32. Проведение финансового анализа на предприятии. Этапы и методы
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56
Оценка финансового состояния предприятия является основной целью финансового анализа. Субъектами финансового анализа являются непосредственно заинтересованные пользователи (кредиторы, которых интересует платежеспособность и ликвидность предприятия) и акционеры (их интересует эффективность использования ресурсов, прибыль предприятия, получение более высокого уровня дивидендов).
Существует три основных этапа финансового анализа.
1. Уточнение целей анализа и подхода к его проведению (сравнение показателей предприятия со среднеотраслевыми показателями, нормативными значениями, с показателями предшествующих периодов, с плановыми показателями, с показателями предприятий-конкурентов).
2. Оценка представленной информации (точность и достоверность).
3. Определение методов проведения анализа.
В ходе проведения финансового анализа можно использовать следующие методы:
1) анализ абсолютных показателей на основе чтения бухгалтерского баланса;
2) горизонтальный (временной), т. е. сравнение значений каждой позиции отчетности данного периода с предыдущим периодом;
3) вертикальный (структурный), т. е. определение структуры полученных в итоге финансовых показателей при влиянии каждой позиции отчетности;
4) трендовый анализ – составление прогнозного анализа на будущий период на основе определения динамики показателей;
5) пространственный анализ – расчет сводных показателей отчетности предприятия (дочерних фирм, филиалов и т. д.);
6) анализ относительных показателей (коэффициентов) – определение взаимосвязи показателей;
7) факторный анализ – определение отдельных факторов, которые могут влиять на результативные показатели.
В финансовом анализе обширно применяются формализованные критерии, т. е. показатели и коэффициенты, рассчитываемые по установленным формулам. Полученные значения подвергаются анализу как по абсолютной величине, так и в динамике (т. е. рассчитываются тенденции их увеличения или снижения). Потом они сравниваются с данными за прошлые периоды нормативными коэффициентами (эталонами), среднестатистическими показателями по отрасли или группе подобных предприятий. Формализованность такого подхода проявляется в том, что найденное значение показателя или коэффициента подтверждает вполне конкретное состояние дел на предприятии.
В результате проведения финансового анализа нужно учитывать различные факторы, такие как достоверность бухгалтерской отчетности, эффективность применяемых методов планирования, использование разных методов учета (учетной политики), статичность используемых коэффициентов, уровень диверсификации деятельности других предприятий.
Сложность ситуации на сегодняшний день состоит в том, что в большем числе организаций работники бухгалтерской службы не обладают методами финансового анализа, а специалисты, которые ими владеют, в том числе и руководство, обычно не умеют читать документы синтетического и аналитического бухгалтерского учета.
Оценка финансового состояния предприятия является основной целью финансового анализа. Субъектами финансового анализа являются непосредственно заинтересованные пользователи (кредиторы, которых интересует платежеспособность и ликвидность предприятия) и акционеры (их интересует эффективность использования ресурсов, прибыль предприятия, получение более высокого уровня дивидендов).
Существует три основных этапа финансового анализа.
1. Уточнение целей анализа и подхода к его проведению (сравнение показателей предприятия со среднеотраслевыми показателями, нормативными значениями, с показателями предшествующих периодов, с плановыми показателями, с показателями предприятий-конкурентов).
2. Оценка представленной информации (точность и достоверность).
3. Определение методов проведения анализа.
В ходе проведения финансового анализа можно использовать следующие методы:
1) анализ абсолютных показателей на основе чтения бухгалтерского баланса;
2) горизонтальный (временной), т. е. сравнение значений каждой позиции отчетности данного периода с предыдущим периодом;
3) вертикальный (структурный), т. е. определение структуры полученных в итоге финансовых показателей при влиянии каждой позиции отчетности;
4) трендовый анализ – составление прогнозного анализа на будущий период на основе определения динамики показателей;
5) пространственный анализ – расчет сводных показателей отчетности предприятия (дочерних фирм, филиалов и т. д.);
6) анализ относительных показателей (коэффициентов) – определение взаимосвязи показателей;
7) факторный анализ – определение отдельных факторов, которые могут влиять на результативные показатели.
В финансовом анализе обширно применяются формализованные критерии, т. е. показатели и коэффициенты, рассчитываемые по установленным формулам. Полученные значения подвергаются анализу как по абсолютной величине, так и в динамике (т. е. рассчитываются тенденции их увеличения или снижения). Потом они сравниваются с данными за прошлые периоды нормативными коэффициентами (эталонами), среднестатистическими показателями по отрасли или группе подобных предприятий. Формализованность такого подхода проявляется в том, что найденное значение показателя или коэффициента подтверждает вполне конкретное состояние дел на предприятии.
В результате проведения финансового анализа нужно учитывать различные факторы, такие как достоверность бухгалтерской отчетности, эффективность применяемых методов планирования, использование разных методов учета (учетной политики), статичность используемых коэффициентов, уровень диверсификации деятельности других предприятий.
Сложность ситуации на сегодняшний день состоит в том, что в большем числе организаций работники бухгалтерской службы не обладают методами финансового анализа, а специалисты, которые ими владеют, в том числе и руководство, обычно не умеют читать документы синтетического и аналитического бухгалтерского учета.