять свое присутствие на данных рынках. Международным картелем является ОПЕК – Организация стран – экспортеров нефти, которая периодически принимает решения о сокращении или увеличении объемов (квот) добычи нефти.