2.5. Экономические взгляды и вклад в науку Дж. Локка, Д. Норса, Д. Юма

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 

В последней трети XVII в. в литературе на экономические темы появляются новые воззрения. И хотя авторов этих работ относят к меркантилистам, их взгляды не всегда созвучны идеям меркантилизма. В отношении этого периода некоторые исследователи даже выделяют третью, позднюю стадию, говоря о «разложении» меркантилизма.

Джон Локк (1632–1704), будучи новатором в философии, придерживался многих принципов меркантилизма. Важнейшими экономическими работами ученого являются «Рассуждения о понижении процента и повышении ценности денег» (1691) и «Дальнейшие соображения о повышении стоимости денег» (1695). По мнению Дж. Локка, страна, у которой нет рудников, может обогатиться лишь двумя способами: завоеванием и торговлей. Он принимал количественную теорию денег и считал, что изменение цен зависит от количества денег в обращении, при этом говорил о необходимости учитывать скорость денежного обращения. Снижение ставки ссудного процента он объяснял ввозом золота и серебра из Англии. Дж. Локк разделял учение меркантилистов о торговом балансе, во внешней торговле видел главный источник обогащения страны. Большое значение имело обоснование частной собственности как неотъемлемого атрибута человека. Теория частной собственности у Дж. Локка тесно связана с трудом. Он оправдывал частную собственность, выводя ее из права каждого человека на свой труд и его результаты. В отличие от меркантилистов, которые обращались к государственному регулированию товарного и денежного обращения, Локк утверждает стихию рынка, где взаимоотношение спроса и предложения является причиной образования фактической цены. В наибольшей мере Дж. Локк расходился с меркантилистами в отношении к сельскому хозяйству, объявив землю первым источником богатства.

Еще более радикальные идеи высказывал Дадли Норс (1641–1691) в «Очерках о торговле». Выступая против вмешательства государства в экономику, ограничения правительством условий развития торговли, он показывает, что подобные запреты дают, как правило, обратные результаты. Опровергая мнение меркантилистов, что запреты на вывоз денег делают страну богаче, он пишет, что законы, затрудняющие торговлю, как внешнюю, так и внутреннюю, в отношении денег или других товаров не способствуют тому, чтобы сделать народ богатым деньгами и товарами.[5]  Высказываясь против законодательного ограничения ставки процента, Д. Норс пишет, что, может быть, низкая ставка и удержит часть денег от вывоза за границу, но, с другой стороны, низкая ставка поддерживает скорее желание брать взаймы для удовлетворения прихотей богачей, чем развивать торговлю, и приходит к выводу, что не низкая процентная ставка увеличивает торговлю, но при увеличении торговли национальный капитал делает процентную ставку низкой. Размышляя о богатстве, Д. Норс видит его не в количестве товаров, золота или серебра, лежащих мертвым грузом, а в способности всего этого приносить доход: «Тот человек богаче, имущество которого находится в состоянии роста... в виде ли сдаваемой в аренду земли, денег ли приносящих проценты, или товаров в торговом обороте».[6]  Критически оценивая позицию меркантилистов в отношении роскоши, которые выступали за ее законодательное ограничение, Д. Норс высказывает противоположное мнение – о вреде такого рода законов. По его мнению, такие ограничения уменьшают потенциальные расходы людей, а это, в свою очередь, снижает мотивацию к труду, поэтому именно законы против роскоши препятствуют росту богатства страны.

Одним из ярких представителей нового направления научной мысли был шотландский философ Дэвид Юм (1711–1776), который несколько своих очерков посвятил экономическим проблемам. Наиболее известные из них, «О торговле», «О деньгах», «О проценте», «О налогах», хотя и не отличаются значительным объемом, но поражают читателя глубиной мысли и блестящим стилем изложения.

Д. Юм, как и Д. Норс, признавал нецелесообразным вмешательство государства в экономику, категорически высказываясь о вреде законов против роскоши, высмеивая мнение ряда ученых, уверенных, что роскошь ведет к утрате нравственных ценностей.

Выступая сторонником свободы торговли, в отличие от меркантилистов, которые видели цель торговли в ввозе в страну драгоценных металлов, Д. Юм говорил, что приток денежных металлов приводит к инфляции, которая проявляется в росте цен: «Предположим... количество денег в Великобритании возросло за одну ночь впятеро, цены труда и товаров так непомерно вырастут, что ни один народ не будет покупать у нас, в то время как их товары станут настолько дешевыми, что они будут экспортировать эти товары нам и вывозить наши деньги из страны».[7]

Дискутируя с французским физиократом А. Тюрго, ученый заявлял, что в результате свободного перелива капитала из одной отрасли в другую в условиях свободной конкуренции величина прибыли на единицу капитала (норма прибыли) будет стремиться к некоему «среднему» уровню. Он объяснял это тем, что в результате увеличения спроса на товар его рыночная цена растет и те, кто производит этот товар, начинают получать больше прибыли. Это производство вызывает интерес у капиталистов других отраслей, и они направляют туда свои капиталы, увеличивая предложение этого товара, в результате чего цена на него начинает снижаться. Однако цена товаров, производимых отраслями, из которых произошел отток капитала, в результате снижения предложения при той же величине спроса возрастает. Теперь капиталисты направляют свои капиталы сюда, где норма прибыли выше, все повторяется. Рассмотренный им механизм был позже назван моделью свободной конкуренции, которая заняла ведущее место в дальнейшем развитии науки.

Большое внимание философ уделял вопросу значения народонаселения. Здесь его мысли были созвучны идеям меркантилистов, которые непрестанно заботились о росте населения страны как источника ее величия и мощи. В работе «О численности древних народов» (1752) Д. Юм говорит о том, что счастье народа во многом зависит от его многочисленности.

