8.4. Английская школа маржинализма
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68
Одним из основоположников теории маржинализма и основателем английской школы является Уильям Стенли Джевонс (1835–1882) – английский экономист и статистик, профессор логики, философии и политической экономии в Манчестере и Лондоне. Его основными работами являются «Теория политической экономии» (1871) и «Принципы науки – трактат о логике и научном методе» (1874). Он активно пропагандировал применение математических методов в экономике и описание экономических явлений математическими терминами, использование статистической информации. При исследовании основных экономических категорий У. Джевонс стал применять дифференциальное исчисление.
У. Джевонс считал, что основной целью в экономике является максимизация удовольствия. Чистое удовольствие является разностью между общим удовольствием и общим страданием. Он называл товаром вещество, действие, или услугу, приносящую удовольствие и предотвращающую страдание, т. е. обладающую полезностью. Введенное У. Джевонсом понятие «нетовар» означает предмет, потребление которого не приносит удовольствия, но и не причиняет страдания. Понятие «антитовар» у него означает предмет или действие, не приносящее удовольствия и доставляющее страдание.
Труд рассматривается У. Джевонсом как болезненное напряжение ума или тела, т. е. труд сопровождается страданием и обладает антиполезностью. Тягость труда, его антиполезность возрастают по мере его продолжительности. Человек будет работать до тех пор, пока предельные тяготы труда не превысят предельную полезность производимого продукта.
У. Джевонс считает полезность блага функцией от его количества. Он дает формулировку закона убывающей предельной полезности: последняя степень полезности (бесконечно малое приращение) блага убывает вместе с возрастанием количества блага. Цена товара определяется его предельной полезностью. В теории У. Джевонса издержки производства и объем предложения товара воздействуют на цену опосредованно. Антиполезность труда через издержки производства влияет на объем предложения. Предложение товара обусловливает последнюю степень его полезности: чем больше товара, тем ниже последняя степень полезности. В свою очередь последняя степень полезности определяет цену товара. При этом к моменту формирования цены объем предложения на рынке уже сложился, он зафиксирован. Этот подход противоречит современной трактовке выражения рыночной цены через установление равновесия между объемами спроса и предложения.
Рассматривая теорию обмена, У. Джевонс вывел математическими методами следующее правило: меновое соотношение товаров обратно соотношению их последних степеней полезности для участвующих в обмене лиц.
Дифференциацию доходов в обществе У. Джевонс оправдывал различием в природных способностях и считал, что малоимущие сами должны заботиться о себе, не ожидая поддержки общества.
В работе «Исследование денежного обращения и финансов», вышедшей в свет в 1884 г., уже после смерти автора, рассмотрены экономические циклы с периодом около 11 лет (циклы Джевонса). Причину возникновения циклических колебаний ученый видел во влиянии солнечной активности на сельскохозяйственное производство, цены на зерно и торговую активность.
Френсис Исидро Эджуорт (1845–1926) – английский экономист. В 1881 г. вышла его книга «Математическая психология», в которой он впервые определил полезность как функцию от количества не одного, а сразу нескольких благ и ввел графическую интерпретацию функции полезности в виде кривых безразличия. В современной теории потребительского выбора кривые безразличия имеют другой вид, чем у Ф. Эджуорта. Его теория была позднее дополнена В. Парето, назвавшим трехмерную диаграмму с кривыми безразличия «коробкой Эджуорта».
Рассматривая рыночный обмен для разного числа участников рынка, Ф. Эждуорт сформулировал так называемую предельную теорему: если число продавцов и потребителей бесконечно велико, то равновесие обмена, в том числе цена, строго определены.
Ф. Эджуорт предложил правило максимизации прибыли, вошедшее во все современные учебники по экономике: фирме следует увеличивать объем производства до тех пор, пока предельные издержки не станут равны предельному доходу.
Одним из основоположников теории маржинализма и основателем английской школы является Уильям Стенли Джевонс (1835–1882) – английский экономист и статистик, профессор логики, философии и политической экономии в Манчестере и Лондоне. Его основными работами являются «Теория политической экономии» (1871) и «Принципы науки – трактат о логике и научном методе» (1874). Он активно пропагандировал применение математических методов в экономике и описание экономических явлений математическими терминами, использование статистической информации. При исследовании основных экономических категорий У. Джевонс стал применять дифференциальное исчисление.
У. Джевонс считал, что основной целью в экономике является максимизация удовольствия. Чистое удовольствие является разностью между общим удовольствием и общим страданием. Он называл товаром вещество, действие, или услугу, приносящую удовольствие и предотвращающую страдание, т. е. обладающую полезностью. Введенное У. Джевонсом понятие «нетовар» означает предмет, потребление которого не приносит удовольствия, но и не причиняет страдания. Понятие «антитовар» у него означает предмет или действие, не приносящее удовольствия и доставляющее страдание.
Труд рассматривается У. Джевонсом как болезненное напряжение ума или тела, т. е. труд сопровождается страданием и обладает антиполезностью. Тягость труда, его антиполезность возрастают по мере его продолжительности. Человек будет работать до тех пор, пока предельные тяготы труда не превысят предельную полезность производимого продукта.
У. Джевонс считает полезность блага функцией от его количества. Он дает формулировку закона убывающей предельной полезности: последняя степень полезности (бесконечно малое приращение) блага убывает вместе с возрастанием количества блага. Цена товара определяется его предельной полезностью. В теории У. Джевонса издержки производства и объем предложения товара воздействуют на цену опосредованно. Антиполезность труда через издержки производства влияет на объем предложения. Предложение товара обусловливает последнюю степень его полезности: чем больше товара, тем ниже последняя степень полезности. В свою очередь последняя степень полезности определяет цену товара. При этом к моменту формирования цены объем предложения на рынке уже сложился, он зафиксирован. Этот подход противоречит современной трактовке выражения рыночной цены через установление равновесия между объемами спроса и предложения.
Рассматривая теорию обмена, У. Джевонс вывел математическими методами следующее правило: меновое соотношение товаров обратно соотношению их последних степеней полезности для участвующих в обмене лиц.
Дифференциацию доходов в обществе У. Джевонс оправдывал различием в природных способностях и считал, что малоимущие сами должны заботиться о себе, не ожидая поддержки общества.
В работе «Исследование денежного обращения и финансов», вышедшей в свет в 1884 г., уже после смерти автора, рассмотрены экономические циклы с периодом около 11 лет (циклы Джевонса). Причину возникновения циклических колебаний ученый видел во влиянии солнечной активности на сельскохозяйственное производство, цены на зерно и торговую активность.
Френсис Исидро Эджуорт (1845–1926) – английский экономист. В 1881 г. вышла его книга «Математическая психология», в которой он впервые определил полезность как функцию от количества не одного, а сразу нескольких благ и ввел графическую интерпретацию функции полезности в виде кривых безразличия. В современной теории потребительского выбора кривые безразличия имеют другой вид, чем у Ф. Эджуорта. Его теория была позднее дополнена В. Парето, назвавшим трехмерную диаграмму с кривыми безразличия «коробкой Эджуорта».
Рассматривая рыночный обмен для разного числа участников рынка, Ф. Эждуорт сформулировал так называемую предельную теорему: если число продавцов и потребителей бесконечно велико, то равновесие обмена, в том числе цена, строго определены.
Ф. Эджуорт предложил правило максимизации прибыли, вошедшее во все современные учебники по экономике: фирме следует увеличивать объем производства до тех пор, пока предельные издержки не станут равны предельному доходу.