13.3. Теория рациональных ожиданий
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68
В 70-е – начале 80-х гг. ХХ в. сформировалась и получила широкую известность одна из перспективных научно-исследовательских программ современной экономической науки. Первоначально она называлась теория рациональных ожиданий, но в настоящее время ее чаще именуют новой классической макроэкономикой или новой классикой. Последнее название закрепилось за ней, поскольку ее создатели построили макроэкономическую модель экономики на основе и в соответствии с принципами неоклассической микроэкономики. Идеологическая программа данной школы близка монетаризму, поэтому на первых порах большинство экономистов воспринимали теорию рациональных ожиданий как разновидность монетаризма, его вторую волну. Однако сторонники этой концепции пошли дальше монетаристов и довели до логического конца их идею об ограниченности воздействия денежной политики на экономику, заявив, что последняя практически не оказывает существенного влияния на нее. К такому выводу они пришли, развивая идею о влиянии ожиданий экономических субъектов на результаты проводимой правительством политики. Лидерами новых классиков являются Р. Лукас, Т. Саржент, Н. Уоллес, Э. Прескет, Р. Барроу, Б. Маккалум, которые прочно заняли свое место среди элиты научного сообщества. Признанием важности идей, развиваемых новыми классиками, является присуждение в 1995 г. Нобелевской премии по экономике Р. Лукасу, а в 2005 г. – Э. Прескотту.
Исходный тезис новой школы – гипотеза рациональных ожиданий, сформулирована в 1961 г. в статьях американского экономиста Дж. Мута. Смысл ее заключается в том, что для прогнозирования будущего физические лица и фирмы эффективно используют всю доступную информацию об экономике и поэтому не делают систематических ошибок в предсказаниях, а следовательно, их ожидания могут считаться рациональными. Первоначально идея Дж. Мута не вызвала интереса у коллег, поскольку ее автор не делал никаких макроэкономических обобщений и рассматривал ее как технический принцип построения моделей.
В 1970-х гг. эта идея была востребована учеными для объяснения проблем, с которыми столкнулась экономика в связи со стагфляцией. Р. Лукас, Т. Саржент, Н. Уоллес выдвинули предположение, что неэффективная кейнсианская политика управления спросом в решении актуальных макроэкономических проблем американской экономики объясняется тем, что экономические агенты формируют свои ожидания на основе той же самой информации, которая имеется в распоряжении политиков и, следовательно, действуют так, чтобы нейтрализовать ценовые изменения, делают это таким же способом, каким этот рынок определяет фактические цены. Кроме того, новые классики считают, что деньги сверхнейтральны, т. е. они не допускают возможности влияния денег на реальный сектор экономики даже в краткосрочном периоде, как монетаристы.
Признание неэффективности кейнсианского стимулирования спроса и нейтральности денег приводит к шокирующему выводу. Правительство, заявляют новые классики, при определенном стечении обстоятельств может оказать разовое краткосрочное воздействие на некоторые экономические показатели, но независимо от того, какого курса оно придерживается – кейнсианского или монетаристкого, изменить естественный ход цикла оно не может, поскольку не имеет реальных рычагов воздействия на экономику. Таким образом, активная макроэкономическая политика есть не что иное, как имитация целенаправленных действий ценой внесения дополнительного хаоса в экономическую жизнь.
Теоретической основной концепции новой классической макроэкрономики является усовершенствованный вариант модели Вальраса. Улучшения касаются представлений о равновесии и поведении экономических агентов в условиях неопределенности.
Модели новых классиков опираются на следующие предпосылки:
– экономические субъекты ведут себя рационально в том смысле, что стремятся к максимальному достижению цели, ориентируясь при этом и на текущие, и на возможные в будущем состояния рынка;
– в системе отсутствует совершенное предвидение, т. е. субъекты не знают, какая ситуация сложится на рынке в результате их действий, и поэтому вынуждены ориентироваться на собственные прогнозы;
– прогнозы строятся на основе всей доступной и значимой для субъектов информации;
– ожидания субъектов рациональны в том смысле, что они получены при оптимальном, с точки зрения критерия максимизации, использовании информации;
– равновесие рассматривается не как результат одномоментного состояния, а как процесс выравнивания спроса и предложения.
