1. Финансы, сущность и понятие
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56
Финансы – особая форма экономических отношений по поводу образования, распределения денежного дохода и накоплений предприятий и работников, создания централизованных и децентрализованных фондов.
Термин «finansia» возник в торговых городах Италии в XIII в. В истории финансов можно выделить три этапа:
1) развитие государственных финансов (XVIII в);
2) финансы предприятий Научно-техническая революция привела к укрупнению мануфактур, следовательно, к росту объема произведенного. В XX в появляются транснациональные компании (ТНК);
3) развитие финансов домохозяйств (середина XX в)
Сущность финансов – стоимостная форма движения товара порождает соответствующий денежный оборот и экономические отношения распределительного характера
Роль финансов состоит в распределении и перераспределении созданного продукта в денежной форме между субъектами хозяйствования и направлениями использования этих средств.
Отличительные признаки финансовых отношений:
1) денежный характер отношений;
2) фондовый характер отношений;
3) разные права субъектов, вступающих в отношения.
Субъекты финансовых отношений – это предприятия и предприниматели, работающее население и государства, постоянно вступающие во взаимодействие между собой, образуя при этом финансовые потоки Их масштаб и интенсивность зависят от активности субъектов и социальной политики государства.
Функции финансов:
1) распределительная функция – это распределение национального дохода (создание основных первичных доходов: заработная плата, доходы предприятия материальной и нематериальной сферы);
2) контрольная функция. Контроль за распределением внутреннего валового продукта (ВВП) по соответствующим фондам и расходованием их по назначению.
Целью является бережное расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов, проверка соблюдения норм и законов.
Осуществляется через финансовые органы.
Контроль может быть общегосударственным, внутрихозяйственным, общественным и независимым (аудиторство);
3) стимулирующая функция. Через финансовые рычаги (бюджет, цены и тарифы, налоги, экспортно-импортные пошлины, льготы) государство оказывает влияние на развитие отраслей и предприятий, таким образом сдерживая или стимулируя развитие экономических процессов.
Финансовый механизм – это система установленных государственных форм, видов и методов организации финансовых отношений.
К элементам финансового механизма относятся налоговые ставки, налоговая база, нормы обязательного резервирования, уровень нормированных расходов.
Финансовый механизм подразделяется на следующие виды:
1) директивный (налоги, государственный кредит, бюджетное финансирование, бюджетное устройство, финансовое планирование);
2) регулирующий (определяет основное отношение в конкретном сегменте финансов, не затрагивая прямо интересы государства).
Финансы – особая форма экономических отношений по поводу образования, распределения денежного дохода и накоплений предприятий и работников, создания централизованных и децентрализованных фондов.
Термин «finansia» возник в торговых городах Италии в XIII в. В истории финансов можно выделить три этапа:
1) развитие государственных финансов (XVIII в);
2) финансы предприятий Научно-техническая революция привела к укрупнению мануфактур, следовательно, к росту объема произведенного. В XX в появляются транснациональные компании (ТНК);
3) развитие финансов домохозяйств (середина XX в)
Сущность финансов – стоимостная форма движения товара порождает соответствующий денежный оборот и экономические отношения распределительного характера
Роль финансов состоит в распределении и перераспределении созданного продукта в денежной форме между субъектами хозяйствования и направлениями использования этих средств.
Отличительные признаки финансовых отношений:
1) денежный характер отношений;
2) фондовый характер отношений;
3) разные права субъектов, вступающих в отношения.
Субъекты финансовых отношений – это предприятия и предприниматели, работающее население и государства, постоянно вступающие во взаимодействие между собой, образуя при этом финансовые потоки Их масштаб и интенсивность зависят от активности субъектов и социальной политики государства.
Функции финансов:
1) распределительная функция – это распределение национального дохода (создание основных первичных доходов: заработная плата, доходы предприятия материальной и нематериальной сферы);
2) контрольная функция. Контроль за распределением внутреннего валового продукта (ВВП) по соответствующим фондам и расходованием их по назначению.
Целью является бережное расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов, проверка соблюдения норм и законов.
Осуществляется через финансовые органы.
Контроль может быть общегосударственным, внутрихозяйственным, общественным и независимым (аудиторство);
3) стимулирующая функция. Через финансовые рычаги (бюджет, цены и тарифы, налоги, экспортно-импортные пошлины, льготы) государство оказывает влияние на развитие отраслей и предприятий, таким образом сдерживая или стимулируя развитие экономических процессов.
Финансовый механизм – это система установленных государственных форм, видов и методов организации финансовых отношений.
К элементам финансового механизма относятся налоговые ставки, налоговая база, нормы обязательного резервирования, уровень нормированных расходов.
Финансовый механизм подразделяется на следующие виды:
1) директивный (налоги, государственный кредит, бюджетное финансирование, бюджетное устройство, финансовое планирование);
2) регулирующий (определяет основное отношение в конкретном сегменте финансов, не затрагивая прямо интересы государства).