В последней трети XVII в. в литературе на экономические темы появляются новые воззрения. И хотя авторов этих работ относят к меркантилистам, их взгляды не всегда созвучны идеям меркантилизма. В отношении этого периода некоторые исследователи даже выделяют третью, позднюю стадию, говоря о «разложении» меркантилизма.

Джон Локк (1632–1704), будучи новатором в философии, придерживался многих принципов меркантилизма. Важнейшими экономическими работами ученого являются «Рассуждения о понижении процента и повышении ценности денег» (1691) и «Дальнейшие соображения о повышении стоимости денег» (1695). По мнению Дж. Локка, страна, у которой нет рудников, может обогатиться лишь двумя способами: завоеванием и торговлей. Он принимал количественную теорию денег и считал, что изменение цен зависит от количества денег в обращении, при этом говорил о необходимости учитывать скорость денежного обращения. Снижение ставки ссудного процента он объяснял ввозом золота и серебра из Англии. Дж. Локк разделял учение меркантилистов о торговом балансе, во внешней торговле видел главный источник обогащения страны. Большое значение имело обоснование частной собственности как неотъемлемого атрибута человека. Теория частной собственности у Дж. Локка тесно связана с трудом. Он оправдывал частную собственность, выводя ее из права каждого человека на свой труд и его результаты. В отличие от меркантилистов, которые обращались к государственному регулированию товарного и денежного обращения, Локк утверждает стихию рынка, где взаимоотношение спроса и предложения является причиной образования фактической цены. В наибольшей мере Дж. Локк расходился с меркантилистами в отношении к сельскому хозяйству, объявив землю первым источником богатства.

Еще более радикальные идеи высказывал Дадли Норс (1641–1691) в «Очерках о торговле». Выступая против вмешательства государства в экономику, ограничения правительством условий развития торговли, он показывает, что подобные запреты дают, как правило, обратные результаты. Опровергая мнение меркантилистов, что запреты на вывоз денег делают страну богаче, он пишет, что законы, затрудняющие торговлю, как внешнюю, так и внутреннюю, в отношении денег или других товаров не способствуют тому, чтобы сделать народ богатым деньгами и товарами.[5]  Высказываясь против законодательного ограничения ставки процента, Д. Норс пишет, что, может быть, низкая ставка и удержит часть денег от вывоза за границу, но, с другой стороны, низкая ставка поддерживает скорее желание брать взаймы для удовлетворения прихотей богачей, чем развивать торговлю, и приходит к выводу, что не низкая процентная ставка увеличивает торговлю, но при увеличении торговли национальный капитал делает процентную ставку низкой. Размышляя о богатстве, Д. Норс видит его не в количестве товаров, золота или серебра, лежащих мертвым грузом, а в способности всего этого приносить доход: «Тот человек богаче, имущество которого находится в состоянии роста... в виде ли сдаваемой в аренду земли, денег ли приносящих проценты, или товаров в торговом обороте».[6]  Критически оценивая позицию меркантилистов в отношении роскоши, которые выступали за ее законодательное ограничение, Д. Норс высказывает противоположное мнение – о вреде такого рода законов. По его мнению, такие ограничения уменьшают потенциальные расходы людей, а это, в свою очередь, снижает мотивацию к труду, поэтому именно законы против роскоши препятствуют росту богатства страны.

Одним из ярких представителей нового направления научной мысли был шотландский философ Дэвид Юм (1711–1776), который несколько своих очерков посвятил экономическим проблемам. Наиболее известные из них, «О торговле», «О деньгах», «О проценте», «О налогах», хотя и не отличаются значительным объемом, но поражают читателя глубиной мысли и блестящим стилем изложения.

Д. Юм, как и Д. Норс, признавал нецелесообразным вмешательство государства в экономику, категорически высказываясь о вреде законов против роскоши, высмеивая мнение ряда ученых, уверенных, что роскошь ведет к утрате нравственных ценностей.

Выступая сторонником свободы торговли, в отличие от меркантилистов, которые видели цель торговли в ввозе в страну драгоценных металлов, Д. Юм говорил, что приток денежных металлов приводит к инфляции, которая проявляется в росте цен: «Предположим... количество денег в Великобритании возросло за одну ночь впятеро, цены труда и товаров так непомерно вырастут, что ни один народ не будет покупать у нас, в то время как их товары станут настолько дешевыми, что они будут экспортировать эти товары нам и вывозить наши деньги из страны».[7]

Дискутируя с французским физиократом А. Тюрго, ученый заявлял, что в результате свободного перелива капитала из одной отрасли в другую в условиях свободной конкуренции величина прибыли на единицу капитала (норма прибыли) будет стремиться к некоему «среднему» уровню. Он объяснял это тем, что в результате увеличения спроса на товар его рыночная цена растет и те, кто производит этот товар, начинают получать больше прибыли. Это производство вызывает интерес у капиталистов других отраслей, и они направляют туда свои капиталы, увеличивая предложение этого товара, в результате чего цена на него начинает снижаться. Однако цена товаров, производимых отраслями, из которых произошел отток капитала, в результате снижения предложения при той же величине спроса возрастает. Теперь капиталисты направляют свои капиталы сюда, где норма прибыли выше, все повторяется. Рассмотренный им механизм был позже назван моделью свободной конкуренции, которая заняла ведущее место в дальнейшем развитии науки.

Большое внимание философ уделял вопросу значения народонаселения. Здесь его мысли были созвучны идеям меркантилистов, которые непрестанно заботились о росте населения страны как источника ее величия и мощи. В работе «О численности древних народов» (1752) Д. Юм говорит о том, что счастье народа во многом зависит от его многочисленности.