Эти предпосылки позволили новым классикам обобщить равновесный подход Вальраса – придать ему динамический характер и на основе новых представлений о поведении субъектов создать микротеорию, объясняющую важнейшие экономические проблемы – цикл и инфляцию.
Применение новыми классиками гипотезы рациональных ожиданий к анализу соотношения безработицы и инфляции привело их к выводу о несостоятельности и кейнсианской, и монетаристской трактовок кривой Филлипса. Они предложили собственную ее интерпретацию. Сторонники теории рациональных ожиданий соглашаются с монетаристами, что уровень безработицы совпадает с его естественным значением, а кривая Филлипса первоначально имеет форму вертикальной прямой. Однако далее они утверждают, что государство не в состоянии контролировать соотношение безработицы и инфляции не только в долгосрочном периоде, как считали кейнсианцы, но и в краткосрочном, как полагали монетаристы. Они делают вывод: правильное понимание того, как формируются ожидания, ведет к заключению, что краткосрочная стабилизационная политика несовершенна.
Рассмотрим эту ситуацию. Допустим, правительство решило проводить стимулирующую политику. Поскольку рабочие знают об этом, то у них формируются ожидают инфляционные ожидания. Они предвидят, что в будущем произойдет сокращение их реальной заработной платы. Следовательно, они моментально включают эту ожидаемую инфляцию в свои требования о повышении номинальной заработной платы. Если предположить, что рабочие правильно и в полной мере учитывают размер ценовой инфляции и корректируют свои текущие требования к номинальной заработной плате, чтобы поддержать свою реальную заработную плату, то тогда даже временного повышения прибыли, производства и занятости не произойдет.
Новые классики предложили два варианта ответа на вопрос об источнике циклических колебаний: первый связан со случайными воздействиями и несовершенством информации, второй исходит из реального сектора экономики.
Рассмотрим сначала теорию несовершенной информации. Суть предположения о несовершенстве информации заключается в признании различий в знаниях людей относительно динамики цен в зависимости от степени «соприкосновения» индивидов с соответствующими товарами. Считается, что люди лучше осведомлены о ценах на товары, которые они производят и продают, чем о ценах на товары, которые они покупают. Для иллюстрации этого используется «островная» модель.
Рынок каждого отдельного товара похож на остров. Каждый товаропроизводитель подобно островитянину не обладает полной информацией о том, что делается на других островах (или рынках). Поэтому, когда наблюдается рост цен на товар, он не знает точно его причину. Ему неизвестно, является ли рост цен следствием повышения спроса или увеличения количества денег в обращении. Индивиды и фирмы, действующие в соответствии с концепцией рациональных ожиданий, расценивают повышение цены на локальном рынке частично как следствие общего роста цен, а частично как результат изменения относительной цены товара. Значит, даже если повышение цены товара целиком обусловлено общим подъемом цен, то рационально думающий товаропроизводитель все равно предполагает, что на некую величину возросла и относительная цена товара. В итоге он расширяет производство, к нему присоединяются другие островитяне – товаропроизводители, и в экономике наблюдается подъем.
В 1970-е гг. эта концепция привлекла внимание экономистов, поскольку, опираясь на классический равновесный подход, объясняла факт воздействия изменений в денежной сфере на реальной сектор. Однако достаточно быстро критики обнаружили ее противоречивость – несоответствие между поведением людей при изменении цен на рынке и при формировании ожиданий. В первом случае оно рационально, а во втором – нет.
На смену теории несовершенной конкуренции пришла теория реального делового цикла. Согласно данной концепции источник циклических колебаний находится в реальном секторе экономики. Это могут быть организационные нововведения, научно-технический прогресс, рост государственных расходов и т. д. Новизна этого варианта объяснения циклических колебаний заключается в самом передаточном механизме, посредством которого первоначальный импульс распространяется в экономике. Его роль в этой теории играет межвременное замещение труда и досуга.
