1. ПОНЯТИЕ И НЕОБХОДИМОСТЬ АУДИТА

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 

Аудит – это независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству РФ, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия.

Понятие аудита и его цели даны в Правиле (Стандарте) аудиторской деятельности «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности».

Под аудитом бухгалтерской отчетности понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Целями аудита бухгалтерской отчетности являются формирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.

В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно:

1) соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации; 2)соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организации о деятельности экономического субъекта. Содержание, объем и формы отчетности определяются соответствующим законом РФ или нормативными актами Совмина – Правительства РФ. В частности, отчетность банков и других кредитных учреждений – нормативными актами ЦБ РФ.

В соответствии с законодательством Российской Федерации подавляющее большинство экономических субъектов России подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке.

К таким субъектам отнесены:

– банки и другие кредитные учреждения;

– открытые акционерные общества;

– организации, в уставном капитале которых имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам;

– страховые организации и общества взаимного страхования;

– товарные и фондовые биржи;

– инвестиционные институты;

– внебюджетные фонды;

– благотворительные и другие неинвестиционные фонды с добровольными отчислениями юридических и физических лиц;

– другие экономические субъекты, за исключением полностью находящихся в государственной или муниципальной собственности, при определенных критериях.

Кроме обязательной аудиторской проверки, затраты на проведение которой включают в себестоимость продукции (издержки обращения), организации могут прибегать к услугам аудиторских фирм по собственной инициативе. При этом преследуется цель провести своеобразную экспертизу бизнеса и поставку бухгалтерского учета для оптимизации налоговых выплат и своевременного устранения недостатков в учете.

В настоящее время действует Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». До этого применялись Временные правила аудиторской деятельности в РФ, утвержденные Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263.

Аудиторы должны обладать глубокими знаниями. Кроме того, к ним предъявляют и высокие моральные требования.

Аудит – это независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству РФ, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия.

Понятие аудита и его цели даны в Правиле (Стандарте) аудиторской деятельности «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности».

Под аудитом бухгалтерской отчетности понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Целями аудита бухгалтерской отчетности являются формирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.

В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно:

1) соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации; 2)соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организации о деятельности экономического субъекта. Содержание, объем и формы отчетности определяются соответствующим законом РФ или нормативными актами Совмина – Правительства РФ. В частности, отчетность банков и других кредитных учреждений – нормативными актами ЦБ РФ.

В соответствии с законодательством Российской Федерации подавляющее большинство экономических субъектов России подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке.

К таким субъектам отнесены:

– банки и другие кредитные учреждения;

– открытые акционерные общества;

– организации, в уставном капитале которых имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам;

– страховые организации и общества взаимного страхования;

– товарные и фондовые биржи;

– инвестиционные институты;

– внебюджетные фонды;

– благотворительные и другие неинвестиционные фонды с добровольными отчислениями юридических и физических лиц;

– другие экономические субъекты, за исключением полностью находящихся в государственной или муниципальной собственности, при определенных критериях.

Кроме обязательной аудиторской проверки, затраты на проведение которой включают в себестоимость продукции (издержки обращения), организации могут прибегать к услугам аудиторских фирм по собственной инициативе. При этом преследуется цель провести своеобразную экспертизу бизнеса и поставку бухгалтерского учета для оптимизации налоговых выплат и своевременного устранения недостатков в учете.

В настоящее время действует Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». До этого применялись Временные правила аудиторской деятельности в РФ, утвержденные Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263.

Аудиторы должны обладать глубокими знаниями. Кроме того, к ним предъявляют и высокие моральные требования.