В каждый конкретный момент рациональный субъект принимает решение, касающееся временного распределения соотношения между трудом и досугом. Его решение зависит от двух факторов: соотношения текущих и будущих ставок заработной платы и процента, поскольку заработанные деньги завтра имеют иную стоимость. Работа становиться более предпочтительной, если выше процент и сегодняшняя ставка заработной платы по сравнению с завтрашней.
Покажем это на примере. Предположим, что с началом войны объем государственных закупок резко вырос. Следуя логике новых классиков, это приведет к росту процента, что сделает работу в настоящем более привлекательной, следовательно, вырастет уровень занятости и объема производства.
Несмотря на то что данный вариант объяснения циклических колебаний выглядит более убедительно и соответствует общему ходу рассуждения теории рациональных ожиданий, критики говорят о ее нереалистичности.
Одной из важнейших проблем макроэкономической политики, с точки зрения новых классиков, является уровень доверия к правительству со стороны экономических агентов, так как в случае его отсутствия или низкого уровня правительство не сможет достигнуть поставленных целей. Уровень доверия зависит от следующих обстоятельств:
– учета экономическими агентами прошлого опыта данного правительства при оценке его способности успешно осуществить те или иные меры;
– политической стабильности в обществе и устойчивости правительства;
– последовательности проведения правительством декларируемого политического курса.
Так, правительство может объявить конкретную политику, а по истечении определенного периода предпринять действия, противоречащие ранее заявленным намерениям, и таким образом обмануть экономических агентов. Причем обман может быть непреднамеренным и связанным с так называемой несовместимостью во времени, т. е. неверной оценкой будущих условий осуществления текущих намерений. В момент провозглашения стратегия казалась правительству оптимальной и осуществимой, но через некоторое время, в силу изменившихся обстоятельств, она может быть признана неосуществимой либо социальная цена ее реализации слишком высокой, и поэтому правительство вынуждено прибегнуть к другой стратегии, более соответствующей сложившимся условиям.
Такие действия подрывают доверие не только к данному правительству, но и к будущим в связи с тем, что у экономических агентов формируется стереотип недоверия правительству как институту власти. Таким образом, сторонники теории рациональных ожиданий подчеркивают, что неэффективность дискреционной макроэкономической политики связана не с набором тех или иных инструментов, а обусловлена реакцией экономических агентов на ожидаемые результаты этой политики.
Согласно новой классической макроэкономике, если государство не проводит активной стабилизационной политики или она предсказуема и ожидаема, то величина национального дохода колеблется около его значения при полной занятости и отклоняется от него только по двум причинам: в результате экзогенных шоков и/или вследствие неожиданных стабилизационных мероприятий правительства, или так называемой политики сюрпризов, из-за которой возникают информационные проблемы у экономических субъектов.
Отрицая эффективность любой политики, реагирующей на текущую ситуацию и воздействующую на спрос, сторонники теории рациональных ожиданий допускают целесообразность политики, влияющей на институциональную среду, имеющей целью уменьшение «трения» в экономике. В этом отношении точка зрения новых классиков близка позиции неортодоксального монетариста Д. Лейдлера.
Некоторые исходные положения новой классической макроэкономики подвергаются серьезной критике. Во-первых, предположение о гибкости и высокой подвижности цен. На рынке с преобладанием структур несовершенной конкуренции цены не являются высокоэластичными. Во-вторых, при принятии решений хозяйствующие субъекты не всегда руководствуются рациональными ожиданиями. В-третьих, даже допуская положение о несмещенных прогнозах, невозможно отрицать, что домохозяйства и фирмы все же могут, хотя бы иногда, неправильно оценивать ситуацию и принимать неверные решения, в силу этого, в-четвертых, рынки не всегда находятся в состоянии равновесия.
В 70-е – начале 80-х гг. ХХ в. сформировалась и получила широкую известность одна из перспективных научно-исследовательских программ современной экономической науки. Первоначально она называлась теория рациональных ожиданий, но в настоящее время ее чаще именуют новой классической макроэкономикой или новой классикой. Последнее название закрепилось за ней, поскольку ее создатели построили макроэкономическую модель экономики на основе и в соответствии с принципами неоклассической микроэкономики. Идеологическая программа данной школы близка монетаризму, поэтому на первых порах большинство экономистов воспринимали теорию рациональных ожиданий как разновидность монетаризма, его вторую волну. Однако сторонники этой концепции пошли дальше монетаристов и довели до логического конца их идею об ограниченности воздействия денежной политики на экономику, заявив, что последняя практически не оказывает существенного влияния на нее. К такому выводу они пришли, развивая идею о влиянии ожиданий экономических субъектов на результаты проводимой правительством политики. Лидерами новых классиков являются Р. Лукас, Т. Саржент, Н. Уоллес, Э. Прескет, Р. Барроу, Б. Маккалум, которые прочно заняли свое место среди элиты научного сообщества. Признанием важности идей, развиваемых новыми классиками, является присуждение в 1995 г. Нобелевской премии по экономике Р. Лукасу, а в 2005 г. – Э. Прескотту.
Исходный тезис новой школы – гипотеза рациональных ожиданий, сформулирована в 1961 г. в статьях американского экономиста Дж. Мута. Смысл ее заключается в том, что для прогнозирования будущего физические лица и фирмы эффективно используют всю доступную информацию об экономике и поэтому не делают систематических ошибок в предсказаниях, а следовательно, их ожидания могут считаться рациональными. Первоначально идея Дж. Мута не вызвала интереса у коллег, поскольку ее автор не делал никаких макроэкономических обобщений и рассматривал ее как технический принцип построения моделей.
В 1970-х гг. эта идея была востребована учеными для объяснения проблем, с которыми столкнулась экономика в связи со стагфляцией. Р. Лукас, Т. Саржент, Н. Уоллес выдвинули предположение, что неэффективная кейнсианская политика управления спросом в решении актуальных макроэкономических проблем американской экономики объясняется тем, что экономические агенты формируют свои ожидания на основе той же самой информации, которая имеется в распоряжении политиков и, следовательно, действуют так, чтобы нейтрализовать ценовые изменения, делают это таким же способом, каким этот рынок определяет фактические цены. Кроме того, новые классики считают, что деньги сверхнейтральны, т. е. они не допускают возможности влияния денег на реальный сектор экономики даже в краткосрочном периоде, как монетаристы.
Признание неэффективности кейнсианского стимулирования спроса и нейтральности денег приводит к шокирующему выводу. Правительство, заявляют новые классики, при определенном стечении обстоятельств может оказать разовое краткосрочное воздействие на некоторые экономические показатели, но независимо от того, какого курса оно придерживается – кейнсианского или монетаристкого, изменить естественный ход цикла оно не может, поскольку не имеет реальных рычагов воздействия на экономику. Таким образом, активная макроэкономическая политика есть не что иное, как имитация целенаправленных действий ценой внесения дополнительного хаоса в экономическую жизнь.
Теоретической основной концепции новой классической макроэкрономики является усовершенствованный вариант модели Вальраса. Улучшения касаются представлений о равновесии и поведении экономических агентов в условиях неопределенности.
Модели новых классиков опираются на следующие предпосылки:
– экономические субъекты ведут себя рационально в том смысле, что стремятся к максимальному достижению цели, ориентируясь при этом и на текущие, и на возможные в будущем состояния рынка;
– в системе отсутствует совершенное предвидение, т. е. субъекты не знают, какая ситуация сложится на рынке в результате их действий, и поэтому вынуждены ориентироваться на собственные прогнозы;
– прогнозы строятся на основе всей доступной и значимой для субъектов информации;
– ожидания субъектов рациональны в том смысле, что они получены при оптимальном, с точки зрения критерия максимизации, использовании информации;
– равновесие рассматривается не как результат одномоментного состояния, а как процесс выравнивания спроса и предложения.
Эти предпосылки позволили новым классикам обобщить равновесный подход Вальраса – придать ему динамический характер и на основе новых представлений о поведении субъектов создать микротеорию, объясняющую важнейшие экономические проблемы – цикл и инфляцию.
Применение новыми классиками гипотезы рациональных ожиданий к анализу соотношения безработицы и инфляции привело их к выводу о несостоятельности и кейнсианской, и монетаристской трактовок кривой Филлипса. Они предложили собственную ее интерпретацию. Сторонники теории рациональных ожиданий соглашаются с монетаристами, что уровень безработицы совпадает с его естественным значением, а кривая Филлипса первоначально имеет форму вертикальной прямой. Однако далее они утверждают, что государство не в состоянии контролировать соотношение безработицы и инфляции не только в долгосрочном периоде, как считали кейнсианцы, но и в краткосрочном, как полагали монетаристы. Они делают вывод: правильное понимание того, как формируются ожидания, ведет к заключению, что краткосрочная стабилизационная политика несовершенна.
Рассмотрим эту ситуацию. Допустим, правительство решило проводить стимулирующую политику. Поскольку рабочие знают об этом, то у них формируются ожидают инфляционные ожидания. Они предвидят, что в будущем произойдет сокращение их реальной заработной платы. Следовательно, они моментально включают эту ожидаемую инфляцию в свои требования о повышении номинальной заработной платы. Если предположить, что рабочие правильно и в полной мере учитывают размер ценовой инфляции и корректируют свои текущие требования к номинальной заработной плате, чтобы поддержать свою реальную заработную плату, то тогда даже временного повышения прибыли, производства и занятости не произойдет.
Новые классики предложили два варианта ответа на вопрос об источнике циклических колебаний: первый связан со случайными воздействиями и несовершенством информации, второй исходит из реального сектора экономики.
Рассмотрим сначала теорию несовершенной информации. Суть предположения о несовершенстве информации заключается в признании различий в знаниях людей относительно динамики цен в зависимости от степени «соприкосновения» индивидов с соответствующими товарами. Считается, что люди лучше осведомлены о ценах на товары, которые они производят и продают, чем о ценах на товары, которые они покупают. Для иллюстрации этого используется «островная» модель.
Рынок каждого отдельного товара похож на остров. Каждый товаропроизводитель подобно островитянину не обладает полной информацией о том, что делается на других островах (или рынках). Поэтому, когда наблюдается рост цен на товар, он не знает точно его причину. Ему неизвестно, является ли рост цен следствием повышения спроса или увеличения количества денег в обращении. Индивиды и фирмы, действующие в соответствии с концепцией рациональных ожиданий, расценивают повышение цены на локальном рынке частично как следствие общего роста цен, а частично как результат изменения относительной цены товара. Значит, даже если повышение цены товара целиком обусловлено общим подъемом цен, то рационально думающий товаропроизводитель все равно предполагает, что на некую величину возросла и относительная цена товара. В итоге он расширяет производство, к нему присоединяются другие островитяне – товаропроизводители, и в экономике наблюдается подъем.
В 1970-е гг. эта концепция привлекла внимание экономистов, поскольку, опираясь на классический равновесный подход, объясняла факт воздействия изменений в денежной сфере на реальной сектор. Однако достаточно быстро критики обнаружили ее противоречивость – несоответствие между поведением людей при изменении цен на рынке и при формировании ожиданий. В первом случае оно рационально, а во втором – нет.
На смену теории несовершенной конкуренции пришла теория реального делового цикла. Согласно данной концепции источник циклических колебаний находится в реальном секторе экономики. Это могут быть организационные нововведения, научно-технический прогресс, рост государственных расходов и т. д. Новизна этого варианта объяснения циклических колебаний заключается в самом передаточном механизме, посредством которого первоначальный импульс распространяется в экономике. Его роль в этой теории играет межвременное замещение труда и досуга.
В каждый конкретный момент рациональный субъект принимает решение, касающееся временного распределения соотношения между трудом и досугом. Его решение зависит от двух факторов: соотношения текущих и будущих ставок заработной платы и процента, поскольку заработанные деньги завтра имеют иную стоимость. Работа становиться более предпочтительной, если выше процент и сегодняшняя ставка заработной платы по сравнению с завтрашней.
Покажем это на примере. Предположим, что с началом войны объем государственных закупок резко вырос. Следуя логике новых классиков, это приведет к росту процента, что сделает работу в настоящем более привлекательной, следовательно, вырастет уровень занятости и объема производства.
Несмотря на то что данный вариант объяснения циклических колебаний выглядит более убедительно и соответствует общему ходу рассуждения теории рациональных ожиданий, критики говорят о ее нереалистичности.
Одной из важнейших проблем макроэкономической политики, с точки зрения новых классиков, является уровень доверия к правительству со стороны экономических агентов, так как в случае его отсутствия или низкого уровня правительство не сможет достигнуть поставленных целей. Уровень доверия зависит от следующих обстоятельств:
– учета экономическими агентами прошлого опыта данного правительства при оценке его способности успешно осуществить те или иные меры;
– политической стабильности в обществе и устойчивости правительства;
– последовательности проведения правительством декларируемого политического курса.
Так, правительство может объявить конкретную политику, а по истечении определенного периода предпринять действия, противоречащие ранее заявленным намерениям, и таким образом обмануть экономических агентов. Причем обман может быть непреднамеренным и связанным с так называемой несовместимостью во времени, т. е. неверной оценкой будущих условий осуществления текущих намерений. В момент провозглашения стратегия казалась правительству оптимальной и осуществимой, но через некоторое время, в силу изменившихся обстоятельств, она может быть признана неосуществимой либо социальная цена ее реализации слишком высокой, и поэтому правительство вынуждено прибегнуть к другой стратегии, более соответствующей сложившимся условиям.
Такие действия подрывают доверие не только к данному правительству, но и к будущим в связи с тем, что у экономических агентов формируется стереотип недоверия правительству как институту власти. Таким образом, сторонники теории рациональных ожиданий подчеркивают, что неэффективность дискреционной макроэкономической политики связана не с набором тех или иных инструментов, а обусловлена реакцией экономических агентов на ожидаемые результаты этой политики.
Согласно новой классической макроэкономике, если государство не проводит активной стабилизационной политики или она предсказуема и ожидаема, то величина национального дохода колеблется около его значения при полной занятости и отклоняется от него только по двум причинам: в результате экзогенных шоков и/или вследствие неожиданных стабилизационных мероприятий правительства, или так называемой политики сюрпризов, из-за которой возникают информационные проблемы у экономических субъектов.
Отрицая эффективность любой политики, реагирующей на текущую ситуацию и воздействующую на спрос, сторонники теории рациональных ожиданий допускают целесообразность политики, влияющей на институциональную среду, имеющей целью уменьшение «трения» в экономике. В этом отношении точка зрения новых классиков близка позиции неортодоксального монетариста Д. Лейдлера.
Некоторые исходные положения новой классической макроэкономики подвергаются серьезной критике. Во-первых, предположение о гибкости и высокой подвижности цен. На рынке с преобладанием структур несовершенной конкуренции цены не являются высокоэластичными. Во-вторых, при принятии решений хозяйствующие субъекты не всегда руководствуются рациональными ожиданиями. В-третьих, даже допуская положение о несмещенных прогнозах, невозможно отрицать, что домохозяйства и фирмы все же могут, хотя бы иногда, неправильно оценивать ситуацию и принимать неверные решения, в силу этого, в-четвертых, рынки не всегда находятся в состоянии равновесия.